Статья 'Научная информация в сфере защиты интеллектуальных прав в Индии: правовое регулирование (взгляд со стороны БРИКС)' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Council of editors > Redaction > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Legal Studies
Reference:

Scientific Information in the Sphere of Intellectual Rights Protection in India: Legal Regulation (BRICS' Point of View)

Belikova Ksenia Michailovna

ORCID: 0000-0001-8068-1616

Doctor of Law

Professor of the Department of Entrepreneurial and Corporate Law, Kutafin Moscow State Law University, Professor

125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9

BelikovaKsenia@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-7136.2019.4.29576

Received:

17-04-2019


Published:

24-04-2019


Abstract: The article is devoted to legal regulation of scientific information in India as one of the BRICS countries from the point of view of intellectual rights protection. Belikova analyzes a number of associated laws ('On Authorship Right' of 1957 (rev. 2001) and 'Right to Information' of 2005), strategic acts and documents (for example, 'Technological and Innovation Policy' of 2013 and others). Based on the results of her analysis, the author describes the main point of one of the key precedents of patent information development in India and outlines the institutional structure aimed at the development of science, accumulation, distribution and protection of scientific information and development of innovations. The researcher also describes the functional of a number of elements of the aforesaid structure. She describes Indian achievements and findinds in science and technology and analyzes their future prospects. Belikova has applied such research emthods as general dialectical analysis, historical and comparative law analysis. The author bases her research on the idea of subjective-objective predetermination of processes and phenomena. The novelty of the research is caused by the fact that the author carries out an integral analysis of the legal provisions about intellectual property and information laws issued by Indian government to regulate issues that may arise in the production, distribution and implementation of scientific information and innovations. At the end of the article the researcher concludes that India has a well-developed infrastructure for scientific and technical research and Indian government is concerned with legally fixing R&D goals in legal acts of general nature as well as tries to reduce the state financing of R&D and the share of the government's participation in them amid current problems in this sphere (with the recruitment rate, etc.)


Keywords:

BRICS, India, scientific information, intellectual rights, protection, technologies, innovations, development strategies, source of information, R&D

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Информация есть начало и конец любого научного исследования. В индийской доктрине отмечается, что информация - это не более, чем собранные или накопленные к определенному времени утверждения, факты, цифры и идеи, которые когда-нибудь могут быть систематически организованы. Эта систематическая манера может быть достигнута путем рассуждений, логических построений и т.д. Некоторые грани информации таковы, что информация – это поток сообщений, по своей природе она преходяща, динамична, в ней заложен смысл, информация конкретна и фрагментирована, она подчинена цели [1. P. 17-21]. Можно наглядно проследить связь информации с технологиями и их развитием, которая создает экономику, основанную на знаниях, в рамках которой знаниями пронизаны и им подчинены и ими обусловлены и производство, и управление.

В этом формате Индия занимает третье место среди наиболее привлекательных инвестиционных направлений для технологических операций в мире.

В числе преимуществ инвестирования в инновации (как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов, напр., транснациональных корпораций [2. С. 58-68]) в Индии называют:

■ расширение среднего класса и повышение его платежеспособности как драйвер спроса на технологически продвинутые продукты в Индии;

■ тот факт, что Индия является главным экспортером товаров ИТ-индустрии и имеет третий по величине в мире фармацевтический сектор и быстро растущий сегмент договорных (грантовых) исследований;

■ то, что Правительство Индии в сентябре 2018 г. представило Национальную политику цифровых коммуникаций 2018 (National digital communications policy 2018), которая направлена на привлечение инвестиций на сумму 100 млрд долл. США и создание 4 млн. рабочих мест в секторе цифровых технологий к 2022 г.;

■ то, что в 2017 г. количество патентных заявок, поданных индийскими стартапами, увеличились с 2016 г. в 15 раз - с 61 до 909.

При этом федеральный министр Министерства науки и техники Индии д-р Харш Вардхан подтвердил, что технологии являются приоритетной областью развития для правительства, поскольку - это ключевой элемент экономического роста, который может сделать людей новаторами (make people knowledge-intensive) [3].

Вместе с тем, уже сейчас Индия входит в число ведущих стран мира в области научных исследований, имеет ядерное оружие и развивает атомную программу (URL: http://www.barc.gov.in/ (дата обращения: 10.04.2019)); позиционируется, как одна из ведущих стран в сфере космических исследований. По факту это утверждение подтверждено, например, тем, что:

-- Индийской организацией космических исследований (ISRO) разработана четырехступенчатая ракета-носитель полярных спутников PSLV (Polar Satellite Launch Vehicle) [4]; в планах Индии взять на себя ведущую роль в запуске спутников для стран Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничеств (СААРК), получая доход за счет предложения своих космических объектов в пользование странам СААРК;

-- Индия имеет свою лунную программу (так, миссия «Чандраян-2» (Chandrayaan-2), продолжающая лунную программу, предусматривает посадку на спутнике Земли и доставку на ее поверхность небольшого лунохода; начал лунную программу аппарат «Чандраян-1» (Chandrayaan-1), отправленный к спутнику Земли в 2008 г. [5; 6] (Рис. 1) и т.д.

