Статья 'Категория пространства в жанре очерка (на материале очерков В. М. Пескова) ' - журнал 'Litera' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Litera
Reference:

The category of space in the genre of essay (based on the essays Of V. M. Peskov)

Chen Jiaojiao

Postgraduate student, the department of Russian Language, General Linguistics and Speech Communication, Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin

620083, Russia, Sverdlovskaya Oblast' oblast', g. Ekaterinburg, ul. Lenina, 51, of. 312

achengjiaojiao@gmail.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8698.2020.12.34678

Received:

19-12-2020


Published:

29-12-2020


Abstract: The subject of this research is the category of space – one of the intrinsic text categories that implies the meaning of location and spatial relations, and fulfills a plot-composing and semantic function. Essay is a peculiar genre, at the intersection documentary and fiction styles, which is an important factor affecting the analysis of the category of space. Examination of the category of space in essays is one of the relevant trends in linguistics. Essays of the prominent Soviet writer, photographer and journalist V. M. Peskov, which were recognized as the exemplary, serve as the material for this research. The categorical-textual approach towards studying V. M. Peskov's essays allowed determining the nuances of explication of the category of space in the genre of essay. Analysis of the specificity of the category of space in the genre of essay indicates the existence of objective and subjective space; namely the objective space holds the key place and plays a crucial role in text of the essay. In explication of the category of space are applied the direct spatial signifiers (spatial prepositions and toponyms), and indirect spatial signifiers. Texts of the essay simultaneously contain static and dynamic spaces: the author creates a static picture using existential verbs and statistical verbs of spatial location; the author describes local dynamics using the verbs of movement. The category of space is closely connected with the category of time and the category of theme; together they create a precise semantic division in accordance with the author's idea, as well help to give detailed description to the event and portray the character of the hero.


Keywords:

functional style, journalistic style, artistic style, genre, essay, text categories, space category, chronotope, Peskov., nomination

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Изучение категории пространства является одним из актуальных направлений в современной лингвистике. Многие исследователи отмечают, что категория пространства и категория времени всегда теоретически связаны, иными словами, пространство развивается и изменяется с течением времени [15, с. 105]; [12, с. 247]; [22, с. 93], О. И. Москальская рассматривает категорию времени и пространства как «однопорядковые явления» [16, с. 110]. М. М. Бахтин, разрабатывая этот вопрос, вводит понятие хронотоп, отмечает, подчёркивая его важность, что «всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопов» [2, с. 406]. В последние годы ученые стали уделять больше внимания специфике и роли категории пространства в различных текстах, в том числе в публицистике [6], в текстовой цитате [4], в православной проповеди и житии [8]; [9], в художественных очерках [27]. Также исследователи анализирует категорию пространства в разных аспектах, в том числе в коммуникативно-функциональном аспекте [17], в аспекте речевого общения [21], в информационном аспекте [1]. Изучение категории пространства, безусловно, занимает очень важное и незаменимое место в филологии [26] и помогает нам лучше понять композиционную организацию и логическое содержание текста в соответствии с замыслом автора. Рассмотрение категории пространства по-прежнему имеет большой потенциал в области лингвистики, что даёт учёным возможность провести более глубокие и всесторонние исследования этого явления.

В современной лингвистике очерк определяется как «жанр художественной публицистики, предназначенный для исследования социально значимых личностей и явлений путем создания журналистом их документального образа» [5, с. 117], по словам Т. В. Матвеевой, «очерк — художественно-публицистический жанр, в котором соединяется документализм (опора на реальные жизненные факты), аналитизм (исследовательское начало) и художественная форма текста» [14, с. 214–215]. Очевидно, что очерк — это особый жанр, находящийся на пересечении публицистического и художественного стилей, что является важный фактором, влияющим на анализ категории пространства.

Что касается классификации очерка, в научной лингвистике существует разные точки зрения. В советское время одна из авторитетных классификаций очерка принадлежал Г. В. Колосову, который выделял следующие субжанры: публицистический, сюжетный, портретный, зарисовка/этюд, путевой [11, с. 59–76]. Современные исследователи предлагают новые подходы, так, Ю. А. Гордеев выделяет три жанровых типа очерка: портретный, проблемный и познавательный очерки [5], М. Н. Ким предлагает художественно-публицистический (портретный), художественно-изобразительный (путевой, эссе, зарисовка) и исследовательский (проблемный, исследовательский, публицистический) типы очерка [10, с. 372–384]. Согласно точке зрения, которой придерживается большинство лингвистов, очерк делится на следующие субжанры: путевой очерк, портретный очерк и проблемный очерк [24, с. 249–268]; [14, с. 214–216]; [25]. В этой статье мы уделяем больше внимания портретному очерку, который «требует поиска внутренней драматургии характера, акцента на переломных периодах жизни персонажа, многостороннего анализа его личности, мастерства детали и художественного описания» [14, с. 215].

