Статья 'Корейская диаспора как субъект национальной политики Республики Казахстан 1991-2020 гг. ' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Man and Culture
Reference:

Korean diaspora as the subject of ethnic policy of the Republic of Kazakhstan (1991 – 2020)

Markova Vasilisa Nikolaevna

Postgraduate student, the department of History of the Former Soviet Union Countries, M. V. Lomonosov Moscow State University

119192, Russia, g. Moscow, ul. Lomonosovskii pr-T, 27, of. 4

vasilmarkova1993@gmail.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8744.2021.2.34880

Received:

17-01-2021


Published:

13-05-2021


Abstract: This article examines Korean diaspora as the subject of ethnic policy of the Republic of Kazakhstan. The manifestations of the growing importance of national and ethnic affiliation as the identity important markers of the individuals and groups in the modern Kazakh society actualized the need for taking special measures and development of the doctrine of interaction of peoples within the multinational state. The research of the ethnic policy of the Republic of Kazakhstan through the prism of Korean diaspora allowed considering the crucial aspects and mechanisms of implementation of the state strategy of interethnic regulation. Comparison is conducted on the the legal and factual components of the work of the Assembly of People of Kazakhstan – the central body for ethnic affairs. The author reviews the humanitarian initiatives of the Association of Koreans of Kazakhstan as a structural part of the Assembly. The article analyzes not only domestic legal documents, but also the report of the United Nations Independent Expert on Minority Issues. The work is divided into the following logical parts: familiarization with the key principles and principal bodies of the ethnic policy of Kazakhstan; overview of the activity of ethno-cultural Korean societies; coverage of the topics of national language; examination of representation of the diaspora in different government branches and structures. This work is first to conduct a systematic historical research on the place and role of Koryo-saram in the ethnic policy of Kazakhstan. It is demonstrate that Korean diaspora, or Koryo-saram, is a vivid example of positive experience of the state strategy aimed at harmonization of interethnic relations. Using all necessary legal and infrastructural resources, Koreans manage to maintain and cultivate interest to their native culture, while being an organic part of Kazakhstan's democratic society.


Keywords:

korean diaspora, national policy of Kazakhstan, diaspora, internal policy of Kazakhstan, Assembly of people of Kazakhstan, Association of Koreans in Kazakhstan, koryo saram, Korean language, interethnic relations, social and cultural environment

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Распад СССР – гигантского полиэтнического проекта – в 1991 году резко повысил необходимость корректировки и проведения специальных мероприятий в сфере национальной политики внутри бывших союзных республик. Перед новыми независимыми государствами встала задача построения демократических обществ с развитой системой институтов регулирования этнических и конфессиональных вопросов. Начался настоящий ренессанс национальностей, при котором представители различных этнических групп стали, как никогда ранее, «обращаться к корням», стремясь к культурному воспроизводству.

Республика Казахстан к моменту выхода из СССР в 1991 году представляла собой 17-миллионную многонациональную республику, состав которой образовывали не только исторически проживавшие на ее территории народы, но и депортированные в годы сталинских репрессий нацменьшинства: корейцы, лезгины, ингуши, карачаевцы, турки-месхетинцы и др. С приходом новой политической эры переселенные в Среднюю Азию народы и их потомки стали искать «свой» путь: для многих (немцев, чеченов) началась миграционная волна на историческую родину. Одновременно с этим, заметно интенсифицировались процессы построения диалога между диаспорами и государством.

В этой канве диаспора как этнокультурная общность многонационального государства попадает в фокус данного исследования. Корейцы Казахстана – немногочисленная, но весомая в политической и экономической жизни страны этническая группа. Общая численность этнических корейцев к настоящему моменту составляет 108 тысяч человек [4]. Корейцы в Казахстане – не исконный демографический пласт. Они появились в Средней Азии ввиду серьезного политического фактора – вынужденной депортации в 1937 году. Тогда порядка 70 тысяч корейцев прибыло в Казахскую ССР с Дальнего Востока России и образовало новую диаспору – коре сарам. Ее представители за несколько десятилетий смогли не только успешно инкорпорироваться в социополитические процессы, но и сохранить свою национальную идентичность.

Целью данного исследования является анализ национальной политики Республики Казахстан через призму корейской диаспоры. Задачами, поставленными автором являются: а) рассмотрение институтов, созданных для поддержки и развития малых национальных групп; б) изучение нормативно-правовой базы по данной теме; в) сопоставление административно-законодательных актов с действительностью посредством интервьюирования представителей корейской диаспоры и мониторинга диаспоральных интернет-ресурсов, включая сетевые СМИ.

