Статья 'Адаптация объектов современной архитектуры к потребностям маломобильных групп населения' - журнал 'Урбанистика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Urban Studies
Reference:

Adjustment of the modern architectural object to the people with limited mobility

Kirichkov Igor'

Post-graduate student, the department of Architectural Engineering, School of Architecture and Design of Siberian Federal University; Scientific Associate, Siberian State Institute of Arts named after Dmitri Hvorostovsky

660041, Russia, Krasnoyarskii krai, g. Krasnoyarsk, pr. Svobodnyi, 79, of. R5-07

kiri4kov@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2310-8673.2019.2.29735

Received:

13-05-2019


Published:

06-06-2019


Abstract: Despite the existence of multiple regulatory requirements, technical standards, legislative bills pertinent to ensuring the need of the people with limited mobility, the problem of accessibility of the modern architectural objects remains unresolved. Usually, the untimely or inexpedient implementation of accessible facilities for the people with limited mobility negatively reflects on the aesthetic image of the building or urban environment overall. Besides the installation of such facilities into the architecture, it is important to consider the formation of the entire architectural image, including convenience, functionality, compliance with a certain style, etc. The research method contains the analysis of foreign experience of implementation of such facilities for the people with limited mobility within the existing urban environment. The author reviews the examples of Guangzhou Opera House, Soho Galaxy Shopping Mall, Phoenix International Media Center, and aboveground pedestrian walkway in Chaoyang district of Beijing. The boundaries of this research is the chronological framework, capturing the recent decades, as well as the modern style buildings. The author concludes that the due standard for designing the facilities for the people with limited mobility can positively affect the formation of image of the existing urban environment.


Keywords:

people with limited mobility, modern architecture, code requirements, humanization of the social environment, design solutions, design technologies, social adaptation, moral and ethical aspects, improvement of infrastructure, accessibility to persons with disabilities

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение

Проблема обеспечения доступности объектов современной архитектуры маломобильным группам населения (МГН) в последние годы, несмотря на множественные прикладываемые усилия, как со стороны инженеров-строителей, так и архитектурных сообществ, не угасает, и более того стремительно усиливается. Процент инвалидов в странах с наиболее развитой системой здравоохранения, таких как Финляндия, Франция и Великобритания превысил 25 % от общего количества населения страны. [1] В России от общего числа граждан 10,3 % составляют инвалиды. В общем количестве людей с аномальным развитием слепые и слабовидящие составляют 5 %, из них слабовидящие – 85,3 %, глухие и слабослышащие – 10,81 %, умственно отсталые – 73,9 %, с поражением опорно-двигательного аппарата – 2,57 %, с тяжелыми нарушениями речи – 3,5 %, с прочими нарушениями – 4,2 %. [2] На фоне игнорирования потребностей маломобильных групп населения растет и социальное напряжение, выражаемое в неприятии значительно отличающегося от нормы образа жизни. Каким бы идеальным и совершенным на первый взгляд современное общество ни казалось, в нем принято не замечать людей с физическими дефектами, надеясь избежать возможного, зачастую выдуманного дискомфорта. «В основе формирования безбарьерной среды лежит идея интеграции людей с ограниченными возможностями в общество». [3]

Средства обеспечения доступности объектов архитектуры, к которым относятся лифты, пандусы, эскалаторы, комнаты матери и ребенка, санитарные узлы для инвалидов, тактильная плитка и т. д. во многом способствуют устранению затруднения передвижения в городской среде. Однако одно их наличие в проекте не является достаточным. Важно учитывать и формирование архитектурного образа в целом. К маломобильной группе населения относятся инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, слабослышащие, слабовидящие, пожилые люди, люди с детскими колясками и т. д. [4]

Анализ нормативных требований

Несмотря на наличие множественных нормативных требований, касающихся обеспечения потребностей маломобильных групп населения, таких как СНиПы, СП, ГОСТы, ТУ, РДС, НПБ и т. д., проблема доступности объектов архитектуры остается быть нерешенной. Перечень нормативных документов, касающихся маломобильных групп населения включает: СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения», СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам», СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов», ГОСТ Р 51630-2000 «Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением для инвалидов. Технические требования доступности», РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» и пр. Требования в своем большинстве, несмотря на некоторую их строгость, носят не столько запретительный, сколько рекомендательный характер. Доступность объектов городской среды МГН предполагает досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений, безопасность путей движения, своевременное получение полноценной и качественной информации, удобство и комфорт среды жизнедеятельности. МГН подразделяются на слабослышащих, слабовидящих, детей (в первую очередь, грудных), беременных женщин, людей пожилого возраста, неспособных самостоятельно передвигаться из-за наличия серьезных травм, увечий, временного нарушения здоровья.

