Статья 'Большие вызовы Цифровой революции' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Policy of publication. Aims & Scope. > Editorial board > Council of editors > About the journal > Requirements for publication > Peer-review process > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal
MAIN PAGE > Back to contents
Philosophy and Culture
Reference:

Big challenges of Digital Revolution

Slyusarev Vladimir Vladimirovich

Post-graduate student, the department of Philosophy, N. I. Lobachevsky Nizhny Novgorod State University

603022, Russia, Nizhegorodskaya oblast', g. Nizhnii Novgorod, pr. Gagarina, 23/3, of. 508

slyusarevvladimir@gmail.com
Other publications by this author
 

 
Khusyainov Timur Maratovich

Manager of the faculty of Humanitarian Sciences, National Research University "Higher School of Economics"

603000, Russia, Nizhegorodskaya oblast', g. Nizhnii Novgorod, ul. Bol'shaya Pecherskaya, 25/12, kab. 310

timur@husyainov.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2018.8.25955

Received:

05-04-2018


Published:

26-08-2018


Abstract: The subject of this article is the impact of Digital Revolution on human civilization. The development and active implementation of digital technologies leads to serious transformation in the structure and functionality of the government and society, as well as influences the life of each individual. The authors focus on the processes of globalization and their results produced in the conditions of digital society. Special attention is given to the problem of creative abilities of a human, which stops being an existential experience, but becomes mundane, and then a social debt of a person. As a result of this analysis, the author determined the outlines of a number of big challenges aroused before humanity and led to the process of digitalization (implementation and distribution of digital technologies). In particular, it is the formation of the new global virtual reality, which provides the pseudo-empirical experience and deprives human of the need for physical self-realization. The authors assume that humanity apprehends the critical danger of the idea of “revolutionary progress” and will shift to the new paradigm of the scientific-technological and social development.


Keywords:

Digitalization, Digital Technologies, The Fourth Industrial Revolution, Big Challenges, Virtual Reality, Information Society, Scientific Progress, Social Dynamics, Scientific and Technological Development, Digital Revolution

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение

Человеческая цивилизация шагнула в новую Цифровую эпоху. За последнее столетие произошло множество социальных, культурных и научных изменений, каждое из которых породило большое количество флуктуаций, имеющих как правило неожиданные и непрогнозируемые последствия. Совокупные последствия таких изменений объединяются под общим трендом «революции» или «прогресса». Задуманная и преподнесенная обществу как высшее благо, идея революционного, интенсивного прогресса подчас порождает «айсберги», у которых на виду остаются лишь «вершины», в то время как огромная «глыба» проблем и рисков сокрыта от глаз.

В рамках нашей работы мы хотим рассмотреть те последствия, которые вызвала и продолжает вызывать последняя из глобальных революций - Четвертая научная (Цифровая) революция. В современном научном дискурсе их принято называть Большими Вызовами. Этот процесс еще только разворачивается и его результаты (как позитивные, так и негативные) ещё не в полной мере проявились и были изучены. В рамках данной работы предполагается сфокусировать внимание лишь на ряде социально-антропологических феноменов, возникающих под воздействием критических темпов дигитализации в различных сферах жизни общества.

Цифровая революция - феномен относительно новый, получивший старт в начале 80-х годов прошлого века, в рамках Третьей промышленной (Информационной революции). Предикатом его развития был переход от полу-аналоговых транзисторных технологий к кремниевым структурам вычислительной техники. Как результат - значительное уменьшение в размерах и резкое снижение стоимости ЭВМ, приведшее к возникновению такого класса устройств, как персональный компьютер (ПК). Фундаментальным его отличием от монструозных решений, использовавшихся в научно-исследовательских центрах начиная с 50-х годов XX века, является простота программирования, и, как следствие, широкий спектр области применения. Иными словами, начало Цифровой революции - в распространении цифровых методов решения абсолютно повседневных проблем. Начиная с примитивных подсчетов в бытовых целях, которые ранее производились на счетах, и вплоть до сферы развлечения, где возникает феномен компьютерных игр - цифровые технологии ворвались в эти сферы жизни. Предлог подобного вмешательства - благая цель избавления человеческого разума от ненужной рутины, освобождения от обыденности, выраженное в переносе части мыслительных операций за пределы человеческого разума. Фактически, Четвертая промышленная (Цифровая) революция ведет к слиянию технологий и размыванию граней между физическими, цифровыми и биологическими сферами. Такое определение ей дал в том числе и председатель Всемирного экономического форума, профессор Клаус Мартин Шваб в Давосе, введя в широкий научный оборот само определение - Четвёртая промышленная революция. По мнению К. Шваба, Цифровая революция способна существенно поднять уровень жизни всех жителей планеты, охватывая такие вопросы как эффективность труда, снижение издержек, рост экономики [1]. Однако он оставляет «за скобками» те социальные потрясения, которые будут этому «аккомпанировать».

