Статья 'Перспективы развития и нормативно-правовое регулирование экологического аудита в РФ' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial Board
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Theoretical and Applied Economics
Reference:

Prospects of Development and Legal Regulation of Environment Audit in the Russian Federation

Chkhutiashvili Lela Vasil'evna

PhD in Economics

Associate professor of the Department of Economics at Kutafin Moscow State Law Academy

123995, Russia, g. Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9

lela@email.ru
Other publications by this author
 

 

Received:

17-11-2012


Published:

1-12-2012


Abstract: The article is devoted to prospects of development and legal regulation of environment audit in the Russian Federation. Within the framework of environment protection, environment audit is a tool for ensuring environmental safety and sustainable development. Environmental safety affects specific spheres of economic and other activities which may cause negative influence on the environment and must be viewed as an integrated institution of financial audit, technology audit, audit of extreme situations and other forms of audit which are related to the environment protection and rational use of natural resources. 


Keywords:

environment audit, auditor, activity, development, regulation, prospects, standards

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

В условиях современного общества, установившего абсолютный приоритет рыночных отношений, защита экологии неотъемлемо связана с рациональным природопользованием. В системе охраны окружающей среды экологический аудит является инструментом обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития.

Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» содержит общее понятие аудиторской деятельности и аудита, не конкретизируя принципы и порядок проведения других видов аудиторской деятельности.

Закон разграничивает понятия аудиторской деятельности и ау­дита, но не вносит существенной ясности относительно применения его к экологическому аудиту. Вопрос о применении норм Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» к экологическому аудиту остается дискуссионным.

Так, например, Б.С. Пункевич, А.К. Диброва полагают, что его действие не распространяется на экологический аудит. Хотя тут же пишут о возможности закрепления фактически существующего положения с экологическим аудитом путем внесения поправок в Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [9].

Но Ю.В. Бабина считает, что на экологический аудит могут быть распространены в качестве некой методологической основы нормы Федераль­ного закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

С.Л. Байдаков, Г.П. Серов распространяют действие Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об ау­диторской деятельности» и на экологический аудит, так как без анализа хозяйственных операций (деятельности) аудируе­мых лиц невозможно выразить объективное мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка веде­ния бухгалтерского учета законодательству РФ [1].

Т.В. Петрова утверждает, что мнение относительно возможности применения к отношениям в сфере экологического аудита федераль­ного законодательства об аудиторской деятельности, т.е. о финансо­вом аудите, является ошибочным [7].

С подобной позицией нельзя полностью согласиться, так как эле­менты финансового и экологического аудита аналогичны и тождественны по своей природе. Кроме того, основные схемы организации и прове­дения общего аудита могут быть взяты за основу и использоваться при экологическом аудите.

Экологический аудит за­трагивает специфические сферы хозяйственной и иной деятельности, связанные с негативным воздействием на окружающую среду, и дол­жен рассматриваться как комплексный институт, включающий в себя финансовый аудит, технологический аудит, ау­дит чрезвычайных ситуаций и другие виды аудита, имеющие отно­шение к охране окружающей среды и рациональному использова­нию природных ресурсов.

Анализ действующего законодательства в сфере регулирования экологического аудита позволяет выделить ряд основных принципов его формирова­ния:

  • предотвращение вреда окружающей среде;
  • охрана жизни и здоровья человека;
  • обязанность каждого охранять окружающую среду (в соответствии со статьей 58 Конституции РФ);
  • гуманность по отношению к животному и растительному миру;
  • вовлечение граждан и общественности в механизм охраны окружающей среды и принятия решений;
  • обеспечение рационального использования природных ресурсов;
  • свободный доступ к экологической информации;
  • платность природопользования;
  • учет экологических требований в хозяйственной и иной деятельности
    предприятий;
  • гармонизация российского законодательства в области охраны окружающей среды с общепринятыми международными принципами и нормами.

