Статья 'Трансформация образов советского изобразительного искусства в послевоенный период (1945 - 1960 года) ' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Man and Culture
Reference:

Transformation of images of the Soviet visual arts during post-war period (1945-1960)

Mu Ke

post-graduate student at Moscow Art Institute named after V. Surikov

109544, Russia, Moscow, str. Vegovaya, 1

ke.mu@yahoo.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8744.2017.5.23778

Received:

03-08-2017


Published:

13-12-2017


Abstract: The subject of this study is the Soviet art in the context of evolution of the postwar artistic culture (1945-1960). Attention is also focused on the growth of artistic corps, influx of young forces, national and creative diversity of artworks as an achievement at the examined timeframe. The aim goal of the article consists in the need for expanding the existing knowledge on visual arts of the first fifteen postwar years, which is closely associated with the preceding stage – period of the Great Patriotic War. Emphasis is made on how the artists sought to capture the crucial events of the historic battle for freedom, reveal the underlying causes that ensured victory of the USSR, as well as high moral qualities of the Soviet people. The study highlights that the painters who survived the years of grievous suffering during the Great Patriotic War, revealed the new, previously unknown depths of the national character. Artists noticed a hero in the most ordinary Soviet man. From the perspective of the theory of art, the author characterized the relationship between the concepts of "Soviet art", "officially approved art", and "realistic method". The research methodology implies the method of analytical study of sources that clarifies the logic and content of the Soviet painting of the indicated period. The methodological base for the study includes the thematically necessary compilations on the theory and history of art, history of the Soviet culture, and philosophy of art. The author also used a number of electronic publications. The basis of the article lies in the comparative-historical method that helps to determine the specificity of Soviet visual arts of the postwar period (1945-1960), which allows citing that the Soviet scholars trace the transformations in the artistic-imagery structure of Soviet starting back in the prewar period. The scientific novelty consists in revising the evolution of Soviet postwar visual arts from the perspective of direct impression of the artists who have participated in the war, as well as in description of the significance of the work of Russian painters in development and preservation of the Russian art of the XX century. In conclusion, the author underline the fact that the visual arts during the period of 1945-1960 affected the popularization of the themes of Russian painting of the postwar years, which was dedicated to the events of the Great Patriotic War. On the materials of the battlefield memories, Soviet artists have created a vast amount of paintings. In addition, the unofficial art that was represented at the exhibitions and generated government’s criticism entered the cultural arena.


Keywords:

Art, Soviet art, artist, exhibition, postwar period, official art, union of artists, Moscow School, Leningrad School, Soviet Art School

This article written in Russian. You can find original text of the article here .
Советское искусство в послевоенный период (эволюция процесса и понятия)

Советское искусство послевоенного периода остается и сегодня еще малоисследованным феноменом художественной культуры ХХ века. Современные трансформации в обществе, которые повлияли на егополитическую, экономическую, духовную, творческую сферы жизни вызывают научные дискуссии. Искусствоведы в них принимают активное участие, пытаюсь внести и свою лепту в знания истории культуры и искусства предыдущих периодов.

Изучение творческих процессов в послевоенный период является особенно важным процессом, поскольку полученная информация помогает возродить память о тревожных событиях, общем горе советского народа, населения территории России и других Республик. Советские художники сыграли важную роль, как во времена Великой отечественной войны, так и после ее окончания. Это были личности, которые по-особенному чувствовали время, события, обстоятельства, в которых вынужденно оказалась вся страна. Их кисти принадлежат работы, которые ярко отобразили патриотизм, любовь к своей Родине и людям, героизм и отвагу советского народа, непобедимый дух и преданность родной земле.

Однако не всегда творческим личностям послевоенного периода приходилось легко и просто выполнять свою работу в сфере изобразительного искусства. Политическая идеология, как и в первой половине ХХ века, пыталась вносить необходимые ей и ее представителям установки и требования.

Такие факты хорошо известны в истории культуры России. Например, во время русской революции было начато движение, направленное на то, чтобы все искусство служило на усиление и укрепление диктатуры пролетариата. Интересную точку зрения об этом факте находим у Ю. С. Новопашина [9, c. 41-50].

