Статья 'Теоретический анализ правовой социализации современной российской молодёжи' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Modern Education
Reference:

Theoretical Analysis of the Legal Socialization of Modern Young People in Russia

Khusyainov Timur Maratovich

Manager of the faculty of Humanitarian Sciences, National Research University "Higher School of Economics"

603000, Russia, Nizhegorodskaya oblast', g. Nizhnii Novgorod, ul. Bol'shaya Pecherskaya, 25/12, kab. 310

timur@husyainov.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-4188.2014.4.13335

Received:

24-10-2014


Published:

07-11-2014


Abstract: The present research has been funded by the Russian Humanities Fund within the framework of the Project No. 14-33-0100 'Faculty Habitus' and Socialization of Students at a Traditional University (Based on the Example of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod). In this article Khusyainov analyzes peculiarities of the legal socialization of young people at this day and age in Russia. The subject of the present research is the process of legal socialization of Russian young people as the process of their learning the standards and rules of the modern society. Despite the rapidly growing number of researches of young people in modern science, the theoretical grounds of the problem have not been developed yet. The author of the article discuss the reasons that determine the specific features of this type of socialization and legal socialization in Russia. The main research methods include theoretical analysis of Russian literature on social studies, teaching and psychology. The article presents theoretical grounds of socialization of young people in the sphere of legal relations. The author establishes that achievements in the sphere of legal socialization may be the indicator of the greater degree of socialization of a young person because it is where the legal awareness and morals have the most important interaction. 


Keywords:

socialization of young people, legal socialization, modern young people, theoretical approaches, legal awareness, legal state ('Rechtsstaat'), civil society, legal culture, legal relations, socialization process

This article written in Russian. You can find original text of the article here .
Введение

Возникновение правоотношений между индивидами в обществе связано с их стремлением к жизни в соответствии с определенными нормами - общественным договором, в развитие концепции которого существенный вклад сделали: Томас Гоббс [1], Джон Локк [2], Жан-Жак Руссо [3] и другие мыслители.

Современные правоотношения представляют собой систему баланса между интересами отдельного индивида и интересами других членов общества, а также выражают их отношение к свободе, равенству, справедливости, удовлетворению самых различных потребностей и самосовершенствованию. Процесс каждодневного удовлетворения индивидом своих потребностей обладает правовыми аспектами, а основы правовой социализации индивида приобретают принципиальное значение в ситуации, когда важным становится избираемый ею путь удовлетворения: правомерный или неправомерный.

Бессознательное подражание идеалу и желание быть похожим на него, который носит в себе успешно социализированный человек, может привести личность к правовому самовоспитанию и самосовершенствованию. Правовое самосовершенствование основывается на сознательном развитии положительных и преодолении прежних асоциальных качеств, недостатков по средствам самопринуждения и самоконтроля. Процесс правового самосовершенствования предполагает усвоение, развитие и укрепление базовых принципов политики, права и морали, ценностей, социальных и правовых норм поведения с целью нейтрализации негативного внешнего влияния, причем ведущим процессом здесь является самовоспитание социально значимых ориентаций и установок на позитивное поведение [4].

Процесс социализации личности - усвоения общественных норм и ценностей, протекает на протяжении всей жизни индивида, но при этом важно отметить, что на ранних этапах формирования личности ее значение первостепенно, именно в периоды детства, юности и молодости закладывается основной потенциал личности, который всемерно будет оказывать влияние на всё ее последующее существование [5].

Модели правовой социализации

Правовая социализация - одно из важных направлений в процессе социализации современной молодежи вне зависимости от страны проживания индивида. Она способствует освоению правовых норм и ценностей общества, формированию правовой культуры и во многом препятствует распространению девиантного и делинквентного поведения в молодёжной среде. Важнейшей особенностью правовой социализации является то, что освоение норм и принципов права, должно происходить таким образом, чтобы они имели смысл для самого индивида, и вошли в его собственную систему ценностей и представлений о мире, что помогает индивиду обрести навыки регулирования своего поведения на основе правовых норм [6, С. 47]. Следовательно, можно отметить, что в процессе правовой социализации индивид приобретает определенные правовые знания, способствующие формированию его правовой компетентности [4, С. 245], правового сознания [7] и правовой культуры [8]. По мнению некоторых исследователей модель правовой социализации личности должна включать в себя следующие компоненты [9]:

  • осознание личностью собственной ценности и правового статуса;
  • осознание личностью реальности реализации основных свобод и прав;
  • осознание и применение личностью принципа личной инициптиности в деле защиты прав и свобод в процессе формирования правового государства;
  • осознание личностью неукоснительности соблюдения законодательно-нормативных предписаний на основе реального уважения к закону.

