Статья ' Типологические и формально-содержательные особенности периодической печати Союзов учащейся молодежи Дальнего Востока России 1900–1922 гг. ' - журнал 'Litera' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Litera
Reference:

Typological and formal-informative peculiarities of periodical press of the Student Youth Unions of the Russian Far East (1900-1922)

Babkina Ekaterina Sergeevna

Doctor of Philology

Professor, the department of Journalism, Pacific National University

680030, Russia, Khabarovskii krai, g. Khabarovsk, ul. Ul. Sheronova, 52, kv. 52

gussinda@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8698.2020.2.31385

Received:

17-11-2019


Published:

13-04-2020


Abstract: The goal of this article consists in examination of periodical press issued by the Student Youth Unions of the Russian Far East in the early XX century. Based on the publications of archival printed sources, the author explores the conditions of creation, typological and informative peculiarities of the periodicals in the context of political-economic and sociocultural situation of the 1900-1922. The geography of the current research spreads to the entire Far East. Taking into account the historical context, the boundaries of the conducted research were extended to Zabaykalsky Krai – region that is historically referred to the Russian Far East, and zone of the Chinese Eastern Railway – Northeast China. The research is philological in its essence, leans on the interdisciplinary approach and synthesizes the knowledge of different sciences: literary studies, theory and history of journalism, and culturology. The scientific novelty consists in attraction of the new factual evidence – publication of periodical press that have not previously been the subject of analysis among the Russian and foreign scholars. The new approach in studying Russian journalism of the early XX century became the research of the general patterns of development, as well as peculiarities of functioning of the separate periodicals issued by the Student Youth Unions of the Russian Far East.


Keywords:

periodical press, youth, Union, Far East, typology, student, journalism, formal and content features, newspaper, log

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

В условиях социально-экономических и мировоззренческих проблем текущего времени значимым является осознание того факта, что формирование аксиологического наполнения детского чтения становится общенациональной проблемой. Духовное возрождение страны во многом зависит от той системы ценностей, эстетической и нравственной культуры, которую транслируют средства массовой информации, выступающие мощным инструментом социализации личности. В построении эффективных современных моделей молодежных и детских периодических изданий будет ценным и уместным учесть исторический опыт журналистики для детей и молодежи Дальнего Востока России начала XX столетия.

География настоящего исследования распространяется на весь Дальний Восток России. С учетом исторического контекста границы проводимого исследования были расширены до Забайкалья – региона, исторически относящегося к Дальнему Востоку России, и зоны Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) – Северо-Восточного Китая, где в изучаемый период проживало около 250 000 [1, с. 127] россиян.

Хронологические рамки исследования охватывают 1900 – 1922 гг. – период объективно сложный и неоднозначный в истории России в целом и Дальнего Востока в частности: Первая русская революция 1905 г., активная антиправительственная пропаганда 1906 – 1907 гг., Первая мировая война 1914 – 1918 гг., Февральская и Октябрьская революции 1917 г., интервенция, возникновение Дальневосточной республики (ДВР), затяжной характер установления в регионе советской власти. Своеобразие политико-экономической и социокультурной ситуации нашло отражение в типологических и формально-содержательных особенностях периодической печати для детей и молодежи Дальнего Востока России.

Материалом исследования послужили периодические издания для подрастающего поколения, выходившие на Дальнем Востоке России в 1900–1922 гг., в том числе газеты и журналы, ранее не являвшиеся предметом научного изучения, в настоящее время составляющие фонд печатных изданий научно-справочной библиотеки Государственного архива Хабаровского края, Дальневосточной государственной научной библиотеки (г. Хабаровск), Государственного архива Приморского края, Приморской краевой публичной библиотеки им. А. М. Горького, Российского государственного исторического архив Дальнего Востока (г. Владивосток), Государственного архива Читинской обрасти (г. Чита), Государственного архива Российской Федерации, Российской государственной библиотеки (г. Москва), Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург).

В качестве основных методов исследования были использованы общенаучные методы: сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, синхронический, структурно-типологический, описательный. Использовались элементы диахронического метода, системного анализа.

Изучению истории возникновения и функционирования периодической печати на Дальнем Востоке были посвящены исследования М. И. Алексеенко [1, 2], М. А. Гринкруга и В. К. Григоровой [12], Т. В. Прудкогляд [23], В. И. Ремизовского [24], И. Г. Стрюченко [25], О. П. Федирко [28] и др. Фрагментарные сведения по истории периодической печати для детей и молодежи Дальнего Востока содержат немногочисленные библиографические обзоры и указатели, библиотечные каталоги. Вместе с тем в истории отечественной региональной журналистики многое до сих пор является неисследованным. В частности, в полной мере неизученной остается история возникновения и функционирования периодической печати союзов учащейся молодежи Дальнего Востока России первых десятилетий XX столетия.