Инструмент для этого был создан за несколько дней до Октябрьской революции, известный как Пролеткульт, аббревиатура «Пролетарские культурно-просветительные организации» (Пролетарские культурные и просветительские организации) [6, c. 295-306]. Выдающимся теоретиком этого движения был Александр Богданов[1, c. 243]. Первоначально Наркомпрос (министерство образования), которое также отвечало за искусство, поддерживало Пролеткульт. Последний добивался слишком большой независимости от правящей Коммунистической партии большевиков, получил отрицательное отношение к Ленину, к 1922 году значительно сократился и, в конце концов, был распущен в 1932 году.

Следует заметить, что в то время идеи Пролеткульта привлекали интересы русского авангарда, который стремился избавиться от Конвенций «буржуазного искусства». Среди заметных лиц этого движения был Казимир Малевич [10, c. 204]. Однако «идеи авангарда в конечном итоге столкнулись с вновь появившимся государством, которое культивировало социалистический реализм» [5, c. 322].

В поисках новых форм выражения действительности организация Пролеткульта была очень эклектичной в своих художественных формах. Именно поэтому она подверглась жесткой критике за включение таких современных направлений, как импрессионизм и кубизм, поскольку эти движения существовали до революции.Следовательно, они были связаны с «декадентским буржуазным искусством» [11, c. 624-643].

Среди ранних экспериментов Пролеткульта была прагматическая эстетика промышленного искусства, представленная видным теоретиком Борисом Арватовым [12, c. 23-24].

Еще одной группой была УНОВИС(UNOVIS), очень недолговечная, но влиятельная организация молодых художников. Еще одно название – «Утвердители нового искусства» - авангардное художественное объединение, созданноеК. С. МалевичемвВитебске.в 1920-х годах [4, c. 57-61].

Официально утвержденное искусство должно было следовать доктрине социалистического реализма. Весной 1932 года Центральный Комитет Коммунистической партии постановил, что все существующие литературные и художественные группы и организации должны быть распущены и заменены едиными ассоциациями творческих профессий. Соответственно, Московский и Ленинградский Союз художников был создан в августе 1932 года, что положило конец истории послереволюционного искусства [13, c. 305]. С этого момента началась эпоха советского искусства.

Наиболее известными советскими художниками были Исаак Бродский, Александр Самохвалов, Борис Иогансон, Александр Дейнека, Александр Лактионов, Юрий Непринцев и другие художники - представители Московской и Ленинградской академических школ.

Московский художник Александр Герасимов во время своей карьеры создал большое количество героических картин Иосифа Сталина и других членов Политбюро. Известен факт, что позднее Никита Хрущев утверждал, что Климент Ворошилов больше времени позировал в студии А. Герасимова, чем занимался своими обязанностями в Наркомате обороны. КартиныА. Герасимова показывает мастерство классических репрезентативных технологий [14, c. 232-247].

Художественные выставки 1935-1960 годов опровергают утверждения о том, что художественная жизнь того периода была подавлена идеологией и художниками, полностью подчиненными тому, что тогда называлось «социальным порядком». Большое количество пейзажей, портретов, жанровых картин и исследований, представленных в то время, преследовало исключительно технические цели. Таким образом, изобразительное искусство пыталось быть свободным от какой-либо идеологии. Аналогичная ситуация также прослеживалась в тематической живописи.

В послевоенный период между серединой 1950 и 1960 годов ленинградская школа приближалась к своей вершине. Художники, окончившие Академию (Институт искусств им. И. Репина) в 1930 - 1950 годах, были в расцвете творческих сил. Ониактивно представляли свое искусство, стремились к экспериментам и хотели многого узнать о произведениях единомышленников. Их время и современники, со всеми его образами, идеями и распоряжениями, нашли полное отражение в портретах, которые представили Лев Русов, Виктор Орешников, Борис Корнеев, Семен Ротницкий, Владимир Горб, Энгельс Козлов. А также в пейзажах Николая Тимкова, Владимира Овчинникова, Сергея Осипова, Александра Семенова, Арсений Семенова, Николая Галахова.И жанровых картинах Николая Позднеева, Юрия Непринцева, Евсея Моисеенко, Андрея Мильникова. Искусство этого периода показало необыкновенный вкус художников к жизни и творчеству.

