Статья 'Лингвосемиотические особенности текста в TikTok: «чужое слово» в новой мультимедийной реальности' - журнал 'Litera' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Litera
Reference:

Linguosemiotic peculiarities of the text in TikTok: “the word of others” in the new multimedia reality

Gotovtseva Anastasiya Gennad'evna

Doctor of Philology

Professor, the department of Journalism and Broadcast Technologies, Russian State University named after A. N. Kosygin; Leading Scientific Associate, Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences

125993, Russia, g. Moscow, ul. Sadovnicheskaya, 33, str. 1

brunhilda@yandex.ru
Other publications by this author
 

 
Karpov Ernest Sergeevich

PhD in Philology

Docent, the department of Journalism and TV Technologies, Russian State University named after A. N. Kosygin

117997, Russia, g. Moscow, ul. Sadovnicheskaya, 33, str. 1

pedagogikanet@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-8698.2021.4.35321

Received:

24-03-2021


Published:

07-05-2021


Abstract: The subject of this research is the tendency towards formation of a new semiotic code of entertainment content, observed in the Russian segment of Tiktok social network. The goal of this research is to determine the new trends in recreational segment of the modern social network, the popularity of which depends on the number users’ likes and reposts. The research material contains the continuous sampling of videos for the period from February to March 2021. The analysis of videos of the Russian-speaking users allows revealing the tendency towards the emergence of a new type of recreational content at the intersection of plagiarism and parody. This implies voice-covering of the fragments of stand-up show in a different context: for example, a fragment from comedy show is lip-synced by a woman while preparing meal. In other words, the authors of such content do not claim to be original, they virtually lip-sync with synchronization of another person's speech (moreover, the TikTok format allows seeing the link to the original soundtrack). At the same time, such content is far from parodic, as there is no mimicking or gesturing of the original. This rather implies the renovation of the open text tradition, which historically accompanies the emergence of a new form of broadcasting information. Such content also indicates common features with the folklore: the author's story  is voice-covered by various users repeatedly, like an anecdote or the history of urban folklore. The conclusion is made on the emerging semiotic tendency of the polycode multimedia text, which on the one hand has deep historical roots, while on the other hand is substantiated by the modern technological capabilities and ways of broadcasting information.


Keywords:

mass media, youth media, Tiktok, semiotics, stand up, phonogram, open text tradition, copyright, multimediatext, the Internet

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Социальная сеть Tiktok, все чаще анализируемая в трудах современных ученых [1, 4-6] и позиционирующаяся в том числе как феномен онлайн-журналистики, порождает новые жанры: так, стремительно развивается жанр “challenge” [11, 13], формат 15-секундных видео охватывает широчайшую палитру жанров традиционной журналистики – от репортажа до очерка [9, 14, 15].

Технические возможности платформы при этом породили и распространили новую семиотическую практику, которая, как нам представляется, не только носит рекреативный характер, но и позволяет провести глубокие исторические параллели со способами освоения нового типа генерации контента. На сегодняшний день TikTok – одна из наиболее новых социальных сетей, и ее особенностью следует считать превалирование видеоконтента.

Речь идет о следующем способе генерации контента: автор видео берет какой-либо фрагмент стендап-шоу известного комика, как правило, из телевизионной программы, и озвучивает его, артикулируя «под фонограмму» - технические возможности Tiktok позволяют визуально подстроить артикуляцию под звук и создать ощущение, что человек действительно произносит звучащий текст. Одни и те же фрагменты текста могут быть многократно переозвучены разными людьми, каждый из которых при этом использует какие-либо свои узнаваемые особенностит. Так, например, существует целый ряд аккаунтов, на которых женщины переозвучивают шутки стендаперов, параллельно занимаясь приготовлением пищи или другими домашними делами (такие видео легко найти по хештэгу #стендапнакухне, #матьгода – например, пользователи @pacific_frog, @fainapani и др.).

Выделяются видео, в которых девушки и женщины артикулируют текст, за кадром зачитываемый мужским голосом – например, @20manernaya, @bekishevamadina, @valya_smol и другие. Обилие таких видео, большое количество просмотров, лайков и репостов позволяют говорить о формировании своеобразного поликодового текста, сопровождаемого видеофрагментом, носящего рекреативную функцию, но в то же время являющегося оригинальным способом обозначения и обсуждения социальных проблем. Как правило, монологи стендап-комиков посвящены каким-то актуальным проблемам, которые находят отклик у аудитории: многие рассказывают забавные случаи из своей жизни, сопровождая их комментариями, задача которых – сформировать позитивный отклик от аудитории.

