Статья 'Разработка инструментария оценки дифференциации уровня транспортной доступности северного региона' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial Board
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Theoretical and Applied Economics
Reference:

Elaboration of toolset for assessing differentiation of the level of transport accessibility of northern region

Egorova Tatiana

ORCID: 0000-0003-3655-6476

PhD in Economics

Leading Scientific Associate, Scientific Research Institute of Regional Economy of the North, Ammosov North-Eastern Federal University

677000, Russia, Respublika Sakha (Yakutiya), Yakutsk, str. Lenina, 1, of. 710

tp.egorova@s-vfu.ru
Other publications by this author
 

 
Delakhova Anna Mikhailovna

Senior Scientific Associate, Scientific Research Institute of Regional Economy of the North, Ammosov North-Eastern Federal University

677000, Russia, Respublika Sakha (Yakutiya), g. Yakutsk, pr. Lenina, 1, of. 710

anna.delakhova@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8647.2020.4.34637

Received:

11-12-2020


Published:

18-12-2020


Abstract: The subject of this research is the theory and practice of assessing transport accessibility of the territories of northern regions, where the absence of all-season overland communications render impossible their comparison and analysis. The common type of communications in northern regions are winter/ice roads, which are not usually included in analysis of infrastructure and transportation accessibility of a territory. Inclusion of the variable of seasonal communications is substantiated by the absences of alternatives in northern regions. The tools for assessing transport accessibility of the territory are developed using the integral index method, which allows determining the differentiation of variables of weighted average time and monetary costs on freight transportation. Such method based on the cost and time assessment of the transportation-logistical expenses allows accounting for changes in the transport complex, related to development of transportation network in the region, reflected on all stages of the logistical process. The developed methodological toolset is based on the classic methods of assessment of regional transportation system, while at the same time presents novelty, as it includes the presence of seasonal types of transportation communications in northern regions of the country and their logistical component, allowing to fully assess the peculiarities of transportation systems in the northern regions. The conducted analysis of the variables of the territorial structure of transportation network of the Sakha Republic (Yakutia) revealed heterogeneity in transport accessibility of municipal regions of the Sakha Republic. Results of the analysis of the level of differentiation of transport accessibility of municipalities through methods demonstrated a heterogenic differentiation, influenced by the vastness of the territories, low density of population, as well as sparseness of settlements of the Artic regions among number of other factors.


Keywords:

transport accessibility, transport security, transport system, accessibility of the territory, winter truck, transport and logistics costs, time costs, multimodality, logistics center, spatial differentiation

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Специфика территорий северных регионов в виде внутренних региональных различий в транспортной доступности муниципальных районов накладывает существенные дополнительные затраты на различные аспекты социально-экономической деятельности субъекта в виде удорожания производства, капитального строительства, транспорта и жизнедеятельности населения. Республика Саха (Якутия) является одним из наиболее обширных и специфических регионов Российской Федерации. На социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) большое отрицательное влияние продолжают оказывать сезонность функционирования транспорта.

Понятие транспортной доступности территории взаимосвязано со многими социальными и экономическими процессами, происходящими на территории региона, и определяется как экономическая категория. Иными словами, транспортная доступность является сложным и многогранным понятием, включающим факторы экономического, географического, политического и социального характера. Необходимость сравнительной оценки транспортной доступности в северных регионах обусловлена сложностью анализа данных территорий существующими методиками из-за сезонности функционирования транспортных коммуникаций.

Теоретической и методологической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых по исследованию пространственного развития экономики, региональных транспортных систем Севера и Сибири: А.Г. Гранберга, П.А. Минакира, H.H. Михеевой, Н.Я. Петракова, О.С. Пчелинцева и других, где сформулированы основные подходы к оценке транспортных систем [1-5].

Информационная база исследования составлена на аналитических и статистических материалах Росстата и его территориальных подразделений, данных министерств, ведомств. Проведен анализ нормативных актов, прогнозных, аналитических, статистических и концептуальных материалов, содержащихся в научной литературе. Были применены научные методы синтеза, системного анализа, классификации, математической статистики и экономического анализа.

В России к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям полностью отнесены 16 и часть 11 субъектов Федерации. Среди них Республика Саха (Якутия) обладает наиболее обширной территорией, а ее транспортная система является мегатерриториальной [6]. Масштабность территории является одним из ключевых факторов, осложняющих ее управление, что прослеживается в неоднократных территориально-административных преобразованиях и дроблениях северо-восточной части России.

