Статья 'Консервативный подход к эстетике архитектуры: философия Роджера Скрутона' - журнал 'Архитектура и дизайн' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Peer-review process > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Publication policy > Editorial board
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Architecture and design
Reference:

Conservative approach towards aesthetics of architecture: Roger Scruton's philosophy

Viazinkin Aleksei

PhD in Philosophy

Docent, the department of History and Philosophy, Tambov State Technical University

392000, Russia, Tambovskaya oblast', g. Tambov, ul. Sovetskaya, 106

vyazinkin@yandex.ru
Other publications by this author
 

 
Dvukhzhilova Irina Vladimirovna

PhD in History

Docent, the department of History and Philosophy, Tambov State Technical University

392000, Russia, Tambovskaya oblast', g. Tambov, ul. Sovetskaya, 106

eriniya711971@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2585-7789.2019.2.32686

Received:

20-04-2020


Published:

30-04-2020


Abstract: The subject of this research is the conservative approach towards aesthetics of architecture in the philosophy of British thinker, aesthetician and theorist of conservatism Roger Scruton. The cultural situation of postindustrial society – consumerism and commodification of culture – requires new approaches in art history, which are capable of establishing protective trends in the social life. Scruton offers an alternative approach towards art, which represents not so much a return to the traditional values, as revival of cultural situation. Such situation implies the existence of art as a translator of traditional values that strengthen social ties. This article is the first within the Russian scientific literature to examine the aesthetics of Scruton’s architecture in the context of his conservative philosophy, which defines the scientific novelty and outlines new horizons for research in the fields of aesthetics of architecture and philosophy of modern British conservatism. The conclusion is made that Scruton's appeal to the topic of aesthetic experience expands the problematic from pure aesthetics to the unity of ethics, theory of solidarity, and axiology of traditional culture.


Keywords:

architecture, Roger Scruton, aesthetics, ethics, solidarity, conservatism, axiology, social values, classicism, modernist style

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение

Философское обоснование и понимание архитектуры представляет собой особое пространство смыслов. Его содержание не исчерпывается пониманием форм в эстетических категориях. Архитектура как пространство смыслов обнаруживает единство естественнонаучного, технического, социально-гуманитарного и философского знания. Вместе с тем, архитектура, с одной стороны, в различных формах транслирует предзаданные смыслы и ценности, а с другой, сама способна производить новые смыслы. Эстетический опыт человека через переживание архитектуры, обнаруживает связи с этикой, культурой социальных коммуникаций, традицией как таковой.

Цель нашего исследования – определить характерные особенности и специфику консервативного подхода к эстетике архитектуры на примере философского исследования британского мыслителя и теоретика консерватизма Роджера Скрутона (1944-2020). В современном мире проблема охраны традиции, сбережения культурного наследия, защиты традиционных ценностей приобрела особую актуальность. В связи с этим весьма своевременным является обращение к консервативным подходам в эстетике архитектуры.

Социокультурная ситуация постнеклассической парадигмы мышления обуславливает возникновение таких направлений в искусстве, в образцах которых связь порядка, формы и смысла нарушена. В искусстве на замену порядку приходит хаос, на смену закономерности – непредсказуемость, беспорядочность. Источником этой произвольности является господствующий в современном искусстве радикальный плюрализм творческих решений с ориентацией на консюмеризм, доминирующий в постиндустриальном обществе.

Справедливо замечание Э. В. Думновой о том, что «возможность множества сценариев эволюции и преобладание случайности над закономерностью как основные черты нелинейной картины мира, отраженные в работах философов-постмодернистов, преломляясь сквозь призму архитектурного мышления, определили роль случайности как некоего символа открытости» [3, с. 74]. Однако эта «открытость» есть результат освобождения – освобождения архитектора от канона со всем его смысловым и аксиологическим содержанием.

Одним из основных спутников постмодернистского искусства является характерный дегуманизирующий техноцентризм, но «философы пытаются найти альтернативу прогрессистской техногенной линии культуры» [2, с. 376]. Одной из таких альтернатив может быть консервативный подход к эстетике архитектуры.

