Статья 'Проблема высшего образования в России второй половины XVII века' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Genesis: Historical research
Reference:

The problem of higher education in Russia in the second half of the XVII century

Bogdanov Andrey Petrovich

Doctor of History

BOGDANOV Andrey Petrovich – Doctor of Historical Sciences, Senior Research Associate, Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences;

Institute of Russian History – RAS, Dmitriya Ulyanova ulitsa 19, Moscow 117036 Russia; bogdanovap@mail.ru

bogdanovap@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2021.1.32041

Review date:

25-01-2020


Publish date:

03-02-2021


Abstract: This article reviews the known facts on the work and concepts of Russian higher educational institutions of the 1650s-1700s. The author analyzes the polemics that unfolded in the XVII century and continues until today around higher education in Russia from Fyodor Rtishchev's School to Zaikonospassky Greek Schools created by Likhud brothers. It is noted that the idea of autonomous estate-inclusive university in Moscow, which was conceived by the Tsar Feodor III Alexeyevich and received privileges in the Grant Letter of 1682, was never brought to life. The author reveals the motives of resistance to introduction of regular education and recognition of rules of the rational science. It is demonstrated that breaking with the Russian traditional church rituals by Patriarch Nikon on the basis of false Greek scholarship caused doubts of the society on the utility of foreign regular science; and the desire of the devotees of Greek scholarship to prove that Latin education, unlike Greek, is harmful for the faith, nullified the attempt of Tsar Feodor III Alexeyevich to create a Moscow university for preparing secular and church personnel. Such struggle for the Academy resulted in the clash between rationalism of the enlighteners and authority of the church, which destroyed and suppressed the enlighteners, and discredited the church. In the XVII century, no Higher educational institutions were established in Russia; moreover, the Moscow academic staff was annihilated. In the context of the reforms of Peter the Great, the humanities education in Russia of the XVIII century was implemented Little Russian scholars, while natural scientific education – by Western scholars.


Keywords: Simeon Polotsky, Greek Likhud's schools, Moscow Academy, Epiphany, Zaikonospassky, Printing House, of Rtishchev, schools, Sylvester Medvedev, Euthymius
This article written in Russian. You can find full text of article in Russian here .

