Статья 'Культурное сотрудничество России и Беларуси на постсоветском пространстве' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Genesis: Historical research
Reference:

Cultural cooperation of Russia and Belarus in the post-Soviet space

Khasanova Marina

Postgraduate student, the department of History, Pushkin Leningrad State University  

196605, Russia, g. Sankt-Peterburg, g. Pushkin, shosse Peterburgskoe, 10, kab. 238

montesino07@rambler.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2017.7.23310

Received:

13-06-2017


Published:

19-08-2017


Abstract: This article is dedicated to examination of the aspects of cultural cooperation of Russia and Belarus at the present stage as a foundation for profound integration. The goal of the research lies in determining the type, features, and factors of the development of Russia-Belarus cooperation in the area of culture as a foundation contributing into the integration of both nations within the particular historical context in the late XX – early XXI centuries. The need for studying the intercultural differences is indicated. Relevance of researching the interaction between Russia and Belarus in the area of culture is caused by the dynamically developing sociocultural and political situation in modern Europe and the world in the conditions of globalization. An attempt is made to understand to what extent and by which means the culture conduces integration or disintegration of the state. The article considers various options and prospect for Russia-Belarus cultural cooperation. The author introduces into the scientific discourse newest documents pertaining to the Russia-Belarus relations, as well as analysis all major joint cultural events.


Keywords:

national identity, integration, disintegration, globalization, post-Soviet space, cultural cooperation, Rossotrudnichestvo, values, Commonwealth, Union State

This article written in Russian. You can find original text of the article here .
Введение

Данное исследование и анализ историко-культурного опыта Российской Федерации, стран постсоветского пространства в области культуры может помочь эффективнее решать современные задачи в этой сфере, учесть те просчеты и ошибки, которые были допущены в процессе формирования культурной политики государств в исследуемые годы, может послужить основой для всех тех, кто занимается вопросами культуры в этих странах, включая руководителей суверенных стран, министерств культуры и других организаций, ведающих интеграционными проблемами культуры. В настоящее время мы отмечаем возрастание общественно-политического интереса к событиям, происходившим в сфере культуры в Российской Федерации и странах-участницах Содружества Независимых Государств с 1991 г., и до настоящего времени, а также рост необходимости лучшего понимания современной культурной политики на постсоветском пространстве. Культура, обеспечивающая коммуникационный процесс, здесь является необходимым инструментом, облегчающим взаимопонимание между государствами. В этом смысле распространение лучших образцов русской культуры и укрепление позиций русского языка позволяет усилить роль России в ее активном влиянии на интеграционный процесс. Культура вполне может стать основой для развития и активизации разнообразных взаимодействий между странами. Сейчас этот вопрос стал еще более актуальным в связи с успешной реализацией проекта Союзного государства России и Беларуси, а также с появлением Евразийского экономического союза.

История формирования и реализации основных направлений культуры на постсоветском пространстве содержит благодатный материал для воспитания всех граждан этих государств в плане уважительного отношения к современной культуре, национальным культурным традициям народов, в недавнем прошлом живших в одной стране. При этом надо особо отметить, что с приобретением независимости перед суверенными государствами встали задачи установления новых взаимоотношений органов культуры, которые нуждаются в комплексном исследовании. Изучение этих взаимоотношений, исторического опыта сотрудничества Российской Федерации со странами постсоветского пространства и её роль в развитии культурного сотрудничества в 1990-е гг., дает возможность выявить как общие проблемы данного процесса, так и специфические особенности его развития.

Роль культуры в общественном и государственном развитии

Каждый народ, будучи категорией исторической, имеет глубокие корни формирования нации и государственности. При этом, человек выделился из животного мира и возвысился над ним, благодаря труду и культуре. В культуре отражена история и жизнь человеческого сообщества во всем его многообразии, поэтому культуру можно назвать основной составляющей жизни человека, а уровень человеческого капитала определяется, прежде всего, такими культурными критериями, как образование, творчество и т. д. Культура лежит в основе развития, как человека, так и общества, а затем и государства. Поэтому именно культурное взаимодействие отражает характер развития человеческого общества, и именно поэтому культура занимает в интеграционных процессах особое место.