«Эстетика архитектуры» Р. Скрутона

Британский эстетик и теоретик консерватизма сэр Роджер Скрутон посвятил философско-эстетическим проблемам архитектуры отдельную работу «Эстетика архитектуры» (1979). В этом исследовании отразился консервативный подход мыслителя к эстетике архитектуры. Основанием методологии этого философского изыскания стали эстетические и культурные ценности традиционализма и консерватизма Солсберийского общества. Идеи этого направления излагаются на страницах консервативного журнала «The Salisbury Review», основанного в 1982 г. и названного в честь британского премьер-министра Роберта Гаскойн-Сесила, 3-го маркиза Солсбери. Роджер Скрутон был шеф-редактором издания в течение 18 лет.

Философской посылкой Скрутона являлся тезис о том, что в архитектуре совмещаются религиозный и эстетический опыт общества [4, с. 19]. И в своей работе «Эстетика архитектуры» он предпринял попытку связать эти уровни, привлекая тематику традиционных общественных ценностей, столь важных для консервативного мировоззрения. Работа Скрутона отличается сочетанием сугубо философского языка с удивительной доступностью. Она может быть в равной мере понята и философом, и архитектором.

Будучи представителем традиционалистского направления в консерватизме, Скрутон утверждал, что кризис искусства напрямую связан с упадком религиозности, традиции и морали. Следствием секуляризации, морального релятивизма и преобладания нигилистических тенденций в современном обществе стало ослабление социальных связей. В ситуации духовного кризиса консерваторы вынуждены искать новые пути обновления традиции (своеобразного синтеза модерна и традиции).

Общество консюмеризма, постмодерн, с точки зрения Скрутона, оказали на культуру исключительно негативное влияние. Профанация и коммодификация культуры – источники социального разобщения и моральной деградации общества.

Ориентация мыслителя на классические формы искусства, однако, не является формой культурного ретроградства. Скрутон, к примеру, считал, что модернистский опыт развития культуры и искусства имел и позитивные черты. Он видел в модернизме консервативный смысл, который заключался «в сохранении искусства от его примитивизации массой» [1, с. 598]. В этом тезисе проявляется одна из характерных особенностей консервативного традиционализма – элитизм. В сфере культуры и искусства он служит не только ограничительным барьером для профанов, но и указывает на глубину индивидуального опыта. Вместе с тем, в целом отношение британского мыслителя к модернизму в искусстве и, в частности, в архитектуре оставалось негативным.

Интересно противопоставление Скрутоном феноменов воображения и фантазии. С точки зрения британского консерватора, воображение – это созидающее, творческое начало, а фантазия – это уход от реальности, источник неблагоразумных утопий, противопоставляющих себя традиции. [7][11]. «В опыте архитектуры, – писал Скрутон, – преобладает именно воображение» [9, p. 260].

Этика и эстетика

Эстетический опыт не только архитектора, строителя, ценителя, но и вообще любого человека, сталкивающегося с архитектурой, Скрутон склонен рассматривать в контексте морально-нравственных категорий. Апеллируя к эстетическому чувству, он не только стремится к определенной объективности суждения, но и к установлению весомой связи между эстетикой и этикой: «эстетическое суждение сохраняет идеал объективности и, кроме того, преемственность с нравственной жизнью» [9, p. 261].

У консерватора Скрутона в эстетической оценке архитектурного искусства пробиваются заметные нотки медиевализма. Уникальным для британского консерватизма является опыт позитивной оценки искусства прерафаэлитов и У. Морриса, чья этико-эстетическая связь с социалистическими идеями весьма очевидна. Это объясняется тем, что теория Д. Рескина, искусство прерафаэлитов и движение «Arts & Crafts» имели откровенно премодерные обертона. В этом смысле можно считать указанное направление в искусстве художественной предпосылкой дистрибутизма, идеологии, объединяющей элементы консервативного традиционализма и социализма. Для Скрутона архитектура – это своеобразный синтез искусства и ремесла, поскольку ее образцы никогда не создаются исключительно для эстетического созерцания. Архитектура практична, но доводить эту идею до крайности – значит исключить эстетическое содержание. Конструктивизм, например, по Скрутону, лишает архитектуру гуманитарного измерения, какой бы то ни было эстетической аксиологии.

Следовательно, и эстетический опыт, связанный с восприятием архитектурного искусства имеет практичную сторону. Он оказывает влияние, в том числе и на формирование иерархии ценностей, а значит, и обогащает нравственный опыт человека. В этом соотнесении Скрутоном эстетического опыта с моральным обнаруживается кантовское философское основание: «Суждение о возвышенном приводит в действие наше нравственное чувство» [5, с. 127]. Более того, человек, не воспринимающий возвышенного (лишенный, в значительной мере, эстетического чувства), «не умеет смотреть на себя с трансцендентальной точки зрения, точки, из которой возникает нравственность» [5, с. 127].

