Статья 'К вопросу о противодействии коррупции в полиции' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
NB: Administrative Law and Administration Practice
Reference:

On the issue of fighting corruption in police.

Kostennikov Mikhail Valerevich

Doctor of Law

professor of the Department of Training Public Order Maintenance to Officers at Russian Institute of Advanced Training of the Ministry of Foreign Affairs of Russia. 

142008, Russia, Moscow Region, Domodeovo, ul. Pikhtovaya 3.

m-2263768@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-9945.2013.12.1070

Received:

17-11-2013


Published:

1-12-2013


Abstract: The article discusses organization measures regarding fighting corruption in the service activities of the police officers. The authors offer measures in order to minimize the corruption offences within the state administration system. It is stated that corruption in the activities of the internal affairs bodies facilitates the development of organized crime, forms the basis for development of extremism and terrorism, complicates public state reforms, which are currently ongoing in Russia. The authors single out a number of offences, forming preconditions for corruption in the police.  The authors also single out a number of factors provoking corruption processes in the internal affairs bodies, as well as in other executive bodies.  It is noted that corruption may manifest itself with the violations of financial, information, and administrative law.  The authors offer some tactical actions, aimed at the weakening the corruption threat in the internal affairs bodies. The conclusion is made that complex use of all of the measures against the corrosive influence of corruption in the internal affairs bodies may considerably ease the situation, which is currently becoming more and more threatening.


Keywords:

corruption, internal affairs bodies, police, counteraction, state service, corruption risk, responsibility, executive body, administrative legal means, state administration

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Проблема коррупции в различных направлениях деятельности органов государственной власти и управления приобрела в настоящее время глобальный и системный характер. Коррупция представляет сегодня непосредственную угрозу национальной безопасности, препятствует развитию в нашей стране институтов демократии и гражданского общества, препятствует реализации гражданами своих конституционных прав в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, имущественных отношений. Кроме того, коррупция самым негативным образом сказывается на развитии экономики, а также финансовой системы и всей инфраструктуры российского государства в целом.

Коррупция в деятельности органов внутренних дел способствует развитию организованной преступности, создает питательную почву для развития очагов экстремизма и терроризма, делает крайне затруднительными практически все государственно-правовые реформы, которые в настоящее время проводятся в нашей стране. Все эти и ряд других проблем делают объективно необходимым формирование административно-правового механизма противодействия коррупции в органах внутренних дел, как одного из важнейших правовых механизмов, которые сегодня могут и должны противостоять коррупции.

Растущая коррупция в органах внутренних дел (полиции), создала целый ряд проблем в деле обеспечения правопорядка, помимо всего прочего коррупция в ОВД снижает престиж государственного управления в Российской Федерации, как внутри страны, так и за рубежом. Коррупция, в том числе и коррупция в органах внутренних дел препятствует поступлению в экономику нашей страны иностранных инвестиций, стимулирует отток национального капитала за рубеж, создает угрозу правопорядку и безопасности государства. Коррумпированный государственный аппарат не способен противодействовать ни терроризму, ни экстремизму, ни организованной и экономической преступности. Исходя из вышеизложенного необходимо сделать вывод о том, что повышение эффективности административно-правовых и организационных средств противодействия в органах полиции представляется крайне актуальной проблемой.

Анализируя опыт специальных исследований в области противодействия коррупции[6, С. 18], представляется возможным выделить целый ряд правонарушений, создающих условиях для возникновения коррупции в полицейской среде:

• использование своего статуса, а также основанных на нем авторитета и возможностей для вмешательства в деятельность других государственных и негосударственных органов;

• оказание не предусмотренного законодательством или необоснованного предпочтения физическим или юридическим лицам при подготовке и принятии решений по разного рода вопросам, входящих в компетенцию сотрудника ОВД;

• участие в качестве поверенных или представителей третьих лиц по делам органа, в котором данный сотрудник состоит на службе, либо по делам органов, подчиненных сотруднику, либо по делам органов, деятельность которых контролируются (или проверяется) сотрудниками ОВД.

• использование сотрудниками ОВД в личных или групповых интересах служебной и иной информации, полученной при выполнении служебных полномочий;

• нарушение установленного законами и иными нормативными правовыми актами порядка принятия и рассмотрения заявлений, жалоб, обращений физических и юридических лиц;

• необоснованный отказ физическим и юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также передача недостоверной или неполной информации или затягивание ее представления;

• требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законами и иными нормативными правовыми актами;

• незаконное или необоснованное создание препятствий физическим и юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов[6, С. 18].

Считаем возможным также выделить целый ряд факторов, провоцирующих коррупционные процессы в органах внутренних дел, а также иных исполнительных органах.