Работа по формированию нормативно-правовой базы экологического аудита в Российской Федерации, созданию соответствующих стандартов и документов в данной области только начинается, хотя определенный практический опыт в этом направлении имеется.

В последние годы в России в связи со стремительным ростом значимости экологического аудита принято множество нормативно-правовых актов в области регулирования экологического аудирования.

Верхнюю ступень в иерархии нормативно-правовых актов, регулирующих данную область правоотношений, занимают меж­дународные конвенции, межправительственные соглашения и т.д., ратифицированные Российской Федерацией.

Нормативно-правовое регулирование экологического аудита в Российской Федерации осуществляется с помощью Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под экологи­ческим аудитом понимается независимая, комплексная, документиро­ванная оценка деятельности субъекта хозяйственной и иной деятельности в части соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, тре­бований стандартов, в том числе международных, и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Закон называет в числе 23-х основных принципов охраны окружающей среды соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, устанавливает права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды, включая право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 11, 12).

Закон содержит основные принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться деятельность любого субъекта РФ, юридического или физического лица, в том числе и аудитора. Для аудитора важнейшими принципами являются:

  • независимость контроля в области охраны окружающей среды;
  • соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;
  • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вопросы отношений в области экологического аудита не урегулированы, практика обучения и аттестации экоаудиторов была прекращена.

Необходимо отметить, что в сфере регу­лирования экологического аудита также существует ряд стандартов. Так, в на­стоящее время в России действуют международные стандарты серии ИСО 14000. Решение о разработке ИСО 14000 было принято в результате Уругвайско­го раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 го­ду. Стандарты разрабатываются Техническим комитетом 207 Международной Организации Стандартизации (ISO). Исходной образцом для международных стандартов послужила система британских стандартов BS 7750, опубликован­ных в 1992 году, а также зарекомендовавшая себя модель международных стандартов по системам контроля качества продукции ИСО 9000, в соответствии с которыми осуществляется сертификация предприятий и компаний по всему миру. Первые стандарты из серии ИСО 14000 были официально приняты и опубликованы в конце 1996 года.

Их появление является одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. Документы, входящие в систему, разработаны и разрабатываются в трех областях:

  • создание и использование системы экологического менеджмента;
  • инструменты экологического аудита и оценки;
  • стандарты качества продукции.

Международные стандарты ИСО серии 14000 начали вво­дить в Российской Федерации с 1999 г. и в настоящее время в качестве государст­венных приняты следующие стандарты:

  • ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Системы управления окружающей сре­дой. Требования и руководство по применению»;
  • ГОСТ Р ИСО 14004-98 «Системы управления окружающей сре­дой. Общие руководящие указания по принципам, системам и сред­ствам обеспечения функционирования»;
  • ГОСТ Р ИСО 14010-98 «Руководящие указания по экологическо­му аудиту. Основные принципы»;
  • ГОСТ Р ИСО 14011-98 «Руководящие указания по экологическо­му аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управле­ния окружающей средой»;
  • ГОСТ Р ИСО 14012-98 «Руководящие указания по экологическо­му аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии»;
  • ГОСТ Р ИСО 14020-99 «Экологические этикетки и декларации. Основные принципы»;
  • ГОСТ Р ИСО 14021-2000 «Экологические этикетки и декларации. Самодекларируемые экологические заявления (экологическая мар­кировка по типу II)»;
  • ГОСТ Р ИСО 14031-2001 «Управление окружающей средой. Оце­нивание экологической эффективности. Общие требования»;
  • ГОСТ Р ИСО 14040-99 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура»;
  • ГОСТ Р ИСО 14041-2000 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели, области исследования и инвентаризационный анализ»;
  • ГОСТ Р ИСО 14050-99 «Управление окружающей средой. Сло­варь».

Появление в РФ серии ИСO 14000 – серии международных стандартов систем управления окружающей средой на предприятиях – называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. Предметом этих стандартов является система экологического управления, рассматриваемая как важнейший фактор устойчивого развития предприятий.

