Статья 'Рок в советской печати, «самиздате», постсоветских книгах и журналах (историко-культурологический анализ) ' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Man and Culture
Reference:

Rock in the Soviet News Media, «Samizdat», Post-Soviet Books and Magazines (The Historical and Cultural Analysis)

Synieokyi Oleg Vladimirovich

Doctor of Science in Social Communications (specialty "Document Studies, Archive Studies", 27.00.02), Scientific Associate, Professor of Publishing Industry, Publishing Group "Helvetica"

69002, Ukraine, g. Zaporozh'e, ul. Aleksandrovskaya, 84

vinyl-doc@email.ua
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-8744.2015.5.15280

Received:

13-05-2015


Published:

05-10-2015


Abstract: The study of the regularities of reflection rock documentary information in various media sources is an actual scientific historical and cultural problem. Reflecting the history of Eastern European pop culture of the former «socialist community» in the musical literature, and the social consequences of the «digital revolution» in the field of rock journalism remain poorly understood dopolnitetelnymi sectors. The subject of this article is to construct a chronological chain of iconic publications related to foreign and domestic rock culture in the Soviet and post-Soviet (Russian and Ukrainian) printing for the purpose of cultural analysis. In the article the author reveals the unique social and informational role of «Rock Samizdat» (the first independent publications) during the socialist era. In this research was applied a number of methodological tools of the humanities (history and cultural practices). As an empirical basis are the journalistic texts of newspaper and magazine periodicals, information and reference books, books of Soviet, Russian and Ukrainian authors. «Rock Samizdat», published in the official press, and multiple document-communications in times of socialism fulfilled sotsioinformatsionnye function as elements of a special mediakulturnoy system communications.


Keywords:

Rock, Press, Music, Culture, Text, Socialism, Journalism, Publications, Author, «Samizdat»

This article written in Russian. You can find original text of the article here .
Вступление

«Рок (БИТЛЗ, фирменные диски, записи зарубежных групп, статьи о западной популярной музыке и массовой культуре…) в СССР был под запретом, чуть ли не уголовно-наказуемым!» – миф, который активно навязывается устами «авторитетных» ведущих из «либеральных СМИ», седовласыми «знатоками» на различных Интернет-площадках и др. Это очередное искажение истории в рамках наступления «безальтернативной демократии».

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что рок-пресса наконец концептуально обосновалась в отечественном литературном и академическом научном поле. Однако история мировой рок-культуры в зеркале журналистской рефлексии изучена недостаточно. Это связано и с тем, что на постсоветском медиполе (в частности, мы исследовали российский и украинский сегменты) продолжают повторяться антиисторические утверждения о том, что рока в СССР не было, а информация об этом явлении была под официальным запретом со стороны коммунистической власти. Данные утверждения не соответствуют реально существовавшему положению дел по данному вопросу, а звучат с пропагандистско-идеологических позиций. Следует понять, что потенциал всех музыковедческих и культурологических исследований в рок-сфере усиливает историко-генетический анализ информационного освещения популярной музыки в советской печати.

Информация о западной культуре и, конечно, о рок-музыке попадала всеми возможными способами – главным образом, через эфир, тиражировалась на месте и распространялась дальше в виде записей, мифов, домыслов и легенд, то есть, по большому счету, информационного вакуума не было, что и будет нами ниже раскрыто. Развитие отечественной рок-журналистики происходило по двум диаметрально противоположным направлениям: официальному (легальному) и неофициальному («самиздат»).

Рок в советской официальной печати и «самиздате»

10 января 1964 р. в журнале «Смена» выходит заметка под названием «Эпидемия продолжается», де впервые в советской прессе повествуется о «битломании». Именно этот небольшой материал можно считать первой официальной публикацией о рок-культуре в советской печати. Некоторые битломаны-исследователи считают, что первая публикация о БИТЛЗ (название ансамбля в украинской транскрипции было обозначено как «Бiтелз») под названием «Гитары, барабани и акробатика» появилась 16 февраля 1964 г. в № 7 журнале «Украина» № 7 [1]. Данная точка зрения вызывает возражения, поскольку заметка Г. Быкова (в то время сотрудника МИД УССР) хронологично была «лишь четвертой публикацией в советской прессе, а конкретно в украинской – первой» [2].

