Статья 'История возникновения масонства начала XVIII– конец XIX вв.' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Genesis: Historical research
Reference:

History of emergence of Freemasonry in the early XVIII – late XIX centuries

Khil'chenko Mariya Viktorovna

Assistant, English Language Teacher, the department of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia

117198, Russia, Yugo-Zapadnyi administrativnyi okrug (YuZAO), g. Moscow, ul. Miklukho-Maklaya, 6

mariyaviktorovnak@bk.ru

DOI:

10.25136/2409-868X.2021.2.32403

Received:

16-03-2020


Published:

07-03-2021


Abstract: This article is dedicated to the history of emergence of the Masonic lodge in England and disclosure of the concept of “freemason”. The author reveals and describes the peculiarities of the emergence of Freemasonry, tracing its evolution from the antiquity until the XIX century. Its ancient history is divided into the two main periods (prior and after 1717, i.e. the creation of the Grand Lodge in England). The article describes such events from the history of Freemasonry as the establishment of the First Grand Lodge in England; creation of the Premier Lodge, Anderson’s Constitutions, and the Third Degree; the Great Schism of Freemasonry that tool place 1877; the Taxil hoax. Analysis is conducted on the relationship between the English and French factions of Freemasonry. The obtained results are accurate, since the analysis of the history of Freemasonry was carried based on the wide range of historical facts. The comprehensive analysis of the history of emergence of Freemasonry is carried out for the first time within the Russian-language historical literature, which defines the scientific novelty of this work. The author outlines the further prospects for studying the history of Freemasonry, such as accumulation of the reliable scientific information on the early history of the lodge, examination of the history of other Masonic factions (French, Italian, etc.), as well as the origin of Freemasonry in Russia.


Keywords:

freemasonry, United Grand Lodge, fhistory of development, first Grand Lodge, Anderson constitutions, third degree, Grand lodges Ancient, Grand lodges Modern, Paris Commune, Taxila Hoax

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

История возникновения масонства начала XVIII– конец XIX вв.

Введение

Предлагаемая статья посвящена истории масонства XVIII–XIX вв., в частности образованию и развитию Объединенной Великой Ложи Англии (ОВЛА), главной ложи английских масонов, с основания которой начинается современная история этой организации. История масонства как научная дисциплина изучает создание, постепенное развитие и события, происходящие в этой тайной организации. В силу того, что масонство является закрытой организацией, у современных исследователей до сих пор достаточно мало достоверных научных данных о становлении и развитии масонства. Целью данной научной работы является описание происхождения масонства на основании трудов английских исследователей, которые занимались историей масонства, анализ и обобщение этих данных.

История масонства обычно разделяется на два периода: до и после образования ОВЛА в 1717 году. До этого времени факты существования масонства неизвестны. После образования ОВЛА история масонства была тщательно документирована и ясно прослеживается благодаря созданию сотен Великих Лож, которые быстро распространяются по всему миру. Используя аллегорический фундаментальный миф о строителях Храма царя Соломона, историки и псевдоисторики сводят вопрос о происхождении масонства к спекуляциям. Одни историки полагают, что пусть и скудные, но доступные свидетельства указывают на происхождение масонства как сообщества, которое образовалось из лож оперативных каменщиков Средневековья. Другие исследователи критиковали предположение, что масонство развилось из таких организаций и что каменщики были условно организованы в гильдии. Историки полагают, что нельзя утверждать это, опираясь только на тот факт, что братство использует каменную кладку в качестве основной аллегории для организации своей символики.

Известный немецкий историк Вильгельм Бегеман и английский исследователь Роберт Гулд впервые освободили историю масонства от мифов и легенд, начав полное и последовательное изучение исторических документов, их труды были опубликованы относительно недавно (Gould R. «Concise History of freemansory», 1903 – «Краткая история масонства»; Begemann W. Vorgeschichte und Anfange der Frei-maurerei in England», 1909 – «Доисторический период и начало масонства в Англии»). Опираясь на терминологию В. Бегемана, можно сказать, что старое масонство составляет его доисторический период, к которому относятся идейные предшественники позднейших масонов – алхимики и утописты XVII века с их проектами всемирных союзов и идеями преобразования человечества. Если старые организации каменщиков были номинальными предками масонства, то истинными духовными предками братства были именно эти представители дореволюционной европейской интеллигенции [14: 2-3].

