Статья 'Интернет-мемы как новое социально-культурное явление ' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Man and Culture
Reference:

Internet memes as a new sociocultural phenomenon

Ryzhkov Kirill Leonidovich

Postgraduate student, Saint Petersburg State Institute of Culture

191186, Russia, Leningradskaya oblast', g. Sankt-Peterburg,, nab. Dvortsovaya, 2

kuapkk.@gmail.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8744.2021.4.36432

Received:

08-09-2021


Published:

15-09-2021


Abstract: The subject of this research is the Internet meme as a phenomenon in modern culture, while the object is the study of global Internet environment for the existence of this phenomenon. The author explores the role of the Internet meme in culture in the context of globalization and Internet development; communication function of the Internet meme in modern society; as well as the use of Internet memes as informational and semantic signals that affect the existing media markets. Special attention is given to interrelation between the Internet meme as a cultural object and the Internet as a global environment for people’s communication worldwide. The main conclusions lies in determination of the role of the Internet meme in the modern social life, as well as its place in the cultural sphere. The author's special contribution lies in description of the mechanisms of impact of the Internet memes on media markets, as well as the market and information field of news, advertising, marketing, and propaganda. The relevance of this work is defined by the analysis of emergence of the Internet meme not only as a result of creativity, but also as a commercial product and means of information manipulation. The novelty of consists in examination and analysis of such aspects of the Internet memes as a phenomenon that have become significant in the last few years, which is proven by the active attention paid of businesses and the government.


Keywords:

Internet meme, Internet, culture, communication, society, media markets, product, news, marketing, propaganda

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Интернет-мемы – относительно новое явление в современном социально-культурном пространстве. Границы понятия «Интернет-мемы» в настоящее время точно не определены и являются предметом дискуссии в научном сообществе. Несмотря на сходное звучание, понятие «Интернет-мем» не тождественно понятию «мем» Ричарда Докинза – данный исследователь под термином «мем» подразумевал единицу информации в широком смысле и в социальном контексте, чьи форма и существование сходны с генетическими единицами информации в органической среде [1, с. 10]. В свою очередь, понятие «Интернет-мем» также не существует вне социального контекста и также напрямую связано с передачей информации, но не касается базовых составных частей информации как таковой и не охватывает информацию в целом. Таким образом, указанные понятия имеют как этимологическую, так и семантическую связь [2, с. 253-271].

На данный момент времени точного определения данного феномена не существует. Проанализировав работы по теме других ученых, можно сделать вывод, что основная составляющая интернет-мема как явления базируется на факторе вирусной информации, а также скорости передачи данных в реалиях нового времени. В работе Хавториной Ю.В. [3, с. 11-12] обозначаются примерные правила существования интернет-мема, его основные формы, также, как и в исследовании Зиновьевой Н.А [4, с. 28]. Опираясь на них, можно определить следующие возможные виды интернет-мема, а именно: звуковой, текстовый или визуальный поток информации, обладающий определенной культурной ценностью лишь в рамках интернет-пространством, при этом ценностью данный культурный объект наделяют пользователи сети. Интернет-мем также является частью современной интернет-коммуникации, неся определенную эмоциональную нагрузку, апеллируя к личностному фактору [5, с. 3-4].

Анализируя представленную информацию ведущих исследователей в области, необходимо отметить следующее. Подходя к вопросу изучения интернет-мема как условной единицы интернет-коммуникации, стоит учитывать как его роль в создании общей интернет-культуры, так и как фактора глобализации, неотъемлемой частью которой стал Интернет. В реальности двадцать первого века культура потерпела ключевые изменения именно благодаря возможности взаимодействовать друг с другом без прежних границ, скорость обмена информацией значительно выросла [2, с. 253-271]. Интернет позволил создать новые крупные сообщества, объединенные разными целями – объединение происходит не только внутри конкретного формально или неформально (географически, политически, социально) выделенного региона (города, государства, материка), но также внутри определенных интернет-групп, которые соединены в основном, в целях комфортного существования друг друга, тем самым являясь примером применения основных либертарианских ценностей [6, с. 1-28]. Изменение общественного сознания и существующих форм коммуникации приводит к изменению социального устройства, именно поэтому интернет-мем как упрощенная форма обмена информации, способствует усилению сепаратных настроений, разделения человеческого общества на определенные группы, имеющие уникальные правила внутреннего взаимодействия.

