Статья 'Инструменты социально-экономической поддержки коренных малочисленных народов Севера' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial Board
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Theoretical and Applied Economics
Reference:

Instruments of socioeconomic support of indigenous minorities of the North

Danilova Svetlana Vital'evna

PhD in Economics

Docent, the department of Economics, Management and Law

628602, Russia, Khanty-Mansiiskii avtonomnyi okrug -Yugra avtonomnyi okrug, g. Nizhnevartovsk, ul. Mira, 9, kab. 112

svaprel@yandex.ru
Abdulvaliev Almaz Firzyarovich

PhD in Law

Docent, the department of State Administration and Criminal Law, Nizhnevartovsk Institute of Economics and Law, branch of Tyumen State University

628600, Russia, Khanty-Mansiiskii avtonomnyi okrug -Yugra avtonomnyi okrug, g. Nizhnevartovsk, ul. Druzhby Narodov, 13A

a.abdulvaliev@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-8647.2018.4.28093

Received:

16-11-2018


Published:

23-11-2018


Abstract: The isolated lifestyle of the indigenous monitories of the North along with the minimized outside interaction becomes a hampering factor in development of secluded territories within any country.  In majority of countries with historical presence of indigenous people have unresolved issues pertaining to preservation of ethnic peculiarities of the indigenous lifestyle, including problems in the area of financial and social support. In the life on the territory of the ancestral habitat and preservation of ethnic customs, peoples of the North possess certain sources of material aid. Financial aid is given to them in forms of subsidies, grants, and one-time payments. In the course of this research, the authors studied the legislative bills, articles and monographs of foreign and Russian researchers, and volumes of statistical data pertaining to the instrument of support of the indigenous peoples of Russia and other territories. The research allowed determining the fact that in the group of countries in question the mechanism for support and preservation of the cultural heritage of the indigenous peoples of the North are very relative and carry attributes of formalism, which testifies to lack of effort spent on tackling this issue. There is a need for global transformation of the existent instruments of social support for the indigenous minorities of the North, which should have been enhanced by the experience of other states in the area of support and stimulation of the life of the indigenous peoples. The scientific approach towards the study of the livelihood of the indigenous minorities of the North allowed formulating new and efficient instruments for social support.


Keywords:

indigenous peoples, special geographical conditions, social support, financial assistance, social responsibility, social security, cultural heritage, instruments of social support, Alaska Permanent Fund, Mineral Management Service

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение

Рациональность использования природных ресурсов, стабильность социального, экономического, инвестиционного потенциала, поддержание национальных устоев проживания, этнических особенностей быта и культуры, оптимизация процедуры государственной поддержки – это условия формирования предпосылок для оптимального развития коренных малочисленных народов.

В целях исследования проблем развития инструментов социальной поддержки коренных малочисленных народов Севера (далее – КМНС) необходимо:

– изучить как через процессы государственного содействия развитию традиционного формата хозяйствования КМНС и сохранению территорий традиционного природопользования (далее – ТТП) оказывается влияние на повышение уровня занятости, развитие и возрождение языка, промыслов и самобытной культуры коренных малочисленных народов;

– исследовать современные инструменты социальной поддержи КМНС, применяющиеся в российской и мировой практике с одновременным выявлением зависимости увеличения качества и уровня проживания КМНС;

– обозначить направления трансформации инструментов социальной поддержки северных народов при сохранении баланса интересов органов власти всех уровней, представителей хозяйствующих агентов и национальных общин.

Необходимость в подробном исследовании вышеобозначенной темы связано с тем, что 28 субъектов Российской Федерации из 85 в настоящее время можно классифицировать как территории проживания 40 этносов КМНС. Сегодня сформировалась определенная положительная тенденция в демографической области по некоторым малочисленным народам Севера. Например, отмечается прирост численности 14 этносов [1]. При этом общая численность КМНС снизилась [2], что связано, в большей мере, как с демографическими тенденциями в Российской Федерации, так и с процессами по выделению в результате последней переписи населения из отдельных малочисленных народов Севера обособленных этнических групп, сумевших себя обозначить в качестве самобытных народностей.

Развитие этнического самосознания среди малочисленных народов Севера отмечено в конце XX – начале XXI веков. Стали возникать профессиональные союзы и ассоциации (морских зверобоев, оленеводов и др.) МНС, учебные центры, клубы, музеи, общественные объединения, деятельность которых в большей степени осуществляется с помощью государственной поддержки. Руководители предприятий и общин, в большинстве – это успешные предприниматели и общественные лидеры из числа представителей МНС, развивают национальные промыслы.

Теоретические основы современного состояния социально-экономической поддержки КМНС

Российская Федерация по своему географическому положению занимает несколько часовых поясов и расположена в двух частях света – Европа и Азия. Обширные границы страны объединяют в себе не только территории с мягкими климатическими условиями, но и с достаточно суровыми, особыми географическими условиями, мало адаптированными для проживания человека.

