Статья 'Экологическая этика буддизма в региональных СМИ (на примере Республики Бурятия): способы конструирования ' - журнал 'Litera' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Litera
Reference:

Environmental ethics of Buddhism in regional mass media (based on the example of the Republic of Buryatia): methods of construction

Lenkhoboeva Tatiana Robertovna

PhD in Philology

Associate Professor, Department of Media Communications, East Siberia State University of Technology and Management

670013, Russia, respublika Buryatiya, g. Ulan-Ude, ul. Klyuchevskaya, 40v

ltr_1@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8698.2021.11.36867

Received:

12-11-2021


Published:

19-11-2021


Abstract: This article explores the role of mass media in enviromentalization of collective consciousness by means of Buddhist culture and philosophy. In today’s world, environmental issues are critical. Buryatia is one of the three main Buddhist regions of the Russian Federation along with Kalmykia and Tuva. Thus, religion, namely Buddhism with its ecophilic principles, may play a crucial role in overcoming ecological crisis in the republic. Mass media, as one of the most active social institutions and the leading channel of information for the citizens, also contribute to the formation of environmental awareness. The article aims to trace how mass media affects the formation of environmental awareness of the population. The subject of this article is the methods of construction of environmental awareness in the regional mass media of the Republic of Buryatia. The goal is to determine the methods of construction of environmental consciousness in the Buryat republican media for the five-year period (2017–2021). The research leans on the method of content analysis; employs the publications of the online platforms “Inform Polis Online: and “Gazeta-n1”. The research can be divided into two stages: 1) the results of content analysis of the online platform “Inform Polis Online” and “Gazeta-n1” for the period from 2017 to 2021; examination of the fundamental principles of environmental ethics of Buddhism described in the publications about one of the major Buddhist holidays – Sagaalgan.


Keywords:

Buddhism, ecological ethics of Buddhism, mass media, The Republic of Buryatia, Sagaalgan, design methods, ecological problems, Inform polis online, Gazeta-n1, karma

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

В XXI веке перед человечеством как никогда остро стоит проблема мирового экологического кризиса. По мнению исследователя Ф.Ш. Фарахутдинова: «Глобальный экологический кризис – это не результат какой-то единичной ошибки, неправильно выбранной стратегии технического или социального развития, это отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс людей друг с другом, обществом и природой» [10].

К числу основных факторов, которые привели к современному состоянию мирового экологического кризиса, относится, прежде всего, низкий уровень экологического сознания и культуры человека.

Бурятия – один из основных буддийских регионов России, поэтому одним из решающих способов преодоления экологического кризиса в республике становится религия, в частности, буддизм с его экофильными принципами. Также отметим, что СМИ, один из активных социальных институтов, играют важную роль в формировании экологического сознания в силу того, что в настоящее время именно СМИ являются главным источником информации для граждан.

Цель данной статьи – проследить, как буддизм продвигает и формирует экологическое сознание через СМИ. Основным методом анализа является контент-анализ.

Контент-анализ (англ. Contens – cодержание) – метод количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отражённых в этих документах [1].

Для анализа мы выбрали публикации в сетевом издании «Информ полис online». По данным сайта «Медиалогия», сетевое издание входит в топ-десять лучших СМИ Бурятиb, индекс цитируемости составляет 15,95 [9].

Ежедневно на сайте сетевого издания публикуются темы, по-настоящему актуальные и важные для жителей Улан-Удэ, и республики. Ведущее место занимает рубрика «Общество», в которой публикуются от 6 материалов в день. За ней следуют рубрики «Политика» и «бизнес» от 5-6 материалов в день. Рубрика «Происшествия» занимает третье место. Обычно в ней около 4-5 публикаций. Но иногда эта рубрика может занимать и более высокую позицию. Рубрику «спорт» и рубрика «здоровье» можно поставить на 4 место, но материалы в них появляются не ежедневно. Рубрика «коронавирус» по 1-3 материала в день. Остальные рубрики пополняются не постоянно. Количество материалов в них зависит от наличия информационных поводов [7].

Для анализа мы выбрали публикации об одном из главных буддийских праздников – Сагаалгане. Матрица контент-анализа включала в себя разные переменные: жанр материала (аналитическая статья, новость, репортаж, интервью), тональность публикаций (отрицательная, положительная, нейтральная), тематика статьи (как отмечать Сагаалган, название праздника, сравнение с другими праздниками, молебны, традиции праздника, обряды и т.д.).

