Статья 'Управление социокультурными проектами в современном университете' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Man and Culture
Reference:

The management of sociocultural projects in modern university

Melnikova Natalia Aleksandrovna

PhD in Philology

Docent, the department of Tourism, Hotel and Restaurant Business, Omsk State Technical University

644092, Russia, Omsk, Prospekt Komarova 3, office #44

sibirika1970@gmail.com
Vasil'eva Emma Viktorovna

Docent, the department of Costume Design, Omsk State Technical University

644058, Russia, Omsk, Zaslonova Street 4

udachaom@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-8744.2017.2.22458

Received:

27-03-2017


Published:

11-06-2017


Abstract: The subject of this study is the sociocultural practices of a university and their impact upon the city's cultural agenda. The work examines the new functions of modern universities that are meant to support the development of cultural activities in various forms of sociocultural and experimental practices, which allow discovering the potential for self-realization and self-identification of the students and urban residents. The authors underline that in the educational institution young people acquire the essential sociocultural experience, which in future will significantly influence the formation of their system of values, as well as the further activity, including professional. The article summarizes and analyzes the experience of management of sociocultural projects in Omsk State Technical University, focusing on the experience of using folk culture in fashion projects. The research is based on the sociocultural approach: the study of institutional and non-institutional aspects of social life. Culture is viewed as the main prerequisite and condition for the development of institutions, while personality – as the prerequisite for formation of its non-institutional structures. The main results of the study include the following: sociocultural practices and projects of a university should be “addressed” to the regional and city community, since the universities in modern world have a great impact upon the development of city activities, and called to form the active communities and change cultural agenda. Organizing such topical sociocultural events requires referring to the existing content of world culture and actualization of the cultural codes, which defines their importance in development of the youth subcultures. Thus, the research is aimed at identification of the mechanisms of the effect of such changes upon the urban culture.


Keywords:

culture, cultural code, sociocultural practices, management, media support, design, studenthood, Siberian ethnicity, performance, fashion

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Университет в 21 веке перестал быть институтом передачи знаний, а фактически стал институтом передачи культуры. Этот вопрос - о роли университета в передачи культуры и формировании культурного опыта - обсуждался с первой трети 20-х годов. Так, уже в 30-х годах 20 века Х. Ортега-и-Гассет отмечал, что современный университет значительно усложняет профессиональное образование и преувеличивает роль научного исследования, по его мнению, задача университета состоит прежде всего в передаче культуры, которая понимается как система идей о мире и человеке: «Культура спасает от жизненного кораблекрушения, что позволяет человеку жить, даже если его жизнь трагична, бессмысленна и совершенно ничтожна. Мы, как люди, не можем жить без идей… мы есть наши идеи» [2]. Ортега считает, что основной функцией университета является трансляция культуры, поскольку именно университет и есть основной творец культурных ценностей.

Сегодня размышления Ортеги-и-Гассета актуальны как никогда, поскольку современные университеты, пытаясь обрести свое место в мировом культурном, образовательном, профессиональном, научном пространстве создают образ, который, с одной стороны, будет частью современной культуры, с другой, - местом ее порождения, генерации, творения. Для этого, по мнению Ортеги, «нужно быть культурным, нужно знать свою топографию, свои маршруты или “методы”; то есть нужно иметь представление о пространстве и времени, в которых живешь, о современной культуре» [1].

Сегодня, в 21 веке, происходит переосмысление роли университетов и их места в городской/региональной среде. По сути современные университеты способны (и, наверное, уже призваны?) поддерживать развитие культурной деятельности в разнообразных формах социокультурных практик и экспериментальных технологий — а значит, и использовать средства культуры для решения широкого спектра задач в обществе. Во всяком случае, практика российского «переформатирования» высшей школы, интеграция ведущих федеральных и научно-исследовательских университетов в глобальное сообщество, появление региональных опорных университетов призвано решать и эту задачу: приобретение в образовательном учреждении молодыми людьми продуктивного социально-культурного опыта, который в последствии не только будет существенно влиять на формирование ценностной системы человека, но и, усвоенный, будет транслироваться в дальнейшей деятельности, и не только профессиональной. Современный университет фактически становится социокультурным институтом, где не только "транслируются готовые формы культуры, организованные по преимуществу в форме знания, но и где эти формы создаются, а также где их учатся порождать. Это значит, что задача современного университета – поддержка живого разнообразного мышления, а не его форм, умерших в виде понятий, или образцов застывших метафор" [2].

