Статья 'Цвет в визуальных репрезентациях пандемии коронавируса COVID-19: контент-анализ сообщений русскоязычных электронных СМИ ' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial collegium
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Sociodynamics
Reference:

Color in visual representations of COVID-19 pandemic: content analysis of publications in the Russian-language digital mass media

Griber Yuliya Alexandrovna

Doctor of Cultural Studies

Professor, Director of Color Laboratory at Smolensk State University

214000, Russia, Smolensk region, Smolensk, Przhevalskogo str., 4

y.griber@gmail.com
Other publications by this author
 

 
Suchova Elena Evgenjevna

PhD in Sociology

Dean of the faculty of Sociology at Smolensk State University

214000, Russia, g. Smolensk, ul. Przheval'skogo, 4

elena-suchova@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-7144.2020.5.32989

Received:

25-05-2020


Published:

04-06-2020


Abstract: The goal of this article consists in presenting the results on analysis of visual representations of COVID-19 pandemic in the Russian-language digital mass media from the perspective of the functions of color, its correlation with the theme, frequency of dominant shade of images and its dynamics. Publications in the digital mass media for the period from February to May 2020 related to topic of Coronavirus became the material for this research. The time framework captured the period of 100 days, since January 31, when the first case of coronavirus was confirmed in Russia. The author applied multi-stage cluster strategy; the material was sorted into clusters using the search function by the dominant color of Google. The search was conducted by 12 key colors: 9 chromatic (red, orange, yellow, green, blue, dark blue, purple, pink, and brown), and 3 achromatic (white, grey, and black). For each main color, the research database included first 100 articles. The study was carried out using the method of content analysis. Statistical analysis demonstrated that color of the image correlates with the theme of information text, given overall assessment of the situation and its development prospects. The dominant form of visual representation of COVID-19 pandemic in the Russian-language mass media is depiction of the source of coronavirus infection, which presented in the online publications in all main colors, except two achromatic – white and grey. The dynamics of color representation of coronavirus is associated with the important events for development of the situation. Coincidence and changeability of the color image of coronavirus reflects high level of social anxiety, which is supported and aggravated by publication on the uncertain nature of the virus and course of the disease caused by it. The author sees solution of the problem in reserving the grey color common to the visual image of coronavirus. In this case, the color would correspond with the scientific reality (since there is no color without the light), and the image of coronavirus, purified from the aggressive color, would become less threatening and virulent.


Keywords:

color, color communication, visual representation, visual culture, content analysis, electronic media, pandemic disease, coronavirus, COVID-19, color categorization

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение

Трудно представить себе современные новостные сюжеты или коммуникацию в социальных сетях без визуального компонента [1]. Процесс «визуальной индустриализации» [2] и вызванные им «визуальный переворот» и «глобализация визуального» [3, c. 4] привели к появлению новой, «визуальной» модели субъективности [3, c. 10], в которой полностью изменился характер репрезентации: из сферы художественного визуальные образы перешли в разряд прагматики.

В современных средствах массовой информации визуальный материал не дополняет вербальный текст в качестве иллюстрации новостей, а выполняет самостоятельные функции, играя важную роль в конструировании социальных практик. СМИ используют изображения, чтобы привлечь и удерживать внимание, для убеждения аудитории и даже в качестве способа изменить существующее поведение и привычки. Это особенно касается информации, связанной безопасностью, благотворительностью и здоровьем [4].

Исследования показывают, что визуальные образы описываемых событий вселяют в людей гораздо больше страха, чем та информация, которую они получают непосредственно из текста (см., напр.: [5]). При этом сюжет визуального сообщения меняет степень его убедительности гораздо в меньшей степени (см., напр.: [6]), чем цвет, который способен заметно изменить впечатление и оценку читателем представленной информации [7], повлиять на его привычки и принимаемые решения [8–10].