Материалом нашего исследовании является очерки В. М. Пескова, известного советского писателя, фотографа и журналиста, чьи очерки считаются образцовыми [13]; [3]; [28].

Цель данного исследования — описание специфики и роли категории пространства, а также способы его экспликации в жанре очерка.

Категория пространства — одна из важных категорий текста, без которых не может создать текст, с помощью категории пространства «содержание текста соотносится с осью пространства: местом текстовых событий или действия персонажей» [14, с. 356]. Категория пространства определяется как «существенное свойство текста, определяющее качество структуры, организации содержания речи в плане соответствия последнего формально-логическим законам мышления» [23, с. 214].

Категория пространства делится на два основных типа: 1) объективное пространство, то есть структура пространства моделирует реальное место, в котором событие действительно случается; 2) субъективное пространство, то есть структура пространства моделирует перцептуальное место, связанное с авторским восприятием реальной действительности. Также можно выделяют «концептуальное пространство (разновидность объективного на уровне логических абстракций) и художественное пространство (разновидность субъективного, создающая художественный образ пространства)» [14, с. 356].

Категория пространства имеет две разновидности: статическое пространства, которое отражает статическую локальную картину; и динамическое пространство, которое передаёт перемещение в пространстве [7, с. 23], Т. В. Матвеева называет эти статическим и векторным пространством [14, с. 356].

Каждый функциональный стиль речи имеет свою типичную локальную организацию текста, очерк как особый вид жанра, находящийся на пересечении публицистического и художественного стиля, безусловно, имеет свои особенности экспликации текстовой категории пространства.

Обратимся к результатам анализа.

Категория пространства часто реализуется в заголовке очерка при помощи слов с локальной семой. Известно, что заголовок — сильная позиция текста, которая сразу сообщает важную информацию и привлекает внимание читателей. Анализ заголовков в Полном собрании сочинений В. М. Пескова показал, что заголовок очерка часто состоит из двух-трех слов, в нём нередко существуют номинации с коннотацией локальности, например: Здравствуйте, Антарктика; Встречи на плотине; Где ёлка; Космос — Волка — Москва; Космические зори на Волге; Поезд идёт к полюсу; Вижу Новую Зеландию [19], Рыбалка в Африке; праздник на Кузнецком мосту; Полюсы жизни; Волки в Москве; Дитя в логове [20]. Категория пространства в заголовке очерка чётко показывает место событии и означает, что содержание очерки будет тесно связано с указанным местоположением, также привлекает внимание читателей, мотивирует их к прочтению полной статьи, чтобы узнать более подробную информацию.

Обратимся к тексту очерка «Рыбалка, десятый год» [18, с. 102], посвященному человеку. В нём автор использует описание, которое является одним из важных функционально-смысловых типов речевого изложения, его цель — «отбор конкретных признаков определяется замыслом автора» [14, с. 198].

В очерке «Рыбалка, девятый год» описывается трудолюбивый, сильный рыболов Александр Данилович Смирнов, который проработал девять лет в очень суровых природных условиях, преодолевая массу невообразимых трудностей, и установил рекорд годового улова — двадцать шесть тонн рыбы, конечно, он заслуживает того, чтобы числиться среди героев труда всего Якутского края.

Сначала обратимся к заголовку очерка «Рыбалка, девятый год», в котором эксплицирована категория времени, тесно связанная с категорией пространства. Информация о том, что рыбалка длится уже девять лет, также закладывает основу для дальнейшего описания характера персонажа.

В данном тексте очерка мы разбираем следующие номинации в поле пространства: стену от пола до потолка — на озерах — до дна — в глубоких (озерах) —возле избушки — на озере — один на один с тундрой (значит, в тундре) — жилище — у печки — тут — на работу — на озере — в тундре — к теплой избушке — на озере — в прорубь — в воде — по молодом, нетолстому льду — подо льдом — в этих краях — из Чувашии — в армии — в запас капитаном — в Новосибирском электротехническом институте — в Якутске — в тепле (значит, в помещении) — на привязи — у приборов — сюда – низовья реки Колымы — всего Якутского края — в поселковом жилье — на стенке — рядом с портретами — тут — на севере Якутии — с дальнего озеру — в посёлок — где.

