Статья 'Своеобразие документально-биографической спортивной прозы ХХ века (сборник «Спортсмены» из серии «Жизнь замечательных людей»)' - журнал 'Litera' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Litera
Reference:

Peculiar Features of the Documentary Biographical Sports Literature of the XXth Century (the Book of Selected Works 'Sportsmen' From the Series 'Lives of Great People'

Fen Min

Lecturer of the Linguistic Center at Vyatka State University

610002, Russia, Kirovskaya oblast', g. Kirov, ul. Lenina, 1301, kv. 16

yangguang110120@iclooud.com

DOI:

10.25136/2409-8698.2019.1.29126

Received:

03-03-2019


Published:

01-04-2019


Abstract: The literature about sports and sportsmen of the XXth century still remains an understudied issue. The author of the article demonstrates that sports essays unite the documentary writing and literary writing when an author describes the world of sports based on sports facts and biographical memories. In the XXth century researchers often referred to the synthesis of documentary and literary beginnings in works of different genres and themes, however, the nature of the documentary-literary prose is sitll difficult to be defined. The subject of this research is the synthesis of the documentary and literary in essays about sportsmen as well as the conceptual and genre peculiarities of a series of essays 'Sportsmen' from the Lives of Great People. The author has applied the following methods and approaches: biographical that implies interpretation of an essay as reflection of biographical and personal features of famous sportmen as well as problem thematic and comparative methods. The novelty of the research is caused by the fact that for the first time in the academic literature the researcher views sports documentary literature in the form of essays. The main conclusions of the research are the following. The results of the analysis demonstrate that essays from the Sportsmen collection presents a synthesis of documentary and literary methods and genres. The researcher describes particular means and method used by the author to depict important sports events that played a great role for the entire country and reveal personal traits and biographies of sportsmen. Some essays combine analytical and essay-like free narration form that is based on complex association relations and figurative generalisations. These and other aspects define peculiarities of the literary manner of essay writers. 


Keywords:

essay genre, biographical sketch, sports documentary, synthesis in the sketch, sports literature, compilation Athletes, sports essay, typological features of the essay, analytical form of essay, essay form of essay

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение

В последнее время документально-художественная и особенно биографическая проза стала очень популярна. Появилась целая серия книг о популярных актерах, кинорежиссерах, ученых, писателях, спортсменах. В этот ряд входит и спортивная документалистика. Это, прежде всего, литература спортивного факта, так как важнейшей её составляющей является раскрытие достижений спортсменов, преодоление препятствий, преград на пути к спортивным вершинам. Основным жанром спортивной документалистики является биографический или портретный очерк. Литературоведы ХХ века обращались к теоретическим аспектам жанра очерка, например, А. А. Тертычный[1] и М. Н. Ким[2], И. Журбина[3], М. С. Черепахов[4], Т. А. Беневоленская[5] и другие.

Довольно часто в очерках о спортсменах создается своеобразный портрет героя: изображаются не только внешние черты, но и характер, поступки (форма динамического портрета). Однако в портретный очерк часто включались элементы биографии героя, или очерк строился в основном на биографических фактах. Именно это является спорным в вопросе о портретном очерке. По мнению некоторых ученых, портретный очерк включал как определенную разновидность биографический очерк. Другие авторы считают, что портретный и биографический очерки имеют серьезные различия и их можно выделять как самостоятельные виды. Можно согласиться с Л. М. Григорьевой в том, что провести четкую границу между понятиями портретного и биографического очерка довольно сложно, их можно использовать как синонимичные. В сборнике «Спортсмены» из серии «Жизнь замечательных людей» представлены в основном биографические очерки, но в них ярко проявляются и элементы портретного очерка. Биография спортсмена предполагает рассказ о жизненном пути, его поступках и событиях, произошедших с ним, изображение характера, внутреннего мира личности. Для авторов спортивных очерков наиболее важной и самой востребованной характеристикой явилось отношение к факту, его понимание или художественная интерпретация. Однако часто в основе интерпретации спортивного факта (или факта из биографии спортсмена) лежали реальность события либо иллюзия реальности события. В статье делается попытка выявления своеобразия и типологии спортивного очерка на примере сборника «Спортсмены».