ИСО разработаны на осно­ве «организационных» подходов, согласно которым «ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей органи­зационной структуры и распределение ответственности за качество продукции» [2].

Система стандартов ИСО 14000, в отличие от большинства других технических стандартов, ориентирована не на определенные количе­ственные параметры (объем выбросов, предельно допустимые кон­центрации вещества и т.п.) и не на технологии (требование исполь­зовать или не использовать определенные технологии, требование использовать «наилучшую доступную технологию»).

Основные по­ложения этих стандартов заключаются в требовании:

  • соблюдения на предприятии определенных принципов и про­цедур;
  • подготовки и составления конкретной документации;
  • определения ответственных лиц в каждой области управле­ния охраной окружающей среды.

В РФ требования стандартов выполняются на добровольной основе в отличие от технических регламентов, исполнение которых обязательно всеми субъектами хозяйственной или иной деятель­ности.

При внедрении программ эко­логического аудита, основывающихся на требованиях международ­ных стандартов, в случае положительного заключения экоаудитора предприятие получает экологический сертификат соответствия про­дукции, процессов и управления окружающей средой установленным требованиям, а также возможность нанесения на продукцию эколо­гической маркировки.

С апреля 2004 г. в России действующий нацио­нальный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и (или) систем экологичес­кого менеджмента» заменил стандарты ГОСТ Р ИСО 14010-98 - ГОСТ Р ИСО 14012-98.

Основные положения этих стандартов заключаются в требовании:

  • соблюдения на предприятии определенных принципов и процедур,
  • подготовки и составления конкретной документации,
  • определения ответственных лиц в каждой области управления охраной окружающей среды.

Стандарты ИСО 14000 не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, какое влияние оказывает предприятие на окружающую среду и как выполняются требования законодательства. Но несмотря на добровольность их применения, многие российские предприятия будут в значительной мере заинтересованы в сертификации на соответствие стандартам ИСО. Иными словами, предприятию будет необходимо свидетельст­во о том, что его деятельность соответствует международной системе стандар­тов. Основная причина заключается в том, что такая сертификация является од­ним из непременных условий успешной деятельности на международном рынке

В связи с этим, Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом стандар­тизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России также были разработаны стан­дарты в области экологического аудита, которые представляют собой аутен­тичный текст соответствующих международных стандартов. Настоящие стан­дарты приняты и введены в действие Постановлением Госстандарта России от 21.10.1998 г. № 378.

В 2001 году Госкомэкологией России был подготовлен и направлен на согласование в заинтересованные министерства и ведомства проект Постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего Положение об организации и проведении экологического аудита в Российской Федерации. Оно разрабатывалось в соот­ветствии с принятыми в 1998 году государственными стандартами ГОСТ Р ИСО 14010-98 - 14012-98. Данный проект Положения придал юридический статус экологическому аудиторскому заключению, установил права, обязанности и от­ветственность участников процесса, определяет роль государства в развитии экологического аудита и обеспечении гарантий компетентности, независимости и качества предоставляемых аудиторских услуг.

Инициатива разработки Госкомэкологией России проекта Постановления Правительства РФ вызвана также тем, что отсутствие соответствующего федерального нормативно-правового акта привело к принятию в ряде субъектов РФ региональных законов и нормативно-правовых актов в области экологического аудита. Нормы экологического аудита были разработаны и утверждены в Республиках Башкортостан, Татарстан, Рес­публике Хакасия, Удмуртской Республике, Нижегородской, Волгоградской, Ивановской, Калининградской, Пермской и Томской областях. Принимаются нормативно-правовые акты по экологическому аудированию и на местном уровне. Например, Приказы Госкомэкологии Российской Федерации от 17.02.1998 г. № 94 и Госкомитета по охране окружающей среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.1998 г. № 38, которые ввели эко­логический аудит на данной территории.

Установление различных способов регулирования деятельности по экологическому аудиту в субъектах и областях РФ снижает эффективность государственного регулирования в данной области, а также со­кращает возможности потенциального применения процедуры экологического аудита как государственным структурам, так и хозяйствующим субъектам.

