Статья 'Орден иезуитов накануне 500 —летия Реформации' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Genesis: Historical research
Reference:

Society of Jesus right before 500th anniversary of the Reformation

Galibina-Lebedeva Elena Sergeevna

PhD in History

Senior Scientific Associate, Center for Political Studies of Institute of Latin America of the Russian Academy of Sciences

115035, Russia, g. Moscow, ul. Ordynka, 21

elenagal@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2017.6.22363

Received:

20-03-2017


Published:

16-06-2017


Abstract: The goal of this article consists in the attempt to prove that the Society of Jesus, which was created for the purpose of fighting the ideas of Reformation 477 year ago, did not lose its significance in modern world and continues to assert the Christian ideals and resolve new challenges faced by humanity in the XXI century, including the threat of a new world war, international terrorism, loss of moral and ethical values, lack of resources, and at the same time, reckless consumption, impose of the values of individualism and intense rivalry. The subject of this research is the ideology of the Society of Jesus and arising from it domestic and foreign policy of its successors. The article analyzes broad material regarding the life and activity of the Roman Catholic Church as a whole, and Society of Jesus in particular over the period of the late XX – early XXI centuries. Special attention is given to such issues as: struggle of the Society of Jesus against their ideological opponents - Masonic lodges, "Opus Dei" and liberalism; search for the allies for protection of humanistic ideals and a fair economic system, among different political powers and traditional religions, as well as atheists – the supporters of the Communist values and Marxist ideology. The scientific novelty consists in the comprehensive examination of the modern political role of Society of Jesus in Vatican and internationally. The aforementioned questions become especially relevant due to the anniversary dates that fall onto the second half of 2017: the 500th anniversary of Reformation, 30th  anniversary of the Masonic Grande Lodge, and 100th anniversary of the Great October Socialist Revolution.


Keywords:

Society of Jesus, 500th anniversary of Reformation, Ideological confrontation, Masonic Grand Lodge, Opus Dei, Vatican Bank, ideas of justice, equality and brotherhood, state of Christian values, Russian Orthodox Church and Vatican

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

На вторую половину 2017 г. выпадают сразу несколько юбилейных дат: это и 500—летие Реформации и 300—летие образования Великой масонской ложи и 100—летие Великой Октябрьской социалистической революции. Под лозунгами торжеств часть человечества вступит в бурную полемику: кто-то попытается осознать минувшие события, а кто-то попытается объединиться и решить новые вызовы, стоящие перед человечеством в XXI в., главными из которых остаются угроза новой мировой войны, потеря нравственно—духовных ориентиров, нехватка ресурсов, безудержное потребление, навязывание ценностей индивидуализма и жесткой конкуренции. В это сложное время снова чётко оформились два антагонистичных идейных центра: мир буржуазных, либеральных свобод и ценностей, выраженный главным образом в странах англо-саксонского протестантизма, и мир высоких христианских идеалов самопожертвования, братства, равенства и тесно связанных с ним по сути идей социальной справедливости и экономики без конкуренции, отражённых в коммунистической идеологии.

История циклична и современные проблемы человечества интересно сравнить с кажущимися на первый взгляд далёкими вызовами XVI-XVII вв., когда сначала в Германии, а потом и по всей Европе началось движение за обновление католической церкви, вошедшее в историю как Реформация. Попытался противостоять этому религиозному и общественно-политическому движению новый католический орден —Орден иезуитов, который и возглавил Контрреформацию. Поэтому 2017 г. на который запланировано проведение праздничных мероприятий в странах, где победили сторонники за обновление церкви, станет для Ордена иезуитов во многом рубежным годом, подводящим итоги его 477—летней деятельности.

Сегодня, христиане всего мира особенно Ближнего Востока и Северной Африки продолжают бороться за право на своё вероисповедование перед лицом уже новой угрозы — международного терроризма. В связи с этим актуальными для исследования представляется целый ряд вопросов: сможет ли Орден иезуитов, как некогда передовой отряд Ватикана защитить христианские ценности в современном мире? И каково в целом положение Римско-католической церкви (РКЦ) и Ордена иезуитов в мире накануне празднования 500—летия Реформации? Актуальным является и вопрос о внешних и внутренних в рамках РКЦ заинтересованных политических силах, борющихся за влияние в Ватикане, и какое место в этой борьбе занимает Орден иезуитов, представитель которого стал 266-м по счёту Папой Римским? И почему стало возможным впервые в истории Святого Престола избрать Папу из числа Ордена иезуитов и, впервые, выходца с латиноамериканского континента - из Аргентины? Так же не менее интересным для исследования представляется вопрос о возможных идейных антагонистах и союзниках Ордена иезуитов? Почему именно при понтификате Папы-иезуита стало возможным сближение Ватикана и Московского Патриархата и проведение первой за практически X столетий встречи двух глав христианства?

Чтобы предложить ответ на все эти вопросы нужно понять природу и роль Ордена иезуитов, дать обзор его деятельности начиная с момента создания и до сегодняшнего времени.

Создание Ордена иезуитов и начало его деятельности

Итак, в первой половине XVI в. католицизму в Европе был нанесен тяжелый удар. Он оказался фактически бессильным перед процессами, позже получившими название «Церковной Реформации». Никакие попытки внутрицерковных преобразований не могли предотвратить взрыва реформационного движения, — не могли потому, что в нем отражался кризис основ феодализма, время которого понемногу уходило в прошлое.

Именно в этот период и появился Орден иезуитов. Он возник в силу масштабной исторической необходимости как прямая противоположность и антагонист протестантизма. Орден иезуитов или Общество Иисуса (лат. Societas Jesu) — таково его официальное название — был создан баском по происхождению Игнатием Лойолой и утверждён Папой Павлом III в 1540 г. Со времени своего создания Орден иезуитов отличался от прочих католических орденов тем, что к обычным трём монашеским обетам нищеты, целомудрия и послушания, добавился четвёртый — обет беспрекословного послушания и верного служения Папе Римскому, а также жесточайшей дисциплиной и беспрекословным послушанием младших по положению старшим.

По замечанию британского философа Арнольда Тойнби «Лойола родился в католическом христианском обществе в эпоху, когда средневековому укладу римской церкви как главному институту западного мира был брошен вызов и когда устои его содрогались под ударами возрождающегося язычества в Италии и протестантизма в континентальной Европе» [1].

По своим задачам Орден иезуитов больше похож на политическую партию, и в этом, пожалуй, его главное отличие от других монашеских орденов. Его девизом на протяжении веков была и остаётся фраза «К вящей славе Божией», то есть стремиться всегда и всеми способами увеличивать Славу Божию, а целью — «служение веры и распространение справедливости» [2]. Для достижения успеха Орден иезуитов разрешает многим своим последователям вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к этой организации. Широкие привилегии, закреплённые за иезуитами на протяжении веков главами Ватикана, как-то освобождение от многих религиозных предписаний и запретов, ответственность только перед орденским начальством и прочее, способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной организации, в короткое время распространившей свою деятельность на многие страны. В 2016 г. во всём мире насчитывается около 18 000 последователей Лойолы [2]. Это самый многочисленный монашеский орден КЦ.

Деятельность Ордена иезуитов всегда была окружена тайной и загадкой, не всем и не всегда была понятна и конечная цель их деятельности. Мы знаем, что он создавался с благими намерениями. В XVI в. основатель Ордена Игнатий Лойола и его ближайшие сподвижники провозгласили целью Общества Иисуса миссионерскую деятельность в Палестине и возвращение в лоно церкви «заблудших душ», то есть сторонников Реформации. Иезуиты не ограничили свою работу только территорией Европы и Ближнего Востока, они отправились и в Индию, Китай, Японию, а также в Латинскую Америку. Практически во всех странах Южной Америки они вели свою миссионерскую деятельность. Большинство исследователей признают, что только благодаря иезуитам католичество смогло не только вновь восторжествовать на европейском континенте, но и распространить своё влияние в странах Нового Света.

Главными средствами в работе иезуитов, как и много веков назад, остаётся образование и воспитание. В стенах иезуитских учебных заведений ученикам объясняются определённые идеи, и хотя не все их ученики принимают католичество, в разное время из них вышла целая плеяда учёных мужей, деятелей искусства и политиков, например: Богдан Хмельницкий; гетман Иван Мазепа; Конан Дойль; Антуан де Сент—Экзюпери; Альфред Хичкок , и другие.