Значимость правовой социализации всё больше ростёт, что во многом связано с рационализацией общественной и личной жизни [10], а также приобретает особое значение в контексте тяготения человечества к глобализации и информатизации, желанию построить и жить в гражданском обществе и правовом государстве.

Социолог Куликова А.В. выделяет несколько видов моделей правовой социализации [11]:

  • социализация в процессе обучения – приобретение общих правовых знаний и усвоение норм;
  • социализация через опыт; в данном случае процесс заключается в осмыслении собственных ошибок и поступков, но также и опыт окружающих людей;
  • символическая социализация – заключается в собственных понятиях и представлениях человека о праве, законах и их применении

Составной частью процесса социализации современной личности выступает правовое воспитание и формирование правовой культуры, которое происходит под воздействие социальной среды [6, С. 47] и осуществляется такими социальными институтами, как семья и образовательная система [4, С. 245] в лице школы и университета, а также различные учреждения дополнительного профессионального образования.

Субъекты правовой социализации молодёжи

В семье молодой человек усваивает систему ценностей, которая определяет его нравственную и правовую позицию, восприятие нравственным сознанием норм права в форме закона, именно на этом этапе формируется гражданственность и правосознание. Можно выделить три составляющие нравственно-правовой социализации в ее динамической структуре. Вначале право как таковое воспринимается по преимуществу сквозь призму нравственных требований, как моральный императив, который выступает в качестве единой нравственно-правовой субстанции общественной жизни.

На современном этапе Высшие учебные заведения являются одним из наиболее значимых социальных институтов, современный ВУЗ стремится сформировать студента не только как профессионала [12], но и как всесторонне социализированную личность [13], таким образом Высшее образование ориентировано не только на передачу знаний, но и на становление морального облика студента, способного не только постигать и развивать избранные сферы деятельности, но и руководить прогрессом общества [14], участвовать в политической и социальной жизни страны, в которой живут. Как было отмечено ранее, образовательная среда современного российского университета является важнейшим ресурсом для формирования личности и взглядов студента и выражается через целый ряд компонентов современного образования, к которым относятся: информационная, организационно-воспитательная, научно-исследовательская, предметно-материальная и другая деятельность. Современные российские университеты обладают обширной организационной структурой, которая включает различные единицы: факультеты и институты, отделы, секции, организации и сообщества студентов, аспирантов и молодых учёных, которые создают особую образовательную и социализирующую среду, специфичную не только для каждого отдельно университета, но и для каждого факультета, формируя, так называемый “Габитус факультета” [15]. Возникновение особой образовательной среды позволяет всесторонне развить личность студента и дают широкие возможности для самореализации и саморазвития, формирования новых качеств.

Правовая социализация молодого поколения является одним из приоритетных направлений развития современного гражданского общества и правового государства, что отражено в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, которые были утверждены Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г. (№ Пр-1168) [8].

Высшие учебные заведения, выступают точками доступа в будущую профессию, что определяет их институциональную роль, в том числе и в правовом профессиональном образовании. Правовое образование в ВУЗе выполняет две основные функции: 1) правовое образование гражданина страны, т. е. общегражданское правовое образование; 2) правовое образование профессионала. Реализация каждой из этих функций значима и для личности, и для общества в целом. Но в контексте нашей работы необходимо обратить внимание на различие в условиях их реализации. В первой функции университет осуществляет преемственность с началами правового образования и воспитания, которое молодые люди получают в семье [16] и школе [10]. Во-второй функции проявляется формирование профессиональных компетенций необходимых профессионалам той или иной сферы [17].

Для успешной правовой социализации студенческой молодежи в образовательном пространстве университета необходимо: развивать практику обучения основам права, осуществлять поддержку различных вариантов региональных и муниципальных моделей правового образования, разрабатывать учебные курсы, которые будут включать в том числе правовую тематику; а также повышать уровень правовой грамотности и правовой культуры преподавательского состава: совершенствовать профессиональную и методическую подготовку преподавателей в области права [8].