Становление спортивного очерка в СССР

Спортивный очерк и спортивная биография начинают развиваться в первой половине ХХ в., когда спорт стал для советских читателей одним из факторов достижений страны. Однако в первый период после революции на первый план выходит «физическая культура» широких масс, а «спорт» был объявлен чуждым для победившего класса явлением. Физическая культура мыслилась у руководителей советского правительства как средство трудовой и боевой подготовки нового человека. Первоначально развитию большого спорта высоких достижений в молодой Советской республике не придавалось большого значения в соответствии с общими идейно-политическими установками. Однако в период перед Великой Отечественной войной и после нее спорт больших достижений стал выразителем нового времени, новой личности, новой политики и общественной жизни. В 1920–1930-е гг. стали популярными различные виды спорта, особенно футбол, лыжные гонки, конькобежный спорт и другие.

Большинство материалов о физкультурно-спортивных достижениях и соревнованиях в 1920-х гг. было газетными публикациями, которые могли быть без авторства и подписей или подписывалась псевдонимами. Однако уже в 1930-е гг. появляются корреспонденты, репортеры, рабкоры и селькоры, которые информируют о массовых спортивных мероприятиях, о соревнованиях, об индивидуальных достижениях и рекордах. Именно в этот период проявляется интерес авторов к жанру спортивного очерка. В таких изданиях, как «Массовая физкультурная работа» [6], «Беседы о Красном спортинтерне» [7] В. Арцишевского, «Мастера спорта и рекорды» [8] В. В. Ратова, пропагандировались не только занятия физкультурой, но и спортивные достижения. Так, известный писатель и спортивный журналист Л. А. Кассиль в 1935 г., посетив Турцию в составе советской спортивной делегации, написал очерк «Играли наши в Измире» [9] , а также очерк «Матч с басками»[10], который был посвящен игре московского «Локомотива» со сборной Басконии[11]. В стране были известные спортивные публицисты М. Немов, Г. Колодный, Е. Бабушкин, очерки которых выходили в различных изданиях. Можно сказать, что это время появления авторской спортивной публицистики, в спортивных материалах отчетливо начинает проявляться неповторимая личностная позиция автора-корреспондента, которая выражена через художественно-образное восприятие физкультурно-спортивной информации.

Читатели желали документальных и художественных свидетельств о грандиозных спортивных событиях, о спортсменах-современниках. Такие запросы обусловили тягу читателей к объективности, к биографическим фактам, к фактам соревнований. Для писателей молодой республики было потребностью и одновременно социальным заказом изобразить спортивные соревнования, спортсменов, включиться в споры о них в своем творчестве. Писатели в газетных, журнальных очерках раскрывали личность не только в сложных житейских или экстремальных спортивных ситуациях, но пытались показать преодоление внутренних противоречий, психологические состояния героя. Авторы 1930–1940-х гг. создавали психологический портрет советских спортсменов на основе изучения биографических, исторических документов, воспоминаний, бесед непосредственно с героем и его окружением.

Типологические особенности сборника очерков «Спортсмены» в серии «Жизнь замечательных людей»

Личная жизнь спортсменов и их достижения в спорте привлекали внимание журналистов и писателей и во второй половине XX в. Так, в 1950-е гг. выходит литературно-художественный и общественно-политический альманах «Спорт страны Советов» (Вып. 1, 1952; Вып. 2, 1954), в этих выпусках помещены не только рассказы, но и очерки, рецензии на книги спортивной тематики[12].

В 1972 г. выходит сборник «Спортсмены» из серии «Жизнь замечательных людей», в котором представлены художественные достижения советских спортивных писателей-очеркистов[13]. Он содержит биографические очерки выдающихся спортсменов ХХ в. Ивана Поддубного, Александра Алехина, Георга Луриха, Владимира Мягкова, Серафима и Георгия Знаменских, Александра Долгушина, Любови Кулаковой, Анатолия Капчинского, Григория Федотова, Бориса Лилова, Инги Артамоновой, Михаила Хергиани. Авторы показывают героев в минуты наивысших достижений и в трудные психологические моменты.

Каждый из героев этого сборника не только талантливый спортсмен, но и яркая, сильная личность. История описанных в книге спортивных побед – это история самоотверженной борьбы – борьбы с сильным соперником, с неблагоприятными обстоятельствами, с самим собой, наконец. Именно в такой постоянной и нередко драматичной борьбе человек может наиболее полно проявить свои способности, реализовать свой духовный, физический и нравственный потенциал. Не это ли одна из причин поистине всенародной популярности выдающихся спортсменов?