Что касается интернет-мема, то данная форма коммуникации имеет интересную дуальность коммуникации. С одной стороны, интернет-мем – это культурная единица, которую можно классифицировать следующим образом – комикс, звуковое сообщение, видео, вырезка из видео, текстовая информация и другие. Все это – способ передачи информации от индивида к индивиду, при этом интернет-мемы, будучи созданными в пространстве глобальной сети, так или иначе отражают конкретный посыл, который в первую очередь поймут люди из определенного социального и этнического круга. Интернет-мемы также несут определенную смысловую нагрузку, которая, как уже было рассмотрено выше, апеллирует к эмоциям.

Интернет-мем существует благодаря символизму и ритуализации, так как потребление данного культурного объекта невозможно без социальной рефлексии после. Так, существуют интернет-мемы, которые влияют на различные сообщества как определенные праздники, события – в качестве примера можно рассмотреть интернет-мемы про подарки на 23 февраля или 8 марта, интернет-мемы про осень, где различным образом обыгрываются песни, посвященные осени – «Третье сентября» Михаила Шафутинского, «Что такое осень» музыкальной группы «ДДТ» и т. д.

На момент начала двадцать первого века интернет-мемы по праву можно назвать самым массовым проявлением культуры за всю ее историю. Благодаря интернету и скорости передачи информации интернет-мем могут увидеть больше людей, чем, например, картины французских импрессионистов 19 века [7, c. 53-74]. Тем более важно обозначить скорость создания такого продукта – современные информационных программы способны предоставить каждому желающему инструменты для создания данной культурный единицы, что лишний раз доказывает принадлежность интернет-мема к коммуникации нового типа, осуществляемой за счет снижения времен и общих затрат на производство, а также скорость тиражирования информации такого типа. При этом популярность разных типов интернет-мемов имеет четкую привязку к определенным социальным сетям – встретить текстовым интернет-мем легче в социальной сети Twitter, однако на территории Российской Федерации популярность данного пространства составляет всего 5%, если анализировать всех пользователей сети за 2019 год [8]. Instagram отвечает больше за визуальный контент, когда как YouTube и TikTok за аудио-визуальный. Соответственным образом распределяются по типам и продвигаемые через данные платформы интернет-мемы.

Скорость распространения интернет-мемов как информации изменило их форму к началу 2010-2015 года. Если раньше их воспринимали как культурный объект нового типа, то со временем интернет-мемы постепенно начали брать на себя новостную функцию. Так как большинство современных интернет-мемов создается по определенным шаблонам, то смысловая начинка такого продукта может быть абсолютно любой. В связи с этим их все больше начинают использовать в рекламных и маркетинговых целях, как чтобы привлечь внимание, так и чтобы вызвать нужный отклик у аудитории, для которой интернет-мемы стали частью повседневной жизни. Используются интернет-мемы и в более глубоких процессах – это корпоративная и государственная пропаганда, манипулирование мнением различных социальных групп. Манипулирование информацией также стало возможно за счет роста культуры пост-правды, когда любой информационный источник одновременно верен и не верен, и невозможно как проверить истинность конкретного высказывания, так и опровергнуть его. Так как многие государства начали использовать Интернет как основной инструмент ведения гибридных войн, интернет-культура невольно наследует основные ключевые свойства данного феномена. Речь идет о популизме, «fake-news», а также разрушению роли традиционных СМИ в жизни общества, и росту популярности блогеров как новых социальных институтов, также определяющих хрупкое значение правды.