  1. Правовой нигилизм значительной части сотрудников, циничное отношение к законам, которые они (сотрудники) призваны блюсти[2, С. 51].
  2. Назначение на руководящие или «приносящие прибыль» должности по принципу личных связей, «личной преданности» вышестоящим начальникам или за денежное вознаграждение.
  3. Возможность у сотрудника использования своего служебного положения и (или) должностных полномочий в корыстных целях, например неоправданно широкий спектр административного усмотрения.

Эффективное противодействие коррупции в органах полиции, возможно, на наш взгляд, посредством осуществления следующих мер:

• антикоррупционное образование и воспитание;

• антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов МВД России;

• мониторинг коррупционных правонарушений и отдельных их видов;

• принятие в установленном законом порядке специальных требований к лицам, претендующим на занятие высоких должностей в системе МВД России;

• поощрение сотрудников за длительное и безупречное исполнение своих полномочий, честность и неподкупность, в том числе при решении вопросов представления к государственным наградам, почетным званиям, специальным званиям и иным знакам отличия;

• развитие института общественного и парламентского контроля за деятельностью органов внутренних дел, в том числе и на основе учета общественного мнения и оценки соответствующих материалов, имеющихся в распоряжении соответствующих общественных и парламентских комиссий (советов);

• создание механизма взаимодействия между правоохранительными органами и соответствующими общественными и парламентскими комиссиями (советами) по вопросам противодействия коррупции, с учетом невмешательства этих комиссий (советов) в исключительную компетенцию правоохранительных органов;

• формирование законодательной процедуры независимой оценки и расследования фактов и материалов о коррупционных правонарушениях (проступках) в случае конфликта интересов между компетентными органами, ранее проводившими по ним проверку или расследование.

Развитие в последние годы административно-правовых средств противодействия коррупции в самих органах внутренних дел обусловлено в том числе и тем, что коррупция может иметь место в самых различных сферах правоохранительной деятельности. Коррупция может также проявляться при нарушении норм финансового, информационного и административного права. Представляется, что именно административно-правовые средства, в первую очередь, могут и должны(!) поставить барьер на пути возникновения и развития коррупции в органах внутренних дел, а также иных исполнительных органах государственной власти[5].

Коррупция в органах внутренних дел, а также иных исполнительных органах государственной власти носит социальный характер, имеет сложную структуру. В этой связи коррупция в органах полиции может рассматривается с экономической, политологической и правовой точки зрения. Такой подход позволит выявить различные формы коррупции, а также разработать современные средства борьбы с коррупцией в органах внутренних дел, дает возможность выявить связь полицейской коррупции с чиновничьей. Рассмотрев проблему зарождения и процветания коррупции в системе органов внутренних дел, мы можем еще раз, подытожив все вышесказанное, предложить следующие основные действия тактического характера, направленные на ослабление коррупционной угрозы в органах внутренних дел:

• активное внедрение (на разных уровнях) в сознание сотрудников органов внутренних дел идеологии неукоснительного соблюдения законов;

• повышение эффективности кадровой политики МВД, направленной на повышение уровня профессионализма;

• обеспечение «прозрачности» назначений на руководящие должности в МВД России и достижение хотя бы минимального уровня целесообразности с точки зрения интересов службы, таких назначений;

  • честное и неукоснительное подавление протекционизма и фаворитизма, кумовства и т.д. в работе с кадрами органов внутренних дел (полиции);

• проведение мероприятий в системе МВД России, направленных на выработку позитивного отношения к службе, закрепление у сотрудника желания честно служить в органах внутренних дел Российской Федерации.

Все перечисленное органично связано между собой и только комплексное применение всех мер, ослабляющих разъедающее действие коррупции в органах внутренних дел, может в немалой степени исправить ситуацию, которая с каждым днем становиться все более угрожающей.

References
1. Gorin E.V., Kostennikov M.V., Kurakin A.V. Aktual'nye problemy administrativno-pravovogo regulirovaniya. – M., 2010.
2. Zheleznyak N.S. O slagaemykh korruptsii v organakh vnutrennikh del // Operativnik (syshchik). – 2008. – № 2.
3. Kolodkin L.M. Ispol'zovanie zarubezhnogo opyta professional'noi podgotovki politseiskikh // Problemy povysheniya kachestva professional'noi podgotovki slushatelei MVShM MVD RF. – M., 1992.
4. Kurakin A.V. Gosudarstvennaya sluzhba i korruptsiya. – M., 2009.
5. Kostennikov M.V., Kurakin A.V. Administrativnye zaprety kak sredstvo protivodeistviya korruptsii v sisteme gosudarstvennoi sluzhby. – M., 2010.
6. Safronov A.D. Organizatsionno-pravovye aspekty preduprezhdeniya korruptsii sredi sotrudnikov organov vnutrennikh del. – M., 1993.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.