Статья 'Налог на добавленную стоимость в системе таможенных платежей в Российской Федерации ' - журнал 'Финансы и управление' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Finance and Management
Reference:

Value Added Tax in the System of Customs Payments in the Russian Federation

Galuzo Vasilii Nikolaevich

PhD in Law

PhD in Law, Chille-old researcher at the Institute of Education and Science  

32, ul. B. Gruzinskaya, Bldg 3, Moscow, 123056, Russia

vgrmn@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-7802.2015.1.14480

Received:

15-02-2015


Published:

23-02-2015


Abstract: Abstract. The article substantiates the need to delimitate the customs legislation and tax legislation. The subject of the study is related to the regularities associated with customs payments. The author notes that customs payments represent the totality of customs duties and customs fees. The list of customs payments should be specified in the customs legislation, namely in the Customs Code of the Customs Union and the Federal Law of 19 November 2010, and the list of taxes should be included in the tax law (the RF Tax Code). The methods applied by the author in the course of investigation - comparative legal method, analysis and synthesis – make it possible to formulate the following conclusions. Customs law and tax law are independent branches of the legislation; they include a set of normative legal acts with a different legal force; they are designed to regulate customs and tax relations (customs legislation and tax laws, respectively). Customs payments shall be governed by the provisions of customs legislation. The VAT should be excluded from the list of customs payments.


Keywords:

Tax code of the Russian Federation., customs regulation, customs union, customs Code, taxes, Russian Federation, customs payments, customs duties, customs legislation, tax relations

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Подготовка учебника по курсу «Таможенное право» [1] побудило нас обратить внимание на отдельные виды налогов в Российской Федерации [2, с. 119-123].

В данной статье нами избран лишь один вид налога – налог на добавленную стоимость (НДС).

Первоначально о состоянии теории относительно данного вида налога.

Так, по мнению О.В. Болтиновой и Н.М. Артемова налог на добавленную стоимость может быть «внутренним» и «внешним» («В Российской Федерации НДС был введен в 1992 г. НДС регламентируется главой 21 НК РФ. Это федеральный, регулярный, косвенный, многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, и услуг)»; «О разделении НДС на «внутренний» и «внешний» и о регулировании НДС нормами таможенного законодательства отметим следующее»; «То есть налоговое законодательство разграничивает объекты налогообложения НДС на «внутренние» и «внешние». И таможенное законодательство не предусматривает в этом плане чего-то кардинально нового»; «В отличие от «внешних» «внутренние» НДС … взимаются при производстве и обороте товаров на территорию Российской Федерации. При этом порядок взимания «внутренних» НДС … регулируется не таможенным законодательством, а законодательством о налогах и сборах»; «Таким образом, нормы таможенного законодательства не претендуют на единоличное регулирование порядка взимания «внешних» НДС …, а регулируют лишь некоторые особенности их взимания, что вполне согласуется со ст. 2 НК РФ, согласно которой к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ») [3, с. 158, 316, 317; 4, с. 158, 291, 292].

Группа авторов-единомышленников (Н.Д. Эриашвили, А.М. Багмет и др.) отмечают следующее: «Налог на добавленную стоимость (НДС) – один из наиболее важных платежей, формирующих бюджет государства. … В Российской Федерации НДС был введен с 1 января 1992 г. … и заменил действовавшие налог с оборота и налог с продаж» [5, с. 166, 167].

О.В. Калинина в своей научной публикации отождествляет налоги и пошлины («учитывает налоги на ВЭД (преимущественно экспортные и импортные пошлины), в нашей стране они существенно влияют на уровень налогового бремени») [6, с. 210].

С.Н. Тростьянский полагает следующее: «Налог на добавленную стоимость (НДС) – это одна из форм косвенного налога на товары и услуги»; «В российскую практику хозяйствования НДС был введен Законом РСФСР от 06.12.1991 № 1992-1. Вводился налог одновременно с отменой налога с оборота и налога с продаж»; «По своему экономическому содержанию НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства» [7, с. 57].

