Статья 'Нюансы тонировки и окраски древесины в процессе создания авторских деревянных скульптур' - журнал 'Архитектура и дизайн' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Peer-review process > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Publication policy > Editorial board
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Architecture and design
Reference:

The nuances of toning and wood dyeing in the process of creating the original wooden sculptures

Cheglakov Aleksandr Dmitrievich

Painter, Member of the Union of Russian Artists

117593, Russia, g. Moscow, bul. Litovskii, 13/12, kv. 507

cheglakov_a@internet.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2585-7789.2020.1.35757

Received:

20-05-2021


Published:

18-06-2021


Abstract:   This article states that the ways to improve the decorative qualities of wood have been known to mankind since ancient times. The techniques of woodworking material have improved over years. The author underlines the importance of proper choice of finishing materials, as it intended to preserve the cultural objects, as well as produce certain aesthetic perception. Therefore, the choice of materials is substantiated by the nature of the wood and the work performed, as well as by the author's plan and conceptual idea. The article discusses the key methods of wood finishing in the process of creating wooden sculptures. The author lists the main types of wood finishing, as well as the original techniques. It is noted that there are various technologies for giving a wood surface a different color. Description is given to such methods as fire-treatment and waxing of wooden surface; as well as to the original techniques of treating wood damaged by the bark beetle or exposed to fire. It is claimed that proper firing gives wood strength and resistance, protecting it from various influences and significantly extending its durability. Special attention is given to the wood ash treatment, and how this ancient technology can be applied in modern wooden sculpture. The recommendations are given for proper selection of applicators that contribute to quality dyeing of wooden surfaces.


Keywords:

workin, finishing, painting, wood, a wooden sculptur, art, wax, gilding, pigment, an artis

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Дерево – это материал, который человек начал использовать еще на заре истории культуры. С тех пор способы работы с деревом сильно изменились: появились новые материалы и инструменты, усложнился процесс обработки древесины, усовершенствовались цеха и мастерские. Особенно расширился спектр материалов, используемых в отделке дерева. “Тысячелетиями отделка древесины отличалась традицонностью. Наносили либо пчелиный воск или масла, либо природные красители со связующими веществами для закрепления на поверхности. Сегодня же диапазон отделочных материалов огромен – от узкоспециальных, например, напольных покрытий, до широкого спектра действия” [1, с. 6].

При таком разнообразии материалов принципиально важно разбираться в их особенностях и оптимальном способе применения. Безусловно, в выборе отделочных материалов следует руководствоваться назначением предмета. Однако для художников это правило играет еще большую роль, так как отделка призвана не только обеспечить сохранность объектов, но и производить определенное эстетическое впечатление, вследствие чего выбор материалов обусловлен не только характером древесины и производимых работ, но и творческим замыслом, концептуальной задумкой автора. Обработка в данном случае также важна для итогового произведения искусства, как и материал: “материал как основа изделий и способы его обработки должны составлять единое целое и не противоречить друг другу … Художественная обработка стала необходима как максимальное выражение физико-механических свойств и эстетики материала, как художественное завершение предмета и пространства на стадии их создания” [7, с. 236].

Из всего разнообразия отделок дерева можно выделить три раздела:

- основные отделки;

- декоративные отделки;

- отделка распылением.

К основным типам относятся: отделка маслом; отделка воском; лакирование; французское полирование; эпоксидные смолы.

В перечень возможных декоративных отделок входят: имитация текстуры древесины; имитация текстуры черного дерева; узоры по трафарету; кракелюры; кракле-глазурь; старение; золочение; известковая побелка; эффект “травления”; фактурная отделка; отделка под мрамор; отделка лоскутом.

Многие художники, работающие с деревом, разрабатывают свои авторские методики, поэтому этот перечень можно продолжить. Свою авторскую методику, а также некоторые наработки в сфере организации процесса финишной обработки и окраски дерева мы бы хотели представить в данной статье.

Важнейшие подготовительные этапы в создании авторских скульптур из дерева – это сушка, очистка и первичная обработка древесины [3; 6]. После обработки поверхности материала и удаления с нее всего лишнего следует процесс нанесения покрытия.

На данном этапе перед художником стоят две задачи: необходимо придать поверхности дерева цвет, а также выделить, подчеркнуть естественную фактуру дерева. Помимо эстетических, перед художником стоят и практические задачи: “создание покрытий на основе лакокрасочных материалов осуществляется с целью защиты поверхности изделий от воздействий внешней среды, а также для придания ей декоративного вида. Данные материалы должны иметь высокую адгезию (сцепление) с основой, стойкость к высоким и низким температурам, к влажности, не образовывать при нанесении морщин, пузырей, иметь равномерный цвет и блеск” [9, с. 286].