В этом же 1964 году в № 28 журнала «Крокодил» появляется стаття «БИТЛЗ побеждают гвардию». Еще одна впоследствии хорошо известная в СССР статья «Жучки-ударники» вышла в свет 20 марта 1964 г., а знаменитий опус Никиты Богословского «Из жизни “пчел” и навозных “жуков”» вишел в «Литературной Газете» от 19.12.1964 р. з перепечаткой карикатуры из «Нью Йорк Геральд Трибюн». В 1965 р. в № 1 журнала «Крокодил» появляется стаття «Трансатлантический психоз» С. Халипова. Этими публикациями советская пресса отреагировала собственно не на музыку БИТЛЗ, а на «битломанию» как явление массовой буржуазной культуры. Научно-обснованное разоблачение многочисленных фальсификаций, получивших распространение в последние годы по поводу официальной популяризации творчества БИТЛЗ в советской печати, дают в своей монографии В. Бокарев и Ю. Митрофанов, исправляя допущенные искажения историографии по данному вопросу [3].

В 1966 г. основатель украинской школы рок-журналистики Сергей Коротков в Харькове выпустил «самиздатовский» журнал «Бит-Ехо», который стал первым украинским рок-журналом. Невероятно, но один из истоков отечественного независимого рок-райтерства ведет в Чехословакию. С сентября 1967 г. в пражском районе «Pankrác» начал выходить на русском и английском языках первый рукописный журнал о бит-музыке под названием «New Diamond», в «интернациональную» редколлегию которого входило восемь молодых парней: россияне (одним из них был Артемий Троицкий), югославы, поляк и венгр. К революционным событиям 1968 г. в Праге было написано и выпущено около 40 номеров [4, с. 8].

Одной из первых публикаций о рок-н-ролле западных авторов в русском переводе была статья музыкального критика, в прошлом – джазового певца Джорджа Мели, под названием «“Поп”-музыка в Англии», вышедшая в декабре 1966 г. в № 4 журнала «Англия». В статье предпринята аналитическая попытка комплексно соединить социальные и музыкальные предпосылки возникновения данного феномена. Первой же ласточкой официальной рок-журналистики в СССР без преувеличения можно считать книгу О. Феофанова «Тигр в гитаре», напечатанную в 1969 году (издательство «Детская литература»). В 1975 году вышла переработанная и дополненная книга «Музыка бунта» с подзаголовком [очерк о биг-бите], а в 1978 году фактически третье издание с новым названием «Рок-музыка вчера и сегодня». Следует признать, что Олег Феофанов в своих книгах о рок-музыке допустил некоторые ошибки фактологического и оценочного характера.

В № 12 за 1974 г. журнала «Ровесник» помещена статья О. Тугановой и В. Лазарева «На зыбкой палубе надежный дом?», в которой сделано одну из первых попыток проанализировать кризис западной молодежной контркультуры. Авторами высказывается мысль, согласно которой рок является не столько (и не только) музыкой, а и особым социальным явлением. На страницах «Литературной Газеты» от 1 мая 1974 г. размещена перепечатка статьи «Кто такие WHO?» из французского еженедельника «Paris Match». К тексту, который подается в переводе на русский язык, прилагаются комментарии доктора искусствоведения Д. Житомирского под названием «Пир во время чумы», где автором делается вывод, согласно которому «успех рока не в музыке, а в новой модели поведения».

В советском медиа-пространстве рок-музыка стала относительно открыто легализироваться с 1975 г. В это время на страницах СМИ стало заметно больше материалов о роке. С целью налаживания международного культурного сотрудничества издательством «Молодая гвардия» была издана книга «Голоса Америки» (1976), в подготовке материалов к которой принимал участие Л. Переверзев, получивший известность в молодежной среде благодаря своим публикациям о диско и рок-музыке [5]. Знаковыми же можно считать статьи А. Троицкого «Пятерка темно-лиловых», опубликованная в журнале «Ровесник» (№ 3/1975) и «Взлет и падение «тяжелого рока»», напечатанная в журнале «Клуб и художественная самодеятельность» (№ 20/1978). В журнале «Ровесник» (№ 4/1976) была впервые на русском языке опубликована его статья о LED ZEPPELIN – «Куда летит “Цеппелин”?». В № 3 за 1977 г. «Ровесник» редакционной заметкой «“Рок” энд “Музыка”» отметил важный исторический момент – 20 лет «серьезной музыки под названием Рок» (на стр. 21).