В данных реалиях новости изменились, интернет-мемы позволяют быстро донести необходимо информацию, но также изменить эмоциональное прочтение каждого события. В качестве примера стоит рассмотреть освещение мировых событий регионального и федерального уровня через жизнь интернет-сообщество «Лентач» в социальной сети «Вконтакте» [9, с. 6]. Каждая новость подкрепляется определенным визуальным интернет-мемом, благодаря чему конечный потребитель данного типа информации реагирует на нее особым образом – в контексте того настроения, что придает новостной информации интернет-мем. Сухой аналитической язык по типу информационного агентства «ТАСС» теряет доминирующую роль на рынке – журналистика нового времени совершенно не завязана на самих журналистах, функции журналиста может выполнять любой человек или интернет-ресурс, который способен, во-первых, подать новость через призму личного мнения, во-вторых, имеющий канал распространения информации для данных целей.

Таким образом, говоря о минусах использования интернет-мемов для новостных целей, стоит в первую очередь отметить рост дезинформации среди населения, так как большинство людей, узнавших о новости таким образом, не будут проверять информацию на предмет соответствию реальным фактам. Поверив увиденному и услышанному, они будут постепенно обрастать определенными шаблонами мышления, отрицая любую другую возможную точку зрения [10, с. 98-99].

Еще один минус состоит в том, что в самом количестве создаваемых интернет-мемов новостной тематики кроется причина, по которой в будущем они не просто потеряют свою информационную актуальность, но станут вредить общему рынку. Когда тысячи каналов распространения информации тиражируют один и тот же материал, пропуская его через призму личного восприятия, в новостях как в функции теряется смысл. Проверить высказывание конкретного индивида становится невозможно, а созданный интернет-мем зачастую не имеет автора, а значит и установить правдивость данного культурного объекта становится попросту невозможно. Однако у использования интернет-мемов как одного из инструментов подачи новостей есть свои плюсы:

· Соединив информационную составляющую и индивидуальное понимание юмора, интернет-мем может гибко влиять на разношерстную возрастную аудиторию, от детей до взрослых, предлагая каждому особое видение одного и того же события. Таким образом повышается популярность таких каналов распространения информации, описанный выше пример «Лентача» как раз подходит под данное определение.

· Интернет-мемы в основном становятся инструментом подачи информации для независимых блогеров, они не связаны редакционной политикой традиционных СМИ. Дуализм мнений рождает спрос на новое прочтение свободы слова, благодаря которому маленькие сообщества и только начинающие блогеры могут позволить себе доносить совершенно иной мета нарратив, работая с новыми смыслами через новую форму.

· Происходит развитие конкуренции на новостных рынках, традиционные СМИ вынуждены играть по навязанным правилам, в качестве примера стоит указать создание канала в «TikTok» для многих программ, например, проекта «60 минут» телеканала «Россия 1». Новые каналы распространения информации конкурируют на равных, а интернет-мемы вносят в борьбу стихийный характер, на которую уже не применяются прошлые ограничения, стагнирующие развитие рынка.

· Описанные выше причины напрямую влияют на то, что интернет-мемы становятся продуктом на информационном рынке, создание которых, а также умение правильно подать новый материал складывается в новые профессии, меняющие само определение новостей как одной из составляющих медиа-рынка [11, с. 2].

Приведенные выше факторы стали причиной создания рынка репутации, в рамках которых посредством интернет-мемов производится прямое и косвенное влияние на аудиторию. Манипуляции доступны сразу на нескольких уровнях, при этом пользователь сети не способен понять, манипулируют им или же нет. Апелляция к эмоциональному фактору гарантирует развитие сопричастности с сообществом, а последующее манипулирование производится для простейших целей – продвижения популярности продукта в сети или же создания негативного или позитивного образа определенной персоналии или организации.

Один из самых доступных для объяснения примеров – использование интернет-мемов в рамках политической борьбы, когда известные блогеры продвигают определенный образ политической власти, используя свое высказываемое на аудиторию личное мнение как продаваемый продукт ради определенных целей покупателей. Популизм позволяет совершенствовать пропаганду нового типа, а интернет-мемы как инструмент распространения информации создают определенные смысловые образы, который тиражируется через Интернет [12, с. 8].

