Статья 'Конкурентная позиция и условия повышения конкурентоспособности Республики Мордовия на рынке туристских услуг' - журнал 'Финансы и управление' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Finance and Management
Reference:

Competitive Position and Prerequisites for Improving Competitiveness of the Republic of Mordovia on the Market of Tourist Services

Ryabova Svetlana Gennadievna

PhD in Economics

associate professor at N. P. Ogarev's Mordovia State University

430000, Russia, respublika Mordoviya, g. Saransk, ul. Bol'shevistskaya, 68

ryabovasg@yandex.ru
Other publications by this author
 

 
Balandina Svetlana Vladimirovna

PhD in Economics

associate professor of the Department of State and Municipal Management at N. P. Ogarev Mordovian State University

430000, Russia, Respublika Mordoviya, g. Saransk, ul. Bol'shevistskaya, 68

balandinasw@yandex.ru

DOI:

10.7256/2409-7802.2017.1.19746

Received:

14-07-2016


Published:

16-01-2018


Abstract: Due to its geographical position and an array of cultural, historical and natural sights the Republic of Mordovia presents a considerable interest to tourists, however, the Republic’s traditional concern with manufacture of agricultural products has put tourism aside as economi-cally insignificant industry. Nevertheless, the need for creating a competitive tourist guidance facilities is proved by international and domestic nation-wide positive tendencies in the devel-opment of tourism as one of the most promising industries of the world economy, as well as by its wide multiplier effect, providing a stimulating effect on related industries such as transport, construction engineering, production and sale of souvenirs, agriculture, public catering industry, insurance, etc. The paper reveals the competitive advantages of the Republic of Mordovia and presents the results of the SWOT-analysis of development of tourist facilities and assessment of tourist-recreational potential of the region. The research is based on the systems approach with application of comparative analysis and economic-statistical methods. The authors substantiate the necessity for intensive activities aimed at broadening competitive position and creating conditions that extend the Republic’s competitiveness in the market of tourist services. The main conclusion of the study is that the authors underscore that only the use of state incentives adequate to new realities and support measures for tourism, formulation of necessary legal, institutional and economic basis will help to increase the competitiveness of the Republic of Mordovia in the market of tourist services.


Keywords:

tourism, region, rating of tourist attractiveness, tourist and recreational potential, SWOT-analysis, competitive advantages, competitiveness, competitive position, clustering, terms of ensuring the competitiveness

This article written in Russian. You can find original text of the article here .
Введение:

В последние годы всё чаще региональные органы власти стали говорить о необходимости создания условий, способствующих повышению конкурентоспособности регионов на рынке туристских услуг, а также наращивания туристско-рекреационного потенциала. Акцентируя внимание на том, что именно туризм может и должен стать ещё одной точкой роста, эффективным инструментом развития регионов, основой для повышения их конкурентоспособности, а также повышения уровня и качества жизни населения. В этом плане не стала исключением и Республика Мордовия, где весьма своевременно было принято решение о формировании современной индустрии туризма и отдыха на основе более интенсивного использования туристского потенциала республики.

Если не заниматься этим сегодня, то в ближайшие несколько лет данную нишу займут другие регионы, большинство которых уже сегодня в Национальном рейтинге туристической привлекательности регионов РФ, занимают более высокие позиции. По оценкам экспертов, как и в предыдущие годы, лидером рейтинга стал Краснодарский край. За ним следуют города Санкт-Петербург, Москва, Республика Крым и Московская область. Также в десятку самых привлекательных для отдыха регионов вошли Калининградская, Нижегородская, Ярославская области, Республика Карелия и Алтайский край. В числе аутсайдеров, замыкая рейтинговую таблицу, оказались Тыва, Ингушетия и Еврейская автономная область.

Из регионов ПФО в первую группу вошли только Нижегородская область (52,8 б.) и Республика Татарстан (51,3 б.), закрепившись на 9 и 13 местах соответственно (таблица 1). Республика Мордовия с результатом в 23,6 б. заняла 76 место и была включена экспертами в состав третьей группы объединяющей регионы, набравшие меньше 30 баллов. Комментируя сложившуюся ситуацию, Председатель совета Межрегиональной туристской ассоциации «Приволжье» Сергей Кривцов отметил, что большая часть регионов ПФО в последнее время или сдают свои позиции или еще не доросли до необходимого уровня [13].

Таблица 1 Общий балл и место, занимаемое регионами ПФО в Национальном рейтинге туристической привлекательности регионов РФ в 2015 г.

п/п

Регионы ПФО

Общий балл

первая группа: включает регионы, преодолевшие 50-балльный порог (с 1 по 16 места включительно)

9.