Стоит также отметить особую роль государственных и муниципальных органов власти в процессе правовой социализации и информационной доступности. Специфика и эффективность общественного управления процессом правовой социализации личности на фоне недостаточной эффективности государственных структур в этом процессе требует самого пристального внимания исследователей, практиков и властей. Социум, который нуждается в эффективном управлении, формирует различные структуры, которые и предлагают ему нормы права в качестве регуляторов различных отношений, в том числе и правоотношений. В случае когда общество принимает эти регуляторы, нормы права функционируют, но тех в случаях когда общество их не принимает – дисфункциональные нормы права элиминируются [18].

Кроме того, характеризуя специфику общественного управления процессом правовой социализации, нельзя не отметить, что различные социальные общности современной России по-разному формируют тенденции развития процесса правовой социализации своих членов. Подобная ситуация приводит к том, что отдельные общности создают фон для процесса фрагментарной правовой социализации [18].

Кроме уже перечисленных институтов социализации можно отметить существенную и всё наростающую роль Средств массовой информации (СМИ) и Средств массовой коммуникации (СМК) в процессе социализации молодёжи, т.к. именно СМИ дают представление об основных моделях социального поведения, закладывают нормативные образы, и даже определяют нормы современного языка и общения. При этом отдельные исследователи отмечают, что СМИ и СМК зачастую способствуют развитию кризисной социализации, распространению девиаций, что, соответственно, оказывает негативное воздействие на современную российскую молодежь [19, 20]. Именно по средствам СМИ молодые люди могут узнать о принимаемых законодательных актах, быть в курсе правоприменительной практики, узнавать о своих правах и обязанностях как человека и гражданина. Телепередачи могут воспроизводить судебные заседания, показывая не только суровое наказание за совершённое деяние, но и сам процесс судебного делопроизводства, что даёт возможность зрителям в случае возникновения необходимости обратиться в правоохранительные органы. Именно по средствам СМК, например благодаря Интернет-форумам можно получить консультацию юриста или ознакомиться с уже существующей судебной практикой, и верно поступить в трудной жизненной ситуации. Именно СМИ и СМК формируют образ сотрудников органов правопорядка, и именно от этого образа зависит то насколько велика вероятность обращения к ни со стороны граждан [21-24].

Заключение

Важнейшим результатом правовой социализации становится формирование правосознания индивида. Подводя итоги и оценивая специфику и государственного и общественного участия в процессе правовой социализации в современных условиях, необходимо отметить, что они теснейшим образом связаны и взаимообусловлены .

В данной ситуации на первый план выходит необходимость реформирования системы образования и усиление позиций правового воспитания, а также создание эффективного механизма, осуществляющего процесс правовой социализации.

Низкая эффективность некоторых государственных и общественных институтов правовой социализации приводит к неустойчивости, энтропии самих институтов права, приводит к дестабилизации в обществе и угрожает безопасности государства и его граждан. Перспективы развития современной молодежи, ее успешная социализация поколения молодых во многом зависят от регулирования и активной деятельности со стороны общества и государства, в рамках его молодежной политики.

В целом значение правовой социализации молодёжи в современном обществе существенно конкретных правоотношений, т.к. она выступает одним из основополагающих факторов стабилизации общественного и правового развития, так или иначе затрагивает все существующие в обществе социальных групп. Правовая социализация не только влияет на морально-этическую сторону, но и способствует укреплению существующих политических, правовых, экономических, экологических и культурных основ общества. В данном контексте проявляется стабилизирующий аспект правовой социализации, который обеспечивает развитие и укрепление всех правовых процессов в обществе и конструирование правосубъекта. Таким образом регулирование социального взаимодействия происходит не только по средствам совершенствования самого права, но через процесс правовой социализации личности.

Достижения в сфере правовой социализации могут свидетельствовать о наивысшей степени социализации личности современного молодого человека и говорит о включенности в общественные процессы, поскольку именно здесь нравственное и правовое начало самосознания человека проявляются в наиболее глубоком взаимодействии. На данном уровне социализации личности, ее десоциализация невозможна, или возможна только как сравнительно редкое исключение.

