Статья 'Многослойность сюжета романа Михаила Елизарова «Земля» ' - журнал 'Litera' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Litera
Reference:

Multi-layered scenario of the novel “Earth” by Mikhail Elizarov

Nasr Mukhamed Talkha

ORCID: 0000-0003-4018-7183

PhD in Philology

Educator, the department of Russian Language, the faculty of Al-Alsun, Ain Shams University

11566, Egypt, Arab Republic of Egypt, Giza, st. Ali Mansour, 8

nasertalha04@gmail.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8698.2021.11.36749

Received:

30-10-2021


Published:

03-12-2021


Abstract: This article discusses the novel “Earth” by the contemporary Russian writer Mikhail Elizarov. The plot of the novel develops in the context of philosophical views of the writer with postmodernist idea of thanatological concept of the world. The goal consist in analysis of the plot through organizing power of the “motifs” and their modifications. The relevance of this research lies in the fact that this article is first to carry out the motivic analysis of multi-layered scenario of the novel “Earth”. The author explores the thanatological motif that forms the plot of the novel and correlates with other motifs, such as anthropological, philosophical, maturing, romantic, and procedural criminal. The following conclusions were made:  1) The work “Earth” demonstrates the genre characteristics of the novel and balances on the border between realism and deconstruction, The conducted motivic analysis proves the presence of static and dynamic motifs. The theme of hallucinogenic narrative resembles life, death, and fate. 2) The motifs in the novel “Earth” are intertwined, overlaying and complementing each other. The author believes that the key motif is thanatological motif, which manifests on several levels and interlaces with the characters of the novel in most episodes. This motif forms the plot and theme, as well as other philosophical, anthropological, maturing, romantic, and procedural criminal motifs in the novel. 3)  The lyrical motif of the novel “Earth” is the romantic motif. The epic motif is the duel between two Krotyshevs brothers. Dramatic motif is both, thanatological and philosophical motifs, which describes senescence and brevity of life. Motif of maturing along with anthropological motif are considered as individual motif.


Keywords:

modern Russian prose, Russian postmodernism, motive of the piece, philosophical novel, otherworldly aesthetics, cemetery romance, absurdism, ornament text, hallucinogenic narrative, Mikhail Elizarov

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение. Роман «Земля» вышел в начале 2020 года и органично вписывается в современную литературу, которая определяется такой характеризующей тенденцией, как синтез литературных стилей. Главная черта поэтики романа Михаила Елизарова «Земля» является многослойность сюжета.

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность исследования обусловлена тем, что ещё не проведен мотивный анализ многослойного сюжета романа «Земля». Впервые в статье рассматривается танатологический мотив, организующий сюжет произведения и связанный с другими мотивами – антропологическим, философским, взросления, любовным и производственно-криминальным.

Цель исследования рассмотрение сюжета произведения через организующую силу «мотивов» и их модификаций.
В процессе исследования мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Выявить специфику многослойного сюжета танатологического романа Михаила Елизарова «Земля».
2. Проанализировать систему мотивов в романе М. Ю. Елизарова.
Научная новизна работы заключается в том, что мы впервые проводим мотивный анализ танатологического романа Михаила Елизарова «Земля».

Предметом для исследования объектом исследования в данной работе является сюжет романа М. Елизарова «Земля», а предметом – специфика многослойного сюжета и система мотивов исследуемого романа.
Методологической основой работы стали труды литературоведов Б.М. Эйхенбаума [24], В.М. Жирмунского[7], В.П. Руднева[15], А.А. Реформаторского[14], М.М. Бахтина[2], О.М. Фрейденберга[19], Л.Г.Кайда[8], В.Хализеева[20], В.И.Тюпы[17], С.Н. Бройтмана[17], Н. Д. Тамарченко[17] и других.

В работе использованы аналитический, проблемно-тематический и интерпретационный методы исследования.

Результаты исследования имеют практическое значение и могут быть использованы в вузовских курсах по истории современной литературы, учитывая актуальность заявленной темы, массовый интерес читателей и исследователей к феномену М.Елизарова.

Жизнь и творчество, современного прозаика, лауреата премии «русский Букер» и литературной премии «Национальный бестселлер» М.Ю. Елизарова изучалось такими литературоведами как Б.А. Хановым[21], А.Н. Латыниной[12], В.Г. Бондаренко[4], М. Кронидовой [10], А. Аствацатуровым [1], Д.Ю. Юрьевым [25] и другими.

