Статья 'Анализ архитектурной типологии жилых зданий в Аддис-Абебе' - журнал 'Урбанистика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Urban Studies
Reference:

The analysis of architectural typology of residential buildings in Addis Ababa

Merdassa Feven

Postgraduate student, Engineering Academy, Peoples' Friendship University of Russia

117198, Russia, Moskva oblast', g. Moscow, ul. Miklukho-Maklaya, 6

fifizita.2687@gmail.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2310-8673.2021.1.35306

Received:

22-03-2021


Published:

19-05-2021


Abstract: The urgent problem of growing housing demand of urban population and solution of environmental crises of the XXI century, testifies the need to apply the local knowledge in creating the economically sustainable and cultural sensitive architecture and urban environment like never before. Search for a stable solution requires not only a clear understanding of the needs of current generation, but also grasping the experience of the past. This problem is particularly relevant in the cities that experience rapid urbanization, although culture and tradition also remain important. The object of this research is the different types of residential buildings in Addis Ababa. The article provides a brief historical overview of housing policy and examines the typology of housing architecture in Addis Ababa. In the course of this research, the author analyzed and generalized the documents and resolutions on the urban development policy and land management, as well as employed the methods of analysis, systematization, and comparison of the Russian experience of housing development. The examination of historical prerequisites of development of the city revealed the role of sociopolitical and socioeconomic factors in evolution of the typology of its architecture. The author's contribution consists in the analysis and determination of architectural types of residential buildings of the city. The main conclusion lies in realization of the importance of implementation of the principles of folk architecture for sustainable housing construction in the XXI century, while preserving cultural integrity of the city.


Keywords:

housing, city, construction, vernacular architecture, informal settlement, architectural typology, traditional building materials, sustainable development, cultural continuity, cultural sustainability

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

На протяжении всей истории наши предки осмысленно справились с силами природы и климатом местности, находя культурно адаптированные решения, балансируя между своими потребностями и стремлениями при этом сохраняя природу. Народная архитектура как выражение культуры, образа жизни и эстетических ценностей местного населения является важным средством подтверждения прошлого и визуального выражения их истории. Однако, роль народной архитектуры в поисках архитектурных решений, отвечающих требованиям XXI в., следует рассматривать не просто как ностальгию по прошлому, а как источник вдохновения для будущего. Помимо обеспечения преемственности в сохранении культурной самобытности, в своей работе Кеннет Фремптон подчеркнул тот факт, что акцент на особенностях региональной архитектуры позволяет решать такие проблемы как: придание разнообразия городской застройке; оживление экономики; и минимизация затрат и воздействия строительства на окружающую среду [1].

Жилье, как важная часть застройки любого города, играет определяющую роль в формировании устойчивой городской среды. Анализ типологии городского жилья позволяет найти архитектурное решение в гармонии с природой, обеспечивающее культурную целостность места. Данная работа посвящена историческим предпосылкам появления различных типов жилья и выявлению архитектурной типологии жилых зданий Аддис-Абебы.

Методика исследования включает в себя: изучение библиографических источников и интернет-ресурсов; концептуальных и реализованных проектных решений; анализ и систематизацию отечественного опыта проектирования и строительства жилья; и графоаналитический метод систематизации материала.

Основной целью является анализ предпосылок возникновения и выявление типологии жилых зданий. Архитектурная типология зданий и сооружений, как один из важнейших разделов архитектурной науки, позволяет систематизировать и разрабатывать основные принципы формирования типов зданий и сооружений с учетом их предпочтительных черт и характеристик [2].

