Статья 'Особенности стратегической деятельности корпораций в условиях цифровой экономики' - журнал 'Финансы и управление' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Finance and Management
Reference:

Peculiarities of strategic activity of corporations in the conditions of digital economy

Levchaev Petr Aleksandrovich

Doctor of Economics

Professor, the department of Banking and Finance, N. P. Ogarev's Mordovia State University

430004, Russia, respublika Mordoviya, g. Saransk, ul. Bol'shevistskaya, 68, ekonomicheskii fakul'tet, kafedra finansov i kredita

levchaevpa@yandex.ru
Khezazna Badar

Postgraduate student, the department of Banking and Finance, N. P. Ogarev National Research Mordovia State University

430010, Russia, respublika Mordoviya, g. Saransk, ul. Moskovskaya, 74, of. 46

khezazna.badar@gmail.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-7802.2021.1.30823

Received:

17-09-2019


Published:

06-02-2021


Abstract: This article examines the processes of formation of financial strategy within the system of corporate management in the conditions of digitalization. Implementation of digital technologies in all spheres of life opens new opportunities for socioeconomic development of the companies. In the nearest future, scientific research in the sphere of digital economy will be especially relevant due to heightened risk of being in arrears of global trends. Rapid changes taking place in engineering, technology, and organization of production increase the importance of corporate financial management. The digital age changes the traditional models of sectoral markets, enhances competitiveness between  the participants of economic processes. The theoretical and methodological framework of this research contains the works of economists on the problems of finances, financial management, and planning. The subject of this research is the combination of economic, organizational and management relations developed in the process of strategic activity of corporations in the conditions of digital economy. Enterprises that are adapted to modern economic conditions set new priorities in the process of formation of management models: the role of fixed assets decreases, while intangible assets and information become the key business engines. The effectiveness of management decisions, and thus, the effective functioning of the enterprise overall depends on the availability of accurate, timely and exhaustive information. Prompt responsiveness to the changes of external environment is the primary factor for ensuring effective management of the economic entity. The novelty of this research lies consists in the original concept of corporate financial strategic planning in digital economy in the context of the corporate management system of the industrial enterprise.


Keywords:

Finance, financial strategy, Corporation, strategic planning, management, financial resources, economic factors, stages of strategic planning, internal environment, control

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение. Обозначенное в 2017 году В.В.Путиным движение российской экономики по пути цифровизации, информатизации, изменения технологической базы приобретает стратегическое значение. Внедрение цифровых технологий во все сферы общественной жизни порождает новые возможности социально-экономического развития компаний на российском рынке. Научные разработки и исследования в сфере цифровой экономики в ближайшие годы будут приобретать особую актуальность в связи с увеличением риска отставания от глобальных трендов цифровой перестройки.

В связи с быстрыми изменениями, происходящими в технике, технологии, и организации производства, возрастает значимость управления финансовой деятельностью предприятий. Цифровая эпоха меняет традиционные модели отраслевых рынков, повышает уровень конкурентной борьбы участников экономических процессов.

Ключевой проблемой становится разработка механизма управления финансовой стратегией, которая отражает содержание финансовых отношений предприятия в виде определенных финансовых результатов, эффективность финансового, производственного, кадрового управления и процесс соответствия производственной деятельности организации потребностям рынка.

В связи с этим разработка стратегических направлений развития практи­чески всех отечественных предприятий и организаций должна учитывать особенности изменений в условиях так называемой цифровой экономики.

При проведении исследования были изучены труды ученых, заложивших основы современного стратегического планирования. Так, мировой опыт стратегического управления и планирования изучался по работам И. Ансоффа, Г. Кунца, Д. Лэмпела, М. Мескона, Г. Минцберга, М. Портера, А. Чандлера и др. Общетеоретические и методологические аспекты разрабоки финансовой стратегии в отечественных организациях изучались по трудам таких исследователей, как О.С. Виханский, В.А. Горемыкин, Б.Г. Литвак, Р.А. Фатхутдинов и др. Однако, в научной и учебной литературе крайне слабо освещены проблемы стратегического планирования в условиях цифровой экономики, что указывает на новизну и научную значимость темы исследования.

Целью настоящего исследования выступает изучение процессов формирования финансовой стратегии в системе корпоративного управления промышленными предприятиями в условиях цифровизации.