Рис. 1 Вторая миссия Индии на Луну «Чандраян-2»

Источник: Байбиков В. Цит. соч.

По данным вторичных исследований (сообщения СМИ, пресс-релизы, информация Бюро информации для прессы (Press Information Bureau, PIB), данные из бюджета Индии за 2016-2018 гг.) на конец 2018 финансового года Индия занимала:

· 3-е место по величине технологических стартап-центров с появлением 1000 новых компаний в 2017 г. Дело в том, что Правительство Индии активно содействует развитию научно-исследовательских парков (research parks) и технологических бизнес-инкубаторов (technology business incubators), которые продвигают инновационные идеи до тех пор, пока те не становятся коммерческими предприятиями.

· 6-е место по научным публикациям,

· 10-е место по патентам, которые включали только заявки резидентов: число патентных заявок, поданных индийскими учеными и изобретателями, увеличилось с 46 904 заявок в 2016 финансовом году до 47 857 заявок в 2018 финансовом году;

· 13-е место в рейтинге Nature за 2017 год, основываясь на подсчетах высококачественных результатов исследований в естественных науках;

· 26-е место в мировом рейтинге QS Higher Education System Strength Rankings 2018 по параметру «Индийская система высшего образования», по причине, главным образом, того, что она особенно известна качеством своего образования по инженерным и техническим специальностям и предметам. Этот список возглавляется Индийским институтом науки (Indian Institute of Science (IISc), Бангалор) и престижными индийскими Технологическими институтами. В общей сложности 75 лучших университетов Индии представлены в первом рейтинге QS India University, в их числе, в основном, Технологические институты, входящие в топ-10. В число таких учебных заведений из университетов входят университет Хайдарабада (7-е место в Индии), университет Дели (8-е место), университет Калькутты (11-е место) и университет Джадавпура (12-е место) [7];

· 60-е место в 2017 году в Глобальном рейтинге инноваций (Global Innovation Index), поднявший с 81-го места, занимаемого ею в 2015 г.;

· согласно правительственным данным, число индийских ученых, возвращающихся в Индию для продолжения исследований, увеличилось с 243 в 2007-2012 гг. до 649 между в 2012-2017 гг. Диаспора за рубежом также активно спонсирует и основывает образовательные учреждения [2. С. 58-68].

· прогнозируется, что рынок инженерных НИОКР и разработок с конца 2018 финансового года вырастет к 2020 г. с 28 млрд. долл. до 45 млрд. долл. США, что составит рост на 20,55 % [8].

Государственные научно-исследовательские центры и институты продолжают играть ведущую роль в выполнении НИОКР в Индии.

Доминирующая роль в финансировании НИОКР все еще принадлежит государству, но динамика идет на снижение, так, например, в 1998-1999 гг. государственное финансирование НИОКР составило около 80% средств (по данным Research and Development Statistic министерства науки и технологии Индии)в 2002-2003 гг. – около 70 % и т.д. Структура этого финансирования ретроспективно представлена на рис. 2.

Рис. 2. Структура финансирования НИОКР в Индии, 2002-2003 гг.

Источник: Никифорова Т.В. Цит. соч.

Финансирование науки отдельными индийскими, в частности, фармацевтическими компаниями Dr Reddy’s, Ranbaxy, Wockhards и дрю достигает 5-7% объема их продаж [2. С. 58-68].

Одновременно возрастает присутствие и роль в НИОКР Индии ТНК (иностранных инвесторов): например, в 2003 г. последние предоставили Индии около 70,5 млн долл. США на НИОКР в Индии, около 70% средств было предоставлено компаниями, зарегистрированными в США, Великобритании, Германии, Дании и Южной Корее [2. С. 58-68].

На 2017 г. можно привести такие цифры и примеры:

· Компания Intel India планирует инвестировать около 170,59 млн долл. США в расширение своего научно-исследовательского центра в Бангалоре, который будет крупнейшим таким центром за пределами США;

· Компания Robert Bosch Engineering and Business Solutions (RBEI) открыла свою новую лабораторию тестирования надежности в Наганатхапуре (Бангалор), построенную за 3,5 млн. долл. США и способную тестировать электронные блоки компонентов (ECU), используемые в автомобилях, самолетах, бытовой технике и других аналогичных системах [9].

Что касается возможностей развития по секторам экономики, то привлекательными выглядят:

· ИКТ и ИТ, для развития которых планируется создание в рамках Национальной политика ИТ технопарков программного обеспечения (Software Technology Parks of India, STPIS), исходя из того, что эта Стратегия направлена на то, чтобы сделать ИКТ доступными для всех индийских граждан, чтобы Индия к 2020 г. смогла стать глобальным хабом информационных технологий;

· фармакология и медицина, на развитие которых в рамках Стратегии здравоохранения Индии 2015-2015 гг. предполагается направить на генетические исследования 26,1 трлн долл. США;

· производственные технологи, в развитии которых фокус смещен на автоматизацию и экологичность производства с позиции устойчивого развития, а расходы на НИОКР в этой сфере в 2016-20177 гг. были увеличены на 63 % от общего объема расходов на эти цели в 2015-2016 гг. [9] и др.

