Статья 'Состояние современного законодательства Российской Федерации по вопросу участия граждан в охране общественного порядка ' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
NB: Administrative Law and Administration Practice
Reference:

The State of the Current Russian Federation Laws Regulating Participation of Citizens in the Enforcement of Public Order

Shcherbakov Oleg Nodirovich

Lecturer at the Far Eastern Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Department of tactical-special, fire and physical training

690087, Russia, Primorskii krai, g. Vladivostok, ul. Kotel'nikova, 21

sherbakoff-1@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-9945.2018.2.27245

Received:

22-08-2018


Published:

29-08-2018


Abstract: The subject of the research is regulatory legal acts and law enforcement practice of citizen participation in the protection of public order.The object of the research is public relations related to the participation of citizens in the protection of public order. The author examines the content of regional and federal legislation on the participation of citizens in the protection of public order. Particular attention is paid to the possibilities for citizens involved in the protection of public order, physical force to prevent crimes and administrative offenses, including the detention of persons who have committed them, as well as the implementation of preventive measures. The methodological basis of the study is the the dialectical analysis. The author has also applied statistical, formal-logical, comparative analysis, and comparative legal methods. The main conclusions of the conducted research are the following: the system of crime prevention is implemented in the framework of the practical activities of state prevention subjects with the participation of individuals, public associations and other organizations; the substantive part of regional legislation on the issue of citizen participation in the protection of public order is the actual copying of the law “On the participation of citizens in the enforcement of public order” without taking into account the peculiarities of the region of law enforcement; powers of citizens participating in the protection of public order prevents them from exercising their legal functions to curb offenses, safeguard the scene of the incident, and ensure the preservation of physical evidence in cases accompanied by active disobedience and opposition from offenders.


Keywords:

physical strength, extreme necessity, preventive system, law, bodies of internal affairs, freelancer, public order, forms of citizen participation, people's squad, necessary defense

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

На современном этапе процесс возрождения института участия граждан в охране общественного порядка в первую очередь был связан с принятием в 1993 г. Правительством Российской Федерации постановления «О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и иных населенных пунктов Российской Федерации» [1] и отсутствием строго регламентированной нормативной базы в указанном направлении.

В ряде субъектов Российской Федерации привлечение граждан к мероприятиям по охране правопорядка регламентировалось принимаемыми на региональном уровне соответствующими законами, а также нормативными актами органов местного самоуправления [2]. Однако они носили характер точечного разностороннего воздействия, в связи с чем ожидаемого результата не принесли.

С принятием Федерального закона «Об общественных объединениях» [3] был разрешен вопрос реализации конституционного права граждан на объединение для защиты общих целей и интересов. Однако в данном Законе предметно вопросы участия общественности в мероприятиях по охране общественного порядка не регламентировались. В этой связи учеными административистами активно обсуждались вопросы применения федерального закона «Об общественных объединениях» к урегулированию деятельности общественных формирований правоохранительной направленности [4]. Высказывались предложения о принятии самостоятельного закона регламентирующего вопросы участия граждан в охране общественного порядка [5], в том числе закрепляющего формы участия населения в мероприятиях по охране общественного порядка [6], разграничивающего компетенцию федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере регламентации административно-правового статуса граждан, участвующих в обеспечении правопорядка [7].

Отсутствие законодательной базы не позволяло на должном уровне реализовывать потенциал населения в участии в мероприятиях по охране общественного порядка.

Первым шагом в разрешении накопившихся проблем стала подготовка Проекта федерального закона № 96700168-2 «Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка», принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 25 января 1999 года и одобренного Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 18 февраля 1999 года. Однако по причине расхождения с основными положениями Конституции Российской Федерации данный законодательный акт был отклонен Президентом Российской Федерации, а в последствии снят с рассмотрения [8].

В 2005 г. была предпринята вторая попытка правовой регламентации участия граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка, однако и она не была реализована на законодательном уровне. Проект Закона был снят с рассмотрения по причине отзыва авторами [9].