За последние 20 лет значительным достижением в области государственной поддержи КМНС стала разработка и внедрение инструментов финансового стимулирования и экономического развития. Для решения острых социальных вопросов [3] в регионах России начали приниматься и реализовываться различные целевые программы и подпрограммы по социально-экономическому развитию КМНС. На федеральном уровне разработаны целевые программы по обеспечению условий для стабильного развития деятельности коренного населения, содержащие в себе модели бюджетного финансирования и финансирования с помощью экономических соглашений. Из федерального бюджета, в частности, предусматривались субсидии для бюджетов субъектов РФ на поддержку племенного оленеводства и северного животноводства, включая возможность получения персонифицированных социальных выплат [4].

Понимание в необходимости решения проблем, а не только для сглаживания «острых углов», накопившихся на территориях традиционного проживания КМНС, включая потерю исторических «корней» и самобытной культуры [5], на высшем уровне органов власти, привело к разработке и принятию ряда законодательных актов, направленных, преимущественно, на ликвидацию проблем в социальной адаптации и финансовом обеспечении КМНС, в которых представлены механизмы и пути по оптимизации защиты прав КМНС и сохранения их уклада в традиционном природопользовании с одновременным развитием медицинского обеспечения и повышения качества образования. Разрабатываются мероприятия по пропаганде, сохранению и исследованию культурного наследия КМНС [6].

На ТТП (кочевание оленеводов, рыболовство, охота) создаются школы для детей – обучение организуется, в том числе, и на родном языке с одновременным действием, как дневных школ, так и школ-интернатов. При условии кочевого образа жизни разработано предложение о формировании кочевых школ, направленных на организацию начального образования у детей младшего школьного возраста с учетом сохранения традиционного образа жизни КМНС. Для малообеспеченных граждан из числа КМНС на особых условиях оказывается помощь в укреплении здоровья населения [7], вовлечению в спорт, в культурные мероприятия, в образование, в изучение родного языка.

В администрациях субъектов РФ создаются структурные подразделения (отделы, службы) по вопросам КМНС, отвечающие за субфедеральные целевые программы и за вопросы социально-экономического развития коренных народов. Одновременно органами статистики собираются и анализируются показатели, отражающие экономическое и социальное развитие территорий нахождения МНС.

В последние десятилетия достаточно широко стала применяться практика заключения трехсторонних экономических соглашений между крупными хозяйствующими агентами, органами власти субъектов РФ, объединениями МНС, владельцами «родовых угодий», общинами КМНС [8], что позволило сформировать фонды внебюджетной поддержки КМНС.

Однако данных мер недостаточно для обеспечения нормального функционирования жизнедеятельности КМНС и оказания им содействия в ведении ими бизнеса. Существующая действительность ведения предпринимательской деятельности КМНС отождествляется с некоторой неприспособленностью традиционного уклада их жизни к существующим экономическим и социальным условиям. Недостаточная конкурентоспособность национальных ремесел производимой продукции [9] связана, как правило, с ограниченным рынком сбыта продукции, значительными транспортными затратами, малым объемом производства.

Сложный механизм производства и реализации традиционной продукции малочисленных народов стал фактором, обострившим и социальные проблемы. В большинстве случаев качество жизни кочевых народов Севера или народов Севера, проживающих в сельской местности, ниже среднего показателя по России. Социальной и экономической напряженности способствует и интенсификация промышленного освоения традиционных территорий проживания и ведения хозяйственной деятельности КМНС, так как из пользования народов Севера постепенно изымаются оленьи пастбища, охотничьи угодья, водоемы [10].

Методы исследования и информационная база

В процессе проведения настоящего исследования, результатом которого стало написание данной работы, авторы применяли методы теоретического и эмпирического уровней познания, такие как сравнение и сопоставление текстов нормативно-правовых актов, системный анализ практических данных по социально-экономическому обеспечению КМНС, статистический метод при анализе численности КМНС, а также специальные методы научного наблюдения: группировка, обобщение, выборка.

Использование методов теоретического и эмпирического познания позволило проанализировать широкую группу легитимных информационных источников, в том числе статьи и монографии зарубежных и русскоязычных исследователей, посвященные проблемам развития и социально-правового обеспечения коренного населения, определенный объем статистической информации демографического характера.