Научная новизна работы заключается в привлечении нового фактического материала – публикаций периодических изданий, ранее не являвшихся предметом анализа отечественных и зарубежных ученых. Новым подходом в изучении отечественной журналистики Дальнего Востока первых десятилетий XX столетия стало исследование как общих закономерностей развития, так и особенностей функционирования отдельных периодических изданий, выпускаемых Союзами учащейся молодежи.

В конце ХIХ в. по численности населения Дальний Восток России был самым малонаселенным районом с низким культурным и образовательным уровнем. Освоение и развитие региона, заселенного в основном крестьянами, духовенством, чиновниками, офицерами и купцами, проходило медленно и неравномерно: южная и центральная части опережали северные районы по уровню экономического и культурного развития. Коренной перелом в развитии российской окраины наступил в 1880-х – начале 1890-х гг., когда Дальний Восток получил устойчивую морскую связь с европейской частью страны, началось строительство Великого Сибирского Пути – Транссибирской железнодорожной магистрали, обусловившее рост городов, усилилось переселенческое движение, а среди населения увеличилась прослойка интеллигенции.

В сравнительно короткий срок (с середины 1890-х гг. по 1900 г.) на российском Дальнем Востоке сформировалась развитая система периодической печати, способная удовлетворить возрастающие культурные и информационные потребности широких слоев населения края.

Несколько позднее прессы, адресованной взрослому читателю, в регионе появились молодежные издания. Возникновение периодической печати для детей и молодежи на Дальнем Востоке России историки относят к 1901 – 1905 гг. [2, с. 5]. Довольно быстро однодневные, разовые, прерывавшиеся выпуски рукописных и гектографированных бюллетеней, детско-юношеских страничек оформились в самостоятельные машинописные издания, и уже к 1920-м гг. в регионе была сформирована развернутая система молодежной печати.

Периодическая печать Союзов учащейся молодежи Дальнего Востока прошла в своем развитии несколько этапов.

Становление детско-юношеской периодики началось в наиболее развитой части Дальневосточного региона – Благовещенске и Владивостоке. На волне пассионарного взрыва школьной журналистики [5, с. 40], следуя практике лучших учебных заведений Российской империи, продолжая традиции отечественной периодики XVIII – XIX в. в образовательных и общественных учреждениях Дальнего Востока активно функционировали различные молодежные кружки и союзы, издававшие свои печатные органы (зачастую самиздат). Выпуск ученических (школьных, гимназических, университетских) изданий курировался педагогическим составом и / или родительским комитетом образовательных учреждений.

В библиографии молодежной печати, составленной М. И. Алексеенко, указано, что первым изданием учащейся молодежи на Дальнем Востоке стал общеученический журнал «Всходы», выходивший в Благовещенске в 1903–1904 гг. [2, с. 34]. Однако создать представление о своеобразии тематики и проблематики составлявших его публикаций не представляется возможным – издание не сохранилось до наших дней.

Революционные события 1905 – 1907 гг., антиправительственная агитация, пропаганда анархизма и социально-демократических идей в регионе нашли живой эмоциональный отклик у дальневосточной молодежи, пробудили в ней жажду политических знаний и политических действий. Так, издававшееся в 1905 – 1906 гг. в благовещенской духовной семинарии рукописное издание «Наш журнал» выражало протест царскому режиму, выступало против казенной муштры в обучении и под видом литературных упражнений помещало пылкие статьи и воззвания к молодежи с призывами бороться с самодержавием [21, с. 1-4].

Рукописный журнал «Восход» – издание учащихся владивостокской мужской гимназии, выходивший в 1907 г., выступал в защиту восставших 17 октября 1907 г. четырех экипажей миноносцев «Скорый», «Сердитый», «Бодрый» и «Тревожный», поднявших на кораблях красный флаг, против объявления в городе осадного положения, казенщины в обучении и бюрократических порядков в учебном заведении [6, с. 4,6]. Всего вышло два номера журнала.

Зачастую антиправительственная пропаганда вынуждала Союзы учащихся выпускать периодику в условиях строгой конспирации. Социально-демократический журнал «Искры» (1905 – 1906) – издание кружка гимназистов старших классов г. Благовещенска [16] – в условиях Первой русской революции выходил тиражом в 2000 экземпляров сначала нелегально, в октябре-декабре 1905 г. – открыто, с января 1906 г. – вновь нелегально [3, с. 37].