Нижегородская область

52,8

13.

Республика Татарстан

51,3

вторая группа: включает регионы, набравшие от 30 до 50 баллов и занявшие позиции с 17 по 65 включительно.

..

20.

Республика Башкортостан

48,1

23.

Самарская область

47,6

31.

Пермский край

42,7

40.

Ульяновская область

40,3

57.

Чувашская Республика

32,7

61.

Оренбургская область

31

63.

Пензенская область

30,8

64.

Кировская область

30,4

65.

Удмуртская Республика

30,1

третья включает регионы, набравшие меньше 30 баллов (места с 66 по 85)

66.

Республика Марий Эл

29,7

76.

Республика Мордовия

23,6

78.

Саратовская область

21

Справочно: Общий балл в рейтинге складывался из оценок с учетом следующих критериев: уровень развития туристического бизнеса; оборот туристических услуг; популярность региона у россиян; популярность региона у иностранцев; туристическая уникальность; экологическое «здоровье» региона; криминогенная ситуация; развитость транспортной и социальной инфраструктуры, обеспеченность объектами культуры; популярность региона как туристического бренда в интернете.

Однако усиление конкуренции на рынке туристического предложения способствует появлению всё большего числа регионов с амбициозными планами привлечения туристов. Так, например, в Республике Марий Эл запланирована реализация 15 инвестиционных проектов в сфере туризма, в том числе строительство экотуристского комплекса «Чодыраял», туристских комплексов «Околица», «Морской глаз» и «Кентавр», туристско-рекреационного центра «Купеческий двор». В Чувашской Республике планируется реализация проекта по созданию туристско-рекреационного кластера «Этническая Чувашия» [11].

Результаты исследования.

Слабая конкурентная позиция Республики Мордовия на рынке туристских услуг с одной стороны свидетельствует о глубине и сложности существующих проблем, а с другой дает возможность оценить масштабность предстоящих работ. Расположение республики в центре главной зоны расселения России, хорошая транспортная доступность и транзитное положение, мягкий умеренно-континентальный климат с чёткой выраженностью сезонов года; значительное природное разнообразие, высокие темпы развития спорта, наличие потенциальных брендов, способных привлечь внимание туристов составляют основу для развития туристского комплекса региона, но не дают Мордовии конкурентного преимущества [7].

Огромным стимулом для развития отрасли стало принятое решение о том, что г. Саранск войдет в число городов, где пройдут матчи участников Чемпионата мира по футболу 2018 г. К тому времени в результате реализации инвестиционного проекта по созданию в г.Саранске туристско-рекреационного кластера «Город чемпионов» должна быть сформирована конкурентоспособная туристская инфраструктура, способствующая успешному проведению запланированного чемпионата. Построение и развитие туристско-рекреационного кластера также позволит привлечь частные инвестиции на региональный туристский рынок, создать дополнительные рабочие места в туристской и смежных отраслях с учетом мультипликативного эффекта, сформировать имидж Саранска как города, благоприятного для туризма, в 3,5 раза увеличить туристский поток в республику и др.

Вместе с тем хотелось бы надеется, что накопившиеся в отрасли проблемы не смогут помешать реализации столь масштабного проекта. Наиболее существенными из них являются:

– недостаточное качество туристских услуг, оказываемых населению;

– низкая конкурентоспособность туристского продукта Мордовии по отношению к соседним регионам;

– значительное преобладание выездного туризма над внутренним и въездным, в результате чего образуется отрицательный вклад в платёжный баланс Мордовии;

– отсутствие потенциальных инвесторов, готовых вкладывать средства в экономику региона;

незначительный вклад туристского комплекса республики в развитие инфраструктуры и отраслей, сопряжённых с туризмом.

К тому же поступательное увеличение внутреннего туристского потока сегодня является следствием увеличения спроса на услуги туризма в целом, а не показателем динамичного развития туризма в регионе (таблица 2) [1, 5, 12]. Пока же рынок туристских услуг в Республике Мордовия значительно отстает в своём развитии не только от мировых, но и общероссийских стандартов.

