Статья 'Доступность налоговой информации для физических лиц в РФ' - журнал 'Финансы и управление' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Finance and Management
Reference:

On availability of information on taxes to individuals in Russia

Chesnokova Luiza Aleksandrovna

assistant, chair of finance and credit, Nizhny Novgorod Lobachevsky State University

37, Bolshaya Pokrovskaya Street, Nizhny Novgorod, Russia, 603000

chesnokova-1985@list.ru
Other publications by this author
 

 
Yashina Nadezhda Igorevna

Doctor of Economics

professor, Nizhny Novgorod Lobachevsky State University, chair of finance and credit

23, Gagarin Avenue, 603950, Nizhny Novgorod, Russia

sitnicof@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-7802.2015.2.14741

Received:

16-03-2015


Published:

12-04-2015


Abstract: The subject analyzed in the article is relations between tax authorities and tax payers (individuals not involved in commercial entrepreneurship) in Russia. The activity of tax institutions is aimed at developing modern IT technologies for informing tax payers. The aim of the article is to estimate the significance and reasonableness of such informational technologies in the conditions of today’s Russia. The possibility of using tax rebates in income taxation should stimulate tax liabilities in the sphere of additional unearned incomes of individuals. According to the experience of developed countries, such a practice usually increases the budget revenues. The methodology used by the author is based on analyzing tax statistics according to data from official websites of Russia’s Federal Tax Service and the Federal Service of State Statistics of Russia. The novelty of the author’s approach is in revealing objective data considering the appliance of contemporary IT technologies in informing and servicing individuals in the sphere of taxation. The author tries to justify the necessity of perfecting the service of informing the population on issues of taxes, taking into account the mentality, competence in this sphere and equipment capability of individuals.


Keywords:

information problems, trends, individuals, statistics, tax authorities, exemption, IT technologies, income tax, call centers, region

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Информационные технологии все больше проникают во все сферы жизни общества. Для россиян уже давно привычны оплата услуг через Интернет, on–line общение и многое другое. IT – технологии не обошли и такую сферу, как налоги. Специальные подразделения ФНС РФ предоставляют возможность налогоплательщикам использовать разнообразные сервисы для упрощения налоговых взаимоотношений. Работа IТ – подразделений ФНС России направлена как на совершенствование администрирования налогов и сборов, так и на оптимизацию работы с налогоплательщиками, предоставление им качественного сервиса.

В первую очередь современные технологии и сервисы затронули налогоплательщиков – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так как он наиболее заинтересованы в оптимизации работы. Самое важное значение имеют проекты по электронному документообороту счетов–фактур и предоставлению налоговой отчетности, пилотные варианты по которым были запущены еще в 2009 году.

Согласно статистики ФНС РФ 87% всех налогоплательщиков, ведущих предпринимательскую деятельность используют современные способы взаимодействия и связи с налоговыми органами. В планах стопроцентный охват. Однако в перспективах развития информационных технологий ФНС приоритетные задачи по развитию информационно–технологических систем и ресурсов по оптимизации взаимодействия с налогоплательщиками – физическими лицами, не ведущими предпринимательскую деятельность.

На данный момент налоговая грамотность населения России в десятки раз уступает развитым странам Америки и Европы. Связано это со многими проблемами и факторами, в частности:

1) менталитет российского населения (его консервативность);

2) отсутствие необходимости самостоятельно рассчитывать и уплачивать НДФЛ (налог на доходы физических лиц) с зарплаты;

3) уплата имущественных налогов по присланным уведомлениям налоговых органов;

4) недоверие к современным сервисам, особенно в вопросе безопасности;

5) слабая техническая оснащенность населения;

6) низкая Интернет – грамотность.

Вопрос по НДФЛ в РФ является наиболее актуальным, так как его развитие имеет две стороны:

1) увеличение доходов бюджета за счет декларирования дополнительных, помимо трудовых доходов физических лиц;

2) получение физическими лицами – вычетов (реальных денежных средств) при наличии соответствующих условий.

При этом возможность первого невозможна без развития второго. Однако согласно статистическим исследованиям не все физические лица могут воспользоваться своим правом на налоговые вычеты, так как не имеют информации о том, как это сделать или не знают о своем праве. В то время как в развитых странах большое количество льгот и налоговых вычетов по подоходному налогу обеспечивают отдачу налогоплательщиков в виде вывода из тени части нелегализованных доходов.