Исследование транспортных систем северных регионов России показывает, что из них только три региона (Ненецкий АО, Чукотский АО, Республика Саха (Якутия)) в структуре путей сообщения имеют менее 30% капитальных дорог с твердым покрытием, большая часть транспортных коммуникаций в них – сезонные (водные пути, автозимники), являющимися безальтернативными и потому ежегодно возобновляемыми (рисунок 1). Проанализировав основные подходы к анализу и оценке транспортных систем [7], применяемые, к примеру, в межрегиональной дифференции [8], было выявлено, что современные исследования отечественных и зарубежных ученых и специалистов-практиков в области региональной экономики и управления транспортными системами не в полной мере используют имеющиеся в регионах Севера особенности транспортной системы – широком использовании автомобильных дорог временного действия (автозимников), которые в практике анализа транспортной обеспеченности, транспортной доступности, транспортного потенциала территорий обычно не используются [9]. Основой транспортной системы Республики Саха (Якутия) является региональная транспортная сеть, которая в регионе преимущественно сезонного действия, формирующая не только инфраструктурный каркас экономического развития региона, но и являющаяся жизнеобеспечивающей отраслью.

Рисунок 1. - Структура путей сообщения северных регионов Российской Федерации, 2019г.

Несмотря на сезонность функционирования (продолжительность эксплуатации более 8 месяцев), автозимники можно отнести к регулярным (возобновляемым) автодорогам, часть из которых введена в разряд региональных дорог [10]. Наземный автомобильный транспорт в арктических районах республики является важной составляющей жизнеобеспечения населения и развития экономики, их протяженность с 2006г. увеличилась в 2,3 раза (с 7 до 16 тыс.км) [11].

Первичными показателями уровня транспортной доступности территории является ее транспортная обеспеченность, характеризующая количественные параметры наличия и протяженности транспортных коммуникаций. В настоящее время не существует общепринятой системы измерителей транспортной доступности территории. Потому разными авторами используются следующие показатели:

1. Интегральная транспортная доступность (ИТД) – показывает возможность достижения любой точки региона (района, области) из любой другой его точки;

2. Коэффициент транспортной доступности (КТД) – показывает транспортную доступность административного центра субъекта, учитывая вариативность видов транспорта;

3. Коэффициент Энгеля – отражает взаимосвязь протяженности.

Среди зарубежных исследователей вопросы транспортной доступности рассматриваются с позиций критических факторов в логистических цепях [12], развития сети общественного транспорта [13], и как социального индикатора [14], определяющего условия жизни населения [15]. Таким образом, транспортная доступность в большинстве применяемых методик определяется следующими характеристиками:

1) полные затраты времени на перемещение с какой-либо целью;

2) экономическая или ценовая доступность транспортных услуг;

3) транспортная мобильность населения.

Выявление ретроспективных тенденций изменения пространственной структуры региональной транспортной сети и факторов, оказывающих влияние на их изменение, позволяет проследить роль и значимость транспортной составляющей в пространственной дифференциации экономики северного региона.

Для анализа транспортной доступности территорий Республики Саха (Якутия) были проанализированы количественные показатели транспортной обеспеченности 35 муниципальных районов Республики Саха (Якутия) за 2006-2019 год. Уровень развития транспортной инфраструктуры Республики Саха (Якутия) неоднороден, наиболее развитыми и освоенными являются южные и центральные муниципальные образования. Для северных территорий характерна чрезвычайная низкая плотность дорожной сети, характеризующаяся отсутствием круглогодичных связей с центральными территориями республики. Данный анализ проведен с учетом сезонных коммуникаций, включая показатели протяженности автозимников, ледовых переправ и водных путей сообщения с гарантированными габаритами. Включение показателей сезонных коммуникаций позволяет более полно оценить обеспеченность муниципальных районов северного региона транспортными коммуникациями. На основе данного сравнения составлена рейтинговая оценка транспортной обеспеченности муниципальных районов Республики Саха (Якутия) [16].

Данные показатели позволяют получить общее представление о наличии транспортных коммуникаций на территориях муниципальных образований и их количественные показатели, влияющих на уровень социально-экономического развития территорий, но не позволяют оценить транспортную доступность территорий муниципальных районов. В связи с этим, оценку транспортной доступности территорий муниципальных районов предлагается провести на основе расчета показателей средневзвешенных временны́х и денежных затрат на перемещение грузов (товарно-материальных ценностей) от транспортных узлов Республики Саха (Якутия), являющихся основными пунктами материального снабжения для жизнедеятельности населения, до поселений муниципальных районов региона.