История от исторического основания до 1717 года

Раннее развитие масонства разделяется на два отчетливых периода:

Первый период. Оперативное масонство – связано с ремеслом гильдии. Ритуальные элементы просты, и нет никаких доказательств существования рудиментарной философской системы.

Второй период. Масонство конца XVI века и XVII века. Сохранившиеся записи Шотландской ложи уже в 1630-х годах показывают процесс джентрификации – перехода от оперативного к спекулятивному масонству – о чем свидетельствует рост числа неоперативных членов в составе ложи [13: 7].

Достоверным историческим источником, утверждающим, что масонство появилось в период античности, является рукопись Холливелла, или Регийская поэма, которая, как полагают, датируется ок. 1390 года. Этот документ ссылается на несколько понятий и фраз, похожих на те, которые встречаются в масонстве. Сама же рукопись кажется разработкой более раннего исторического документа. Существует также рукопись Кука, недатированная рукописная конституция середины XV века, самая старая из готских конституций [2: 292-297].

Рассмотрим первое обязательное использование слова «масон» (фр. franc macon – вольный каменщик), которое обозначало члена тайного масонского общества, принявшего доктрину каменщиков. Масоном и франкмасоном (franc-macon) начали называть государственных и церковных вольнодумцев с появлением в Англии Устава Царства, принятого в 1495 году при Генрихе VI, хотя архаичный термин «откровенный масон» использовался за пятьдесят лет до этого события. Самое раннее использование термина «масоны» засвидетельствовано в 1376 году «Компанией масонов», одной из многочисленных ремесленных гильдий Лондона [6:272, 410].

К 1583 году, дате появления рукописи Великой Ложи, увеличивается количество документальных свидетельств. Устав Шо 1598-99 гг. [13: 36-44] является источником, который объявляет преемственность Ложи Матери Килвиннинг в Килвиннинге (Эршир, Шотландия) над Ложей Эдинбурга (Часовня Марии). В качестве дополнительного примечания, после спора о нумерации при формировании Великой Ложи Шотландии (ВЛШ) Килвиннинг нумеруется как «Ложа Мать Килвиннинг №0 (произносится «Ничего»), ВЛШ». Вскоре после этого сэр Уильям Сент-Клер (позднее Синклер) Рослина (Росслин) получил главенства над несколькими ложами в Эдинбурге и его окрестностях [2: 32-44].

Поэма «Региус»[1] и рукопись Кука (Мэтью Кук), созданные в 1390 и 1410 годах соответственно, написаны на диалектах запада и юго-запада Англии и, возможно, изначально создавались для каменьщиков. Ранние действующие масоны в отличие от практически всех европейцев, кроме духовенства, были «свободными», т.е. не привязанными к земле, на которой они родились. Различные навыки, необходимые для строительства сложных каменных сооружений, особенно церквей и соборов, позволяли опытным каменщикам путешествовать и находить работу по собственному желанию. Они размещались во временном сооружении, прикрепляясь к главному каменному зданию либо рядом с ним. В этой ложе они ели, спали и получали рабочие задания от мастера. Для сохранения свободы, которой они пользовались, требовались исключительные навыки, и, таким образом, когда ученик обучался, его наставник придавал моральные ценности инструментам торговли, привязывая его к товарищам по ремеслу.

Переход масонства из ремесленной гильдии действующих каменщиков в спекулятивное братство начался в шотландских ложах в начале 1600-х годов. Самое раннее свидетельство о том, что ложа принимает неработающего члена, обнаружена в записях ложи Эдинбурга (Часовня Марии) от 8 июня 1600 года, где показано, что на собрании присутствовал Джон Босвелл, лорд из Аучейнлека. Первая запись о пребывании неработающего каменщика в ложе содержится в протоколе Ложи Эдинбурга (Часовня Марии) от 3 июля 1634 года, когда достопочтенный лорд Александр был принят в Товарищество. Первое упоминание о посвящении неработающего на английской земле было в 1641 году, когда сэр Роберт Морей был принят в Ложу Эдинбурга (Часовня Марии) в Ньюкасле [3: 166-168].

С начала 1600-х годов ссылки на масонство встречаются в личных дневниках и журналах. Элиас Эшмол (1617–1692) был посвящен в масонство в 1646 году, что выяснили по его запискам о посещении нескольких масонских собраний. Похоже, что повсеместно ложи распространились между записками Эшмола (конец XVII века) и 1717 годом, когда четыре собрания английских лож в лондонских тавернах объединились и основали Великую Ложу Лондона (теперь известную как Объединенная Великая Ложа Англии, ОВЛА). Они проводили встречи в Чеширской сырной таверне, в Таверне с яблонями, в Краун-эль-Хаусе рядом с Друри-лейн[2] в Гусей, Гридирон на погосте Святого Павла и в таверне Руммер в Вестминстере.