В 1957 году в Москве состоялся первый Всероссийский Съезд советских художников [2, c. 964]. В 1960 году был организован Всероссийский Союз художников. Соответственно, эти события повлияли на художественную жизнь Москвы, Ленинграда и области. Объем экспериментов был расширен, что, в частности, касается формы, живописного и пластического языка. Главными темами новой живописи стали изображения молодежи и студентов, быстро меняющихся деревень и городов, освоенных целинных земель, грандиозных планов строительства в Сибири и Поволжье, великих достижений советской науки и техники. Герои того времени - молодые ученые, рабочие, инженеры-строители, медики - становятся самыми популярными персонажами картин.

В этот период жизнь предоставила художникам множество захватывающих тем, позитивных фигур и образов. Наследие многих великих мастеров предыдущих периодов и художественных движений стало доступно для изучения и публичных обсуждений. Это значительно расширило понимание художниками реалистического метода и увеличило его возможности. Обозначенное свидетельствовало факт повторного обновления самой концепции реализма, которая сделала этот стиль доминирующим в русском искусстве на протяжении всей его истории.

Реалистическая традиция породила многие тенденции современной живописи, в том числе живопись из природы, «суровый стиль» живописи и декоративного искусства. Однако в этот период импрессионизм, постимпрессионизм, кубизм и экспрессионизм также имели своих горячих приверженцев и представителей.

Смерть Иосифа Сталина в 1953 году и оттепель Никиты Хрущева проложили путь для волны либерализации в искусстве на всей территории Советского Союза. Хотя официальные изменения в политике не проводились, художники стали свободно экспериментировать в своей работе с гораздо меньшим страхом перед последствиями, чем в сталинский период.

В 1950-х годах московский художник Элий Михайлович Белютин «побуждал своих учеников экспериментировать с абстракционизмом»[7, c. 117]. Творческая практика, увенчанная Союзом художников, строго соблюдала официальную политику социалистического реализма. Художники, которые решили рисовать в альтернативных стилях, должны были делать это полностью наедине и никогда не могли демонстрировать или продавать свои работы. В результате, нонконформистское искусство развивалось по отдельному пути, в отличии от официального искусства.

Лианозовская группа сформировалась вокруг художника Оскара Яковлевича Рабина в 1960-х годах и включала художников, таких как Валентина Кропивницкая, Владимир Немухин и Лидия Мастеркова [15, c. 61]. Не придерживаясь какого-либо общего стиля, эти художники стремились добросовестно выражать себя в том режиме, который они сочли целесообразным, вместо того, чтобы придерживаться пропагандистского стиля социалистического реализма [8, c. 59].

Толерантность нонконформистского искусства к властям претерпела критические отливы и приливы до окончательного распада Советского Союза в 1991 году. Художники воспользовались первыми несколькими годами после смерти Сталина и начали экспериментировать в своих работах, не опасаясь преследований.

В 1962 году художники испытали небольшую неудачу, когда Никита Хрущев появился на выставке 30-летия Союза художников России в выставочном зале «Манеж». Среди обычных произведений социалистического реализма были несколько абстрактных работ таких художников, как Эрнст Неизвестный и Элий Белютин, которые Н. Хрущев нещадно критиковал. Послание было ясным и сводилось к тому, что художественная политика не была столь либеральной, как все надеялись.

К сожалению, в истории позднего советского искусства преобладают политическая идеология и упрощенные формулы. Как в художественном мире, так и в среде широкой публики очень мало внимания уделялось эстетическому характеру работ, созданных в СССР в 1970 и 1980 годах. Вместо этого официальное и неофициальное искусство этого периода обычно занималось либо «плохими», либо «хорошими» политическими событиями.

В этот период в Москве и Ленинграде было множество конкурирующих между собой групп, занимающихся искусством в Москве и Ленинграде. Самыми важными фигурами для международной арт-сцены стали московские художники Илья Кабаков, Эрик Булатов, Андрей Монастырский, Виталий Комар и Александр Меламид.

Самым печально известным инцидентом в отношении нонконформистских художников в бывшем Советском Союзе была выставка бульдозеров 1974 года, которая проходила в парке под Москвой, и включала презентацию работ таких художников, как Оскар Рабин, Комар и Меламид, Александр Жданов, Николай Смольяков и Леонид Соков [3, c. 41]. Художники, которые были привлечены к власти, дали разрешение на проведение выставки, но не получили ответ от власти на их запрос. В любом случае они решили продолжить выставку, которая состояла исключительно из неофициальных произведений искусства, которые явно не вписывались в рубрику «Социалистический реализм».