Эфиопия — древняя страна с долгой историей политических изменений как внутри страны, так и по отношению к остальному миру. Постоянно меняющаяся социально-политическая система внутри страны привела к традиции перемещения главной резиденции правительства. До конца XIX века, города как Йеха, Аксум, Лалибела, Тегулат, Гондар, Магдала, Анкобер, Мекеле и др. служили в качестве временных столиц «подвижных столиц» правящего государства [3]. В 1886 году город Аддис-Абеба был основан как экономический и дипломатический центр и столица страны. Его дипломатическое значение быстро росло особенно с 1950 года [4][5]. В настоящее время в Аддис-Абебе проживает чуть больше 5 миллионов человек с годовым темпом роста 4,42%, и ожидается, что к 2035 году население вырастет до 8,9 миллиона человек [6]. Город отличается теплым умеренным климатом с сухой зимой и теплым летом, а также сложным сочетанием высокогорных климатических зон со средней годовой температурой 16 – 18 oC. Благодаря высокому и недалекому расположению от экватора, температура довольно стабильна в течение всего года, при этом прогнозируется повышение сезонных температур на 1,5 – 2 oC.

Столица прошла через три различные системы управления: монархическая (1886–1974, с коротким перерывом во время итальянской оккупации с 1936 по 1941 год), социалистическая (1975–1991) и демократическая (1991–до н.в.), играющие важную роль в формировании различных типов жилья в городе.

Город был образован как гарнизонный и расширялся без руководящего генерального плана, в результате наблюдаем преимущественно органическую и крайне нерегулярную планировку без четкого функционального зонирования [7]. Несмотря на это, вклад отечественных и зарубежных архитекторов и градостроителей является неотъемлемой частью его морфологической и пространственной идентичности. В целом существующая структура и морфология города представляют собой гибрид планирования и спонтанного роста или расширения.

Первоначальная социально-пространственная организация города отражала традиционную планировку военного лагеря. Схема расселения была основана вокруг трех основных политических, экономических и культурных узлов: императорского дворца (Гебби) в холмистой части города; рынка (Арада); и церкви (Святой Георгия) [8][9]. Самое раннее известное государственное регулирование пространственной организации городской структуры XX века восходит к провозглашению 1907 года, узаконившему частную собственность на городскую землю в Аддис-Абебе [10].

В первые годы дом из глины (локально известный как йесар беат), являющийся преобладающим типом народного жилья в Эфиопии, был доминирующей типологией жилья в Аддис-Абебе. Это одноэтажный круглый дом с конической соломенной крышей и стенами, возведенный из деревянных столбов из эвкалипта или другого доступного дерева и оштукатуренный раствором чика — смесью глины, соломы и воды [4]. По планировочной организации участка, хозяйственный (традиционная кухня) и санитарный блок расположены за пределами главного дома во дворе. Эти дома были построены с использованием местных строительных материалов и традиционной технологии постройки «чика».

В столице также строили дома прямоугольной формы в плане, с каменными стенами и декоративными деревянными рамами на крышах; деревянными лестницами, оконными и дверными рамами; и деревянными столбами на верандах и балконах, передающие домам уникальный вид [7]. Появление такого способа строительства можно отнести к следующим факторам: иностранное влияние, в основном связанное с прибытием иностранцев из разных частей мира, таких как греки, арабы, индийцы, армяне, французы, итальянцы и другие, которые были в основном торговцы, ремесленники и строители; доступ к альтернативным строительным материалам благодаря открытию в 1917 железнодорожного вокзала Легехар в центре Аддис-Абеба с конечной станцией железнодорожной линии Эфио-Джибути (1894–1917) [8]. С доступом к альтернативным строительным материалам, народный круглый дом из глины превратился в одноэтажный глиняный дом прямоугольной формы с односкатной или двускатной крышей из профилированного кровельного листа. Подобно круглым домам, основная несущая конструкция этих домов (локально известных как йечика беат) возведена из дерева. Как отметил Клоостербоер, примерно в 1912 году в городе насчитывалось 14000 домов традиционной постройки, 2000 палаток и 200 домов в европейском стиле [7].

В дополнении к традиционному жилищному строительству, в 1910–1920-х годах в городе активно развивалась инфраструктура, в результате чего были построены Национальный дворец, гостиница Тайту, железнодорожная станция Легехар и большинство нынешних государственных больниц.