С основанием этой первой Великой Ложи масонство превратилось из неясного, относительно частного учреждения в общественно значимую организацию. В последующие годы были открыты новые Великие Ложи по всей Европе. Неизвестно, сколько из этих лож появились впервые и сколько были преобразованы из ранее существовавших частных лож.

Создание Первой Великой Ложи в Лондоне

Английские масонские историки придают большое значение дате 24 июня 1717 года (день святого Иоанна Крестителя), когда четыре лондонских ложи собрались вместе в церковном дворе святого Павла и образовали то, что они назвали Великой Ложей Англии (ОВЛА). Хотя масонство существовало в Англии, по крайней мере, с середины 1600-х годов и в Шотландии с момента принятия Статутов Шоу[3] в 1598 и 1599 годах, создание постоянной Великой Ложи в Лондоне в 1717 году традиционно считается началом организованного масонства в современном его понимании.

Конституции Андерсона

В 1723 году Джеймс Андерсон написал и опубликовал «Конституции масонов, содержащие историю, уложения, правила, предписания и т. д. самого древнего и весьма достопочтенного братства, для использования в ложах» («The Constitutions of the Freemasons», 1723) в Вестминстере (Лондон). Эта работа была переиздана в Филадельфии в 1734 году Бенджамином Франклином, который в тот год был избран Великим Мастером Масонов Пенсильвании.

В дополнение к разъяснению правил, которыми должно было управляться братство, Конституция Андерсона содержала историю масонства, в которой утверждалось, что организация была очень древней. Он проследил историю масонства от средневековых гильдий действующих каменщиков до различных римских и греческих строителей и математиков, вплоть до библейских корней. Почти сразу же, как она была опубликована, более знающие историки начали критиковать труд Андерсона, отмечая его вопиющие ошибки. К примеру, Андерсон утверждает, что в Йорке в 926 году состоялось собрание масонов, где английский король Ательстан предоставил им определенные свободы, но в то время Йорк находился под властью Дании. Там же упоминается Пифагор, живущий в Египте во время строительства Храма царя Соломона, однако это происходило за сотни лет до его рождения.

В настоящее время признано, что «История ремесла» доктора Андерсона основана на мифических сказаниях и легендах и совершенно не заслуживает доверия [3]. Однако заявление Андерсона о том, что масонство восходит к древним временам, продолжает повторяться и сегодня.

Создание третьей степени

После 1725 года в лондонских ложах появилась третья степень (градус), Мастер Масон[4]. Третий градус не фигурирует в записях какой-либо ложи до апреля 1727 года, и его фактическое присвоение не документировано в записях какой-либо ложи до марта 1729 года. Разоблачения масонского ритуала, который датируется 1723 годом, относится только к двум степеням до публикации Сэмюэля Притчарда «Рассеянное масонство» в 1730 году, в которой содержалась анализ всех трех степеней [11]. Степень Мастера Масона не была официальной, пока Великая Ложа не приняла пересмотренные Конституции Андерсона 1738 года [6: 195-196].

Великие ложи «Древних» и «Современных»

В первые годы после основания новой Великой Ложи существовало множество масонов и лож, которые никогда не были связаны с новой Великой Ложей. Эти независимые масоны и их ложи назывались «Древними масонами», «масонами св. Иоанна» и «ложами св. Иоанна» [7: 237-238]. В 1725 году ложа в Йорке основала конкурирующую «Великую Ложу всей Англии» в знак протеста против растущего влияния Великой Ложи Англии в Лондоне. В течение 1730-х и 1740-х годов усилилась антипатия между лондонской Великой Ложей Англии (далее именуемой Премьер-Ложей) и Великими Ложами Ирландии и Шотландии. Ирландские и шотландские масоны, посещающие Лондон или живущие в городе, считали, что Премьер-Ложа значительно отклонилась от древних практик братства. В результате эти масоны почувствовали более сильное родство с неаффилированными лондонскими ложами. Аристократическая природа Премьер-Ложи и ее членов отчуждала других масонов Лондона, заставляя их также отождествлять себя с независимыми Ложами [4: 589-590].