Мониторинг сетевого издания «Информ полис online» проводился с использованием метода контент-анализа за пятилетний период с 2017 г. по 2021 г.

В качестве основных показателей актуальности экологических принципов буддизма в сетевом издании учитывались число публикаций. Всего за пять лет было опубликовано 113 материалов, отметим примерно равное количество за каждый год: 2017 г. – 23 материала, 2018 г. – 24 материала, 2019 г. – 25 материалов, 2020 – 25; 2021 г. – 16 материалов. Уменьшение количества публикаций в 2021 г. связано с пандемией коронавирусной инфекции, из-за которой были отменены массовые мероприятия.

Анализ системы жанров показывает, что преобладают новости – 57, что составляет 50 процентов; на втором месте – репортажи - 30, 27 процентов; интервью – 1 в 2019 году, когда в сетевом издании было опубликовано большое интервью Хамбо ламы Дамбой Аюшеевым. Ряд публикаций представляют материалы обзорного характера – 25 материалов, 22 процента.

Основные темы, которые повторяются на протяжении пяти лет – репортажи с празднования Сагаалгана, материалы на тему «Как праздновать Сагаалган», «Дугжууба», «Как правильно называть праздник», «Дата празднования Сагаалгана», «Подарки на Сагаалган», «Молебны» и др. Вместе с тем мы можем отметить изменения в тематической структуре, так в 2017 и 2018 гг. встречались материалы, посвященные Глобальному ёхору, в 2020 году Сагаалган впервые праздновался в Кремлевском дворце, поэтому мы наблюдаем увеличение публикаций на эту тему. В 2021 году в связи с пандемией коронавируса появляются материалы на такие темы как «Дезинфекция в дацанах», «Буддистов просят не посещать большие молебны в период пандемии».

Что касается тональности, то наблюдается примерно равное количество материалов положительной и нейтральной тональности, но встречаются и материалы негативной тональности.

Сетевое издание «Gazeta-n1.ru» ориентируется на многоплановую, разносоставную аудиторию. Структура интернет издания аналогична традиционным СМИ - редактор, журналисты, корректоры.

На сайте в полной мере используются мультимедийные технологии. Каждая новость на сайте дополнена фотографиями. Это могут быть фоторепортажи с мероприятий, о которых пишет сайт, либо фотографии из архива самой редакции. Также на сайте есть и видеоматериалы. К достоинствам рассматриваемого интернет-издания относится преимущественно черно-белый фон мультимедиа, что позволяет статьям не рябить разными цветами, что, в свою очередь, снижает нагрузку на глаза. Лишь при наведении курсивом на картинку, она становится цветной [8].

Журналисты «Gazeta-n1» освещают политические, экономические, социальные и культурные события, встречаются с интересными людьми. Главные критерии работы журналистов «Gazeta-n1» – объективность, точность, необычный подход в освещении темы.

Ведущее место занимает рубрика «Общество», в которой публикуются от 8 материалов в день. За ней следуют рубрики «Политика и власть» и «Экономика и бизнес» - от 4-5 материалов в день. Рубрика «Происшествия» занимает 3 место. Обычно в ней около 3 публикаций. Но иногда эта рубрика может занимать и более высокую позицию. Рубрику «Культура» можно поставить на 4 место, но материалы в ней появляются не ежедневно. Остальные рубрики пополняются не регулярно, количество материалов в них зависит от наличия информационных поводов.

Всего за пять лет с 2017-2021 гг. было опубликовано 100 материалов: в 2017 г. было опубликовано 24 публикации; в 2018 г. – 22 публикации; в 2019 г. – 18; в 2020 г. – 22; в 2021 г. – 14 материалов.

Анализ системы жанров показывает, что преобладают новости – 50, что составляет 50 процентов; на втором месте – репортажи - 30, 30 процентов; материалы обзорного характера – 20 материалов, 20 процентов.

Основные темы, которые повторяются на протяжении пяти лет – репортажи с празднования Сагаалгана, материалы на тему «Подарки на Сагаалган», «Молебны», «Бурятский Дед Мороз». В 2017 и 2018 гг. появляются публикации на темы «Глобальный ёхор» и «Сагаалган в Кремлевском дворце». В 2021 г. мы можем отметить появление таких тем, как «Призыв не посещать храмы из-за пандемии коронавируса».