Однако после наступления реакции от поражения Первой русской революции под влиянием цензуры ученические издания вынужденно отошли от политики; антимонархические призывы исчезли со страниц дальневосточной периодики. Так, издававшиеся в 1908 – 1912 гг. в гимназиях и семинариях Благовещенска рукописные журналы «Проблески» (1908), «Юности зерцало» (1911–1912), юмористическая газета «Перекат» (1912), сосредоточили свое внимание на развитии интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формировании их эстетического и литературного вкуса.

На страницах выходившего в 1913 г. во владивостокской мужской гимназии рукописного журнала «Мысль» начинающие авторы имели возможность публиковали рассказы, стихи, басни, публицистические и юмористически статьи о школьной жизни и пр. Издание ставило своей целью «Объединить всех в единую группу стремящихся к саморазвитию и нравственной жизни, приучать к самостоятельной литературной деятельности, умению выражать свои мысли и чувства» [20, с. 4].

В годы Первой мировой войны в связи со сложной социокультурной обстановкой, экономической и политической нестабильностью, ростом военной деятельности в регионе и реакционным усилением цензуры публикационная активность учащихся заметно снизилась. В период с 1914 г. по 1916 г. на Дальнем Востоке России не вышло ни одного издания ученических объединений.

Вместе с тем в другом дальневосточном регионе – на территории отчуждения Китайско-Восточной железной дороги (Китай, Маньчжурия) –публикационная активность объединений учащейся молодежи оставалась довольно высокой. Русскоязычная ученическая пресса в Харбине началась с журнала-еженедельника «Школьные отголоски», издававшегося в 1907 г. в Харбине при сотрудничестве учеников V и VII классов мужского и женского коммерческих училищ. К 1915 – 1916 гг. учащиеся гимназии В. Л. Андерса и Г. П. Рофаста уже выпускали такие журналы, как «Звонок» (915), «Рефератный вестник» (1916), «Друг гимназиста» (1916), «Друг учащихся» (1916), «Гимназист» (1916) [4, с. 123].

Географическая удаленность КВЖД от центра военных действий Первой мировой и политических противостояний центральной России, и, вместе с тем, усиление российского военного присутствия в Маньчжурии на фоне продолжающегося военного конфликта с Японией, приверженность «русского» Китая российской монархической государственности (в отличие от официальной либеральной многопартийности Дальнего Востока России) обусловили типологическое своеобразие, наложили отпечаток на содержательное наполнение ученической прессы, издававшейся в полосе отчуждения. Русское юношество в Маньчжурии в меньшей степени было подвержено революционным настроениям, поэтому среди молодежной прессы преобладали монархические издания, а содержание аполитичных газет и журналов составляли статьи патриотического, религиозного содержания, тексты художественной литературы, задания и игры развивающего характера [4, с. 123].

Февральская революция 1917 г. подняла к активной общественной жизни широкие слои населения и создала условия для формирования качественно новой молодежной периодики. В первые месяцы революционных потрясений в работе дальневосточных Союзов учащейся молодежи происходят значительные преобразования: участники ранее автономных творческих объединений (ученических Союзов школ, гимназий, университетов) объединяются в единый масштабный Союз нескольких (а зачастую и всех) учебных учреждений города. С февраля 1917 г. объединенные Союзы учащейся молодежи («Детское общество», «Трибуна молодежи», «Кружок самообразования», «Союз учащихся города Хабаровска», «Юношеский союз», «Союз учащихся» и др.) создаются во всех дальневосточных городах – Владивостоке, Чите, Никольск-Уссурийске, Благовещенске, Николаевске-на-Амуре, на линии Китайско-Восточной железной дороги в Харбине и др. Влияние педагогического состава на Союзы учащихся заметно ослабевает, руководство творческими объединениями обучающихся начинает осуществлять сама молодежь.

В целом задачи Союзов учащихся Дальнего Востока дооктябрьского периода сводились к следующему: путем просвещения бороться за лучшую жизнь в границах завоеванной свободы. Характерно, что издательская активность Союзов учащихся в этот период была невелика. Основное внимание было сосредоточено на кружковой / клубной работе: учащиеся проводили литературные вечера, ставили спектакли, пропагандируя классовый мир между богатыми и бедными, призывая к продолжению Первой мировой войны до победного конца [22, с. 3]; в свободное время занимались повышением своего образовательного уровня.