References
1. Gobbs T. Leviafan.-Mysl'. 2001. 480 s.
2. Lokk Dzh. Dva traktata o pravlenii. Sotsium. 484 s.
3. Russo Zh.-Zh. Ob obshchestvennom dogovore. Traktaty. Per. s fr. M.: KANON-PRESS-Ts, Kuchkovo pole. 1998. 416 s.
4. Denisenko I.K. Vliyanie institutov pravovoi sotsializatsii na formirovanie pravovoi kompetentnosti i pravovogo povedeniya lichnosti // Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'. 2012. №1 (11). S. 245-248.
5. Zeitunyan M.A. Problema sotsializatsii molodezhi v informatsionnom obshchestve: teoreticheskoe osmyslenie // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'turologiya. 2010. №2. URL: Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-sotsializatsii-molodezhi-v-informatsionnom-obschestve-teoreticheskoe-osmyslenie
6. Samygin P.S. Sostoyanie sovremennogo obshchestvennogo pravosoznaniya v kontekste ego vliyaniya na pravovuyu sotsializatsiyu molodezhi // Obshchestvo i pravo. 2007. №2(16). S. 47-52.
7. Radchenko T.A. Pravovaya sotsializatsiya lichnosti // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'turologiya.-2010. Vyp. 4 (69). S. 179-185.
8. Budkina L.V., Bystrova L.V. Pravovaya kul'tura pedagoga kak uslovie uspeshnoi pravovoi sotsializatsii uchashcheisya molodezhi // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012. №2 URL: http://www.science-education.ru/102-5816
9. Stolyarenko L.D., Tazayan A.B., Takhtamyshev V.G. Stolyarenko D.V. Sotsial'no-filosofskii analiz pravovoi sotsializatsii lichnosti // Vestnik DGTU. 2011. T.11. №10 (61). S. 1904-1911
10. Makhrova E.I. O ponyatii pravovoi sotsializatsii studentov kak pedagogicheskoi problemy // Vestnik OGU. 2012. №4 (140). S. 26-32
11. Kulikova A.V. Stanovlenie sotsiologii prava v sisteme vysshego obrazovaniya kak odno iz napravlenii pravovoi sotsializatsii studentov // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2007. №1 (6). S.40-43
12. Kladova N.V., Khusyainov T.M. Problemy i preimushchestva vypusknikov vuzov na rossiiskom rynke truda // Molodezh' v menyayushchemsya mire. Materialy V Regional'naya nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh 13.03.2014. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. gos. ped. un-ta. 2014. S. 176-179.
13. Mashtakova A.Yu., Khusyainov T.M. Teoreticheskii analiz faktorov uspeshnoi sotsializatsii studentov sovremennogo vuza // Sbornik Tezisov 3-i Vserossiiskoi Internet-konferentsii “Grani nauki 2014”. Kazan'.: Izd-vo KFU. 2014. S. 184-185.
14. Sudarenko A.A., Klimova T.V. Sotsializatsiya studentov po sredstvam estetizatsii predmetno-prostranstvennoi sredy universiteta. URL: rae.ru/forum2012/pdf/1750.pdf
15. Sizova I.L., Ermilova A.V., Khusyainov T.M. «Gabitus fakul'teta» i sotsializatsiya studentov klassicheskogo universiteta // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial'nye nauki. 2014. № 4. (V pechati)
16. Gulyaikhin V.N. Sem'ya kak sub''ekt rannei pravovoi sotsializatsii // NB: Voprosy prava i politiki. 2013. № 7. S.56-66. DOI: 10.7256/2305-9699.2013.7.9007. URL: http://e-notabene.ru/lr/article_9007.html
17. Khusyainov T.M. Professional'naya sotsializatsiya studentov yuridicheskogo fakul'teta: teoreticheskii analiz // Vestnik Nizhegorodskoi pravovoi akademii. Nizhnii Novgorod: NPA. 2014. №2 (2). (V pechati)
18. Babaskina V.V. Osobennosti ispol'zovaniya gosudarstvennykh i obshchestvennykh mekhanizmov upravleniya pravovoi sotsializatsiei v Rossii //
19. Svavitskaya D.V. Rol' SMI v protsesse sotsializatsii molodezhi. URL: http://youth.hse.spb.ru/sites/default/files/svavickaya_rol_smi_v_processe_socializacii_molodezhi.pdf
20. Khusyainov T.M. Vliyanie SMI na sotsializatsiyu sovremennoi molodezhi // Sovremennoe obshchestvo glazami molodezhi. Doklady. URL: http://www.conf.muh.ru/images/doc/140417/140417_Husyainov.doc
21. Dubnyakova A.I. Obraz sotrudnika politsii v soznanii grazhdan // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2013. №4 (55).-S. 19-21.
22. Berkut K.A. Sozdanie polozhitel'nogo obraza regional'noi politsii s pomoshch'yu Internet-saitov // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2011. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/05/154.
23. Goryacheva O.N., Minnegaliev R.T. Vliyanie obshchestvennogo mneniya na formirovanie imidzha sotrudnika politsii // Informatsionno-kommunikatsionnoe prostranstvo i chelovek: materialy III mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 15–16 aprelya 2013 goda. Praga: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». 2013. S. 96-98.
24. Monusova G. A., Gimpel'son V. E. Doverie k politsii: mezhstranovoi analiz // Voprosy ekonomiki. 2012. № 11. S. 24-47.
25. Bessarabov R.A. Pravovaya sotsializatsiya i pravovoe vospitanie // Filosofiya prava. 2010. № 4. S. 118-122
26. Balitska O.Yu. Vliyanie pravovoi sotsializatsii na usovershenstvovanie pravovykh otnoshenii // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2013. №9. S. 356-358.
27. Makhrova M.V. Mesto i rol' vuza v pravovoi sotsializatsii studentov // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta.-2008.-№ 11.-S. 158-164.
28. Sapogov V.M. Pravosoznanie i pravovaya sotsializatsiya nesovershennoletnikh osuzhdennykh iz chisla detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei. Monografiya. – Pskov: ANO «LOGOS», 2010. – 188 s.
29. Usynina N.I. Vysshaya shkola kak vazhnyi agent v sotsializatsii molodezhi // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Psikhologiya. Pedagogika.-2012.-№3.-S. 95-98.
30. Gulyaikhin V.N. Vkhozhdenie rossiiskoi molodezhi v obshchestvenno-pravovuyu zhizn': rol' pravovoi sotsializatsii // NB: Voprosy prava i politiki. - 2013. - 11. - C. 88 - 104. DOI: 10.7256/2305-9699.2013.11.9698. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_9698.html
31. V. N. Gulyaikhin Vtorichnaya pravovaya sotsializatsiya cheloveka // Pravo i politika. - 2011. - 9. - C. 1583 - 1590.
32. Gulyaikhin V.N. Psikhosotsial'nye formy pravovogo nigilizma cheloveka // NB: Voprosy prava i politiki. - 2012. - 3. - C. 108 - 148. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_240.html
33. L. A. Petruchak Pravovaya sotsializatsiya studentov
yuridicheskikh vuzov // Pravo i politika. - 2011. - 9. - C. 1591 - 1597.