Например, в США 38% всего уплаченного подоходного налога приходится на дополнительные не трудовые доходы физических лиц (аренда, репетиторство, частный извоз и др.), в то время как в РФ подобный вид налога составляет всего 7% от всех поступлений НДФЛ в бюджет.

Американская и европейская тенденция заключается в развитии доверия налогоплательщиков через систему льгот и возможных занижений платежей по подоходному налогу. В РФ в последние годы ФНС старается развить у населения интерес к сотрудничеству, способствуя повышению информированности населения в вопросах вычетов по НДФЛ.

Распространение информации по вычетам осуществляется на данный момент следующими способами:

1) бесплатные консультации Call – центра;

2) проведение открытых семинаров;

3) проведение интервью и встреч по типу «День открытых дверей»;

4) on–line общение с налоговыми инспекторами;

5) непосредственный контакт в налоговых инспекциях.

Информирование проходит успешно, так за последние пять лет количество налоговых деклараций по форме 3–НДФЛ, поданных с целью получения налоговых вычетов, выросло в 2,4 раза, в том числе на приобретение объектов жилой недвижимости, право на которые возникло более 10 лет назад (по данным декларационных кампаний 2008-2013 гг.)

Согласно информации Call – центра (основной информационный источник) ФНС РФ до 35% всех поступающих вопросов связаны с НДФЛ, и в основной массе с получением вычетов.

2

Диаграмма 1. Дифференциация вопросов налогоплательщиков физических лиц, не ведущих предпринимательскую деятельность

Статистика ФНС РФ свидетельствует об увеличении объема предоставляемых вычетов за период 2008-2014 годы, что видно из таблицы 1.

Таблица 1. Налоговые вычеты по НДФЛ

Вид налогового вычета

Объем полученных вычетов (млрд. руб.)

2008г.

2010г.

2012г.

2014г.

Социальный

1,8

3

7

7,9

Стандартный

133

338

348

356

Имущественный

77

116

76

73

Существенный рост размера налоговых вычетов к 2010 году по сравнению с 2008 годом связан с внедрением большого количества информационных проектов налоговых органов, в том числе началом функционирования электронных сервисов.

Начиная с 2008 года, наблюдается положительная тенденция к увеличению количества обращений по поводу предоставления налоговых вычетов, в том числе тех, которые ранее не были заявлены. Однако до сих пор существуют физические лица, которые не имеют представления о правилах и размерах налоговых вычетов по НДФЛ.

Это связано со следующими проблемами:

1) неоднозначность налогового законодательства;

2) малограмотность населения (в первую очередь старшего возраста);

3) временные издержки, связанные с оформлением и подачей документов.

Налоговые органы стремятся устранить указанные проблемы, но как показывает статистика, положительный результат достигается не во всех возрастных категориях и не во всех регионах страны.

3

Диаграмма 2 . Количество декларантов для получения вычетов за 2012 год.

4

Диаграмма 3. Структура декларантов (% к общему количеству)

Неоднозначность налогового законодательства, в частности отсутствие четкого алгоритма получения вычета приводит к снижению заинтересованности в их получении и увеличению ошибок при заполнении налоговых деклараций.

5

Диаграмма 4. Дифференциация ошибок при заполнении и подаче формы 3–НДФЛ по округам (%)

Отклонение в приеме декларации снижает активность налогоплательщиков и приводит к тому, что часть из них предпочитает не получить вычет, но не тратить больше время, что отражено на диаграмме 5.

6

Диаграмма 5. Соотношение заявленных и предоставленных вычетов по НДФЛ (%)

При решении вышеуказанных проблем налоговые органы в большей степени концентрируются на современных способах информирования населения и общения, в том числе с применением IT–технологий.

Применимость таких методов представлена на диаграмме 6 и в таблице 2.

7

Диаграмма 6. Применение электронных ресурсов по округам (%)

Таблица 2 .Приоритет информационных ресурсов ФНС РФ (в порядке убывания значимости)

№ п/п

Центральный округ, Северно-западный округ

Остальные округа

1

«Call – центр»

Непосредственный контакт

2

On–line сервисы

«Call – центр»

3

Семинары

Печатные источники

4

Печатные источники

Семинары

5

Непосредственный контакт с инспектором

On–line сервисы

Исходя из проведенного исследования, можно предложить следующие направления развития деятельности в сфере информирования:

1) учет социальных особенностей конкретных территорий;

2) разработка информационной базы с учетом возрастного подхода;

3) дальнейшее развитие отделов налогового консультирования в структуре налоговых органов (наподобие западных образцов).

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.