В данном исследовании логически обоснованным считается подход, при котором положение корейской диаспоры в общественно-политическом дискурсе Казахстана будет изучено исходя из юридических документов об общей национальной политике – казахизации. Казахизация как стратегия развития полиэтнического государства законодательно отражена во всех главных нормативно-правовых документах: Конституции, конституционном законе «О государственной независимости республики Казахстан», указе «О стратегии Ассамблеи народа Казахстана» и положении «Об Ассамблее народа Казахстана» [6, 7, 2]. Закон «О государственной независимости республики Казахстан» содержит формулировку «казахская нация и другие национальности», которая четко отражает разделение общества на этнические группы, выделяя титульный народ – казахов – как основного адресата мероприятий в сфере национальной политики. Современный исследователь внутриполитических процессов в постсоветских республиках И. Савин критически осмысляет данное постановление, считая его потенциально некорректным по отношению к «другим национальным группам», как бы отставленным на вторую линию общегосударственного интереса [12]. Однако, другой нормативно-правовой акт, указ «О стратегии Ассамблеи народа Казахстана», созданной первым Президентом Республики Нурсултаном Назарбаевым в 1995 г., содержит довольно внятные формулировки о комплексном и демократически-ориентированном подходе к вопросу межэтнического взаимодействия внутри страны. С одной стороны, во главу ставится «формирование казахстанской идентичности путем консолидации этносов Казахстана на основе гражданской и этно-культурной общности», а с другой «всестороннее развитие национальных культур, языков и традиций казахстанского народа» [2]. Исходя из вышеприведенного, можно констатировать стремление официальных трибун к созиданию общеказахстанской системы ценностей, в основе которой лежит уважение, поддержка и культивирование национальной идентичности этнических меньшинств.

Таким образом, корейская диаспора современного Казахстана имеет прочный нормативно-правовой базис в деле собственного этнокультурного воспроизводства. Безусловно, казахизация как официальная доктрина ставит перед собой цель «возрождения национальных, культурных и языковых ценностей» титульной нации. Вместе с тем, она никоим образом не препятствует ни функционированию институтов корейской диаспоры, ни проведению специальных мероприятий, имеющих национальную направленность. Ярким примером тому служит функционирование общественной организации – Ассоциации корейцев Казахстана. Данный орган был создан в 1990 году для консолидации представителей этноса, а также систематической поддержке национальных корейских сообществ в культурно-просветительской, деловой и образовательной сферах. Члены Ассоциации корейцев входят в административный аппарат Ассамблеи народов Казахстана, а также в Мажилис Парламента Республики Казахстан. Выдающимся государственным деятелем из числа корейцев в Мажилисе и других значимых организациях является Ким Роман Ухенович. С 2007 года он возглавлял Ассоциацию корейцев Казахстана, а с 2012 года по настоящий момент входит в состав Мажилиса по аграрным вопросам, является председателем совета директоров крупнейшей инвестиционной компании в сфере недвижимости Caspian Group. Данный факт также идет вразрез с негативной оценкой И. Савина кадровой политики внутри Ассамблеи, которая, по мнению исследователя, построена «на абсолютном доминировании титульной нации» [13]. Весьма нелицеприятно и другие международные критики отзываются о деятельности Ассамблеи в целом. В докладе Независимого эксперта по вопросам меньшинств в Генеральной Ассамблеи ООН в 2009 году говорится, что в ее составе «нет легитимных лидеров общин меньшинств», а сам орган является «чисто символическим» [5]. Подобная оценка является следствием настороженного отношения официальных кабинетов Европы к демократическому пути постсоветских среднеазиатских государств. Безусловно, личное назначение Президентом должностных лиц Ассамблеи, а также доминирование в политической системе Казахстана президентской партии «Нур Отан» может повлечь столь негативную реакцию общеевропейских политических институтов. Однако качество национальной политики в рамках корейской диаспоры Казахстана это никак не снижает.

При непосредственном участии Ассамблеи народа Казахстана и Ассоциации корейцев Казахстана с 1990 г. по настоящее время регулярно проводятся многочисленные общественные мероприятия, создаются образовательные ресурсы, стимулирующие интерес к древней исконной культуре корейской нации.

Через крупный общественный институт, Ассоциацию корейцев Казахстана, транслируются культура и ценности корейской диаспоры. Данный орган, согласно его Уставу, является объединением этнокультурных организаций, консолидирующих казахстанских корейцев, работающим под эгидой Ассамблеи народа Казахстана [11]. АКК имеет развитую структуру и обширное поле деятельности. Среди подшефных учреждений АКК есть Государственный республиканский академический корейский театр музыкальной драмы, газета «Коре ильбо», Центр образования и Культурный центр. Широко развита и региональная сеть филиалов Ассоциации: в каждой области есть свой «Корейский дом», ставший центром общественной жизни диаспоры.