Толчок развитию публикационной инициативы объединений учащихся дала Октябрьская революция. В 1917 – 1919 гг. на территории Дальнего Востока один за другим начинают выходить газеты и журналы «Вестник учащихся» (Владивосток, 1917), «Муравейник» (Владивосток, 1917), «Пробуждение» (Владивосток, 1918–1919), «Юные годы» (Владивосток, 1917), «Голос учащихся» (Владивосток, 1917–1918), «Заря» (Владивосток, 1918–1919) «Осколки» (Никольск-Уссурийский, 1917), «Голос учащихся» (Никольск-Уссурийский, 1918), «Приамурский школьный листок» (Хабаровск, 1917), «Мысли учащихся» (Хабаровск, 1917), «Голос учащихся» (Хабаровск, 1918), «Воссиявшая звезда» (Благовещенск, 1918), «Голос реалиста» (Благовещенск, 1917), «Голос учащихся» (Харбин, 1917 – 1919), «Друг учащихся» (Харбин, 1917), «Возрождение. Журнал учащихся» (Харбин, 1919) и др.

Отличительной особенностью периодики Союзов учащейся молодежи Дальнего Востока послеоктябрьского периода стала недолговечность выпуска и размытость издательских характеристик (формат, тираж, периодичность выпуска и пр.), сложность типологизации ряда изданий. Среди причин непродолжительного существования изданий можно назвать ограничения, которые накладывал сам учебный процесс, постоянное движение состава учащихся, проблемы финансового характера, а также динамичность изменений внешне- и внутриполитической жизни региона. Что касается издательских характеристик прессы, что зачастую между ученическими газетами и журналами разницы в формате не существовало. Издания выходили в масштабе А-2 на 2 – 4, реже – на 8 – 12 страницах. Большинство редакций не указывало в выходных данных размер тиража. Не было существенной разницы между газетами и журналами и в подборе материалов. В сущности, журналы представляли собой те же газеты, только изданные в форме книжек.

Размытость издательских характеристик молодежных изданий указанного периода во многом объясняется неопределенностью и переменчивостью идейной позиции, неустойчивостью психологических установок молодежи в динамичную эпоху масштабных политических преобразований. Сложность и противоречивость идеологического самоопределения и политической рефлексии юных дальневосточников отражает история газеты «Трибуна молодежи». Газета начала издаваться 19 октября 1917 г в административном центре Приморской области. Издание выпускалось «Союзом молодежи города Владивостока» на средства членов объединения в типографии большевистской газеты «Красное знамя». Организаторами и редакторами ее были А. Цапурин и В. Доманевский. В «Воззвании к молодежи», ставшим программным заявлением редакции, отмечалось, что основной задачей печатного органа является объединение, сплочение для борьбы за свободу и счастье подрастающего поколения [26, с. 1].

Часть руководителей и членов «Союза молодежи города Владивостока» отстаивали принцип беспартийности молодежных организаций, их организационную и идейную обособленность: «Наша организация, – писал один из руководителей союза А. Цапурин, – не имеет никаких партийных рамок, и мы против разбивки и сортировки на какие бы то ни было партии» [26, с. 3].

Вместе с тем другая часть Союза стояла на позициях революции. В статьях и заметках «Трибуны молодежи» они призывали «вести упорную борьбу за охрану детского труда, отмену ночной и сверхурочной работы для всех подростков», «за освобождение всех угнетенных и порабощенных» [27, с. 2]. 25 декабря 1917 г. вышел второй номер газеты «Трибуна молодежи», который оповестил общественность о вопросах, обсуждаемых на III краевом съезде Советов Советской власти на территории всего Дальнего Востока, и принятых на нем решениях.

Внутренние противоречия, существовавшие во владивостокском Союзе, вскоре привели к его расколу. Анархистски настроенная часть коллектива создала «Союз молодых анархистов» и в феврале 1918 г. выпустила самостоятельную газету «Молодой бунтарь», в которой отстаивала мысль, что «анархия может превратить Россию в страну свободы и счастья, ибо только анархия является матерью порядка» [18, с. 2].

В противовес «Молодому бунтарю» революционная часть владивостокского Союза к годовщине февральской революции в марте 1918 г. выпустила третий номер газеты «Трибуны молодежи». Факт выхода двух различных газет, представители которых состояли недавно в одном Союзе, свидетельствует о его политическом размежевании.