В 1978 г. в таллинском издательстве «Eesti Raamat» выходит очень интересная книга композитора и музыковеда, одного из ведущих джазовых теоретиков Эстонии Оякяера Вальтера под названием «Поп-музыка» (Popmuusikast) на эстонском языке. Русский перевод был запланирован, однако так и не был осуществлен.

Публикации по музыкальной молодежной проблематике выходили в журналах «Музыкальная жизнь», «Советская эстрада и цирк», «Кругозор» и др. С конца 1970-х гг. деятельность советских ВИА получила информационное освещение, в основном, на страницах газет и журналов [6]. Нужно признать, что ВИА все же не подавались как альтернатива рок-группам. В целом публикации о вокально-инструментальных ансамблях носили преимущественно негативный характер, создалась даже определенная социальная инерция непринятия жанра ВИА. Первой попыткой обобщения в систематизированном виде многогранной деятельности советских вокально-инструментальных ансамблей небольшая брошюра В. Яшкина «Вокально-инструментальные ансамбли», которая была опубликована в 1980 г. (издательство «Знание»). Указанная работа представляла первый опыт развернутого исследования жанра ВИА, но, несмотря на интересный фактический материал, все же не содержала глубоких теоретических обобщений.

В начале 1980-х гг. появились социологи, научные интересы которых концентрировались в области изучения рок-музыки, а к середине 1980-х гг. появляются первые концепции социологии рок-музыки в СССР. В 1980-ые гг. наиболее социально затребованными рок-журналистами были Андрей Гаврилов, Дмитрий Ухов (в 1982 г. в журнале «Иностранная литература» вышла смелая для того времени публикация Д. Ухова «Рок-музыка. Взгляд из 80-х»), Артемий Троицкий, Владимир Рекшан, Анатолий Гуницкий, Сергей Кастальский, Леонид Переверзев, Павел Бондаровский, Наталия Рудницкая и ряд других авторов. Затем появились Илья Смирнов («УрЛайт»), Сергей Гурьев («КонтрКультУра», «Pinoller»), Андрей Бурлака («РИО»), Александр Старцев («Рокси»).

29 апреля 1981 г. латвийская газета «Советская молодежь» впервые опубликовала итоги опроса критиков, которые определили наилучших музыкантов страны. 11 апреля 1982 г. в газете «Комсомольская правда» опубликована статья Николая Кривомазова «Рагу из синей птицы» с резкой критикой творчества группы МАШИНА ВРЕМЕНИ, что вызвало существенный социальный резонанс.

В конце правления Ю.В. Андропова, незадолго до его смерти, ситуация с рок-музыкой кардинально изменилась. Период с июля 1983 по март 1985 гг. ознаменовался усилением борьбы с рок-музыкой (главным образом – с исполнителями рока на русском языке), нормативно-идеологической основой чего стал доклад К.У. Черненко «Актуальные вопросы идеологической и массово-политической работы партии», в котором были подвергнуты критике самодеятельные эстрадные группы, которые «наносят идейный и эстетичный ущерб».

Следствием такой политики стали статьи М. Сапрыкиной «Мочалкин блюз», что появилась в газете «Комсомолец Казани» в 1983 г., и И. Дубровкина «Джинн из... магнитофона», которая была опубликована в 1985 г. в газете «На смену!» (Свердловск), где шла речь о негативном воздействии на советскую молодежь «магнитофонной субкультуры». Со временем выходит статья Ю. Филимонова «Барбаросса рок-н-ролла» («Комсомольская правда» № 213 от 16.09.1984 г.), которая стала одним из наиболее масштабных актов информационной борьбы с рок-культурным андеграундом.

К началу 1980-х годов достаточно широко распространилась практика массового распространения «рок-самиздата». Появилось множество самодельных псевдо-журналов (сборников статей и интервью), чаще всего отпечатанных на машинке, а иногда размноженных с применением фотографирования. В целом же, к самиздатовской литературной рок-продукции того времени можно отнести такие журналы, как ленинградские – «Рокси» и «РИО», московские – «Зеркало», «Зомби», «Ухо», «УРлайт», «КонтрКультура» и «Сморчок», таллинский – «Про-рок», свердловский – «Марока», новосибирский – «Тусовка», владивостокский – «ДВР» и другие региональные нелегальные малотиражные издания.

