Статья 'Гендерный аспект паломничества (хаджа) в исламе ' - журнал 'Культура и искусство' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Policy of publication. Aims & Scope. > Editorial collegium > About the journal > Editorial board > Requirements for publication > Peer-review process > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal
MAIN PAGE > Back to contents
Culture and Art
Reference:

Gender aspect of pilgrimage (Hajj) in Islam

Khabibullina Zilya Rashitovna

PhD in History

 
Senior Scientific Associate, R. G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies of Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences
 

450072, Russia, g. Ufa, ul. Karla Marksa, 6

zilyahabibi@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2019.12.31776

Received:

18-12-2019


Published:

25-12-2019


Abstract: The subject of this research is the gender regime in Hajj – pilgrimage to Mecca, the fifth and last pillars of Islam comprising the basis of religion and foundation of Muslim community, prescribed to complete at least once in a lifetime (depending on financial and physical capabilities of the believer). Islam establishes special rules for women completing Hajj. On the examples of female religiosity in the large Islamic areal in Russia – Southern Ural, the author examines the gender peculiarities of Islamic pilgrimage. Interviews conducted with the pilgrims allowed analyzing the role of Hajj in the modern Muslim community, assess the impact of pilgrimage upon religiosity, behavior and status of women in Islam. Rituals and daily life of the believers are strictly regulated; Islam is characterized by the strong gender division that are vividly reflected in Hajj. As a matter of fact, Hajj enhances the gender differences; women, most often, return as devout Muslims, opt for meticulousness of carrying out the religious rituals, wearing veil and traditional clothes, obedience and humbleness with regards to men.


Keywords:

Islam, gender, women, Hajj, gender regime, Muslims, South Urals, Mecca, Medina, pilgrimage

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Гендерный режим ислама проецируется в паломничестве. Существуют отдельные правила, касающиеся женщин совершающих хадж. За их исключением, хадж женщины ничем не отличается от хаджа мужчины [7, C. 79], цель его одна – достичь довольства Аллаха, для этого требуется правильно выполнить ритуалы и соблюсти предписания источников ислама и шариата.

Согласно исламским преданиям, для женщин хадж более значим, чем для мужчин. В книге востоковеда Цветкова П.П. приводятся следующие строки: «Однажды Айша обратилась к Пророку и сказала: «О, посланник Бога! Почему мы не совершаем с вами ни экспедиций, ни священной войны?» – «Вы имеете, – ответил он, – лучшую и прекраснейшую из священных войн: паломничество, набожно совершенное паломничество». Айша рассказывала, что после этих слов Посланника Аллаха она старалась не упускать возможности, чтобы совершить хадж» [9, С. 241].

Женщине, направляющейся в хадж впервые, необходимо отправиться в дорогу вместе со своим мужем или с кем-то, кто относится к махраму – близким родственником, за которого женщина не имеет права выходить замуж по причине их родства, но с которым имеет право оставаться наедине и отправляться в путешествие (отец, дядя, племянник, внук). Сопровождение супруга требуется всем женщинам, не достигшим 45 лет, после 45 лет она может отправиться одна, совершая хадж повторно. Если у женщины, которая едет в хадж впервые, есть материальная возможность оплатить дорогу в Мекку кому-то из махрама, то ей рекомендуется поступить именно таким образом. Следует отметить, что поездка дорогостоящая, например, для мусульман Урало-Поволжья эконом-пакет тура без питания составляет 160000 рублей на одного человека. Но если ни муж, ни махрамы не могут сопровождать женщину, тогда шариат дает возможность отправиться в путь вместе с доверенной группой людей (семьи родственников или группы таких же женщин). Это не приветствуется в мусульманской общине, хотя и допускается в ряде случаев.

Во многих справочниках по совершению хаджа описываются правила женского хаджа. Для того чтобы хадж для женщины стал действительным, существует два дополнительных условия, в отличие от мужчин:

а) Должна быть обеспечена безопасность ее жизни, имущества и чести мужчиной, мужем или близким родственником;

б) У разведенных или овдовевших женщин должен истечь срок идда – период, когда она не может выйти замуж повторно после смерти супруга или развода. В зависимости от мазхаба срок идда составляет от 4 до 20 недель, после чего женщине снова дозволяется вступить в брак и отправиться в хадж [7, C. 79].

