Статья 'Сотрудничество Европейского союза с государствами постсоветского пространства в области образования (на примере программы Erasmus+)' - журнал 'Международное право' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
International Law
Reference:

Cooperation between the European Union and post-Soviet countries in the area of education (on the example of the program Erasmus+)

Ryzhov Valerii Borisovich

PhD in Law

Docent, Deputy Editor-in-Chief of the Journal "Education and Law", Corresponding Member of the Russian Academy of Natural Sciences, Member of the Union of Journalists of Russia

111397, Russia, g. Moscow, pr-kt Zelenyi, 22, of. 305

valeriy_ryzhov@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2644-5514.2019.2.29830

Received:

22-05-2019


Published:

31-05-2019


Abstract: This article examines the separate aspects of educational policy of the European Union with the post-Soviet states. Attention is focused on the positive experience of cooperation between EU and Russian Federation in the indicated humanitarian sphere. The author underlines the political-legal factors that determine the EU commitment to such close international regional cooperation. The effectiveness of international contractual basis in the area of education is analyzed. The goal of research lies in comprehensive assessment of relationship between EU and post-Soviet states in the area of education as of current date. Methodology contains the elements of descriptive analysis, combined with the use of case study. The research is conducted on the basis of the program Erasmus+. The author comes to the conclusion that overall the cooperation carries a limited character; however, it retains great potential for development due to popularization of the experience of separate universities. The author also observes the significant dynamics on a number of indexes with regards to collaboration between the parties.


Keywords:

education, educational programs, educational law, higher education institutions, Erasmus, academic mobility, training, European Union, post-soviet space, Russia

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение. Тема сотрудничества  Евросоюза с постсоветскими государствами в области образования уже не раз становилась предметом научных исследований. Соответствующая проблематика была изучена О.Н. Богатыревой [1], Б.В. Железовым [5], М.Г. Зибзибадзе [7], М.В. Ларионовой [8], Е.А. Сидоровой [13], Н.А. Соколовой [14], М.М. Халимовой [17] и иными экспертами. Однако результаты их изысканий, несмотря на высокую и очевидную значимость, нельзя оценить как исчерпывающие. Значительная часть эмпирического материала, накопленного за последние годы, до сих пор остается не введенной в научный оборот. Помимо того, в уже опубликованных работах зачастую встречаются диспропорции в освещении конкретных аспектов темы. В частности, зачастую избыточное внимание уделяется состоянию нормативно-правовой базы сотрудничества (фактически – в ущерб освещению и анализу нормативно-правовой практики). Все это убедительно свидетельствует в пользу проведения дополнительных изысканий по обозначенной теме.

Целью данной работы является комплексная оценка состояния сотрудничества Евросоюза, постсоветских государств и соответствующих региональных интеграционных объединений в области образования к настоящему моменту (весна 2019 г.).

Методология исследования включает в себя элементы дескриптивного анализа и кейс-стади.

Основная часть. Одним из важных направлений внешней политики Европейского союза (далее – ЕС) является «политика содействия развитию», которая осуществляется по отношению к развивающимся странам.  С такими государствами органы ЕС придерживаются особых подходов в области внешнеполитической связей, при этом, данные установки  значительно отличаются от  руководящих основ сотрудничества с развитыми странами, т.е. странами более высокого уровня экономического развития, который обычно сопровождается и высоким уровнем политического и демократического развития [12, c. 4]. Один из векторов этой политики -   диалог в области образования.  Интеллектуальные возможности образования создают предпосылки реализации принципов демократии, равенства, прав человека, толерантности и межкультурного взаимопонимания. В числе важнейших приоритетных задач Европейского союза для воплощения в жизнь данных принципов обозначаются: содействие в организации образовательного процесса, стимулирование взаимодействия учебных заведений с институтами гражданского общества, поддержка общности интересов между педагогами и учащимися, между образовательными учреждениями и семьями, развитие сотворчества в сфере труда, налаживание межличностного, внутригруппового и межгруппового общения.

