Статья '"Медведи в городе": визуальная эстетика городской среды Перми' - журнал 'Урбанистика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Urban Studies
Reference:

“Bears in the city”: visual aesthetics of Perm’s urban environment

Dianova Yuliya Viktorovna

Educator, the department of Architecture and Engineering, Perm College of Civil Engineering

614039, Russia, Permskii krai, g. Perm', ul. Komsomol'skii Prospekt, 59

dianova.uv@gmail.com

DOI:

10.7256/2310-8673.2020.3.33515

Received:

16-07-2020


Published:

23-07-2020


Abstract: Visual image of modern Perm resembles the images of bear. Most recognized in urban environment is image of a bear in sacrificial pose (“bear-pray”). This image reflects a phenomenal “core” of Perm archaic cultures of pre-Christian time. Myths and legends about Bjarmia and Parma are currently depicted in the artistic-stylized form in the objects of Perm’s urban environment. The image of “bear-pray” is captured on the facades of public buildings, street lightening, small architectural forms. Painters, architects and designers explain their reference to this image as imposing “Perm character” to their works. At the same time, in festival movement such image of bear is overshadowed by other bear-themed compositions: polygonal “rainbow” bear of the “Great Perm” tourist brand, polygonal bear of the mega festival “Perm Period. Modern Age” in white and red colors. It is demonstrated that Perm animalistic style with its stylized images that retained semantic and symbolic features, can be viewed as the foundation for realization of the strategy of city’s geocultural branding for Perm and other cities of Ural Region. It is suggested to use art potential of animalistic style, useful for visualization of aesthetics of urban environment, through reference to the practices of arranging street space of Perm.


Keywords:

creative city, Perm animal style, urban environment, bear the symbolism, cultural landscape, image resources, creative action, branding, polygonal bear, comfortable environment

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Современная городская среда Перми меняется и приобретает креативный характер благодаря творческому действию местных сообществ архитекторов и скульпторов, дизайнерских студий и мастеров стрит-арта. Особое внимание сегодня уделяется репрезентации историко-культурного наследия в визуальной эстетике городской среды, поискам «пермского характера». Самыми распространенными образами-символами в культуротворческой деятельности признаются медвежьи образы, прочно закрепившиеся в городском культурном ландшафте Перми [2]. Цель настоящей исследовательской работы заключается в изучении места образа пермского медведя в визуально-эстетическом облике города. В ходе анализа развития городской среды было установлено, что к основным образам пермского медведя следует отнести:

- «медведь в жертвенной позе» – образ, выведенный из артефактов пермского звериного стиля [1; 4];

- «полигональный медведь» – образ, являющийся логотипом фестивальных движений в Перми.

Рассмотрим практику обращения к образу «медведя в жертвенной позе». Так еще в советский период данный образ медведя проявился в рисунке наличников окон на фасадах нескольких деревянных домов в центре Перми. В 1976 г. при возведении нового кирпичного многоэтажного дома в районе городской эспланады архитекторами было использовано оригинальное решение – по периметру между первым и вторым этажом появился бетонный фриз, который содержал чередующиеся изображения объектов пермского звериного стиля (Рис. 1). Среди них явно выделялся медведь в характерной позе. Отметим, что художественные образы были сильно стилизованы, и неподготовленному зрителю даже сегодня сложно «считывать» содержащийся информационный посыл. В настоящее время фризу требуется ремонт, он потрескался и загрязнился, во многих местах перекрыт рекламными вывесками. Однако сама идея внести во внешний вид экстерьера жилого дома «сакральные» сюжеты древних народов Прикамья продемонстрировала уникальные возможности сочетания атипических элементов.

Рис. 1. Многоэтажный жилой дом (ул. Крисанова, д. 19)

В 1980-е гг. медведь в жертвенной позе появился на барельефе здания (ул. Большевистская, д. 68А), представляющего пристрой (флигель) известного в советское время ресторана «Кама» (Рис. 2). Стилизованный образ троекратно продублирован, что напоминает об общеизвестной композиции в артефактах древних мастеров металлопластики. Вся конструкция представляет собой трехчастный сюжет, каждая часть которого может иллюстрировать картину мира народов Прикамья, этапы мироздания: нижний, средний и верхний мир. Символами каждого мира являются ящер, звери (медведь) и люди, птицы, соответственно.

Рис. 2. Флигель ресторана «Кама». 1980.