В настоящее время право Индии – одной из стран общего права не кодифицировано. Основную роль играют прецеденты и законы. По этой причине нет понятия «информация» или «научная информация» на уровне кодекса.

Вместе с тем, в сфере правовой регламентации науки и технологий действуют законы «О публичных государственных библиотеках» 1948 г. (State Public Libraries Act 1948), «О предоставлении [в библиотеки – авт.] экземпляра книг и газет» 1954 г. (Delivery of Books and Newspapers Act 1954), «Об авторском праве» 1957 г. (Copyright Act 1957), «О патентах» 1970 г. (Patent Act 1970), «Об информационных технологиях» 2000 г. (Information Technology Act 2000), «О праве на информацию» 2005 г. (Right to Information Act 2005), законы штатов, например, закон штата Тамил Наду «О прозрачности тендеров» 1998 г. (Tamil Nadu Transparency in Tenders Act 1998) [10].

Так, Закон «О праве на информацию» № 22 2005 г. [11] (Закон 2005 г.) под информацией понимает любые материалы, выраженные в любой форме, включая записи (records), документы, памятки, электронные письма, мнения, советы, пресс-релизы, циркуляры, приказы, журналы регистрации, контракты, доклады (reports), научные статьи (papers), образцы, модели, базы данных, хранящиеся в любой электронной форме, и информация, касающаяся любого частного учреждения, доступ к которой может быть предоставлен государственным органом в соответствии с любым другим действующим на данный момент законом (п. (f) ст. 2 Закона 2005 г.).

Понятие «запись» (record) включает в себя

(а) любой документ, рукопись и файл;

(b) любые микрофильмы, микрофиши и факсимильные копии документов;

(c) любое воспроизведение изображения или изображений, воплощенных в таком микрофильме (будь то увеличенное или нет); и

(d) любой другой материал, произведенный компьютером или любым другим устройством (п. (i) ст. 2 Закона 2005 г.).

Представляется, что все названные составляющие «записи» могут содержать научную информацию, тогда как из числа источников информации, названных в п. (f) ст. 2 Закона 2005 г., научный характер имеют или могут иметь также научные статьи и доклады.

При этом «право на информацию» понимается как право на доступ к информации в рамках этого закона, которое принадлежит любому государственному органу или находится под его контролем и включает в себя право:

(i) проверки работ (work), документов, записей;

(ii) изготовления заметок, выписок и заверенных копий документов или записей;

(iii) отбора сертифицированных образцов материалов;

(iv) получения информации в виде дискет, флоппи-дисков, лент, видеокассет или в любом другом электронном виде либо посредством распечатки, если такая информация хранится в компьютере или на любом другом устройстве (п. (j) ст. 2 Закона 2005 г.).

С этой точки зрения Закон «Об авторском праве» № 14 1957 г. [12] (Закон 1957 г.) для цели защиты авторских прав оперирует рядом понятий:

· понятием «работа, произведение» (work), под которым понимаются любое из следующих произведений:

i) литературное (literary), драматическое, музыкальное или художественное (творческое) произведение (artistic);

ii) кинематографический фильм;

iii) звукозапись (sound recording).

· понятием «литературное произведение» (literary work), которое охватывает компьютерные программы, таблицы и компиляции, включая компьютерные базы данных (п. (o) ст. 2 Закона 1957 г.);

· понятием «художественная (творческая) работа» (artistic work) под которой понимаются в числе прочего любые произведения художественного (творческого) мастерства (any other work of artistic craftsmanship – п. (c) ст. 2 Закона 1957 г.);

· понятием «лекция», которое включает в себя адрес, речь и проповедь (п. (n) ст. 2 Закона 1957 г.).

Поскольку научная информация может содержать как в записи, так и в звукозаписи приведем трактовки, даваемые этим законом, этим понятием. Так:

· «звукозапись» (sound recording) - это запись звуков, из которых такие звуки позже могут быть произведены, независимо от носителя, на который производится такая запись, или метода, с помощью которого производятся звуки (п. (xx) ст. 2 Закона 1957 г.,

· «визуальная запись» - это запись на любом носителе, любым методом, включая хранение записи с помощью любых электронных средств, движущихся изображений или их представлений, с помощью которых они могут быть восприняты, воспроизведены или переданы любым способом (п. (xxa) ст. 2 Закона 1957 г.).

При этом «индийское произведение» (Indian work) означает литературное, драматическое или музыкальное произведение, i) автор которого является гражданином Индии; или ii) которое впервые опубликовано в Индии; или iii) автор которого, в случае неопубликованного произведения, является на момент создания произведения гражданином Индии (п. (l) ст. 2 Закона 1957 г.