В основе популярности переозвученного текста, причем зачастую с намеренным несовпадением фона и действий персонажа с оригинальным видео, по нашей гипотезе, - открытая текстовая традиция, переосмысленная в наши дни. Первоначальный вариант открытой текстовой традиции, действовавшей в условиях распространения рукописных книг, предполагал толерантное отношение к заимствованию текстов, точнее, полное отсутствие понятия заимствования как такового: информация, доступная немногим, считалась «ничьей». Распространенная практика переписывания книг от руки способствовала этой традиции: каждый переписчик, работая с книгой, как бы присваивал ее себе, и воспринимал себя не только как физического копировальщика информации, но как полноправного ее хозяина. Это доказывается, например, сопоставлением так называемой первой русской риторики – риторики Макария, представляющей собой полный перевод риторики Меланхтона (см. [3]). Автор полностью скопировал чужой текст, нимало не сомневаясь в том, что делает благое дело. Сходным образом поступали и переписчики других книг: доступность информации узкому кругу лиц (небольшой прослойке населения, умеющей читать и писать и имеющей доступ к библиотекам, сформированным, как правило, на базе монастырей) автоматически уничтожало ее ценность как авторского контента внутри этого круга: те, кто обращался к данной информации, знали, кому именно принадлежит та или иная мысль и не собирались ее постоянно авторизовать.

Возникновение новых способов бытования текста модернизировало авторизацию текста с помощью ссылок на имя автора, источник, в котором данная мысль высказана, и вынудило обращаться к ней значительно чаще: появление технологии книгопечатания многократно приумножило как количество воспроизводимых текстов, так и количество пишущих и читающих. Текст стал технически более просто воспроизводиться, со временем он стал доступен широкой аудитории, и возникла необходимость в верификации мысли и подтверждении ее аутентичности. Так, например, спор между Тургеневым и Гончаровым по вопросу плагиата в 1860 году [12], завершившийся товарищеским судом, был бы физически невозможен в период Средних веков: культура цитирования и авторизации источника была мало развита, тексты переписывались целиком и присваивались по факту своего существования.

Обновлением открытой текстовой традиции стали первые годы появления интернета как источника информации: первоначально доступ к контенту имели немногие, и была распространена практика полного копирования текста без указания источника. Так, обилие подобного плагиата в студенческой среде привело к появлению сайта «Антиплагиат» и его аналогов, цель которых – выявить некорректное цитирование в научной работе. На современном этапе культура цитирования в научной и публицистической литературе предполагает ссылку на источник, в науке – с указанием выходных данных. Не снабженная ссылкой информация по умолчанию считается авторской, и автор может быть осужден за копирование информации и присвоение ее себе.

Во всех случаях возникновения открытой текстовой традиции ее основой является некая элитарность и новизна: в период распространения рукописной литературы написанные книги были доступны далеко не всем, и человек, хотя бы имеющий о них представление, оценивал себя как прогрессивно мыслящего и интересующегося новинками. То же касается и первых лет распространения интернета: в конце 1990-х – начале 2000-х, до того, как к интернету массово начали подключаться домашние компьютеры, в нарождающейся сети также действовала открытая текстовая традиция, в дальнейшем остановленная повсеместным распространением интернета и противодействием плагиату, как минимум в научной и студенческой среде.

На сегодняшний день социальная сеть Tiktok – одна из новых сетей, аккаунт в которой пока есть далеко не у всех активных пользователей других социальных сетей и интернета как такового. По данным исследования 2020 года [2], Tiktok стремительно распространяется, захватывая новых пользователей: его аудитория прирастает на несколько миллионов человек в месяц. Освоение его технических возможностей, в частности, относительно простая технология соединения видеоряда со звукорядом и автоматическая подстройка артикуляции нейросетью, породили описываемую в настоящей статье тенденцию. Авторы подобных видеороликов соединяют неоригинальный текст с оригинальным видеорядом, при этом используя свои узнаваемые приемы: например, снимают видео в одних и тех же интерьерах, либо иллюстрируют высказанное автором оригинала преувеличенной иллюстративной жестикуляцией и пр.

Следует также предположить, что переозвучивание именно фрагментов стендап-шоу имеет под собой и другую культурную основу: отрывок воспринимается как анекдот, забавная история, как бы не имеющая автора. Удачные шутки и рассказы о случаях из жизни превращаются в новый фольклор: их может рассказать любой человек. Дополнительный комизм вносится несоответствием: звучит мужской голос, а на экране синхронно артикулирует девушка, которой физически этот голос не может принадлежать. Любопытно, что обратные переозвучивания встречаются сравнительно редко: мужчины не артикулируют под «фонограмму» женского видео. На наш взгляд, это связано не только со стереотипным негативным отношением к женоподобному мужчине, но и с физическими возможностями изменения голоса: сделать свой естественный голос выше возможно, а вот ниже – затруднительно. Именно поэтому мужчина, говорящий женским голосом, может артикулировать сам, а не создавать видимость артикуляции с помощью пантомимы. Женщина, если она не развивала в себе таланты пародирования, зачастую физически не может говорить грубым мужским голосом. Это доказывает некое упрочение тенденции: пользователь понимает, что имеет дело именно с переозвученным видео, и в таком качестве данный контент вызывает у него интерес. Пародии женщин на мужчин сродни античному театру или театру Кабуки, в котором роль женщин исполняли мужчины, и это не воспринималось как нечто неестественное.