Мотивный анализ произведения предполагает тщательное рассмотрение структуры текста, точное определение темы, а также полный разбор сюжета. Роман «Земля» насыщен событиями, формирующими сюжет и конфликтами, через которые сюжет себя и выражает. Роман сопоставим с постмодернистскими произведениями Виктора Пелевина, Юрия Мамлеева и Владимира Сорокина. Текст книги балансирует на границе между реализмом и деконструкцией. Фабульные события описывают события распада СССР до середины нулевых. Исследователь Б.А. Ханов отмечает, что советское составляющее в творчестве М.Ю. Елизарова неоднородно, и составляет в основном «мотивирующую функцию, создавая ситуацию «слома», в рамках ко-торой происходит самоопределение личности». [21,с.229-237] Сквозь слои сюжета просвечивает архетип современного массового сознания и состояние культуры. Многослойный художественный текст произведения на уровне воплощения состоит из мотивов, образов и символов, традиционных для художественного текста.[2,с.128] В тексте романа мотивы, образы и символы приобретают статус сакральных в контексте похоронной эстетики романа «Земля».

Как известно, в теории литературы до сих пор не сложилось единого понимания термина «мотивов». Мотив определяют как «устойчивый формально-содержательный компонент текста» и как «простейшую составную часть сюжета».[8, с.87] В данной статье, вслед за В.И. Тюпой, С. Н. Бройтманом и Н. Д. Тамарченко, мы понимаем под мотивом «любую единицу сюжета (или фабулы), взятую в аспекте ее повторяемости, типичности, либо формально-содержательный компонент текста, характерный именно для творчества данного писателя и даже отдельного произведения» [17, с. 194]

Статья Б.М.Эйхенбаума затрагивает не только необходимость мотивов в построении сюжета произведения, но и взаимоотношения между литературным текстом, авторским сознанием и реальностью. [23, с.306-326]В романе Михаила Елизарова «Земля» очень много процессов, происходит в области сознания главного героя Владимира Кротышева. Тексты Михаила Елизарова поддаются разного рода интерпретации, иногда и такой, которую автор не закладывал. Михаил Елизаров принадлежит к той категории современных писателей, о которых не сложилось единого мнения. Одни литературоведы отмечают незавершенность и абсурдизм кладбищенского романа «Земля» и разорванность сюжетных линий. Филолог и писатель Андрей Аствацатуров подметил близость произведения реализму и нутурализму и мистической составляющей сюжета. [1] Мы считаем, что роман «Земля» можно сравнить с произведениями Владимира Набокова – основа романа реалистический сюжет, но в его тексте присутствует мистическая составляющая.

Как отмечает Б. В. Томашевский, есть мотивы, способствующие развитию сюжета, так называемые - динамические, и мотивы, не способствующие этому – статические. Есть также мотивы, которые можно легко вычленить из фабулы произведения – свободные. Другие мотивы исключить невозможно, – связанные. [18,с.167] В романе «Земля» статическими являются мотивы антропологический, любовный, мотив взросления, производственно-криминальный мотив, а динамическими– мотивы танатологический и философский. Все мотивы произведения связаны между собой.

Теоретики литературы предлагают следующую классификацию мотивов – лирические мотивы, эпические, драматические и индивидуальные.[17,с.201]. Лирическим мотивом в романе «Земля» является возвращение Алины к Владимиру после ссоры. К эпическому мотиву можно отнести драку двух братьев из-за Алины и гибель часов «Ракета». Драматический мотив – это рассуждения Алины о смерти и танатологическая тематика романа. Индивидуальный мотив – мотив превращения Володи из ребенка в молодого мужчину.