Метод, методология исследования. В качестве основных методов исследования выступили: научно-исследовательский, анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, графический. Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды ученых экономистов по проблемам финансов и финансовых ресурсов, финансового менеджмента и корпоративного планирования. В качестве теоретической базы были использованы труды ученых-экономистов по теме исследование, учебные и методические пособия, статьи и публикации научного характера.

Словосочетание «цифровая экономика» впервые стало широко исполь­зоваться начиная с 1995 года после введения его в оборот основателем Медиа ла­боратории Массачусетского технологического института Николасом Негропонте, однако содержание этого понятия остается размытым до настоящего времени.

Из доклада Всемирного банка о мировом развитии «Цифровые дивиденды», можно сделать вывод, что в самом общем виде цифровая экономика представле­на частью экономических отношений, опосредуемых Интернетом, сотовой связью, информационно-коммуникационными технологиями. Отмечается, что данные технологии выпрямляют существующие связи между фирмами, государ­ством и населением, банками, ликвидируя длинные цепочки различных посред­ников, значительно ускоряя осуществление разнообразных операций и сделок, таких как кредита, купли-продажи, аренды, уплаты взносов, штрафов, налогов, а также других расчетов и платежей. Эта модель экономики позволяет обеспечить «цифровые дивиденды» для общества в виде снижения издержек производства, увеличении производительности труда, повышения конкурентоспособности предприятий, снижения безработицы, за счет более быстрой реализации товаров ослабление кризисов, уменьшение бедности и ослабления социальной поляриза­ции населения и более полного удовлетворения его потребностей.

Однако, четкого и однозначного определения этого термина в рос­сийской науке не существует. Так профессор Российской академии наук Р. Мещеряков [1] счита­ет, что к понятию «цифровая экономика» применяется два подхода. С точки зрения классического - это такая экономика, которая основана на цифровых технологиях и характеризуется исключительно сферой электронных товаров и электронных услуг. Сюда следует отнести дистанционное обучение, телемеди­цину, торговлю медиоконтентом (книги, кино, видиоигры и т.д.). С точки зре­ния расширенного подхода «цифровая экономика» представляет собой экономическую сферу базирующуюся на использовании цифровых технологий. «В настоящее время, - поясняет Р. Мещеряков, - некоторые эксперты считают, что надо расширять это понимание и включать в него цепочку товаров и услуг, которые оказываются с использованием цифровых технологий, в том числе такие понятия как: интер­нет вещей, Индустрия 4.0, умная фабрика, сети связи пятого поколения, инжи­ниринговые услуги проторипирования и прочее».

По существу подобной точки зрения придерживается и доцент Московского государственного университета А. Энговатова, которая определяет «цифровую экономику» как экономику, которая основана на цифровых компьютерных тех­нологиях, современных методах генерации, обработки, хранении и передачи данных [2].

Поскольку отсутствует четкое определение термина «цифровая экономика», возникают проблемы и с точки зрения раскрытия ее содержания, выделения элементов, которые в нее входят.

Представители компании «TheBostonConsultingGroup» (BCG), которая считается авторитетным экспертом по цифровой экономике к главным элементам относят электронный банкинг, электронную коммерцию, интернет-рекламу, электронные платежи, интернет-игры. В докладе Всемирного банка «Цифровые дивиденды» для расчета доли цифровой экономики в ВВП, учитывается вклад тех компаний, которые занимаются разработкой, созданием и реализацией ин­формационно-коммуникационных технологий. Однако данный сектор имеет дело только с техническими средствами, которые используют предприятия дру­гих отраслей для осуществления операций в сфере электронного банкинга, электронной торговли и др.

Более глубокий подход к определению содержания «цифровой экономики» представил заместитель начальника Экспертного управления Администрации Президента РФ Л. Осипов [3]. Он считает, что цифровая экономика занимает три уровня. Первый - это уровень рынков НТИ, включающий взаимодействие потребителей и поставщиков на базе цифровых платформ. Второй охватывает сквозные технологии и включает в себя аналитику и обработку баз данных, виртуальную реальность, искусственный интеллект, нейросети, т.е. те техноло­гии, на основе которых функционирует первый уровень. Третий уровень вклю­чает в себя условия, необходимые для функционирования и развития организа­ций первого и второго уровня. Сюда относится создание нормативной базы, со­ответствующего законодательства, формирование информационной инфра­структуры и информационная безопасность, подготовка кадров.