Культура—это понятие, имеющее огромное количество значений, так как оно связано с различными областями человеческой жизнедеятельности. Ведь роль культуры всегда была значительной на всем протяжении человеческой истории. Она позволяла народам осуществлять взаимодействие друг с другом, которое, правда, не всегда было мирным. Культура становилась маркером объединяющихся народов в единую политическую нацию. Культура помогала осуществлять дипломатическую и союзническую деятельность. Культура исторически сохраняла единство народов, проживающих на определенной территории, поддерживая территориальную целостность. В настоящее время роль культуры еще более возрастает, так как в сложившемся многополярном мироустройстве усилилась конкуренция между основными игроками политической арены за культурное влияние. Культура во внешнеполитическом взаимодействии помогает сглаживать разногласия, способствует формированию положительного образа страны. Например, культурная дипломатия как инструмент «мягкой силы» работает на укрепление международного авторитета России.

Культура лежит в основе человеческой жизнедеятельности, формируя все ее сферы. Невозможно понять специфику деятельности разных общественных институтов и их взаимодействие друг с другом и с населением, позиции населения в определенном сообществе без исследования его культуры [6, с.70].

Чаще всего под культурой понимают разнообразные проявления человеческой деятельности, поднимая весь комплекс—и духовный, и материальный, и религиозный. Например, Л. Бруни полагал, что культура способна возрождать народы и государства [1, с. 261]. И. Г. Гердер связывал с культурой развитие духа народа и его историю [3, с.440-441]. Он доказывал, что культура определяет человеческую историю. А Э. Трёльч указывал, что культура зависит от территории [19, с.140]. М. Вебер писал, что развитие зависит исторически от типа культуры [2, с.646-647]. Л. П. Карсавин и П. Н. Савицкий также утверждали, что культура преображает пространство [10, с.163]; [16, с.232]. Все авторы показывали грандиозное значение культуры на человеческие коллективы, государственность и их развитие. Многие исследователи в своих трудах всячески подчеркивали значимость культуры для становления единой государственности, т. е. подчеркивали, таким образом, именно ее интегративные свойства.

Соответственно, культурно-исторический опыт—это наследие, которое постоянно используется и возобновляется, признается населением в целом и каждым жителем в отдельности. А главная задача культуры состоит в том, чтобы сохранять традиционные нормы взаимоотношений, выступая в качестве фундамента различных движений и поведения граждан. Культура действительно формирует, оказывает влияние и в конечном итоге, определяет будущее всего государства. Она во многом закладывает движение интеграции.

Под словом «культура» мы понимаем образ жизни людей, который имеется в действительности, реально существует и исторически изменяется. Этот образ жизни обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. С этой точки зрения культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. Но при этом культура, хотя и отличает человеческий образ жизни от животного, несет в себе как позитивные, так и негативные, нежелательные проявления человеческой активности. Культура имеет глубокие социальные корни и на протяжении столетий, на каждом этапе истории общества изменялись организационные формы культурной деятельности, менялось её духовное содержание, видение окружающего мира и человека в этом мире. В определённые этапы происходила стандартизация мышления и чувств, которая приводила к обезличиванию человека и культуры в целом.

Если рассмотреть вопрос о содержании и сущности культуры, видно, что культура представляет собой социальное явление и выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений. А это значит, что культура может быть рассмотрена и с позиций выявления тех функций, которые она выполняет в обществе. Под понятием «функции культуры» подразумевается характер и направление воздействия культуры на индивидов и общество.

К основным функциям культуры можно отнести следующие: адаптивная функция, интегративная функция, коммуникативная функция, функция социализации, компенсаторная и игровая функции.

В итоге, проведя анализ влияния культуры, можно сделать вывод, что культура—это интегратор и при этом очень удобный интегратор. А что ещё может так сплачивать людей и при этом влиять на развитие общества, как общечеловеческие ценности, общий менталитет и политическая культура?

Однако при этом не стоит забывать, что у культуры есть особенность. При всей её интегративности, она может выступать и в качестве дезинтегратора. Если будет присутствовать некая политическая воля, желающая разделения и использующая при этом культурные различия сообществ.

Тем не менее, доминирующей тенденцией межгосударственных отношений в современном мире является интеграция. В философском понимании под интеграцией понимается процесс или действие, имеющее своим результатом определённую целостность. Разрозненные и относительно простые в прошлом части становятся относительно едиными, но при этом целое не теряет своей внутренней сложности [5, с.5].