А. Кушнир подготовил и издал книгу «Золотое подполье. Полная иллюстрированная энциклопедия рок-самиздата. История. Антология. Библиография» (1994). Автором собрана информация, из которой следует, что в период с 1960-х по 1980-ые годы выходили такие «самиздатовские рок-журналы»: киевские «Гучномовець», «Панок» и «Субъектикон», харьковские – «Бит-Эхо» – тираж 5 экз., «Положение дел» – тираж 20 экз., «Рок-н-рольная Харьковщина» – тираж 100 экз., а также «Воляпюкъ» (Днепропетровск) – тираж 10 экз., «Гей-гоп» (Ивано-Франковск) – тираж 50 экз. и «Листва» (Луганск) – тираж неизвестен [7]. Нельзя не отметить роль знакового творения «Рок-посевы» Севы Новгородцева, выходившее в нескольких «самиздатовских» версиях. Официально первое издание выпущено издательством «Скит Интернэшнл» в 1995 г., а в 2008 г. вышло второе двухтомное издание («ТИД Амфора»).

Начиная со второй половины 1980-х гг. средства массовой информации, включая центральную преcсу, фактически начали реабилитацию рок-культуры. Таким образом, на протяжении с 1960 по 1980-х гг. оценка рок-музыки в официальных СМИ трансформировалась в направлении от полного отбрасывания и критики к признанию художественной ценности лучших образцов «советского рока». Во второй половине 1980-х гг. под эгидой ЦК ВЛКСМ – НИЦ ВКШ продолжилась активная работа в сфере освещения информации о западной музыкальной индустрии. А. Запесоцкий, С. Пучков и некоторые другие авторы убеждали в том, что рок начинает «захватывать» сферы сознания молодежи, ранее принадлежавшие «высокому, истинному искусству» [8]. В 1987 г. вышел первый номер журнала «СДВИГ», название которого расшифровывается как Свидетельство Длительной Выдержки и Героизма. В тот период это специализированное рок-издание в СССР было единственным [9]. С августа 1987 г. на страницах журнала «Ровесник» впервые в СССР начата системная публикация рок-энциклопедии авторства Сергея Кастальского (позднее дважды выпущенная в виде отдельного издание). Со второй половины 1988 г. в журнале «В мире книг» был начат еще один подобный эксперимент – публикация рок-энциклопедии с пометкой «от А до Z», авторы-составители – Павел Бондаровский и Александр Налоев.

Одной из последних попыток информационного очернения рока стала статья В. Чистякова и И. Саначева «Голый король» (журнал «Ровесник», № 12 за 1988 г.), в которой воспроизведено, по мнению самих же авторов, часть «захватывающего исследования зловещей роли рок-музыки в разложении молодежи», ранее опубликованная в журнале «Наш современник» под названием «Троянский конь» (1988, № 10). Указанные авторы даже придумали термин – «уголовный рок» (якобы существующий на Западе), который, по их мнению, означает пропаганду криминала, как одну из важных функций рок-музыки.

Период с 1989 по 1991 гг. называют (В. Марочкин [10, с. 268] и др.) «золотым» периодом отечественной рок-журналистики. В 1989 г. М. Пушкина выпустила первый советский печатный рок-журнал «РОКАДА». В это же время в Москве под названием «РОК» выходит еще один легальный журнал, полностью посвященный рок-музыке (издатель и редактор – А. Белявцев). Периодические рок-издания стали уже официально выходить и в регионах: в Свердловске – «Перекати-поле» и «Рок-хроника», в Минске – «Сорока», в Смоленске – «Туесок», в Туле – «Иванов» и др. В 1989 г. вышла книга Е. Федорова «Рок в нескольких лицах», которая познакомила читателей с наиболее яркими представителями советской рок-музыки того времени, такими, как МАШИНА ВРЕМЕНИ, АРИЯ, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, БРАВО, ДИНАМИК и некоторыми другими. Нельзя не отметить изданную в 1990 г. книгу А. Житинского «Путешествие рок-дилетанта: Музыкальный роман». На протяжении восьми лет в журнале «Аврора» указанный автор регулярно печатал информационно-аналитические материалы на темы рока. С 1990 г. в журнале «Мы» А. Бурлака опубликовал собственную версию рок-энциклопедии. В 1991 г. выпущена энциклопедическая книга «Кто есть кто в советском роке» (соавторы А. Бурлака и А. Сидоров), впоследствии дважды переизданная. К началу 1990-х гг. опубликовали интересные материалы Ю. Божко, Г. Зулумян, В. Шульгина, С. Катаева, Н. Мейнерт, Т. Голубева, Н. Саркитов, А. Троицкий и др.