В погоне за освобождением от давлеющего груза обыденности и ответственности за принятия решений, человек предпринял попытку вынести эти проблемы за пределы своего разума. Он опутал себя паутиной различных технологических средств, ускоряющих ненужные, рутинные операции с целью получения большего количества свободного времени, которое предполагалось истратить на развитие творческого и личностного потенциала. Фактически, миноритарными игроками-потребителями, «широкими народными массами» была создана новая технологическая инфраструктура, отвечающее запросам рыночного общества производства и потребления.

Результатом развития цифровых технологий стало возникновение новых промышленных структур, называемых «Индустрия 4.0», а также новых форм трудовых отношений – «Работа 4.0», государственного и городского регулирования - Цифровое государство и «Умный город». Новая революция меняет не только то, что делает человек, но и самого человека, влияет на его идентичности и самовосприятие, окажет существенное влияние на природу общественной и национальной безопасности.

Цифровая революция и государство

В 2011 году на Ганноверской выставке была представлена новая промышленная модель «Индустрия 4.0», Германия стала первой страной перешедшей на новый путь развития экономики и технологий. Суть данной модели заключается в усиленной интеграции «киберфизических систем», или CPS, в заводские процессы. При этом целые этапы производства происходят без участия человека.

Таким образом, государство осуществило новую модернизацию своей экономики на фоне глобализационных процессов и активного переноса большинства промышленных процессов в страны Азии. Оно как-бы поставило крест на гуманистических тенденциях, признав неравенство, но не по этническому, религиозному, культурному признаки - а по экономическому. Перенос промышленных объектов в так называемые страны третьего мира, признает их приоритетное право на тяжелый физический труд. Уменьшение доли физического труда на фоне автоматизации прежде всего скажется на развивающихся странах, которые испытывают недостаток в прорывных технологиях, что компенсируется дешевой рабочей силой. В тоже время, граждане «развитого» государства тоже лишены права выбора - они обязаны стать «генераторами идей». В худшем случае – «счетоводами» и «бюрократами», обслуживающими механизм разработки новых технологий и создания нового знания. Иные категории граждан могут оказываться «не у дел». Учитывая стремительность данных процессов, получается, что целое поколение погружается в зону неопределенности, которая в литературе описывается как «Турбулентность» [2].

Нужно помнить, что основным «локомотивом» глобализации были и остаются транснациональные корпорации (ТНК), которые и ратуют за распределение форм труда по странам и свою экономическую выгоду. Зародившись как логичный процесс эволюции буржуазного общества и рыночной экономики, ТНК уже давно перешагнули границы (в прямом и переносном смысле) государств. Бюджеты крупнейших мировых корпораций сопоставимы с ВВП крупных государств. И в большинстве случаев именно они определяют политику государства, в то время как собственно политики трансформировались в форму обслуживающего бизнес персонала, утратив власть [3]. Не этим ли вызваны громкие политические изменения в ряде «развитых» стран, где к власти пришли консервативные политики, намеревающиеся избавить свои государства от «благ» глобализации, а самих себя - от подчиненного состояния?

Так, или иначе крупные производства будут возвращаться в эти страны, чем будут порождать новые риски, в первую очередь миграционные, связанные с огромным притоком трудовых мигрантов, не способных найти работу в своих странах; нарастающие процессы автоматизации повысят уровень безработицы и социальной стратификации, вызванной разницей в уровне образования.

Вместе с трудовыми процессами, меняется структура власти и в обществе. Власть больше не может быть закрытой и элитарной. В условиях информационного и сетевого общества огромные потоки информации делают власть открытой и легкодоступной для граждан, на фоне этого создаются такие системы как Открытое правительство, Электронное государства и даже Виртуальные государства, полностью лишённые традиционной властной структуры.

В таких условиях возникает амбивалентная политическая структура, внутри которой с одной стороны находятся консерваторы, отвергающие такие глобализационные изменения, с другой - инноваторы, стремящиеся к полному изменению существующей общественной структуры в некую глобальную ризому, свободно циркулирующую внутри самой себя.