В современном мире интеграционные процессы обусловлены мировыми политическими и экономическими процессами, выраженными в глобализации и интернационализации экономик. Поэтому интеграцию также можно представить, как нарастание экономической, политической и правовой взаимозависимости [13, с.95]. При этом очевидно, что наиболее успешно происходит интеграция между теми государствами, которые имеют общий исторический и культурный опыт.

Культура во взаимодействии России и Беларуси

Главной особенностью формирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве является особая роль России. Не вдаваясь подробно в исторический экскурс, отметим, что на протяжении многих столетий Русь, затем Россия были центром объединительного процесса, охватывавшего громадное пространство Евразии с проживавшими на нем сотнями разных народов и наций. Несмотря на распад СССР, Россия по своей политической значимости и влиянию на ход дел в мире, в том числе и в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, что накладывает на нее повышенную ответственность, бесспорно, остается одной из великих держав.

Со времени распада СССР Российская Федерация и Беларусь строят свои отношения в области культурного содружества на принципиально новой основе, позволяющей проследить механизм становления, развития и совершенствования культурного сотрудничества между вновь образованными странами в совершенно новых исторических условиях. С 1991 г., Россия и Беларусь прошли непростой путь от начального этапа культурного сотрудничества до формирования единого культурного пространства.

В Декларации принципов международного культурного сотрудничества, принятой еще 4 ноября 1966 г., на XIV сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, особо отмечалось: «Культурное сотрудничество должно содействовать установлению между народами прочных и постоянных связей, которые не должны страдать от напряженности, могущей возникать в межгосударственных отношениях» [14].

Аналогичная мысль была высказана в Беловежском соглашении о создании СНГ. В нем, в статье 4 говорится о том, что «высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях. Содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства. Стороны считают необходимым заключить соглашения о сотрудничестве в указанных областях» [4].

В многостороннем сотрудничестве государств Содружества культурная составляющая определена в качестве одного из приоритетных направлений. В августе 2005 г., в развитие этой Декларации на саммите в Казани одиннадцать глав государств подписали Соглашение о культурном сотрудничестве государств—участников Содружества Независимых Государств [18].

Это еще раз подчеркивает возрастающую актуальность и востребованность культуры. Здесь культура становится, пожалуй, самой очевидной базой для сотрудничества и продолжения взаимодействия России и Беларуси.

Начиная с 1991 г., практически во всех странах постсоветского пространства наряду с экономикой большое внимание уделялось формированию новых национальных систем культуры. Это является важным показателем уровня политической и культурной жизни общества любого государства.

Так, руководство Беларуси стремилось к активному возрождению и развитию своей национальной культуры, к реорганизации своих национальных учреждений культуры и т. д. Для этого был принят закон «О культуре», что имело большое прогрессивное значение в дальнейшем развитии общего культурного пространства. Благодаря развитию законодательной базы культура и искусство в Беларуси сохранили свой приоритет. При этом в России попытки обратиться к идеям национальной культуры не были распространены, видимо, по причине многонациональности российского общества. Помимо этого, финансирование в области культуры до начала 2000-х гг., было крайне низким. Происходящие изменения в российском государстве после распада СССР негативно сказались на его духовных традициях, отодвинули культурные ценности на задний план. В результате материально—техническая база культуры, особенно в 1990-е гг., значительно ослабла, что отрицательно отразилось на развитии культурной политики государства, повлекло закрытие кинотеатров, клубов, библиотек, музеев, театров и т. д. Однако после 2000 г., положение стало меняться к лучшему. Эта же ситуация аналогична и для Беларуси.

Все эти недостатки в развитии разных направлений культуры негативно сказывались на воспитании молодежи. Коммерциализация учреждений культуры и искусства, резкое сокращение в первые годы исследуемого периода наиболее приоритетных учреждений культуры, таких как кинотеатры, клубы, библиотеки, о чем говорилось выше, сделало многие ценности культуры недоступными для большинства российских и белорусских граждан, что привело к формированию целого поколения нигилистически настроенных молодых людей с разрушенной системой человеческих ценностей.

Кроме того, в деятельности организаций культуры этих стран в исследуемые годы наблюдалась ориентация на западную культуру, хотя взаимный интерес россиян и белорусов, в особенности интерес Беларуси к культуре Российской Федерации, прежде всего, в области литературы и кино, и после распада СССР, оставался довольно высоким.