Споры вокруг Ордена иезуитов ведутся и сегодня, в XXI в.: с одной стороны, его прославляют, с другой – осуждают и критикуют его последователей. Ряд современных исследователей ставят в вину Ордена, например, то, что его организацией восхищались крупные деятели Третьего Рейха — В. Шелленберг и Г. Гиммлер [3], и что его структура послужила основой для формирования различных спецслужб, в частности Центрального Разведывательного Управления США (ЦРУ) [4].

Однако, чтобы представить картину объективно, следует сказать, что многие видные политики, возглавлявшие сопротивление политике Вашингтона, проходили обучение в иезуитских учебных учреждениях, но об этом факте сегодня говорят лишь вскользь. Например, многим известно, что некогда Иосиф Виссарионович Джугашвили учился в духовной семинарии. А вот то, что он обучался в Александропольском колледже иезуитов в городе Гюмри (Республике Армения) почти ничего не известно. Этот факт отмечают современные писатели и историки масонства А. Рыбалка и А. Синельников [5].

Отметим так же, что покойный лидер Кубинской Революции Фидель Кастро прошел обучение в нескольких иезуитских колледжах: «Долорес» (Colegio de Dolores) в городе Сантьяго-де-Куба и «Вифлеем» (Colegio de Belén) в Гаване, один из которых закончил со степенью доктора в области права. Так же выпускником иезуитского колледжа Людовика Великого (Le lycée Louis-le-Grand) в Париже был президент Франции Жак Ширак. Из истории мы знаем, что при Шираке страна вернулась к политике «голлизма», определённым образом дистанцировалась от США и провела демонстративные ядерные испытания в Тихом океане на атолле Муруроа. Во внутренней политике президент был сторонником социального курса, он так же неоднократно критиковал «англосаксонский ультралиберализм».

Действительно, многие зарубежные выдающиеся политические деятели, были выпускниками иезуитские колледжей, и вывод из этого может быть сделан только один – иезуитам удалось выстроить блестящую систему образования, учиться в их заведениях было и остаётся престижно, однако напрямую приписывать им авторство проекта ЦРУ было бы, на наш взгляд, ошибочно. Организацию же ЦРУ скорее можно отнести к деятельности масонских лож или так называемых Великих Лож.

Идейный оппонент Ордена иезуитов — масонские ложи и идеи буржуазные, либеральные

Интересной и пока неизученной остаётся проблема политического оппонента Ордена иезуитов — масонских лож: первый был центром силы в католическом мире, второй в мире протестантском. Старейшей из Великих Лож является Объединённая великая ложа Англии (ОВЛА) (англ. United Grand Lodge of England, UGLE), она ведёт свою историю с 1717 года, и её руководителем ныне является Великий мастер — член королевской семьи Великобритании Принц Эдвард, герцог Кентский [6]. В июне этого года Великая Ложа будет праздновать свой 300-летний юбилей. Примечательно, что оба сильных игрока — Ватикан и Лондон — практически одновременно начали эксперимент по образованию новых государств в Южной и Северной Америках. Однако в отличие от католиков-иезуитов масонам удалось образовать и сохранить новое протестантское государство США. При этом следует особенно заметить, что история взаимоотношения Ордена иезуитов и Великих Лож - это не всегда история конфликтов, иногда двум антагонистам приходилось прибегать к диалогу, а иногда на историческом пути они становились попутчиками (например, во время Войны за независимость испанских колоний в 1812-1826. Отметим, что в появлении на карте Латинской Америки независимых государств были заинтересованы обе силы: масоны стремились обеспечить проникновение крупного английского капитала на континент, а иезуиты в ослаблении метрополии, предавшей их Орден).

В XVIII в. протестантизм развернул в Европе активную деятельность по дискредитации Ордена иезуитов, в следствии чего в 1773 г. под нажимом общественности Папа Климент XIV выпустил буллу о закрытии и уничтожении Ордена. Однако гонимых по всему миру иезуитов приняла у себя православная Россия, такое решения приняла императрица Екатерина II. Сегодня на официальном сайте Ордена сообщается, что «период пребывания в России определил выживание самого Ордена» [2]. Однако находясь в России, последователи Лойолы предприняли все усилия для восстановления Ордена в правах, чего они и смогли добиться в 1814 г.

В XIX в. у противника Ордена иезуитов протестантизма появилось новое обличие в виде либерализма, т.е. новой формы буржуазной идеологии с её свободой индивида, конкуренцией и рыночной экономикой. Противостояние этих двух сил происходило прежде всего на идеологическом уровне. Идеология Ордена иезуитов, представлявшая собой уникальный синтез христианских, феодальных (защита и забота феодалом своего вассала, и ответственность феодала за своего вассала перед Богом), а также, в случае, например, с Латинской Америкой, и коммунистических ценностей, прямо противопоставлялась ценностям либеральным, протестантским.

Поводом для этого идейного конфликта стала эффективная деятельность иезуитов в своих миссиях по всему свету. Так как автор данной статьи специализируется именно на деятельности иезуитов в Латинской Америке, то апеллировать мы будет именно к этому континенту, а заинтересовавшихся данной темой читателей мы отсылаем к нашей книге [7].

Деятельность Ордена иезуитов в Латинской Америке в XVI - XVIII вв., строительство государства высоких христианских ценностей и справедливой экономики

Исходя из анализа источников, мы полагаем, — что конечной целью деятельности иезуитов в Латинской Америке в XVI- XVIII вв. было создание собственного государства в пределах всего континента. Наше мнение идет в разрез с распространённым мнением среди исследователей, что целью Ордена иезуитов было его обогащение [8].

По замыслу иезуитов их государство—империя должна была основываться на высоких христианских идеалах, и похожие идеи были реализованы ими в экономики своих миссий. Из анализа уставных документов Ордена видно, что он позволял своим членам отступать от жёстких церковных догм [9]. Это позволило иезуитам при осуществлении своих планов использовать различные хитрости, навыки и опыт для достижения единой благой цели. В частности, в Латинской Америке иезуиты не пытались строить новую социально- экономическую систему, а использовали под свои задачи самобытные формы государственного строительства, оставшиеся, например, от инков. Инки впервые на континенте создали четкую систему распределения товаров по всей своей империи, благодаря чему добивались добровольной интеграции вновь завоёванных племён в общую экономическую систему, предлагая им товары и продовольствие из других частей империи в обмен на продукты и товары, которые эти племена традиционно производили. Важный факт, что «в империи инков невольничество отсутствовало совсем, а главными заветами были не воруй, не бездельничай, не лги» [10]. Таким образом, инки стремились не поработить, а объединить новые племена в одно инкское государство Тауантисуйо (империя инков), и в этом они оказались на более высоком этапе развития, чем их соседи — ацтеки и майя (рабство у этих цивилизаций было обычным явлением). Эти процессы были замедлены приходом испанских колонизаторов, но не остановлены. Наследниками опыта инков по строительству своей империи объективно стали иезуиты. Понимали это последователи Лойолы или нет, но они возводили своё государство на обломках инкской империи, потому невольно они стали её наследниками и воспроизвели основные её принципы: общественное разделение труда между отдельными провинциями; отсутствие денежного обращения; веротерпимость; общину и единый язык.

Итак, в период с XVI- XVIII вв. последователи Св. Игнатия в Латинской Америке проделали огромную работу по строительству своего государственного объединения. Имеющиеся сегодня в распоряжении документы доказывают, что к середине XVIII в. иезуитам удалось частично приблизиться к достижению своей задумки — по всему континенту были разбросаны иезуитские миссии, внутри которых эффективно работали разнообразные экономические предприятия.