Анализируя пространственные номинации, мы обнаруживаем, что данный очерк богат на пространственные маркеры. Ядром пространственного поля является озеро, так как главный герой рыбачит на озере; ближайшая периферия — жилье, в котором живет главный герой (избушка на озере). Дальнейшая — Якутский край.

В очерке В. М. Пескова объективное пространство играет ведущую роль и эксплицируется в тексте с помощью лексических и контекстных средств. Во-первых, в тексте часто используются предлоги с пространственным значением. Употребляемые вместе со словами, имеющими сему пространства, они помогают чётко показать, где произошло событие, например: на озере, в тундре, у печки, в прорубь, в воде, подо льдом, в этих краях, на стенке, в поселковом жилье, с дальнего озера, в посёлок. При помощи этих пространственных средств мы хорошо понимаем, где рыбак Александр Данилович Смирнов живёт и работает.

Во-вторых, в тексте очерка часто встречаются географические названия, которые определяют реальное пространство в современном географическом положении, например: из Чувашии, река Колыма, в Новосибирском электротехническом институте, в Якутске, на севере Якутии, употребление топонима помогает чётко и конкретно показать точки пространства на географической карте, а также отражает то, что рыбак живет в очень удаленном и суровом месте.

Кроме объективного пространства, в данном очерке существует субъективное пространство, которое отражает индивидуальное понимание каждого читателя о месте, например, в начале текста измерьте взглядом стену от пола до потолка, у каждого читателя в сознании формируется свой собственный образ этой стены; а в глубоких зимуют сиг, пелядь, рябушка, чир, у всех разное восприятие словосочетания «в глубоких (озерах)»: кто-то думает, что озеро в десять метров считается глубоком, а кто-то думает, что озеро только в пятьдесят метров можно назвать глубоком. Разумеется, при чтении очерка каждый читатель будет иметь разное понимание и восприятие пространства в очерке.

Так, в данном очерке при экспликации категории пространства используются прямые и косвенные пространственные указатели. Согласно приведённому выше анализу, мы видели, что автор часто использует прямые указатели пространства, включая пространственные предлоги и слова с пространственной семой, например: на озере, в тундре, у печки, жилище, в поселковом жилье, на севере Якутии, эти прямые пространственные указатели непосредственно отражает место, где событие произошло. Также в тексте существуют косвенные показатели, которые не прямо отражают пространственное значение, например, в урочные час, по будильнику идёт человек на работу, на основе понимания контекста, идёт человек на работу значит идёт на озеро, косвенно отражает, куда идёт герой в урочные час; семнадцать лет служил в армии, ушёл в запас капитаном, здесь не прямо показывает информации о месте, но по общему знанию мы знаем, где он служил и куда ушёл далее.

В текстах очерков В. М. Пескова одновременно существуют статическое и динамическое пространство. Автор создаёт статическую картину с помощью экзистенциальных глаголов, например: Такой толщины бывает лёд на озерах; А безветрия в тундре почти не бывает; работник — все время на привязи, все время надо быть у приборов. Также используются статические глаголов пространственного расположения, например: В начале каждой зимы вертолёт оставляет его возле избушки на озере; В поселковом жилье Александра Даниловича на стенке рядом с портретами двух дочерей висят награды; И хитроумным способом ставят подо льдом сети. Автор представляет локальную динамику с помощью глаголов перемещения, например: При сорока пяти работать можно спокойно, а выше мороз — становишься к ветру спиною и пятишься к теплой избушке; Лучшее средство в этот момент — окунуть руги в прорубь; вертолёты вывезли с дальнего озеру рыбу, рыбак вернулся в посёлок и сбрил сезонную бороду-телогрейку. В данном очерке употребление одновременно статистического и динамического пространства помогает ярко описывать жилую и рабочую среду рыбаков, и динамично показывает, как они проводят своё время в тундре, и, наконец, помогает выделить характеристики героя: трудолюбивый, оптимистический, сильный и упорный.

Анализ категории пространства помогает представить образ героя, который приобретает конкретные черты. Самохарактеристика: а я бродягаПодался сюда. И вот рыбачу девятый год, Александр Данилович в этих краях — человек пришлый, позволяет зримо увидеть образ героя — бродяги, путешественника, который не может жить спокойно, на одном месте: Работа в тепле и, как говорится, не пыльная, но, к сожалению, работник все время на привязи, все время надо быть у приборов. Очерк строится на противопоставлении спокойной жизни в тепле, но на привязи свободной, полной опасности жизни на Колыме, на севере Якутии, где царит холод: мороз бывает —55. Прямые и косвенные пространственные указатели помогают понять истоки характера героя, автор использует прием «наведенного авторитета»: Родом он из Чувашии. (Земляк космонавта Андрияна Николаева). Показательно, что использование слова космонавт также ассоциативно расширяет пространство до космического, уводит читателя за пределы планеты.