В настоящее время аудиторские заключения российских экологов-аудиторов используются только хозяйствующими субъектами для формирования собственной экологической политики и определения приоритетов природоохранной дея­тельности, что значительно ограничивает возможности использования резуль­татов экологического аудита.

Кроме этого, существует более 150 федеральных нормативно-правовых актов по вопросам экологии и природопользования (природоохраны), которые все имеют определенное отношение к экологическому аудиту.

Таким образом, работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования аудита, экологического аудита в частности, для устранения пробелов и противоречий должна быть продолжена.

Президент РФ, Правительство РФ - Минприроды РФ - на­правляют все свои силы на улучшение экологической обстановки в стране, с од­ной стороны, издавая новые нормативно-правовые акты и, с другой, устраняя несоответствия между существующими, пересматривая действующие акты и проверяя их на соответствие сложившейся экологической практики.

Совершенствование законодательства создаст основу для дальнейшего поступательного развития экологического аудита и общественно значимой профессии экологического аудитора, которая обеспечивает российский рынок и общество в целом объективной и надежной экологической информацией.

Несмотря на широкое использование термина «экологический аудит», в законодательных актах РФ длительное время не было его официального определения. Оно было дано только в Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», но, к сожалению, кроме определения, в законе не содержится больше никаких указаний, касаю­щихся экологического аудита. Это определение частично отличает­ся от определений, приводимых в других нормативных документах, в том числе в международных стандартах серии ИСО серии 14000, носящих рекомендательный характер.

В настоящее время административные механизмы управления рациональным природопользованием и охраной окружающей среды не развиты, регулирование договорными процедурами, включая экономические средства, отсутствует.

Экологический аудит сегодня проводится на основании договора, заключенного между аудиторской организацией и заказчиком. Условия заказа на аудит, примерное содержание договора на выполнение аудиторских услуг (в договоре должен быть обязательно предусмотрен неограниченный доступ аудиторов ко всей информации клиента, без каких-либо исключений, поскольку обоснованный результат проверки возможен только в этом случае), а также условия, при которых аудиторский риск должен быть снижен до приемлемо низкого уровня определяют стандарты подгруппы с номерами МСА 200-299.

Процедура аудита предусматривает оформление его результатов в виде аудиторского отчета (заключения), если иное не предусмотрено договором.

Предложения о регулировании экологического аудита наталкиваются на критику того, что экологический аудит, особенно обязательный, будет дублировать экологический контроль, государ­ственную экологическую экспертизу, станет средством легитимации незаконно построенных объектов.

Согласно действующему российскому законода­тельству предприятие обязано обеспечить рациональное природопользование, охрану окружающей среды, а также собственную защищенность от негативного воздействия загрязненной окружающей среды, которое может проявиться в ви­де воздействия опасных факторов на здоровье персонала предприятия, на состояние производственных сооружений и т.д. Невыполнение этих обязательств должно повлечь за собой серьезные правовые и экономические последствия для предприятия-нарушителя.

По мнению О.Л. Дубовик [4], крайне необходимо, чтобы развитие соответствующего законодательства об охране окружающей среды шло в ногу со временем и наиболее комплексно обеспечивало существование действенных механизмов охраны окружающей среды и здоровья человека.

Прини­маемые в настоящее время законопроекты о мерах повышения энергоэффективности и энергосбережения рассматривают экологический аудит в системе экологического контроля и даже до­пускают замену государственного контроля экологическим аудитом. С точки зрения снижения административных барьеров предпринимательской деятельности, в отношении некоторых объектов перераспределение контрольных механизмов возможно и будет целесообразным.

В организационно-правовой деятельности экологического аудита следует установить следующие ограничения:

  • экологический аудит не может проводиться аудиторскими организациями в отношении юридических лиц, являющихся их учредителями, акционерами, кредиторами, страховщиками, в отношении которых эти аудиторские организации являются учредителями, акционерами или дочерними предприятиями;
  • экологический аудит не может проводиться аудиторами, являющимися собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами аудируемого лица.