На основе данных источников можно даже дать характеристику христианской империи иезуитов: в области идеологии — это высокие христианские идеалы, которые они пытались применить и в области экономики (принцип конкуренции как между предприятиями и отдельными людьми, был заменен иезуитами на христианский принцип любви к ближнему, помощи ему и труда ради него. Очевидно, что конкуренция как в человеческом обществе, так и в природе является важнейшим стимулом к развитию, однако ведёт как к избыточному расходованию ресурсов, так и агрессивному поведению людей по отношению друг к другу, аналогичному поведению животных и растений в дикой природе, т.е. конкуренция между людьми разрушает нравственные ценности, на которых основывается христианство как идеология.). Это вместе с элементами использования инкского опыта обусловило наличие черт социалистических и даже коммунистических начал, а именно: 1) общественное владение средствами производства и четкая система распределения продуктов и товаров между всеми членами общества; 2) реализация принципа кооперации и специализации предприятий, что обеспечило предприятиям иезуитов работу в атмосфере взаимной поддержки и взаимовыручки. При этом эффективность производства и качество продукции вместо конкуренции обеспечивала идеология государства; 3) денежный оборот внутри миссий был заменен на натуральный (деньги иезуиты использовали только для общения с внешним миром, например, для внешней торговли и уплаты налогов испанской казне). И качество продукции, производимой на иезуитских предприятиях (сукно, хлопок, кружево, зерновые культуры, цитрусовые, табак, чай, кофе, сахар, вино, уксус, красители, древесина, стеклянная посуда, различные изделия из кожи и конского волоса, а также изделия из чугуна, железа, драгоценных и прочих металлов, и пр.), подтверждается ее конкурентоспособностью на внешнем рынке, благодаря чему иезуиты, добившись больших успехов во внешней торговле, стали серьёзными конкурентами Англии.

Эффективная политика иезуитов на местах мешала стремлению крупного европейского капитала проникнуть в страны Нового Света, что видимо и послужило поводом для протестантских стран начать борьбу за закрытие Ордена. Отметим, что три года спустя после закрытия Общества Иисуса в 1776 г. была принята Декларация независимости США. Это наводит на мысль, что наряду с деятельностью иезуитов в Латинской Америке, протестантизм воздвигал свою империю, известную ныне как США, которая базируется на буржуазных и либеральных ценностях, а именно:1) необходимость материального успеха индивида; 2) материальный успех как индикатор богоизбранности; 3) обязательная конкуренции в экономике и обществе.

Итак, несмотря на то, что проект иезуитов в XVIII в. потерпел поражение перед объединёнными крупными капиталистическими протестантскими силами, он наглядно доказал, что и христианство, и коммунизм, имея в своей основе идею создания справедливого общества, могут не только мирно существовать, но и идти вместе. Об этом говорил и покойный лидер Венесуэлы Уго Чавес: «Капитализм — путь дьявола и эксплуатации. Если вы действительно хотите смотреть на вещи глазами Иисуса Христа — который, по-моему, был первым социалистом, — только социализм может действительно создать достойное общество» [11]. Подобное мнение выразил в 2016 г. и президент РФ В.В. Путин: «Если мы посмотрим кодекс строителя коммунизма, который широко тиражировался в Советском Союзе, то он очень напоминает Библию. Это не шутка, это такая выдержка из Библии на самом деле» [12].

Возможные союзники Ордена иезуитов. Общие высокие идеалы католического и православного христианства. Встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе

Итак, среди главных итогов деятельности иезуитов в Латинской Америке до их изгнания в 1767 г. можно назвать синтез католической и инкской идеи о создании единого государства, перекликающаяся с социалистическими и коммунистическими идеалами. Отметим, что русский коммунизм и социализм точно так же базировался на русской общине, корни которой так же лежат в первобытнообщинном строе и сохранились при феодализме благодаря отсутствию в истории России этапа рабовладения. А идейные сходства католического и православного христианства были всегда понятны людям, мыслящим прогрессивно. В связи с этим, можно предположить, что существует некая общность исторических судеб России и стран Латинской Америки по стремлению к высоким христианским ценностям и справедливым идеалам.

Не случайно именно на этом континенте состоялась историческая встреча Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска. Это встреча, первая со времени Великого раскола готовилась 20 лет и прошла на острове Куба 13 февраля 2016 г. именно в тот момент, когда впервые Ватикан возглавил Папа—иезуит и, впервые, выходец из Латинской Америки. Папа приветствовал Патриарха словами: ««Наконец-то мы — братья», предстоятель РПЦ ответил: «Теперь всё легче». В тексте совместной декларации, опубликованной днём позже после проведения встречи, сообщалось: «Возвышая свой голос в защиту преследуемых христиан, мы сопереживаем и страданиям приверженцев иных религиозных традиций, становящихся жертвами гражданской войны, хаоса и террористического насилия (п.9.). В эту тревожную эпоху необходим межрелигиозный диалог. Различия в понимании религиозных истин не должны препятствовать людям разных вер жить в мире и согласии. В нынешних условиях религиозные лидеры несут особую ответственность за воспитание своей паствы в духе уважения к убеждениям тех, кто принадлежит к иным религиозным традициям. Абсолютно неприемлемы попытки оправдания преступных деяний религиозными лозунгами. Никакое преступление не может быть совершено во имя Бога, "потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира" (1 Кор. 14:33). (п.13). Православные и католики нередко трудятся бок о бок. Они отстаивают общие духовные основы человеческого общежития, свидетельствуя о евангельских ценностях (п.14). Будучи открыты к вкладу иных религий в нашу цивилизацию, мы убеждены, что Европа нуждается в верности своим христианским корням (п.16) … Призываем католиков и православных во всех странах учиться жить вместе в мире, любви и единомыслии между собою (п. 24)» [13].

Действительно, если несколько отойти от жёстких церковных догм, то представляется, что католический мир, и прочие традиционные религии ближе к нашему православному миру, чем большинство течений протестантизма и близкой к ним Англиканской церкви. И православному, и католику близки высокие идеалы, подвиги во имя идеи и справедливости, стремление к победе духовного над материальным. А главная идея протестантизма как религиозной основы буржуазного мировоззрения состоит в поощрении Богом праведника именно материальным богатством. Однако, несмотря на эти различия, сегодня РПЦ готова к диалогу с протестантами, всё ещё разделяющих христианские нравственные ориентиры. Так накануне визита Патриарха Кирилла в Великобританию, приуроченного к юбилею православного присутствия на Британских островах, председателем Отдела Внешнецерковных связей (ОВЦС) РПЦ владыкой Иларионом было замечено: «Мы с тревогой следим за происходящими в Англиканском сообществе процессами, связанными с либерализацией нравственного учения некоторыми членами этого сообщества, введением сначала «женского священства», а теперь уже и «женского епископата». Сегодня англиканский мир фактически расколот, и мы поддерживаем тех его представителей, которые отстаивают евангельские нравственные нормы» [14]. В ходе визита в Великобританию 18 октября 2016 г., глава РПЦ Патриарх Кирилл встретился с Королевой Елизаветой II, являющейся главой англиканской церкви и «рассказал Ее Величеству о продолжающемся в России церковном возрождении, которое зримым образом выражается, в частности, в росте числа приходов, о развитии духовного образования и богословской науки, создании новых епархий, развитии различных форм церковного служения. Стороны также обсудили положение христиан в современной Европе» [15].

Политическая борьба внутри Ватикана во второй половине XX – начале XXI вв. и роль Ордена иезуитов. «Опус Деи», Банк Ватикана

Ну а каково положение в самом Ватикане и можно ли категорично заявлять, что в начале XXI веке КЦ представляет собой единую силу и в ней нет место расколу? И какое положение в современной КЦ занимает интересующий нас Орден иезуитов?

Так, например, одним из вопросов до сих пор вызывающих острую полемику остаются результаты Второго Ватиканского вселенского собора, прошедшего ещё в 1960-х гг. ХХ века. На нём КЦ признала иудеев «старшими братьями христиан», а также была снята с них ответственность за «кровь Христова». Этот факт некоторые исследователи трактуют, как сознательный «подрыв» авторитета католической церкви, отступничество.

Также во второй половине XX в. специалисты стали много говорить и о такой организации в КЦ как «Опус Деи» (“Opus Dei”), т.е. «Божье дело». Новый Орден, по мнению советского историка Лазаря Великовича, является «конкурентом» Ордена иезуитов, и выполняет «ту же роль, что некогда Общество Иисуса… ''Опус Деи'' стал закрытой и элитной финансовой организацией, контролирующий посредством своих членов внушительный мировой капитал» [16].