Результаты исследования

Реализуемые государством инструменты социальной поддержки КМНС должны быть сочетаемы с современными требованиями по техническому обеспечению, учитывать внедрение актуальных технологий в традиционный уклад жизни народов. Техническое развитие КМНС позволит сгладить экономический дисбаланс и войти в рыночные процессы при условии сохранения традиционной культуры природопользования и уникальной экологической культуры [11]. Основными инструментами, в данном случае, становятся: популяризация традиционных видов промыслов, расширение рынка сбыта дикоросов, вовлечение в мероприятия этнического характера, экологический и экскурсионный туризм. Однако следует учитывать, что без государственной поддержки, освоение рынка сбыта станет слабо достижимым, так как производимая КМНС продукция достаточно ограничена по своему ассортименту. Экономическими инструментами поддержки со стороны органов власти являются: субсидии на техническое обустройство земельных участков, компенсация затрат на приобретение оленей и на материально-техническое оснащение, на отдельные виды обучения КМНС. Развитие предпринимательства среди КМНС с одновременным поддержанием экосистем позволит сохранить традиции и самобытную культуру. Уже сейчас государством должны предлагаться инструменты, направленные на внедрение по месту проживания КМНС (включая удаленные поселения и стойбища) современных информационных и иных технологий, включая высокоскоростной доступ к сети Интернет. Подобное решение позволит устранить информационный вакуум и предоставит коренным народам доступ к знаниям правового, экономического, общекультурного и социального характера, что ввиду территориальной удаленности ТТП и мест традиционного проживания позволит им развиваться и совершенствовать свою деятельность.

В области регулирования отношений с коренными народами интересен опыт отдельных стран. Например, в США еще в 1965 году был создан фонд охраны земельных и водных ресурсов. В данный фонд ежегодно поступает до 900 млн. дол. США. Основной целью функционирования фонда стало создание заповедников и парков в местах разработки полезных ископаемых, в исконных территориях коренных народов за счет средств фонда осуществляется рекультивация земель. Власти США обладают достаточным опытом в сфере социальных выплат коренным народам (индейским племенам), чьи угодья попали под освоение нефтяных концернов. US Mineral Management Service аккумулирует доходы от рентных платежей за пользование нефтяными и газовыми залежами, расположенными на территории США. Поступления в бюджет США достигают 4 млрд.дол.США в год и представляют собой крупнейший источник неналоговых доходов бюджета США. Рентные платежи распределяются между бюджетами штатов, фондом охраны земельных и водных ресурсов и индейскими племенами [12, 13].

Еще одним успешным новаторским опытом в области экономического поддержания малочисленных народов является Alaska Permanent Fund. Фонд был учрежден в 1976 году с участием населения США. В результате голосования примерно 70% жителей штата Аляска поддержало идею создания Alaska Permanent Fund. Ресурсами фонда стали 25% доходной части бюджета Аляски, поступаемые от добычи полезных ископаемых на территории Аляски, в том числе и от нефти. В момент учреждения ресурсы фонда должны были направляться на развитие социальной инфраструктуры штата (объекты культуры и спорта, больницы, школы, дороги, системы водо- и электроснабжения). В 1980 году объем поступлений в фонд увеличился до 50% (вместо 25%) и средства стали использоваться, в том числе, и на выплаты жителям штата в форме дивидендов. Каждый год жители Аляски получают чек на дивиденды, сумма у всех идентичная. Размер выплат ежегодно варьируется и зависит от величины инвестиционного дохода фонда за предшествующий календарный год: в 1984 году дивиденды составляли $331.29, в 2000 году дивиденды составляли 1,963.86 дол. США, в 2008 году - $2,069.00, на 2018 год выплаты запланированы в размере $1,600.00 [14]. Очевидно, что Alaska Permanent Fund – это особый экономический механизм, использующий уникальный инструмент обеспечения населения Аляски в форме дивидендов. С момента создания фонда в Аляске произошло реальное сокращение бедности и безработицы [12, 13, 15].

Данный опыт в области социально-экономического обеспечения КМНС, как отмечалось выше, уникален, в то время как в России применяются в основном социальные инструменты поддержки малочисленных народов. В частности, формируются организации малочисленных народов, например, «Совет старейшин коренных малочисленных народов», «Союз оленеводов», «Союз общин коренных малочисленных народов», «Союз мастеров традиционных народных промыслов коренных малочисленных народов», «Молодежная организация обско-угорских народов». Также обеспечивается соблюдение интересов малочисленных народов в органах власти при заключении экономических соглашений с ресурсными компаниями. Региональными актами предусматривается поддержка КМНС путем организаций форумов, выставок, конференций, фестивалей, совещаний, конкурсов [16]. Подобные инициативы являются частью системы построения гражданского общества в Российской Федерации.

Заключение

Очевидно, что рассмотренные инструменты социальной поддержки КМНС не в полной мере коррелируют друг с другом, а в отдельных сегментах и дублируют, что порождает снижение эффективности проводимых мероприятий. Отсутствие четких разграничений приводит в большинстве своем к делегированию части функций и обязанностей вышестоящих ответственных исполнителей в органах власти на нижестоящие.