Вообще же в зависимости от оригинальности представленной информации и их близости к источнику информации в числе источников научной информации выделяются первичные, вторичные и третичные источники [13]. Эта классификация условна и может варьироваться в зависимости от предмета исследования и научной или учебной дисциплины, однако в общем виде в науках результаты исследований могут передаваться между исследователями неофициально, например, по электронной почте или представляться на конференциях (первичный источник), а затем, возможно, публиковаться в виде журнальной статьи или технического отчета (также первичный источник). После публикации информация может быть прокомментирована другими исследователями [14] (вторичные источники) и/или профессионально индексирована в базе данных (вторичные источники). Позже информация может быть обобщена в энциклопедическом или справочном формате (третичные источники). Итак.

Первичными источниками (Primary Sources) являются оригинальные материалы и информация, на которых основаны другие исследования. Они включают в себя журнальные статьи оригинальных исследований, материалы конференций, диссертации, технические отчеты и патенты. Первичными источниками также являются выборки данных, такие как статистика здравоохранения, например, они могут сводиться в таблицы без интерпретации.

• Журналы или периодические издания (Journals or Periodicals) - основной вид публикаций, в которых сообщается о научных исследованиях. Могут издаваться научными обществами или коммерческими издательствами. Исследователи представляют статью в журнал. Прежде чем быть принятой или отклоненной для публикации она рецензируется редакционной коллегией или экспертами в этой области.

• Диссертации (Theses) - подробные материалы о проведенных исследованиях для присуждения высших научных степеней (кандидата, доктора наук, магистра). До присуждения степени исследование оценивается внешними экспертами. Во многих случаях также позже сообщается публике в сжатой форме в виде журнальной статьи.

• Научные конференции (Sientific Conferences) - важное явление, событие и форум (место) для представления докладов о новых исследованиях или разработках. Представленные документы могут подвергаться или не подвергаться редакционной правке. Документы конференции могут быть: не опубликованы вообще, опубликованы в форме тезисов, опубликованы до конференции в виде препринта, опубликованы в книжном формате или в специальном выпуске какого-либо журнала (напр., см. информацию о работе международного Симпозиума «Право и современные технологии в медицине», проводимого 15-17 мая 2019 г. Университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА) по адресу http://portalramn.ru/conference/mezhdunarodnyy-simpozium-pravo-i-sovremennye-tekhnologii-v-meditsine/ (дата обращения: 15.04.2019);

• Доклады (Reports) - отдельные научные публикации, представляемые исследователями для апробации результатов проводимых ими научных исследований. Они могут содержать информацию о внутренних исследованиях организации или исследованиях, проведенных физическим лицом или организацией по договору с заказчиком. Они могут быть: свободно доступны, доступны только членам организации, доступны только при передаче результатов исследования во исполнение договора. Иногда информация из отчета также может быть опубликована в журнальной статье, но чаще всего отчет является единственным источником информации. Многие полнотекстовые правительственные доклады в настоящее время распространяются через Интернет [15].

• Патенты (Patents) - предоставляет собой исследовательскую информацию о новых продуктах или процессах. После публикации патентная информация становится общедоступной, но редко публикуется в журнальных статьях.

Как видно из этого перечня сами патенты служат механизмом и способом защиты интеллектуальных прав изобретателя [16. С. 42-52; 17. С. 40-53]. Тогда как доклады, диссертации и журнальные статьи находятся под защитой авторского права. При этом «контрафактная копия» (infringing copy) таких работ в отношении литературного или художественного творческого произведения означает его воспроизведение иначе, чем в виде кинематографического фильма (п. (m) (i) ст. 2 Закона 1957 г., а в отношении звукозаписи означает любую другую запись, содержащую ту же звукозапись, сделанную любым способом (п. (m) (iii) ст. 2 Закона 1957 г.).

Поскольку авторское право (согласно Закону) является его (автора) исключительным правом по осуществлению или уполномочиванию других лиц осуществлять любые действия относительно своего произведения или его существенной части. Например, применительно к художественным творческим произведениям (в нашем случае доклады, диссертации, журнальные статьи), авторы вправе:

i) воспроизводить их в любых материальных формах (бумажной, электронной и др.), применяемых для хранения информации;

ii) публично их исполнять или доводить до сведения иным способом;

iii) копировать работы (но не уже имеющиеся копии) для публики;

iv) по мотивам своего произведения делать кино или звукозаписи (п. а) ст. 14 Закона 1957 г.).

Что касается вторичных источников (Secondary Sources), то в них анализируются, оцениваются, интерпретируются, обобщаются или реорганизуются сведения и информацию, представленные исследователями в первичных источниках. К ним относятся:

• Реферативные журналы (Review Journals) – как правило, содержат рубрики, такие как «ежегодный обзор...», «достижения в...», «текущая ситуация в мире…» и т.д.

• Обзорные статьи (Article Reviews) - статьи, обобщающие текущую литературу по конкретной теме.

• Учебники (Textbooks) - они могут быть либо специализированы на узкой теме, либо иметь обзорный характер [18].