Таблица 2 – Динамика показателей, отражающих уровень развития туризма в Республике Мордовия

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Объем платных услугв фактически действовавших ценах, млн. рублей

Платные услуги населению – всего

13261,8

15662,5

17408,5

18979,9

20775,1

22187,4

из них:

туристские

229,4

297,8

369,6

382,5

542,2

522,6

санаторно-оздоровительные

72,4

85,7

102,6

131,9

178,0

178,3

услуги гостиниц и аналогичных средств размещения

102,6

105,3

180,9

207,1

208,6

261,4

услуги физической культуры и спорта

55,0

62,5

70,2

97,4

103,9

112,3

услуги культуры

117,6

134,4

143,9

179,7

170,1

172,9

Индексы потребительских цен на услуги (декабрь к декабрю предыдущего года; в %):

экскурсионные услуги

105,9

121,5

103,4

108,7

103,2

117,0

проживание в гостинице

102,8

94,4

127,1

102,8

100,0

102,9

санаторно-оздоровительные услуги

110,9

110,6

104,8

104,9

110,7

107,9

Общественное питание

99,7

113,5

100,2

105,6

106,9

105,9

услуги в сфере зарубежного туризма

107,0

98,1

99,7

103,3

107,7

160,7

Индексы физического объема платных услуг населению (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году:

туристские

95,0

124,9

115,5

99,7

131,7

91,1

гостиницы и аналогичные средства размещения

96,2

101,5

162,3

105,7

99,3

123,5

санаторно-оздоровительные

92,3

112,5

109,5

120,6

122,3

92,8

Основные показатели деятельности турфирм в Республике Мордовия:

Число турфирм, единиц

14

18

22

21

27

30

Число обслуженных туристов – всего

12531

17926

20545

26747

29336

27987

в том числе:

Российская Федерация

3634

4173

5501

5557

6674

6040

Основные показатели деятельности гостиниц (на конец года):

Числогостиниц и аналогичных средств размещения

25

25

28

27

25

26

Номерной фонд гостиниц, номеров

681

1400

1499

1548

1667

1705

Коэффициент использования гостиничного фонда (наличных мест)

0,28

0,32

0,29

0,26

0,30

0,31

Оценка туристско-рекреационного потенциала муниципальных образований Республики Мордовия, проведенная на основе комплекса природно-рекреационных, культурно-исторических, социально-экономических показателей развития выявила наличие трех кластеров.

В первый кластер вошли муниципальные образования с высоким туристско-рекреационным потенциалом (Ковылкинский, З.Полянский и др. районы). Они обладают более развитой социальной инфраструктурой, близким расположением туристских объектов от районного центра. Стоит отметить, что даже на фоне весьма благополучного 1 кластера безусловным лидером остается г. Саранск. Во 2 кластер вошли районы со средним туристско-рекреационным потенциалом (Б. Березниковский, Ичалковский и др.). Обращает на себя внимание и тот факт, что каждый из районов вошел в эту группу главным образом за счёт одного или двух выдающихся частных показателей, на фоне других весьма средних. Третий кластер образовали районы с низким туристско-рекреационным потенциалом, среди них Краснослободский, Ельниковский и др. [8].

Многочисленные исследования также показывают, что, несмотря на широкий спектр, потенциально привлекательных туристских объектов в районах республики, поток туристов существенно сдерживают низкий уровень развития инфраструктуры придорожного сервиса, отсутствие коллективных средств размещения, отвечающих современным требованиям, а также качественной системы навигации туристов, что снижает комфортность их пребывания в регионе. Усугубляет ситуацию и разобщенность различных региональных министерств и ведомств [2, 3, 4, 6, 8, 9, 10]. В связи, с этим в Мордовии наблюдается значительный перевес в сторону выездного туризма (как за рубеж, так и в другие регионы России), а республика лишается дополнительного дохода и инвестиций, рабочих мест, развития малых и средних предприятий, условий для полноценного отдыха населения. Происходит значительный отток капитала из региона.

Проведенный SWOT-анализ развития туристского комплекса Республики Мордовия также указывает на необходимость проведения активных действий, направленных на укрепление конкурентной позиции Республики Мордовия и создание условий для повышения ее конкурентоспособности на рынке туристских услуг (таблица 3).

Таблица 3 – Результаты SWOT-анализ развития туристского комплекса

Республики Мордовия

Внутренние сильные стороны

Внутренние слабые стороны

- выгодное туристско-географическое положение: близость к крупным центрам культурно-познавательного, религиозного и других видов туризма;

- расположение в центре главной зоны расселения России;

- хорошая транспортная доступность и транзитное положение;

- мягкий умеренно-континентальный климат с четкой выраженностью сезонов года и значительное природное разнообразие;

- высокие темпы развития спорта, проведение крупных национальных праздников и фестивалей, деловых мероприятий как основа спортивного, событийного и промышленного туризма;

- большое количество объектов религиозного и этнического туризма;

- наличие архитектурных, исторических, археологических памятников и прочих уникальных объектов показа;

- статус Мордовии как признанного центра финно-угорского мира, значимого спортивного региона, узнаваемого паломнического центра;

- повышение престижа Республики Мордовия на российской и мировой туристской арене в связи с принятием Чемпионата мира по футболу в 2018 г.;

- сформировавшиеся и сохранившиеся народные промыслы и ремесла, составляющие базу для создания самобытной сувенирной продукции в регионе;

понимание региональными властями значимости туризма для экономики региона;

– принятие мер по поддержке туристского сектора на региональном и муниципальном уровнях;

– наличие образовательных учреждений, готовящих специалистов для сферы туризма и гостеприимства.