Портрет современника создается во многом за счет рассказа о его деятельности, через которую раскрывается характер человека. Авторы очерков пытаются показать, чем отличился герой, какими путями он шел к достижениям, что именно помогло ему и может помочь другому стать успешным, что следует у него заимствовать, перенять. В биографических очерках это возможно без назидания, без дидактики.

В произведениях документально-биографической прозы можно выделить две группы: первая – это проза, основанная только на биографических фактах, которые изложены в определенной последовательности, в ней, можно сказать, преобладает аналитичность. Такая подача информации о героях, естественно, всякий раз соизмеряется с современностью, что делает биографию интересной читателю.

Вторая группа – это произведения, в которых сочетаются фактологические аспекты с изображением психологических особенностей героя, с художественным постижением и представлением его образа, а также других персонажей. В этой группе произведений те события, которые случились с героем, и место личности в истории спорта преломляются через призму художественного видения событий. В таких произведениях возможны различные авторские отступления, комментарии, оценки и подходы к изображенному, то есть существует некий простор для художественных исследований.

Так, Дмитрий Жуков в очерке «Чемпион чемпионов (Иван Поддубный)» начинает рассказ о герое с того, каким герой стал уже на склоне лет. В очерке используются и элементы воспоминаний об Иване Поддубном. «Это было на физкультурном параде в 1939 году, – вспоминает Александр Андреевич Сенаторов, который в свои шестьдесят пять лет еще красив и строен, он легко манипулирует двумя двухпудовыми гирями и свивает жгутом толстые гвозди <...> Иван Максимович Поддубный приехал из Ейска и жил как раз в этой гостинице. Я зашел за Иваном Максимовичем, мы разделись и в одних трико пошли к сборному пункту нашей колонны спартаковцев…» [14, с.6]. По воспоминаниям Сенаторова, Поддубного узнавали на улице и бурно приветствовали. Даже на мавзолее «его первым заметил Михаил Иванович Калинин… и первым же начал аплодировать» [14, с.7]. Как отмечает Т. А. Беневоленская, публицистические отступления в очерках – «это не только связки, мосты, но и самые исконные элементы очерковой ткани, “плоть” очерка, жанра, которому, в силу его краткости, присуща фрагментарность, эскизность» [5, с.81]. В свою очередь эпизоды объединяются в «сюжетное целое». В очерке часто используется «монтажная форма повествования», которая обеспечивает «переходы» между основными сюжетными мотивами очерка. В некоторых из таких мотивов автор представляет свои мнения и суждения.

Автор показывает, что Поддубный был известен до революции в России и за рубежом, он стал кумиром многих молодых борцов. «Одно его имя заставляло ломиться в цирки тысячи людей. В те дни, когда он боролся, на арену выходили парадным шагом все борцы. Кроме него. Арбитр представлял борцов и лишь после этого объявлял: ”В чемпионате принимает участие чемпион чемпионов, чемпион мира Иван Максимович Поддубный!”» [14, с.7]. После этого воспоминания автор выстраивает свое повествование так, чтобы показать путь от простого портового грузчика до известного борца.

«Уходят годы, и чем дальше, тем свободнее и индивидуальнее трактуются поступки человека» [14, с.9]. И чтобы образ известного борца, силача Ивана Поддубного не забылся, автор пишет о его деде, о его родителях, о трудном детстве Ивана. Он и гусей, и овец пас, работая на пана. После работал на помещика Абеля, помогал отцу по хозяйству. Отец первоначально не одобрил выбор сына: «Полюбуйся, кем стал твой сынок. – Так говорил Максим Иванович жене, – артистом в цирке. Иванушкою-дурачком… Гири кидает… Силой с такими ж лоботрясами меряется…» [14, с.16]. Передача такого разговора отца – это своеобразная интерпретация отношения его в выбранному сыном пути. Далее же автор подробно повествует о том, как Поддубный добивался успехов. Даже после первых неудач молодой силач не пал духом, а пробовал бороться. После первого борца, с которым Поддубный вызвался бороться, «ощутил вкус успеха, вкус славы, этой призрачной власти над переменчивой толпой» [14, с.20]. Его победы – это пример высокого мастерства, самоотдачи, собранности, веры в свои силы и, конечно же, ответственности перед Родиной. «Своей славой, своим примером Поддубный толкнул на спортивную стезю тысячи и тысячи юношей» [14, с.9].