Изучение интернет-мемов – одно из ключевых направлений в ряде высших учебных заведений, однако как правило, исследования этой тематики невозможны в чистом виде – без включения базовых законов социальной инженерии и психологии, так как интернет-мемы – социокультурный феномен двадцать первого века. Попытки объяснить, почему одни мемы становятся популярными сразу, а на другие попросту никто не обращает внимание, ставят перед исследователями задачу проводить прямые параллели между разными культурными объектами, выискивая и отмечая закономерности.

Таким образом, к традиционным социально-культурным функциям интернет-мемов можно отнести:

· Фактор личного восприятия, индивидуальную эмоциональную реакцию того или иного события, трансформирующуюся после в новый формат.

· Развитие интернет-коммуникации между мульти культурными сообществами.

К новым социально-культурным функциям интернет-мемов можно отнести следующее:

· Интернет-мемы становятся новым информационным продуктом, влияя на развитие конкуренции на медиа-рынках, также создавая новые.

· Появление рынков репутации, возможность влияния на мнение пользователей через новые инструменты. Интернет-мемы формируют определенный образ, который после легко тиражировать в глобальной сети.

· Развитие пропаганды, но также ее идейное упрощение. Интернет-мем не несет сложных схем воздействия на индивида, скорее, переполнение информационных потоков влияет на то, верит им человек или же нет. Если пять каналов распространения информации разным образом врут, а один другой говорит правду, отличить ее в таком потоке будет попросту невозможно.

Интернет-мемы стали неотъемлемой частью современного мира, изменив его до неузнаваемости. Став одной из разновидностей информационных продуктов, интернет-мемы начали влиять на пользователей Интернета, став одной из причин создания мета нарратива. В качестве культурного объекта нового времени, интернет-мемы влияют на куда большую аудиторию, чем искусство до этого, а рост скорости передачи информации напрямую влияет как на то место в истории, которое уже заняли интернет-мемы, но также и на их будущее развитие.

References
1. Dawkins R. Selfish gene / R. Dawkins; [per. from English N. Fomina].-Moscow: AST: CORPUS, 2018 .-10 p.
2. Rintel, Sean. "Crisis Memes: The Importance of Templatability to Internet Culture and Freedom of Expression." Australasian Journal of Popular Culture 2.2 (2017): 253-71. Print.
3. Khavtorina Yu.V. "Internet memes" in advertising: a way to create a universal cross-cultural language or the cause of degradation / Yu.V. Havorina.-Moscow State University, 2017. – p. 11-12
4. Zinovieva N.A. Impact of memes on Internet users: typology of Internet memes / N.A. Zinovieva // Bulletin of Economics, Law and Sociology.-St. Petersburg: St. Petersburg State University, 2015.-No. 1.-P. 28.
5. Savitskaya T. E. Internet memes as a phenomenon of mass culture / T. E. Savitskaya.-2017-p. 3-4.
6. Thurlow, Crispin. “Generation Txt? Exposing the Sociolinguistics of Young People's Text-messaging. " Discourse Analysis Online (2019): 1-28. Print.
7. Procházka, Ondřej. (2018). Internet Memes-A New Literacy ?. Ostrava Journal of English Philology. 6. 53-74.
8. RBC Media Information Agency [Electronic resource] // Publication 10/22/2019: URL-https: //www.rbc.ru/rbcfreenews/60e3bd819a79476c5b785833 (Date of access: 05.09.2021).
9. Lysenko E.I. Internet memes in youth communication / E.I. Lysenko // Bulletin of St. Petersburg University. Sociology.-2017.-v. 10.-No. 4.-p. 6.
10. Shifman, Limor. Memes in Digital Culture. Cambridge: MIT Press, 2019. Print. – P. 98-99.
11. Kolesova E. Seals and revolution.-Electronic resource.-with. 2– Access mode: https://nplus1.ru/material/2017/10/20/mems-and-culture (Date of access: 09/26/2020).
12. Wallace, Christopher [Notorious B.I.G.]. "Get Money." By Clark Kent and Kimberly Jones. Rec. 1995. Conspiracy. Junior M.A.F.I.A. Big Beat Records, p. 8
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.