Танатологический мотив - сюжетообразующий мотив произведения. Роман можно считать исследованием о смерти и похоронной индустрии. Вся жизнь Владимира Кротышева наполнена похоронной символикой и эстетикой потустороннего мира. Писатель иронизирует о похоронной ноосфере, которая управляет жизнью Владимира и тут же добавляет, что никакой похоронной ноосферы и похоронного эгрегора нет. Тем не менее даже образы живущих родных и друзей память Владимира Кротышева сохраняет в похоронных овалах. В романе «Земля» подробно описывается философия смерти. Главная философская основа смерти – это остановка времени. В романе "Земля" кладбище это место, где время останавливается. Кладбища также становятся тем местом, куда притягиваются тёмные практики и эзотерические дилетанты. Владимир впервые сталкивается со смертью близко еще в детстве – умирает квартирная хозяйка. «На следующее утро, перед тем как уложенную бабу Тосю навсегда вынесли из дома, сосед поймал меня за руку. – Попрощаешься? – он указал подбородком на гроб.» [6] Так Владимир впервые видит близко покойницу, но впервые зов кладбища главные герой ощущает позднее. Владимир приходит ночью на кладбище с друзьями в пионерском лагере и впервые чувствует «резкий толчок в грудь» на могиле Мартынова, и к нему пришло осознание “личной смерти”.[6] Когда Владимир начинает работать в похоронной отрасли Загорска, он делает вывод, что на кладбищах смерти нет.

Антропологический мотив романа связан с детской уязвимостью главного героя, из-за постоянных переездов и ссор родителей. У маленького Владимира формируется странная игра. В детской песочнице Володя не закапывает «секретики», он играет с детьми в кладбище – хоронит в песочнице насекомых и грызунов. Мальчик не сам придумал эту игру, в неё вовлекает его девочка Лиза: «Тогда же появляется первое в моей жизни кладбище. Пока ещё игрушечное, точно пособие для детей младшего дошкольного возраста, – макет грядущего взрослого кладбища». [6] Эту же тему – детскую игру в захоронение поднимает Николай Кононов в книге «Похороны кузнечика». [9,с.56] Герман Садулаев считает, что из этой детской игры постепенно формируется антропологическая задача: жизнь, смерть, захоронение. [16] Виктор Жирмунский определяет мотив произведения следующим признаком, мотив помогает художественному развертыванию темы. [7,с.223] Главный герой романа ещё в детской песочнице играет с детьми в кладбище, приходит на кладбище ночью в пионерском лагере, общается с работниками кладбища при установке памятника деду, роет могилу в стройбате - возникает впечатление, что похоронная сфера уготована Владимиру судьбою. С точки зрения В.Руднева мотивом является “кросс-уровневая” единица текста, которая повторяясь и переплетаясь создает неповторимую поэтику произведения. [15]

Философский мотив относится к сюжетообразующему мотиву произведения наравне с танатологическим. Философский мотив образуют философские реминисценции романа. В беседах с Владимиром девушка Алина цитирует высказывания Кьеркегора, Сведенборга, Хайдеггера, Ницше и других философов. На подоконнике, в квартире Володи лежит учебник по философии, который он грозится «почитать». Тем не менее очень часто философские цитаты романа напоминают дайджест из студенческих рефератов. В критической статье Андрея Аствацатурова последние страницы романа сравниваются с платоновским диалогом и философским диспутом. Роман «Земля» Герман Сайдулаев называет «романом идей». [16] Михаил Елизаров выражает идеи в диалогах, мыслях героев или даже в авторской речи на уровне философских концепций. Философское мышление Владимира формируется уже в Загорске после общения с Алиной. Девушка знакомит Владимира с похоронной философией. Алина погружена в инфернальный мир и увлекается похоронной эстетикой. Благодаря Алине Володя обучился азам «загробной схоластики». Алина считает себя мертвой, а Владимира живым. Об опыте общения с потусторонним миром, о природе и метафизике смерти Алина рассказывает не только Владимиру, но и читателям Живого Журнала. В конце романа Владимир, используя знания, полученные от общения с Алиной, проходит интервью с загадочными московскими гостями. Позже Владимир узнает, что эта беседа стала экзаменом для поступления на курсы в институт Натальи Нестеровой. Согласно теории Б.Ларина, мотив управляет движением «роя символов», и «есть текст со всем обилием тонов и полутонов. [15,с.18]