Несмотря на многообразие подходов к определению сущности и содержа­ния понятия «цифровая экономика», большинство авторов склоняются к тому, что это словосочетание всегда употребляется как характеристика уровня разви­тия экономики на этапе перехода к новому четвертому технологическому укла­ду, когда ведущей становится тенденция к «автоматизации» интеллектуальных процессов с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это, в частности имелось в виду в Послании Президента Федеральному Собра­нию. Не случайно в Послании Президента речь идет о «системной программе развития экономики», поскольку любые технологии, включая информационные, это по определению лишь способ выполнения тех или иных работ и организа­ции процессов. Вне этих процессов, сами по себе эти технологии никакой об­щественной ценности не имеют и рассматриваться как отдельная самостоятель­ная отрасль не могут.

Из существующих определений становится понятным, что цифровая эконо­мика это лишь форма, представляющая инфраструктурную надстройку для ре­ального сектора экономики, которая упрощает и оптимизирует взаимодействия субъектов производства, распределения и потребления, что реализуется в по­вышении производительности общественного труда. Однако заменить собой реальное производство эта инфраструктурная надстройка не в состоянии. По­этому создание и внедрение цифровых технологий должно осуществляться па­раллельно с развитием так называемого традиционного производства, иначе мы рискуем на выходе получить «цифровизированную сырьевую экономику».

Эффективная стратегия корпоративного управления в условиях сформировавшейся бизнес-среды важна для организации, как никогда раньше, поэтому ее разработке следу­ет уделить особое внимание. Однако неизвестно, продуктивны ли в «циф­ровых условиях» уже проверенные временем методы и подходы к страте­гическому планированию и можно ли их использовать в новых «нецифро­вых условиях».

В связи с этим организациям в новых условиях нужны новые подходы к стратегическому планированию, которые позволят посмотреть на орга­низацию и ее деятельность с точки зрения цифровой экономики, то есть изменят коммуникации внутри компании, подход и процесс принятия ре­шений и их оценку. Специфика цифровой экономики предполагает, что в нестабильных условиях необходимы новые, более прогрессивные решения и, вероятно, их будет несколько, причем изменения во внешней среде бу­дут провоцировать их корректировку. Например, зарубежными исследова­телями выделяются следующие аспекты трансформации стратегического управления (таблица 1).

Таблица 1 — Различия между "традиционным" и "современным" под­ходам к разработке стратегии корпоративного управления

Аспект

"Традиционное

стратегическое

планирование"

"Гибкое

стратегическое проектирование"

Задача

Улучшение существующего положения

Создание будущего, которого еще не существует

Направление

"Сверху вниз"

"Снизу вверх"

Процесс

Линейный

Итеративный

Коммуникации

Вербальные

Визуальные

В работах отечественных авторов также подчеркивается необходи­мость проактивного подхода к разработке стратегии и целесообразность применения гибких моделей управления жизненным циклом проектов, которые особенно актуальны в быстроизменяющихся условиях цифровой экономики.

Необходимость управления финансовой стратегией предприятия в условиях перехода к цифровой экономике сегодня не вызывает сомнения. Целенаправленное управление финансовой стратегией позволит более эффективно контролировать доходы и расходы предприятия, управлять запасами и затратами. В условиях инновационно-ориентированной среды остро встает проблема выбора наиболее эффективных методов управления финансовой стратегией с целью поддержания финансового равновесия, стабильной платежеспособности и инвестиционной привлекательности организации. Назначение цифровизации состоит в максимальном использовании информационно-технологических ресурсов и систем, в частности, для повышения производительности и снижения затрат.

Существенно расширилось число современных информационных инструментов операционного управления бизнесом, управленческие технологии становятся цифровыми. Повышение эффективности управления финансовой стратегией может проводиться методом оптимизации объема запасов, производственных процессов, логистических цепочек и т.д. «на основе доступа к информации в режиме реального времени и автоматизации процессов принятия решения», сокращение потребления сырьевых ресурсов становится возможным достичь путем внедрения энергосберегающих технологий, в том числе посредством их цифровизации.