Сегодня молодежную аудиторию уже сложно привлечь обычными календарными событиями или плановыми мероприятиями. Исследователи - социологи, психологи, культурологи – констатируют: в 21 веке появился новый тип творческого потребителя, которому необходим качественный, интеллектуальный и художественно наполненный контент. Молодежь чутко реагирует на происходящие в обществе и в культуре изменения, поэтому любые упрощения проблематики культурных потребностей и сведения ее до «спроса» и «предложения» на культурные услуги, досуговые формы, в основном удовлетворяющие растущую востребованность на потребление массовой культуры, развитие «экономики желаний», рост индустрии развлечений не позволяют поддерживать креативное состояние культурно-досуговой среды, соответствующее вкусам и потребностям молодежи, отвечающие высоким ценностно-смысловым параметрам, заложенным в культурной политике страны [3].

Каждый день городские пространства по всему миру репрезентуют и констатируют множество образов, новых знаков, символов, смыслов, культурных кодов. Молодой человек каждый день находится в состоянии выбора, в том числе культурных ценностей и эстетических потребностей. Многие социальные проблемы, как разрыв связей поколений, потеря интереса к общественной жизни, замкнутость на личных амбициях, приводят к закрытости человека от общества. Участие молодежи в социокультурных проектах дает возможность молодому человеку с одной стороны примерить роль критика новой реальности, с другой посмотреть на собственное «Я», как на объект для эксперимента. Устраивая фестивали, конкурсы, выставки, показы, важно использовать лучшие культурные практики и активно взаимодействовать с миром современного искусства. Искусство как канал влияния на целевую аудиторию является универсальным кодом, представляющим определенную эстетику молодежных сообществ. Таким образом, на наш взгляд, именно участие молодых людей в социокультурных проектах и практиках позволяет фактически решить несколько важных задач: прежде всего в ходе реализации образовательных, культурных, коммуникационных задач проекта/практики происходит активное освоение молодыми людьми социокультурного опыта, необходимого для успешной самореализации в условиях современной культуры [4]

На наш взгляд, необходимо дать определение социокультурного проекта, которое используется нами при анализе сложившей у Института дизайна и технологий практики. Прежде всего важно отметить, что социокультурное проектирование применяется как культурно-образовательная технология, включающая образовательную, конструктивную, творческую, коммуникационную деятельность, сущность которой включает в анализ проблемы, разработку путей и средств достижения поставленных целей. Эффективность применения технологии социокультурного проектирования заключается в уникальной возможности вовлечения в проектную деятельность максимального количества участников образовательного процесса, активизации совместной деятельности участников проекта - студентов, мастеров, педагогов, социальных партнеров. При этом деятельность по реализации социокультурных проектов в то же время изменяет и преобразует среду под влиянием творческой активности человека, благодаря которой открываются потенциалы для самореализации и самоидентификации [5]. Основные функции социокультурных проектов определяют их значимость на повестке развития молодежных культур: эстетическая, коммуникативная, информационная, рекреативная, провокационная, функция социализации, культурно-идентифицирующая и др. Рассматривая контексты данных функций можно отметить, что стремление человека обретать и утверждать себя как неповторимую индивидуальность, размывая границы устойчивых смыслов и оценок, предполагает поиски художественных ценностей в культуре социума.

Управление социокультурным проектом "Всероссийский фестиваль дизайна и искусства "Сибирская этника".

Организатор - Институт дизайна и технологий ОмГТУ.

Цель проекта - поддержка и сохранение этнического своеобразия народов Сибири (изучение этнического и исторического костюма, его интерпретация в современной моде, формированию межнациональной толерантности и развитию этнокультурного своеобразия народов России).

Аудитория проекта - студенческая молодежь, профессионально заинтересованная в создании новых модных образов (студенты-дизайнеры, конструкторы, горожане, желающие принять участие в проекте, все, заинтересованные лица). Таким образом, проект "Всероссийский фестиваль дизайна и искусства "Сибирская этника" ориентирован не только на студентов вуза, но и на культурную среду региона.