Н.П. Мельникова определяет налог посредством четырех «отличительных (специфических) черт»: «принудительность; законодательный (властный) характер; использование налогов на выполнение публичных функций государства; индивидуально безвозмездный характер» [8, с. 25]. Л.И. Гончаренко отмечает следующее: «Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из широко распространенных косвенных налогов в современных налоговых системах многих стран с рыночной экономикой»; «В российскую налоговую систему НДС введен в 1992 г. как элемент новой концепции налогообложения рыночной экономики. НДС выступает эффективным фискальным инструментом, ибо отличается регулярностью поступления и универсальностью» [9, с. 150, 151].

О.И. Мамрукова налог на добавленную стоимость определяет как «всеобщий налог на потребление, который должны уплачивать все предприятия, участвующие в процессе производства и сбыта товаров» [10, с. 95]. И далее этот же автор отмечает: «Поскольку НДС строится по принципу налога с оборота, он сохранил его свойства. Прежде всего это многоступенчатость, которая связана с тем, что любой факт купли – продажи является основанием для обложения косвенным налогом»; «НДС доминирует среди налогов на потребление, что связано с рядом обстоятельств. Во-первых, это нейтральность НДС по отношению к любой стране – производителю, к производственному циклу, к методам производства. … Во-вторых, потенциально широкая база обложения НДС позволяет увеличивать государственные доходы. Наконец, в-третьих, расходы конечных потребителей, а не затраты производителей облагать всегда предпочтительней, так как собираемость налога упрощается»; «Однако следует заметить, что НДС обладает существенным недостатком. Поскольку косвенные налоги в конечном счете оплачивает потребитель, то чем раньше налог будет уплачен, тем больше оборотных средств будет отвлечено из экономики. По мнению специалистов, НДС, взимаемы на каждой стадии производства, угнетающе действует на экономику. В условиях, когда товарная масса меньше объема имеющегося на руках у населения денег, введение и функционирование НДС может способствовать мобилизации денег в бюджет. Но в условиях дефицита денежной массы применение данного налога лишь усиливает инфляционные процессы в экономике» [11, с. 95, 96-97].

Авторы – единомышленники (Д.А. Мешкова и Ю.И. Топчи) заключают следующее: «Налог на добавленную стоимость имеет статус федерального и является косвенным налогом, т.е. налогом на потребление. Налог на добавленную стоимость – это налог на сумму прироста стоимости продукции на предприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров (услуг) и суммой затрат на сырье, материалы и топливо, приобретенные у других производителей (поставщиков) и израсходованных на производство реализованных товаров (услуг)» [12, с. 30].

Группа авторов – единомышленников определяет налог через шесть признаков: императивность, индивидуальная безвозмездность, законность, абстрактность, относительная регулярность, уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства [13, с. 45]. Авторский коллектив этой же публикации отмечает следующее: «Налог на добавленную стоимость (НДС) – один из федеральных налогов, играющих значительную роль в формировании доходной части федерального бюджета и в общем экономическом развитии государства»; «Будучи одним из самых важных, налог на добавленную стоимость также является и одним из самых сложных для исчисления»; «Теоретически этот налог определяется как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости»; «Налог на добавленную стоимость, пожалуй, самый сложный для понимания его сущности, порядка исчисления и уплаты в бюджет» [14, с. 112, 113].

Анализ юридической литературы, подготовленной, как правило, специалистами в области налогового права, не позволил нам обнаружить однозначные ответы на несколько вопросов: что же понимать под налогом на добавленную стоимость?; правомерно ли включение в систему налогов Российской Федерации налога на добавленную стоимость?; правомерно ли включение в систему таможенных платежей Российской Федерации налога на добавленную стоимость?; каковы разновидности налога на добавленную стоимость?