Для формирования системы интегральных коэффициентов транспортной доступности, влияющих на реальное удорожание стоимости работ (услуг) на территориях муниципальных районов Республики Саха (Якутия), используется интегральный индексный метод, позволяющий выделить и обосновать специфику дифференциации условий проведения таких работ в зависимости от колебания уровня транспортной доступности муниципального района.

Очень важным аспектом, влияющим на уровень транспортной доступности северных территорий, является уровень транспортно-логистических затрат и доступность к услугам транспортно-логистических предприятий, осуществляющих перевозку грузов. Из-за особенностей функционирования транспортной системы Якутии доставка строительной техники, строительно-монтажных конструкций и материалов, топлива, перебазирование материальных ресурсов организаций может занимать несколько календарных периодов. В связи с этим нами проведен расчет средневзвешенных комплексных логистических затрат в разрезе муниципальных районов, который отражает дифференциацию затрат на доставку грузов, наибольшие значения которых достигаются в труднодоступных северных и арктических муниципальных районах республики (рисунок 2). Расчет произведен по 5-ти группам грузов, включающих по 10 наименований каждой группы: топливно-энергетические, строительные материалы, металлоконструкции, машины (оборудование), железобетонные изделия. Условной отправной точкой выбран г. Омск, наиболее подходящий по критерию равноудаленности отправки товарно-материальных ценностей по заданной выборке.

Рисунок 2. – Дифференциация транспортно-логистических затрат на доставку грузов в разрезе муниципальных районов Республики Саха (Якутия), 2019г.

Формирование многокритериальной модели, устанавливающей корректирующий коэффициент транспортной доступности территорий муниципальных районов (МР) Республики Саха (Якутия) и реального удорожания проведения ремонтно-строительных работ автомобильных дорог региона, предложено использовать по интегральному индексному методу, позволяющему выделить дифференциацию условий проведения таких работ в зависимости от колебания уровня транспортной доступности:

, (1)

где корректирующий показатель дифференциации уровня транспортной доступности территорий для каждого i-того базового района;

индекс нормированного коэффициента дифференциации временны́х затрат на перемещение внутри каждого i-того базового района и центра региона, на доставку грузов из основных транспортных узлов республики

, (2)

где коэффициент дифференциации временны́х затрат на перемещение внутри района и до центра региона, на доставку грузов от основных транспортных узлов республики до каждого i-того базового уровня;

минимальное значение коэффициента дифференциации временны́х затрат на доставку грузов внутри района и от центра региона, на доставку грузов от основных транспортных узлов республики в разрезе муниципальных районов республики;

минимальное значение коэффициента дифференциации временны́х затрат на доставку грузов от центра региона до пунктов внутри района и, на доставку грузов от основных транспортных узлов республики в разрезе муниципальных районов республики:

, (3)

где:

n – число населенных пунктов в рассматриваемом муниципальном районе;

– протяженность автомобильных дорог с учетом наземных сезонных коммуникаций от районного центра до n-ого населенного пункта i-того муниципального района;

– затраты времени, связанные с доставкой грузов автотранспортным средством от районного центра n-ого населенного пункта до i-того муниципального района;

– протяженность автомобильных дорог с учетом сезонных наземных коммуникаций от основного транспортного узла региона до n-ого населенного пункта i-того муниципального района;

– затраты времени, связанные с доставкой грузов автотранспортным средством от n-ого населенного пункта i-того муниципального района до основного транспортного узла региона.

При расчетах затрат времени, связанных с передвижением внутри муниципальных районов и до основных транспортных узлов региона, были использованы средние скорости управления грузовым транспортным средством: по федеральным автодорогам -80 км/ч; по региональным автодорогам - 40 км/ч, по автозимникам - 20 км/ч.

индекс нормированного коэффициента дифференциации уровня транспортно-логистических затрат на доставку грузов для каждого i-того базового района;

, (4)

где: средневзвешенные комплексные транспортно-логистические затраты на доставку грузов для каждого i-того базового района;

минимальное значение средневзвешенных комплексных транспортно-логистических затрат на доставку грузов в разрезе муниципальных районов республики;

максимальное значение средневзвешенных комплексных транспортно-логистических затрат на доставку грузов в разрезе муниципальных районов республики.