Экологический аудит не является наилучшей, а тем более единственной, альтернативой го­сударственному экологическому контролю. Скорее всего, речь идет о повышении роли производственного экологического контроля, в рамках которого может проводиться внешний экологический аудит. Прямое же замещение сферы государственного контроля экологическим аудитом недопустимо.

В условиях ухудшающейся экологической обстановки в стране необходимо принять Федеральный закон «Об экологическом аудите». Отсутствие закона существенно сдерживает развитие экологического аудита в России.

В Законе нужно предусмотреть нормы, регулирующие отношения, связанные с организацией и проведением экологического аудита, а именно:

  • обязательный аудит по инициативе государственного органа и аудит по инициативе субъекта предпринимательской деятельности.
  • возможность, основания и правовые последствия обязательного назначения и проведения экологического аудита;
  • меры по защите конфиденциальной информа­ции, полученной при проведении аудита и порядок использования такой информации;
  • правовое значение аудиторского заключения, ответственность за его недостоверность, нарушение сроков подачи и т.п., а также меры реагиро­вания и порядка действий должностных лиц государственного кон­трольного органа в случае нарушения требований к самоконтролю;
  • меры наказания при нарушении деятельности, контролируемой экологическими аудиторами;
  • квалификационные требования к экоаудиторам;
  • порядок аттестации и повышения квалификации экоаудиторов;
  • оказание услуг по проведению экологического аудита в качестве самостоятельного вида экономической деятельности и пр.

Между тем, в Российской Федерации добровольный экологический аудит давно существует и даже развивается. Российские экологические аудиторы проводят экологические оценки хозяйственной и иной деятельно­сти предприятий по международным стандартам, участвуют в международных проектах.

Опыт ближайших соседей - Казахстана, Украины, Беларусии, где экологический аудит урегулирован законодательно, доказывает неизбежность включения соответствующих норм в российское законодательство.

У Российской Федерации есть возможность изучить зарубежный опыт организации и проведения экологическо­го аудита, с учетом наработанного опыта предусмотреть в экологическом законодательстве соответствующие процедуры, установить последствия проведения экологического аудита.

В России ранее существовал опыт нормативно-правового регулирования экологичес­кого аудита. Развитие данного института в 1990-х гг. было достаточно динамичным и опиралось на подзаконные нор­мативно-правовые акты: приказы Государст­венного комитета по охране природы Российской Федерации (Госкомэкологии). С ликвидацией Госкомэкологии в 2000 г. немногочисленные нормативно-правовые акты Госкомэкологии бы­ли признаны утратившими силу или уже фактически не применяются.

По нашему мнению, интересен опыт нормативно-правового регулирования экологического аудита на региональном уровне. Нормативно-правовое регулирование экологического аудита в субъектах Российской Федерации значительно продвинулась вперед по сравнению с федеральным законодательством. Так, законодательство г. Москвы включает в себя Постановление Правительства Москвы от 27.08.2002 г. № 693-ПП «Об экологическом аудите», Постановле­ние Правительства Москвы от 22.07.2003 г. № 568-ПП, которым введены в действие Временное положение о системе экологического аудита в городе Москве, Временный порядок проведения экологического аудита и Критерии отнесения организаций города Москвы к числу рекомендованных для проведения экологическо­го аудита.

В 2010 году Минприроды России был разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования вопросов осуществления экологического аудита)», которым предусматривается, что экологический аудит проводится членами саморегулируемых организаций в области экоаудита – экоаудиторами. В настоящее время законопроект дорабатывается Министерством по замечаниям Государственно-правового управления Президента Российской Федерации в части отношений, связанных с деятельностью саморегулируемых организаций в области экологического аудита.