• Компиляции, сборники, подборки данных (Data Compilations) - статистические базы данных, напр., Vital & Health Statistics, и т.д.

• Базы данных, индексирующие научные статьи (Article Indexes/Databases) – могут содержать аннотации статей (напр., Biological Abstracts) или цитирования статей (напр., БД MEDLINE).

На обзорные статьи, например, распространяются положения о защите прав авторов, обозначенные выше. В отношении учебников, компиляций и сборников распространяются положения Закона 1957 г. о «произведениях совместного авторства» (work of joint authorship), которые рассматриваются как произведение, созданное в сотрудничестве двух или более авторов, в котором вклад одного автора не отличается от вклада другого автора или авторов (п. (z) ст. 2 Закона 1957 г.).

Третичные источники (Tertiary Sources) состоят из информации, содержащейся и полученной из первичных и вторичных источников, которая была собрана и подверглась дальнейшей обработке ее составителями. Они представляют резюме или введение в текущее состояние исследований по теме, обобщают или концентрируют информацию из первичных и вторичных источников или предоставляют список первичных и вторичных источников информации. Это:

• Энциклопедические издания (Encyclopedias),

• Альманахи (Almanacs),

• Библиотечные страницы учебных курсов (Library Course Pages) – их содержимое защищается, например, доступом к ним через систему логина и пароля исключительно обучающихся того или иного ВУЗа (например, как в случае Телекоммуникационной учебно-информационной системы (ТУИС) РУДН (URL: http://esystem.pfur.ru/ (дата обращения: 21.04.2019))) и др.

Что касается прецедентного права, как источника права в Индии в сфере правовой квалификации научной информации, исходя из того, что научная информация, как нами установлено, может также содержаться в патентах на изобретения и др., можно привести следующий пример. Согласно ст. 8 (2) Закона 1970 г. новатор-исследователь, получивший патент, обязан представлять в Патентное ведомство Индии по его запросу информацию о работах, осуществляемых в других странах (ЕС, ША, Япония и др.) по направлениям исследований, аналогичным запатентованному. Это положение не является формальным: так, Высокий суд Дели, рассмотрев дело Chemtura Corporation vs Union of India & Ors. (URL: https://indiankanoon.org/doc/195444253/ (дата обращения: 16.04.2019)), в своем решении по нему отметил важность этой статьи, основываясь на следующих обстоятельствах. Компания Chemtura выступила истцом против правительства и трех частных компаний Индии с обвинением в нарушении последними ее патента и потребовала установление судебного запрета (injunction) на эти действия. В процессе защиты ответчики объявили патент истца недействительным из-за того, что формула изобретения была сформулирована им чрезвычайно и необоснованно широко без учета произведенных другими исследователями и запатентованных в других государствах работ, а такой учет обязательно бы изменил формулу изобретения истца. Истец, однако, настаивал на действительности патента и на том, что поиск информации по аналогичным иностранным заявкам обременителен для заявителей и потому возлагается на экспертов патентного Ведомства. Высокий суд принял сторону ответчиков и постановил, что приоритет результатов работы и формула изобретения, заявляемые для выдачи патента, должны обосновываться информацией о данных по аналогичным заявкам, поступившим в патентные ведомства и других (кроме Индии) стран. Этот пример подтверждает, во-первых, неформальность положений ст. 8, которые необходимо исполнять, подавая заявку на патент в Индии, и, во-вторых, тот факт, что Ведомство, как и судебная система, придают существенное значение патентам в качестве источников научной и технической информации.

Наряду с указанными законами научно-техническая сфера регулируется актами типа стратегий, 5-летних планов развития, специальными законами, устанавливающими отдельные элементы институциональной структуры по поддержке и развитию НИОКР и т.д.

Возможно, истоки прогресса Индии в науке в настоящее время стоит искать в том, что она объявила 2010-2020 годы “Десятилетием инноваций.”

Что касается истории вопроса становления и закрепления интереса властей Индии к научной и технической информации, являющихся основой любого прогресса, то первым шагом, создающим инновационную структуру, стало образование в 1942 г. правительством страны Научно-промышленного исследовательского совета (Council of Scientific and Industrial Research, CSIR (URL: https://www.facebook.com/INDIA.CSIR (дата обращения: 12.04.2019)) в виде автономной организации, предназначенной для ведения руководящей деятельности в национальной научно-исследовательской системе, аккумуляции государственных финансовых средства и организации поддержки руководимой системы со стороны промышленности.

Первый законодательный акт - Резолюция по научной политике (Scientific Policy Resolution) 1958 г. [19] - превратился в ключевой правовой документ, предназначенный для поддержки индустриализации страны на начальной стадии, и стал первым стратегическим актом, в котором основное внимание уделялось фундаментальным исследованиям почти во всех областях науки. Особое уделялось развитию и обеспечению наличия базовой инфраструктуры для развития научных исследований.

Основная идея всей последующей политики в рассматриваемой сфере сводилась к импортзамещению на базе собственных достижений и разработок. Поэтому все нормативно-правовые акты и документы и принимаемые меры были направлены на обеспечение выполнения этой задачи.