References
1.
Агаркова Р. К. Спорные вопросы биографии Кариона Истомина // Ученые записки Душанбинского государственного педагогического института имени Т.Г. Шевченко. Т. 51. Душанбе, 1967. С. 100–116.
2.
Богданов А. П. Борьба за организацию Славяно-греко-латинской академии // Советская педагогика. 1989. № 4. С. 128–134.
3.
Богданов А. П. Василий Васильевич Голицын // «Око всей великой России». Об истории русской дипломатической службы XVI–XVII веков. М. 1989. С. 179–228, 237–239.
4.
Богданов А. П. Государственное значение высшего образования и науки в стихах придворных поэтов конца XVII века // Наука, культура, менталитет России Нового и Новейшего времени; к 80-летию Анатолия Евгеньевича Иванова. М., 2018. C. 11–31.
5.
Богданов А. П. Диспут о Привилегии Московской Академии XVII века // Клио: Журнал для ученых. 2016. № 5. С. 60–76.
6.
Богданов А. П. Естественнонаучные представления в стихах Кариона Истомина // Естественнонаучные представления Древней Руси: Счисление лет. Символика чисел. «Отреченные книги». Астрология. Минералогия. М. 1988. С. 260–279.
7.
Богданов А. П. Идеи русской публицистики: между царством и империей. М., 2018. 482 с.
8.
Богданов А. П. Из предыстории петровских преобразований в области высшего образования // Реформы второй половины XVII – XX в.: подготовка, проведение, результаты. М., 1989. С. 44–63.
9.
Богданов А. П. К вопросу об авторстве «Созерцания краткого лет 7190, 91 и 92, в них же что содеяся во гражданстве // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: ежегодник Отдела источниковедения дооктябрьского периода Института истории СССР АН СССР. М., 1987. С. 114–146.
10.
Богданов А. П. К истории текста «Созерцания краткого» // Исследования по источниковедению истории СССР XIII–XVIII вв.: ежегодник Отдела источниковедения дооктябрьского периода Института истории СССР АН СССР. М., 1983. С. 127–161.
11.
Богданов А. П. Летописные известия о смерти Федора и воцарении Петра Алексеевича // Летописи и хроники. Сборник статей за 1980 г. М. 1981. С. 197–206.
12.
Богданов А. П. Московское восстание 1682 г. глазами датского посла. Вводная статья и комментарии (перевод В. Е. Возгрин) // Вопросы истории. 1986. № 3. С. 78–91.
13.
Богданов А. П. Нарративные источники о Московском восстании 1682 года. Часть 1 // Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.): ежегодник Отдела источниковедения дооктябрьского периода Института российской истории РАН. М. 1993. С. 77–108; часть 2: Там же. М. 1995. С. 39–62.
14.
Богданов А. П. Начало Московского восстания 1682 г в современных летописных сочинениях // Летописи и хроники. Сборник статей за 1984 г. М. 1984. С. 131–146.
15.
Богданов А. П. Общественное мнение и внешняя политика России при царе Фёдоре и канцлере Голицыне // Проблемы российской истории. Вып. VIII. М.: Магнитогорск, 2007. С. 221–248.
16.
Богданов А. П. От летописания к исследованию: русские историки последней четверти XVII века. М., 1995. 556 с.
17.
Богданов А. П. Панегирик царю Федору и Жалованная грамота Московской академии // Каптеревские чтения – 16. Сборник статей. М. – Серпухов, 2018. С. 253–274.
18.
Богданов А. П. Политическая публицистика братьев Лихудов. (Вторая половина 1680-х – начало 1690-х гг.) // Международная научная конференция«1000 лет вместе: ключевые моменты истории России и Греции». М., 2018. С. 68–81.
19.
Богданов А.П. «Прения с греками о вере» 1650 г.: Отношения Русской и Греческой церквей в XI–XVII вв. М., 2020. 563 с.
20.
Богданов А. П. Русские патриархи (1589–1700). М., 1999. Т. 2. 416 с.
21.
Богданов А. П. Сильвестра Медведева панегирик царевне Софье 1682 г. // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1982 г. Л. 1984. С. 45–52.
22.
Богданов А. П. Сильвестр Медведев // // Вопросы истории. 1988. № 2. С. 84–98.
23.
Богданов А. П. София-Премудрость Божия и царевна Софья Алексеевна. Из истории русской духовной литературы и искусства XVII века // Герменевтика древнерусской литературы. М. 1994. Выпуск 7. С. 399–428.