Отметим, что «Опус Деи» был основан в Мадриде в 1928 г. католическим священником Святым Хосемарией Эскрива де Балагер (исп. Josemaría Escrivá de Balaguer). Целью «Опус Деи» было объявлено помогать верующим обрести святость в повседневной жизни, занимаясь обычными земными делами, в частности — профессиональной деятельностью, здесь под этим понимается финансово-экономический сектор. С конца 1950-х гг. редкое испанское правительство обходилось без представителей этого ордена, так кабинет Хосе Мариа Аснара открыто называли филиалом «Опус Деи». Близки к организации были и президент Франции Жискар д´Эстен, и чилийское правительство Пиночета. Папа Иоанн Павел II, лично знакомый с основателем «Опус» Хосе Марией Эскривой, никогда не скрывал симпатий к его сподвижникам и даже решился на небывалое ускорение канонизации Эскривы.

Немаловажный факт, что при Папе Иоанне Павле II, канонизировавшего основателя «Опус», наблюдалось охлаждение между Ватиканом и Московским Патриархатом. Вплоть до того, что «Патриарх Алексей II был вынужден отказаться от встречи с Папой, запланированной на 1997 г., в связи с официальной позицией Ватикана по унии и по прозелитизму (т.е. стремление обратить других в свою веру ­­— Е. Г-Л.)» [17].

Неоднозначны, на наш взгляд, события, непосредственно предшествующие и сопровождавшие интронизацию Папы Иоанна Павла II. Итак, в 1978 г. кардиналы избрали Папой вовсе не Кароля Войтылу, а Альбино Лучани (итал. Albino Luciani), принявшего при интронизации имя Иоанна Павла I. Он был главой Римско-католической церкви на протяжении всего 33 дней - с 26 августа по 28 сентября 1978 г., однако неожиданно скончался. Официальная причина смерти Иоанна Павел I — инфаркт. Однако смерть этого Папы породила множество кривотолков. Например, английский публицист Дэвид Яллоп попытался разобраться в этой теме самостоятельно и в 1984 г. опубликовал свою нашумевшую книгу «Во имя Господа. Кто убил Папу Римского? Тайна смерти Иоанна-Павла I» [18]. Согласно мнению этого английского автора Папа Иоанн Павел I был отравлен (курия так и не позволила произвести патологоанатомическую экспертизу тела Папы, малого того, вопреки традициям тело было кремировано), и причиной тому была его деятельность. Например, «он, в силу своих политических взглядов, не сделал бы того, что сделал в итоге Кароль Войтыла для уничтожения СССР и его союзников» [18], кроме того, Лучани решил проверить вызвавшую у него подозрение деятельность Банка Ватикана (или Институт религиозных дел, сокращ. ИРД или IOR), который как утверждает Дэвид Яллоп, тесно связан с ЦРУ, масонами и, прежде всего, антикоммунистической ложей «П-2» (Пропаганда №2) [18. C.4]. О связях ИРД с мафиозными структурами, а также о его финансовой непрозрачности, регулярно сообщают и различные информационные агентства [19].

Отметим, так же, что в церемонии интронизации Иоанна Павла I участвовала делегация РПЦ во главе с митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Борисом Ротовым), который скончался от инфаркта во время приёма у нового понтифика. Этот трагичный эпизод, так же имеет неоднозначную трактовку. Обстоятельства смерти митрополита Никодима весьма подробно изложены в «Журнале Московской Патриархии» № 11 за 1978 г. А в наше время 12 октября 2009 г. Святейший Патриарх Кирилл возглавил памятные мероприятия, посвященные 80-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова) [20].

Итак, 16 октября 1978 г., новым 264-ым Папой Римский был избран поляк по происхождению Кароль Войтыла или Иоанн Павел II. Важным историческим фактом, является то, что 27 ноября 1983 г. он издал папскую буллу, которая легализовала членство в тайных обществах для католиков. То есть в 1983 г. из католического юридического кодекса был изъят действовавший 200 лет канон № 2335 (принятый Папой Климентом XII в 1738 г.), который запрещал католикам под страхом отлучения от церкви пребывание в масонских ложах. А значит, Иоанн Павел II официально приблизил к Святому Престолу давних врагов Ордена иезуитов — масонов.

Ряд исследователей, в том числе американский биограф Папы Иоанна Павла II теолог, философ и старший сотрудник Центра этики и общественной политики в Вашингтоне Джордж Вайгель (англ. George Weigel), полагают, что охлаждение с Орденом произошло из-за того, что «иезуиты с некоторых пор стали испытывать искушение самодостаточности, что неизбежно приводило к гордыне и ощущению большей святости, чем само освященное традицией руководство Церкви. И в этом смысле у них возникало еще одно искушение: не считаться с мнением церковных авторитетов» [21]. Как бы то ни было, но год спустя после своей интронизации в сентябре 1979 г. Папа Иоанн II обратился с довольно резкими словами к ежегодной Конференции Общества Иисуса, на которой рассматривался вопрос о международной деятельности Общества.

Обращение Папы вызвало у иезуитов самый настоящий шок. В нём Папа сообщил, что: «За столь малый срок я не могу в полной мере оценить положительную деятельность Общества…Хочу сказать, что ваша община давно уже вызывала серьезную озабоченность у всех моих предшественников, а также у Папы, который сейчас говорит с вами». В дополнение к этим весьма неприятным высказываниям Иоанн Павел II напомнил, «что еще Иоанн Павел I хотел послать отцу Аррупе (Генерал Ордена иезуитов с 1965-1983 — Е.Г-Л.) критический отзыв о деятельности Общества, но не успел сделать этого до своей внезапной кончины. Поэтому Папа Иоанн Павел II ставит в известность членов Общества об этом послании и выражает свое полное с ним согласие» [21].

Отметим, что 28—ой Генерал Ордена иезуитов Педро де Аррупе (исп. Pedro de Arrupe) вызывал особую нелюбовь Иоанна Павла II, и очевидно, связанно это было с биографией и деятельностью первого. Так, В 1939 г. Аррупе был послан Орденом иезуитов для ведения миссионерской работы в Японии. После начала Второй мировой войны и вступления в неё Японии, Аррупе был брошен в тюрьму по обвинению в шпионаже, однако через некоторое время он был отпущен. В 1942 г. он стал наставником послушников-иезуитов. Аррупе вместе с ещё семью иезуитами проживал в пригороде Хиросимы в резиденции Ордена, когда 6 августа 1945 г. город подвергся атомной бомбардировке. После взрыва Педро де Аррупе превратил здание иезуитского новициата во временный госпиталь, где, используя свои навыки медика, оказал помощь более двум сотням пострадавших. О взрыве атомной бомбы и событиях после него Аррупе отозвался следующими словами — это «навеки запечатленный в моей памяти опыт чего-то, что не принадлежит истории». Эти слова вызывают ассоциации с деянием Герострата сжёгшего храм Артемиды Эфесской, для того чтобы обессмертить своё имя. Под впечатлением от увиденного, в 1952 г. Аррупе издал свою книгу «Я пережил атомную бомбу», в которой рассказал об ужасных последствиях решения правительства США сбросить бомбу на мирный город [22].

Уже на посту Генерала Ордена иезуитов Аррупе заявил о необходимости реформирования Ордена в соответствии с требованиями времени и решениями Второго Ватиканского вселенского собора (1962 – 1965). В этот период иезуиты усилили свою работу в Латинской Америке в социальной сфере, особенно в области помощи обездоленным людям. Так же особую популярность в этот период у иезуитов получила, распространённая в 1970-е гг. в Латинской Америке теория христианского социализма (например, в Эквадоре и Чили и сегодня существуют христианско-социалистические политические партии) и теологии освобождения (теология освобождения — христианская школа теологии, которая базируется на двух главных принципах, это: 1) вопрос об источнике греха; 2) идея о том, что христиане должны использовать во благо таланты, данные им Богом, включающие интеллект и, в частности, науку. Теологи данного направления используют социологию и экономические науки для изучения феномена бедности, считая, что бедность является источником греха. Этическим последствием прочтения Библии в новой перспективе стало то, что многие из теологов приняли активное участие в политической жизни и считали, что Иисус Христос — не только Утешитель, но также и Освободитель угнетенных. Изначально идеи теологии освобождения активно развивались преимущественно внутри католической церкви после Второго Ватиканского собора. Однако её влияние в католицизме пошатнулось после того, как в 1980-х г. XX в. был издан акт об её официальном осуждении, а теологи освобождения стали преследоваться Папой Иоанном Павлом II). Сам Педро де Аррупе не скрывал свою симпатию к теологии освобождения. Так же в июле 1977 г. Аррупе в течение трёх дней был гостем РПЦ. С согласия митрополита Ювеналия он обратился со словом к верующим, собравшимся в одной из московских церквей [23].