Уполномоченные органы власти, курирующие целевые программы по социальной и экономической поддержке КМНС, не привлекают для их реализации будущих потребителей социальных продуктов, то есть заинтересованных лиц из числа КМНС.

Кроме того, сдваивание отдельных функций по целевым программам порождает иждивенческие настроения среди КМНС. Наличие дополнительных социальных доходов (кроме заработной платы, пособий, пенсий и т.п.) снижает стимулы для саморазвития и дальнейшей экономической адаптации в современном обществе.

Отмечается недостаточный уровень информированности о реализуемых социальных проектах у значительной доли КМНС, в большинстве случаев представители этноса заинтересованы только в суммах финансовой помощи, оказываемой как нефтегазодобывающими холдингами, так и органами государственной власти. Образовательные мероприятия, культурные и досуговые концерты для КМНС малопродуктивны и реализуются для узкого круга потребителей, заранее обозначенных в проводимых программах.

Отдельные социальные проекты утверждаются и реализуются формально без должного внимания. Например, в 2012 году не было реализовано социальное мероприятие «Создание видеофильмов о традиционных праздниках, обрядах на родном языке с титрами на русском языке» из-за отсутствия финансирования и специалистов в данном направлении. Не реализован проект «Унификация программного обеспечения для бесперебойной работы хантыйских и мансийских шрифтов во всех версиях и приложениях Microsoft», по причине того, что в программное обеспечение невозможно внедрение данных шрифтов.

В процессе исследования выявлено отсутствие прозрачности в реализации социнфраструктурных проектов для КМНС, так как в средствах массовой информации (в т. ч. и в Интернет-ресурсах) нет полной и своевременной информации о целевых программах. В большинстве случаев публикуются постановления об утверждении целевых программ, но нет данных об итогах её реализации.

Таким образом, развитие инструментов социальной обеспеченности КМНС ограничено рядом факторов:

1) отсутствие прозрачной системы мониторинга проводимых социальных мероприятий и применения инструментов социальной поддержки;

2) декларативность отдельных социальных проектов и мероприятий, мало адаптированных к действительности и существующим потребностям, касательно предотвращения алкоголизма, безработицы и депопуляции среди КМНС;

3) формализованный подход к проведению отдельных целевых программ, связанный с отсутствием обратной связи с конечными потребителями из числа КМНС;

4) отсутствие своевременного доступа к отчетной информации об итогах внедрения и применения новых инструментов социальной поддержки из числа целевых программ;

5) дублирование отдельных положений, предлагаемых к осуществлению в рамках целевых программ, возложенных на разные уровни власти.

Перечисленные факторы дестабилизируют социальную и экономическую обстановку в среде функционирования КМНС. Органам власти всех уровней необходимо разработать и реализовать широкий спектр мер и мероприятий, нацеленных на минимизацию диспропорций в проживании населения на территориях с особыми географическими условиями. В частности, в целях повышения общего уровня социальной осведомленности, экономической и юридической грамотности требуется осуществить следующие мероприятия:

1. Для повышения прозрачности и доступности информации следует создать единый сайт, посвященный КМНС России, отражающий все программы, проекты, мероприятия, проводимые для КМНС на территории Российской Федерации в разрезе субъектов Федерации.

2. Предлагается издать специальные брошюры на языках КМНС на темы правового, экономического и социального характера: налоги и льготы; преступления и наказания; земельные правоотношения; социальные выплаты и пенсии; административные правонарушения; порядок подачи исков, жалоб и заявлений в судебные органы, в органы государственной власти и местного самоуправления; основы кредитования; способы заключения и регистрации сделок, договоров и соглашений; правила регистрации оружия, маломерных речных судов, самоходных и иных транспортных средств; оформление авторских прав на художественные промыслы и народные ремесла; правила ведения бизнеса и предпринимательской деятельности.

3. Проводить дни открытых дверей в межрайонных инспекциях Федеральной налоговой службы по вопросам заполнения деклараций, получения налоговых вычетов, открытия и применения личного кабинета налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы; в управлениях Пенсионного фонда РФ по вопросам получения пенсий и сопутствующему данному процессу документообороту.

В качестве инструмента социальной и правовой поддержки могут выступить Стратегии социально-экономического развития поселений, районов и регионов, где находятся места традиционного проживания КМНС. Подобные форсайт-навигаторы помогут обеспечить социальное и экономическое развитие коренных народов и мест их традиционного природопользования. Это могут быть: жилищная политика и социальное обеспечение, бережливое производство и бережливый регион, поддержка национальных поселений, общественная безопасность, развитие гражданского общества, национальная предпринимательская инициатива, конкурентоспособный человеческий капитал среди КМНС и т.п.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.