24.
Богданов А. П. Царевна Богом данной Премудрости // Наука и религия. 1993. № 8. C. 56–61
25.
Богданов А. П. Царевна Софья в современных поэтических образах // Культура средневековой Москвы: XVII век. М. 1999. С. 305–325.
26.
Богданов А. П. Царевна Софья и Петр. Драма Софии. М., 2008. 352 с.
27.
Богданов А. П. Царь-реформатор Федор Алексеевич: старший брат Петра I. М., 2018. 769 с.
28.
Буганов В. И. Московские восстания конца XVII века. М., 1969. 440 с.
29.
Буганов В. И., Богданов А. П. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. М., 1991. 526 с.
30.
Галанов М. М. Федор Шакловитый // Вопросы истории. 1995. № 3. С. 155–159.
31.
Гиббенет Н. Историческое исследование дела патриарха Никона. Ч. II. СПб., 1884.
32.
Голенченко Г. Я. Белорусы в русском книгопечатании // Книга. Исследования и материалы. М., 1966. Т. 13. С. 99–119.
33.
Горский А. В. О духовных училищах в Москве в XVII столетии // Прибавления к творениям святых отцев в русском переводе. Ч. III. Кн. 2. М., 1845. С. 147–197 (2-я пагинация).
34.
Горфункель А. Х. Андрей Белобоцкий – поэт и философ конца XVII – начала XVIII в. // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XVIII. М.-Л., 1962. С. 188–213.
35.
Жезл правления. М., 1667. 254 с.
36.
Забелин И. Е. Домашний быт русский царей XVI–XVII вв. Изд. 2-е. Ч. II. Материалы. М., 1872. 662 с.
37.
Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях. Ч. I–II. М., 1895–1915. XX, 372, 263 с. + VII, 681, 166 c.
38.
Забелин И. Е. Первое водворение в Москве греколатинской и общей европейской науки // Чтения в Обществе истории и древностей россиейких. 1886. Кн. IV. Ч. 1 (и отд. оттиск). С. 1–24.
39.
Забелин И. Е. Характер древняго народнаго образования в России (несколько замечаний о «Записке для истории просвещения в России» г. Куприянова) // Отечественные записки. 1855. Т. 105. С. 1–20.
40.
Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Ч. I. М., 1884. 746 с.
41.
Замысловский Е. Е. Царствование Федора Алексеевича: Ч. I. Обзор источников. СПб., 1871. 6, 76, 216, LXV с.
42.
Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII вв. Сводный каталог. М., 1958. 152 с.
43.
Зиборов В. К. Арсений Грек // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. Ч. 1. С. 105–108.
44.
Игнатий Римский-Корсаков. Генеалогиа / Богданов А.П. М., 1994. 184 с.
45.
Иоаким патриарх Московский. Увет духовный. М., 1682. 112 л.
46.
Исаченко-Лисовая Т.А. О переводческой деятельности Евфимия Чудовского // Христианство и церковь в России феодального периода. Новосибирск, 1989. С.194–210.
47.
Каптерев Н. Ф. О греко-латинских школах в Москве в XVII в. до открытия Славяно-греко-латинской академии // Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе. Ч. XLIV. М., 1889. С. 588–679.
48.
Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 2. Сергиев-Посад, 1912. 618 с.
49.
Каптерев Н. Ф. Следственное дело об Арсении Греке и его ссылке в Соловецкий монастырь // Чтения в обществе любителей древней письменности. 1881. Июль. С. 70–96.
50.
Каптерев Н. Ф. Сношения иерусалимских патриархов с Россией // Сообщения имп. Православного Палестинского общества. СПб., 1896. 830 с.
51.
Каптерев Н. Ф. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством 1669–1707 гг. М., 1891. 461 с.
52.
Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. Изд. 2-е. Сергиев Посад, 1914. 585 с.
53.
Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М., 1987. 342 с.
54.
Киселев Н. П. О московском книгопечатании XVII века // Книга. Исследования и материалы. М., 1960. Т. 2. С. 123–186.
55.
Лубиенец С де. Исторический рассказ о торжественном въезде ... посланных ... польским королем ... к светлейшему Алексею Михайловичу московскому ... чрезвычайных послов ... / М.Д. Бутурлин // Бумаги Флорентинского центрального архива, касающиеся до России. – М., 1871. Ч. 2. С. 388–431.