Типологически дальневосточная пресса Союзов учащихся послереволюционного периода не была однородной и в полной мере отражала идейно-политические воззрения, общественные и национальные интересы молодого поколения, жившего в эпоху перемен.

Наиболее оперативно в послеоктябрьский период начала распространяться антимонархическая пресса. Издания «Голос реалиста» (переименован в «Мысли учащихся», Хабаровск, 1917), «Голос реалиста» (Благовещенск, 1917) приветствовали свержение самодержавия и демократические свободы обновленной России. Вместе с тем активисты молодежной прессы выступали против насилия, предостерегали молодежь от участия в братоубийственной войне. Лозунгами изданий этого периода стали слова «Мы и мысли наши разрушат мрак жизни» [9, с. 1], а программой – стихотворные строки:

«Девиз наш будет – просвещенье!

Заклятый враг – монарший гнет.

С надеждою светлою во взоре

Пойдем в невежество, в народ.

Пусть наш кружок – лишь капля в море,

Но все ж он пользу принесет» [19, с. 2],

Мультикультурализм региона обусловил распространение прессы этнических меньшинств («Дайкейну: издание еврейской молодежной организации “Кадима”», Чита, 1917; «Голос учащихся: издание литературной секции кружка учащихся-корейцев», Никольск-Уссурийский, 1918; «Голос армянского студента», Владивосток, 1919 – 1920; «Донг ниппо»: издание объединенного Союза учащейся и неучащейся корейской молодежи», Николаевск-на-Амуре, 1920); «Сион», Харбин, 1917).

Ученическая пресса Союзов этнических меньшинств ставила своей целью «познакомить широкое общество с нашими чаяниями, с нашей историей и культурой, с богатствами, как духовными, так и материальными» [7, с. 1]. Содержание большинства материалов было направлено на формирование национального единства и решение узконациональных вопросов, проблемам обучения и творчества учащейся молодежи.

Издания оперативно и эмоционально откликались на события, происходящие на исторической Родине: «вынужденное признание Кореей японского протектората» [10, с. 3] и армяно-турецкую войну 24 сентября – 2 декабря 1920 г. [8, с. 1], призывали учащихся высказывать «свое отношение к происходящим там событиям» [10, с. 1]. Значительный интерес у представителей этнических меньшинств Дальнего Востока представляла оперативная новостная информация о событиях в регионе, России и мире, что было продиктовано напряженной внутри- и внешнеполитической ситуацией.

Однако выпуск этих изданий был непродолжительным. В 1918 – 1920 гг. японские интервенты закрыли все этнические газеты и журналы на российском Дальнем Востоке. Выпуск этнической молодежной прессы остался возможен лишь в полосе отчуждения КВЖД, где данный вид периодики продолжал функционировать вплоть до 1945 г. [4, с. 62-63].

Несмотря на активную политическую жизнь региона и страны в целом, одним из самых многочисленных видов изданий Союзов учащейся молодежи послеоктябрьского периода оставались аполитичные издания. Идею «Школа и ученические издания – вне политики» проводила в жизнь ученическая пресса всех регионов Дальнего Востока: «Альфа и Омега» (Хабаровск, 1917), «Голос учащихся» (Чита, 1917), «Общий труд: орган учащихся младших классов владивостокского коммерческого училища» (Владивосток, 1917 – 1918), «Единение: еженедельный орган союза учащейся молодежи» (Благовещенск, 1917 – 1919), «Воссиявшая звезда» (Благовещенск, 1918), «Заря» (Владивосток, 1918 – 1919), «Пробуждение» (Владивосток, 1918 – 1919), «Голос учащихся» (Хабаровск, 1918), «Голос студенчества» (Владивосток, 1920) и др.

Редакции писали о несовместимости политики и школы: «скрежет зубовный, бряцание оружием <…> приведет к воцарению гражданской войны» [11, с. 2] и предостерегали юношество от вмешательства в политику: «Нет, товарищи учащиеся, не будем вмешиваться туда, где мы можем оказаться в положении животного, мнящего себя компетентным в апельсинах, а давайте заниматься существенным. Давайте заниматься, если мы школьники, наукой, обогащать и расширять свои знания чтением книг и журналов, занятием полезными развлечениями и пр. Когда же мы получим хотя бы среднее образование, тогда понемногу можно будет заняться и общественными вопросами» [13, с. 3].

Целью аполитичных изданий был «разговор по душам» [11, с. 2], содействие «единению между учащимися, между семьей и школой, между школой и обществом» [15, с. 4], «всестороннее отражение жизни учащейся молодежи» различных социальных классов, стремление к «пробуждению живой творческой мысли среди юношества» [14, с. 1].