Несомненно, что государствен­ное регулирование деятельности через создание саморегулируемых организаций являются тенденцией развития аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Однако законопроект о введении саморегулирования экоаудиторских организаций вызывает возражение. По нашему мнению, деятельность юридических лиц, осуществляющих экологический аудит, как экспертная деятельность должна подлежать регулирова­нию и контролю со стороны государства или иных субъектов. Вместе с тем внедрение саморегулирования на данном этапе развития эко­логического аудита считаем преждевременным шагом. На этапе внедрения экологического аудита особенно важно создать институциональные ос­новы деятельности аудита в данной сфере. Саморегулирование может быть введено на следующем этапе развития экологического аудита. Вместе с тем представляется, что в настоящее время и введение ли­цензирования деятельности в области экологического аудита не соот­ветствует тенденциям развития законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, поскольку сфера лицензирования неуклонно сужается и постепенно замещается саморегулированием.

Государственный контроль за аудиторскими организациями и отдельными экоаудиторами необходимо вводить, прежде всего, примени­тельно к обязательному экологическому аудиту или также к добро­вольному экологическому аудиту, в случае если в результате прове­дения добровольного экологического аудита государство будет предоставлять природопользователю определенные преференции.

На наш взгляд, необходимым шагом является введение государ­ственной аккредитации аудиторских организаций и индивидуаль­ных аудиторов для того, чтобы они могли осуществлять экологичес­кий аудит. Следует отметить, что в Российской Федерации уже действует определенное число аудиторских организаций, осуществляющих экологи­ческий аудит. Указанные организации смогут пройти аккредитацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в Росприроднадзоре. На Росприроднадзор может быть возложено полномочие по организацион­ному обеспечению государственной аккредитации аудиторов и аудиторских организаций, осуществляющих экологический аудит, а именно по ведению реестра аккредитованных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Целесообразно, на наш взгляд, также

  • обеспечить аудиторам России возможность реализовать предоставленные им права участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, в том числе, проводить независимые экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов и направлять их в органы государственной власти РФ, в том числе в части нормотворческой деятельности по вопросам экологического аудита и экологического учета;
  • разработать программы системы спецкурсов для получения специализации, позволяющей проводить аудит в отдельных отраслях экономической деятельности, начиная с совместного обсуждения этого вопроса представителями всех СРО аудиторов, выбора руководителя, формирования авторских коллективов по каждой особой отрасли экономики, подбора авторов, подготовки программы, а если необходимо, то и методических пособий по этим программам, утверждения материалов и их публикации, поскольку в регламентах Международной федерации бухгалтеров (IFAX), в первую очередь в п. 18 стандарта «Образовательные требования для профессиональных аудиторов» (IES8/MCO8) указывается, что «необходима специализация профессиональных бухгалтеров и профессиональных аудиторов, поскольку ни один профессиональный аудитор не может быть специалистом высокого уровня во всех областях. Специализация необходима для наработки исключительно глубоких знаний и навыков в особых областях(отраслях)»;
  • разработать всеми СРО аудиторов новые программы повышения квалификации аудиторов в связи с принятием Кодекса этики аудиторов, одобренного Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012 г. (протокол № 4);
  • создать единую для всех СРО аудиторов базу данных выданных сертификатов повышения квалификации аудиторов для более четкого выполнения обязанности по подтверждению соблюдения аудиторами требования об обучении по программам повышения квалификации;
  • организовать эффективную систему контроля качества СРО аудиторов обучения по программам повышения квалификации аудиторов в аккредитованных УМЦ;
  • объединить усилия с представителями других отраслей деятельности для решения общих задач, таких как совершенствование нормативной базы и наделение саморегулируемых организаций необходимыми полномочиями для внесудебного решения спорных вопросов, например унификации законодательства о саморегулировании по отраслям и уточнение компетенций федеральных органов исполнительной власти в этой сфере.

Предложения автора в данной статье по развитию нормативно-правовой базы экологического аудита могут стать основой Федерального закона «Об экологическом аудите», где необходимо прописать цели, за­дачи, виды и объекты экологического аудита, а также случаи проведения обязательного экологического ауди­та. Порядок же организации и проведения экологического аудита целесообразно предусмотреть в Постановлении Правительства Российской Федерации «О порядке организации и проведения экологического аудита».