Рождение новой рок-культуры на постсоветском литературном пространстве

В 1992 г. М. Добрюха опубликовал серию очерков [11], посвященных ведущим советским рок-группам и исполнителям. В издательстве МП РИЦ «Культ-Информ-Пресс» вышла повесть В. Рекшана «Кайф полный» (1992), посвященная развитию рок-музыки в Ленинграде в 1960-х – 1970-х гг. В 1990-ые гг. вышли первые полноформатные энциклопедии зарубежной рок-музыки в виде отдельных изданий, из которых можно выделить следующие: информационно-справочное издание «РОК. 1955/1991» (автор А. Айвазян, 1992), Энциклопедия рок-музыки. – «Том 1: Англоязычная музыка» (автор В. Меньшиков, 1992), Энциклопедия прогрессивного рока. «Все по стилям: Art Rock, Progressive, Doom, Hard, Thrash» (автор В. Меньшиков, 1996), «Рок-энциклопедия» (автор С. Кастальский, 1997).

Таким образом, на протяжении 1990-х годов на руском языке выходило достаточно много специализированных рок-изданий, посвященных отдельным группам и исполнителям, а также справочно-энциклопедических изданий. В этот же период активно выпускались «переводные» издания зарубежных рок-литераторов.

В новом ХХІ тысячелетии на русскоязычном рынке музыкальной литературы большое количество рок-периодики занимают издания с англоязычными названими «Metal Hammer», «Alive!», «Dark Angle», «Dark Сity», «Rolling Stone», «Music Box», «Metal Art», «Rock City New/Extreme Rock City», «Rockcor», «Play», «From Me To You», «RuRocker» и многие другие. Одними из наиболее характерных особенностей следует указать «экстремально тяжелый» жанровый уклон и относительно регулярный выход номеров.

В 1992 г. сразу после распада СССР на Украине издана на русском языке первая книга, целиком посвященная творчеству DEEP PURPLE – «Творческий путь ДИП ПЕРПЛ» с предисловием С. Короткова. Относительно немного публикаций по исследованию путей развития биг-бита на западно-украинских землях. Среди них можно выделить «Нарис історії західноукраїнської (галицької) рок-музыки (1960-ті – початок 1980-х рр.)» В. Окаринского. Относительно упорядоченная информация относительно западно-украинского рок-н-ролла (главным образом, – львовского) содержит книга бывшего президента Львовского рок-клуба Ю. Перетятько «Львівський рок 1962–2002», первое издание вышло в 1995 г. В 2003 году издан дополненный вариант под названием «Львовский рок 1962–2002». В 2007 г. снова под другим названием «Львівський рок: півстоліття боротьби» фактически этот же материал вышел как мемуарно-справочный сборник. В основу книги Ю. Перетятько положены воспоминания участников львовского рок-движения – знаменитых ВУЙКИ, Г. Пантеля, материалов частных архивов и приватных коллекций, фотожурналистов М. Дашковича, В. Лисаковского и др. В книге охватывается период от зарождения андеграундного рок-движения на львовщине до начала 2002 года. К сожалению, указанные работы содержат очевидные ошибки: Ю. Перетятько называет LED ZEPPELIN как LEAD ZEPPELIN, венгерский SKORPIÓ указано как SCORPIO, PUHDYS из ГДР, вообще – PHUDIS, а звезда прогрессивного рока из ЧССР – COLLEGIUM MUSICUM в напечатанном тексте утратила две буквы «L» [12, с. 100, 104]. В. Окаринский также, уже в свою очередь, смело переименовывает THE SWEET в SWEAT [13]. К тому же, львовянин Ю. Перетятько либо поверхностно знаком с правилами украинского языка, либо сознательно использует в тексте термин «рок-н-ролл» на российский манер – в конце с двумя буквами «л» (по правилам украинского языка слово «рок-н-рол» пишется с одной буквой «л»).