Можно предположить, что такая деятельность Ордена иезуитов шла в разрез с намеченным Папой Иоанном II курсом, цель которого сводилась к поддержке Ватиканом процессов глобализации, хотя и с оговоркой «глобализации в солидарности, глобализации без маргинализации» [24]. В начале августа 1981 г. последовало событие до сих пор вызывающее неоднозначное толкование — возвращаясь из рабочей поездки на Филиппины, отец Аррупе перенес инсульт и у него отнялась половина туловища, он потерял способность говорить. Несколько недель спустя его врачи поставили в известность Ватикан, что с медицинской точки зрения их пациент больше не может занимать какой-либо ответственный пост. После этого Педро де Аррупе подал в отставку, став на тот момент первым в истории Генералом Ордена, который не исполнял эту должность до смерти. А уже осенью 5 октября 1981 г. Папа Иоанн Павел II назначил своим «персональным делегатом» для управления Орденом верного ему отца Паоло Деззу (итал. Paolo Dezza). Этот беспрецедентный акт был кульминацией многолетней напряженности в отношениях между Ватиканом и Обществом Иисуса, вызванной требованием Святого Престола обновить деятельность иезуитов и наполнить ее новым, более «современным содержанием». Такое недопустимое вмешательство во внутренние дела Ордена со стороны Папы вызвало у иезуитов во всем мире настоящее потрясение, сопоставимое только с решением Папы Климента XIV в 1773 г. об уничтожении Общества Иисуса.

Несмотря на это тяжёлое положение, в 1983 г. была созвана Генеральная конгрегация Общества Иисуса, на которой, вопреки желанию Папы, была утверждена кандидатура нидерландца по происхождению Петера—Ханса Кольвенбаха (нидерл. Peter-Hans Kolvenbach) в качестве Генерала. Таким образом, иезуитам удалось отстоять свою независимость.

Отметим, так же, что 20 февраля 2006 г. умер руководитель Банка Ватикана, гражданин США с литовскими корнями, архиепископ Пол Казимир Марцинкус (англ. Paul Casimir Marcinkus). Как сообщают официальные газеты, этот архиепископ был замешан в крупных финансовых махинациях [25], а также, по мнению уже упомянутого Дэвида Яллопа имел тесные связи с ЦРУ.

В 2005 году умершего Иоанна Павла II сменил новый, 265-ый по счёту Папа Римский Бенедикт XVI (2005 – 2013). Мы считаем необходимым отметить, что этот Папа является рыцарем Мальтийского ордена в ранге «Бальи Большого Креста Чести и Преданности» - в иерархии Мальтийского ордена, представленной на их официальном сайте, этот ранг является наградным членством. Принадлежность Бенедикта XVI к старейшему из католических монашеских орденов широко не афишируется в СМИ — автору данной статьи удалось найти подтверждение этого только на интернет-странице самого Мальтийского ордена [26].

Интересными, на наш взгляд, являются обстоятельства проведения Конклава (выборов) 2005 г., по результатам которого 19 апреля был утверждён Бенедикт XVI (до интронизации Иойзеф Ратцингер, нем. Joseph Alois Ratzinger). Согласно статье, опубликованной 23 сентября 2005 г. в итальянском журнале “Limes” (этот журнал считается серьезным изданием и специализируется на вопросах геополитики), реальную конкуренцию кардиналу Ратцингеру на Конклаве составляли два кандидата от Ордена иезуитов, это кардиналы - Карло Мария Мартини (итал. Carlo Maria Martini) и Хорхе Марио Бергольо (исп. Jorje Mario Bergoglio, современный Папа Римский). «Всего 18 и 19 апреля прошло четыре голосования, на каждом из которых второе место после будущего Бенедикта XVI занимал архиепископ Буэнос-Айреса кардинал Хорхе Марио Бергольо…что стало настоящим сюрпризом» [27]. Другая итальянская газета “La Stampa” сообщает, что итальянский кардинал Мартини в ходе первого голосования на Конклаве получил большее количество голосов, чем кардинал Йозеф Ратцингер, будущий Папа Римский.

Приведенные выше обстоятельства получили интересную, на наш взгляд, трактовку у отечественного историка, члена Русского исторического общества Н. Ю. Селищева. «Однако становятся известны подробности его (Бенедикта XVI — Е. Г-Л.) стремительного избрания папой. Его главный противник иезуит кардинал Мартини вдруг уже в 4-м голосовании отдал свои голоса Ратцингеру. Явно, они о чем-то договорились. Другой иезуит - аргентинский кардинал Берголио, получивший заметное число голосов, тоже присоединился к Ратцингеру. Так или иначе, кандидаты—иезуиты Мартини и Берголио заключили союз с Ратцингером. Первое условие этой сделки нам известно — Ратцингер стал Бенедиктом XVI, второе условие держится в тайне. Но суть его ясна — иезуиты получили что-то взамен от нового папы» [28].

Так или иначе, но Папа Римский Бенедикт XVI (2005 – 2013) действительно отказался от жёсткой риторики своего предшественника в отношении Ордена иезуитов. Напротив, «Святой Отец дважды явил свою глубокую любовь» к иезуитам: 10 января 2008 г. он направил 35-ой Генеральной конгрегации Общества Иисуса послание, а также пригласил её членов 21 февраля 2008 г. на аудиенцию. Как отмечают сами иезуиты: «В своем обращении Папа Бенедикт XVI открыто заявил о своем доверии, духовной близости и глубоком уважении к Обществу Иисуса, и его слова тронули наше сердце, с новой силой пробуждая в нас желание служить Церкви в этом мире… С глубокой любовью являя нам живое видение нашей миссии и служения Церкви, он, казалось, говорил нам: обратите взор свой в будущее, “дабы оправдать возложенные на вас ожидания” …Такими исполненными значения словами Папа решительно указал нам будущее нашей миссии. Эта миссия была обозначена им четко и ясно: защита и распространение веры, побуждающие открывать новые горизонты и достигать новых социальных, культурных и религиозных рубежей…что открывает для нас новую эпоху» [29].

В своём обращении к 35-ой Генеральной конгрегации Папа Бенедикт XVI так же подчеркнул, что: «несправедливость, порождающая бедность, имеет структурные причины, с которыми необходимо бороться, и что к участию в этой борьбе побуждает сама вера, ибо выбор в пользу бедных присущ самой христианской вере в Бога, Который обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою» [30]. Здесь следует сделать оговорку, что обращение Папы совпало с волной мирового экономического кризиса 2007- 2009 гг.

Такая позиция Святого Центра вызвала воодушевление в рядах иезуитов, и на той же 35-ой Генеральной конгрегации они озвучили и свою озабоченность некоторыми социальными процессами. Например, что «Нынешние потребительские культуры воспитывают в людях не рвение, но, скорее, зависимость и навязчивые состояния. Им нужно противостоять. Сострадательный отклик на эти нездоровые культурные явления необходим и неизбежен, если мы хотим участвовать в жизни своих современников» [31]. Иезуиты высказали и свою озабоченность процессами глобализации [31, п. 20, 25].

Неожиданное отречение Бенедикта XVI в феврале 2013 г. от папства породило множество теорий. Одни исследователи склонны полагать, что связанно это было с почтенным возрастом Папы (на момент отречение ему было 86 лет), другие полагают, что связанно это было с противоречиями внутри Ватикана и многочисленными информационными атаками, включая скандалы о гомосексуализме и педофилии ряда служителей католического сана. Факты свидетельствуют и о том, что Бенедикта XVI, так же как Иоанн Павел I решил проверить деятельность Банка Ватикана, но в отличие от него успел довести это дело до конца. Так, «в сентябре 2009 г. он привлек в качестве главы IOR человека со стороны — авторитетного банкира Готти Тедески. Однако потребовавшего строгого соблюдения правил новичка здесь встретили в штыки, и уже в мае 2012 г. г-ну Тедески пришлось подать в отставку. По его словам, он “оказался слишком близко к правде”. К попыткам Бенедикта XVI докопаться до этой самой правды о финансовых механизмах IOR следует отнести и созданное им в конце 2010 г. ведомство финансового надзора Autorita per la Informazione Finanziaria, возглавить которое он пригласил участника скандальных разоблачений в концерне Siemens Ренэ Брюльхарта» [32].