На этом фоне возникают различные радикальные образования, которые реагируют на предлагаемые инноваторами изменения, в попытке противодействия им [4]. Помимо своих политических целей они стремятся к сохранению национальной и антиглобальной культурной идентичности. Подобный процесс был назван Зигмундом Бауманом глокализацией, как ответная реакция на массированное наступление глобализации [5].

Большинство государств мира в контексте глобализации и мировой конкуренции вынуждены реагировать на революционные изменения в научно-техническом прогрессе, в следствии чего разрабатываются различные государственные программы развития страны, а также подготовке инфраструктуры, в том числе специалистов, необходимых для этого развития.

Под влиянием Больших вызовов правительства ряда государств пытаются сохранить конкурентоспособность и внутреннюю независимость, привносят новое в сферы образования, культуры, политики, управления, экономики, что не может не оказывать воздействия на общество в целом и отдельных его членов в частности.

Цифровая революция и общество

Под воздействием самих цифровых технологий и государственной политики формируется целый кластер отдельных социально-технологических решений, нацеленных на модернизацию и повышение эффективности экономики государств.

Если в середине XX века автоматизация производства имела узкую специализацию, то теперь этот процесс масштабируется и охватывает все больше сфер деятельности человека. В перспективе он стремится выйти за границы присутствия человека. Тем самым ставится вопрос о месте человека в обществе.

Рост процессов информатизации и автоматизации с момента Третьей промышленной революции существенно сократил долю физического труда, в которым был занят человек, заметно расширив сферу интеллектуального, дав механизмы анализа, хранения и передачи информации. Новая же научная революция в еще большей степени вытеснила человека из физического производства, заменив не только отдельные производственные функции, но и функции контроля и надзора над ним на системы, подражающие искусственному интеллекту (нейросети, самообучающиеся программы). В обыденных операциях техника является более надежной и дешевой. В новых условиях повышается запрос на креативный труд - работу связанную с производством нового знания, или коммуникацию, которая пока не может быть в полной мере автоматизирована (например, труд психолога или врача). В таких условиях креативность перестаёт быть экзистенциальным переживанием, а переходит в разряд обыденности, когда креативизация труда из мотивационного механизма переходит в форму социального долга, довлеющих над свободной личности. Так формируется замкнутый круг, когда для творчества необходима свободная личность, однако для экономической свободы необходимо проявлять творческую обязательность. Это находит свое отражение, например, в возросшей важности различных наукометрических показателях для ученых [6].

Другой процесс происходящий в трудовой сфере, связанный с сокращением рабочих мест - самозанятость. Теперь, работодателям не обязательно нанимать сотрудника на постоянной основе, так как есть возможности привлечения для выполнения конкретных задач или выполнения проекта временных удаленных работников. В этих условиях наибольшее значение приобретают так называемые транспрофессионалы [7], которые могут сочетать в своей работе деятельность специалистов из нескольких сфер, легко переходят из одной организационной структуры в другую.

Все это ставит под сомнение целесообразность современной системы образования, как механизма усвоения прикладного знания, а в некоторых случаях и агента социализации, что происходит в силу консервативности и инерционности существующей системы. Фактически система нередко готовит специалистов, которые не будут востребованы в будущем, ориентированных на рутинный труд, и не способных к осмыслению и поиску решения глобальных и фундаментальных проблем. Более того, даже сохраняющиеся по инерции рабочие места требуют от работника актуальных знаний. В развитых странах подобная необходимость в постоянном обновлении знаний приводит к возникновению мощной системы повышения квалификации («Образование на протяжении всей жизни»). Создание и развитие подобной системы фактически приобрела глобальный характер, так как закреплена в программной деятельности ЮНЕСКО [8].

Информационное общество в том числе, формирует и открытое, свободное течение культуры. При этом скорость подобного течения многократно возрастает. Во главу угла ставится новизна, возникает эффект так называемого феномена «хайпа». По иному - значимость приобретает общедоступное и широко распространенное культурное явление, безотносительно его культурно-исторической ценности или эстетической значимости. Масс-культура начинает формироваться на уровне масс. Совершенно новом уровне, когда все - от новостей и научных статей до рекламы и живописи - обусловлено высокой ликвидностью, востребованностью, цитируемостью. Помимо этого, организованные на основе Больших данных (Big Data) поисковые системы плавно сглаживают культурологические различия, предлагая все более и более толерантные, универсальные, глобализационные продукты.