Особое место среди организаций диаспоры играет Корейский Академический театр – старейшее культурное учреждение казахстанских корейцев, «депортированное» в республику вместе с первыми переселенцами в 1937 году. Сегодня коллектив театра выступает не только в Казахстане, но и за рубежом, является лауреатом многих престижных международных премий. По словам общественного деятеля, директора Корейского национального Академического театра, Л.А. Ни, «государство поддерживает нашу (корейскую) культуру, дает ей возможность развиваться». Ни также подчеркнула, что диаспоральная культура не обладает строго корейским характером. Она, скорее, «казахстанская корейская» [3].

Диаспоральная структура казахстанских корейцев динамично развивается не только в Алматы и Нурсултане, но и в регионах. Так в 2015 году корейская община Павлодарского района образовала новое этнокультурное объединение, в которое входят: танцевальный коллектив «Торади», музыкальные народные коллективы, современная группа популярного во всем мире эстрадного K-POP направления, а также просветительско-поисковые отряды. И это только отдельный пример работы этнокультурной организации корейцев. Как уже говорилось, отделения Ассоциации корейцев Казахстана есть в каждом регионе страны.

Значимым показателем в проблематике данного исследования является ситуация с корейским языком: степень владения, преподавания и изучения представителями диаспоры. В исследовании диаспорального самосознания мной было отмечено, что прогнозы распространения языка исторической родины среди казахстанских корейцев весьма неутешительны, ведь уровень владения им крайне мал [9]. В среде общеобразовательных и высших учебных заведений количество изучающих родной язык исчисляется всего несколькими сотнями. Низкую степень необходимости или заинтересованности в освоении родного языка нельзя охарактеризовать как неэффективность общенациональной казахстанской политики. Никаких препятствий со стороны правовой и инфраструктурной базы нет: для всех желающих открыты курсы корейского языка, существуют специальные школы, зачастую финансируемые государством. В 76 школьных учреждениях корейский язык числится как программный предмет, преподаваемый обязательно или факультативно. Более того, в пункте 3 статьи 9 Закона «Об образовании» гарантируется право на получение образования на родном языке [8]. Важно принять во внимание и то, что государство финансирует деятельность региональных газет и многочисленных радио- и телепередач на национальном языке. На сегодняшний день на «Казахском радио» еженедельно выходит получасовая передача на корейском языке. Видный деятель Ассоциации корейцев Казахстана, председатель совета директоров АО «Алматыинжстрой» в своем интервью газете «Корё ильбо» подчеркнул значимость национальной прессы и отметил, что каждый кореец на его предприятии читает корейские ведомости [3]. Согласно пункту 2 части 2 Положения «Об Ассамблее народа Казахстана», в котором говорится о реализации мер в сфере межэтнической толерантности и общественного согласия, развития государственного языка и других языков народа Казахстана, Ассамблея и подшефная ей Ассоциация корейцев удовлетворяют запрос корейской диаспоры не только в языковой, но и в культурной сфере [2].

О лояльности корейцев к курсу национальной политики Казахстана свидетельствует крайне низкий уровень эмиграции после 1991 г. за рубеж – в Россию или на историческую родину. Анализируя статистические данные, численность корейцев, проживающих в Республике к 2019 году возросла почти на 9 тысяч чел (1/10). Данный факт является свидетельством комфортных условий проживания и, как следствие, хорошего уровня естественного воспроизводства внутри национальной группы [1]. Самым распространенным случаем является студенческая эмиграция в южнокорейские вузы. Как правило, по завершении учебы корейцы возвращаются на свою «фактическую» родину, в Казахстан [10]. Невелик и процент трудовой миграции: почти всем удается реализоваться, не покидая рубежей Казахстана. Для этого Ассоциацией корейцев Казахстана создаются специальные организации по поддержке малого и среднего бизнеса: Корейский бизнес-клуб, Союз предпринимателей. В Казахстане корейцы занимают множество руководящих позиций. Среди них директора: Карагандинского литейно- машиностроительного завода (Г. П. Ли), экспериментального завода коммунального оборудования (Г. Н. Ли), Джезказганского медеплавильного комбината (И. Е. Ли), Риддерского рудника(Н. Д. Цой), а также председатель Совета директоров строительной корпорации, “KUAT” (О. Ю. Нам), вице-президент промышленно-строительной телефонной компании “B-Teleсom” (К. П. Лим) и другие. Много корейцев руководят организациями в сфере финансов, налогов и страхования: заместитель начальника Главного Управления Государственного страхового комитета Казахстана (Г. В. Ким), заведующий финансового отдела Мангышлакской области (A. П. Пак), председатель правления страховой компании (Е. П. Кан) и другие [14].