Мотив взросления - один из мотивов романа «Земля». Действие романа охватывает продолжительный период жизни героя. Начало повествования приходится на конец 80-х годов СССР и заканчивается в постсоветской России. Семья главного героя вынуждена постоянно переезжать из-за щепетильности отца, старший Кротышев боится оказаться «посмеш-ш-шищщем»!» в глазах коллег и друзей. Мать из-за постоянной неустроенности уходит от отца к другому мужчине. Владимир через все повествование пронес страх отца стать «посмеш-ш-шищщем». Постоянные совпадения в жизни героя закольцовывают сюжет повествования. Сама фамилия Кротов символична, в ней зашифровано предназначение героя всю жизнь копаться в земле. Владимир Кротышев с детства чувствует непреодолимую тягу к загробной жизни. Это чувство необъяснимо, но игнорировать его невозможно. Возникает ощущение, что с самого рождения судьба готовит Володю к предназначению могильщика. Роман «Земля» о знаках, которые мы видим, но не можем интерпретировать. Одним из таких символов предстают в романе часы «Ракета». Их главный герой получает от отца в подарок когда Владимиру исполняется девять лет. Такие же «биологические часы» есть у его старшего брата Никиты, время на часах приурочено ко времени рождения владельца часов. Часы – это определенный символ, но писатель не раскрывает символизм часов в романе. В романе также и не раскрываются возможные последствия поломки часов, отмечает Константин Мильчин. [13] Один из самых напряженных моментов в романе, когда братья Владимир и Никита дерутся из-за девушки Алины. Даже не понятно, что важнее победить противника или уничтожить часы.

В своем исследовании В.Шульженко отмечает определенную силу мотива, как «комплекс идей и эмоций», передаваемых автором.[23, с.149]Главный герой все свое детство проводит в разных населенных пунктах и привыкает к новым детским коллективам. Из хлипкого неудачника в очках Владимир, в процессе взросления, трансформируется в похоронного боевика, который без подготовки побеждает очень серьезных соперников. Постепенно, шаг за шагом, показаны изменения в личности главного героя. Выявляются те черты его характера, которые были в нём изначально заключены. Владимир так отмечает изменение в своей внешности за время службы:«Сам я на втором году службы отметил одну существенную перемену: в моём взгляде появилась тяжесть. Что-то давящее, словно бы эхо перекопанных кубометров. Очки совершенно не добавляли облику интеллигентности, а, наоборот, множили этот земляной вес». [6] Можно сказать, что душа Владимира предстает перед читателем мраморным памятником. Каждое событие, которое происходит в жизни Володи, это инициация. Она отсекает все лишнее и наносное от монолитного куска мрамора. Таких событий много – игра в детское кладбище, «биологические часы», удар в сердце на могиле Мартынова, встреча Никиты, служба в стройбате землекопом, любовная история с Алиной, работа могильщиком и т.д. Как отмечает В.Хализеев мотивы обладают повышенной значимостью, или другими словами «семантической насыщенностью» в традициях русской словесности.[20,с.157]

Взаимоотношения Владимира и Алины – это любовный мотив в романе. Никита любит Алину, но признается брату, что стесняется внешности Алины. Тело Алины покрывают татуировки похоронной тематики. Сначала Владимир скрывает чувства к Алине, но Алина сама приходит к нему и соблазняет парня. Об опасности этой связи предупреждает Володю местный юродивый Загорска – Лёша Крикун. Скоро Никита узнает об измене, драка между братьями оканчивается трагично. Алина, чтобы остановить братоубийство, разбивает случайно подвернувшиеся «биологические часы». Это часы Никиты. После гибели часов Никита морально раздавлен и исчезает из города и никто не видит больше Никиту. Владимир понимает, что поступил подло по отношению к брату. Об этом говорят Володе работники похоронной сферы Загорска, когда парень вынужден искать работу, чтобы остаться в городе с Алиной. Владимир через партнеров Никиты находит работу могильщиком на кладбище. Алина отмечает, что кладбищенская ноосфера давно затягивает Владимира, а на работе Владимиру говорят, что в похоронный бизнес приходят случайные люди, но Кротышев прирожденный могильщик. Алина называет Владимира «близорукий киллер» из-за плохого зрения и каменного выражения лица. Алина выше Владимира как по интеллекту, так и по внутренней силе. Несмотря на выбор Алины, мы считаем, Никита - более яркий типаж, чем младший брат.Ещё одна любовная линия появляется в романе, это взаимоотношение Владимира и Маши, но эта сюжетная линия в книге не развита. Образ Марии в романе противопоставлен образу Алины. Мария несколько раз помогает Владимиру, она добрее и понятней главному герою.