Разница в выполнении обрядов хаджа мужчиной или женщиной заключается в ихраме и в физиологических особенностях женского организма. Перед тем как совершить хадж, паломник входит в состояние ихрама – особого состояния духовной чистоты. В этом состоянии запрещается заниматься делами, относящимися к мирской жизни. Женщины, входя в ихрам, остаются в своей одежде, оставляя открытыми только лицо и кисти рук. Для женщин нет строгих указаний в одежде, рекомендуется брать с собой комфортные платья и широкие брюки. Мужчины облачаются в 2 куска белой материи, голова не покрывается.

При семикратном обходе тавафа, женщины не совершают сай – бег вокруг Кааабы, они идут спокойным шагом. Произнося молитвы, женщины не делают это громко. Чтобы выйти из ихрама, они укорачивают волосы на толщину пальца, мужчины сбривают голову полностью. Женщины, у которых началось месячное очищение, могут совершать все ритуалы хаджа, кроме тавафа – обхода Каабы. Им дозволяется перенести выполнение тавафа, являющегося обязательным, с первых трех дней хаджа на более поздний срок. Задержки в выполнении обрядов или их невыполнение, связанные с менструальным циклом искупаются дополнительным жертвоприношением.

Некоторые запреты в хадже касаются обоих полов. Нельзя вступать в интимные отношения. С момента вступления в ихрам запрещается пользоваться косметическими и гигиеническими средствами, которые имеют запах (душистое мыло, шампунь, зубная паста), а также любые ароматные масла, дезодоранты, крема и т.д. Все эти запреты действуют в течение нескольких дней. Интимные отношения запрещены до окончания основных обрядов хаджа.

С момента вступления в ихрам с головы запрещается срывать и разбрасывать волосы, в противном случае за каждый выпавший волос, потребуется заплатить штраф. Женщинам рекомендуется беречь волосы, приезжать с аккуратно заплетёнными косами или собирают волосы под чепчик так, чтобы в течение некоторых дней не снимать его. Принимать душ необходимо не расплетая кос [2]. После того как паломники совершат джамарат – обряд «побивания камнями шайтана», они должны отрезать небольшой пучок волос. Женщины не могут показывать перед посторонними свои волосы и бросать их на землю, поэтому этот процесс они должны осуществить там, где не будет посторонних мужчин.

В 1990-е годы, после десятилетий ограничений паломничества в СССР, российские мусульмане получили возможность беспрепятственно отправляться в хадж. С этого момента наблюдается ежегодный рост числа паломников из страны. В настоящее время, по установленной Организацией Исламского сотрудничества квоте для стран с мусульманским населением, – по одному мусульманину от тысячи – из России ежегодно с 2009 г. в Саудовскую Аравию массово отправляется 20500 человек. При расчете российской квоты берется максимально возможное число мусульман в стране – 20 миллионов. Несмотря на это, квоты не хватает. По сведениям российского Совета по Хаджу, от 3 до 4 тысяч мусульман остаются без путевок.

В рамках изучения исламского фактора развития поликонфессионального общества южноуральского региона мы проводили исследование особенностей паломнической практики мусульман Южного Урала. Рассматривали состав, мотивы, поведенческие формы, гендерные различия современного паломничества. Экспедиционные выезды, организованные Институтом этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального научного центра РАН в 2005, 2008, 2011, 2013, 2014 гг. в Республике Башкортостан (Аскинский, Балтачевский, Белорецкий, Буздякский, Бурзянский, Бураевский, Караидельский, Зианчуринский, Туймазинский, Уфимский районы), в Курганской области в 2006 г. (Сафакулевский, Альметьевский, Щучанский районы), в Оренбургской области в 2009 г. (г. Оренбург), позволили нам осуществить встречи с паломниками.

В условиях полевой работы применялся метод индивидуального глубокого интервью, ориентированный на получение качественной информации. Изучаемая группа респондентов малочисленна, их сложно собрать в группу для проведения исследования. Например, в селах Башкортостана в среднем имеется по два-три хаджи, но есть и такие населенные пункты, где нет ни одного хаджи. За все время нами было проведено 40 неструктурированных интервью с паломниками (представителями Хадж-миссии России, духовенством и обычными верующими).