За короткий период итальянской оккупации (1936–1941), в городе появился новый типа дома – виллы из кирпича и дерева со скатной крышей из профилированного кровельного листа. Эти дома сохранились до наших дней и их можно увидеть в районе Касанчис [11]. Для такого типа домов характерно отдельно стоящее малоэтажное здание с небольшим придомовым участком и хозяйственным блоком в задней части дома.

В постколониальный период, особенно в конце 1950-х – начале 1960-х годов, в городе велось масштабное строительство общественных зданий при участии архитекторов, таких как Анри Шометт (Франция), Артуро Мездедими (Италия), Залман Енав (Израиль), Иван Штраус (Сербия) и Майкл Тедрос (Эфиопия). Данная строительная рость была направлена на то, чтобы представить Аддис-Абебу не только как столицу старейшей и единственной оставшейся в Африке «империи», но также как штаб-квартиру пан-африканского единства [12][13]. Строительный бум этого периода привел к появлению выдающихся зданий, которые стали архитектурными достопримечательностями города. В качестве примера можно привести: Министерство иностранных дел, мэрия Аддис-Абебы, штаб-квартира коммерческого банка Эфиопии, Национальный Театр, Юбилейный дворец, и штаб-квартира Экономической комиссии ООН для Африки. В архитектурном решении данных зданий особое внимание было уделено культурным особенностям местности.

Несмотря на это, значительная часть города продолжала уплотняться и расширяться органическим образом [5]. Строительство йечика беат, без надлежащего обеспечения инфраструктурой было распространено в большинстве основных районов Аддис-Абебы. Согласно докладу ООН-Хабитат 2007 года, в данном периоде около 95% земли города принадлежало лишь 5% населения [10]. До 1974 года быстрорастущий спрос на жилье удовлетворялся в основном за счет строительства неформального и некачественного частного арендуемого жилья, которое оценивается от 60 до 62% всего жилищного фонда данного периода, а также за счет незаконного разделения и расширения существующих жилищных единиц. Данный подход привел к формированию и расширению неформальных поселений, особенно в центральной части города.

После революции 1974 года Провозглашение No 47 от 1975 года, о национализации всей городской земли и арендуемого жилья, было направлено на искоренение концентрации земельной собственности в руках избранных групп знати и влиятельной элиты, возникшей в результате предыдущей феодальной системы землевладения. В результате около двух треть домов Аддис-Абебы, особенно ранее известных как йечика беат, стали государственной собственностью. Из них 93,87% арендного жилья, в основном жилого фонда, не соответствующего стандартам, было передано под администрацию районных ассоциаций Кебеле (Кебеле — самая маленькая государственная административная единица) [14][15]. В связи с этим, эти жилища стали называть как дом Кебеле (локально известный как йекебеле беат).

Соответственно, дома Кебеле представляют собой одноэтажные прямоугольные дома с деревянными несущими конструкциями, заполненными смесью глины и соломы, с крышами из деревянных стропил (обычно эвкалиптовых) покрытых гофрированным листовым железом, и с бетонным или уплотненным земляным полом [16]. Для йекебеле беат характерно помещение шириной 3-4 метра, длиной 4-5 метров, вмещающий от 5 до 10 человек [17][18]. По объемно-планировочной структуре, данные типы жилья могут быть одноквартирными; двухквартирными; и чаще всего блокированными. Блокированными домами Кебеле являются одноэтажные малоквартирные дома блокированного типа, имеющие общий двор, а также могут быть из ряда блок без прилегающего участка. Как и в случае с йесар беат и йечика беат хозяйственный (традиционная кухня для выпечки эфиопских блинов «инжера») и санитарный блок расположены за пределами главного дома во дворе и являются общими особенно для жителей блокированного дом. Пространство перед жилые дома используется как для ежедневных хозяйственных работ (сушение и помол специй, стирка и др.), так и для небольших коммерческих мероприятий, а также для более крупных общественных мероприятий (свадьбы, траурные обычаи и т. д.). Таким образом, эти пространства удовлетворяют культурные и традиционные потребности коренного населения, а также двор используется для организации, приносящей доход деятельности.