***

Корейцы умело лавируют в потоке казахизации, интегрировавшись в общественные процессы с одной стороны, и поддерживая собственную исконную культуру, с другой. Занимая важные общественно-политические посты, представители диаспоры полностью оправдывают установленные нормативно-правовыми документами тезисы о демократическом обществе с высокой степенью межэтнического согласия и открытости институтов власти и управления. Сообщество казахстанских корейцев на своем примере демонстрирует успешную модель национальной политики современного государства в период постсоветского демократического транзита, являясь уникальным феноменом этнокультурной общности. Это свидетельствует о достижении главной цели национальной политики в Республике Казахстан – консолидации этносов Казахстана и поддержке очагов этнических культур.

References
1. Agentstvo Respubliki Kazakhstan po statistike. Ofitsial'nyi sait: URL: http://stat.gov.kz . Data obrashcheniya: 18.12.2020.
2. Assambleya naroda Kazakhstana. Ofitsial'nyi sait: URL: https://assembly.kz/ru/ank/ofitsialnye_dokumenty/ . Data obrashcheniya: 12.12.2020.
3. Assotsiatsiya koreitsev Kazakhstana. Ofitsial'nyi sait. URL: https://koreans.kz/lichnosti/blagodarnost-i-samootdacha-v-korne-odnogo-dereva.html?lang=ru . Data obrashcheniya: 18.12.2020.
4. Byuro natsional'noi statistiki Agentstva po strategicheskomu planirovaniyu i reformam Respubliki Kazakhstan. Ofitsial'nyi sait: URL: https://stat.gov.kz . Data obrashcheniya: 18.12.2020.
5. Doklad Nezavisimogo eksperta po voprosam men'shinstv. Missiya v Kazakhstan. Organizatsiya Ob''edinennykh natsii. General'naya Assambleya. 9-15 iyulya 2009 g. URL: https://www2.ohchr.org/english/bodies/hrcouncil/docs/13session/A-HRC-13-23-Add1_ru.pdf . Data obrashcheniya: 09.12.2020.
6. Konstitutsiya Respubliki Kazakhstan. Internet-resurs. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1005029#pos=5;-88 . Data obrashcheniya: 12.12.2020.
7. Konstitutsionnyi zakon «O gosudarstvennoi nezavisimosti Respubliki Kazakhstan». Internet-resurs. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1005029#pos=5;-88 . Data obrashcheniya: 12.12.2020.
8. Zakon «Ob obrazovanii». Internet-resurs. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30118747 . Data obrashcheniya: 19.12.2020.
9. Markova V.N. – Etnicheskoe i diasporal'noe samosoznanie koreiskoi diaspory sovremennogo Kazakhstana cherez prizmu sotsiokul'turnykh protsessov // Chelovek i kul'tura. – 2020. – №6. – s. 94-104.
10. Pochemu kazakhstantsy uezzhayut v Koreyu. Informbyuro. URL: https://informburo.kz/stati/pochemu-kazahstancy-uezzhayut-v-koreyu-monologi-emigrantov. Data obrashcheniya: 10.12.2020.
11. Proekt ustava AKK. Kore Il'bo. Natsional'naya koreiskaya gazeta. URL: http://koreilbo.com/index.php/news-social-ru/1210-proekt-ustava-assotsiatsiya-korejtsev-kazakhstana . Data obrashcheniya: 15.12.2020.
12. Savin I.S. Etnicheskaya identifikatsiya v postsovetskom Kazakhstane // Gosudarstvennyi suverenitet vs. pravo natsii na samoopredelenie. – M., 2011. – 250 s.
13. Savin I. S. Upravlenie mestnymi mnogoetnichnymi v Kazakhstane// Mestnoe upravlenie mnogoetnichnymi soobshchestvami v stranakh SNG/ Pod. red. V. Tishkova i E. Filippovoi – M., 2001. – 400 s.
14. Khan V.S. Sotsial'nyi status i vklad koreitsev v razvitie Tsentral'noi Azii // «Kore saram. K 150-letiyu pereseleniya koreitsev v Rossiyu». – Moskva: AivanLain, 2014, str. 131-137.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.