Причины, из-за которых объекты архитектуры часто оказываются не адаптированными под потребности маломобильных групп населения, включают: игнорирование нормативных требований участниками процесса строительства (архитекторами, инженерами, застройщиками), недостаточное внимание со стороны надзорных органов, недостаток выделяемых на строительство финансовых средств, отклонение от нормативных значений в процессе реализации проекта, износ уже имеющейся инфраструктуры, низкая квалификация строителей (проектировщиков), невозможность применения проектных решений в связи с особыми строительными условиями (например, ведение строительства в регионах с суровым климатом), невозможность доставки на место строительства отдельных конструктивных элементов, устаревшие, не отвечающие духу времени нормативные требования и др.

Внедрение новых форм в архитектуру в целом дает возможность более гибкого подхода к учету физических особенностей людей. Многие параметры средств обеспечения доступности маломобильных групп населения могут изменяться. Среди них – наклон, расположение, конфигурация пандусов, вместительность, скорость движения лифтов, процентное соотношение помещений личной гигиены, время эвакуации и т. д. Создание безбарьерной среды затрагивает не только правовой, но и экономический аспект общественных отношений. Несмотря на то, что на уровне федерального законодательства установлена обязательность государственного обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и определены источники финансирования данных мероприятий, на практике больший эффект можно получить, предоставив инвалидам возможность самостоятельно пользоваться необходимыми услугами. [5]

Технические способы реализации доступной маломобильным группам населения среды

В архитектурном сообществе существует устоявшееся и во многом неверное мнение, что средства обеспечения доступности объектов архитектуры маломобильным группам населения существенно портят внешний и внутренний облик здания. При детальном рассмотрении вопроса выясняется, что органично сочетая средства доступности маломобильных групп населения с эстетикой здания в целом, можно не только сохранить, но и значительно улучшить качество архитектурной среды – добиться большей выразительности, комфорта, функциональности. И не всегда это связано с большими финансовыми тратами. «Устройство тротуаров с пониженным бордюром, наземных пешеходных переходов, удобных въездов в жилые дома и общественные здания не обходится дороже того, что принято в обычной практике строительства». [6]

В качестве относительно удачного примера адаптации современной архитектуры к потребностям маломобильных групп населения может быть представлено проектное решение входной зоны Оперного театра в Гуанчжоу (англ. «Guangzhou Opera House»), спроектированного Захой Хадид в 2010 году, где благодаря достаточно сложной пластике геометрических форм удалось обеспечить доступность людям с ограниченными физическими возможностями. (рис. 1, 2) Вид строительного материала, цвет, фактура, конфигурация пандуса совпадают с теми, что применены в основном объеме архитектурного объекта. Вдоль пандуса для улучшения видимости предусмотрена подсветка, выполненная из диодных элементов. Благодаря дизайнерской подсветке пандусы в целом изящно смотрятся, как в дневное, так и в ночное время суток. Передвигаясь по протяженным пандусам навстречу зданию, взору людей открывается серия сменяющихся друг за другом картин, увеличивая остроту зрительного восприятия. Пространство архитектурного объекта как бы разворачивается перед зрителем. Несмотря на относительно большие габаритные размеры, пандус не «выпадает» из общей архитектурной среды. Согласно концепции архитектора, столь необычная форма здания образована взаимным наложением, сдвигом, смещением геологических пластов, метафорически поднимающихся наружу из-под земли, в чем просматривается явное стремление к поиску «новой нейтральности», описанной Питером Эйзенманом в 1993 году. Столь изощренная пластика «тектонической архитектуры» способствует образованию случайных форм, напоминающих каньоны, пещеры зачастую с большими перепадами высот. Особенностью архитектурных решений Захи Хадид является отсутствие разграничения между обычными людьми и инвалидами, способствуя интеграции, консолидации различных групп общества.

p51213154528

Рис. 1 Вид Оперного театра в Гуанчжоу в дневное время, архитектор Заха Хадид, 2016 год

Источник: фото автора

p51213181726

Рис. 2 Вид Оперного театра в Гуанчжоу в ночное время, архитектор Заха Хадид, 2016 год