В дополнение к продолжению возведения дома из глины с применением традиционной строительной техники, в городе был построен жилой квартал СМС закрытого сообщества для размещения дипломатов, проживающих в Аддис-Абебе. Этот закрытый поселок с низкой плотностью населения включал около 500 квартир разной площади и двухэтажные таунхаусы. Его сборные конструкции, менее декоративные детали, простые бетонные стены и ухоженный ландшафт подчеркивали уникальные архитектурные решения квартала [4].

Несмотря на смену режима и экономической системы в 1991 году, сохранялась прежняя система государственной собственности на землю и жилье. После революции 1991 года, особенно в последние 15-20 лет, столица переживает очередную повышенную строительную деятельность, где широкое применение современных строительных материалов, таких как бетон и стеклопакет, стало заметным [7]. С целью создания центрального делового района, первоначальная традиционная структура центральной части города заменяется современными многоэтажными и высотными зданиями в стиле западных стран, и стран персидского залива.

Кроме того, в 2005 году была запущена финансируемая государством программа комплексного жилищного строительства для решения проблемы жилищного кризиса и распространения неформальных поселений [16]. Эта программа привела к образованию нового типа жилья — кондоминиума. Согласно Постановлению № 370/2003, кондоминиум определяется как высотное здание из 5 и более квартир или ряд домов [19]. В настоящее время построено около 175000 кондоминиумов на более чем 100 территориях по всему городу, а 132000 единиц жилья находятся на стадии строительства [20]. Блоки кондоминиумов, по объемно-планировочной структуре, представляют собой многофункциональные средние и многоэтажные здания галерейного типа. Для этого типа блоков характерны стены из бетонных блоков, оштукатуренных внутри и снаружи; бетонных полов; окон и дверей с металлическими рамами и одинарным остеклением. Каждый блок содержит четыре типа квартир: студии, однокомнатные, двухкомнатные и трехкомнатные, каждая квартира имеет прямоугольный план и включает в себя кухню и совмещенный санузел [16].

Появление свободной рыночной экономики в начале 1990-х годов привело к быстрым социально-экономическим изменениям и поляризации, которые также заметно повлияли на застроенную среду Аддис-Абебы. Одним из таких изменений является рост управляемых застройщиками дорогих закрытых (охраняемых) жилых комплексов для семей с высоким уровням дохода в центре и особенно на окраинах города [21]. Лучший пример — жилые комплексы, разработанные компаниями по недвижимости Аят, Цехай, Санрайз, Саншайн и др., предоставляющие квартиры и виллы. Также, в 2018 году правительство Эфиопии в партнерстве с находящейся в Абу-Даби частной инвестиционной и девелоперской компанией Игл-Хиллз инициировало программу строительства многоэтажного элитного жилья вокруг зеленой зоны в центре города. В рамках проекта также рассматривается строительство доступного жилья для жителей, проживающих в настоящее время в зоне реализации проекта [22].

Несмотря на активный процесс благоустройства города, факторы, как ложная урбанизация; высокий уровень безработицы; отсутствие доступного жилья в формальном секторе; и отсутствие надлежащей системы жилищного финансирования привело к дальнейшему расширению строительства неформальных жилищ, как: импровизированные жилища вдоль главных и второстепенных дорог, в скверах и в других пустырях или на открытых общественных местах; и йечерека беат на периферии города. Ветхие временные импровизированные жилища построены из легкодоступных материалов таких как: пластик, картон, вторичные и бракованные материалы. Йечерека беат, в зависимости от социально-экономического состояния жителей, может напоминать дома йечика беат или виллы. Отличие состоит в том, что они построены на незаконно приобретенных сельскохозяйственных землях на окраине города.