17 июля 1751 года представители пяти лож собрались в таверне «Голова турка» на греческой улице в Сохо (Лондон) и образовали конкурирующую Великую ложу – древнейшее и благородное общество свободных и признанных масонов. Представители нового братства верили, что они практиковали более древнюю и, следовательно, более чистую форму масонства, и называли свою организацию «Великой Ложей Древних». Они назвали тех, кто присоединился к Премьер-Ложе эпитетом «Современные» [4]. Примером того, насколько глубоко было разделение между двумя фракциями, является случай, связанный с Бенджамином Франклином, который был членом Новой ложи в Филадельфии. Во время своего пребывания во Франции он стал мастером ложи Les Neuf Sœurs (фр. Девять сестёр) в 1779 году и был переизбран в 1780 году. По возвращении из Франции выяснилось, что его ложа изменилась и получила новые указания от Великой Ложи Древних. Его бывшая ложа не приняла его и отказалась воздать ему «масонские почести» на похоронах [5: 147].

В течение многих лет «Великий масонский раскол» был названием, применявшимся к шестидесятилетнему разделению английского масонства на две отдельные Великие Ложи. Масонский историк Роберт Ф. Гулд в своей «Истории масонства» (1885) упоминал Великую Ложу Древних как «раскольников». Некоторые даже пытались объяснить это разделение изменениями в паролях, сделанными в 1738-39 годах Премьер-Ложей. Однако Генри Садлер, первый Великий библиотекарь ОВЛА, в 1887 году продемонстрировал в своей книге «Масонские факты и фикции», что Великая Ложа Древних была образована в 1751 году, главным образом, ирландскими масонами, живущими и работающими в Лондоне, которые никогда не были связаны с более старой Великой Ложей. 72 из первых 100 имен в списке Великой Ложи Древних были ирландскими. В 1776 году Великий Секретарь Великой Новой Ложи назвал их «ирландская фракция (Древние Масоны, как они себя называют)». Таким образом был разрушен миф о «великом масонском расколе» в английском масонстве [7, 238-240].

Масонство XIX века. Союз 1813 года

Премьер-Ложа Англии и Великая Ложи Древних Англии были объединены в Объединенную Великую Ложу Англии (ОВЛА) 27 декабря 1813 года (день святого Иоанна Богослова) двадцать первой статьей «Статей Союза». В 1809 году Современные создали специальную ложу – «Ложу обнародования», чтобы распространить древние ориентиры ордена, а также дать указание и провести переговоры с членами обеих фракций, чтобы пресечь любые нововведения или внесение изменений Современными. Союз в значительной степени подтвердил формы и обряды Древних и, следовательно, значительно пересмотрел ритуалы Современных.

Одним из наиболее важных изменений стало упоминание в Статье 2 «Степени Королевской арки», включенной в третью степень Магистра Масонов, практики, которая всегда была характерна для лож Древних. После союза в 1813 году была создана «Ложа примирения» (1813–1816), чтобы завершить рационализацию ритуала, приемлемого для обеих сторон. В 1823 году была создана «Ложа усовершенствования Эмулейшн». После объединения Древних и Современных ОВЛА также создали новую Конституцию, основанную на Конституциях Андерсона Современны и «Ахимана Резона» Древних. И у Древних, и у Современных были «дочерние» ложи по всему миру, и поскольку многие из этих частных лож все еще существуют, большинство ведут себя в соответствии с единым Обрядом [8: 272-273].

Масоны и Парижская Коммуна

По словам Эрнеста Бельфора Бакса, масоны были ответственны за последнюю серьезную попытку примирения между Версалем и Коммуной 21 апреля 1870 года. Они были холодно приняты Луи Адольфом Тьером, который заверил их, что, хотя Париж и был отдан на уничтожение, закон должен соблюдаться, и он сдержал свое слово. Через несколько дней после того, как они на публичном собрании решили поставить свое знамя на крепостных стенах и отдать свою долю Коммуне, 10 000 братьев встретились (на собрании были представлены 55 лож) и прошли к отелю де Виль во главе с Великими Мастерами при полных знаках отличия и под знаменами лож. Среди них было видно новое знамя Винсенна, на котором красными буквами на белом фоне была надпись: «Любите друг друга», и в небо был отправлен воздушный шар как манифест масонов. Затем процессия прошла по бульварам и Елисейским полям к Триумфальной арке, где в разных точках вдоль валов были установлены знамена. Увидев белый флаг на площади Порт-Майо, версальцы прекратили обстрел, и командир, сам будучи масоном, принял представителей братства и предложил последнее обращение в Версаль, которое было одобрено. «Глава исполнительной власти», конечно, с трудом выслушал посланцев и отказался от дальнейшего обсуждения вопроса о мире с кем-либо. После того как этот последний официальный вызов к примирению был отвергнут, масоны определенно заняли свою позицию в качестве врагов коммуны [4].