В 2011 г. был принят Федеральный закон «О полиции» (далее Закон «О полиции»), который по новому подошел к взаимодействию органов внутренних дел (полиции) с институтами гражданского общества, в том числе по вопросам охраны общественного порядка.

Закон закрепил открытость и публичность деятельности полиции, обеспечил возможность создания и функционирования при органах внутренних дел общественных советов для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности (ч. 7 статьи 9) [10]. МВД России был организован постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции и взаимодействия с институтами гражданского общества (ч. 5 статьи 9) [10].

Во исполнение положений Закона «О полиции» издан приказ МВД России от 10.01.2012 № 8, закрепляющий порядок организации деятельности внештатных сотрудников полиции [11]. Особенностью сотрудничества полиции и общества признана гласность и добровольность.

На государственном уровне формируется концепция обеспечения общественной безопасности, ключевым моментом которой определено – привлечение граждан к участию в мероприятиях по охране общественного порядка. Это участие является частью достаточно сложной системы профилактики правонарушений в области противодействия преступным и иным противоправным посягательствам, направленной на обеспечение общественной безопасности [12].

Приведенная совокупность последовательных, согласованных и взаимодополняющих мер способствовала принятию Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» [13].

В числе базовых положений Закона сформулированы цель, предмет регулирования, понятийный аппарат, принципы участия граждан в охране общественного порядка, порядок создания и деятельности народных дружин, правовая и социальная защита народных дружинников и внештатных сотрудников полиции. При этом большинство закреплённых в нём норм права носит бланкетный характер.

Особенностью Закона стало закрепление исчерпывающего перечня форм участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка:

· содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам;

· участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести;

· внештатное сотрудничество с полицией;

· участие граждан в деятельности общественных объединений [14] правоохранительной направленности (в форме органа общественной самодеятельности), а также народных дружин (в форме общественной организации).

Однако указанные виды деятельности допустимы лишь при их строгом соответствии основополагающим положениям законодательства об участии граждан в охране общественного порядка, к которым относятся принципы добровольности; законности; приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина; права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом; взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления; недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления [13].

Законодатель при формулировании положений Закона придает особое значение участию граждан по охране общественного порядка в форме внештатного сотрудничества с полицией, участию граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, а также народных дружин, спектр деятельности которых существенно шире, чем содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам, участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести. Однако возможность применения физической силы, соответствующая подготовка к таковым условиям, закреплена исключительно за членами народных дружин. При внешней схожести с специальными мерами пресечения, имеющимися в арсенале правоохранительных органов, целевое предназначение исследуемого права в случае с народными дружинниками существенно отличается [15]. Применение физической силы представителями народной дружины допускается исключительно в целях необходимой обороны или крайней необходимости [16]. Вместе с тем порядок и условия реализации указанного права аналогичны требованиям, предъявляемым к специальным мерам пресечения – предупредить о намерении применить, предоставить время для исполнения требований, оказать первую доврачебную помощь в случае применения [10].

С нашей точки зрения, данная законодательная инициатива не оправдана по нескольким причинам. Во-первых, находясь в едином правовом поле действия Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» для каждого участника указанных правоотношений – народный дружинник, представитель общественного объединения правоохранительной направленности, внештатный сотрудник полиции предусмотрены отличающиеся друг от друга условия реализации конституционного права на необходимую оборону и крайнюю необходимость. Во-вторых, противоречит основополагающим положениям Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» – право каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещёнными законом (пункт 4 статья 4) [13]. В третьих, наделяясь признаками специального субъекта в сфере охраны общественного порядка, народный дружинник, внештатный сотрудник полиции, представитель общественного объединения правоохранительной направленности в сравнении с иными представителями гражданского общества лишаются общего гарантированного права применения физической силы для пресечения преступления, задержания и доставления лица его совершившего органам власти (статья 38 УК РФ) [17]. В то время как отдельными положения Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» предусмотрено право осуществлять иные права (п. 5 ч. 1 ст. 17) [13], предусмотренные другими федеральными законами, в частности Уголовным Кодексом Российской Федерации.