Очерк О. Лангсеппа и Е. Дмитриева «Калев ХХ столетия» о Георге Лурихе, борце, силаче-атлете, который родился в Эстонии, но стал известен по всей России. В этом очерке авторы сосредоточились не только на биографических сведениях о борце-атлете, но на его достижениях. Так, они отмечают, что в 1896–1897 гг. он получил звания «Первого борца России», «Атлета-чемпиона России», «Чемпиона мира по поднятию тяжестей одной рукой». Именно за силу его в родной Эстонии называли «потомком Калева». Авторы показывают Луриха не просто сильным атлетом, одержавшим множество побед, но человеком разносторонних способностей. «Благодаря своей необычайной находчивости и исключительной разносторонности, – качества эти проявлялись, в частности, и в том, что Лурих владел по меньшей мере десятью языками…» [15, с.108]

В очерке А. Котова «До последнего дыхания» раскрывается сложная жизнь чемпиона мира по шахматам Александра Алехина. Автор очерка использует прием кольцевой композиции, когда начинает свой рассказ с известия о смерти Алехина. В финале А. Котов уже более подробно пишет о том, как «сам Алехин» ощущал последние минуты жизни: «Вдруг сильная, сперва тупая, потом острая боль прорезала левую половину груди <…> – Что это, конец? Не может быть! – закричал Алехин, но никто его не услышал: он был один, совсем один, пустынный, холодный отель молчал» [16, с.94]. В финале этого очерка персональная точка зрения автора проявляется прикреплением повествования к определенным пространственным позициям (те маршруты, города, страны, в которых бывал Алешин) и характеризуется его «вездесущностью», по терминологии нарратологии.

Автор приводит основные биографические сведения будущего чемпиона мира по шахматам, однако с наибольшей полнотой раскрывает стремление Алехина к шахматным вершинам. Много препятствий встретилось на этом пути: Первая мировая война, революция 1917 года, эмиграция, Вторая мировая война, скитание по миру в поисках средств существования и игры в различных шахматных турнирах, личные неудачи. Однако Александр Алехин не отступил от своей мечты сыграть за мировую шахматную корону. А. Котов с большим мастерством раскрывает подготовку и сам поединок Алехина с выдающимся гроссмейстером Хосе-Раулем Капабланкой. В этом очерке автор почти игнорирует в тексте специальные шахматные термины, не показывает какие-то тонкости шахматных комбинаций, он сосредоточен на внутреннем состоянии героев.

Часто в биографическом очерке преобладает эссеистская свободная форма построения, основанная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях.

Авторы очерков не могли обойти стороной тему «Спортсмены в годы Великой Отечественной войны», так как большинство из спортсменов были участниками боевых действий. В очерке Л. Атрашенко «Особое измерение (Владимир Мягков)» показана судьба паренька из Петрограда, полюбившего лыжный спорт, достигшего больших спортивных результатов. В 1939 г., когда началась война с Финляндией, «Мягкову надо было выезжать на сборы, а он вместо этого пошел в военкомат. Пошел сам, без вызова и попросил, чтобы его включили в особый лыжный отряд 9-й армии, который был сформирован из студентов Института физической культуры имени Лесгафта» [17, с.125]. Отряд лыжников в количестве 70 человека был окружен, отбивался четверо суток. Взвод под командованием Мягкова вышел на выручку товарищей. Автор для усиления эмоционального начала очерка описывает героический поступок, преодоление трудностей: «Шли двадцать три часа без сна, без отдыха. Усталость смежала глаза, пеленала тело. Лыжники засыпали на ходу. Каждый знал, что где-то рядом сражались и погибали товарищи <…> И опять шли, пока не онемели ноги, не помутила сознание усталость» [17, с.127]. Л. Атрашенко не передает всех подробностей гибели Мягкова, только упоминает, что в группе разведчиков он шел через болото последним. «Автоматная очередь хлестнула по устоявшейся тишине…» [17, с.127]. Используя своеобразную недосказанность, дальше автор приводит сведения из наградного листа: «…убит 6.03.40 г. в тылу противника в бою… 19.03.40 г. Присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая звезда"» [17, с.128].