(5)

где: - затраты на транспортировку грузов для i-го вида транспорта, руб./т.;

- затраты на хранение грузов для i-го вида транспорта;

- дополнительные затраты по доставке грузов для i-го вида транспорта (перевалка/перекачка, сортировка, тарирование и т.д.), руб./т.

В связи с запуском железной дороги до пос. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского района в 2019 году произошло изменение традиционных транспортных схем завоза грузов в республику. В таблице 1 приведены сведения об изменении основных транспортных схем в разрезе муниципальных районов Республики Саха (Якутия).

Таблица 1 Изменение транспортных схем завоза грузов на территорию Республики Саха (Якутия) в разрезе муниципальных районов

Муниципальный

район

Транспортная схема 2017

Новая транспортная схема 2019

основная

вспомогательная

Абыйский

Осетрово-Чокурдах (река-море)-Белая Гора (автозимник)

-

жд-авто-Хандыга-Белая Гора(автозимник)

Алданский

жд-Томмот-авто

-

без изменений

Аллаиховский

Осетрово-Чокурдах (река-море)

-

СМП

Амгинский

жд-авто

-

без изменений

Анабарский

СМП

-

без изменений

Булунский

СМП

Осетрово-Тикси (река-море)

без изменений

Верхневилюйский

Осетрово-Ленск - река

-

жд - Нижний Бестях - авто

Верхнеколымский

Осетрово-река-море-Нижнеколымск-река-Зырянка

-

без изменений

Верхоянский

Осетрово-Нижнеянск (река) – Усть-Куйга (река/автозимник)- Батагай (автозимник)

-

жд-Нижний Бестях-автозимник

Вилюйский

Осетрово-Ленск (река)-Вилюйск (река)

Осетрово-Жатай(река)-авто

жд-Нижний Бестях-автозимник

Горный

Осетрово-Жатай(река)-авто

жд-Нижний Бестях-авто

без изменений

Жиганский

Осетрово-Жиганск (река)

-

Жд-Нижний Бестях-Жиганск(река)

Кобяйский

Осетрово-Сангар(река)

-

без изменений

Ленский

Осетрово-Ленск (река)

-

без изменений

Мегино-Кангаласский

жд - Томмот- авто

-

жд - Нижний Бестях - авто

Мирнинский

Осетрово-Ленск (река)-авто

-

без изменений

Момский

жд -Томмот- автозимник

-

жд-Нижний Бестях-автозимник

Намский

Осетрово-Жатай(река)-авто

жд-Томмот-авто

жд-Нижний Бестях-авто

Нерюнгринский

жд-Нерюнгри-авто

-

без изменений

Нижнеколымский

Осетрово-Зеленый мыс (река-море)

-

СМП

Нюрбинский

Осетрово-Ленск (река)-Нюрба (река)

Осетрово-Жатай(река)-авто

жд -Нижний Бестях -авто

Оймяконский

Осетрово-Жатай(река)-авто

-

жд-Нижний Бестях-автозимник

Олекминский

Осетрово-Олекминск (река)

жд -Нижний Бестях - Олекминск (река или авто)

без изменений

Оленекский

Осетрово - Ленск (река)- автозимник

-

без изменений

Среднеколымский

Осетрово-Зеленый мыс(река-море)-автозимник

-

без изменений

Сунтарский

Осетрово-Сунтар(река)

жд-Томмот-авто

жд-Нижний Бестях - авто

Таттинский

жд-Томмот - авто

Осетрово-Жатай (река)-авто

жд-Нижний Бестях - авто

Томпонский

Осетрово-Хандыга (река)

-

жд-Нижний Бестях - авто

Усть-Алданский

жд-Томмот - авто

Осетрово-Жатай (река)-авто

жд-Нижний Бестях- авто

Усть-Майский

Осетрово-Эльдикан (река)

-

жд-Нижний Бестях - авто

Усть-Янский

Осетрово-Нижнеянск (река-море)

-

СМП

Осетрово-Нижнеянск (река-море)- Усть-Куйга (автозимник)

Осетрово-Нижнеянск (река) -Усть-Куйга (река)

без изменений

Хангаласский

Осетрово-Покровск-авто

Осетрово-Жатай (река)- авто

жд-Нижний Бестях - авто

Чурапчинский

жд-Томмот - авто

-

жд-Нижний Бестях - авто

Эвено-Бытантайский

жд-Томмот- автозимник

-

жд-Нижний Бестях- автозимник

Якутск

Осетрово-Якутск (река)

жд-Томмот-авто

жд-Нижний Бестях-авто

Таким образом, муниципальные районы Республики Саха (Якутия) можно выделить в 3 группы по прилеганию к основным входным транспортным узлам региона: ж/д станция Беркакит, ж/д станция Нижний Бестях, речной порт Осетрово (таблица 2).