Основным материалом для создания отделочного покрытия может выступать густой воск для мебели, цвет которого выбирается в зависимости от желаемого результата. Отделка воском – это наиболее древний из всех способов обработки древесины, который применялся еще в Древнем Египте. Сегодня отделка воском пользуется меньшей популярностью, однако воск остается самым популярным материалом для обработки дуба.

Характерный внешний вид традиционной отделки воском обычно выглядит следующим образом: “У хорошей восковой отделки характерный атласный блеск со слабой фактурой – это означает, что поры не до конца заполнены и поверхность не глянцевая. Однако старая восковая отделка выглядит нерельефно и тускло” [1, с. 29]. В ходе многолетней творческой практики нам удалось значительно усовершенствовать технику восковой отделки, чтобы достичь большего эстетического эффекта за счет этого традиционного метода.

Мебельный воск выпускается в широкой гамме оттенков, наиболее распространенными являются светлый естественный и темный “под старину”. Светлая восковая мастика выпускается желтого цвета (смешивается пчелиный и карнаубский воск, добываемый из бразильской пальмы) и белого цвета (карнаубский воск смешивают с парафином). Для получения темной мастики добавляют пигмент или темную морилку. Темный воск для мебели вызывает общее потемнение дерева, подчеркивает текстуру, скапливаясь в углублениях и придает вещам облик старинных предметов. Кроме того в воск можно подмешивать пигменты.

Базовый метод восковой отделки выглядит достаточно просто. Необходимо нанести воск на поверхность древесины втирающими движениями. Вторым слоем нанести обильное количество воска круговыми движениями так, чтобы вся обрабатываемая поверхность была покрыта ровным слоем. После высыхания (в зависимости от типа мастики этот процесс занимает до 15 минут: воск должен подсохнуть, но не стать слишком твердым) поверхность необходимо отполировать мягкой чистой тканью. Чтобы закрепить результат через 12 часов, можно нанести еще один слой восковой мастики. Некоторые справочники советуют нанести 4-5 слоев воска и дать им просохнуть в течение ночи перед тем как отполировать [2, с. 294].

Экспериментируя с различными традиционными и нетрадиционными методами отделки деревянной поверхности, мы разработали ряд новых методик, которые хотели бы вынести на рассмотрение.

Одним из новшеств стала технология для придания поверхности дерева необычного цвета, для чего используется порошок графита. На поверхность, предварительно обработанную воском, равномерно рассыпается порошок графита, который втирается вместе с воском в поверхность будущего объекта. Такая последовательность действий придает дереву красивый оттенок, который подчеркивает природный цвет древесины и ее фактуру.

Помимо этого мы предлагаем усилить эффект, достигаемый втиранием в поверхность воска, за счет использования электрического строительного фена и компрессора. Поверхность дерева, покрытая воском, разогревается феном, одновременно на поверхность подается от компрессора сжатый воздух (давление 1,5-2 атмосфер). Таким образом, разогретый воск лучше впитывается в поверхность: он проникает в сложно доступные места и пористую, фактурную поверхность древесины. Через несколько часов, когда воск окончательно впитался, поверхность растирается ветошью или тканью. После этого для придания большего блеска поверхность полируется либо вручную мягкой тряпкой или ветошью, либо циркулярными дисковыми щетками с натуральным ворсом – они фиксируются на металлическом штоке на шуруповерт, обороты которого поднимают максимум до 500 оборотов в минуту.

В работе могут быть использованы несколько видов воска. Если поверхность была сначала обработана бесцветным воском, то через несколько часов, после полировки, она покрывается тонированным воском. Наносить его стоит в резиновых перчатках, втирая непосредственно рукой в поверхность дерева. После этого объект оставляют еще на несколько часов для просушки. Затем поверхность растирается тряпками: можно использовать марлю, ветошь, хлопковую ткань. При работе с тонированным воском важно растереть его аккуратно – так, чтобы не удалить из углублений между годовыми кольцами. Такая техника позволяет добиться различия в плотности и насыщенности тонировки, что дополнительно подчеркивает уникальную фактуру каждого дерева.

Важным для нас новшеством выступает технология по окраске деревянной поверхности, пораженной короедом. В связи с распространением этих паразитов в лесах Подмосковья [4; 10], мы все чаще вынуждены работать именно с древесиной, несущей на себе следы жизнедеятельности короедов – это целые лабиринты из проделанных под корой дерева борозд.

Такая поверхность, как и не пораженная древесина, покрывается воском, но в данном случае этот процесс имеет свои особенности. Первым наносится бесцветный мебельный воск, который тщательно втирается по всей поверхности. Через несколько часов, после полировки поверхности, на нее аккуратными круговыми движениями наносится тонированный воск, который необходимо втереть во все углубления рисунков, оставленных короедом. Через несколько часов поверхность необходимо снова располировать, при этом, важно не давить на ткань. Для смягчения можно обернуть в ткань мягко-упругий плоский кусок резины или каучука размером примерно 15х10 см. и толщиной 10 мм. Такая предосторожность позволяет сохранить тонированный воск в углублениях рисунка, стерев излишки только с плоской поверхности. По окончании этой требующей аккуратности процедуры художник получает обработанный ствол с контрастными неповторимыми естественными рисунками.