Источник: фото автора

Торговый комплекс Soho Galaxy в Пекине площадью 330 тыс. м2, спроектированный Захой Хадид в 2009 году, представляет собой пять объемных элементов, соединенных между собой множеством надземных переходов, расположенных на разных высотных отметках, обеспечивающих удобство передвижения людей, минуя открытое уличное пространство. (рис. 3) Все переходы выполнены в едином архитектурном стиле, являясь наряду с уличным освещением, фонтанами, скамьями, озеленением неотъемлемыми элементами архитектурной среды. Снаружи здания расположены эскалаторы, благодаря которым можно быстро и удобно подняться на второй этаж.Внутреннее дворовое пространство в культуре Китая играет важнейшую роль, как пространство, соединяющее интерьер с окружающей средой. Все пять зданий, включая переходы между ними, обшиты белыми алюминиевыми панелями толщиной 3 мм. Множественные утонченные полосы, плавно огибающие объемные элементы,создают ощущение целостности, изящества архитектурного пространства, способствуя привлечению внимания со стороны посетителей. Это один из тех случаев, когда относительно малыми средствами удалось достичь достаточно высокого результата. Согласно мнению Захи Хадид, ее проект соответствует пестрому контексту динамичной архитектуры Пекина. «Проанализировав традиционную урбанистическую ткань, в том числе и «материю» современных жилых районов, мы представили свою, навеянную природой интерпретацию: создали череду общественных пространств и изменили городской ландшафт». [7] «Я всегда хотела построить то, что я называю теоретическими проектами. Я никогда не воспринимала свои бумажные работы просто как рисунки, они были инструментом производства реальности». [8]

img_20141023_132714

Рис. 3 Торговый комплекс Soho Galaxy в Пекине, архитектор Заха Хадид, 2015 год

Источник: фото автора

Доступ людей во внутреннее открытое пространство Здания международного медиа центра Phoenix в Пекине (англ. «Phoenix International Media Center»), спроектированного китайскими архитекторами Шао Вэйпином (кит. «邵韦平»), Лиу Югуаном (кит. «刘宇光») из Пекинского института архитектурного дизайна (англ. «BIAD UFo») в период с 2007 по 2009 год, обеспечивается благодаря необычной криволинейной форме здания, отдаленно напоминающей ленту Мебиуса. (рис. 4) Столь необычная форма здания была сгенерирована с помощью компьютерной программы Rhinoceros 3D с плагином Grasshopper, позволяющей с помощью векторной графики проектировать сложные криволинейные объекты. Ограждающая конструкция здания образована взаимно пересекающимися металлическими элементами трубчатого сечения, к которым крепятся светопрозрачные стеклянные панели, отличающиеся по своим размерам. В целом конструкция похожа на плетение из тонких прутьев лозы, которые благодаря скреплению между собой формируют жесткий устойчивый каркас. Объем здания «вздымается» над поверхностью земли, создавая, таким образом, два относительно невысоких арочных прохода во внутреннее открытое пространство, предоставляющие возможность беспрепятственной эвакуации людей при возникновении экстренной ситуации. В данном конструктивном решении отчетливо прослеживается аналогия с Национальным стадионом птичье гнездо в Пекине (англ. «Beijing National Stadium Bird's Nest»), спроектированного шведскими архитекторами Жаком Герцогом (шв. «Jacques Herzog») и Пьером де Мероном (шв. «Pierre de Meuron») в виде переплетающихся металлическими сварными элементами прямоугольного сечения. Однако, в случае Здания международного медиа центра Phoenix конструкция стала еще более легковесной и изящной, что не может быть не отмечено с положительной стороны.

img_20141023_102815

Рис. 4 Здания международного медиа центра Phoenix в Пекине, архитектор Шао Вэйпин (компания BIAD UFo), 2015 год

Источник: фото автора

Ввиду почти полного отсутствия колонн пандусы сложной криволинейной формы, расположенные внутри здания, подвешены с помощью металлических тросов к пространственному каркасу здания. (рис. 5) Столь необычная конфигурация пандусов способствует обогащению зрительного восприятия внутреннего пространства здания, максимально увеличивая количество точек восприятия. Человек, передвигаясь по пандусу, созерцая преломление солнечного света, изменение формы, элементы интерьера, экстерьера, получает глубокое эстетическое удовлетворение. Цветовая гамма, как несущих, так и вспомогательных конструкций, строится на нюансных отношениях, где заметно превалирует белый цвет. Архитектура Здания международного медиа центра Phoenix, безусловно, новаторская, но в то же время деликатная, ее цель, главным образом, направлена на демонстрацию возможностей современного цифрового дизайна. Необычная форма здания, по замыслу архитекторов, призвана поддерживать связь с существующим пейзажем городского парка Чаоян. [9] Phoenix (пер. с англ. «феникс») – мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться, которая, наряду с драконом, особенно почитаема в Древнем Китае. Стилизованное воспроизведение формы данной несуществующей в реальной жизни птицы и легло в основу концептуального проекта, побудив многочисленную инженерную группу к реализации смелых, амбициозных экспериментов.