В книге «Украина In Rock» для А. Евтушенко центральным стал тезис о т.н. «европейскости украинской рок-музыки». Авторские предположения о том, что «у украинских рок-музыкантов есть все шансы на мировые просторы, как только они споют на украинском...» [14], исключительно ура-патриотические, но абсолютно оторванные от реального положения дел в мировой музыкальной индустрии. К тому же материал данной книги представлен с большим количеством ошибок и фактических неточностей. В результате возникает противоположный эффект – после прочтения данного произведения всякий интерес к такому (!) «украинскому року» полностью пропадает. Но главным недостатком является все же то, что большинство действительно интересных рок-групп, которые были рождены на Украине, к сожалению, автором незаслуженно пропущено.

Основательные научные труды по истории музыкальной прессы осуществили Л. Зеленская [15] и Л. Мельник [16]. Среди современных украинских авторов рок-журналистика выступает предметом исследований Г. Курнацкой [17]. В частности, именно она предлагает введение в научную лексику такое понятие, как «рок-журнал». Сегодня украинской музыкальной прессе присущи такие признаки, как мизерные тиражи, нерегулярный выход номеров, отсутствие фамилий авторов (в основном, материалы подписуются псевдонимами, что характерно для самиздатовской» прессы), непродолжительное время существования издания, отсутствие налаженной системы распространения. Все это делает данное музыкально-информационное направление весьма малозаметным явлением на украинском рынке периодики [18]. С 1995 г. относительно стабильно издается лишь один украинский рок-журнал «Terroraiser», к тому же выходящий на русском языке.

Основные выводы, выявленные закономерности и перспективы дальнейших исследований

Музыкальная пресса выступает важным элементом массовости поп-культуры, прежде всего для успешного продвижения и доступности фонографической продукции.

Во времена социализма рок-пресса развивалась параллельно в двух информационно-правовых плоскостях – легальной (молодежные музыкальные журналы и газеты) и подпольной (печатный и рукописный «рок-самиздат»).

«Рок-самиздат» (independent publication) как особый подтип музыкальной журналистики стал важным информационным элементом «коммуникационной системы меломанов», частью которого были самодеятельные периодические рок-издания.

«Рок-самиздат», публикации в официальной печати и множественные недокументные коммуникации во времена социализма выполнили социоинформационные функции как элементы особой медиакультурной системы средств связи.

В неофициальных источниках информации о западной рок-культуре можно найти немало отражений мифов, основанных на недостоверных сведениях, искаженной информации, домыслах и т.п. (это может представлять отдельное направление дальнейших исследований).

В 1990-ые годы активно выпускались издания зарубежных рок-литераторов в русском и украинском (несколько в молодежных журналах) переводах.

В большинстве всех советских и постсоветских книг о западной рок-музыке встречаются неточности и фактические ошибки (которыми, кстати, до сих пор пестреет вся рок-литература, и не только отечественная).

Сегодня на Украине в секторе потребления рок-литературы можно наблюдать определенные новые закономерности. В частности, рок-литература на украинском языке практически не пользуется спросом, а большинство украинских любителей рока пытаются заказывать и приобретать (в последние полтора года, в том числе и по подпольным (неофициальным, нелегальным) каналам, хорошо известным любому постсоветскому рок-меломану, – практически почти как во времена СССР доставали западные рок-журналы) русскоязычные рок-журналы из РФ. И, наоборот, в России и даже в Белоруссии, – где немногочисленные рок-издания, вышедшие в свет на украинском языке, среди ценителей (из которых, как выясняется, достаточно многие умеют и не чураются читать по-украински), становятся восстребованными. Так, украинские рок-книги оперативно находят своих новых российских и белорусских читателей. И примеров, подтверждающих данный необычный культурологический тренд, существует предостаточно.

Отражение истории восточно-европейской поп-культуры бывших стран «социалистического содружества» в музыкальной литературе, а также социальные последствия «цифровой революции» в сфере авторства музыкально-литературных произведений остаются дополнитетельными малоизученными секторами, что является перспективой дальнейших медиаисследований [19-20].

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.