Статья 'Меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Великобритании ' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
NB: Administrative Law and Administration Practice
Reference:

Measures of government support for small and medium enterprises in Great Britain

Sheredeko Elena Vladimirovna

Scientific Associate at the Center for Tax Policy and Tax Administration, the Financial University under the Government of the Russian Federation

109469, Russia, Moscow, pr-d 4-I veshnyakovskii, 4, kab. 214

rassvete@list.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-9945.2015.1.15863

Received:

13-07-2015


Published:

15-07-2015


Abstract: The author studies four directions of government support for SMEs in Great Britain; adduces the latest statistical data on the structure and spheres of business activities of SMEs; analyzes the government programs of support in the spheres of investments and export; demonstrates the benefits granted for the use of enterprise zones in Great Britain. The article is based on the results of the research supported by the funds of the Government Task for the Financial University under the Government of the Russian Federation on 2015. The methodology of the research is based on the general and special methods of scientific cognition: the dialectical, statistical and logical methods, analysis and synthesis. The novelty of the research lies in the complex study of the measures of government support for SMEs in Great Britain. The special contribution of the author consists in the use of the sources (legislation, statutory instruments and executive authorities’ reports) in the English language, which allows the researchers to increase the theoretical and resource base of the Russian science and to use the successful practice in the Russian Federation.  


Keywords:

smart grants, benefits for business, support programs, government support, medium business, small business, tax benefits, tax rates, enterprise zone, e-export

This article written in Russian. You can find original text of the article here .
Введение

Президент Российской Федерации В. В. Путин в послании Федеральному собранию от 12 декабря 2014 г., назвав свободу предпринимательства – «базовой консервативной… ценностью» [1], обозначил основные направления поддержки малого и среднего бизнеса в стране:

1) разработка новых подходов к деятельности надзорных, контрольных, правоохранительных органов с целью снижения давления на бизнес;

2) введение мер налоговой поддержки, включающих трехгодичные «налоговые каникулы» для малого бизнеса при проведении налоговых проверок, и двухгодичные «налоговые каникулы» для вновь создаваемых малых предприятий, запрет внесения изменений в налоговое законодательство в течении трех лет, амнистию капиталов;

3) расширение доступа малых и средних предприятий к закупкам госкомпаний.

Однако в современных экономических условиях поддержка малого и среднего бизнеса является основной задачей любого государства. В данной статье мы предлагаем рассмотреть опыт Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (далее – Великобритания).

Статистические данные

По данным Федерации малого бизнеса (The Federation of Small Businesses) на ноябрь 2014 г. малые фирмы составляли 99,3% всех предприятий частного сектора в Великобритании, обеспечивая 47,8% занятости в частном секторе и 33,2% от оборота частного сектора. Малые и средние предприятия трудоустраивают 15,2 млн. человек и имеют общий годовой оборот в 1,6 триллиона фунтов стерлингов. 18% всех малых и средних предприятий в Великобритании работают в строительной отрасли, а 15% - в профессиональных, научных и технических отраслей. Оптовая и розничная торговля составляет более трети всего оборота малых и средних предприятий (35%). По организационной форме из 5,2 млн. предприятий в Великобритании 62% (3,3 млн.) составляют индивидуальные предприниматели, 29 % (1,5 млн.) - компании, а 9% (460000) – товарищества [2].

Направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Анализ законодательства Великобритании, статутных инструментов и отчетной документации органов исполнительной власти позволил выявить четыре основных направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса: финансовое, трудовое, инновационное, международное.

Первое направление выражается в создании необходимых банковских и инвестиционных условий внутри страны, а также наиболее благоприятного налогового режима. В 2013 г. Правительство Великобритании и Британский бизнес банк (The British Business Bank – далее BBB) выделили более 250 млн. ф. ст. для реализации программ финансовой поддержки, которыми воспользовались более 8000 малых предприятий. Активно создаются условия для инвестирования. BBB оказывает помощь быстро растущим компаниям в получении инвестиций от 14 созданных им фондов, объем которых составляет 484 млн. ф. ст. государственного и частного венчурного капитала [3, с. 12-13]. Создание благоприятного налогового режима проявляется в снижении основной ставки корпорационного налога для малых предприятий с 21 до 20%, и введение ставки 19% на предельную прибыль; временное увеличение в двойном размере специальной льготы для малых предприятий на 12 месяцев с апреля 2014г., которое позволило 360 тыс. предприятий не платить налоги на прибыль; введение налоговой льготы на акции, что позволит малым, высоко рискованным фирмам привлечь и удержать талантливых специалистов [4].

В целях стимулирования экономики регионов, в которых наблюдается спад экономической активности (высокая безработица, низкие доходы), в Великобритании создано более 70 зон предпринимательства с различными направлениями деятельности (бизнес, научные парки, промышленная деятельность и т.д.). Резиденты таких зон получают административные и налоговые преимущества. В числе первых следует отметить, например, ускоренный (вне очередной и приоритетный) порядок проведения контрольный мероприятий, рассмотрения заявок от резидентов зон на определенные таможенные услуги (вопросы освобождения от уплаты импортных пошлин с товаров, ввозимых из стран, не являющихся членами ЕС, для их последующей переработки и экспорта за пределы ЕС; создания таможенных складов). Налоговые преимущества заключаются в установлении льготы в размере 20% от налогов, зачисляемых в местные бюджеты, освобождении от корпорационного и подоходного налогов средств, направляемых на капитальные затраты в промышленном и коммерческом строительстве, а также освобождении от налога на хозяйственную деятельность для промышленных и коммерческих объектов [5].