КГБ положила конец выставке через несколько часов после ее открытия, применяя бульдозеры, чтобы полностью уничтожить все экспонаты выставки. К счастью для художников, иностранная пресса присутствовала там, чтобы засвидетельствовать это событие. Известия разлетелись по всему миру, чтозаставило власти СССР разрешить выставку нонконформистского искусства две недели спустя в Измайловском парке в Москве.

Несколько западноевропейских коллекционеров, например, пара Кенда и Джейкоб Бар-Гера собрали коллекцию из 200 произведений 59 советских русских художников, которые не хотели принимать официальную художественную директиву постсталинского Советского Союза. Кенда и Джейкоб Бар-Гера, оба выжившие после Холокоста, поддерживали этих частично преследуемых художников, отправляя им деньги или же живопись из Германии в Советский Союз.

Несмотря на то, что Кенда и Джейкоб лично не встречались с художниками, они купили многие картины и другие предметы советского искусства. Работы были контрабандно ввезены в Германию, спрятав их в чемоданах дипломатов, путешествующих бизнесменов и студентов, тем самым сделав коллекцию российских нонконформистов Бар-Гера крупнейшей в своем роде в мире. Среди прочего, были представлены произведенияВ. Баччанчана, В. Янкилевского, О. Рабина, Э. Батчурина, И. Кабакова, С. Шаблавина, П. Беленка, Д. Краснопевцева, И. Новикова, В. Кропивницкой, М. Щемакина, О. Бобровской, Л. Кропивницкого, М. Шварцмана, Л. Борисова, М. Кулакова, В. Ситникова и многих других художников.

К 1980-м годам политика Михаила Горбачева «Перестройка и гласность» практически не позволяла властям устанавливать какие-либо ограничения художникам или на их свободу выражения творчества.

С распадом Советского Союза новая рыночная экономика способствовала развитию системы галереи, а это означало, что художники больше не должны были наниматься государством и могли создавать работы в соответствии со своими собственными вкусами, а также вкусами их частных покровителей. Следовательно, после 1986 года феномен нонконформистского искусства в Советском Союзе прекратил свое существование. Но явление советского искусства как такового существовало вплоть до распада СССР, остается еще малоисследованным и интересным для отечественных и зарубежных критиков и искусствоведов.

Трансформация образов советского изобразительного искусства в послевоенный период (1945 - 1960 года)

Советское искусство послевоенного периода остается и сегодня еще малоисследованным феноменом художественной культуры ХХ века. Современные трансформации в обществе, которые повлияли на его политическую, экономическую, духовную, творческую сферы жизни, вызывают научные дискуссии. Искусствоведы в них принимают активное участие, пытаясь внести и свою лепту в знания истории культуры и искусства 1945 – 1960 годов.

Как известно, 1945 год ознаменовался многими событиями, которые оставили след в истории советского и русского изобразительного искусства. Советские художники сыграли важную роль, как во времена Великой отечественной войны (непосредственно участвуя в боевых действиях), так и после ее окончания. Это были личности, по-особенному чувствовавшие время, события, обстоятельства, в которых вынужденно оказалась вся страна. Их кисти принадлежат работы, ярко отображающие патриотизм, любовь к своей Родине и людям, героизм и отвагу советского народа, непобедимый дух и преданность родной земле.

Наиболее известными советскими художниками были Исаак Бродский, Александр Самохвалов, Борис Иогансон, Александр Дейнека, Александр Лактионов, Юрий Непринцев и другие художники - представители Московской и Ленинградской академических школ.

Художественные выставки 1945-1960 годов опровергают утверждения о том, что творческая жизнь того периода была подавлена идеологией, полностью подчиненной тому, что в обозначенный период называлось «социальным порядком». Большое количество пейзажей, портретов, жанровых картин и исследований, представленных в то время, преследовало исключительно технические цели. Таким образом, изобразительное искусство пыталось быть свободным от какой-либо идеологии. Аналогичная ситуация также прослеживалась и в тематической живописи.

Особую красоту нового облика земли воспели русские художники-пейзажисты, а рядом с именами известных воспевателей природы (М. С. Сарьяна, В. В. Мешкова, С. В. Герасимова, Н. М. Ромадина, Я. Д. Ромаса, А. М. Грицая), популярность заслужили имена пейзажистов, талант которых полностью раскрылся лишь в послевоенные годы. Это мастера Г. Г. Нисский, Б. Ф. Домашников и другие.