В этом смысле цвет визуальных репрезентаций открывает массу новых возможностей для интерпретации социальной реальности, поскольку из разряда простого способа отражения действительности, переходит в разряд специфической среды, передающей и создающей новое знание (см., напр.: [11; 12]).

Цель статьи заключается в том, чтобы представить результаты анализа визуальных репрезентаций пандемии коронавируса COVID-19 в русскоязычных электронных СМИ с точки зрения функций цвета, его связи с сюжетом, частотности доминирующего тона изображений и ее динамики.

Метод

Материалом исследования стали связанные с коронавирусом публикации в электронных СМИ, вышедшие на русском языке в феврале – мае 2020 года. Временные рамки исследования охватили 100 дней, начиная с 31 января 2020 года, когда по сообщению официальных источников [13], в России был зафиксирован первый случай заболевания.

Исследование проводилось методом контент-анализа, суть которого заключается в переводе качественной информации, содержащейся в однородных документах за определенный период времени, в количественную на основе подобранных специальным образом показателей [14].

Отбор единиц исследования (N=1200) осуществлялся с использованием многоступенчатой кластерной стратегии. Сначала с помощью фильтров Google поиска из всей совокупности текстов отбирались сообщения русскоязычных электронных СМИ, затрагивающие широкий круг вопросов, связанных с распространением заболевания, вызванного коронавирусом COVID-19. Далее, все статьи были разделены по цвету содержавшегося в них главного изображения на кластеры. Для сортировки использовалась функция поиска по доминирующему цвету Google. Поиск осуществлялся по 12 основным цветам: девяти хроматическим (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый) и трем ахроматическим (белый, серый, черный) (см. подр.: [15]). В результате массив сортировался по наиболее часто встречающимся цветам, а изображения располагались в порядке возрастания цвета и количества точек с данным цветом. В кластерах отбор документов осуществлялся методом сплошной выборки. Для каждого основного цвета в базу данных исследования включались первые 100 статей.

Фиксировалась частота внимания к исследуемой теме по специально разработанным для данного исследования категориям анализа. Единицей анализа и счета являлась одна статья, посвященная коронавирусной проблематике.

Результаты исследования

Статистический анализ собранных данных показал, что цвет изображения коррелирует с темой информационного сообщения, представленной в нем общей оценкой ситуации и оценкой перспектив ее развития.

Влияние коронавируса на организм чаще всего поддерживалось красным или желтым цветом изображения, деятельность системы здравоохранения – голубым, предпринимаемые меры – белым. Сообщения, связанные с экономикой, как правило, сопровождались рисунком с доминирующим красным, желтым или оранжевым цветом. Политические сообщения чаще всего содержали изображения в сдержанных коричневых тонах. Мнение экспертов сопровождали изображения, в которых доминировали зеленый, синий, голубой (рис. 1).

(1) Влияние коронавируса на организм

(2) Деятельность системы здравоохранения

(3) Предпринимаемые меры

(4) Экономика

(5) Политика

(6) Экспертная оценка

Рис. 1. Корреляция цвета с темой информационного сообщения

Позитивная оценка чаще всего поддерживалась цветами теплой части спектра – красным и желтым; негативная – темными коричневым и серым. Сбалансированная оценка, которая включала анализ как положительных, так и отрицательных моментов в решении связанных с распространением инфекции проблем, отчетливо коррелировала с оранжевым цветом (рис. 2).

Перспективы развития ситуации имели совершенно другие цветовые маркеры. Улучшение обстановки в большинстве случаев содержало изображение с серым или синим доминирующим цветом, ухудшение обозначалось коричневым, а сохранение стабильности ситуации – желтым или голубым (рис. 3).