Согласно А.Н. Веселовскому словесная «формула» и мотив не одно и то же. Признак мотива – его однообразный одночленный схематизм. И представляет собой сочетание словесных обозначений – действующих лиц и их действий. [5, с.205] В романе «Земля» присутствуют типажи похоронной индустрии провинциального города, которые представляют производственно-криминальный мотив в романе. В романе поражают точность и детальность описания сотрудников похоронных структур. Читатель узнает об особенности копания могил. В стройбате, копая могилу Владимир согревает мерзлую землю жжеными покрышками: «К полуночи покрышки прогорели. Я прилежно собирал кладбищенский хворост и жёг его». [6] Когда Владимир начинает работать с братом Никитой, узнает особенности отливки памятников – ноликов и льдинок. Эти детали придают событиям произведения достоверность. Орнамент текста романа насыщен обсценной лексикой, которая в романе выглядит как городской фольклор. Выражения обсценной лексики присутствуют в речи персонажей романа, часто обсценную лексику употребляет глава «Элизиума» - Аркадий Зиновьевич Гапоненко (Гапон). Гапон произносит крылатое выражений книги - «Покойники — это мертвое золото». [6] Михаил Елизаров в романе «Земля» проводит сравнение предприятия Мултановского и фирмы «Элизиума» Гапоненко. Показывает подробно работу похоронного агента. Ситуация конфликта между двумя похоронными конторами демонстрируют, как компании вынуждены бороться за «ещё не остывшее тело». Несмотря на криминальный характер этого бизнеса Михаил Елизаров видит главного героя в будущем или бригадиром могильщиков, или директором кладбища, о чем сообщают москвичи - Денис Борисович и Глеб Вадимович. Московские гости, представители похоронной сферы, и приехали для переговоров с Аркадий Зиновьевич Гапоненко. Последние сто страниц книги это беседа Владимира Кротышева с гостями из Москвы. Эта часть книги описывает события одного дня и написаны в технике «потока сознания», похожий приём использован в романе Джеймса Джойса «Улисс», романе Нагиба Махфуза «Вор и собаки» и рассказе Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Выводы проведенного исследования:

1. Произведение «Земля» демонстрирует жанровые признаки романа и балансирует на границе между реализмом и деконструкцией. Роман «Земля» многослойный, мотивный анализ доказывает наличие в произведении статических и динамических мотивов. Тема галлюциногенного повествования романа «Земля» - жизнь, смерть и судьба.

2. Мотивы в романе М.Ю. Елизарова «Земля» тесно связаны между собой в виде наложений друг на друга и дополнений. Основным мотивом романа мы считаем танатологический мотив, проявляющийся на нескольких уровнях, связанный с персонажами романа и с большинством эпизодов. Этот мотив организует как сюжет и тему, так и другие мотивы произведения – философский, антропологический, взросления, любовный, и производственно-криминальный.

3. Лирическим мотивом романа «Земля» является любовный мотив. Эпическим мотивом романа «Земля» является поединок между двумя братьями Кротышевыми. Драматический мотив это – танатологический и философский мотив в романе, рассказывает об увядании, кратковременности и быстротечности жизни. К индивидуальному мотиву относится мотив взросления и антропологический мотив.