Анализ типология жилых зданий Аддис-Абебы

На основе, краткого обзора основных исторических и политических событий, оказавших существенное влияние на новые социально-экономические реалии столицы, были выявлены ключевые события, влияющие на жилищное строительство города (рисунок 1).

Рисунок 1. Ключевые события, влияющие на развитие строительства Аддис-Абебы.

Жилые дома Аддис-Абебы можно разделить на индивидуальные жилые дома усадебного типа и жилые дома многоквартирного типа (рисунок 2).

Рисунок 2: Анализ жилых зданий Аддис-Абебы

По пространственно-планировочному решению, индивидуальные жилые дома усадебного типа можно сгруппировать на:

- Отдельно стоящие, одноквартирные дома - малоэтажные дома распространены как в формальном, так и в неформальном жилищном фонде города. Примерами данного типа являются городские виллы и йечерека беат.

- Блокированные дома могут быть:двух или трехэтажными многоквартирными домами (4-8 квартиры, застроенные из ряда блок) с придомовым участком и постройками для подсобного хозяйства; одноэтажными малоквартирными домами из ряда жилищных единиц вокруг общего придомового участка или застроенными из ряда жилищных единиц без придомового участка. Примерами данного типа являются дома из глины (йекебеле беат или йечика беат) (рисунок 3Б, В).

По этажности жилые дома многоквартирного типа могут быть среднеэтажными и многоэтажными.Примерами данного типа являютсясубсидируемые государством кондоминиумы и многоквартирные жилые дома, построенные частными инвесторами. По объемно-планировочному решению они могут быть: галерейными, коридорными и секционными.

Четкое функциональное зонирование квартир наблюдается в виллах, йечерека беат, кондоминиумах и элитных многоквартирных жилых домах. Тем не менее, жители преодолевают нехватку пространства с помощью временного функционального преобразования помещений квартир. Такую практику можно наблюдать в кондоминиумах и домах Кебеле (йекебеле беат).

- К примеру, в кондоминиуме общественная зона (гостиная) используется как временная кухня; балконы превращаются в кухню; или коммуникационная зона (прихожая, холл, коридор) используют как хозяйственно-бытовую зону (кухня, кладовая).

Рисунок 3. Схема функционального зонирования участка: А, Вилла; Б. Дома из глины, расположенные вокруг общего придомового участка; В. Блокированные дома из глины без придомового участка – 1. Санузел, 2. Кухня, 3. Традиционная кухня, 4. Туалет, 5. Двор, 6. Внутриквартальный проезд

По функциональному зонированию участка индивидуальные жилые дома усадебного типаможно выделить на следующие типы:

- жилые дома с отдельно стоящим дополнительный хозяйственным блоком на участке, как в случае вилл и двух или трехэтажных блокированных домов (рисунок 3А)

- жилые дома с отдельно стоящим на участке хозяйственным и санитарным блоком, как в случае в домах Кебеле. Хозяйственный и санитарный блок организованы вокруг эксплуатируемого двора (рисунок 3Б).

По материалу стен жилые дома бывают из различных местных материалов – глина, естественный камень, а также из бетонных блоков, железобетона, кирпича и др. По конструктивному решению могут быть: каркасные с деревянной конструкцией, оштукатуренной раствором чика (рисунок 4А, Б) и бескаркасные (рисунок 4В), а также встречаются дома с неполным каркасом, в которых наряду с внутренним кар­касом (несущими деревянными колоннами) несущими являются и наружные стены, из кирпича различного типа, бетонных блоков и др.

Рисунок 4. Конструктивные система индивидуальных жилых домов усадебного типа Аддис-Абебы: А, Б. Стена с несущей деревянной конструкции; В. Стена возведена из камня – 1. оцинкованный гофрированный железный кровельный; 2. деревянные обрешетки; 3. деревянное стропило; 4. деревянное столб; 5. глиняная штукатурка; 6. деревянные распорки; 7. глиняный строительный раствор; 8. мелко дробленые камни; 9. бетонные блоки; 10. цементная стяжка; 11. основание из крупного дробленого камня; 12. утрамбованная земля; 13. отделка полов; 14. бетонная плита; 15. металлический анкер; 16. железобетонная балка.