В послевоенный период между серединой 1950 и 1960 годов представители ленинградской школы приближалась к своей вершине[6]. Художники, окончившие Академию (Институт искусств им. И. Репина) в 1930 - 1950 годах, были в расцвете творческих сил. Ониактивно представляли свое искусство, стремились к экспериментам и хотели многого узнать о произведениях единомышленников. Их эпоха, со всеми ее образами, идеями и распоряжениями, нашла полное отражение в портретах, которые представили ЛевРусов, Виктор Орешников, Борис Корнеев, Семен Ротницкий, Владимир Горб, Энгельс Козлов. А также в пейзажах Николая Тимкова, Владимира Овчинникова, Сергея Осипова, Александра Семенова, Арсений Семенова, Николая Галахова, и жанровых картинах Николая Позднеева, Юрия Непринцева, Евсея Моисеенко, Андрея Мильникова. Искусство этого периода показало необыкновенный вкус художников 1945 - 1960 годов к творчеству.

Сама жизнь диктовала им новые темы, создавала сложные приоритеты и направляла их творческие судьбы. Во время войны сильная тема морального и физического отрицания слабости советских людей, отказ сдаться, была острой. Например, картина Юрия Непринцева «Отдых после битвы» иллюстрировала знаменитое стихотворение поэта Александра Твардовского, Василия Теркина (1951) и «Возвращение» (1945-1947) художника Владимира Костецкого.

И поэт, и художник увековечили обычных людей, которые фактически выиграли великую отечественную войну. В картине Ю. Непринцев создал коллективный портрет солдата, который сражался за освободительную армию. Настоящим героем его холста являлся русский народ.

Известным стал и знаменитый холст Александра Лактионова «Письмо с фронта» (1947). Эта картина создала дискуссию из-за ее иллюзорности и скрупулезной точности формы. Художник Борис Неменский был близок к Лактионову с точки зрения жанровых особенностей в его картине «О ближнем и дальнем».

На картине В. Костецкого, напротив, детали отсутствуют. Центральные фигуры солдата и его жены, обнимающиеся, моделируются очень энергичным образом (хотя на самом деле можно увидеть только их руки). Контрастный свет и тень дают внутреннее движение фигурам. Драматическая встреча усиливается фигурой мальчика, сжимающего пальто солдата, и старухой в дверном проеме. Успех картины заключался в ее обыденности.

Было написано не так много картин, основанных на военных темах, и те, что были созданы, не имели обобщающего образа и очень часто высокого художественного уровня. Исторические многофигурные композиции часто создавались группой художников, работающих вместе.

Наряду с историко-революционным жанром начал развиваться чисто исторический жанр. Мир и постоянная работа - это то, о чем люди мечтали в течение долгих военных лет [11, c. 56]. Это и не удивительно, поскольку первоочередной задачей СССР после войны было восстановление разрушенной экономики. Картина «Хлеб» молодой украинской художницы Татьяны Яблонской (1949), полной жизни и цвета, рассматривался гимн труду. Ту же концепцию отображала работа Андрея Мыльникова «На полях мира» (1953), хотя онаболее похожа на монументальный холст, а не на станковую живопись. Картины Федора Решетникова «Прибытие в отпуск» (1948), «Целевой хранитель» Сергея Григорьева (1949), «Вступление в комсомол» (1949) и другие стали очень популярными [12].

В 1940 - 1950 годах было много идейно интересных работ художников из советских республик, например, Семена Чуйкова: «Утро» (1947), «Латвийские рыбаки» ЯнисаОсиса (1956); казахских художников СабураМамбеева,КанафияТельжанова и МолдахметаКенбаева; из Азербайджана -МикаилаГусейнаАбдулаева;Асафа Джафарова из Эстонии; ВалерианаЛойка из Армении;ОганесаЗардаряна из Грузии и некоторые другие [7, c. 293-297]. В послевоенный период в картинах этих мастеров пейзаж также претерпел изменения. Земля, опустошенная войной, уступила место мирным взглядам, которые и отображались художниками.

Пейзажи выявили тенденцию к монументализму. Например, в пейзажах Николая Ромадина была показана лирическая традиция Исаака Левитана, в частности, в его серии «Сезоны» (1953) и «Северная серия» (1954). В то же время Юрий Подлясский создал пейзажи Байкала, полные героического романтизма.