Так, например, Закон «О патентах» 1970 г. [20] предоставил большее субсидирование патентов на технологические процессы, чем на патенты на продукты, существенно активизировав этим актом научно-исследовательскую деятельность индийских компаний. До начала 1980-ых гг. Индия придерживалась протекционистских мер, в числе которых было и замещение импорта, в особенности, технологий (ввоз которых был допустим при получении соответствующих разрешений), что подразумевало организацию собственных производств, производящих национальные товары вместо товаров иностранного производства [21. С. 127-138; 2. С. 58-68].

С созданием в 1982 г. Национального бюро развития научно-технических предприятий (National Science & Technology Entrepreneurship Development Board, NSTEBD (URL: http://www.dst.gov.in/scientific-programmes/st-and-socio-economic-development/national-science-technology-entrepreneurship-development-board-nstedb (дата обращения: 12.04.2019)) правительством Индии в целях активизации процесса образования предприятий, применяющих высокие и наукоемкие технологии, практически одновременно (в 1983 г.) было выпущено Положение о технической политике (Technology Policy Statement by Department of Science and Technology (DST) (URL: https://www.jstor.org/stable/24095781?seq=1#page_scan_tab_contents (дата обращения: 12.04.2019)), которое поощряло частный сектор, проводящий НИОКР и создающий независимые лаборатории, которые способны были сотрудничать с государственными организациями.

Уже в 1988 г. возникла необходимость в формировании Совета по прогнозированию и анализу технической информации (Technology Think Tank, TIFAC) для осуществления прогнозирования видов перспективно востребованных технологий, анализа тенденций развития последних, поддержки инноваций на основе сетевого метода их реализации в отдельных отраслях техники, имеющих национальное значение.

В рамках либерализации экономики, включая научно-техническую сферу, с середины 1980-х гг. правительство Индии провело серию реформ, в том числе отменило импортное лицензирование, допустило в Индию иностранный капитал, стало стимулировать приток иностранных технологий, на этом фоне индийские научные центры, ограниченные в ресурсах, стали испытывать давление со стороны иностранных компаний. Видимо в этом следует искать истоки благоприятной выживаемости научных центров, создаваемых в Индии ТНК, в настоящее время.

В 1995 г. в Индии был принят Закон «О Совете по технологическому развитию» (Technology Development Board Act), который должен обеспечивать применение новых научных знаний и достижений в процессе реализации технологического развития и его управления.Эти положения развила «Научно-техническая политика» 2003 г. (The Science and Technology Policy of 2003 by DST [22]), которая выдвинула на передний план преимущества науки и техники; сосредоточила внимание на инвестициях, необходимых для исследований и разработок, а также обозначила комплексные программы развития социально-экономических секторов промышленности в контексте действия национальной системы исследований и разработок для решения национальных проблем и создания национальной инновационной системы.

Важной задачей, обозначенной этим актом, стало привлечение бизнеса (частных компаний) к финансированию и проведению НИОКР, к организации и координации проведения совместных работ государственных и частных НИИ.

К этому моменту (2004 г.) рост числа выпускников университетов, технологических институтов и др. в науке и технологическом секторе промышленности Индии, начиная с данных из Национального классификатора профессий, составленного по опросам жителей в 1968 г., согласно которым таковых насчитывалось 26,8 млн. человек (в это число включены ученые, инженеры, медицинские работники, в том числе медсестры и медицинские техники, архитекторы, математики и статистики, учителя и иные профессионалы, такие как бухгалтеры и юристы, а также все те, кто перечислен в разделе «Специалисты, технические и смежные работники» (коды 0-1) Национального классификатора профессий 1968 г. (NCO–68))[15. P. IV], продолжая данными переписи населения 1991 г. (1991 Census), затем – данными Национального выборочного обследования 1993-1994 гг. (National Sample Survey (NSS) of 1993–94), затем – данными исследования, проведенного Институтом прикладных исследований трудовых ресурсов (Institute of Applied Manpower Research (IAMR) в 1991 г. и в 1993-1994 гг.), можно заключить, что представленные цифры не согласуются друг с другом. Так, данные переписи 1991 г. говорят, например, что 487 млн. чел. были неграмотны, грамотные составляли 20,5 млн. выпускников. Национальное выборочное обследование 1993-1994 гг. установило, что число неграмотных составляло на тот момент 494 млн. чел., а число выпускников составило 19,8 млн. чел., то есть количество выпускников в 1993-1994 гг. было ниже, чем должно было быть на основе данных переписи населения 1991 г. Институт прикладных исследований трудовых ресурсов представил еще более низкие оценки, говоря, что на 1991 г. было только 15,6 млн. выпускников. И даже в 1993-1994 по данным IAMR количество выпускников составляло лишь 17,6 млн. чел., что ниже оценок согласно переписи 1991 г. и данным NSS (Рис. 3).

Рис. 3. Рост числа выпускников университетов, технологических институтов и др. в науке и технологическом секторе промышленности Индии (1991-2004 гг.)