Принятым в 2016 г. Законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» физические лица, общественные объединения и иные организации, участвующие в профилактике правонарушений, наделены возможностью проведения мероприятий по правовому просвещению и информированию; социальной адаптации; ресоциализации; социальной реабилитации, а также оказания помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми. При этом проведение профилактических бесед; объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения; ведение профилактического учета; внесение представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений; осуществление профилактического надзора относится к исключительной компетенции государственных субъектов профилактики правонарушений [18].

Несомненно, что государственные органы выступают в качестве активных субъектов управления в указанной сфере, координируют деятельность представителей гражданского общества, в то время как последние принимают лишь опосредованное участие.

По справедливому замечанию Д.Н. Бахраха сущность исполнительной власти не сводится только к «организованному принуждению» [19], происходит при использовании метода убеждения в различных его формах: непосредственной организаторской работы, согласования, координации, разъяснения, информирования, инструктирования, внушения, стимулирования, поощрения. Убеждение является средством предупреждения преступлений и правонарушений, выступающих угрозами национальной безопасности, способствует воспитанию внутренней потребности и устойчивой привычки правомерного поведения [20].

Таким образом, система профилактики правонарушений реализовывается в рамках практической деятельности государственных субъектов профилактики при участии физических лиц, общественных объединений и иных организаций.

Обеспечивая реализацию положений Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» МВД России в пределах определенных федеральным законодательством изданы приказы, касающиеся ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности [21], а также подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи [16].

Вместе с тем значительное число положений об участии граждан в охране правопорядка, не получивших закрепление в законодательных актах на федеральном уровне должны были найти отражение в нормативных правовых актах регионального уровня.

С момента принятия Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» Правительственной комиссией по профилактике правонарушений на протяжении длительного периода времени обозначались недостатки субъектов Российской Федерации по реализации основных положений данного Закона [22]. Однако на 2017 г. во всех субъектах Российской Федерации были приняты соответствующие нормативные акты, которыми в том числе предусмотрена социальная поддержка дружинников [23].

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за органами местного самоуправления закреплена обязанность оказания поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создания условия для деятельности народных дружин, в том числе организации охраны общественного порядка на территории муниципального района, городского округа муниципальной милицией [24].

Содержание указанной деятельности преимущественно сводится к установлению границ территории, на которой может быть создана народная дружина [25]; размещению общедоступной информации о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, иной общедоступной информации, необходимой для эффективного поиска лиц, пропавших без вести; принятию и ведению учета уведомлений о создании общественных объединений правоохранительной направленности и народных дружин; согласованию планов работ народных дружин, народных дружин из числа членов казачьих обществ, места и времени проведения мероприятий по охране общественного порядка, количества привлекаемых к участию в охране общественного порядка народных дружинников [26]; содействию деятельности народных дружин, оказанию им методической помощи, в том числе подготовке методических рекомендаций по разработке типового устава народной дружины [27].

Законами субъектов Российской Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления предусмотрено создание на соответствующих уровнях координирующих органов [28]. К примеру, законом Белгородской области в числе основных функций координирующих штабов отмечены обобщение и анализ информации о деятельности народных дружин по участию в охране общественного порядка; выработка решений и подготовка организационно-практических мер, направленных на повышение эффективности взаимодействия народных дружин с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти области, органами местного самоуправления по обеспечению общественного порядка; оказание организационно-методической помощи народным дружинам по охране общественного порядка [29]. Законом Архангельской области для координирующих штабов муниципального уровня предусмотрено планирование деятельности народных дружин [30]. При этом в большинстве случаев законодателем либо не закреплен перечень полномочий указанных органов [28], либо не проведена грань между ними в зависимости от выделенного статуса [31].