Можно так же предположить, что роль этого 265-го Папы Римского состояла в том, чтобы подготовить почву для прихода своего преемника из числа Ордена иезуитов, что могло быть одним из условий возможного соглашения на упомянутом выше апрельском Конклаве 2005 г. Как сообщает официальная пресса Ватикана, сегодня Папу в отставке и правящего Папу-иезуита связывают «чудесные, отечески—братские отношения» [33].

Проанализированные выше события дают нам достаточно чёткую картину о значимой политической роли Ордена иезуитов в Ватикане во второй половине XX – начале XXI вв., а значит, мнение ряда исследователей о кризисе внутри Ордена и его проигрыше «Опус Деи» может быть поставлена под сомнение.

Избрание Папы—иезуита Франциска. Диалог с Московским Патриархатом

Очевидной победой иезуитов стало избрание 13 марта 2013 г. нового 266—ого Папы Римского. Впервые им стал выходец из Латинской Америки и впервые — член Ордена иезуитов — кардинал из Аргентины Хорхе Марио Бергольо, взявший себе при интронизации имя Франциск (лат. Franciscus, итал. Francesco). Выбор этого имени Папа объяснил три дня спустя после своего избрания следующими словами: «Я выбрал имя Франциска Ассизского, потому что хочу, чтобы Церковь была для бедных, чтобы защищала мир и заботилась о Творении…в связи с бедными, я сразу же вспомнил Франциска Ассизского. А пока шёл подсчет голосов (речь идёт о голосовании за того или иного кандидата на должность Папы — Е.Г-Л.), я подумал о войнах. Франциск — человек мира. Вот так и вошло это имя в мое сердце: Франциск Ассизский. Человек бедности, человек мира, человек, любящий и охраняющий Творение… Ах, как бы я хотел, чтобы Церковь была бедной и для бедных!» [34].

Папа—иезуит пока продолжает политику в отношении расследования деятельности Банка Ватикана, начатой его предшественником и остановленной во времена Иоанна Павла II. Для этого в июне 2013 г. он учредил специальную комиссию для проверки деятельности Банка, а в октябре этого же года был опубликован первый годовой отчет за всю историю Банка. А в апреле 2014 г. Папа одобрил план реформы Банка и по сообщению пресс—службы Ватикана: «Институт религиозных дел будет и впредь служить католической церкви по всему миру с должной осмотрительностью и предоставлять ей специализированные услуги… Ценные услуги, которые может предложить институт, помогают Папе в осуществлении миссии вселенского пастыря» [35]. Интересный факт, что за день до выступления со своим первым «Апостольским обращением («Evangelii Gaudium») 25 ноября 2013 г. Папа Франциск принял на аудиенции в Ватикане Президента РФ Владимира Путина. По сообщению официального протокола, их разговор прошёл тет-а-тет и занял тридцать пять минут [36].

Первое обращение Папы-иезуиты вошло в историю под названием «революционное» или «чистый марксизм». Приведём лишь самые значительные мысли, это: призыв к церкви стать ближе к народу посредством миссионерства, евангелизации и «открыв двери Таинств»; греховность индивидуализма; призыв к «здравой децентрализации», т.е. не страшиться пересмотра тех церковных обычаев, которые «не связаны напрямую с сутью Евангелия»; отказаться от церкви «навязчивых идей и процедур»; призыв к «революции милости»; обличение современной экономической системы «несправедливой в корне», и призыв к диалогу с мусульманами, агностиками и неверующими [37]. «Большую евангелизационную значимость имеет экуменический диалог, прежде всего с православными, у которых можно поучиться «епископской коллегиальности и соборности», а также диалог с иудеями и мусульманами, агностиками и неверующими» [37, п. 246]. Внимательный анализ этого «Апостольского обращения» позволяет сделать вывод, что в нем отражены основные идеологические принципы самого Ордена иезуитов, коротко сформулированные ещё Св. Игнатием: «Служение веры и распространение справедливости». Это и отразил Папа—иезуит Франциск в своем Апостольском обращении, призвав мировых лидеров к борьбе с нищетой и неравенством. «По мнению понтифика, в мире сложилась неправильная система приоритетов. Его возмущение вызвал тот факт, что смерть бездомного не попадает в новости, а изменение банковского индекса на два процента становится сенсацией» [38].

Но самым главным, безусловно, является то, что главная идея Ордена иезуитов не изменилось, как и 477 лет назад этот Орден стремится к победе справедливого общества, основанного на высоких духовных идеалах. И видимо схожесть в этом идейном начинании сделала сегодня возможным сближение Ватикана и Московского Патриархата и признание братства и духовного единения двух ветвей христианства.

Однако не всё обстоит так просто, у активного диалога КЦ и РПЦ можно встретить и людей, боящихся этого возможного сближения и скептиков, и недоброжелателей. Так, например, Украинская Греко—католическая церковь (УГКЦ) «Выступила с жесткой критикой Совместного заявления Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Франциска, руководство УГКЦ не прекращает враждебные по отношению к Московскому Патриархату и Украинской Православной Церкви заявления и действия. Особенно недопустимыми по тону стали заявления верховного архиепископа УГКЦ Святослава Шевчука в адрес православных верующих, принявших участие во Всеукраинском крестном ходе мира, любви и молитвы за Украину. Одновременно греко—католическое руководство продолжает развивать тесные отношения с раскольниками, тем самым грубо попирая принцип уважения к каноническим нормам, принятый в православно-католических отношениях» [39].

Несмотря на возникающие трудности РПЦ и РКЦ продолжают активно сотрудничать, что доказывает, например, заявление, сделанное после встречи председателя ОВЦС с Папой Франциском 15 сентября 2016 г.: «Стороны отметили плодотворное развитие сотрудничества Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в области культуры. За последний год получила развитие программа обмена учебными поездками священников и студентов богословия из Римско-Католической Церкви и Московского Патриархата в Москву и Рим соответственно для более глубокого знакомства с традициями, а также современной жизнью двух Церквей. Собеседники согласились, что данный проект имеет большие перспективы и должен осуществляться на ежегодной основе» [40]. А в марте 2017 г. о стало известно, что Московский Патриархат одобрил празднование православными верующими ирландского праздника — «Дня Святого Патрика» [41].

В свою очередь, на пути к реальному диалогу КЦ сделала огромный шаг, осудив унию, что было зафиксировано в совместной декларации Папы и Патриарха в феврале 2016 г.: «Сегодня очевидно, что метод "униазма" прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства» [13]. Однако, к сожалению, это вопрос остаётся до конца не решённым. В связи с конфликтом на Украине «Действия греко—католиков на Украине и их агрессивная риторика в адрес Православной Церкви свидетельствуют о том, что уния продолжает оставаться кровоточащей раной на теле мирового христианства и главным камнем преткновения в православно—католическом диалоге» [42], — подчеркнул председатель ОВЦС на XIV пленарной сессии Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, прошедшей в сентябре 2016 г.

36—ая Генеральная конгрегация Ордена иезуитов и избрание нового 31—го Генерала Ордена

В начале осени 2016 г. состоялась 36—ая Генеральная конгрегация Общества Иисуса, на которой был избран новый, 31—ый Генеральный настоятель Ордена иезуитов или Генерал. Им стал 68—летний священник из Венесуэлы отец Артуро Соза Абаскаль (исп. Arturo Sosa Abascal). Напомним, что предыдущий Генерал Ордена отец Адольфо Николас (исп. Adolfo Nicolás) попросил об отставке в связи с плохим здоровьем [43]. Новый Генерал Ордена является первым за всю историю этой организации выходцем не из европейской страны, и первым из Латинской Америки. Выбор в пользу венесуэльца был сделан после того, как «в течение первой недели работы Конгрегации делегаты заглушили доклад о положении Общества, что позволило выбрать правильную кандидатуру на пост Генерала» [44].