В России уже создана правовая база по ре­гулированию аудита. Определены государственные органы, обладающие основными полномочиями в рамках нормативно-правового регулирования аудита, выведен на новый уро­вень институт саморегулирования аудиторской деятельности. Все это способствует развитию нормативно-правовой базы и экологического аудита, основными направлениями дальнейшего совершенствования которого должны стать [8]:

  • разработка постановления Правительства Российской Федера­ции о порядке осуществления уполномоченным федеральным орга­ном надзора за деятельностью саморегулируемых аудиторских органи­заций;
  • разработка предложений по совершенствованию системы атте­стации и повышения квалификации аудиторов;
  • разработка типовой конкурсной документации по отбору ауди­торских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%;
  • проработка вопросов обеспечения ответственности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
  • разработка рекомендаций по формированию в саморегули­руемых аудиторских организациях комитетов (комиссий) по контро­лю качества, комитетов, осуществляющих контроль за выполнением норм профессиональной этики, дисциплинарных комитетов;
  • анализ практики применения Кодекса этики аудиторов России и подготовка предложений по его уточнению, а также совершенство­ванию механизма применения;
  • разработка (доработка) федеральных правил (стандартов) ауди­торской деятельности.

В целом анализ показывает, что развитие аудита в России — это государственное регулирование аудиторской деятельности. Соз­данное профессиональное объединение аудиторов посредством слияния нескольких аккредитованных при Министерстве финансов РФ саморегулируемых аудиторских организаций будет способствовать постепенной выработке концепций и путей решения наиболее острых вопросов и заполнению пробелов в законодательстве РФ.

References
1. Baidakov S.L., Serov G.P. Ekologicheskii audit: Postateinyi kommentarii k Federal'nomu zakonu «Ob auditorskoi deyatel'nosti». - M.: Os'-89. 2002.
2. Vinichenko V., Cherp O. ISO 14000 mezhdunarodnye standarty v oblasti sistem ekologicheskogo menedzhmenta // URL: www.ecoline.ru/inc/articles/isol4000/index.html (data obrashcheniya 20.05.12 g.)
3. Demina L. A. Ekologicheskii audit: proshloe, nastoyashchee, budushchee ekonomika, tekhnika, ekologiya. 1999. № 11.
4. Dubovik O.L. Pravo grazhdan na vozmeshchenie vreda, prichinennogo zdorov'yu i imushchestvu cheloveka ekologicheskimi pravonarusheniyami v Rossii // Okhrana okruzhayushchei sredy i kachestvo zhizni: Pravovye aspekty: Sb. nauch. tr. / RAN INION. Tsentr sotsial. nauch.-inform. issled. Otdel pravovedeniya; IGP RAN; otv. red. Alferova E.V., Dubovik O.L. – M., 2011.
5. Ibatullin U.G. Rynok ekologicheskikh uslug: ekologicheskii audit Ekonomika prirodopol'zovaniya. Obzornaya informatsiya. 2001. № 1.
6. Kudryavtseva O.V. Osnovy ekologicheskogo audita // Vestnik MGU. Seriya Ekonomika. 2000. № 4.
7. Petrova T.V. Pravovye problemy ekologicheskogo audita // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2007. № 1.
8. Plan raboty Soveta po auditorskoi deyatel'nosti pri Ministerstve fi¬nansov Rossiiskoi Federatsii na 2005 god // URL: http://minfin.rmet.ru (data obrashcheniya 20.05.12 g.).
9. Punkevich B S., Dibrova A.K. Ekologicheskii audit: pravovaya i normativnaya osnova // Stan¬darty i kachestvo. 2005. № 4.
10. Serov G. P. Ekologicheskii audit. Uchebno-prakt. posobie - M.: Ekzamen, 1999.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.