Помимо этого, с сожалением нужно отметить, что произошел перекос освещения в негативном плане советского периода истории, который является общим для России и Беларуси, и на который вполне можно опереться в осуществлении интеграции. Многие события советской власти искажались и искажаются до сих пор. В этой связи, по нашему мнению, перед странами встала проблема возвращения исторической правды. Здесь уже исключительно большая роль принадлежит культуре.

По этим причинам активизировалась деятельность, как Российской Федерации, так и Беларуси, по реализации основных приоритетных направлений в области культурного сотрудничества.

Основными из них являлись: совместные мероприятия, посвященные юбилейным датам; международные фестивали и конкурсы, проводимые в России и Беларуси; артистический обмен между симфоническими, фольклорными, эстрадными, оперными, драматическими, балетными и другими художественными коллективами, а также отдельными солистами-исполнителями; выставочный обмен художественными, прикладными, графическими, скульптурными произведениями; научные исследования в области культуры, обмен научными сотрудниками; подготовка кадров в России и обмен преподавателями и стажерами; сотрудничество однопрофильных учреждений культуры по обмену опытом, оказанию необходимого содействия в реализации совместных программ; обмен делегациями деятелей культуры, участие в международных конференциях, конгрессах и форумах, посвященных культуре. Например, ежегодный музыкальный фестиваль «Славянский базар», открытие которого состоялось в белорусском городе Витебске еще в 1992 г., Дни российской культуры в Белоруссии и наоборот привлекают огромное внимание к себе.

Министерство культуры Российской Федерации придает особое значение отношениям с Беларусью в области культуры, оно регулярно проводит кроме Дней культуры, недели кино, художественные салоны, театральные и музыкальные фестивали, обменные гастроли творческих коллективов, кинофестивали и т. д.

Кроме того, существуют давно действующие институты в области культурного сотрудничества, которые направлены на многостороннее сотрудничество между государствами.

Например, Совет по культурному сотрудничеству государств—участников СНГ был создан еще в мае 1992 г., Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Российской Федерацией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной. Своей основной задачей Совет определил «дальнейшее развитие культурного сотрудничества государств—участников СНГ по линии государственных органов управления культурой международных, региональных и национальных объединений и ассоциацией деятелей культуры и искусства» [17].

МФГС (Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества) также способствует развитию диалога культур на пространстве СНГ, где особенно важными являются российско-белорусские проекты [12].

Россотрудничество—Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, созданное в сентябре 2008 г. Приоритетным направлением деятельности Россотрудничества являются государства—участники Содружества Независимых Государств, где в каждой стране есть российские центры науки и культуры. Разработан перспективный план открытия новых РЦНК (российские центры науки и культуры) и представительств до 2020 г. [21].

Основными направлениями культурного взаимодействия России и Беларуси в настоящее время можно назвать обмен соответствующими делегациями, проведение взаимных годов культуры, институционализацию культурного сотрудничества. И здесь у России существует довольно много возможностей для укрепления позиций русской культуры в Беларуси.

Нам нельзя забывать, что в сложившемся многополярном мироустройстве усилилась конкуренция между основными игроками политической арены за культурное влияние. Роль культуры во внешнеполитическом взаимодействии существенно выросла: она помогает сглаживать разногласия, способствует формированию положительного образа страны. Культурная дипломатия как инструмент «мягкой силы» работает на укрепление международного авторитета России. Вот почему одной из важнейших задач является осмысление культурной политики РФ по отношению ко всем странам СНГ, выделение ее направлений, тенденций и перспектив.

В 2014 г., был утвержден важнейший документ, касающийся культурной политики России—Указ Президента РФ от 24.12.2014 г., N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" [20].

По словам президента, такой проект помогает переосмыслить значение культуры в жизни общества, когда культура—это не сфера развлечений, а миссия [15]. От реализации этой политики во многом зависит и внешняя культурная политика, поскольку, не конкретизировав цели и задачи внутренней государственной политики, достаточно сложно вести целенаправленную эффективную культурную политику по отношению к другим странам. Некоторые исследователи отмечают, что русская культура обладает способностью интегрировать другие культуры на основе базовых ценностей, доброжелательности и уважения [22].

