Статья 'Информационная культура в системе муниципального управления образованием' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
NB: Administrative Law and Administration Practice
Reference:

Information culture in the system of municipal education administration

Gryaznova Elena Vladimirovna

Doctor of Philosophy

Professor of the department of Philosophy and Theology at Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

603005, Russia, g. Nizhnii Novgorod, ul. Ul'yanova, 1

egik37@yandex.ru
Other publications by this author
 

 
Veresova Elena Aleksandrovna

student for a Master's degree of the Department of the Management Theory and Arrangements at Gzhel State University

140155, Russia, Moscow Region, Ramensky District, settl. Elektroizolyator, h. 67

egik37@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-9945.2016.1.18406

Received:

18-03-2016


Published:

11-04-2016


Abstract: The research subject is information culture in the system of municipal education administration. The research object is informatization of municipal education administration. The authors consider the information culture model consisting of five main elements:1. Informational competence of municipal officers2. Information and technical support for education management3. Communication between administration entities.4. Informational competence of consumers of educational services.5. Information and legal provision of education managementSpecial attention is paid to the analysis of each element, which is held on the basis of statistical data and scientific publications. The main methods of research are the methods of analysis, generalization and comparison, the structural method, the methodology of statistical data studying, the elements of the information approach. The main findings of the study are:1. The existing information culture models don't take into account the two important elements related to the IT-competencies of the subjects of management and the consumers of educational services.2. The study of these two components in municipal entities shows that they are still underdeveloped as compared to other components; this situation leads to the reduction of the level of information culture in general.3. The article substantiates the necessity to use the five-element model of information culture, which should serve as the basis for the development of municipal programs of education informatization. 


Keywords:

municipal management, education management, informatization of education, information culture, IT-competence, informatization, informatization of education management, information interaction, information support, statistical study of informatization

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Информационная культура сегодня достаточно часто становится предметом изучения научных исследований. С одной стороны, это явление есть результат развития информационного общества, и, казалось бы, определить ее просто, а с другой стороны, человек – существо информационное и этот вид культуры есть его родовая сущность. Например, В.А. Каймин связывает понятие информационной культуры с предметом информатики как научной дисциплины, изучающей законы и методы накопления и обработки информации на ЭВМ, в общении людей и в жизни общества . 1[1,C. 17]. К.К. Колин и А.Д. Урсул, придерживаясь аналогичного подхода, пишут: «Информационная культура представляет собой подсистему культуры, которая формируется под воздействием процесса информатизации общества и включает в себя все многообразие результатов деятельности человека в информационной сфере общества, а также средства, виды и технологии этой деятельности» . 10[2,C. 106]. Из данных определений следует, что информационная культура, действительно есть результат информатизации и является новым феноменом современной цивилизации. Мы считаем, что это связано, прежде всего, с тем, что в информационном обществе появляется новый вид деятельности, в качестве основных средств которой выступают именно компьютерные информационные технологии.

Теперь, если вспомнить, что информационные технологии могут быть не только компьютерными, но и «бумажными», то вопрос определения информационной культуры вновь становится актуальным. Действительно, если считать, что информационные технологии – это технологии, позволяющие работать с информацией, то и рукопись, и книга, радио, телевидение и т.д. все попадут в разряд подобных технологий.Именно так считает Н.М. Розенберг, когда трактуя понятие «информационная культура», не ограничивается только компьютеризацией и отмечает, что «информационная культура – важнейший компонент духовной культуры человека в самом общем смысле этого термина. Реальная область ее применения фактически значительно шире. Она не возникла с появлением компьютера – появление письменности, изобретение книгопечатания создали целостную технологию накопления и распространения информации, а значит, формирования содержания информационной культуры общества, развития цивилизации в целом» .[3,C.36]. Таким образом, мы видим, что информационная культура присуща человеку как его родовое качество.

Получается, что в основе развития цивилизации находится информационная культура, основанная на определенной информационной технологии. Именно поэтому и происходят информационные революции как качественный скачок в развитии информационной культуры, результатом которых является становление новой цивилизации. Подобные закономерности и есть диалектика развития информационной культуры, т.е. человека. Сегодня развитие информационного общества является не столько технологической, сколько культурно-психологической проблемой, поскольку для ее решения необходимо существенным образом изменить общественное сознание.

Как известно, характеристикой информационного общества является не только высокий уровень развития информационных технологий, но и их активное использование гражданами, органами государственной и муниципальной власти и организациями всех форм собственности. В частности, мы вышли на понимание того, что в сфере муниципального управления образованием сложились следующие направления информатизации управленческой деятельности:

- нормативно-правовое обеспечение процесса информатизации;

- техническое и программное обеспечение;

- организация функционирования сайтов;

- деятельность по формированию компетентности кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

- деятельность по созданию баланса между спросом и предложением на информационные услуги в сфере образования;

- функционирование автоматизированных информационно-аналитических систем (АИАС)[4].