34. V. N. Gulyaikhin Agenty pravovoi sotsializatsii cheloveka // Pravo i politika. - 2012. - 1. - C. 143 - 149.
35. V.N. Gulyaikhin Pravovaya resotsializatsiya cheloveka:
ot avtoritarnoi strategii k gumanisticheskoi // Pravo i politika. - 2012. - 12. - C. 2090 - 2097.

36. Gulyaikhin V.N. Pravovoi mentalitet rossiiskikh grazhdan // NB: Voprosy prava i politiki. - 2012. - 4. - C. 108 - 133. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_310.html
37. Gulyaikhin V.N. Strukturno-funktsional'nye osobennosti razlichnykh sostoyanii pravosoznaniya cheloveka // NB: Voprosy prava i politiki. - 2012. - 2. - C. 90 - 116. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_153.html
38. Chistyakova E.V. Likvidatsiya pravovoi bezgramotnosti molodezhi // NB: Pedagogika i prosveshchenie. - 2014. - 2. - C. 60 - 70. DOI: 10.7256/2306-4188.2014.2.11130. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_11130.html
39. Sizemskaya I.N. Modernizatsiya i razvitie grazhdanskogo obshchestva: istoricheskii opyt Rossii // Filosofiya i kul'tura. - 2014. - 8. - C. 1121 - 1130. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.8.12479.
40. Gulyaikhin V.N. Pravovoe vospitanie cheloveka kak protsess formirovaniya tsennostno-smyslovogo komponenta pravosoznaniya // NB: Voprosy prava i politiki. - 2014. - 8. - C. 60 - 79. DOI: 10.7256/2305-9699.2014.8.12808. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_12808.html
41. Gulyaikhin V.N. Arkhetipy pravosoznaniya v sisteme pravovoi kul'tury lichnosti // NB: Voprosy prava i politiki. - 2014. - 1. - C. 54 - 74. DOI: 10.7256/2305-9699.2014.1.10486. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_10486.html
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.