В условиях широкого распространения технических средств, каждый пользователь Глобальной сети становится производителем культуры - создателем текста, видео, фото, изобразительного искусства, а в некоторых случаях и научных открытий (Био-хакинг, гражданская наука).

При этом, каждый пользователь может не только создать и распространить своё «произведение», но и привлечь сторонних участник к сотворчеству или софинансированию (краудфандинг). Могут существовать и развиваться абсурдные проекты, призванные опровергнуть фундаментальные физические законы.

Цифровая революция и человек

Цифровые технологии, вслед за информационными, открыли перед человеком огромные возможности по самореализации и саморазвитию. Впечатляющие массивы различной информации открыты пользователю Интернета, а виртуальные пространства позволяют создавать произведения искусства и целые миры, переживать псевдо-эмпирический опыт. Используя цифровые технологии человек может создать собственное производство, работающее без участия других людей, работать на огромном расстоянии от своего нанимателя по средствам Интернет-технологий, контролировать и управлять своим домом и другим имуществом. Пространство бытия человека выходит далеко за пределы его физического мира.

В этих условиях меняется коммуникативная сфера жизни человека. Если ранее общение происходило прежде всего с теми, кто находился физически ближе и каждый знал соседей и коллег по работе, то в новых условиях происходит формирование новых коммуникативных стратегий. Теперь, человек получил возможность для коммуникации с любым человеком на планете, в результате чего существенно отдалился от живущих рядом и, посредством виртуального общения, стал общаться с обезличенными аватарами, «другими». Утрачивается контакт с самым близким окружением, постепенно разрушая взаимодействие внутри малых социальных групп, таких как семья, школьный класс, трудовой коллектив и т.д. Фактически это означает разрыв связей человека с его культурно-исторической и социальной средой, превращая каждого индивида в социопата своего естественного окружения.

Происходит фундаментальное изменение основ представления человека как Homo Sapiens в частности, да и как живого существа в целом. Утрачивая структурно-социальные связи, человек теряет фундаментальную важность физической реализации самого себя. Физическое тело человека, фактические, ему больше не нужно. Если ранее оно служило основой для трудовой, культурной, творческой и т.д. деятельности, то сейчас все эти виды активности можно осуществлять в сети. В конечном счете, даже сфера сексуальных отношений постепенно переходит в цифровую плоскость в виде различных эроческих чатов, интерактивном видео, виртуальной порнографии. Физическая телесность человека теряет первоочередную важность, превращаясь в обузу. Фактически важным становится сетевой аватар, то как ты представлен в сети. Это становится социальной истиной. В то же время, физическое тело становится ничего на значашим симулякром, никак не отражающим истинное «лицо человека». Большинство «друзей» из социальных сетей банально не узнают друг друга в реальном мире.

Трансформируется и деятельность человека, и его место в ней, будь то, трудовая или досуговая. Происходящие изменения в экономике требуются большей активности для сохранения рабочего места, влечет серьезные риски связанные с безработностью и бедностью. С другой стороны, меняет и сфера досуга - проведения свободного времени. С развитием технологий и техники, все большее время человека освобождалось от работы и могло быть использовано по его личному усмотрению. При этом, именно технологии предоставляют актуальные формы проведения досуга, подменяя реальный мир виртуальным, давая псевдо-эмпирический опыт в виде освоения и взаимодействия с виртуальным миром компьютерных игр. Даже трудовые отношения и образование наполняются игрой в виде геймификации.

Заключение

Современные процессы дигитализации (внедрения и распространения Цифровых технологий) оказывают существенное влияние на все сферы жизни человека и общества. В этих условиях трансформируются государство и общество, их структура и функции, меняется жизненный мир человека и его взаимодействие с другими индивидами, группами, социальными институтами.

Однако, человечество и культура остаются достаточно инерционными, что в условиях социально-экономической турбулентности сохранить себя. По всей видимости, глобальные социальные процессы в определенной степени являются фрактальным отображением отдельных социальных феноменов. Оставаясь в русле этой парадигмы, представляется достаточно реальным, что на определенном этапе, при достижении нужной критической массы, человеческая цивилизация действительно осознает критическую опасность идеи «революционного прогресса», так как в свое время осознала невозможность лечения кашля сильнодействующими наркотиками или создания дирижаблей на основе водорода. Остается лишь верить, что, несмотря на глобальные масштабы, потребуется как можно меньше жертв для подобного осознания.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.