References
1. Astvatsaturov. A. Ona i rebenok, i samka bogomola, i filosof, i ved'ma, i zhritsa, i ritual'naya zhertva // Gor'kii M.:25 oktyabrya 2019. [Elektronnyi resurs]. URL: https://gorky.media/reviews/ona-i-rebenok-i-samka-bogomola-i-filosof-i-vedma-i-zhritsa-i-ritualnaya-zhertva/ Data obrashcheniya: 10 avgusta 2021
2. Bakhtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva. //M., 1979, s. 353
3. Berezkin Yu.E., Duvakin E.N. Tematicheskaya klassifikatsiya i raspredelenie fol'klorno-mifologicheskikh motivov po arealam. Analiticheskii katalog// [Elektronnyi resurs] URL: http://ruthenia.ru/folklore/berezkin/ Data obrashcheniya: 10 avgusta 2021
4. Bondarenko V.G. Mikh. Elizarov – «V. Sorokin segodnya?..» URL: http://www.proza.ru/2011/11/17/463 Data obrashcheniya: 10 avgusta 2021
5. Veselovskii A.N.Istoricheskaya poetika-M.:1989 s.301
6. Elizarov M.Yu. Zemlya//[Elektronnyi resurs] M.: AST:2020. —781 S. [Elektronnyi resurs]. URL: https://librebook.me/zemlia_mihail_elizarov/vol1/1 Data obrashcheniya: 10 avgusta 2021
7. Zhirmunskii V.M. Teoriya literatury.Poetika. Stilistika. // L.: 1977 , 408 S.
8. Kaida, L. G. Kompozitsionnyi analiz khudozhestvennogo teksta. Teoriya. Metodologiya. Algoritmy obratnoi svyazi: monografiya // M.: Flinta, 2000,-154 s.
9. Kononov N.M. Pokhorony kuznechika// M:. T8 2021 ,-176s.
10. Kronidova M. Mikhail Elizarov «Zemlya» [Elektronnyi resurs]// URL: http://www.natsbest.ru/award/2020/review/mihail-elizarov-zemlja-4/ Data obrashcheniya: 10 avgusta 2021
11. Larin B.”Chaika”Chekhova (Stilisticheskii etyud):Novatorstvo i traditsii// Issledovanie po estetike slova i stilistike khudozhestvennoi literatury-L;Gor'kii,1980-s.18
12. Latynina A.N. Sluchai Elizarova // Novyi mir. 2009. № 4. S. 165–173. [Elektronnyi resurs] URL: magazines.russ.ru/novyi_ mi/2009/4/la13.html Data obrashcheniya: 10 avgusta 2021
13. Mil'chin,K. Smert' posylaet signaly, a my ne slyshim: za chto Mikhail Elizarov poluchil «Natsional'nyi bestseller» [Elektronnyi resurs]URL: https://www.buro247.ru/culture/books/17-aug-2020-mikhail-elizarov-national-bestseller.html Data obrashcheniya: 10 avgusta 2021
14. Reformatskii, A.A. Vvedenie v yazykoznanie //M.: Aspekt-press, 1996.-536 s.
15. Rudnev V. Slovar' kul'tury XX veka: Klyuchevye ponyatiya i teksty//M.: Agraf, 1999 [Elektronnyi resurs] URL: http://lib.ru/CULTURE/RUDNEW/slowar.txt Data obrashcheniya: 10 avgusta 2021
16. Sadulaev G. Mikhail Elizarov «Zemlya» [Elektronnyi resurs] URL: http://www.natsbest.ru/award/2020/review/mihail-elizarov-zemlja-2283/ Data obrashcheniya: 10 avgusta 2021
17. Teoriya literatury: ucheb. posobie dlya stud. filol. fak. vyssh. ucheb. zavedenii: v 2-kh t. / pod red. N. D. Tamarchenko. M.: Akademiya, 2004. T. 1. Tamarchenko N. D., Tyupa V. I., Broitman S. N. Teoriya khudozhestvennogo diskursa. Teoreticheskaya poetika. 512 s
18. Tomashevskii B. V. Teoriya literatury. Poetika. M.: Aspekt Press, 1999. 334 s.
19. Freidenberg, O.M. Poetika syuzheta i zhanra // M.: Labirint, 1997.-448 s.
20. Khalizeev V. Teoriya literatry. –M., 2000.-s.266
21. Khanov B.A. Svoeobrazie funktsionirovaniya sovetskogo diskusa v romane M.Yu. Elizarova «Bibliotekar'» //Uchenye zapiski kazanskogo universiteta Tom 157, kn. 2,Kazan' 2015 g-s.229-237
22. Shafranskaya E. Sovremennaya russkaya proza: mifopoeticheskii rakurs uchebnoe posobie.// M.: LENAND, 2015. 216 s.
23. Shchul'zhenko V.I. Kavkazskii fenomen russkoi prozy. (Vtoraya polovina XX v. //Pyatigorsk; 2001. 363 s.
24. Eikhenbaum B. M. Kak sdelana «Shinel'» Gogolya„O proze“ [Tekst] //L.: Khudozh. lit., 1969.-S. 306-326
25. Yur'ev D.Yu.Chelovek i parokhod. Znaki russkoi kul'tury v proze Mikhaila Elizarova i Aleksandra Prokhorova //Krasnodar.Nauchnyi zhurnal KubGAU, №113(09), 2015 –S.2-12
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.