Значительную часть содержания аполитичной периодики Союзов учащихся составляли развивающие игры и задачи, анонсы и обсуждения школьных и внешкольных мероприятий, собственно ученические сочинения по вопросам науки, искусства, культуры, патриотизма, гимназической и студенческой жизни.

Таким образом, в тяжелый и неоднозначный для страны и региона период аполитичная периодика отстаивала гуманистические позиции, акцентируя свое внимание на интеллектуальном и духовном развитии, формировании чувства патриотизма подрастающего поколения дальневосточников.

Новым этапом развития прессы Союзов учащихся Дальнего Востока стали 1920 – 1922 гг. Радикальные политические и социальные изменения в регионе (японо-американская интервенция, создание буферного государства – Дальневосточной республики, затяжной характер установления советской власти, белоповстанческое движение, белогвардейский переворот и свержение Временного правительства во Владивостоке и др.) затрудняли функционирование учебных учреждений и молодежных общественных организаций в регионе, что не способствовало развитию прессы Союзов учащихся. В период с 1920 г. по 1922 г. на Дальнем Востоке России выходило лишь несколько изданий такого вида: двухнедельный журнал учеников Ремесленных курсов Краснова «Ремесленник» (Владивосток, 1920), журнал ученического кружка Владивостокского коммерческого училища «Таран» (Владивосток, 1921), орган Союза учащихся города Хабаровска «Мысли учащихся» (Хабаровск, 1917, 1919–1920), газета Амурского студенческого землячества «Земляк» (Владивосток, 1922).

Падение власти А. В. Колчака, разгром интервентов и окончательное утверждение Советской власти на Дальнем Востоке России в ноябре 1922 г. наметили кардинальный поворот в развитии отечественной журналистики, обусловив ее разделение на две ветви – советскую и эмигрантскую.

В декабре 1922 г. на территории бывшей Дальневосточной республики, уже ставшей Дальневосточной областью, в отношении печати были введены все нормативные акты РСФСР, в том числе установлена цензура над всеми печатными изданиями [17, с. 44]. На этом основании были закрыты «контрреволюционные издания», а все издательства, типографии, книжные магазины и библиотеки национализированы и взяты на учет. С присоединением Дальневосточной республики к РСФСР в регионе поднялась новая волна молодежной активности. Если в 1900-х гг. инициатива принадлежала Союзам учащихся, то в начале 1920-х гг. наиболее деятельной оказалась рабочая и крестьянская молодежь. Приоритетной задачей дальневосточников нового, советского, периода стало создание Союзов коммунистической молодежи, борьба за экономические и политические права рабочих и крестьян, повышение образовательного и культурного уровня, технических и специальных знаний подрастающего поколения.

Развитие другого дальневосточного региона – зоны отчуждения Китайско-Восточной железной дороги – развивалось по особой, беспрецедентной модели. По меткому замечанию историка восточной ветви русской эмиграции Н. Е. Абловой, «строительство и функционирование дороги привело к появлению в Маньчжурии своеобразного “государства в государстве” – так называемой полосы отчуждения КВЖД <…> Именно существование многотысячной российской колонии, живущей во всех отношениях по-русски, привлекало сюда с конца 1917 г. беженцев из России» [1, с. 39]. На последующие два десятка лет, вплоть до 1945 г. Маньчжурия стала второй Родиной, оазисом российской жизни на китайской земле, [1, с. 39] для тысяч россиян, не принявших происшедших в Отечестве перемен. Экономические, политические и социокультурные основания жизни русских эмигрантов, их количественный и качественный состав, правовое положение явились факторами, обусловившими типологическое, идейно-тематическое и жанровое своеобразие молодежной печати русского зарубежья Дальнего Востока, ее качественное отличие от детско-юношеской периодики метрополии.

Искусственно разделенные друг от друга, журналистика советская и эмигрантская, в ходе своего последующего развития приобрели качественные различия, но, вместе с тем, навсегда сохранили преемственность с отечественной классической журналистикой, а также с региональной журналистикой Дальнего Востока России конца XIX – начала XX в.

Изучение истории возникновения и функционирования периодической печати Союзов учащейся молодежи Дальнего Востока 1900 – 1922 гг. направлено на преодоление узкой фактографичности и призвано восполнить имеющиеся «лакуны» в истории отечественной журналистики, воссоздать в реальной сложности и полноте историко-культурные, историко-литературные процессы начала ХХ в.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.