Великий раскол 1877 года

Великий раскол в масонстве произошел между английским (ОВЛА) и французским братством после 1877 года, когда Великий Восток Франции (ВВФ)[5] начал безоговорочно принимать атеистов и признавать женское масонство и со-масонство. Также французские масоны были склонны обсуждать религию и политику в своих ложах в отличие от англичан, которые полностью запретили подобные обсуждения.

Раскол между двумя ветвями время от времени (неофициально или частично) нарушался, особенно во время Первой мировой войны, когда американские масоны за границей хотели посетить французские ложи. Что касается религиозных требований, самая старая конституция организации, «Конституции масонов» Андерсона (1723), говорит, что масон «никогда не будет ни глупым атеистом, ни безбожным развратником», если он «правильно понимает искусство». Единственным религиозным требованием была «Религия, в которой все люди согласны, оставляя свои особые убеждения самим себе» [1]. Масоны спорят о том, подразумеваются ли «глупые» и «безбожные» как преднамеренные или как случайные модификации «атеистов» и «либертинов». Возможно, неоднозначность в формулировках намеренная.

В 1815 году недавно объединенная ОВЛА изменила Конституции Андерсона, включив запись: «Пусть религия или способ поклонения человека будут такими, какими они могут быть, он не исключен из Ордена, если он верит в славного Архитектора Небес и Земли и выполняет священные обязанности морали».

В 1849 году Франция (ВВФ) последовала примеру англичан (ОВЛА), приняв условие о вере в «Высшее существо», но давление со стороны латинских стран к 1875 году создало альтернативную фразу о вере в «Творческий принцип». Этого в конечном итоге оказалось недостаточно для ВВФ, и в 1877 году он вновь принял первоначальный документ Андерсона 1723 года. Они также создали альтернативный ритуал, в котором не было прямой ссылки на какое-либо божество с атрибутом Великого Архитектора Вселенной. Более того, 10 сентября 1878 года ВВФ постановил исключить из ритуалов и процедур ложи все намеки на религиозные догмы и упоминания символов Великого Архитектора, Библии и т. д. Эти меры вызвали торжественные протесты почти всех англо-американских и немецких органов и посеяли раздор между англо-американскими Великими Ложами и ВВФ. Хотя многие свободомыслящие масоны в Америке и Европе симпатизировали этой борьбе с французами, это привело к великому расколу [14]. Этот новый обряд не заменил старые, но был добавлен в качестве альтернативы, поскольку ложи континентальной Европы, как правило, не стремятся ограничиться одним обрядом, предлагая несколько обрядов, из которых члены лож могут выбирать.

Мистификация Таксила

Лео Таксил – писатель, масон, журналист, ярый противник католицизма, зарабатывавший себе на жизнь написанием порнографических рассказов. В 1885 году Таксил, автор ряда изданий о тайных связях масонов с Люцифером и тайном обществе «Палладиум», где проводились оккультные демонические ритуалы [10], переходит в католицизм, что становится причиной его исключения из ложи три месяца спустя.

Между 1885 и 1897 годами Таксил продолжал обманывать как масонство, так и римско-католическую церковь, делая все более и более эпатажные заявления о масонской организации. 19 апреля 1897 года Таксил созвал пресс-конференцию, на которой заявил, что представит «автора» своих книг прессе. Вместо этого он объявил, что его откровения о масонах были вымышленными. Мистификация Таксила продолжалась в течение многих лет. Его произведения переведены на многие языки и используются на антимасонских веб-сайтах и сегодня.

Выводы

Таким образом, в статье была прослежена история возникновения и развития английского масонства. Автор, используя достоверные исторические источники, описал ключевые события из истории масонства XVIII-XIX вв., такие как возникновение первой Великой Ложи в Англии, создание Премьер-Ложи, написание Конституций Андерсона, создание Третьей степени, великий масонский раскол 1877 года, мистификация Лео Таксила и др.