Следующий этап анализа – проследить, как формируется экологическое сознание у населения средствами и принципами буддийской философии и культуры.

Результаты контент-анализа показывают, что самыми частотными темами на формирование экологического мышления являются темы, связанные с проведением основных буддийских обрядов в период Сагаалгана – Дугжууба и обряд вывешивания Хий-морин, флажков с изображением коня.

Ритуал Дугжууба состоит из двух костров: считается, что в первом сгорают все несчастья человека и плохая карма, накопленная за уходящий год. В этот ритуальный костер верующие заранее кладут кусочек теста, которым до этого обтирали тело, мысленно перенося на тесто все болезни и невзгоды уходящего года. Раньше даже лепили из этого теста подобие человеческой фигурки, которая вбирала в себя все плохое. Второй костер называется Сор – это уже обряд общего очищения.

Священнослужители дают рекомендации верующим для правильного проведения обряда: сначала нужно покатать по лбу – символически собирая на ткань, салфетку или тесто дурные мысли, затем вокруг рта – собирая дурные слова, по груди – очищая сознание, потом в ладонях – как бы наматывая на ткань или тесто неблаговидные деяния. Можно также обтереть больные места, представляя при этом, что вы вытягиваете все плохое, а также в конце дунуть на ткань, салфетку или тесто, выдувая весь негатив. Затем эти небольшие кусочки теста, салфетки или ткань приносят в дацан и бросают в меньший по размеру ритуальный костер.

Ламы делают акцент на том, что в костер можно бросать только тесто, ткань, но ни в коем не полиэтилен. Связан запрет не только с тем, что огонь считается священным и туда категорически запрещено бросать нечистые вещи. Во-вторых, полиэтилен при сжигании выделяет вредные химические вещества, которые загрязняют окружающую среду.

Основными принципами буддизма являются принципы кармы – ответственности за свои поступки, и ахимсы – ненасилия, непричинения зла всему живому. Закон кармы утверждает, что все наши дела, слова и мысли формируют условия нашего существования в будущем. Таким образом, закон кармы побуждает человека взять ответственность за свое нынешнее положение [3, С. 91]. Поэтому сжигая синтетический материал, люди не только загрязняют воздух, но и нарушают закон кармы.

Второй важный обряд во время Сагаалгана – обряд вывешивания ритуальных флажков с изображением коня – хий морин. Флажки, которые символизируют удачу, вывешивают в святых местах, на обоо (местах поклонения бурят) на второй день праздника. В основном хий морин вывешивают на деревьях.

Буддийская традиционная сангха России неоднократно призывает верующих буддистов не вешать хадаки, флажки и ленточки на живые деревья. Дело в том, что ленты, сделанные из синтетической ткани, практически не гниют, нитки от них со временем распускаются и опутывают растительность как сети. Такие синтетические куски ткани становятся причиной гибели живого дерева.

Ламы дают ряд рекомендаций: ленты лучше нарезать из хлопковой ткани; ленты вывешивать на специальных шестах в отведенных местах, а не на деревьях; убирать с деревьев ленточки и хадаки, которые «душат и убивают». В этом случае также акцент делается на законах кармы и ахимсы.

Далее мы рассмотрим основные способы формирования экологического мышления в сетевых изданиях республики Бурятия.

При описании проведения обряда Дугжууба используют оценочную лексику «Костер очищения превратили в мусорку», также пояснительные и уточняющие конструкции «Огонь считается священным и туда категорически запрещено бросать нечистые вещи», «В костер нельзя бросать полиэтилен, газеты, мусор».

При описании проведения обряда хий морин также используют пояснительные и уточняющие конструкции «Хадаки делают из китайских тканей, а их даже сжечь толком невозможно – он не горит, а плавится черным дымом, выделяя опасные вещества». Отметим, также такой способ формирования экологического сознания как перечисление фактов для того, что объяснить аудитории вред от привязывания флажков «Материал не тлеет со временем, не разлагается, не гниет в земле около пятисот лет, древесные соки не могут свободно питать деревья, и они засыхают на корню. Зимой под тяжестью хадаков и снега ломаются ветки и неокрепшие стволы деревьев».

Частотным способом конструирования является сравнение «Эти хадаки можно использовать вместо буксирного троса – свяжите их вместе и они вытащат любую машину. Естественно, что деревья погибают от них»; «Это традиция дремучая, словно лес». В СМИ применяют яркие сравнения для того, чтобы подчеркнуть урон живым деревьям, когда на них навешивают такие флажки из синтетической ткани.