Вместе с тем, Скрутон подчеркивал различие между моралью и страстью к морализаторству. Эстетический опыт должен освободиться от всякого морального догматизма. Одна из задач Скрутона заключалась в том, чтобы определить основания эстетического суждения в практике строителя, открыть механизм объединения формы и смысла в архитектуре.

Эстетический опыт и общественные ценности

Тесная связь между эстетическим опытом и проблемой охранения традиции подчеркивается Скрутоном в контексте формирования и ретрансляции общественных ценностей, укрепления социальных отношений.

Отправная точка мировоззрения британского консерватора следующая: «Консервативное чувство – это ощущение принадлежности к общественной системе с историей и традицией [10, p. 21]. Традиция понималась мыслителем как историческая преемственность ценностей в обществе. Забота о поддержании социальных связей, об общественной солидарности, о традиционных ценностях составляет основу консервативного мышления: «наиболее существенным вкладом в консервативное мышление является стремление поддерживать сети близких отношений и доверия, от которых зависит долголетие сообщества» [8, p. 12]. Британской консерватор считал эту проблему весьма актуальной в связи с особенностями послевоенного развития Европы. Скрутон, например, остро переживал ущерб, нанесенный национальной идентичности и традиционной культуре коммунистическими режимами, установившимися в государствах Восточной Европы и десятилетиями уничтожавшими традицию во всех возможных формах [6].

Историческая преемственность, по Скрутону, поддерживается, прежде всего, гражданскими институтами. Однако кладези традиции ими не исчерпываются. Консервативный подход Скрутона к эстетике сориентировал мыслителя на то, чтобы в каждой классической форме искусства обнаруживать признаки традиции. Наиболее приемлемым для передачи традиции в ее эстетическом измерении мыслитель признавал классицизм. Но в работе «Эстетика архитектуры» Скрутон использовал понятие «классицизм» не «в историческом значении, а во всеобъемлющем» [9, p. 263]. Этот «классицизм во всеобъемлющем смысле» и составляет художественное измерение традиции.

Архитектура, по Скрутону, располагает именно теми эстетическими свойствами, которые необходимы консерватизму для охраны традиции. Речь идет о смысле и порядке. С точки зрения теоретика, архитектурное строительство представляет собой упорядоченное достижение смысла.

Скрутона интересовал коммуникативный аспект эстетического опыта применительно к феномену архитектуры. По его мнению, архитектура возникает, в том числе в результате естественного и традиционного для общества стремления к упорядоченности в повседневной жизни: «архитектура возникает не из какой-то деятельности или драматического жеста, а из повседневной заботы о том, чтобы все делать правильно» [9, p. 259].

Эстетический опыт позволяет выйти за границы личного переживания жизни, это своего рода преодоление индивидуального отчуждения. Эстетический опыт – это частный случай «сочувственного опыта», расширяющего «формулу жизни», позволяющий человеку через конкретные переживания обратиться к социальному и культурному опыту сообщества, выраженному в определенных закономерностях и формах. Задача архитектора и строителя состоит в том, чтобы определить закономерности, задать им форму. Так архитектура становится носителем традиции и способствует установлению социальных связей.

Заключение

Консервативный подход к эстетике архитектуры, представленный Скрутоном, имеет своей целью противостояние процессу коммодификации культуры. В возрождении интереса к классицизму британский мыслитель видел возможность охраны ценностей традиционного искусства. Кант считал суждения вкуса субъективно-всеобщими (субъективные, но всеобщие), а Скрутон, продолжая эту линию, утверждал, что эстетические суждения объективно значимы. Британский мыслитель видел в эстетическом опыте мощный нравственный потенциал. Кроме того, эстетический опыт применительно к феномену искусства (прежде всего, классической архитектуры), по Скрутону, обращает человека к ценностям сообщества, а значит, укрепляет идентичность и приобщает к традиции. Таким образом, консервативный подход к эстетике архитектуры британского мыслителя заключается в обосновании им связи между философией, искусством и различными аспектами форм социальной коммуникации. Конечная цель классической архитектуры, по Скрутону, – налаживание и координация социальных связей, установление в обществе – на основе традиции – устойчивых моделей социальной солидарности.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.