День спустя, 15 октября 2016 г. в рамках торжественного посвящения в должность Генерала Ордена Артуро Соза выступил перед собравшимися в соборной церкви Ордена Иль—Джезу (La chiesa del Santissimo Nome di Gesù) в Риме со своей проповедью, озаглавленной «Мы хотим внести свой вклад в то, что кажется невозможным». Текст выступления доступен на официальном сайте Ордена и представлен пока на трёх языках: испанском, итальянском и английском. Итак, в своей короткой речи новый Генерал затронул важные точки развития Общества, среди них: «беречь апостольскую основу Общества (оригинальные выделения в тексте сохранены — Е. Г-Л.). А это тесно связано с глубокой духовной жизнью каждого члена общины, в которой мы разделяем и жизнь, и миссию; совершенствование души необходимо, чтобы оставаться на связи с интеллектуальным миром и лучше понимать современный исторический этап развития человечества и способствовать поиску решений преодоления бедности, неравенства и угнетения; другой важной темой является справедливость. Мы хотим внести свой вклад в то, что кажется невозможным сегодня: примирившееся в идеи справедливости человечество, живущее в мире в уютном доме, в котором есть место для всех, потому что мы признаем всех людей братьями и сестрами, сыновьями и дочерями одного Бога; сотрудничество с другими людьми. Мы хотим щедро сотрудничать с другими людьми как в Церкви, так и вне её лона, что и есть миссия Иисуса Христа; предназначение Общества. В сотрудничестве мы будем искать новых союзников, чтобы стать частью апостольской основы… Настоящие иезуиты члены этой универсальной основы призваны защищать богатство мультикультурализма как лицо всего человечества, созданного по образу и подобию Божьему» [45]. По окончании евхаристии новоизбранный Генерал Ордена направился к мощам Св. Игнатия, но прежде помолился перед могилой 28—го Генерала Ордена Педро Аррупе.

А уже 24 октября, в отличии от установившейся традиции приглашать на встречу глав религиозных орденов в Ватикан, Папа Римский Франциск лично посетил Генеральную конгрегацию Общества Иисуса в Риме и обратился к её делегатам с обширной речью, после которой ответил на вопросы из зала [46]. Суть послания Папы к иезуитам, отражена в названии его речи: «Церковь нуждается в вас, чтобы достичь тех задач, которые другие не могут достичь» [46]. В своём обращении Папа призвал иезуитов: «направляться к отверженным и распятым с радостью Евангелия» [46].

Таким образом, проповедь новоизбранного 31—го Генерала Ордена иезуитов даёт понять, что и сегодня Орден все также придерживается идеалов справедливости, равенства и братства и готов к диалогу как с представителями других религий, так и атеистов.

Итак, на основе рассмотренного в статье материала, можно утверждать, что накануне 500—летия Реформации, который будет отмечаться с 31 октября по 1 ноября 2017 г., её идейный оппонент - Орден иезуитов, как и много столетий назад, продолжает борьбу с несправедливой экономической системой и духовным обнищанием людей. Главным идеологическим противником иезуитов является либеральный протестантизм, апологетом которого, прежде всего, остаются англо—саксонские страны, а также масонство. В 1773 г. Орден иезуитов уже проиграл в этой борьбе, но история предоставляет ещё одну попытку, и в такой ситуации Ордену будет тяжело действовать в одиночку, ему нужны союзники — религии традиционных ценностей: православие, ислам, иудаизм. Можно предположить, что главная задача, которая стоит сейчас перед миром христианским (католическим и православным) — найти себе союзника в виде различных политических сил, отстаивающих гуманистические идеалы и превосходство духовного над материальным, а также борющихся за победу общественных ценностей над индивидуализмом. И по эту сторону сил оказываются и традиционные религиозные конфессии, и атеисты — сторонники коммунистических ценностей и марксистской идеологии. Возможно, отсюда образ Папы Франциска, как «Папы для бедных», не случайно в одном из своих интервью он признал, что и среди марксистов «много прекрасных людей» [47].

Кроме того, иезуиты продолжают расширять своё влияние в мире. Возможно, отсюда стоит искать причины отставки Великого магистра самого старейшего рыцарского ордена Римско—католической церкви — Мальтийского, которая произошла в конце января 2017 г. [48] Однако, как изменится политика самого Мальтийского ордена после этого, покажет время.