Другой важной особенностью нашей творческой практики является работа с древесиной, подвергшейся естественному (в результате попаданию молнии) или искусственному обжигу. Как бы парадоксально это не звучало, но правильный обжиг придает древесине крепость и стойкость, защищая ее от различных воздействий и значительно продлевая ее долговечность. Обычно процесс обработки деревом выглядит следующим образом: “сначала деревянную поверхность обжигают в вакуумных печах или при помощи горелки. Как только подготовленная поверхность будет равномерно обуглена, инструментами нужно счистить сгоревший слой. Обугленный слой нужно счищать строго вдоль волокон. Одновременно используют флейц, чтобы достать сгоревшие остатки. Тряпкой (салфеткой) проверяется качество выполненной работы, протирая поверхность дерева” [8]. Однако в нашей практике процесс занимает больше времени, так как мы стремимся достичь эффекта настоящей обугленной поверхности. Когда такой эффект достигнут, поверхность покрывается лаком для закрепления, при этом необходимо использовать сжатый воздух, подаваемый из компрессора, тщательно раздувая еще жидкий лак, чтобы он равномерно заполнил все поры дерева и не остался в виде лужиц, закрывая рельефную поверхность дерева. После высыхания лака на поверхность наносится аэрозольная черная матовая краска, чтобы скрыть возможно появившуюся белесоватость и придать окраске равномерность цвета, при этом используется тот же метод раздувания ещё не застывшей краски сжатым воздухом с целью равномерного покрытия поверхности и заполнения труднодоступных участков на поверхности дерева.

После обжига и окраски поверхности в черный цвет художник может дополнительно нанести пастообразный воск определенного цвета. Например, прекрасно сочетается с деревом воск с эффектом золота: он придает древесине благородства и праздничности. Чтобы выделить уникальный рисунок обожженной поверхности, используется тонкая палочка, с помощью которой выделяются для контраста либо выступающие на поверхности участки, либо края обожжённых сегментов, возникших в результате воздействия огня.

“Золочение” относится к разряду декоративных отделок дерева. Эта техника использовалась тысячелетиями [5] и в своей основе осталась неизменной, лишь расширился и усовершенствовался круг материалов, которые можно использовать. Чтобы добиться эффекта золочения, на поверхность наклеивается сусальное золото, золотая фольга или наносится золотой порошок. Золочение – трудная техника, хотя существуют и достаточно простые способы нанесения покрытия.

В своей художественной практике, в результате многочисленных проб и ошибок мы пришли к выводу, что в работе с деревом, если мы хотим максимально сохранить его природную текстуру, оптимально использовать пастообразный воск с эффектом золота, который продается в тюбиках в различных оттенках (воск для золочения или патинирования). Если перед художником стоит задача подчеркнуть естественную фактуру дерева, необходимо наносить золочение очень аккуратно и умеренно, чтобы главный эстетический эффект оставался все же за самой деревянной поверхностью, а золото лишь подчеркивало ее уникальную фактуру.

При создании авторских скульптур мы советуем использовать маленькие кисточки или, для наиболее тонкой работы, стоматологические браши. Такие аппликаторы часто имеют с одной стороны форму небольшого шарика из мелкого ворса, а с другой стороны представляют из себя тонкую палочку. Такая форма аппликатора позволяет брать из тюбика необходимое количество воска без излишков. Шарик можно использовать в качестве кисточки для окраски небольших фрагментов, требующих особенно деликатного обращения. А оборотной стороной удобно окрашивать более широкие плоские поверхности. Рукоятка браша полностью погружается в тюбик и извлекается вращательным движением, далее ее следует расположить параллельно поверхности дерева и провести по ней легким касательным движением. Такой метод позволяет быстро и аккуратно окрасить выступающие части деревянной поверхности тонким слоем золотого воска. Нанося воск тонкими брашами, художник получает изящные штрихи, полосы и узоры, которые подчеркивают сложную фактуру дерева и обращают внимание зрителя на естественную красоту природы.

Важно отметить, что золотой воск – это декоративная, финишная отделка. Изначально деревянную поверхность следует обработать другими защитными методами (например, прозрачным воском). Как и в случае с другими видами воска золотое покрытие требует значительного времени для высыхания – обычно это несколько часов.

В целом, разнообразие отделок, которое открывается сегодня перед художником, работающим с деревом, очень впечатляет. От традиционного воска до аэрозольных красок, от синтетических составов до сусального золота – каждый сможет найти именно ту технику, которая максимально полно раскрывает его творческий замысел.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.