Заключение

Аддис-Абеба — город, выросший на основании потребностей своих жителей, отличается активной общественной жизнью и отсутствием социально-экономической сегрегации. Преобладающий тип жилья построен с использованием местных строительных материалов и традиционных технологий строительства. Однако текущая тенденция развития жилищного строительства, наблюдаемая в городе, ориентируется в основном на опыт развитых стран, без учета местных условий и социально-культурных особенностей города. Это не только приводит к принудительному выселению семей с низким и средним уровнем дохода из центральной части города, но и подрывает социально-экономическую жизнь города.

Стремление к созданию культурно-устойчивой архитектуры жилых зданий не должно ориентироваться только на использование передовых технологий, но и на уроки, извлеченные из прошлого опыта. В архитектуре XXI в., народная архитектура вносит ценный вклад в культурную преемственность, сохранения традиционных навыков и местной самобытности, способствуя использованию местных навыков и строительных материалов; для снижения стоимости строительства и воздействия на окружающую среду за счет внедрения экологически и экономически обоснованных решений, хорошо адаптированных к местным природным условиям. Кроме того, культурная связь с окружающим миром отражается в гармоничной архитектуре, типология которой можно отождествить с конкретным регионом, позволяя воплотить глобальные идеи в значимые, учитывающие региональные особенности архитектурных решений. Таким образом, сохранение и адаптация социокультурного и традиционного образа жизни народа может служить основой для всеобъемлющего устойчивого развития города.