Таблица 2. Распределение муниципальных районов Республики Саха (Якутия) по прилеганию к основным транспортным узлам региона

Основные входные транспортные узлы Республики Саха (Якутия)

Муниципальные районы региона

Речной порт Осетрово

Анабарский, Верхневилюйский, Вилюйский, Ленский, Мирнинский, Нюрбинский, Олекминский, Сунтарский

ж/д станция Беркакит

Алданский, Нерюнгринский

ж/д станция Нижний Бестях

Абыйский, Аллаиховский, Амгинский, Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Горный, Жиганский, Кобяйский, Мегино-Кангаласский, Момский, Намский, Нижнеколымский, оймяконский, Оленекский, Среднеколымский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Усть-Янский, Хангаласский, Чурапчинский, Эвено-Бытантайский, ГО «Якутск

Первым показателем многокритериальной модели является индекс транспортной доступности территории (ITАi), учитывающий средневзвешенные затраты времени, связанные с передвижением грузового транспортного средства от близлежащего транспортно-распределительного узла (РЦ) до районного центра МР, от г. Якутска до районного центра МР республики, от районного центра МР республики до каждого населенного пункта МР (рисунок 3).

Рисунок 3 – Результаты расчета средневзвешенных затрат времени на доставку грузов от транспортных узлов региона до муниципальных районов РС (Я), час

Результаты расчета средневзвешенных затрат времени на доставку грузов автомобильным транспортом от РЦ до каждого населенного пункта всех муниципальных районов показывают, что наименьшие показатели средневзвешенных затрат времени на доставку грузов от районного центра до населенных пунктов (до 2 часов) были отмечены в 19 муниципальных районах (54%). Наибольшие показатели средневзвешенных затрат времени на доставку грузов от районного центра до населенных пунктов были отмечены в диапазоне от 8 до 14 часов в 5 муниципальных районах республики (14%). В остальных муниципальных районах (32%) средние показатели затрат времени на доставку грузов от населенного пункта до районных центров составляют от 2 часов до 7 часов 45 минут. Максимальные показатели затрат времени на доставку грузов от основных транспортных узлов установлены в населенных пунктах арктических районов (до 119 часов).

Результаты расчета средневзвешенных затрат времени, связанные с доставкой грузов от г. Якутск до каждого населенного пункта муниципальных районов республики, отражают влияние территориальных особенностей региона, выражающихся в очаговом характере расселения на обширной территории и удаленности арктических муниципальных районов от главного транспортно-распределительного центра.

Индекс нормированного коэффициента уровня транспортно-логистических затрат на доставку грузов для каждого i-того базового района основывается на коэффициенте дифференциации уровня транспортно-логистических затрат на доставку грузов для каждого i-того базового района. Спецификой доставки грузов в труднодоступные арктические муниципальные районы региона является мультимодальность логистических цепей с необходимостью обязательной перевалки с одного вида транспорта на другой, хранение грузов в перевалочных пунктах в межсезонье до открытия автозимников. На основе результатов первого этапа исследований, где определены логистические затраты на доставку материалов, включающие стоимость транспортировки, погрузо-разгрузочных работ, затраты на хранение и депонацию грузов, установлены индексы уровня транспортно-логистических затрат на доставку грузов для каждого i-того района (рисунок 4).

Рисунок 4 – Результаты расчета индекса уровня дифференциации комплексных транспортно-логистических затрат на доставку грузов в разрезе муниципальных районов РС(Я)

В результате определения всех составляющих индексов, рассчитана шкала корректирующих коэффициентов для территории муниципальных районов Республики Саха (Якутия), отражающих реальное удорожание проведения различных работ (услуг) внутри региона (таблица 3).