Трудовое направление государственной поддержки малого и среднего бизнеса возникло в связи с повышением уровня безработицы. Более ¾ представителей частного сектора бизнеса Великобритании не нанимают работников, а те, кто хотел бы их нанять, не делают этого, так как считают требования и положения о найме слишком трудными для понимания, или отмечают сложность в подборе персонала с необходимым качествами. В связи с этим Правительство Великобритании рассматривает возможности реформирования трудового законодательства, а также процедуры обращения и рассмотрения споров между сторонами трудовых отношений в трибуналах [6, с.4-5]. Кроме этого были приняты следующие меры поддержки: с ноября 2012 г. создана специальная служба для помощи малому бизнесу в найме работников (Small Business Recruitment Service) [7]; в 2014/15 финансовом году были снижены отчисления в Национальный фонд страхования путем установления трудовой льготы в размере 2 тыс. ф ст., которая помогла 1,25 млн. предпринимателей уменьшить отчисления в фонд и на свободные денежные средства нанять работников, а 450 тыс. предпринимателей не платить отчисления вообще [8]. Для стимулирования найма молодежи от 16 до 21 года был введен грант в размене 1,5 тыс. ф. ст. на каждого из первых 10 нанятых работников соответствующего возраста [9]. Для упрощения администрирования подоходного налога и страховых взносов для работодателей налоговой службой Великобритании была разработана и введена единая он-лайн система обязательных платежей (PAYE Online) [10].

Инновационное направление должно способствовать получению предпринимателями доступа к экспертным знаниям, оборудованию и финансированию для создания, разработки и воплощения новых идей и продуктов. При уплате корпорационного налога малый и средний бизнес могут воспользоваться научно-исследовательским вычетом в размере 11 % от специальных расходов, который по данным на 2011/12 финансовый год позволил предпринимателям сэкономить 420 млн. ф ст.[11] Государство продолжает инвестировать в научные разработки через Службу технологий и стратегий, которая успешно занимается выдачей «Умных грантов» (Smart grands): 1 ф.ст. приносит экономике Великобритании 9 ф. ст. [12] Важной задачей государства является защита интеллектуальной собственности. Для достижения этой цели обновляется и совершенствуется законодательство как часть Билля об интеллектуальной собственности, упрощается процедура обращения и рассмотрения дел в Суде по защите интеллектуальной собственности, проводятся специальные мероприятия и разрабатываются он-лайн сервисы для помощи малому и среднему бизнесу в этой сфере [13].

И наконец, международное направление государственной поддержки имеет целью оказание информационной и консультационной помощи представителям малого и среднего бизнеса, желающим заняться экспортом, выйти на международные рынки. Для оказания подобных услуг создана Служба торговли и инвестиций (UK Trade and Investment – далее UKTI).

UKTI разрабатывает и внедряет программы поддержки экспортеров. В связи с различными требованиями и целями деятельности все экспортеры подразделяются на «начинающих» и «опытных». К первой категории относятся малые и средние предприятия, соответствующие критериям отнесения к разряду малого и среднего бизнеса по классификации Европейского союза, не имеющие опыта ведения экспортной деятельности. Они имеют право подать заявку на участие в годовой программе «Паспорт на экспорт» (Passport to Export), в рамках которой эксперты дают детальную оценку (сильные и слабые стороны) готовности предприятия заниматься экспортной деятельностью, проводят семинары и тренинги, оказывают помощь в исследовании потенциальных рынков, организации выставок и т.д. Все услуги, предоставляемые по программе, являются бесплатными, но клиентам иногда приходится оплачивать стоимость мероприятий, изложенных в плане действий, разработанном экспертами UTKI [14].

Опытными экспортерами считаются малые и средние предприниматели, имеющие опыт ведения экспортной деятельности в течении 2-10 лет, или инновационные предприятия. Они могут участвовать в программах «Интернет-экспорт» (e-Exporting Programme), «Выставочная» (The Tradeshow Access Programme) и др.

Спрос интернет-пользователей на британские товары во всем мире быстро растет. Прибыль от экспортной розничной торговли через интернет в Великобритании может достичь 60 млрд ф.ст. к 2018 году [15]. В связи с этим UTKI уделило особое внимание этому направлению экспорта, заключив соглашение о льготных условиях участия предприятий розничной торговли Великобритании для продвижения брендов, продуктов и услуг на крупнейших в мире платформах электронной коммерции и электронных торговых площадок: Amazon (США), Mercado Libre (Латинская Америка) и Alibaba (Китай). В рамках программы «Интернет-экспорт (торговля и инвестирование)» предприятия, впервые организующие экспортную торговлю через Интернете могут получить помощь в регистрации товарного знака, адреса веб-сайта, разработке плана экспортной деятельности и расчете затрат, консультацию по требованиям к транспортировке и доставке товаров, налоговому учету, маркетинговые услуги. Опытным экспортерам предоставляются консультации по вопросам увеличения экспорта, поиска новых электронных рынков сбыта и торговых площадок.

Кроме поддержки экспортеров UKTI во взаимодействии с промышленными предприятия разрабатывает стратегию развития и планы действий по каждому сектору и отрасли экономики. В этих документах содержатся приоритеты и рекомендации для экспортеров, желающих осуществлять торговые операции или инвестировать в какую-либо отрасль промышленности.

Заключение

Таким образом, опыт Великобритании показывает, что государственная поддержка малого и среднего бизнеса – это комплексная программа, включающая различные меры не только административного и финансового, но и социального, информационного и консультационного характера.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.