Контент-анализ ответов респондентов позволяет выявить усредненный портрет современного паломника, а также рассмотреть данные под углом зрения изучаемой проблемы. Возраст информантов значительно разнился: старшему было 84 года, младшему – 25 лет. Средний возраст паломников составил 55–60 лет. Образование у большинства из них среднее специальное и высшее, у некоторых – два высших образования. Среди паломников есть выходцы как из села, так и из городской среды; последних больше, однако сельские паломники занимают более высокое положение в своей общине, нежели городские. По этническому происхождению – это татары и башкиры. Подавляющее число опрошенных имеет средний уровень достатка. Религиозные представления и эмоции паломников, знание религиозной догматики, религиозное поведение в виде регулярного соблюдения обрядов, участие в деятельности религиозных организаций свидетельствуют о высоком уровне их религиозности. Хаджи играют активную роль в мусульманской умме, распространяют религиозные взгляды.

В паломничестве – довольно трудном в физическом и духовном плане путешествии – активно участвуют женщины-мусульманки (они составляют большинство паломников). В настоящее время число женщин-паломниц продолжает расти, среди них сохраняется огромный энтузиазм в отношении хаджа. Современные женщины пытаются попасть в Мекку любыми способами. История паломничества мусульман показывает, что хадж, сопряженный с опасностями и многими сложностями, до конца ХХ в. был уделом мужчин. В большинстве случаев не имея махрама, женщины отправляются группами под покровительством представителя духовного управления [10, 109].

В начале 1990 х гг. многие женщины, наряду с духовными поисками, занимались коммерцией: привозили товар для продажи (религиозную атрибутику, одежду, ковры, золото) с целью получения прибыли и возмещения расходов. И сейчас женщины продолжают использовать хадж в коммерческих целях, так как большинство паломниц – безработные или пенсионерки [4]. Паломничество стали совершать женщины с высшим образованием, имеющие собственный бизнес или престижную работу. Заметно выделяется высокая частота поездок женщин в Мекку: многие из них совершали хадж до 4–5 раз. Побывав там однажды, женщины считают, что им необходимо каждый год посещать святую землю, и стараются вместо отдыха на курортах вновь отправиться в Саудовскую Аравию пенсионерки [4]. Большая численность женщин-паломниц в настоящее время связана в первую очередь с изменением условий паломничества: его обеспечение является туристической услугой, добраться до Мекки не составляет труда, хадж коммерциализируется.

Ситуация с религиозностью на Урале отражает ситуацию по стране в целом, где женщины являются более воцерковленными и соблюдающими религиозные обряды. На Южном Урале в исламе большую часть верующих также составляют женщины, причем большинство из них строго соблюдает религиозные предписания, поэтому и стремятся в хадж.

Главным результатом развития женского паломничества можно считать формирование у мусульманок новых поведенческих стереотипов и норм восприятия этих стереотипов в обществе. Женщины обретают чувство общности с мусульманками из других стран, укрепляют свою веру, находят много положительного в исламе, в том числе в ношении платка, закрытой одежды. Если демонстративное ношение ритуальных символов и других атрибутов ислама чаще всего было связано с модой на религию, то после хаджа это становится искренним. Большинство опрошенных мусульманок рассказывает о своем путешествии со слезами на глазах. Женщины реже разочаровываются в хадже, практически во всех случаях испытывают колоссальную восторженность после поездки, в отличие от мужчин, которые достаточно трезво оценивают условия паломничества и сообщают о неприятных ситуациях. Впечатления единоверцев мужчин о поведении женщин во время хаджа не всегда положительные: мужчин возмущает отсутствие сопровождающих родственников, их коммерческая активность во время паломничества, «истеричное поведение, требование исключительного внимания к себе, общение с другими мужчинами, участие в обсуждении не свойственных женщине проблем» и др. [8, С. 23–24, 27]. «Все нововведения в исламе – бида (мероприятия или поступки, противоречащие словам и поступкам Мухаммеда) – от женщин», – сетуют они. Также мужчины отмечают высокую выносливость и организованность представительниц противоположного пола [5].

Хаджи составляют элитную часть сообщества верующих и могут оказывать эффективное воздействие на формирование общественного климата в нем. Человек, совершивший хадж, получает почетный титул «хаджи» или «хаджия» («совершивший паломничество») и уважение от всех единоверцев. Хадж повышает статус женщины в мусульманской общине. При встрече с хаджи или хаджией другим женщинам необходимо надеть платок, как при посещении мечети; в принятии общиной важных решений мнение женщин-хаджи учитывается [3]. В школьных музеях райцентров и сел Республики Башкортостан на специально оформленных стендах выставляется информация о современных паломниках-односельчанах [3, 6].