Основными направлениями политики Российской Федерации в сфере культурного взаимодействия в настоящее время, основываясь на деятельности Россотрудничества и МФГС, можно назвать следующие:

1.Межгосударственные программы и проекты. Например, проект МФГС и ЮНЕСКО «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке» (2009-2014), который востребован для создания диалога культур и обладает высоким объединяющим потенциалом. Здесь нужно отметить программу «Культурные столицы Содружества» [11]. Каждый год, начиная с 2011 г., культурной столицей Содружества становится новый город. В 2015 г., им стал Воронеж, в котором состоялся международный форум «Образовательное и культурное пространство СНГ: векторы развития». Город Дашогуз стал культурной столицей Содружества Независимых Государств в 2016 г. В 2017 г., статус культурной столицы СНГ присвоен городу Гянджа, являющемуся вторым по величине городом Азербайджана.

2. Мероприятия, посвященные творчеству поэтов и писателей. В странах СНГ, включая Беларусь, ежегодно проходят вечера, посвященные поэтам-шестидесятникам: Булату Окуджаве, Белле Ахмадулиной, Евгению Евтушенко.

3. Обсуждение проблем на международных форумах, на которых обсуждается то, как сформировать культурное пространство, учитывая традиции и инновации, в том числе глобализацию и коммуникационные технологии. И здесь особенно важны встречи представителей культуры и образования России и Беларуси.

4. Награды и премии, например, гуманитарная премия СНГ «Звезды Содружества», которая присуждается за значительные успехи в области культуры.

5. Мероприятия, посвященные победе в Великой Отечественной войне. Например, выставка плакатов «Грани Победы», которая является совместным проектом Россотрудничества и Государственного центрального музея современной истории России. Экспонируетсяся ежегодно с 2015 г., в 22 странах Европы, Америки, Азии и СНГ. В Минске выставка была представлена в актовом зале Российского центра науки и культуры. В эфире Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» транслировался художественно документальный цикл «Освобождение» (при поддержке МФГС).

6. Молодежные программы. Например, ежегодно проводимые «Дни молодежи Содружества», организованные Международной молодежной общественной организацией «Содружество». С участием молодых общественных лидеров из Азербайджана, Армении, Республики Беларусь, Киргизии, Казахстана, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана, Украины, Узбекистана, а также Грузии, Южной Осетии, Абхазии. Для развития Союзного государства России и Беларуси это важное направление сотрудничества.

7. Мероприятия, направленные на укрепление русского языка на пространстве СНГ, включая и Беларусь.

Так же стоит отметить культурные программы между Россией и Беларусью, которые осуществляются в рамках Союзного государства. Например:

1. В феврале 2017 г. подписано постановление Совета Министров Союзного государства № 5, утвердившее Порядок разработки и реализации проектов Союзного государства. Объем финансирования проектов в сфере образования и культуры за счет средств бюджета Союзного государства – до 500 млн. рублей [8].

2. Конкурс молодых литераторов Союзного государства «Мост Дружбы», ориентированный на поиск, раскрытие и поддержку молодых талантливых авторов [9].

3. Совместные программы в научной сфере, способствующие укреплению контактов Национальной академии наук Беларуси и Российской академии наук. Разрабатывающие стратегии развития Единого научно—технологического пространства Союзного государства [7].

Таким образом, мы наблюдаем постепенную активизацию культурной политики России. Интересно, что эта политика встречает понимание и положительно воспринимается странами—партнерами по постсоветскому пространству. Важно, что часть этих программ сейчас направлена на молодежную аудиторию, хотя все еще подобных программ недостаточно. Это позволяет с уверенностью говорить о сохранении значимости не только культуры России и русского языка, но и о росте влияния России в целом на постсоветском пространстве.

Для плодотворного культурного взаимодействия между странами необходимо сотрудничество, модернизация, способность к компромиссу и диалогу. Это ключи к решению проблемы межкультурных противоречий. Возможность их проявить зависит во многом от культуры взаимодействующих сообществ. Об это нам не стоит никогда забывать. Исторические примеры культурного взаимодействия наций, способных находить общий язык, объединяясь в рамках международных союзов и групп, доказывает, что общие взгляды на мир, ценности, культура имеют первостепенное значение для интеграции.

Культурное сотрудничество, являясь одной из составляющих интеграции России и Беларуси, способствует нейтрализации угрозы глобализации и позволяет обеспечить сбалансированность интересов государств участников, территорий, населения и бизнеса.

Это подтверждает необходимость дальнейшего последовательного расширения белорусско-российского культурного взаимодействия.