56.
О генеральном местоположении всей царской семьи в Московском Архангельском соборе // Древняя Российская вивлиофика. Изд. 2-е. Ч. XI. СПб., 1789. C. 218–235.
57.
Орлов Ф. П. Историческое известие о Московской академии // Древняя российская вивлиофика. Изд. 2-е. Ч. XVI. М., 1791. С. 293–306.
58.
Остен. Памятник русской духовной письменности XVII в. (с портретом патриарха Иоакима). Казань, 1865. 211 с.
59.
Очерки школы и педагогической мысли народов СССР. С древней¬ших времен до конца XVII в. М., 1989. 480 с.
60.
Памятники общественно-политической мысли в России конца XVII века: Литературные панегирики. Подготовка текста, предисловие и комментарии А. П. Богданова. М. 1983. 320 с.
61.
Покровский А.А. Древнее новгородско-псковское наследие // Труды XV Археологического съезда в Новгороде. 1911 г. М., 1916. С. 1–282.
62.
Полежаев Е. Школьное дело в России до Петра Великого и в начале XVIII в. // Странник. 1881. Т. 1–3. С. 215–230, 134–143, 198–215.
63.
Полное собрание законов Российской империи. Серия I. СПб., 1830. Т. IV. 2, 881, 6 с.
64.
Прозоровский А. А. Сильвестр Медведев (его жизнь и деятельность). Опыт церковно-исторического исследования. М., 1896. 607 с.
65.
Проскинитарий Арсения Суханова с рисунками и планом: 1649–1653 гг. / Подгот. текста X. М. Лопарева. Ред. и предисл. Н. И. Ивановского // Православный палестинский сборник. Т. 7. Вып. 3 (21). СПб., 1889. 648 с.
66.
Пыпин А. Н. История русской литературы: В 4 т. Т. II. СПб., 1898. VI, 552 с.
67.
Рамазанова Д. Н. Итальянская школа братьев Лихудов в Москве (1697–1700). М., 2019. 408 с.
68.
Рогов А. И. Новые данные о составе учеников Славяно-греко-латинской Академии // История СССР. 1959. № 3. С. 140–147.
69.
Русская историческая библиотека. Т. V. СПб., 1878. (4), II, XLII с., 1076, 64 стб.
70.
Русские выходцы из заграничных школ в XVII столетии. Петр Артемьев // Православное обозрение. Т. 10. Казань. 1863. С. 246–252.
71.
Самодержавие царевны Софьи по неизданным документам (из переписки, возбужденной графом Паниным) / Публ. Лермонтовой Е. Д. // Русская старина. 1912. № 2. Февраль (отд. отт. М., 1912). С. 425–440.
72.
Симеон Полоцкий. Вечеря душевная. М., 1680. 716 л.
73.
Скрижаль. М., 1656. 483 л.
74.
Сменцовский М. Н. Братья Лихуды: опыт исследования из истории церковного просвещения и церковной жизни конца XVII и начала XVIII веков. СПб., 1899. (2), 460, LIV с.
75.
Смирнов С. К. История Славяно-греко-латинской академии. М., 1855. 432 с.
76.
Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел. Ч. IV. М., 1828. IV, 654, (19), 165 с.
77.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. VII. М., 1991. 704 с.
78.
Сторожев В. Н. К истории русского просвещения XVII в. Киев, 1890. 22 с.
79.
Тиганова Л.В. Собрание Московской духовной академии дополнительное. Оп. II. М., 1965 (машинопись). 147 с.
80.
Ундольский В. М. Очерк славяно-русской библиографии. М., 1871. (4), IV с., 388 стб.
81.
Ундольский В. М. Сильвестр Медведев, отец славяно-русской библиографии // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1846. № 3. С. III–XXVIII.
82.
Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. М., 1858. Т. III. 662 с.; Т. IV. Ч. 1–2. 629+706 с.
83.
Фонкич Б. Л. Греко-Славянские школы в Москве в XVII веке. М., 2009. 339 с.
84.
[84] Фонкич Б. Л. Иерусалимский патриарх Досифей и его рукописи в Москве // Византийский временник. 1969. № 29. С. 275–299.
85.
Фонкич Б. Л. Привилегия на Академию» Симеона Полоцкого – Сильвестра Медведева» // Очерки феодальной России. Вып. 4. М., 2000. С. 237–297.
86.
Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. 790 с.
87.
Челобитная к патриарху Адриану, или описание жития, учения и исповедание веры игумена Заиконоспасского монастыря Палладия Роговского, писанная 1698 года // Древняя российская вивлиофика. Ч. XVIII. М., 1791. С. 148–198.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website