В рамках цифровизации экономики эффективность системы управления финансовой стратегией фирмы можно рассматривать с точки зрения ее результативности:

1) достижение плановых показателей, в качестве базовых значений которых могут выступать не только фактические значения показателей предыдущего года и нормативные значения финансовых коэффициентов, но и результаты деятельности компаний-конкурентов и значения отраслевых показателей, поиск которых требует проведения высокозатратных мероприятий в области информационного обеспечения, которому отводится важное место в механизме управления финансовой устойчивостью, ведь разработка любого управленческого решения, особенно в области финансов, всегда опирается на значительный массив информации о внешней среде, возможных рисках, существующих альтернативных вариантах и т.д.;

2) сопоставление затрат на получение плановых результатов и полученного эффекта (дохода или других выгод) от изменений показателей финансовой устойчивости;

3) изменение доверия к фирме со стороны финансовых институтов и партнеров. Повсеместная цифровизация предполагает использование данных в цифровом виде, работу с большими объемами информации, эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг. Исследователи Л.В.Лаврентьева и Е.В. Яшкова в своей работе [4] высказывают мысль о значимости в экономической деятельности Платформы «Цифровой» экономики, которая предусматривает возможность прямой коммуникации между участниками бизнес- процессов, что позволяет снижать издержки и предоставляет дополнительный функционал для совместного создания инновационных продуктов и решений. Большой интерес на сегодняшний день вызывают и исследования взаимоотношений компании с клиентами, результатом которых стало формирование информационно-аналитических систем управления клиентской базой данных и управления взаимоотношениями с клиентами. Система управления клиентской базой данных служит для определения и анализа различных потребительских сегментов и выступает в качестве практической коммерческой информации, связанной с использованием методов и средств взаимодействия как с имеющимися, так и с потенциальными клиентами. Особую важность при этом приобретает учет специфики стоимостного подхода и ресурсного обеспечения деятельности субъекта хозяйствования в условиях ростоформирующих факторов бизнес-стратегии [5, 6, 7].

Выводы. Таким образом, модернизация процесса стратегического управления выступает закономерностью трансформационного процесса, поскольку она выражает устойчивые связи и зависимости в условиях цифровой экономики. Предприятия, адаптированные к современным экономическим условиям, по-новому расставляют приоритеты в процессе формирования управленческих моделей: снижается роль основных средств, традиционно приносивших организации основные доходы, теперь основными двигателями бизнеса становятся нематериальные активы и информация, поскольку эффективность принимаемых управленческих решений и, как следствие, эффективность функционирования предприятия в целом определяется наличием точной, оперативной, полной информации, отражающей различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности [8, 9, 10]. Способность меняться, оперативно реагировать на изменения внешней среды является в настоящее время ключевым фактором обеспечения эффективного управления хозяйствующим субъектом.

Особенности сетевой формы организации информационной экономики позволяют говорить о характерных особенностях логистического взаимодействия экономических субъектов. Приходится учитывать, что сети, представляя собой открытые системы, могут безгранично расширяться за счет включения новых элементов и уже готовых самостоятельных компонентов, иметь различные центры, преследующие свои цели, мобильно и адекватно реагировать на изменяющиеся условия.

Развитие сетевого характера цифровой экономики связано со следующими принципами ее функционирования.

1) Экспоненциальные темпы развития - в отличие от линейного закона вовлечения участников в традиционных секторах экономики, рост числа участников сетевой формы организации происходит экспоненциальными темпами.

2) Возрастающий эффект - разрастание сети за счет вовлечения все новых и новых участников бизнес процессов способствует максимизации потенциальных партнеров, осуществляемых сделок, объемов продаж, получаемой участниками прибыли.

3) Обратное ценообразование - инновационные продукты, услуги в сетевой экономике имеют тенденцию к снижению цены более быстрыми темпами, чем в экономике традиционной, поскольку для выдерживания острейшей конкуренции фирмы должны максимально быстро наводнять рынок новейшими разработками по минимальной цене.

4) Относительная бесплатность услуг - для завоевания как можно большего числа потребителей и получения в последующем с них прибыли, компании разработчики стремятся в минимальные сроки поставить на рынок инновационную разработку первоначальной, базовой версии продукта часто бесплатно. В дальнейшем производимые адаптированные к базовым разработкам надстройки будут продаваться «прирученным» пользователям. Будут также востребованы модернизированные версии, сервисное обслуживание, презентации.