Данные интервью с паломниками показывают, что, несмотря на все неудобства и всевозможные трудности, прибывшим в Мекку кажется, что они попали в рай, и многие возвращаются с глубокими духовными переживаниями. Современный хадж представляет собой организованное паломничество, при этом прослеживается сосуществование светского и сакрального в едином пространстве. Мусульмане имеют возможность для реализации различных целей – для занятия коммерцией, общения с верующими других стран, знакомства с мусульманской культурой. В то же время в хадже происходит духовное приобщение верующих к исламскому образу жизни. Современное состояние паломничества в России и на Южном Урале свидетельствует о растущем интересе к исламу, о возрождении старых и формировании новых мусульманских традиций. Паломничество как способ знакомства, соприкосновения с чужой культурой, как взгляд со стороны на свою собственную культуру позволяет путешественнику обогатить идентичность [1, С. 5]. Хадж укрепляет братскую связь между народами, способствует сближению их культур и цивилизаций. У мусульманских народов России, в том числе среди женщин-мусульманок, растет потребность в единстве, сплоченности, солидарности, которые присущи понятию «мусульманская умма».

Список литературы

1. Белоруссова С. Антропология путешествия (южно-европейские путешественники XV века). Saarbrüken: Lambert Publ., 2013. 143 с.

2. Особенности хаджа для женщин // Islamdag.ru – Исламский образовательный портал. URL: http://islamdag.ru/musulmanka/27251 (дата обращения 10.04.2019).

3. Полевые материалы автора (ПМА). Республика Башкортостан, Аскинский р-н, с. Карткисяк, 2013 г.

4. ПМА. Республика Башкортостан, г. Уфа, 2013 г.

5. ПМА. Республика Башкортостан, Караидельский р-н, с. Караидель, 2013 г.

6. ПМА, Республика Башкортостан, Зианчуринский р-н, с. Исянгулово, 2013 г.

7. Руководство по совершению хаджа / пер. с турецкого А. Хабибуллин. М: Сад, 2010. 96 с.

8. Сахаутдинов В.Г. Воспоминание о паломничестве. Уфа, 1997. 38 с.

9. Хабибуллина З.Р. От Урала до Хиджаза: путешествие мусульман к святыням ислама // Уральский исторический вестник. Екатеринбург, 2016. № 2. C. 105–112.

10. Цветков П.П. Исламизм: в 2 кн. Кн. 2. М.: Фив, 2011. 720 с.

[1] Статья выполнена в рамках государственного задания ИЭИ УФИЦ РАН «Религия и духовная жизнь в поликонфессиональном пространстве Южного Урала» №: АААА-А18-118041290050-7

References
1. Belorussova S. Antropologiya puteshestviya (yuzhno-evropeiskie puteshestvenniki XV veka). Saarbrüken: Lambert Publ., 2013. 143 s.
2. Osobennosti khadzha dlya zhenshchin // Islamdag.ru – Islamskii obrazovatel'nyi portal. URL: http://islamdag.ru/musulmanka/27251 (data obrashcheniya 10.04.2019).
3. Polevye materialy avtora (PMA). Respublika Bashkortostan, Askinskii r-n, s. Kartkisyak, 2013 g.
4. PMA. Respublika Bashkortostan, g. Ufa, 2013 g.
5. PMA. Respublika Bashkortostan, Karaidel'skii r-n, s. Karaidel', 2013 g.
6. PMA, Respublika Bashkortostan, Zianchurinskii r-n, s. Isyangulovo, 2013 g.
7. Rukovodstvo po soversheniyu khadzha / per. s turetskogo A. Khabibullin. M: Sad, 2010. 96 s.
8. Sakhautdinov V.G. Vospominanie o palomnichestve. Ufa, 1997. 38 s.
9. Khabibullina Z.R. Ot Urala do Khidzhaza: puteshestvie musul'man k svyatynyam islama // Ural'skii istoricheskii vestnik. Ekaterinburg, 2016. № 2. C. 105–112.
10. Tsvetkov P.P. Islamizm: v 2 kn. Kn. 2. M.: Fiv, 2011. 720 s.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.