Проанализировав историю английского масонства, автор предлагаемой статьи приходит к выводу, что масонство на протяжении всего его исторического развития устанавливало принципы всеобщей морали, считая человеческий разум «мерой всего сущего», призывающей к объединению людей без различий в национальности, религии и культуре, провозглашая конечный идеал всех устремлений – гармоничный мир, которым правят истина и любовь. У масонства были периоды расцвета и упадка на определённых стадиях развития организации, и при рассмотрении данного явление становится ясно, что масонство всегда было центром сплочения выдающихся людей. Вопрос его существования как «сообщества» продолжает оставаться дискуссионным в различных областях науки и сегодня, в том числе истории, религиоведении, политологии и т.д., поэтому важно продолжать исследовать историю масонства с сугубо научных позиций.

История масонства как сообщества должна быть глубже исследована в последующих научных работах, посвященных данной проблематике. Требуется дальнейший сбор достоверной и подтвержденной научной информации, что представляет некоторые затруднения, поскольку масонство, существуя как тайная организация, оказывается связанным с множеством мифологических представлений. Особенно сложно получить информацию о ранней истории масонства, поскольку у исследователей особенно мало данных об этом историческом периоде. Актуальным представляется изучение истории других масонских фракций (французской, итальянской, американской и т.д.) и сравнение их истории с английской, а также анализ влияния Великой Ложи Англии на континентальные европейские и другие ложи. Определенный интерес представляет изучение истории масонства в России и странах СНГ. Особенно актуальными кажется анализ современного состояния масонства, поскольку организация остается действующей по сегодняшний день.

[1] Поэма о моральных обязанностях

[2] Старейший действующий театр Великобритании

[3] Статуты и Уложения всем Мастерам Каменщикам в границах, положенных Уильямом Шоу

[4] Базвовое, символическое масонство имеет всего три степени — ученик, подмастерье и мастер.

[5] Самая крупная масонская организация во Франции

References
1. Anderson's Constitutions [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.2be1ask1.com/library/anderson.html (data obrashcheniya: 03.02.2020)
2. Batham, Cyril N. The Grand Lodge of England According to the Old Institutions, otherwise known as The Grand Lodge of the Ancients. The Collected Prestonian Lectures, 1975-1987, Vol.
3. London, 1988. 326 p. 3.Belfort Bax E.. The Freemasons, the Committee of Public Safety and Rossel [Elektronnyi resurs]. URL:https://www.marxists.org/archive/bax/1894/commune/index.htm (data obrashcheniya 02.02.2020)
4. Bro. Heiron. Ancient Freemasonry and the Dundee Lodge No.18 (1722-1920), 1924. 678 p.
5. Bullock S. C. Revolutionary Brotherhood, Univ. N. Carolina Press, Chapel Hill, 1996, 147 p.
6. Coil, Henry W. "Free-Mason" and "Masons Company of London" // Coil's Masonic Encyclopedia. Richmond: Richmond Va., 1996, 410 p.
7. Coil, Henry W. (1961) Article: England, Grand Lodge of, According to the Old Institutions, // Coil's Masonic Encyclopedia. Richmond: Richmond Va., 1996, 410 p.
8. Coil, Henry W. (1961). Article: Free-Mason; Freemason // Coil's Masonic Encyclopedia. Richmond: Richmond Va., 1996, 410 p.
9. Coil, Henry W. Article: Degrees; 17. Master Mason // Coil's Masonic Encyclopedia. Richmond: Richmond Va., 1996, 410 p.
10. Masonry (Freemasonry) from the Catholic Encyclopedia [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.newadvent.org/cathen/09771a.html. (data obrashcheniya: 03.02.2020)
11. Pritchard S. Masonry Dissected (1730), in D. Knoop, G.P. Jones & D. Hamer, "The Early Masonic Catechisms". Manchester: Manchester University Press, 1963. 36 p.
12. Saints J., Coil's Masonic Encyclopedia. Richmond, Va: Macoy Publ. & Masonic Supply Co. Inc. rev. ed. 1996, P.589-590
13. Stevenson, D. The Origins of Freemasonry: Scotland's Century 1590-1710. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988, 272 p.
14. The Leo Taxil Hoax // Masonic dictionary [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.masonicdictionary.com/taxil.html (data obrashcheniya: 06.02.2020)
15. Mel'gunov S.P, Sidorov N.P. Masonstvo v ego proshlom i nastoyashchem. T. 1. M.: SP «IKPA», 1991. 526 s.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.