В очерке Теодора Гладкова «Человек из легенды (Анатолий Капчинский)» рассказывается о знаменитом конькобежце, который тоже участвовал в войне, был в партизанском отряде «Победитель», которым командовал легендарный Д. Н. Медведев. Анатолий Капчинский командовал взводом, который бросился на выручку разведчикам, наткнувшимся на карателей. «Д. Н. Медведев писал: “…в бою отряд понес тяжелую утрату: погиб Толя Капчинский”» [18, с. 235]. Спортивные результаты Капчинского были разные: в первых соревнованиях 1934 г. он занял 37-е место. Годом позже «результат Капчинского ошеломил даже тех, кто верил в его звезду: “пятисотку” он прошел за 45,1 секунды и стал чемпионом СССР на этой дистанции» [18, с.226]. Автор очерка рассказывает о том, как студент Капчинский не только тренировался, но как осваивал трудные учебные дисциплины: «Если же все-таки институтские дела вступали в неразрешимое, бескомпромиссное противоречие со спортивным календарем, Анатолий без колебаний, хотя и с сожалением, выбирал то, что считал главным делом, – учебу» [18, с.227].

В биографическом очерке образ героя не вымышлен, а взят из реальной действительности. Автор исследует личность героя, его внутренний мир. Через это описание читатель догадывается о социально-психологической подоплёке совершённых поступков.

Еще одна трагическая судьба спортсменки-лыжницы Любови Кулаковой, которая была партизанкой на войне, раскрыта в очерке Л. Безуглой «Снежная королева (Любовь Кулакова)». [19] Автор показывает, как в многодетной семье Кулаковых, испытавшей и перенесшей все тяготы, обрушившиеся на страну, вырастет чемпионка СССР. В спорте очень важно найти своего тренера, таким тренером для Кулаковой стала Антонина Григорьевна Пенязева, которая не только вела девушку к спортивным достижениям, но и давала советы, как мать.

Есть в сборнике и очерки, в которых авторы приводят многочисленные сведения о спортивных достижениях, выраженных в секундах, очках, голах. Очерк Ю. Уварова «Дорога, ведущая в бессмертие (Серафим и Георгий Знаменские)» можно назвать очерком-исследованием, в котором помимо «художественного» осмысления биографических сведений о братьях присутствует логика последовательности, система положений, система выводов и доказательств. «Что же все-таки сделали в спорте братья Знаменские? Как можно судить по таблице всесоюзных рекордов, между 1928 и 1934 годами в большинстве беговых видов легкой атлетики наметился застой. С появлением же Знаменских рекорды резко пошли в рост. Дистанция 1500 метров. За восемь лет (с 1925 по 1933 год) рекорд был улучшен всего на две секунды. Георгий Знаменский в 1934 году сбросил с него три секунды сразу <…> Через год Серафим сократил цифру рекорда еще на две секунды, а потом еще на две секунды – Георгий. Сброшено девять секунд в течение трех лет» [20, с.158].

Заключение

Почти все очерки в книге имеют некоторую стереотипную структуру. Авторы не сразу начинают рассказ о спортсменах с биографических данных о рождении, семье, о приходе в спорт, а как бы предваряют некоторыми «вступлениями». В одних случаях, как в очерке о Поддубном, это воспоминание, в других – рассказ о каких-либо важных соревнованиях или важных событиях в стране или в жизни спортсмена. Эти стереотипы в очерках, вероятно, общая установка редакции сборника. И хотя в этих очерках видится некая заданность раскрыть становление выдающихся спортсменов от прихода в спорт до вершин спортивного мастерства, все-таки каждый автор нашел свой, индивидуальный подход к биографии спортсмена, свои приемы раскрытия характера и достижений. Личностная манера повествования каждого автора является конструктивным принципом его прозы о спортсменах, а не только определяется природой жанра художественно-документального очерка. Очерки представляют собой произведения, в которых можно видеть идейно-тематическое единство, мировоззренческую концепцию авторов, обусловленную творческой индивидуальностью и художественным методом.

Очерки во многом имеют для современного читателя познавательное значение, так как в них можно узнать описания устройства стадионов, режима питания, социальной стратификации, досуга спортсменов. В целом, эти описания складываются в единую художественно-документальную систему изображения советского спорта 1930-1960-х годов. Поэтому очерки дают обширный материал для исследования, историкам спорта, литературоведам, которые рассматривают произведения спортивной тематики.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.