Помимо того, реализация совместных образовательных программ является инструментом наращивания «мягкой силы» Евросоюза. Последнее играет роль дополнительного стимула для развития властями ЕС международных образовательных программ.

Сотрудничество такого рода в каждом случае опирается на обширную нормативно-правовую базу. В качестве конкретного примера в данном случае можно привести систему соглашений, заключенных между Россией и ЕС.

Правовую основу сотрудничества между Россией и

ЕС в области образования составляют следующие документы:

- соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией, европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (1997 г.) [7, с. 72];

- «дорожная карта» по развитию общего образовательного и культурного пространства «Россия – ЕС» (принята в 2005 г., обновлена и отредактирована в 2012 г.) [7, с. 73].

Функцию координации сотрудничества России и ЕС в области науки, образования и культуры выполняет регулирование совместной деятельности России и Евросоюза выполняют Совместный комитет по научно-технологическому сотрудничеству, тесно взаимодействующий с рядом профильных совместных рабочих групп [13, с. 69].

Сотрудничество между РФ и ЕС в указанной области также определяется принципами Болонского процесса, что обуславливает его направленность на повышение качества, конкурентоспособности, сопоставимости и прозрачности образовательных систем [14, с. 68]. Болонский процесс стимулировал международное сотрудничество между институтами ЕС и России  в области образования. Хотя  Болонский процесс не основан на договорах  и иных обязывающих документах, его участники не могут не учитывать документы «мягкого права» [11, с. 211].

Структуры Европейского союза стремятся к реализации на постсоветском пространстве идеи непрерывного обучения в течении всей жизни человека.   В практической плоскости это нашло своё воплощение, к примеру, в реализации в недавние прошлые Программы непрерывного обучения (Lifelong Learning Programme), которая включает ряд интересных образовательных проектов (программа Жана Монне, Леонардо и т.д.). Участниками такого рода образовательных мероприятий являются студенты, профессорско-преподавательский состав и Московского педагогического государственного университета (далее – МПГУ). Накопленный автором позитивный опыт и стал основой для данного исследования.

В настоящее время сотрудничество ЕС и государств постсоветского пространства выстроено вокруг реализации программы Эразмус+ (Erasmus+). Она направлена на развитие сотрудничества в таких областях, как высшее образование, молодежная политика, профессиональное обучение и развитие любительского спорта среди юных атлетов на протяжении 2014 – 2020 гг. [3].

В рамках  Erasmus+  были интегрированы ранее запущенные проекты, подтвердившие свою эффективность на практике: LifeLong learning Programme, The Erasmus Mundus Programme, The Youth in Action programme, Tempus, Edulink, Alfa и пр. Сущность программы заключается в предоставлении (в рамках конкурса) финансирования для реализации проектов как между государствами-членами ЕС и их резидентами, так и для воплощения в жизнь программ сотрудничества со странами-партнерами за пределами Евросоюза. Вовлеченные в Erasmus+  государства подразделяются на два типа: «страны программы» и «страны-партнеры». К числу первых относятся государства, входящие в круг стран ЕС, а также ряд иных государств Европы (Турция, Македония и пр.). Ко вторым относятся все прочие зарубежные государства. Последние условно поделены на 13 регионов. Из числа бывших союзных республик к «странам программы» относятся Латвия, Литва и Эстония, к «странам-партнерам» Россия, Грузия, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан. Отдельно необходимо отметить особый статус России: она выделена в программе в качестве отдельного географического региона [1, с. 69].

В нормативно-правовых документах закреплены три основных направления работы в рамках программы Erasmus+:

- содействие развитию индивидуальной образовательной мобильности;

- расширение сотрудничества в области разработки и внедрения инноваций и обмена передовым опытом;

- поддержка организаций, которые не соответствуют критериям участия в прочих сегментах программы, но специализируются на обработке и популяризации знаний о ЕС.