Рис. 2. Корреляция цвета с общей оценкой ситуации

Рис. 3. Корреляция цвета с оценкой перспектив развития ситуации

Исследование показало, что доминирующей формой визуальной репрезентации пандемии коронавирусной инфекции в русскоязычных электронных СМИ является изображение источника инфекции – вируса COVID-19. Почти треть (31,34%) всех размещенных в электронных СМИ текстов содержат рисунок именно с таким сюжетом. Другие, менее популярные, репрезентации представляют врачей в спецкостюмах (20,26%), людей в защитных масках (14,27%), карты распространения инфекции (10,91%), шприцы и пробирки (9,11%).

Визуальный образ коронавируса, который за последние месяцы стал хорошо узнаваемым, практически во всех случаях представлял собой шар с острыми шипами, присосками или выступающими, похожими на бородавки, наростами, плывущий или парящий в непрозрачной среде. Отметим, что сферическая форма коронавируса и его особая структура с торчащими усиками достаточно точно соответствуют действительности (см., напр.: [16]). Примерно так вирус COVID-19 и выглядит на изображениях, полученных с помощью электронных микроскопов (рис. 4).

Рис. 4. Изображение коронавируса, полученное с помощью электронного микроскопа [16]

В он-лайн публикациях на русском языке, за редким исключением, вирус окрашен. При этом несмотря на узнаваемость и повторяемость формы, по каким-то причинам за ней не закрепился определенный цвет и у нее не развился узнаваемый цветовой образ. Вирус COVOD-19 представлен во всех основных цветах, за исключением двух – ахроматических белого и серого, которые за время исследования встретились всего несколько раз (рис. 5).

Рис. 5. Цветовой тон вируса

Доминирующие цвета изображений – черный (23%) и красный (13%).

Красный является распространенным цветом для обозначения коронавируса не только в российских электронных СМИ, но и за рубежом (рис. 6), где вирус COVID-19 чаще всего изображается полностью красным, с красными шипами или с насыщенно-красным ядром и более светлыми тонкими усиками и элементами (см., напр.: [16]).

Воздействие красного цвета в контексте восприятия информации изучено гораздо лучше других цветов и оттенков. Исследование показывают, что добавление изображений красного цвета к тексту новости способно заметно изменить впечатление и оценку представленной информации читателем [7], повлиять на выбор им стратегии поведения [10] и даже на принятие жизненно важных решений [8; 9].

Рис. 6. Красный коронавирус. Фото: BBC

Черный цвет (рис. 7) чаще всего используется для обозначения фона – пространства, в котором находится вирус. Сам вирус при этом, как правило, изображается полностью серым, серым с красными шипами, красным или оранжевым с серыми шипами, или однотонным – оранжевым, красным, синим, зеленым, фиолетовым. Черный фон изображения выбирается намеренно. Его задача – создать максимальный контраст, способный разрушить впечатление устойчивости и вызвать «иррациональное беспокойство» [17].

Рис. 7. Компьютерная модель коронавируса. Фото: Getty Images

Интересно, что термины для обозначения двух цветов, доминирующих в изображении коронавируса по результатам нашего исследования, черного и красного, первыми появляются в различных языках мира [15] и в разных языках являются наиболее частотными [18]. Анализ динамики частотности цветонаименований русского языка за последние два столетия [18] показывает удивительное совпадение динамики частот красного и черного цвета (их когерентность), заметное уменьшение частоты серого и фиолетового цветов и, наоборот, рост частоты зеленого, который занял одну из лидирующих позиций и в нашем рейтинге популярности.

Обращает на себя внимание и то, какой именно для окрашивания вируса выбирается оттенок. Во многих изображениях используются сложные, «ломаные» цвета, которые заметно отличаются от чистых оттенков по своему воздействию (см., напр.: [19]). Как справедливо замечает в своей статье С. Вивинг, чаще всего это не просто красный, а «жуткий красный», не просто зеленый, а «неприятный зеленый» [20].