- неопределенность стратегии и тактики формирования структуры туристского обслуживания и продвижения Республики Мордовия;

- слабое финансирование мероприятий по реставрации и содержанию объектов туристского показа, а также благоустройству мест отдыха туристов и жителей республики;

- отсутствие благоприятных условий для инвестиций и потенциальных инвесторов, слабая предпринимательская активность;

- значительное преобладание выездного туризма над внутренним и въездным, детерминирующее отрицательный вклад в платежный баланс Мордовии;

- низкая конкурентоспособность турпродукта Мордовии по отношению к соседним регионам, вызванная несоответствием качества туристских услуг, оказываемых населению; смежных с туризмом отраслей;

- дефицит квалифицированных кадров в туристской отрасли, невысокий уровень их подготовки;

- отсутствие поддержки развития консалтинговых, тренинговых, образовательных, информационных, рекламных и прочих видов услуг;

- невысокое разнообразие услуг и низкое качество обслуживания туристов в целом,

– слабая нормативно-правовая и информационная базы;

– незначительное количество муниципальных программ развития туризма;

– неравномерность социально-экономического развития муниципальных районов;

– недостаточное количество средств размещения, отвечающих мировым стандартам.

Возможности

Угрозы

- реорганизация действующей туристской инфраструктуры;

- формирование положительного имиджа и увеличение въездных туристских потоков за счет увеличения количества новых объектов туризма на территории республики;

- постоянно растущий уровень доступа потенциальных потребителей туристских услуг к современным IT-средствам и уровень компьютерной грамотности;

- доступность для изучения и адаптации передовых российских и зарубежных практик по организации системы качественного предоставления туристских услуг;

- повышение спроса на услуги внутреннего туризма;

- наличие устойчивого спроса на посещение объектов культурно-исторического наследия Республики Мордовия как центра финно-угорского мира; повышение инвестиционной привлекательности региона;

- привлечение местных жителей в процесс развития народных промыслов, изготовления сувенирной продукции, проектирования туристских маршрутов и оказания услуг и др.

- усиление конкуренции за более эффективное использование туристского потенциала и инвестиционные ресурсы со стороны других регионов Российской Федерации;

- спад деловой активности, вызванный ухудшением экономической ситуации в стране и в мире;

- наличие альтернативных способов использования территорий, пригодных для развития туризма в Республике Мордовия;

- неустойчивость спроса на рынке туристских услуг в результате влияния сезонности и других факторов, связанных с общероссийскими и международными социально-экономическими тенденциями развития;

- несовершенство законодательной базы по некоторым вопросам регулирования туристской деятельности;

- неуверенность предпринимателей и населения в устойчивости развития туризма в целом и его отдельных видов;

- значительные трудности привлечения квалифицированных специалистов и персонала в сферу туризма;

- увеличение выездных потоков в связи с низким уровнем предоставляемых услуг и высокими ценами на них.

Заключение.

Детальный анализ конкурентных преимуществ и оценка туристско-рекреационного потенциала указывает на то, в условиях ужесточения конкуренции между регионами, а также с ростом популярности зарубежных туров существенно повысить уровень конкурентоспособности Республики Мордовия на рынке туристских услуг удастся только при условии создания разнообразных и уникальных туристических продуктов, комфортных и разнообразных условий проживания, высокого уровня транспортной доступности, безопасности отдыха, формирования комфортной информационной среды и др. При этом следует учесть, что только гармоничное развитие всех составляющих туристского продукта (историко-культурных и природных объектов, средств размещения, предприятий питания, развлечения и торговли, транспортного обслуживания, информационного и кадрового обеспечения) позволит обеспечить устойчивое развитие туризма, изменить его положение в экономике региона и принести ощутимые доходы в бюджет. Все это свидетельствует об усложнении задач, стоящих перед туристской индустрией республики и диктует необходимость поиска новых форм турпродукта, применения адекватных современным реалиям мер государственного стимулирования и поддержки развития туристской индустрии Республики Мордовия, создания необходимых правовых, организационных и экономических основ, способствующих повышению конкурентоспособности Республики Мордовия на рынке туристских услуг.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.