Формирование информационной культуры у участников образовательного процесса и его управления сопровождает все указанные направления. Для того чтобы понять сущность информационной культуры на уровне муниципального управления образованием, необходимо выявить ее структуру.

Так, например, исходя из выше приведенного определения информационной культуры К.К. Колина и А.Д. Урсула, в качестве ее основных компонентов следует назвать: информационную и компьютерную компетентность и грамотность, информационное миропонимание и информационное мировоззрение людей; многообразие предметов информационной культуры, используемых в информационной деятельности; способы деятельности человека в информационной сфере; виды и формы информационных коммуникаций, которые предоставляют пользователю все более широкие возможности для общения в глобальных информационных сетях .10[2, C.106].

Иными словами информационная культура муниципального управления образованием может быть представлена следующим образом:

1. Информационная компетенция муниципальных служащих.

2. Информационно-техническое обеспечение управления образованием.

3. Информационное взаимодействие между субъектами управления.

4. Информационная компетенция потребителей образовательных услуг.

5. Информационно-правовое обеспечение управления образованием.

В своих работах мы отмечали, что информационная культура управления образованием на муниципальном уровне тесно взаимосвязана с деятельностью «электронного государства» [4,5]. Как показывают исследования индекс развития электронного правительства в России остается на уровне 27 места на протяжении 2012 – 2014 гг. Индекс развития ИКТ еще ниже – 42 место в 2013 году [6, C.252]. Эти показатели оказываются низкими именно за счет муниципалитетов, далее мы это покажем.

Рассмотрим уровень информационной культуры в муниципальных образованиях в нашей стране по обозначенным критериям. Отметим, что официальных данных по исследованиям именно муниципальных управлений образованием не проводилось. Чаще всего, они изучаются в составе муниципалитетов или исследования проводятся по отдельным критериям.

1. Информационная компетенция муниципальных служащих

Одной из основных причин не достижения планируемых результатов в создании электронного правительства в России эксперты отмечают недостаточную ИТ-квалификацию государственных и муниципальных служащих во всех сферах [7-10]. В частности отмечается, что государственные и муниципальные служащие должны обладать такими новыми компетенциями как:

- умение моделировать основные административные процессы для последующего анализа, оптимизации и выявления их информационных потребностей;

- умения по управлению проектами создания и внедрения решений электронного правительства;

- умения управлять рисками и организационными изменениями, связанными с применением ИКТ;

- умения управлять качеством оказания электронных услуг и др.

Результаты проводимых исследований показывают, что муниципальные служащие в настоящее время повышают свою квалификацию в основном в области применения существующих офисных и специализированных компьютерных программ в рамках действующих процессов управления. Развитие умений трансформировать существующие административные процессы, используя потенциал современных информационных средств и систем, не является в процессе обучения приоритетной задачей [10-11].

Анализ указанных и других работ показал, что одними из основных причин существующего неудовлетворительного уровня подготовки муниципальных служащих при взаимодействии с информационными системами можно выделить следующие:

- отсутствие общегосударственных методических рекомендаций по определению и практическому применению умений и навыков пользователей информационных систем в процессе построения электронного правительства;

- отсутствие практики индивидуального планирования и формирования программ непрерывного процесса повышения квалификации для муниципальных служащих в процессе взаимодействия с информационными системами;

- отсутствие единого информационного ресурса по повышению ИТ-квалификации муниципальных служащих.

Исследователи указывают, что традиционной для российских муниципалитетов управления образованием является проблема нехватки собственных квалифицированных ИТ-специалистов. По результатам опроса, проведенного НП «Электронный муниципалитет» в 2010 г., среди более чем 600 муниципальных образований России лишь в 44% организаций имеется полноценная ИТ-служба, в 32% есть штатный ИТ специалист, а в 24% случаев компетентные ИТ-специалисты в муниципалитете вообще отсутствуют[12].

Вероятно, что выходом из сложившейся ситуации может быть повышенное внимание к процессам информатизации муниципалитетов со стороны регулирующих органов. В настоящий момент сформированы требования по межведомственному взаимодействию, информационной наполненности порталов, требования по открытым данным, составу и доступности электронных госуслуг, интеграции с ЕСИА и т. д., разработаны системы тестирования служащих, их аттестации.

2. Информационно-техническое обеспечение управления образованием

Важным компонентом информационной культуры является фактор использования ИКТ и Интернета муниципальными служащими. Обращаясь к статистическим данным, можно видеть, что этот показатель ниже в органах местного самоуправления по сравнению с другими уровнями управления. Это касается и использования собственных сайтов, количество которых в органах муниципального управления составляет 39,6% .1[6, C.116].