References
1. Barg M. A. Epokhi i idei. Stanovlenie istorizma. M.: Mysl', 1987.-s.261.
2. Veber M. Politika kak prizvanie i kak professiya // Veber M. Izbrannye proizvedeniya. M.: Progress, 1990.-s.646-647.
3. Gerder I. Idei k filosofii istorii chelovechestva. M.: Nauka, 1977.-s.440-441.
4. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs].-Rezhim dostupa: http://rusarchives.ru/projects/statehood/10-12-soglashenie-sng.shtml ( data obrashcheniya: 16.07.2016).
5. Egorov V. G., Lavrenov S. Ya., Zhusupov A. S. Postsovetskaya integratsiya: instituty, protsessy, tekhnologii.-Spb.: Aleteiya, 2015.-s.5.
6. Eremina N. V. Regional'naya politicheskaya kul'tura kak faktor gosudarstvennogo razvitiya: integratsiya Versus dezintegratsiya// Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Vypusk № 3, 2011.-s.70.
7. Informatsionno-analiticheskii portal Soyuznogo Gosudarstva. Realizatsiya soyuznykh programm i proektov Ofitsial'nyi sait [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.soyuz.by/news/joint-programs/33648.html ( data obrashcheniya: 12.06.2017).
8. Informatsionno-analiticheskii portal Soyuznogo Gosudarstva. Realizatsiya soyuznykh programm i proektov Ofitsial'nyi sait [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.soyuz.by/news/joint-programs/32362.html (data obrashcheniya: 12.06.2017).
9. Informatsionno-analiticheskii portal Soyuznogo Gosudarstva. Realizatsiya soyuznykh programm i proektov Ofitsial'nyi sait [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.soyuz.by/news/joint-programs/30816.html ( data obrashcheniya: 12.06.2017).
10. Karsavin L. P. Filosofiya istorii. SPb., 1993.-s.163.
11. Mezhgosudarstvennaya programma «Kul'turnye stolitsy Sodruzhestva». Ispolnitel'nyi komitet SNG// Ofitsial'nyi sait [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=19155 ( data obrashcheniya: 11.06.2017).
12. Mezhgosudarstvennyi fond gumanitarnogo sotrudnichestva gosudarstv-uchastnikov SNG// Ofitsial'nyi sait [Elektronnyi resurs].-Rezhim dostupa: http:// www.mfgs-sng.org/ ( data obrashcheniya: 05.05.2017).
13. Mel'nikova E. S. Politicheskaya integratsiya kak ob''ektivnaya zakonomernost' razvitiya mezhdunarodnykh ekonomicheskikh otnoshenii // Vestnik MGLU. Vypusk 23 (709). 2014.-s.95.
14. Ofitsial'nyi sait OON [Elektronnyi resurs].-Rezhim dostupa: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture.shtml ( data obrashcheniya: 16.07.2016).
15. Putin utverdil osnovy kul'turnoi politiki Rossii // gazeta Vzglyad [Elektronnyi resurs].-Rezhim dostupa: http:// www.vz.ru/politics/2014/12/24/636026.html ( data obrashcheniya: 16.07.2016).
16. Savitskii P. N. Kontinent Evraziya. M., 1997.-s.232.
17. Sovet po kul'turnomu sotrudnichestvu gosudarstv-uchastnikov SNG // Ofitsial'nyi sait [Elektronnyi resurs].-Rezhim dostupa: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=11148 ( data obrashcheniya: 07.05.2017).
18. Soglashenie o gumanitarnom sotrudnichestve gosudarstv-uchastnikov SNG [Elektronnyi resurs].-Rezhim dostupa: http://www.mfgs-ng.org/sgs/gum_sotr/ ( data obrashcheniya: 16.07.2016).
19. Trel'ch E. Istorizm i ego problemy. M., 1994.-s.140.
20. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi federatsii ot 24.12.2014 №808 Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoi kul'turnoi politiki [ Elektronnyi resurs].-Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/acts/bank/39208 (data obrashcheniya: 07.05.2017).
21. Federal'noe agentstvo po delam Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv. Rossotrudnichestvo // Ofitsial'nyi sait [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://rs.gov.ru/ru (data obrashcheniya: 12.06.2017).
22. Chernyakhovskii S. F. Kontseptsiya gosudarstvennoi politiki RF v oblasti kul'tury. Preambula. Tseli i missiya gosudarstvennoi politiki Rossii v sfere kul'tury [Elektronnyi resurs].-Rezhim dostupa: http://mkrf.ru/open-ministry/comments/detail.php?ID=508711&sphrase_id=6732040 ( data obrashcheniya: 07.05.2017).
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.