Особенно хотелось бы остановиться на основной концепции Фестиваля, которой подчинены все мероприятия. "Сибирская этника" задумывался и реализуется как событие, посвященное переосмыслению и трансформации в современном искусстве традиций костюма народов, населяющих Сибирь во всем многообразии этнических мотивов. Соответственно для участия в конкурсе молодых дизайнеров одежды студенту/конкурсанту необходимо предложить свое прочтение существующих народных традиций, знание народного орнамента, умение комбинировать элементы и предлагать их/его использование в современном костюме. Так, в 2016 году номинациями Всероссийского конкурса молодых дизайнеров «Сибирская этника – 2016» были следующие:

- «Зима» - современная интерпретация и трансформация орнаментальных мотивов в верхней одежде: пальто, полупальто, меховое пальто, пуховики, куртки, жилеты как основной ассортимент в предлагаемых комплектах.

«Межсезонье» современная интерпретация и трансформация орнаментальных мотивов в ассортименте для весны и осени: легкая куртка, плащ, пыльник, дождевик, бомбер, свитер и другие плечевые и поясные изделия – поиск новых сочетаний различных ассортиментных групп, новая многослойность.

«Лето» - современная интерпретация и трансформация орнамента в легком ассортименте различного назначения.

«От ремесла к искусству» – тонкое заимствование и авторская переработка орнаментов, рисунков, фактур с этно-смыслом. Эксперименты с формой, высокое качество шитья, эксклюзивные технологии, уникальные приёмы декорирования, высокохудожественное решение образа.

«Этно арт-видео» – авторские проекты, раскрывающие идеи и возможности интерпретации этнического орнамента выразительными средствами мульти- медиа через трансформацию этно-футуристических смыслов. Проекты этой номинации стали основой для культурного проекта/перфоманса: транслировались на фасадах стен многоэтажных зданий городаОмска.

Следует отметить, что содержание творческого задания для номинаций конкурса может меняться, но концепт преемственности культурных традиций обязателен.

Не менее содержательным, на наш взгляд, является и культурно-просветительский проект "Образы Покрова...". Проект партнерский: его идея принадлежит меценату Олегу Макееву, реализуется силами кафедры костюма Института дизайна и технологий.

Не будем говорить о значимости православия для русской культуры. Традиции православия и православной культуры (например, живописи) воспринимаются в современном постмодернистском обществе как архаичные (что чаще всего транслируется массовой культурой) или сложные и непонятные (что связано с кодом православной иконописи, традициями и канонами). Молодым художникам - дизайнерам предлагается изучение истоков великого христианского праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Молодые дизайнеры на конкурс должны представить единичное модное изделие (платок) размером 1,30*1,30 различных видов композиции. Техника исполнения изделия включает все способы декорирования ткани(вышивка, батик, печать, фелтинг, плоскостная и объемная аппликация, авторские текстильные фактуры и полотна, смешанные техники). Обязательным условием конкурса является сбор материала и презентация творческого источника по заданной тематике (иконопись, фрески, мозаика, зодчество, символы христианства и др.). Единичное изделие демонстрируется как самостоятельный объект в формате дефиле.

Образовательная программа состоит из серии мастер-классов и лекций от членов жюри фестиваля - профессионалов в сфере индустрии моды, дизайна и искусства. Например, в 2016 году Людмилой Алябьевой (г. Москва), шеф-редактором международного журнала «Теория моды», кандидатом филологических наук, лектором Британской высшей школы искусства и дизайна подготовлена специальная лекция «Изобретенная традиция в моде», отражающая тему преемственности культуры через модный костюм.Тему номинации «От ремесла к искусству» акцентировала в своем мастер-классе Анастасия Нефедова (г. Москва), член жюри фестиваля, художник по костюмам, дизайнер, главный художника Электротеатра «Станиславский». Художник в выступлении подчеркнула, что основная роль дизайнера в практической работе – это роль лидера проекта, лидера на конкретное действие и приобретение лидерской компетенции. В течение трех дней фестиваля молодые дизайнеры и гости фестиваля могли услышать мнение председателя жюри эксперта моды Александра Хилькевича (г. Москва). Проведение мастер-класс «Этника как тренд. От Л. Бакста к современности» являлось важной очень емкой частью образовательной составляющей фестиваля, собирая большую аудиторию слушателей.