Краткий анализ тенденции «стендапа под фонограмму», ставшего популярным в российском сегменте Tiktok, позволил показать, что данная тенденция имеет ряд предшественников и источников в мировой и отечественной культуре. В первую очередь, новизна и относительно малая распространенность социальной сети Tiktok на март 2021 года создает своеобразную элитарность, касающуюся в том числе отбора и восприятия контента. Пользователи Tiktok формируют сообщество, в рамках которого они практикуют и поощряют оригинальные варианты создания и развития развлекательного контента. В телевизионной журналистике и на видеохостинге Youtube такое уже невозможно [8, c. 56-59; 10].

По нашим наблюдениям, переозвученные фрагменты выступлений стендап-комиков воспринимаются как анекдоты, в которых ценится не только контент, но и невербальная составляющая. Человек, артикулирующий синхронно с записью чужого голоса, пересказывает понравившуюся ему историю или наблюдение, при этом сопровождая ее своим визуальным оформлением. У исследуемой тенденции, таким образом, следует выделить три культурных источника: во-первых, открытая текстовая традиция в освоении нового типа бытования информации; во-вторых – популярность травестии в кино и театре, в-третьих – жанры анекдота, городского фольклора, многократно воспроизводимой истории, которая в силу технических возможностей TikTok, воспроизводится целиком, без потерь, неизбежных при обычном устном пересказе.

References
1. Annushkin V.I. Pervaya russkaya ritorika XVII veka. M.: Dobrosvet, CheRo, 1999. 362 s.
2. Beshimova G.A., Nepochatova A.S., Korneva E.S. Tiktok – sotsial'naya set' budushchego, pole dlya samovyrazheniya molodezhi // Upravlenie personalom, sotsial'nymi i biznes-kommunikatsiyami: metody, modeli, tekhnologii – 2020. Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 2020. S. 6-7.
3. Bogomolova D.A. Sotsial'naya set' Tik Tok kak element integrirovannykh marketingovykh kommunikatsii // Skif. Voprosy studencheskoi nauki. 2020. № 4. S. 572 – 576.
4. Epishkin I.I., Iskakova E.B., Lavrik A.A. Analiz interesov i predpochtenii rossiiskoi auditorii sotsial'noi seti Tik Tok // Vestnik Moskovskogo gumanitarno-ekonomicheskogo instituta.. № 4. 2019. S. 62 – 67.
5. Kaminskaya T.L. «Faktor adresata» v sovremennoi mediinoi situatsii // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika. 2020. № 2. S. 109-111.
6. Kiriya I.V., Novikova A.A. Istoriya i teoriya media. M.: Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2017. 423 s.
7. Krasavina A.V., Zolina D.O. «Tiktok-zhurnalistika» kak novyi mediaformat // MEDIAObrazovanie: media kak total'naya povsednevnost'. Materialy V Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Pod redaktsiei A.A. Morozovoi. 2020. S. 90-95.
8. Medvedev R. 10 zabluzhdenii ob avtorskom prave na Youtube // [Elektronnyi resurs]. URL: https://rb.ru/opinion/avtorskoe-pravo-na-youtube/
9. Murzina O.V. Challenge kak zhanr sovremennoi molodezhnoi zhurnalistiki // Rossiya v mire: problemy i perspektivy razvitiya mezhdunarodnogo sotrudnichestva v gumanitarnoi i sotsial'noi sfere. Materialy IX Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Moskva-Penza, 2020. S. 41-45.
10. Spor Goncharova i Turgeneva o plagiate // [Elektronnyi resurs]. URL: https://diletant.media/articles/36877259/
11. Tevlentina I.N. Opasnye chelendzhi sotsial'noi seti Tiktok dlya psikhologicheskogo zdorov'ya sovremennogo podrostka // Sbornik izbrannykh statei po materialam nauchnykh konferentsii GNII "Natsrazvitie". Sankt-Peterburg, 2020. S. 107-109.
12. Teng I. Format korotkikh video v prilozhenii Tiktok: sekret populyarnosti i vliyanie na podrostkov // Studencheskaya nauka kak resurs innovatsionnogo potentsiala razvitiya. Materialy i doklady. Otvetstvennyi redaktor L.P. Zemskova. 2019. S. 90-94.
13. Chimarov S.Yu. “Tiktok” – fenomen sotsial'nogo onlain-vzaimodeistviya v kontekste razvitiya sovremennykh informatsionnykh tekhnologii // Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2021. № 70-1. S. 60-62.
14. Lebed P.G. Fenomen of Tiktok // Urgent problems of modern society. 2019. S. 271-275.
15. Sensor Tower Blog Top Social Media Apps Worldwide for January 2020 by Downloads // [Elektronnyi resurs]. URL: https://sensortower.com/blog/top-social-media-apps-worldwide-january-2020
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.