Рассматривая содержательную часть регионального законодательства по вопросу участия граждан в охране общественного порядка, в большинстве случаев, возможно отметить фактическое копирование Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» без учёта особенностей региона правоприменения.

В то же время имеются факты неоправданной законодательной инициативы. К примеру, в г. Москва в противовес установленным федеральным законодательством нормам предусмотрены такие формы участия граждан в охране общественного порядка как непосредственная реализация жителями города Москвы своих прав на защиту от противоправных посягательств; содействие, в том числе индивидуальное, органам внутренних дел в распространении правовых знаний и проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений; членство или участие в общественных объединениях, уставные цели которых предусматривают оказание содействия органам внутренних дел; внештатное сотрудничество с органами внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации; работа в составе Московской городской народной дружины; участие в деятельности общественного пункта охраны порядка; оказание помощи самостоятельно или в составе Московской городской народной дружины либо при участии в деятельности общественного пункта охраны порядка органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в поиске лиц, пропавших без вести, жизни и здоровью которых может угрожать опасность или в отношении которых могут совершаться противоправные деяния; оказание иной помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в формах, не запрещенных федеральным законодательством [32].

Законодательством Карачаево-Черкесской республики в числе форм участия граждан в охране общественного порядка закреплено содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений [33].

Законодательством Ненецкого автономного округа в числе форм индивидуального участия граждан в охране общественного порядка предусмотрено содействие полиции в профилактической работе с лицами, состоящими на учетах в органах внутренних дел, а также с другими лицами, склонными к совершению правонарушений [34].

Несомненно, в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, но при условии, что он издан вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации [35].

Однако, данные нормы противоречат не только Закону «Об участии граждан в охране общественного порядка», но и нормам, определяющим основы системы профилактики правонарушений в Российской Федерации, а именно – проведение профилактической работы по предупреждению правонарушений, ведению профилактического учета и надзора относится к исключительной компетенции государственных субъектов профилактики [18].

Таким образом, при внешней структурированности и иерархичности действующего законодательства отсутствует единый и систематизированный подход к вопросу участия граждан в охране общественного порядка.

Принятие Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» не реализовало тот потенциал, который теоретически был в него заложен. Идея всесторонней систематизации и активизации деятельности граждан в мероприятиях по охране общественного порядка на практике превратилась в переоцененную и обособленную от общей системы модель.

В рамках данной части исследования на наш взгляд имеются определенные пробелы правового регулирования института участия граждан в охране общественного порядка.

Прослеживается несогласованность положений Федерального закона от 02.04.2014 №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» и норм Федерального закона от 23.06.2016 №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» в части деятельности физических лиц по осуществлению профилактического воздействия. Законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» граждане, участвующие в профилактике правонарушений наделены возможностью профилактического воздействия в виде социальной адаптации; ресоциализации; социальной реабилитации, а также помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми. Однако в Законе «Об участии граждан в охране общественного порядка» об этом не упоминается. Функции граждан связанные с осуществлением профилактического воздействия не указаны.

В этой связи считаем необходимым внести изменения в содержание статей 10, 11, 12 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка», закрепив за членами народных дружин, представителями общественных объединений правоохранительной направленности и внештатными сотрудниками полиции в числе основных направлений деятельности оказание профилактического воздействия в виде социальной адаптации; ресоциализации; социальной реабилитации, а также помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

Комплекс полномочий граждан, участвующих в охране общественного порядка, препятствует осуществлению ими законных функций по пресечению правонарушений, охране места происшествия, обеспечения сохранности вещественных доказательств в случаях сопровождающихся активным неповиновением и противодействием со стороны правонарушителей.

На основе анализа приведенных положений считаем необходимым внести в содержание статьи 19 «Общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы» Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» изменений следующего характера:

пункт 1 после слов «в пределах, установленных законодательством Российской Федерации» дополнить словами «в том числе для задержания и доставления лиц, совершивших административные правонарушения и преступления, органам власти и пресечения возможности продолжения противоправного поведения, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер»;

в пункте 7 слова: «для пресечения правонарушений, за исключением случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, а также» исключить.