5) Глобальность охвата - сетевая экономика становится наиболее эффективной только в условиях максимально возможного расширения сферы своих интересов и мгновенного тиражирования своих стандартов, образов (часто информационного характера) во времени и пространстве.

6) Саморегулирование - отсутствие доминирующего центра управления сетью, быстрая смена партнеров, форм бизнеса, отсутствие длительных форм партнерских отношений позволяют говорить о наличии неравновесного состояния системы и ее саморегулирующем характере.

Таким образом, современные стратегические ориентиры развития инновационных форм бизнеса строятся с учетом особенностей сетевой конфигурации цифровой экономики. Получаемый вследствие подобной интеграции доступ к знаниям, умениям и возможностям тиражировать продукт, образ создают стратегические конкурентные преимущества бизнеса, несмотря на его конкретные формы. Цифровизация позволяет не только создать и задействовать средства производства на основе соответствующих технологий, но и задействовать в этом процессе средства прежнего технологического уклада посредством адекватного ему софта – программного обеспечения. Это позволит повысить эффективность всей структуры производственного комплекса, начиная собственно от производства товара, логистических взаимодействий структурных частей и заканчивая маркетинговыми стратегиями (как это произошло со службами такси).

Научная новизна. Формирование стабильного результативного развития предприятия связано с разработкой эффективных методов управления. Функции управления финансовой стратегией предприятием в условиях цифровизации включают:

1) проведение анализа состояния финансовой устойчивости и независимости (для этого осуществляется сбор статистической информации по показателям);

2) формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих возможность оценки и обоснования альтернативных вариантов управленческих решений предприятия;

3) разработку системы планирования финансовой стабильности предприятия.

Финансовая стратегия должна рассматриваться как основная составляющая успешно развивающейся коммерческой организации, поскольку является частью общей стратегии развития компании и оказывает значительное воздействие на ее деятельность. Финансово-экономическая страте­гия должна быть ориентирована на достижение ведущей цели коммерческой деятельности компа­нии: увеличение доли прибыли и обеспечение ее необходимым запасом денежных ресурсов.

References
1. Meshcheryakov R. Tsifrovaya ekonomika ponyatiya i napravleniya razvitiya. – Elektr. resurs. – Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-ponyatiya-i-napravleniya-razvitiya
2. Engovatova A. Tsifrovaya ekonomika: kak spetsialisty ponimayut etot termin. – Elektr. resurs. – Rezhim dostupa: https://ria.ru/20170616/1496663946.html
3. Osipov L. Kak biznes vidit tsifrovuyu ekonomiku v Rossii? – Elektr. resurs. – Rezhim dostupa:https://www.vestifinance.ru/articles/86349?id=86349
4. Lavrent'eva L.V., Yashkova E.V. Znachenie natsional'noi "tsifrovoi ekonomiki" v obshchestvennoi i finansovoi zhizni.-Elektr. resurs. – Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-natsionalnoy-tsifrovoy-ekonomiki-v-obschestvennoy-i-finansovoy-zhizni
5. Blank I.A. Finansovyi menedzhment / I.A. Blank. Kiev: El'ga, Nika-Tsentr, 2017. – 556 s.
6. Levchaev P.A. Finansovye resursy predpriyatiya: teoriya i metodologiya sistemnogo podkhoda / nauch. red. prof. P.V. Shichkin. – Saransk: Izd-vo Mordov. un-ta, 2002. – 104 s.
7. Levchaev P.A. Obespechenie stoimostnogo prirosta finansovykh resursov ekonomicheskikh sub''ektov v usloviyakh innovatsionnoi ekonomiki: teoriya i metodologiya issledovaniya.-Dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni doktora ekonomicheskikh nauk / Orlovskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet.-Orel, 2007
8. Levchaev P.A. Osobennosti myshleniya i nauchnogo poznaniya v sovremennom miroustroistve // Integratsiya obrazovaniya. – 2005. – № 1/2. – S. 84-89.
9. Korpan A. S. Finansovaya strategiya korporatsii: printsipy formirovaniya i osobennosti realizatsii / A. S. Korpan // Modelirovanie regional'noi ekonomiki: sb. nauk. trudov. — Ivano-Frankovsk : Plai, 2018. — № 1. — S. 143-161.
10. Kuznetsov B.T. Strategicheskii menedzhment: Uchebnoe posobie / B.T. Kuznetsov.-M.: YuNITI, 2015. – 623 c.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.