Также для формирования экологического мышления используют цитаты уважаемых буддийских священнослужителей, например, цитата Экс-Хамбо ламы, кенсура Чой-Доржи Будаева «Человек, привязавший хадак к дереву, рано или поздно понесет наказание за то, что причинил вред живому существу. Нарушая экологию, нарушаешь сознание, вредишь сам себе. У нас одна из самых гуманных религий, и мы не можем допускать, чтобы наши действия приносили смерть и страдания другим» [8]. В приведенной цитате декларируются основные принципы буддизма – принцип кармы (ответственности за свои деяния) и принцип ахимсы (непричинения вреда всему живому).

Еще один способ конструирования – призыв к действиям «Необходимо освободить живые деревья от хадаков, хий морин. Чтобы хадаки не приносили более вреда природе, предать их огню» [8].

По результатам проведённого нами исследования был осуществлён контент-анализ сетевых изданий «Gazeta-n1» и «Информ полис online» целью, которого послужило определение способов конструирования экологического сознания средствами буддийской философии в региональных СМИ Бурятии.

Мониторинг сетевых изданий «Gazeta-n1» и «Информ полис online» проводился с использованием метода контент-анализа за период с 2017 г. по 2021 г. В качестве основных показателей рассматривался количественный подсчёт публикаций, также выявление жанровой, тональной и тематической структуры.

Частотными способами конструирования экологического сознания средствами буддизма стали сравнение, пояснительные и уточняющие конструкции, перечисление фактов, цитаты, призывы к действию, оценочная лексика.

References
1. Barsamov V A. Kontent-analiz gazetnykh materialov (sobytiya v Barselone) [Elektronnyi resurs]: Rezhim dostupa: http: //csocman.hse.ru/socis/msg/19034615.html (Data obrashcheniya 10.10. 2021)
2. Dondukov, B.Ts. (2020) Ekologicheskie initsiativy buddiiskikh deyatelei Buryatii: aktual'nye problemy, lokal'nye resheniya [Elektronnyi resurs] // Velikaya step': istoricheskie issledovaniya. URL: http://kigiran.com/pubs/index.php/history/article/view/1695. (Data obrashcheniya 05.10.2021).
3. Dorzhigushaeva O.V. Zakon karmy kak fundament ekologicheskoi etiki buddizma [Tekst] // sbornik nauchnykh statei «Ekologicheskaya etika i tekhnologii ustoichivogo razvitiya v XXI veke». – Ulan-Ude: izd-vo VSGUTU, 2014. – S.90-95
4. Korunova V.O. Spetsifika ekologicheskoi informatsii v SMI kak sredstva konstruirovaniya ekologicheskogo soznaniya rossiyan [Tekst] // Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. S. 45-47
5. Lenkhoboeva T.R. Rol' pechatnykh SMI v formirovanii ekologicheskogo soznaniya [Tekst] // sbornik nauchnykh statei «Ekologicheskaya etika i tekhnologii ustoichivogo razvitiya v XXI veke». – Ulan-Ude: izd-vo VSGUTU, 2014. – S.219-224
6. Lepekhov, S. Yu. (2009) Buddiiskaya tsivilizatsiya i paradigma otkrytogo obshchestva [Tekst] // Vestnik RKhGA, №3. S. 161-172.
7. Setevoe izdanie «Inform polis online» [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: URL: http://infpol.ru (Data obrashcheniya: 10.09.2021)
8. Setevoe izdanie «Gazeta-n1» [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: URL: https://gazeta-n1.ru (Data obrashcheniya: 15.09.2021)
9. TOP – 10 samykh tsitiruemykh SMI Respubliki Buryatiya – 2020 god. [Elektronnyi resurs] – Rezhim dostupa: https://www.mlg.ru/ratings/media/regional/7317/ (Data obrashcheniya: 10.09.2021).
10. Farakhutdinov Sh.F. «Institutsional'nye osnovy formirovaniya ekologicheskoi gramotnosti: avtoreferat na soiskanie uchenoi stepeni kandidata sotsiologicheskikh nauk» [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: URL: http://diss.rsl.ru (Data obrashcheniya: 15.09.2021)
11. Yadov V. A. Sotsiologicheskoe issledovanie: metodologiya programma, metody [Tekst] / V. A. Yadov.-M: Nauka, 1972. – 252s.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.