References
1. Toinbi A. Postizhenie istorii. M.: Izd-vo. Progress, 1990. C. 226.
2. Ofitsial'nyi sait Obshchestva Iisusa v Rossii i SNG // jesuit.ru. URL: http://www.jesuit.ru/ (data obrashcheniya: 12.01.2017).
3. Chetverikova O. N. Izmena v Vatikane, ili Zagovor pap protiv khristianstva. M.: Eksmo, 2011. S. 3.
4. Minaev V. N. Tainoe stanovitsya yavnym. M.: Voennoe izdatel'stvo Ministerstva oborony Soyuza SSR, 1960. 376 s.
5. Rybalka A., Sinel'nikov A. Interv'yu s masonom. M.: Izd-vo «Zhivoe vremya», 2009. 256 s.
6. Ofitsial'nyi sait Ob''edinennoi velikoi lozhi Anglii. URL: http://www.ugle.org.uk/
7. Galibina-Lebedeva E. S. Orden iezuitov v Latinskoi Amerike, XVII-XIX vekov: na primere Ekvadora. M.: Nauka, 2014. 334 s.
8. Grigulevich I. R. Krest i mech: Katolicheskaya tserkov' v Ispanskoi Amerike XVI-XVIII vv. M., Nauka,1977. 295 s.
9. Ulozheniya Instituta Obshchestva Iisusa, odobrennye i utverzhdennye Verkhovnym Pontifikom Pavlom III v Apostol'skom Poslanii Regimini militantis Ecclesiae ot 27.09.1540.
10. Larin E. A. Vseobshchaya istoriya: latinoamerikanskaya tsivilizatsiya. M.,Vysshaya shkola, 2007. S. 78.
11. Chavez. Bush Has Called Me Worse Things. URL: http://content.time.com/time/world/article/0,8599,1538296,00.html (accessed date: 11.02.2017).
12. Putin priznalsya v simpatii k sozvuchnoi Biblii kommunisticheskim ideyam // interfax.ru // interfax.ru: URL: http://www.interfax.ru/russia/491445 (data obrashcheniya: 10.12.2017).
13. Tekst sovmestnogo zayavleniya patriarkha Kirilla i papy rimskogo // ria.ru: Setevoe izdanie «RIA Novosti». URL: https://ria.ru/religion/20160213/1373737695.html (data obrashcheniya: 12.02.2017).
14. Mitropolit Volokolamskii Ilarion: Vizit Patriarkha v London ukrepit vzaimnoe doverie // patriarchia.ru. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4638513.html (data obrashcheniya: 12.01.2017).
15. -18 oktyabrya sostoyalsya vizit Svyateishego Patriarkha Kirilla v Velikobritaniyu // patriarchia.ru: Ofitsial'nyi sait Moskovskogo Patriarkhata. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4644677.html (data obrashcheniya: 14.01.2017).
16. Velikovich L.N. Chernaya gvardiya Vatikana. 2-e izd., dop. M.: Mysl', 1985. S. 242.
17. Mitropolit Ilarion: Glavnoe v moei zhizni – eto Tserkov' // hilarion.ru. URL: http://www.hilarion.ru/social/mitropolit-ilarion-glavnoe-v-moey-zhizni-eto-tserkov.html (data obrashcheniya: 14.01.2017).
18. Yallop D. Vo imya Gospoda. Kto ubil Papu Rimskogo? Taina smerti Ioanna-Pavla I. – M.: AST, 2010. 480 c.
19. Papa rimskii proverit Bank Vatikana // interfax.ru. URL: http://www.interfax.ru/world/315173 (data obrashcheniya: 14.01.2017).
20. Svyateishii Patriarkh Kirill vozglavil pamyatnye meropriyatiya, posvyashchennye 80-letiyu so dnya rozhdeniya mitropolita Nikodima (Rotova) // patriarchia.ru. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/812169.html (data obrashcheniya: 15.01.2017).
21. Veigel D. Svidetel' nadezhdy: Ioann Pavel II. Per. s angl. / D. Veigel.-M.: Izd-vo AST, 2001. S. 386.
22. Arrupe P. Yo viví la bomba atómica. – Bilbao: Editorial: Mensajero, 2010.
23. Koval' A. Iezuity v Rossii: XX vek. // jesuit.ru. URL: http://www.jesuit.ru/ru/component/jdownloads/finish/2-documents-for-download/5-iezuity-v-rossii-xx-vek?Itemid=401 (data obrashcheniya: 16.01.2017).
24. Papa Ioann Pavel II. Spravedlivost' kazhdogo – istochnik mira dlya vsekh. Poslanie po sluchayu Vsemirnogo dnya mira, 1 yanvarya 1998 goda, 3. Tsit. po: Dekrety 35-oi General'noi Kongregatsii Obshchestva Iisusa. Dekret 3 «Zadachi nashei missii segodnya», p. 30.
25. Skonchalsya byvshii glava Vatikanskogo banka arkhiep. Pol Martsinkus // Katolik.ru: Khristianskii katolicheskii portal. URL: ttp://www.katolik.ru/component/content/article/1016-archive/76447-st8499.html (data obrashcheniya: 16.01.2017).
26. Benedict XVI receives The Grand Master of the Order // orderofmalta.int: ofitsial'naya stranitsa Suverennogo Mal'tiiskogo Ordena. URL: http://www.orderofmalta.int/news/40040/benedict-xvi-receives-the-grand-master-of-the-order/?lang=en (accessed date: 18.02.2017).
27. V ital'yanskuyu pressu prosochilis' slukhi o podrobnostyakh poslednego konklava // blagovest-info.ru: Agentstvo religioznoi informatsii Blagovest. URL: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=2027 (data obrashcheniya: 18.01.2017).
28. Selishchev N. Yu. Politika Vatikana: slova i dela // rv.ru: internet-versiya gazety «Russkii Vestnik». URL: http://rusk.ru/st.php?idar=323746 (data obrashcheniya: 12.02.2017).
29. Dekrety 35-oi General'noi Kongregatsii Obshchestva Iisusa. Dekret 1 «S novym rveniem i voodushevleniem», p.1, 5, 6, 16. URL: http://www.jesuit.ru/images/jesuits/gc/CG35_Decr1a_Benedetto_XVI_RUS.pdf (data obrashcheniya: 12.01.2017).
30. Obrashchenie Papy Benedikta XVI k 35 General'noi kongregatsii Obshchestva Iisusa, 21 fevralya 2008 g., paragraf 8.
31. Dekrety 35-oi General'noi Kongregatsii Obshchestva Iisusa. Dekret 2 «Ogon', vozzhigayushchii drugie ogni», p. 21. // jesuit.ru. URL: http://www.jesuit.ru/images/jesuits/gc/CG35_Decr3Mission_RUS.pdf (data obrashcheniya: 12.01.2017).
32. Benedikt XVI ne smog raskryt' finansovye tainy Vatikana // rbcdaily.ru: Ofitsial'naya stranitsa gazety «RBK daily». URL: http://rbcdaily.ru/world/562949985714982 (data obrashcheniya: 19.01.2017).
33. Papa Benedikt XVI rasskazal o svoikh otnosheniyakh s preemnikom na prestole svyatogo Petra i ob''yasnil, pochemu on ushel na pokoi // ru. radiovaticana.va. URL: http://ru.radiovaticana.va/news/2016/08/26/papa_benedikt_xvi_rasskazal_o_svoikh_otnosheniyakh_s_preemnikom_/1253739 (data obrashcheniya: 19.01.2017).
34. Papa rasskazal SMI, pochemu on vybral sebe imya Frantsisk, i ob''yasnil, kto glavnyi v Tserkvi // catholic-info.at.ua: Katolicheskii informatsionnyi sait v Respublike Ukraine. URL: http://catholic-info.at.ua/news/papa_rasskazal_smi_pochemu_on_vybral_sebe_imja_francisk_i_objasnil_kto_glavnyj_v_cerkvi/2013-03-16-2325 (data obrashcheniya: 20.01.2017).
35. Papa Frantsisk podderzhal plan reformy Banka Vatikana // interfax.ru. URL: http://www.interfax.ru/world/369976 (data obrashcheniya: 21.01.2017).
36. Putin podaril Pape Rimskomu ikonu, pontifik prezidentu – maioliku // itar-tass.com URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=53573 (data obrashcheniya: 21.01.2017).
37. Apostol'skoe obrashchenie «Evangelii Gaudium»: neobkhodimy reformy struktur i novye metody // ru. radiovaticana.va: russkoyazychnaya versiya saita «Radio Vatikana». URL: http://ru.radiovaticana.va/news/2013/11/26/apostol'skoe_obrashchenie_«evangelii_gaudium»:_neobkhodimy_reformy/rus-750073 (data obrashcheniya: 22.01.2017).
38. Papa Rimskii osudil «dikii kapitalizm» // vz.ru: Ofitsial'nyi sait gazety «Vzglyad». URL: http://www.vz.ru/news/2013/11/26/661450.html (data obrashcheniya: 22.01.2017).
39. Mitropolit Ilarion vstretilsya s prefektom Kongregatsii po delam vostochnykh tserkvei kardinalom L. Sandri // hilarion.ru: Ofitsial'naya stranitsa Mitropolita Volokolamskogo Ilariona. URL: http://www.hilarion.ru/social/mitropolit-ilarion-vstretilsya-s-prefektom-kongregatsii-po-delam-vostochnykh-tserkvey-kardinalom-l-s.html (data obrashcheniya: 22.01.2017).
40. Mitropolit Ilarion vstretilsya s papoi rimskim Frantsiskom // hilarion.ru. URL: http://www.hilarion.ru/social/mitropolit-ilarion-vstretilsya-s-papoy-rimskim-frantsisko.html (data obrashcheniya: 08.02.2017).
41. V mesyatseslov Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi vklyucheny imena drevnikh svyatykh, podvizavshikhsya v zapadnykh stranakh //patriarchia.ru. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4829992.html (data obrashcheniya 09.03.2017).
42. Mitropolit Ilarion: "Uniya prodolzhaet ostavat'sya glavnym kamnem pretknoveniya v pravoslavno-katolicheskom dialoge // hilarion.ru. URL: http://www.hilarion.ru/social/mitropolit-ilarion-uniya-prodolzhaet-ostavatsya-glavnym-kamnem-pretknoveniya-v-pravoslavno-katoliche.html (data obrashcheniya: 08.02.2017).
43. V Rime izbran 31-i General'nyi nastoyatel' Obshchestva Iisusa // sib-catholic.ru: "Sibirskaya katolicheskaya gazeta", izdanie rimsko-katolicheskoi Preobrazhenskoi eparkhii v Novosibirske. URL: http://sib-catholic.ru/otets-arturo-sosa-abaskal-sj-31-generalnyiy-nastoyatel-obshhestva-iisusa/ (data obrashcheniya: 08.02.2017).
44. Hacia la 36ª Congregación General de la Compañía de Jesús // es.radiovaticana.va: Ispanoyazychnaya versiya saita «Radio Vatikana». URL: http://es.radiovaticana.va/news/2016/09/27/hacia_la_36ª_congregación_general_de_la_compañía_de_jesús/1261085 (data obrashcheniya: 16.0122017).
45. “Queremos contribuir a lo que parece imposible” – homilía del P. Sosa // gc36.org: razdel, posvyashchennyi 36-oi General'noi Kongregatsii na ofitsial'nom saite Obshchestva Iisusa. URL: http://www.gc36.org/es/contribuir_imposible/ (data obrashcheniya: 16.02.2017).
46. El Papa a los Jesuitas: la Iglesia los necesita para llegar a los lugares a los que otros no llegan o les resulta difícil hacerlo // es.radiovaticana.va URL:http://es.radiovaticana.va/news/2016/10/24/el_papa_a_los_jesuitas_la_iglesia_los_necesita/1267344 (data obrashcheniya: 17.02.2017).
47. Papa Rimskii priznaet: i sredi marksistov mnogo "prekrasnykh lyudei" // interfax.ru. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=53801 (data obrashcheniya: 19.02.2017).
48. Papa Rimskii prinyal otstavku velikogo magistra Mal'tiiskogo ordena // www.ria.ru. URL: https://ria.ru/religion/20170125/1486461321.html (data obrashcheniya: 19.02.2017).
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.