В большинстве случаев вирус изображается плавающим в плотной, непрозрачной, часто темной, субстанции. Цветовая композиция строится на разных видах контраста, которые во многих случаях используются в комбинации друг с другом. Достаточно часто используется контраст по светлоте, реже – контраст по насыщенности и площади цветов. Часто фигура и фон не противопоставлены друг другу по тону, и вирус изображается в той же цветовой гамме, что и пространство, в котором он находится.

Если проследить динамику цветовой репрезентации коронавируса, обращают на себя внимание резкие всплески частоты, которые приходятся на 12 и 16–20 недели 2020 года (рис. 8). Сопоставив даты цветовых всплесков с событиями, обнаружим, что первый пик, особенно выраженный для красного цвета, приходится на 16–22 марта 2020 года – время, когда был создан специальный координационный совет для борьбы с распространением в стране коронавирусной инфекции, в регионах введен особых режим, в Москве, а потом и по всей стране отменено проведение массовых мероприятий, закрыты школы, непродовольственные магазины и многие предприятия (см., напр.: [21; 22]). Второй, чуть менее слабый пик красного цвета приходится на период с 13 по 19 апреля, который по заявлениям властей, должен был стать определяющим в борьбе с коронавирусом и включал введение цифровых пропусков для движения по Москве и Подмосковью (см.., напр.: [23; 24]), а также обсуждение пакета законопроектов о помощи гражданам, бизнесу и отдельным отраслям экономики (см., напр.: [25; 26]).

Всплеск частоты зеленого и желтого цвета, зафиксированный в период с 20 по 27 апреля, по всей видимости, отразил главное содержание новостей недели о том, что правительству удалось стабилизировать ситуацию и сдержать темпы распространения коронавируса в России (см., напр.: [27]). Сине-голубая волна, которая пришлась на период с 27 апреля по 3 мая, скорее всего, связана со смещением фокуса внимания связанных с коронавирусом сообщений на успешные практики дистанционной работы и обучения, внедрение технологий веб-конференций и искусственного интеллекта (см., напр.: [28]).

Рис. 8. Динамика частотности основных цветов

Обсуждение и выводы

В целом, проведенный анализ позволяет сделать ряд выводов, важных для понимания специфики визуальной репрезентации пандемии коронавируса COVID-19 в русскоязычных электронных СМИ с точки зрения функций цвета, его связи с сюжетом, частотности основного тона изображений и ее динамики.

Во-первых, доминирующей формой визуальной репрезентации пандемии коронавирусной инфекции в русскоязычных электронных СМИ оказалось изображение источника инфекции – вируса COVID-19. Обобщение предыдущего опыта показывает, что до этого образ вируса практически никогда не становился основным знаковым сюжетом инфекции. Гораздо чаще в этих целях использовались образы людей. Так, во время распространения Эболы в 1995 году в качестве визуального образа инфекции была выбрана группа западных экспертов-медиков, которые, работая в африканских деревнях в герметично закрытых костюмах, выглядели как герои-астронавты, которые успешно выполняли свою миссию в опасном открытом космосе [4]. Визуальным образом СПИДа стали истощенные тела заболевших людей, чаще всего молодых мужчин [29].

В случае с коронавирусом COVID-19 визуальной репрезентацией инфекции не стали люди сразу по нескольким возможным причинам. Прежде всего, это могло произойти потому, что такая форма была уже «занята» другим содержанием – самые яркие образы с людьми в защитных костюмах и заболевшими использовались раньше и закрепились в культуре как символ других болезней. Еще одной возможной причиной может быть смена эмоционального тона визуального убеждения (см. подр.: [30]). В случае с коронавирусом COVID-19 задача визуальных сообщений заключалась не в том, чтобы вызвать отвращение (как в случае со СПИДом) или сострадание и даже гордость (как в случае с Эболой). Теперь, когда опасность оказалась совсем близко и приобрела огромный масштаб, изображения должны были помочь удерживать пристальное внимание читателя, вызывать у него заинтересованность и обеспокоенность происходящим. Кроме того, сменилось поколение. А, как известно, сигналы СМИ появляются в соответствии с существующими в обществе идеями [4].