Характеризуя героя, автор использует пространственные экспликаторы местныепришлый, по типу дихотомии свой — чужой, где пришлый побеждает местных в их исконном промысле. Еще одна пространственная точка очерка — поселковое жилье, где на стенке рядом с портретами двух дочерей висят награды — значки победителя трудового соперничества и орден, полученный тут за работу на севере Якутии. Пространственные указатели помогают получить представление о ценностных предпочтениях героя: семья, дети и труд.

Герой является центром, вокруг которого строится текст. Категория пространства также связана с человеком. Пространство от самого широкого — вся страна, сужается до конкретной местности Колыма, Якутский край, затем далее — озеро, на котором рыбачит герой, и избушка, в которой он живет. Антитеза тепло (избушка) и холод (озеро) реализуется через пространственные указатели. Пространственная детализация позволяет увидеть озеро (окунуть руки в прорубь, по молодому нетолстому льду делают проруби, ставят подо льдом сети) и избушку (керосиновый фонарь освещает его жилище, однако не у печки греться поселяется тут рыболов). Далее пространство сужается до человеческого тела, одежды: под шапкой — шлем, под полушубком — свитер собачьей шерсти, на руках три пары перчаток, к каждой зиме Александр Данилович отпускает еще и бороду — «очень теплая вещь!».

Таким образам, анализ категории пространства в жанре очерка показывает, что существуют объективное и субъективное пространство, при этом именно объективное пространство чаще появляется в тексте, занимает ключевое место и играет важную роль. При экспликации категории пространства используются прямые пространственные указатели (пространственные предлоги и топоним) и косвенные пространственные указатели. В текстах очерков одновременно существуют статическое и динамическое пространство: автор создаёт статическую картину с помощью экзистенциальных глаголов и статистических глаголов пространственного расположения; автор представляет локальную динамику с помощью глаголов перемещения. Категория пространства тесно связана с категориями времени и темы, в совокупности они создают чёткое смысловое деление в соответствии авторским замыслом и помогают подробно описывать события и изображать характер героя.