Источник: Rajesh Shukla. Op. cit. P. 6.

В 1990-ые гг. в Индии насчитывалось 226 университетов, в структуру которых было включено 4,7 тыс. колледжей, в которых преподавались гуманитарные и естественные науки, из них около 2 тыс. колледжей было с преподаванием педагогических наук, 359 медицинских и 185 инженерно-технических учебных заведений. Более 6,5 млн. студентов училось на тот период в университетах страны, что составляло примерно 6% молодежи в возрасте 17-23 года. Самые крупные университеты страны: Мумбайский (Бомбейский), Калькуттский, Раджастханский, им. Ганди [23]. На 2004 г. в Индии было 52,6 млн. студентов, выпускников университетов и институтов и их аспирантов [15. P. IV].

При этом занятость выпускников университетов, технологических институтов и др. в науке и технологическом секторе промышленности Индии, начиная с данных из Национального классификатора профессий, составленного по опросам жителей в 1968 г., согласно которым таковых насчитывалось 26,8 млн. человек, в 1981-1991 гг. выросла на 3,7% и составила прирост в 7 млн. чел. в год в 1981 г. и 10 млн. чел. в год в 1001 г. В 1991-2004 г. наблюдался более резкий рост численности таких работников - на 7,7 % в год [15. P. IV]. При этом результативность их деятельности оценивалась по проценту научных работ из общего числа защищаемых работ по окончании школы, затем бакалавриата, магистратуры и аспирантуры (Рис. 4).

Рис. 4. % научных работ выпускников университетов, технологических институтов и др., занятых в науке и технологическом секторе промышленности Индии, из общего числа работ, защищаемых по окончании школы, затем бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, 2004 г.

Источник: Rajesh Shukla. Op. cit. P. 7.

Видимо, все-таки показанной результативности деятельности было недостаточно, потому что в 2007 г. был принят второй по счету после Закона 1961 г. «О технологических институтах Индии» (Indian Institutes of Technology Act of 1961) Закон - «О национальных технологических институтах» 2007 г. (действует в ред. 2017 г.) [24], направленный на повышение не только потенциала, но и фактического состояния научных и технических кадров Индии, провозгласивший дальнейшую автономию национальных технологических институтов (National Institutes of Technology, NITs), признав из образовательными и научными учреждениями национальной важности в сфере инженерных наук, технологий, менеджмента, образования, наук и искусств, а также обучения и распространения знания и этих областях. Также Законом охвачен ряд смежных вопросов деятельности таких учреждений. В настоящее время их насчитывается 23 по стране.

В этой связи отмечалось [2. C. 58-68], что установление баланса использования импортных и создания собственных технологий привело к положительным результам в научно-технологическом и инновационном развитии.

Следующим актом, развивающим достигнутое, стала «Научно-техническая и инновационная политика» 2013 г. (Science Technology & Innovation Policy 2013 (Политика 2013 [25]), направленная на более быстрое, устойчивое и инклюзивное развитие индийского народа. Большое внимание она уделила преимуществам, которые дает Индии численность ее населения и резерв талантов народа для определения роли в достижении целей нации. В этом контексте парадигма Политики 2013 может быть выражена словами «Наука, технологии и инновации для людей». В числе ее ключевых особенностей следующие:

· пропаганда привлекательности научно-исследовательской и новаторской карьеры для реализации таланта и ума путем распространения стремления к науке и повышения квалификации для применения научного знания среди молодежи из всех социальных слоев;

· стремление Индии к 2020 г. войти в пять ведущих мировых научных держав за счет созданной инфраструктуры мирового класса для проведения НИОКР в ряде отдельных пограничных областях науки (some select frontier areas of science);

· объединение передового опыта и актуальности проводимых научных исследований с внедрением (на основе новых механизмов) высокорискованных инноваций с целью обеспечения экономического роста страны;

· создание условий для расширенного участия в НИОКР частного сектора и обеспечение возможности преобразования полученных результатов в применимые (социально и коммерчески) практические результаты путем как тиражирования ранее успешных моделей, так и разработки новых структур государственно-частного партнерства [26. С. 39-42];

· инициирование изменений в менталитете и системе ценностей для признания, уважения и вознаграждения результатов деятельности, которые создают богатство на основе научно-технических знаний;

· содействие внедрению оптимизированных с точки зрения ресурсов и затратоэффективных инноваций во всех областях, связанных с размером и технологиями [27];

· создание устойчивой национальной инновационной системы.

На основе проводимой политики к 2013 г. наука, технология и инновации (НТИ) стали основными факторами национального развития [28. С. 271-285].