Теперь о таможенном законодательстве. Таковым в Российской Федерации, в первую очередь, являются Таможенный кодекс Таможенного Союза (ТК ТС) (СЗ РФ. 2010. № 50. Ст. 6615) и Федеральный закон РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 19 ноября 2010 г. (СЗ РФ. 2010. № 48. Ст. 6252; …; 2015. № 1 (часть I). Ст. 34).

В ТК ТС во многих статьях используются термины «налог», «налогообложение», «налоговый»: п. 4 ст. 3; подпункт 18 п. 1 ст. 5; п. 2 ст. 8; ст. 13; ст. 19; ст. 22; ст. 26; ст. 31; ст. 36; ст. 39; ст. 62; ст. 64; ст. 70;; ст. 73; ст. 74; наименование главы 10 («Исчисление таможенных пошлин, налогов»); наименование главы 11 («Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов»); наименование главы 12 («Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов»); наименование главы 13 («Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)»); наименование главы 14 («Взыскание таможенных пошлин, налогов») и др. В подпункте 18 п. 1 ст. 5 ТК ТС дано разъяснение «основного понятия»: «налоги – налог на добавленную стоимость и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза».

В Федеральном законе РФ от 19 ноября 2010 г. также используются термины «налог», «налоговый», «налогообложение»: ч. 4 ст. 4; пункт 2 ч. 1 и ч. 3 ст. 5; ст. 12; ст. 19; ст. 33; ст. 54; ст. 57; ст. 60; ст. 62; ст. 68;; ст. 70; ст. 72; наименование статьи 74 («Размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов»); ст. 76; ст.77; наименование статьи 79 («Размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов»); ст. 80;; ст. 82; ст. 83; ст. 86; ст. 87; ст. 88; ст. 90; ст. 91; ст. 92; ст. 94; ст. 96; ст. 106; ст. 110; наименование статьи 114 («Плательщики таможенных пошлин, налогов»); наименование статьи 115 («Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов») и др.

В пункте 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ РФ от 19 ноября 2010 г. дано разъяснение «основного термина»: «внутренние налоги – налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории Российской Федерации».

Теперь о налоговом законодательстве, ссылки на которое допускается в отдельных статьях ФЗ РФ от 19 ноября 2010 г. (см., например, ст. 4). Таковым в Российской Федерации, в первую очередь, является Налоговый кодекс РФ (Часть первая от 16 июля 1998 г. (СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; …; 2015. № 1 (часть I). Ст. 15) и Часть вторая от 19 июля 2000 г. (СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340; …; 2015. № 1 (часть I). Ст. 30).

Правой основой для налога на добавленную стоимость являются ст. 12—13, 143—177 Налогового кодекса РФ. В соответствии с п. 1 ст. 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются федеральные налоги и сборы. В перечень федеральных налогов и сборов включен налог на добавленную стоимость (подп. 1 ст. 13 НК РФ). Глава 21 НК РФ специально посвящена налогу на добавленную стоимость (ст. 143—174, 176—177). В статье 143 НК РФ используется терминология из иного отраслевого законодательства («таможенное законодательство Таможенного союза», «законодательство Российской Федерации о таможенном деле»).

Анализ положений отдельных нормативных правовых актов таможенного законодательства и налогового законодательства также не позволяет ответить на выше сформулированные вопросы.

Вышеизложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, таможенное законодательство, как самостоятельная отрасль законодательства в Российской Федерации, представляет совокупность нормативных правовых актов с разной юридической силой, предназначенных для регулирования таможенных отношений.

Во-вторых, таможенные платежи должны регулироваться нормативными правовыми актами исключительно таможенного законодательства.

В-третьих, из перечня таможенных платежей необходимо исключить налог на добавленную стоимость.

В-четвертых, налоговое законодательство, как самостоятельная отрасль законодательства в Российской Федерации, представляет совокупность нормативных правовых актов с разной юридической силой, предназначенных для регулирования налоговых отношений.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.