внесения в содержание статьи 10 «Внештатное сотрудничество с полицией» Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» изменений следующего характера:

часть 5 дополнить пунктом 4.1 следующего содержания: «Внештатный сотрудник полиции при участии в охране общественного порядка может применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей ему или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе для задержания и доставления лиц, совершивших административные правонарушения и преступления, органам власти и пресечения возможности продолжения противоправного поведения, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер»;

дополнить частью 7.2 следующего содержания: «Внештатному сотруднику полиции при участии в охране общественного порядка запрещается применять физическую силу в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения».

References
1. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 22 sentyabrya 1993 goda № 959 «O merakh po usileniyu okhrany obshchestvennogo poryadka na ulitsakh gorodov i inykh naselennykh punktov Rossiiskoi Federatsii» // Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva RF. . 1993. № 39. St. 3631
2. Administrativnoe pravo: uchebnik / Pod red. L.L. Popova. M., 2005. S. 225.
3. Federal'nyi zakon ot 19.05.1995 № 82-FZ «Ob obshchestvennykh ob''edineniyakh» // Rossiiskaya gazeta. 1995. 25 maya.
4. Shkurkin S.I. Administrativno-pravovoi status obshchestvennykh ob''edinenii pravookhranitel'noi napravlennosti v sfere okhrany obshchestvennogo poryadka: diss. … kand. yurid. nauk. M., 2003.
5. Ovchinnikova L.I. Pravovye i organizatsionnye osnovy privlecheniya negosudarstvennykh sub''ektov pravookhranitel'noi napravlennosti k okhrane obshchestvennogo poryadka: diss. …kand.yurid.nauk. M., 2008.
6. Potapenkova I.V. Administrativno-pravovoe regulirovanie uchastiya ob''edinenii grazhdan v okhrane obshchestvennogo poryadka: diss. …kand.yurid.nauk. M., 2011.
7. Bogatova T.V. Administrativno-pravovoi status grazhdan, uchastvuyushchikh v obespechenii pravoporyadka: diss. …kand.yurid.nauk. Rostov-na-Donu, 2008. S. 11-12.
8. Postanovlenie Gosudarstvennoi Dumy Federal'nogo Sobraniya RF ot 14.03.2001 № 1221-III GD «O Federal'nom zakone «Ob uchastii grazhdan Rossiiskoi Federatsii v obespechenii pravoporyadka»» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2001. № 13. St. 1174.
9. Vypiska iz protokola zasedaniya Soveta GD FS RF ot 06.09.2005 № 105 «O proekte Federal'nogo zakona № 273623-3 «Ob uchastii grazhdan Rossiiskoi Federatsii v obespechenii pravoporyadka»» [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tant-Plyus».
10. Federal'nyi zakon ot 07.02.2011 № 3-FZ «O politsii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. № 7. St. 900.
11. Prikaz MVD Rossii ot 10.01.2012 № 8 «Ob utverzhdenii Instruktsii po organizatsii deyatel'nosti vneshtatnykh sotrudnikov politsii» // Rossiiskaya gazeta. 2012. 20 apr.
12. Kontseptsiya obshchestvennoi bezopasnosti v Rossiiskoi Federatsii utverzhdena Prezidentom Rossiiskoi Federatsii 14.11.2013 № Pr-2685 [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tant-Plyus».