На фоне действия этой политики был принят 12-ый пятилетний план развития науки и технологий на 2012-2017 гг. (12th Five-Year Plan (2012-17))[29. С. 16], ключевые положения которого в науке и технике касались следующего (первый 5-летний план научно-технического развития индийское руководство приняло в 1974 г.):

· создания и развития национальной инфраструктуры в сфере НИОКР; объектов в области НИОКР;

· акцента на развитие партнерства в области науки и техники;

· крупномасштабных инвестиций в мега-научный проект, направленный на создание инфраструктуры исследований и разработок в Индии, а также за рубежом (в рамках партнерства). Сходная цель заявлена для проведения национального проекта «Наука» в России (утв. решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г.) (URL: http://government.ru/projects/selection/740/35565/ (дата обращения: 12.04.2019)).

Эти акты, как нам удалось установить, расшифровки таких понятий как «информация» или «научная информация» также не содержат.

В связи с рассмотрением вопроса правовой квалификации рассматриваемых понятий нужно отметить относительно субъектов – носителей (фактически или потенциально) возможностей к занятиям наукой и продвижению технологий, что развитие НИОКР в Индии на момент начала действия 12-ого пятилетнего Плана развития науки и технологий все еще сталкивалось с такой проблемой, как недостаток квалифицированных кадров (в том числе в результате сложного порядка найма на работу иностранных специалистов), в силу чего новые предприятия и учреждения НИОКР не могут быть укомплектованы квалифицированными работниками. Решается эта проблема путем а) увеличения числа научных учреждений за счет создания новых и расширения базы существующих, б) привлечения к работе большего числа ученых из Индии и иностранцев, в) разработки специальных программ по привлечению молодых учёных (например, научная исследовательская стажировка им. Дж. Неру по системе постдоков (Nehru Science Postdoctoral Research Fellowship)); г) упрощения порядка приема на работы иностранцев [30. С. 16-17].

Важнейшую роль в продвижении науки и технологий в стране, в том числе и в этом ракурсе, играет Министерство по науке технологиям. В этой связи интересна его структура, оно включает в себя из числа научных и административных подразделений, в частности:

- Департамент научно-промышленных исследований (Department of Scientific and Industrial Research, DSIR), действующий с 1985 г. для осуществления деятельности, связанной с продвижением национальных технологий, разработок, их использованием и обменом. В рамках своих полномочий он содействует НИОКР в промышленности, усиливает сотрудничества малых и средних промышленных предприятий для развития передовых конкурентоспособных технологий высокого коммерческого потенциала, стимулирует коммерциализацию лабораторных НИОКР, способствует увеличению доли высокотехнологичного экспорта в общем объеме экспорта и др.

По отдельным направлениям, важным для государства, DSIR развиваются специализированные Программы, такие как: Программа облегчения информирования в области технологий (Technology Information Facilitation Programme), Программа международного трансфера технологий (International Technology Transfer Programme) и др.;

- советы (Совет по развитию технологий - Technology Development Board, созданный в 1996 г. для содействия развитию и коммерциализации собственно индийских инноваций и адаптации для широкого применения импортных технологий; Совет по научно-промышленным исследованиям - Science & Engineering Research Board, созданный в 2008 г. с целью поддержки фундаментальных исследований в новых областях науки и техники и оказания финансовой помощи ученым, научным учреждениям, лабораториям, промышленности, чья деятельность направлена на создание передового опыта в продвижении и финансировании фундаментальных исследований);

- автономные институты (Институт передовых исследований в области науки и технологий, Гувахати (Institute of Advanced Study in Science and Technology), Исследовательский институт эмпирической науки Аръябхатта (Aryabhatta Research Institute of Observational Science), Международный центр перспективных исследований по порошковой металлургии и новых материалов (International AdvancedR esearch Center for Powder Metallurgy and New Materials), Институт палеоботаники Бирбала Сахни, Лакнау (Birbal Sahni Institute of Palaeobotany), Индийская ассоциация содействия развитию науки, Калькутта (Indian Association for Cultivation of Sciences), Индийский институт геомагнетизма, Мумбаи (Indian Institute of Geomagentism), Индийский институт астрофизики, Бангалор (Indian Institute of Astrophysics) и др. [30. С. 19-21];

- исследовательские группы (группа по вопросам внедрения науки и технологий в общество (Science & Society), национальная группа по развитию сотрудничества в науке и технологиях (National Science & Technology Entrepreneurship Development Board), группа по развитию технологий и их трансферту и др. [30. С. 22]

Таким образом, изложенное позволяет сделать вывод о наличии в Индии хорошо развитой инфраструктуры для производства научно-технических исследований, включая ее образовательную составляющую в виде NITs и пр. При этом уже не первое десятилетие государство озабочено закреплением целей и задач в сфере науки и техники в актах общего характера (Стратегии, Планы и пр.) и стремится уменьшать как государственное финансирование НИОКР, так и долю участия государства в выполнении таких работ. Представляется, что достижения в этой сфере объективно иллюстрируются, с одной стороны, местами Индии по ряду показателей в сфере развития науки и техники в различных мировых рейтингах, с другой, достижениями в ракетно-космической отрасли и др. Однако удастся ли Индии сохранить набранный темп развития, покажет время, поскольку, как и ЮАР (из числа стран БРИКС) [31], она отчасти сталкивается с проблемой восполняемости научных кадров.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.