Таблица 3 – Результаты расчета многокритериальной модели корректирующего коэффициента транспортной доступности территорий муниципальных районов Республики Саха (Якутия)

Муниципальные районы РС (Я)

Ктд

Муниципальные районы РС (Я)

Ктд

Абыйский

1,82

Нерюнгринский

1,07

Алданский

1,06

Нижнеколымский

2,00

Аллаиховский

1,67

Нюрбинский

1,10

Амгинский

1,09

Оймяконский

1,32

Анабарский

1,54

Олекминский

1,07

Булунский

1,91

Оленекский

1,54

Верхневилюйский

1,09

Среднеколымский

1,80

Верхнеколымский

1,67

Сунтарский

1,10

Верхоянский

1,58

Таттинский

1,11

Вилюйский

1,16

Томпонский

1,14

Горный

1,09

Усть-Алданский

1,08

Жиганский

1,49

Усть-Майский

1,15

Кобяйский

1,20

Усть-Янский

1,78

Ленский

1,05

Хангаласский

1,08

Мегино-Кангаласский

1,07

Чурапчинский

1,09

Мирнинский

1,10

Эвено-Бытантайский

1,67

Момский

1,56

ГО «Город Якутск»

1,06

Намский

1,08

Данная методика, основанная на стоимостной оценке транспортно-логистических затрат, позволяет учитывать изменения в транспортном комплексе, находящие отражение на всех этапах перевозочного процесса. В первую очередь это затрагивает постепенное переключение объемов завоза грузов с 2019г. на железную дорогу, что существенно меняет организацию работы всего транспортного комплекса Республике Саха (Якутия). Как отмечается в исследованиях [17], в связи со строительством моста через р. Лена близ Якутска, а также ввода мостовых переходов на региональных автодорогах, возрастет значение железнодорожного узла в п.Нижний Бестях и формирующегося здесь транспортно-логистического центра как основного логистического центра, осуществляющего круглогодичную переработку основного грузопотока в Центральный регион Республики Саха (Якутия). Это скажется на сроках хранения межнавигационных запасов грузов, а в некоторых районах будет обеспечена круглогодичная транспортная доступность.

Особенности транспортной системы Республики Саха (Якутия) (особенно в арктической части) показывают изменчивость уровня транспортной доступности в зависимости от многих факторов, что отражается на функционировании социально-экономических систем муниципальных районов и проведения строительных и ремонтных работ в том числе. Данное влияние наиболее выражено на функционировании локальных рынков обмена товарами и услуг, где особенности функционирования транспортной системы выражаются в высоком уровне транспортной составляющей розничной цены, высоких затратах на хранение и в монополистическом характере локальных рынков. Приведенные данные полученных результатов расчета корректирующего коэффициента транспортной доступности в разрезе территорий муниципальных районов Республики Саха (Якутия), могут использоваться при расчете или распределении необходимого количественного объема ассигнований регионального и муниципального значения для проведения работ в Республики Саха (Якутия).

Развитие транспортной инфраструктуры регионов Севера имеет сложную природу, зависит от множества факторов, имеет ряд направлений и особенностей, выявление и оценка которых требуют совершенствования существующих и разработки новых методов, обеспечивающих объективность исследования результативности ее использования с учетом современных экономических условий. В результате проведенного пространственного анализа функционирования транспортной системы Республики Саха (Якутия) можно сделать следующие выводы:

1. Исследование транспортных систем северных регионов России показывает, что из 27 субъектов, относящихся к районам Крайнего Севера, три региона (Ненецкий АО, Чукотский АО, Республика Саха (Якутия)) имеют более 70% сезонных дорог (водные пути, автозимники). Анализ основных подходов оценки транспортных систем выявил, что имеющиеся в регионах Севера особенности транспортной системы – использование автодорог временного действия (автозимников) в практике анализа транспортной обеспеченности, транспортной доступности, транспортного потенциала территорий не используются.

2. Проведенный анализ показателей пространственной структуры транспортной сети Республика Саха (Якутия) выявил неоднородность в транспортной доступности муниципальных районов республики. Результаты анализа уровня дифференциации транспортной доступности муниципальных образований различными методиками показывают неоднородную дифференциацию, на которую оказывают влияние обширность территорий, низкая численность и сильная рассредоточенность населенных пунктов арктических районов и ряд других факторов.

3. На основании проведенного анализа внутрирегиональной дифференциации транспортной доступности муниципальных районов республики выявлена необходимость разработки методологии внутрирегионального зонирования с учетом сложившейся пространственной дифференциации региона

Статья подготовлена в рамках проекта № FSRG-2020-0010 по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.