Каждый год проект обретает новые грани проведения. Выставочный проект «Розы, звезды и квадраты. Орнамент вокруг нас» определил направление работы над костюмными смыслами. Орнамент (лат. ornamentum – украшение) – узор, для которого характерно ритмичное расположение элементов рисунка [6]. В дизайне используется для украшения различных предметов (одежда, утварь, предметы декора и т.д.), декорирования интерьеров и экстерьеров зданий и сооружений. Все творения Природы, от самого маленькой травинки до огромного столетнего дерева, наделены своей орнаментацией. Выставочный проект предлагал увидеть традиционный и современный орнамент глазами молодых дизайнеров костюма. В названии выставки закодированы разные способы виденья и понимания орнамента – орнамент, увиденный в природе, орнамент как знак и символ, орнамент, созданный современной урбанистической средой. Участники выставочной экспозиции – студенты всех курсов, от первого до выпускного, магистры, выпускники и, конечно, преподаватели кафедры «Дизайн костюма» ИДиТ Омского государственного технического университета. В экспозиции были представлены костюм, арт-объекты, и аксессуары, выполненные разнообразными техниками и материалами, где заметны как приобщение к великой традиции кутюрного шитья, так поиск самых инновационных решений.

Если говорить об управлении проектам, то следует отметить основные принципы управления, которыми мы руководствовались. Прежде всего следует отметить, что проектная группа (организаторы проекта) - команда, в которую входили преподаватели кафедры, студенты-бакалавры, обучающиеся на разных направлениях подготовки ИДиТ. Руководитель проекта - директор Фестиваля.

Многолетний опыт организации и проведения таких событийных проектов аккумулирует несколько важных инструментов управления: маркетинг мероприятия, разработка концепции, привлечение участников, взаимодействие с партнерами, компетентность жюри, профессиональная программа. Стратегия управления такими проектами в первую очередь связана с профессиональными компетенциями в сфере обучения дизайн-направления, во вторую, с масштабным влиянием и интересом к моде современного социума. При разработке программы мы стремились к тому, чтобы она (программа) была многоаспектна и решала не только образовательные задачи (хотя не будем скрывать, что приоритетными были как раз задачи образования). Нам было важно, чтобы при реализации проекта студенты приобрели компетенции разного вида: коммуникативные, информационные, управленческие и т.п. Но самое главное было то, чтобы проект стал ярким культурным событием города. Именно поэтому одной из основных функции были информационная и коммуникативная функции.

В процесс подготовки и реализации проекта были вовлечены на партнерских основаниях различные организации Омска. Конкурсные мероприятия и выставочный проект всегда проводятся в Областном музее изобразительных искусств им. Врубеля. Это важно, поскольку жители города получают возможность стать зрителями ярких и зрелищных мероприятий, Кроме того музей открывает свои двери для молодых людей, которые принимают участие в конкурсе, готовят модели среди рукотворных шедевром искусства. Модное дефиле в музее - не что иное как интеграция модных тенденций, культурного настоящего и великого прошлого. мероприятие получает синергетический эффект творения культуры здесь и сейчас.

Особое значение для мероприятия Института - Фестиваля "Сибирская этника" имеет информационная поддержка. Информированию как функции посвящено отдельное направление работы. В современном мире роль массовых коммуникаций отрицать сложно, поэтому для вовлечения омичей в Событие, транслирования идеи мероприятия, демонстрации происходящего мы используем весь спектр каналов коммуникации: от традиционных СМИ (телевидение, радио, печать, интернет-СМИ) - взаимодействие с ними строится на основании информационного партнерства и получения ими отдельных эксклюзивных материалов - до социальных сетей (где активно используется как прием анонсирования, так и ведение репортажа с места событий). Именно через социальные сети нам удавалось решить возникающие проблемы (например, распространение информации об изменениях в программе) и привлечь молодую аудиторию к мероприятию. Информационный аудит позволил нам говорить о сложившемся в СМИ образе Фестиваля "Сибирская этника" как традиционном, ярком событии Омской школы дизайна. Можно утверждать, что благодаря системной информационной работе Института дизайна и технологий в региональных СМИ появился модный дискурс.

Фестиваль ставит глобальные задачи по расширению творческих связей, контактов между научным и производственным потенциалом, по участию в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры, а также обеспечения многократного увеличения количества молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях. На фестиваль приезжают дизайнеры из Владивостока, Санкт-Петербурга, Красноярска, Костромы, Перми, Тюмени, Кирова, Тольятти, Новосибирска, Екатеринбурга, Алтайского края, Республики Казахстан, Турции и Китая.

Тактические механизмы управления выработаны долголетним опытом проведения проектов, поэтому можно выделить несколько важных аспектов, отражающих пути развития культурных стратегий: культурная идентичность человека, идентичность культурного сообщества, эстетическая ценность, смыслообразование в искусстве, тенденции моды. Разнообразные направления социокультурных практик в современном университете вовлекает молодых людей к социальным активностям и мотивируют на развитие социокультурной среды.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.