13. Federal'nyi zakon ot 02.04.2014 № 44-FZ «Ob uchastii grazhdan v okhrane obshchestvennogo poryadka» // Rossiiskaya gazeta. 2014. 04 apr.
14. Pod obshchestvennym ob''edineniem ponimaetsya dobrovol'noe, samoupravlyaemoe, nekommercheskoe formirovanie, sozdannoe po initsiative grazhdan, ob''edinivshikhsya na osnove obshchnosti interesov dlya realizatsii obshchikh tselei, ukazannykh v ustave obshchestvennogo ob''edineniya
15. Novikov D.O. Primenenie fizicheskoi sily negosudarstvennymi sub''ektami okhrany obshchestvennogo poryadka // Sotsial'no-ekonomicheskii i gumanitarnyi zhurnal Krasnoyarskogo GAU. 2016. №4. S.167.
16. Prikaz MVD Rossii ot 18.08.2014 №696 «Voprosy podgotovki narodnykh druzhinnikov k deistviyam v usloviyakh, svyazannykh s primeneniem fizicheskoi sily, i po okazaniyu pervoi pomoshchi» (vmeste s «Poryadkom podgotovki narodnykh druzhinnikov k deistviyam v usloviyakh, svyazannykh s primeneniem fizicheskoi sily, i po okazaniyu pervoi pomoshchi») // Rossiiskaya gazeta. 2014. 08 okt.
17. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 13.06.1996 № 63-FZ // Rossiiskaya gazeta. 1996. 18 iyunya.
18. Federal'nyi zakon ot 23.06.2016 № 182-FZ «Ob osnovakh sistemy profilaktiki pravonarushenii v Rossiiskoi Federatsii» // Rossiiskaya gazeta. 2016. 28 iyunya.
19. Bakhrakh D.N. Administrativnaya vlast' kak vid gosudarstvennoi vlasti // Gosudarstvo i pravo. 1992. № 3. S. 14.
20. Kardashova I.B. O roli administrativno-pravovykh metodov v obespechenii natsional'noi bezopasnosti // Administrativnoe pravo i protsess. №5. 2016. S.59-63.
21. Prikaz MVD Rossii ot 21.07.2014 №599 «O Poryadke formirovaniya i vedeniya regional'nogo reestra narodnykh druzhin i obshchestvennykh ob''edinenii pravookhranitel'noi napravlennosti" Rossiiskaya gazeta. 2014. 29 avg.
22. Protokol zasedaniya Pravitel'stvennoi komissii po profilaktike pravonarushenii o realizatsii Federal'nogo zakona ot 2 aprelya 2014 g. № 44-FZ «Ob uchastii grazhdan v okhrane obshchestvennogo poryadka» v chasti sovershenstvovaniya protsedury podgotovki i strakhovaniya «druzhinnikov». URL: https://mvd.ru/upload/site1/folder_page/006/597/009/O_realizatsii_44_1.pdf. (Data obrashcheniya: 12.03.2018).
23. Tekst ofitsial'nogo vystupleniya ministra vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii V.A. Kolokol'tseva na rasshirennom zasedanii kollegii MVD Rossii ot 09.03.2017. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/54014. (Data obrashcheniya: 01.08.2018).
24. Federal'nyi zakon ot 06.10.2003 № 131-FZ «Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiiskoi Federatsii» [Elektronnyi resurs]. Dostup spravochno-poiskovaya sistema «Konsul'tant-plyus».
25. Reshenie Khabarovskoi gorodskoi dumy ot 19 dekabrya 2017 goda №733 «Ob ustanovlenii granits territorii dlya deyatel'nosti narodnoi druzhiny «Pravoporyadok» [Elektronnyi resurs]. URL: http://docs.softinfo.ru:8080/lawkhv?d&nd=465349422&prevDoc=465349422&spack=111a0%3D%ED%E0%F0%EE%E4%ED%FB%E5+%E4%F0%F3%E6%E8%ED%FB%26a1%3D%26a14%3D%26a14type%3D1%26a15from%3D%26a15to%3D%26a15type%3D1%26a17%3D%26a18%3D%26a18type%3D1%26a19from%3D%26a19to%3D%26a19type%3D1%26a20from%3D%26a20to%3D%26a20type%3D1%26a25%3D%26a25type%3D1%26a4%3D%26a4type%3D1%26a5%3D%26a55%3D%26a55type%3D1%26a5type%3D1%26a6%3D%26a6type%3D1%26a7from%3D%26a7to%3D%26a7type%3D1%26a8%3D%26a8type%3D1%26a91from%3D%26a91to%3D%26a91type%3D1%26flist%3D%CD%E0%F7%E0%F2%FC+%EF%EE%E8%F1%EA%26listid%3D010000000100%26listpos%3D6%26lsz%3D61%26sarea%3D1%26sort%3D7%26w%3D2%26&c=%ED%E0%F0%EE%E4%ED%FB%E5+%E4%F0%F3%E6%E8%ED%FB#I0. (Data obrashcheniya: 13.08.2018).