Хотя художественная жизнь после Второй мировой войны была довольно активной (например, в 1947 году была организована Всесоюзная выставка в Третьяковской галерее), нельзя забывать, что это были пиковые годы сталинского культа, который подавлял демократические свободы. Поэт Анна Ахматова и сатирический писатель Михаил Зощенко были названы «космополитами» и осуждены журналами «Звезда» и «Ленинград» [8, c. 19]. Более точную информацию об этих фактах находим в книге под редакцией А. Н. Яковлева [2]. Такая атмосфера, безусловно, не способствовала творчеству, и способы искусства были такими же трудными, как и способы жизни.

В 1957 году в Москве состоялся первый Всероссийский Съезд советских художников [3, c. 964]. В 1960 году сформировался Всероссийский Союз художников. Соответственно, эти события повлияли на художественную жизнь Москвы, Ленинграда и области. Объем и качество творческих экспериментов были расширены, что, в частности, касается формы, живописного и пластического языка. Главными темами новой живописи стали изображения молодежи и студентов, быстро меняющихся деревень и городов, освоенных целинных земель, грандиозных планов строительства в Сибири и Поволжье, великих достижений советской науки и техники. Героями сюжетов в 1950 - 1960 года становятся молодые ученые, рабочие, инженеры-строители, медики [13].

В указанный период жизнь предоставила художникам множество захватывающих тем, позитивных персонажей и образов. Наследие многих великих мастеров предыдущих периодов и художественных движений стало доступно для изучения и публичных обсуждений. Это значительно расширило понимание художникамиреалистического метода и увеличило его возможности. Обозначенное свидетельствовало факт повторного обновления самой концепции реализма в изобразительном искусстве, которая сделала этот стиль доминирующим в русской живописи на протяжении всей ее истории.

Реалистическая традиция породила многие тенденции в живописи 1945-1960 годов, в том числе пейзажную живопись, «суровый стиль» живописи и декоративного искусства [14]. Но, в то же время, в этот период импрессионизм, постимпрессионизм, кубизм и экспрессионизм также имели своих горячих приверженцев и представителей.

В 1950-х годах московский художник Элий Михайлович Белютин«побуждал своих учеников экспериментировать с абстракционизмом» [9,c. 117]. Но, творческая практика, увенчанная Союзом художников,еще продолжала строго соблюдать официальную политику социалистического реализма. Художники, которые решили писать в альтернативных стилях, должны были делать это отстраненно от творческих кругов, не могли демонстрировать картины на выставках или продавать свои работы. В результате, «нонконформистское искусство развивалось по отдельному пути, в отличие от официального искусства» [1, c. 114].

Лианозовская группа сформировалась вокруг Оскара Яковлевича Рабина в 1960-х годах и включала художников - Валентину Кропивницкую, ВладимираНемухина и Лидию Мастеркову [15, c. 61]. Не придерживаясь какого-либо общего стиля, эти художники стремились добросовестно выражать себя в том режиме, который они сочли целесообразным, вместо того, чтобы придерживаться пропагандистского стиля социалистического реализма [10, c. 59].

В 1962 году Н. Хрущев появился на выставке 30-летия Союза художников России в выставочном зале «Манеж». Среди обычных произведений социалистического реализма были несколько абстрактных работ Эрнста Неизвестного и ЭлияБелютина, которые Н. Хрущев нещадно критиковал. Эти факты в своей работе детально описывает Ю. Герчук [4]. Послание было ясным и сводилось к тому, что художественная политика не была столь либеральной, как все надеялись.

Как известно, смерть И. Сталина в 1953 году и оттепель Н. Хрущева проложили путь для волны либерализации в изобразительном искусстве на всей территории Советского Союза. «Хотя официальные изменения в политике не проводились, художники стали свободно экспериментировать в своей работе с гораздо меньшим страхом перед последствиями, чем в сталинский период» [5].

Чуть позже, в истории позднего советского искусства преобладали политическая идеология и упрощенные формулы. Как в художественном мире, так и в среде широкой публики очень мало внимания уделялось эстетическому характеру работ.

Подводя итоги, отметим, что период 1945-1960 годов действительно продемонстрировал трансформацию образов советского изобразительного искусства послевоенного периода. Это было связано с обстоятельствами, в которых приходилось работать многим русским художникамв советском обществе. Главной их целью стало желание передать пафос героического труда народа, а также воспевание Великой Победы в отечественной войне.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.