1_10

Рис. 1 – Использование ИКТ в органах государственной власти и местного самоуправления, 2013 г. (в % от общего числа организаций)

Здесь следует отметить, что наличие сайтов именно в муниципальных управлениях образованием и учебных заведениях достаточно высок. Но выше приведенные цифры как раз показывают, что используются эти сайты неэффективно.

Конечно, для формирования информационной культуры муниципальных служащих в управлении образованием, важное значение играет обеспеченность компьютерной техникой с выходом в Интернет на рабочих местах. Но и эти показатели невысокие – 39,5 % и 27,2% соответственно (Таблица 1,2) 15[6, C.152,154].

Таблица 1

Обеспеченность персональными компьютерами работников организаций по формам собственности (единиц на 100 работников)

2

Таблица 2

Обеспеченность персональными компьютерами, имеющими доступ к глобальным информационным сетям, работников организаций по формам собственности (единиц на 100 работников)

3_03

Следствием низкого уровня ИТ-компетенций муниципальных служащих и технического обеспечения муниципальных служб является и низкая эффективность применения ИКТ, ИС, облачных технологий в делопроизводстве муниципального управления, что сегодня является важнейшей стратегией управленческой деятельности. Как показывает статистика на муниципальном уровне эти показатели ниже, чем на других уровнях. Особенно это касается показателя по подготовке кадров, который ниже почти в 2 раза (Таблица 3) . 1[6,C. 177].

Таблица 3

Использование интернета в целях общего характера в организациях по формам собственности (в % от общего числа организаций)

3_04

3. Информационное взаимодействие между субъектами управления

Согласно концепции оптимизации системы образования, реализуемой сегодня в нашей стране, управление образовательными организациями предстает как взаимодействие многих субъектов образовательного пространства на основе социальной интеграции.

Социальное управление имеет два компонента: внешний и внутренний. Внешний компонент направлен на отношения между образовательной организацией и социально-экономической средой: государством, органами управления и другими заинтересованными лицами. Внутренний – сосредоточен на взаимоотношениях внутри образовательной организации.

Важным элементом муниципального управления образованием должна стать практика использования таких форм общественного участия в управлении, как, например, попечительские советы, включающие в свой состав представителей общественности, органов власти и бизнес сообщества, региональные и муниципальные советы родительской общественности. Особенность информационной культуры управления образованием заключается в том, что она становится стратегическим инструментом управления на основе интеграции субъектов.

Низкий уровень готовности к информационному взаимодействию муниципальных органов управления образованием с вышестоящими организациями, с потребителями образовательных услуг, с общественными организациями, низкий уровень информационной культуры жителей муниципальных районов приводит к снижению эффективности в оказании муниципальных услуг (Таблица 4) .1[6, C.182].

Таблица 4

Использование интернета для взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления в организациях по формам собственности (в % от общего числа организаций)

4_01

Как показывают исследования, многие главы муниципалитетов не готовы рассматривать информатизацию своей управленческой деятельности как один из основных приоритетов в своей работы. В своем докладе на недавней конференции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов генеральный директор AT Consulting Сибирь Д. Гоков так отметил происходящее: «После разговора с любым из глав МО понимаешь, что приоритет информатизации стоит у него “под номером 52, вторым слева”. … Одним словом, на информатизацию не остается ни сил, ни времени, ни ресурсов. Осуществить её можно только при активном участии региона, который предоставит гибкие и удобные IT-инструменты, облегчающие работу муниципальным чиновникам».[13, C.27].

К сожалению, подобные тенденции усугубляются возникающими дополнительными проблемами информатизации в свете последних реалий внутренних и внешнеполитических процессов, происходящих в РФ. Речь идет о проблемах защиты персональных данных всех пользователей Интертет и вопросы импортозамещения используемого программного обеспечения. По результатам исследования, проведенного Институтом ризвития Интернета (ИРИ), «...только 22 тысячи муниципалитетов у нас ежегодно тратят на софт по госзакупкам 400 миллионов долларов, в основном уходящим из страны» .[14,C.62].

Как отмечает председатель совета Института развития Интернета Г. Клименко, «Начать импортозамещение ПО следует, по нашему мнению, с муниципалитетов. Там нет ничего такого, что нельзя было бы заменить переходом с Windows на Linux – работа с документами, почта, цифровая связь. Современный Linux вполне удобен и функционален, использовать СПО в муниципалитетах – реальная цель. Дело тут не в экономии на покупке софта, а в том, что деньги за его поддержку останутся в стране» .[14,C.62]. Подобный процесс перехода на все еще непривычную операционную систему и прикладное ПО хоть и имеет в основном проблемы психологического характера, тем не менее потребует определенной переквалификации сотрудников.