В рамках первого направления работы реализуются программы:

- краткосрочной мобильности студентов и персонала между вузами (существует уже более 25 лет, масштабы охвата за все время работы – 3 млн. человек, срок пребывания участников за рубежом – от 3 до 12 месяцев, размер гранта – от 350 до 850 евро в месяц);

- выдачи совместных магистерских дипломов Erasmus Mundus (EM JMD). Получить последние можно после прохождения международной образовательной программы продолжительностью от 1 года до 2 лет. Реализацией программы занимаются международные консорциумы вузов. Согласно условиям программы, в консорциум должны входить вузы не менее чем 3 стран программы и стран-партнеров.  Для реализации программы консорциуму предоставляются средства в размере около 2 млн. евро на период 4 лет [18].

Второе направление сотрудничества включает в себя следующие элементы:

- проекты трансграничного сотрудничества между вузами. Они подразделяются на совместные (направленные на достижение поставленных задач в рамках конкретных вузов) и структурные (ориентированные на реформирование системы высшего образования в региональных или национальных масштабах). Размер гранта в данном случае составляет от 500 тыс. до 1 млн. евро;

- проекты увеличения потенциала в сфере молодежной политики (ориентированы на улучшение ситуации в области трудоустройства образованной молодежи, развитие волонтерства и новых форм обучения);

- «альянсы знаний», «альянсы умений» и «стратегические партнерства», объединяющие академические центры и производственные компании;

- программа Жан Монне, направленная на поддержку исследований по проблематике европейской интеграции. Ее стратегической задачей является выстраивание контактов между представителями экспертного и академического сообщества с одной стороны, и политическим руководством ЕС – с другой [18].

В качестве модулей программа включает:

- краткосрочные обучающие проекты (не менее 40 часов, размер гранта – до 30 тыс. евро на 3 года);

- курсы в рамках «кафедры Жан Монне» (объем программы – не менее 90 часов, до 50 тыс. евро на 3 года);

- создание центров передового опыта Жан Монне, призванных содействовать формированию компетенций, знаний и ресурсов по теме евроинтеграции (до 100 000 евро на 3 года);

- «сети Жан Монне» - структуры, объединяющие не менее 5 вузов из 5 стран в целях сбора информации, обмена накопленных опытом, формирования знаний и распространения результатов научных изысканий;

- «проекты Жан Монне» – данное направление объединяет программы поддержки различных спецпроектов, направленных на повышение качества академической и педагогической среды. К ним относятся проведение конференций, организация тренингов, разработка учебных программ, обеспечение дистанционного обучение и пр. (размер гранта – до 60 тыс. евро, срок выполнения проекта – от 12 до 24 месяцев) [3].

Работа в рамках третьего направления преимущественно сводится к оказанию материальной и методической поддержки объединениям преподавателей и исследователей, занимающихся разработкой тематики, связанной с евроинтеграцией.

 Консолидированный бюджет  Erasmus+ составляет 16,5 млрд. евро. Запланированные итоги программы предполагают в том числе:

- предоставление 30 тыс. стипендий студентам и сотрудникам высших

- выдачу в общей сложности 130 тыс. индивидуальных стипендий, предназначенных для обеспечения краткосрочной мобильности студентов и преподавателей между европейскими странами и странами-партнерами;

- реализацию 1 тыс. проектов в рамках программ повышения потенциала системы высшего образования;

- осуществление 2 тыс. проектов в ключе выполнения программы Жана Монне.

Из числа государств постсоветского пространства (за исключением прибалтийских республик) наиболее активно сотрудничает с ЕС в сфере образования именно Российская Федерация. Последнее дает возможность проанализировать практику сотрудничества ЕС с постсоветскими государствами на примере России в качестве исследовательского кейса.

В период 2015 – 2017 гг. в рамках первого направления работы Erasmus+ (академическая мобильность) было направлено на рассмотрение 1 293 проекта с участием России, из которых 757 в итоге нашли поддержку. В Европу было направлено 6 367 студентов и сотрудников вузов из России (из них 1 022 – преподаватели). Одновременно РФ посетили 4 487 представителей «стран программы» (из них 729 – преподаватели). Наглядно дифференцированная по времени часть приведенной информации отображена в приведенной ниже таблице [18].