References
1. Frampton, K. Towards a Critical Regionalism: Six Points for an Architecture of Resistance / H. Foster (Ed.), The Anti-Aesthetic: Essays on Postmodern Culture // Washington, Bay Press, – 1985. – P. 16–30. [Elektronnyi resurs]: –URL: http://www.modernindenver.com/wp-content/uploads/2015/08/Frampton.pdf (data obrashcheniya: 15.01.2021)
2. Arkhitekturnaya tipologiya zdanii i sooruzhenii : Uchebnik dlya vuzov / S. G. Zmeul, B. A. Makhan'ko. Izdanie stereotipnoe. – Moskva : Arkhitektura-S, 2004. – 240 s.
3. Horvath, R. J. The Wandering Capitals of Ethiopia // The Journal of African History, – 1969. – Vol. 10, №2. – P. 205–219. [Elektronnyi resurs]: – URL: www.jstor.org/stable/179511 (data obrashcheniya: 27.04.2020)
4. van Gameren, D., Tola, A. T. A city shaped by diplomacy. The case of Ethiopia’s capital Addis Ababa // ABE Journal [Online], – 2017. – №12. DOI : 10.4000/abe.4038
5. Dominique Magada. A Modern Capital in the Making: The 1960s architectural legacy of Addis Ababa. Selamta: The In-Flight Magazine of Ethiopian Airlines, – 2016. – P. 40–51. [Elektronnyi resurs]: – URL: https://www.selamtamagazine.com/stories/a-modern-capital-in-the-making (data obrashcheniya: 15.03.2020)
6. Kloosterboer, M. H. The ‘new’ Addis Ababa: shantytown or global city? An assessment of large-scale inner-city renewal, redevelopment and displacement for the construction of a ‘new’ Addis Ababa [PhD thesis]. Scotland: University of Glasgow, – 2019. [Elektronnyi resurs]: – URL: http://theses.gla.ac.uk/74327/ (data obrashcheniya: 11.12.2020).
7. World Population Review [Elektronnyi resurs]: – URL: https://worldpopulationreview.com/world-cities/addis-ababa-population (data obrashcheniya: 09.03.2021)
8. Tufa, D. Historical Development of Addis Ababa: Plans and Realities // Journal of Ethiopian Studies, – 2008. – Vol. 41, №1-2. – P. 27–59. [Elektronnyi resurs]: – URL: www.jstor.org/stable/41967609 (data obrashcheniya: 15.01.2020)
9. Bonsa, S. The Historiography of Addis Ababa: A Critique and a Discussion of the 'Ethiopian City' // Journal of Ethiopian Studies, – 2012. – Vol. 45. – P. 15–51. [Elektronnyi resurs]: URL: http://www.jstor.org/stable/44325773 (data obrashcheniya: 06.02.2020)
10. UN-Habitat. Situation Analysis of Informal Settlements in Addis Ababa. Nairobi, Kenya: United Nations Human Settlements Programme, – 2007. – 81 p.
11. AACPPO. Addis Ababa City Structure Plan: Draft Final Summary Report (2017-2027). Addis Ababa: Addis Ababa City Planning Project Office, – 2017. – 308 p.
12. Levin, A. Haile Selassie’s Imperial Modernity: Expatriate Architects and the Shaping of Addis Ababa // Journal of the Society of Architectural Historians, – 2016. – Vol. 75, №4. – P. 447–468. [Elektronnyi resurs]: – URL: https://www.academia.edu/30335624 (data obrashcheniya: 16.09.2020)
13. Galli, J. Aspirations and Contradictions in Shaping a Cosmopolitan Africa: Arturo Mezzedimi in Imperial Ethiopia // ABE Journal [Online], – 2016. DOI: 10.4000/abe.3159
14. Mota, N.J.A. From the Kebele to the Condominium: Accommodating Social and Spatial Practices in Ethiopia's Politics of Affordable Housing. Interdisciplinary Conference “Housing: A Critical Perspective”. Liverpool, UK, 8-9 April 2015. [Elektronnyi resurs]: – URL: http://resolver.tudelft.nl/uuid:f9465975-e569-4171-a4e5-2d2a9ce2726e (data obrashcheniya: 27.02.2020)
15. UN-Habitat, 2017. UN-Habitat. The state of Addis Ababa 2017, the Addis Ababa we want. Nairobi, Kenya: United Nations Human Settlements Programme, – 2017. – 108 p.
16. UN-Habitat. The Ethiopia Case of Condominium Housing: The Integrated Housing Development Programme. United Nations Human Settlements Programme: Nairobi, – 2010. – 64 p.
17. Mathema, A. S. Ethiopia – Housing in Addis Ababa. World Bank: Washington D.C., – 2004. DOI: 10.13140/RG.2.1.4948.8086
18. Heisel, F. Housing Typologies: A case study in Addis Ababa. In: Cherenet Z., Sewnet H. (Eds), Building Ethiopia : Sustainability and Innovation in Architecture and Design. Ethiopia: Ethiopian Institute of Architecture, Building Construction and City Development, EiABC, – 2012. – Vol. I. – P. 263–271. [Elektronnyi resurs]: – URL: https://www.researchgate.net/publication/310051715 (data obrashcheniya: 23.10.2020)
19. Condominium Proclamation No. 370/2003
20. Larsen, L. The Impact of Rapid Urbanization and Public Housing Development on Urban Form and Density in Addis Ababa, Ethiopia / L. Larsen, K. Yeshitela, T. Mulatu, S. Seifu, H. Desta // Land, – 2019. – Vol. 8, №4(66). [Elektronnyi resurs]: – URL: https://doi.org/10.3390/land8040066 (data obrashcheniya: 27.02.2020)
21. Admassie, Y. The Gated Communities of Inner-City Addis Ababa // Journal of Ethiopian Studies, – 2008. – Vol. 41, №1/2. – P. 111–141. [Elektronnyi resurs]: – URL: http://www.jstor.org/stable/41967612 (data obrashcheniya: 14.04.2020)
22. La Gare Project. [Elektronnyi resurs]: – URL: La Gare, the master-planned community by Eagle Hills (data obrashcheniya: 15.02.2021)
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.