References
1. Azintsev S. E. Lokal'nost' i global'nost'. Informatsionnyi aspekt [Elektronnyi resurs] // Ekonomicheskie strategii. 2012. № 14. S. 60–67. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17986620 (data obrashcheniya: 14.08.2020).
2. Bakhtin M. M. Voprosy literatury i estetiki. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1975. 502 s.
3. Bushkov R. A. Sernurskie ocherki Vasiliya Peskova [Elektronnyi resurs] // Vestnik mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 2 (17). S. 97–102. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23942566 (data obrashcheniya: 27.10.2020).
4. Gilyasev Yu. V. Kategorii khudozhestvennogo vremeni i prostranstva v tekstovoi tsitate [Elektronnyi resurs] // Vestnik leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2011. T. 1. № 1. S. 151–160. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17848904 (data obrashcheniya: 13.11.2020).
5. Gordeev Yu. A. Zhanrovye raznovidnosti sovremennogo ocherka v pechatnykh i internet-izdaniyakh [Elektronnyi resurs] // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: filologiya. Zhurnalistika. 2015. № 4. S. 117–120. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27222339 (data obrashcheniya: 14.08.2020).
6. Grekov. V. N. Prostranstvo i vremya kak svoistva publitsisticheskoi kommunikatsii (na materiale publitsistiki slavyanofilov) [Elektronnyi resurs] // Russkaya literatura i zhurnalistika v dvizhenii vremeni. 2016. № 1. S.149–170. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25591770 (data obrashcheniya: 12.11.2020).
7. Ibragimova V. L. Otrazhenie v yazyke kategorii prostranstva // Issledovaniya po semantike. 1986. S. 18–26.
8. Itskovich T. V. Kategorial'no-tekstovaya spetsifika sovremennoi pravoslavnoi propovedi. Ekaterinburg: Izdatel'skii Dom «Azhur», 2015. 150 s.
9. Itskovich T. V. Kompozitsiya zhitiya svyatykh tsarstvennykh strastoterptsev [Elektronnyi resurs] // Tserkov'. Bogoslovie. Istoriya. 2019. S. 35–41. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41189992 (data obrashcheniya: 12.11.2020).
10. Kim M. N. Osnovy tvorcheskoi deyatel'nosti zhurnalista. SPb.: Piter, 2011. 393 s.
11. Kolosov G. V. Poetika ocherka: uchebno-metodicheskoe posobie k spetskursu «Problemysovremennogo ocherka». M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1977. 77 s.
12. Kortun E. A. Kategorii «vremya» i «prostranstvo» kak odin iz sposobov interpretatsii kul'turnogo prostranstva [Elektronnyi resurs] // Science time. 2015. № 1 (13). S. 246–248. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23942566 (data obrashcheniya: 13.08.2020).
13. Malyshev A. A. Leksiko-semanticheskie sredstva peredachi zvuka v ocherkakh V.M. Peskova «Lyubov'–Kamchatka» [Elektronnyi resurs] // Medialingvistika. – 2014. – № S3. – S. 142–145. – Rezhim dostupa: – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22589252 (data obrashcheniya: 27.10.2020).
14. Matveeva T. V. Uchebnyi slovar': russkii yazyk, kul'tura rechi, stilistika, ritorika: ucheb. Posobie. M.: Flinta: Nauka, 2003. 432 s.
15. Matveeva T. V. Funktsional'nye stili v aspekte tekstovykh kategorii: Sinkhronno-sopostavitel'nyi ocherk. Sverdlovsk: Izd-vo Ural. un-ta, 1990. 172 s.
16. Moskal'skaya O. I. Grammatika teksta. M.: Vysshaya shkola, 1981. 184 s.
17. Novikova E. A. Struktura i interpretatsiya polya lokal'nosti v sovremennom russkom yazyke [Elektronnyi resurs] // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: filologiya i iskusstvovedenie. 2008. № 6. S. 16–20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12110204 (data obrashcheniya: 14.08.2020).
18. Peskov V. M. Polnoe sobranie sochinenii. T. 12. Klyuchi ot Volgi. M.: Izdatel'skii dom «Komsomol'skaya pravda», 2014 a. 160 s.
19. Peskov V. M. Polnoe sobranie sochinenii. T. 3. Rzhanaya pesnya. M.: Izdatel'skii dom «Komsomol'skaya pravda», 2014 b. 160 s.
20. Peskov V. M. Polnoe sobranie sochinenii. T. 8. Mir za nashim. M.: Izdatel'skii dom «Komsomol'skaya pravda», 2014 v. 160 s.
21. Petryakov L. D. Globalizm i lokal'nost' sovremennosti (v aspekte rechevogo obshcheniya) [Elektronnyi resurs] // Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P. G. Demidova. Seriya: gumanitarnye nauki. 2009. № 2 (8). S. 58–62. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12864771 (data obrashcheniya: 14.08.2020).
22. Poznin V. F. Khudozhestvennoe prostranstvo i vremya v ekrannom khronotope [Elektronnyi resurs] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iskusstvovedenie. 2019. T. 9. № 1. S. 93–109. URL: https://artsjournal.spbu.ru/article/view/4861/4274 (data obrashcheniya: 13.11.2020).
23. Stilisticheskii entsiklopedicheskii slovar' russkogo yazyka / pod red. M.N. Kozhinoi; chleny redkollegii: E. A Bazhenova, M. P. Kotyurova, A. P. Skovorodnikov. M.: Flinta: Nauka, 2006. 696 s.
24. Tertychnyi A. A. Zhanry periodicheskoi pechati: ucheb. Posobie. M.: Aspekt Press, 2002. 320 s.
25. Ukueva B. K., Zhusueva B. K. Kharakteristika i razdelenie khudozhestvennykh ocherkov na strukturno-tipologicheskie tipy [Elektronnyi resurs] // Obrazovanie i nauka v sovremennykh usloviyakh. 2016. № 2-2 (7). S. 138–141. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26148453 (data obrashcheniya: 24.10.2020).
26. Fedoseeva L. N. Kategoriya lokal'nosti v russkoi yazykovoi kartine mira [Elektronnyi resurs] // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2010. № 6 (50). S. 66–69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15255234 (data obrashcheniya: 14.08.2020).
27. Funikova S. V. Khronotop v poetike ocherkov «Zapiski okhotnika» I. S. Turgeneva i «Gubernskie ocherki» M. E. Saltykova-shchedrina [Elektronnyi resurs] // Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. № 1. S. 101–107. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12330741 (data obrashcheniya: 14.08.2020).
28. Shcheglova E. A. Stilisticheskie osobennosti putevykh ocherkov V.M. Peskova «Puteshestvie s molodym mesyatsem» kak polikodovogo teksta [Elektronnyi resurs] // Mediaskop. 2017. № 3. S. 2–11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30508164 (data obrashcheniya: 24.11.2020).
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.