Таблица 1

Сотрудничество России и ЕС в плане академической мобильности [16]

Показатель

2015

2016

2017

Подано заявок с участием

России

468

402

423

Одобрено заявок с участием

 России

291

249

217

Студенты и сотрудники вузов,

отправленные в Европу

2 264

2 187

1 916

Студенты и сотрудники вузов,

отправленные в Россию

1 677

1 572

1 238

 

Также за период 2014 – 2017 гг. было заявлено 35 проекта с участием России, подразумевающих присвоение совместных магистерских степеней (10 одобрено) [14, с. 49]. Распределение данных за определенные годы отображено в приведенной ниже таблице.

 

 

 

 

Таблица 2

 

Участие России в проектах EM JMD [16]

 

Показатель

2014

2015

2016

2017

Всего поступило заявок

61

76

92

122

Всего поступило заявок

из России

8

8

8

11

Всего отобрано заявок

11

15

27

39

Всего отобрано заявок

из России

1

4

1

4

 

В рамках второго направления работы программы поступило 525 предложения относительно проектов по линии программы Жан Монне (92 одобрено) [18]. Распределение данных за конкретные годы отображено в следующей ниже таблице.

Таблица 3

Участие России в проектах программы Жан Монне [16]

Показатель

2014

2015

2016

2017

Всего поступило заявок

493

879

1 034

1 177

Всего поступило заявок

из России

22

78

195

230

Всего отобрано заявок

212

260

270

238

Всего отобрано

 

заявок

из России

5

45

33

12

 

Масштабы вовлечения РФ в программы образовательного сотрудничества с государствами ЕС остаются достаточно скромными.  Однако в то же время необходимо обратить внимание на сохранение положительной динамики одобрения заявок российской стороны по ряду показателей. Так, можно отметить стабильный рост числа заявок на участие в проектах программы Жан Монне. Если в 2014 г. их количество составляло лишь 22, то к 2017 г. оно увеличилось до 230 [7, с. 73].

Примером активной вовлеченности отдельных российских вузов в совместные образовательные проекты с ЕС может служить МПГУ. Например, в марте 2017 г. состоялась совместная учебная поездка студентов и научная командировка профессоров МПГУ в Брюссель в рамках проекта Жан Монне «Визуализация европейских идей» и Erasmus+  [4].

Также была успешно реализована программа академического обмена с Краковским педагогическим университетом (Польша) [6]. Параллельно были запущены программы языковых стажировок в Городском колледже Единства (Афины, Греция) [16]. Также с греческим вузом были достигнуты договоренности относительно проведения совместных научных симпозиумов и конференций, обмена преподавательскими кадрами, проработке механизма создания программы двойных дипломов, а также учреждения постоянно действующего центра гуманитарных исследований и межкультурных коммуникаций [9]. Договор о партнерстве заключен между МПГУ и Лейпцигским университетом (Германия) [10]. Интенсивно развивается сотрудничество между кафедрой методики преподавания иностранных языков МПГУ и Венской высшей педагогической школой [15].

Заключение. Таким образом, следует признать, что, хотя образовательное сотрудничество ЕС и государств постсоветского пространства (за исключением прибалтийских республик) носит во многом ограниченный характер, у него есть серьезный потенциал для расширения. Эту роль играет положительный опыт, накопленный отдельными вузами в процессе успешных попыток интеграции в европейские образовательные проекты. Но в то же время ощутимый момент неопределенности в ситуацию вносит близящееся завершение программы  Erasmus+.  Планы руководства ЕС относительно трансграничного сотрудничества с государствами постсоветского пространства остаются неопределенными. Как следствие, вплоть до 2020 г. развитие ситуации можно прогнозировать лишь в краткосрочной перспективе.

 

 

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.