26. Munitsipal'nyi pravovoi akt dumy goroda Vladivostoka ot 6 aprelya 2015 g. №179-mpa «Polozhenie ob okazanii podderzhki grazhdanam i ikh ob''edineniyam, uchastvuyushchim v okhrane obshchestvennogo poryadka, sozdanii uslovii dlya deyatel'nosti narodnykh druzhin na territorii Vladivostokskogo gorodskogo okruga [Elektronnyi resurs]. URL: http://vlc.ru/society/publicsafety/Dobrovolnye-narodnye-druzhiny/884. (Data obrashcheniya: 13.08.2018).
27. Postanovlenie administratsii gorodskogo poseleniya «Gorod Amursk» Amurskogo munitsipal'nogo raiona Khabarovskogo kraya ot 03.02.2017 № 43 «O podderzhke grazhdan i ikh ob''edinenii, uchastvuyushchikh v okhrane obshchestvennogo poryadka, sozdanii uslovii dlya deyatel'nosti narodnykh druzhin na territorii gorodskogo poseleniya «Gorod Amursk» [Elektronnyi resurs]. URL: http://amursk.ru/file/2017/043_03022017.pdf. (Data obrashcheniya: 13.08.2018).
28. Zakon Omskoi oblasti ot 06.11.2014 № 1672-OZ «Ob uchastii grazhdan v okhrane obshchestvennogo poryadka v Omskoi oblasti» [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy Konsul'tant-Plyus».
29. Zakon Belgorodskoi oblasti ot 30.10.2014 № 305 «O realizatsii na territorii Belgorodskoi oblasti polozhenii Federal'nogo zakona «Ob uchastii grazhdan v okhrane obshchestvennogo poryadka» [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy Konsul'tant-Plyus».
30. Zakon Arkhangel'skoi oblasti ot 26.09.2014 № 171-10-OZ «O podderzhke grazhdan i ikh ob''edinenii, uchastvuyushchikh v okhrane obshchestvennogo poryadka na territorii Arkhangel'skoi oblasti» [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy Konsul'tant-Plyus».
31. Zakon Amurskoi oblasti ot 12.11.2014 № 438-OZ «O nekotorykh voprosakh uchastiya grazhdan v okhrane obshchestvennogo poryadka na territorii Amurskoi oblasti» [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy Konsul'tant-Plyus».
32. Zakon g. Moskvy ot 28.03.2001 № 9 «Ob uchastii zhitelei goroda Moskvy v okhrane obshchestvennogo poryadka» [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy Konsul'tant-Plyus».
33. Zakon Karachaevo-Cherkesskoi Respubliki ot 21.06.2010 № 33-RZ «Ob uchastii grazhdan v okhrane obshchestvennogo poryadka na territorii Karachaevo-Cherkesskoi Respubliki» [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy Konsul'tant-Plyus».
34. Zakon NAO ot 06.01.2005 № 525-OZ «Ob uchastii zhitelei Nenetskogo avtonomnogo okruga v okhrane obshchestvennogo poryadka» [Elektronnyi resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy Konsul'tant-Plyus».
35. «Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii» prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (s popravkami ot 21.07.2014) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. № 31. St. 4398.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.