f486

Рис. 5 Интерьер Здания международного медиа центра Phoenix в Пекине, 2015 год

Источник: фото автора

Надземный пешеходный переход в Пекине в районе Чаоян (кит. «潮阳»), расположенный рядом со Штаб-квартирой центрального китайского телевидения (англ. «CCTV»), несмотря на необходимый для данного рода сооружений утилитарный характер, благодаря использованию цифровых дизайнерских технологий демонстрирует в целом удачное сочетание с современной архитектурой. (рис. 6) Он обеспечивает практически беспрепятственный переход автомобильной магистрали, как для обычных людей, так и с ограниченными физическими возможностями. В его конструкции применены криволинейные поверхности, образованные из металлических сваренных между собой листов, имеющих перфорацию в виде ромбических отверстий, отличающихся по своим размерам. Криволинейная поверхность серого цвета плавно соединяет пешеходную часть и опоры, выполненные в виде цилиндрических колонн. Волнообразный вид конструкции способствует усилению динамичности восприятия, заметно улучшает качество архитектурной среды. Однако, несмотря на относительно высокий момент инерции данная конструкция выполняет исключительно декоративную функцию, ее инженерно-технический потенциал полностью не раскрыт. Вдоль пешеходной части, выложенной серой гранитной плиткой, дополнительно установлены поручни и стеклянные панели. «Создание гармоничного, здорового и комфортабельного жизненного пространства становится альтернативой процессам урбанизации». [10] Игнорирование потребностей людей перестает быть возможным с точки зрения стремительно развивающейся городской среды.

img_20141023_115110

Рис. 6 Надземный переход в Пекине, район Чаоян, 2015 год

Источник: фото автора

Заключение

Проблема обеспечения доступности объектов архитектуры маломобильным группам населения является не столько научной, сколько социальной. Ее корни берут начало от морально-этических взаимоотношений людей. И без культивирования внимательного, уважительного отношения к окружающим людям вряд ли можно решить столь серьезную проблему. Внедрение средств обеспечения доступности объектов архитектуры маломобильным группам населения, конечно, не способно сделать их счастливыми, но, все же, способно значительно улучшить качество их жизни. «Безбарьерная среда является общественным благом, повышающим качество жизни всего населения». [11] В архитектурном творчестве любые ограничения воспринимаются болезненно, включая использование нормативных требований. И какой бы богатой фантазией объект архитектурной среды не был бы наделен, в любом случае обеспечение доступа маломобильных групп населения является неотъемлемой частью общего архитектурного проекта. «Разнообразие направлений в области проектирования городских пространств дает основание предполагать, что в центр градосозидательных практик наконец-то попадает человек с его индивидуальными потребностями». [12]

Совершенно очевидно, что использование технических решений без скрупулёзной дизайнерской функционально-эстетической проработки должно безвозвратно уйти в прошлое. «При создании новой среды необходимо учесть все критерии адаптивности и в комбинации с современными технологиями строительства и эксплуатации». [13] Во избежание возможного появления дефектов во время строительства зданий и сооружений средства обеспечения доступности объектов маломобильных групп населения следует предусматривать на начальном этапе проектирования, а не когда строительные работы полностью или частично завершены. Необходимо создавать среду, которая не будет страдать от внешнего зачастую неблагоприятного воздействия. Внимание к соблюдению нормативных требований со стороны надзорных органов должно быть усилено. Предпочтение должно отдаваться современным техническим, инновационным конструктивным решениям. «Любые мероприятия по созданию общедоступного пространства жизненно необходимы для 10 % населения, для 30 % полезны и для 100 % удобны. Повсеместное создание непрерывной безбарьерной среды приводит к решению многих социальных задач большого города». [14] Значительные усилия общества в целом должны быть направлены на адаптацию, включение в активную, насыщенную красками жизнь людей с ограниченными физическими возможностями, преодоление равнодушия. Эффективная система реабилитации инвалидов основана на следующих принципах: интеграции в общество, консолидации усилий, комплексности и доступности, гуманности и нравственности, приоритета поддержки семьи, стимулирования собственной активности, постоянной трудовой занятости инвалидов, сочетания традиций и новаций. [15]

Формалистский подход к архитектурному проектированию, судя по современным тенденциям в строительной практике, пока еще не проявил себя в России в полной мере, вопреки опыту других, преимущественно, быстро развивающихся стран, таких как Индия, Китай, Япония, Южная Корея. Ввиду неотвратимости научно-технического прогресса, увеличения свободной рабочей силы, запроса общества на эстетизацию формы столкнуться с формализмом в России, пожалуй, еще придется. Исследование зарубежного опыта, частично изложенного в данной статье, позволяет избежать возможные ошибки в будущем, включая и те, что связаны с обеспечением доступности маломобильных групп населения. Архитектура как один из социальных видов деятельности не может оставаться в стороне от столь серьезной проблемы.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.