4. Информационная компетенция потребителей образовательных услуг.

Потребителями образовательных услуг на муниципальном уровне в основном являются жители муниципалитетов. О причинах низкого спроса на оказание образовательных услуг в электронном виде населения муниципальных районов мы писали в публикациях [4,5]. В частности – это низкий уровень финансирования муниципалитетов, что приводит к недостаточной оснащенности компьютерной техникой с выходом в глобальные сети, как частных лиц, так и образовательных учреждений. Например, что касается оснащенности компьютерной техникой с выходом в Интернет подведомственных управлению образованию учебных заведений, то статистика и в этом случае показывает невысокие значения, особенно это касается сельской местности (Рис.2,3). 1[15,C. 193].

6_02

Рис. 2 – Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в расчете на 100 обучающихся образовательных организаций: 2013 (на конец года)

7

Рис. 3 – Дошкольные образовательные организации, использующие персональные компьютеры и Интернет: 2013

(на конец года; в процентах от общего числа организаций)

5. Информационно-правовое обеспечение управления образованием.

Изучение информационно-правового обеспечения управления образованием показало, что можно определить ряд проблем, связанных с его реализацией.

В Федеральном законе №­131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в перечне вопросов местного значения, которые уполномочены решать органы местного самоуправления, отсутствуют полномочия по созданию муниципальных информационно-коммуникационных систем. Это приводит к тому, что, не имея возможности вести самостоятельные разработки, многие муниципалитеты не имеют и официальной бюджетной статьи для оплаты услуг сторонних ИТ-разработчиков.

Изменения также были отражены в Федеральном законе Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[16]. Были определены требования эксплуатации государственных и муниципальных информационных систем в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, отражены требования к необходимым конкурсным процедурам для эксплуатирующих государственные и муниципальные информационные системы организаций.

Изменения в части 6 статьи 14 Закона № 149-ФЗ предоставляют право Правительству Российской Федерации устанавливать требования к порядку создания государственных информационных систем, позволяя устанавливать требования к этапам и срокам создания государственных информационных систем. Также были определены правовые основы учета муниципальных информационных систем как объектов интеллектуальной собственности[16].

Сегодня основная тенденция модернизации системы управления образованием нашей страны – это создание экономических кластеров, которые входят в сферу профессионального образования. Данный процесс тесно взаимосвязан с глобализацией и информатизацией образовательного пространства, его виртуализацией. Информатизация управления образованием влечет за собой появление новых форм занятости и профессиональной компетентности управленцев и педагогических работников, что будет являться стимулом создания новых механизмов, инструментов и моделей образовательной деятельности.

Таким образом, информационная культура становится сегодня одним из важнейших инструментом в формировании и реализации новых моделей управления образованием. Обобщая выше изложенный материал, можно заключить, что данный компонент формируется на личностном уровне – как информационная компетентность личности и коллективном – как информационная компетентность коллективного субъекта управления. И в этом случае следует говорить о субъектах различного уровня управления. Получается, что информационная культура управления образования формируется на основе информационного потенциала органов управления. Все зависит от качества данного потенциала и его структуры. Чтобы построить модель информационной культуры управления образованием необходимо изучить данный потенциал конкретной организации, специфику и особенности управленческих моделей этой организации, а также возможность применения к ней информационных принципов управления.

Выводы

1. Анализ понятия и структуры информационной культуры в научных публикациях показал, что:

А) Информационная культура – формируется в процессе информатизации, представляет собой совокупность результатов информационной деятельности в образовании и его управлении, а также средства, обеспечение и информационный потенциал этой деятельности (потребности и способности субъектов).

Б) На уровне муниципального управления образования информационная культура может быть представлена следующими компонентами:

- Информационная компетенция субъектов управления образованием.

- Информационно-техническое обеспечение управления образованием.

- Информационное взаимодействие между субъектами управления.

- Информационная компетенция потребителей образовательных услуг.

- Информационно-правовое обеспечение управления образованием.

2. Изучение мнений ученых, изучающих вопросы формирования и реализации информационной культуры муниципальных служащих управления образованием, показало, что основной проблемой является недостаточный уровень информационной компетенции муниципальных служащих в большинстве муниципальных образований страны, что свидетельствует о системном характере данной проблеме.

3.Изучение нормативно-правового обеспечения информатизации управления образованием показало, что в них разработаны положения, направленные на повышение эффективности управленческой деятельности. Однако в этих документах отсутствуют целенаправленные мероприятия по формированию информационной культуры субъектов управления образованием.

Включение в структуру информационной культуры ИТ-компетенций субъектов управления и потребителей образовательных услуг позволит проводить систематический мониторинг уровня готовности муниципалитетов к реализации государственных программ по развитию информационного общества.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.