Во-вторых, поскольку естественные серые изображения бесформенных пятен вряд ли способны были создать убедительный и эмоциональный медиа контент, важную роль в визуализации вируса сыграл его цвет.

Цветовой образ коронавируса можно считать ярким примером «неестественной визуализации» [31] – ситуации, когда изображение довольно далеко отходит от реальной действительности, становится несоизмеримым с тем, что оно репрезентирует. По справедливому замечанию Дж. Элкинса, подобные изображения часто являются бесполезными с научной точки зрения, потому что их нельзя использовать, чтобы исчислять, предсказывать или моделировать какой-либо феномен [31, c. 150]. Бесполезное с научной точки зрения изображение не может служить в качестве средства для запоминания или подсказкой для размышлений и часто выполняет чисто риторическую функцию. Его задача – убедить читателя в истинности теории [31, c. 153]. Ведь многие сложные и запутанные факты становятся простыми и очевидными, когда их показывают. Такие изображения могут быть никак не связаны с настоящим объектом количественно, и часто искажают его реальные пропорции и структуру или цвет.

В случае с коронавирусом мы имеет дело с изображением цвета объекта, который по своей природе цвета не имеет. Ведь для восприятия цвета нужен свет. Световые волны отражаются от поверхности объекта и попадают в наши глаза (см. подр.: [32]). Но когда объект очень маленький, свет перестает быть важным условием восприятия. Объекты, которые можно разглядеть только в электронный микроскоп, становятся видимыми благодаря электронам, которые намного меньше, чем частицы света. Такой способ дает возможность увидеть форму, структуру и даже текстуру вирусов, но так как в этом процессе нет света, нет и цвета (см., напр.: [33; 34]).

Появление так называемых «цветных» изображений электронных микроскопов, которое стало возможным благодаря недавним разработкам [35], дало возможность ученым «раскрашивать» изначально серые изображения вирусов, чтобы лучше показывать их структуру, выделяя в ней детали и привлекая с помощью цвета внимание к отдельным элементам; однако выбор цвета в этом случае был произвольным, и один и тот же визуальный образ вируса в результате приобретал самые разные цветовые вариации, от желтых и оранжевых до синих и фиолетовых.

Таким образом изображения вирусов, бесцветные с точки зрения научной достоверности, оказались удобной формой визуальной репрезентации, поскольку работали как художественный образ и быстро наполнялись воображаемыми элементами и впечатлениями фотохудожников, которые, с точки зрения цвета, никакого отношения не имеют к действительности. В этом случае культура могла выстраивать свои границы применения цвета в визуализации, определяя визуальные нормы, девиации и табу.

В-третьих, подтверждая гипотезу В.Д. Соловьева и его коллег о том, что цвет является «социально чувствительной категорией» и чутко реагирует на социокультурную ситуацию [18], проведенный нами анализ динамики цветовой репрезентации коронавируса показывает, что более частое использование определенного цвета связано с важными для развития ситуации событиями. Разного рода социальные потрясения в обществе провоцируют использование отдельных цветовых категорий, как бы «раскрашивая» картину мира, делая динамику основных цветов хорошим предиктором изменений настроений в обществе.

Цветовые трансформации и постоянное «переодевание» вируса, которое мы обнаружили, случайность и изменчивость его цветового образа, по всей видимости, отражают высокую тревожность общества, которая поддерживается и нагнетается сообщениями о неопределённой природе вируса и течении вызываемой им болезни. Решением проблемы могло бы стать закрепление за визуальным образом коронавируса свойственного ему серого цвета (см., подр.: [20]). В этом случае цвет соответствовал бы научной действительности (ведь цвета нет без света), а образ коронавируса, очищенный от агрессивного цвета, стал бы намного менее угрожающим и враждебным.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.