В 1996 г. пермский архитектор М.И. Футлик привнес медвежий образ в той же жертвенной позе в экстерьер административного здания – государственной налоговой инспекции (ул. Советская, д. 28А). По замыслу автора, медведи, вырезанные из цельного камня, располагались в основаниях арочных оконных конструкций и явились своеобразной «визитной карточкой» здания (Рис. 3). Свой опыт обращения к пермскому звериному стилю, архитектор использовал и в 2005 г. на верхних этажах, под крышей, другого высотного здания. М.И. Футлик также расположил рельефные вставки с головами медведей, а также женский лик, обрамленный крыльями птиц (Рис. 4).

Рис. 3. Фасад административного здания. М.И. Футлик. 1996 г.

Рис. 4. Фасад административного здания. М.И. Футлик. 2005 г.

Новым периодом в креативных практиках визуализации образов пермского звериного стиля в городском пространстве Перми стало время реализации «пермского культурного проекта» (2009–2013 гг.). В 2010 г. авторы-разработчики проекта выразили свои мысли в следующих концептуальных положениях: «Регион, город, район – это пространство, привлекательное прежде всего для своих собственных жителей. При этом ландшафтное и архитектурное, историческое и художественное, индустриальное и сельское наследие ближайшего и отдаленного прошлого врастает в новый образ жизненного пространства. Идентичность и уникальный имидж Пермского края обеспечивают археологическое и палеонтологическое наследие» [4, с. 30]. На первое место в археологическом наследии выводился пермский звериный стиль. Как следствие в городской среде Перми проявились уникальные творческие практики. Самым оригинальным решением стало оформление фасада Центрального универмага (ЦУМ), расположенного в центре города. Серое и неприглядное здание универмага визуально преобразовалось за счет широкоформатных наклеек на панорамных стеклах, демонстрирующих изображения медведя, ящера, человеколося (Рис. 5).

Рис. 5. Фасад центрального универмага Перми.

Наконец, в 2017 г. «медведь в жертвенной позе» появился в композиционном решении уличной подсветки в темное время суток (ул. Шоссе Космонавтов). На фонарных столбах чередуются светодиодные панно двух вариантов, каждый из которых представляет характерную морду медведя, заключенную в светящиеся узоры и орнаменты (Рис. 6). С помощью современных технологий и материалов разработчикам удалось создать оригинальное оформление уличного освещения, подчеркивающее характерную индивидуальность Пермского региона.

Рис. 6. Элементы сети уличного освещения (ул. Шоссе Космонавтов).

С 1 июня по 21 сентября 2017 г. на территории Пермского края впервые состоялся мультижанровый фестиваль «Пермский период. Новое время». Объединение значимых культурных событий в городском пространстве Перми и на всей территории региона объявлялось главной целью фестиваля. Участники выступали с коллективными и индивидуальными проектами по направлениям: театр, музыка, спорт, изобразительное искусство. Логотипом фестиваля был выбран полигональный медведь. Цветовое решение было представлено в красно-пурпурном и желтом тонах. Контурное изображение медведя было заимствовано из туристического бренда «Пермь Великая» в виде разноцветного («радужного») оригинала («Ozon Group», 2014 г.), который, в свою очередь, явился прообразом серебряного медведя, размещенного на гербе Пермского края. В 2019 г. тот же полигональный медведь был представлен в другом колористическом исполнении: красно-белой цветовой гамме, которая стала в дальнейшем визитной карточкой пермского фестивального движения (Рис. 7).

В 2018 г. на бортах городских маршрутных автобусов появились стилизованные изображения медведя-«жертвы», человеколося, ящера – белые фигуры на красном фоне. Также, в интерьере электропоезда «Ласточка», подголовники сидений для пассажиров были украшены образами медведей в жертвенной позе в красно-белом цвете. Таким образом, одновременная презентация двух медвежьих образов – медведя-«жертвы» и полигонального медведя – в типовом красно-белом оформлении в визуальном облике города неизбежно приводит к искажению смыслов первичных образов, к медиаэффекту слияния форм. В пермских СМИ, как правило, не обсуждается вопрос о том, что «пермские» медвежьи образы имеют разное историко-культурное, символичное основание. Порой это приводит к возникновению серьезных противоречий в процессе реализации брендинговых инициатив. Так, неоднократно полигональный медведь относился к пермскому звериному стилю.

Рис. 7. Полигональный медведь

В сентябре 2018 г. на региональном портале «Управляем вместе» жители Перми состоялось онлайн голосование по выбору единого варианта оформления сети общественного транспорта. Свое мнение выразили около 1,5 тыс. чел. Большинство голосов пермяки отдали проекту, предполагавшему дизайн автобусных бортов в виде стилизованных образов в пермском зверином стиле красно-белого оформлении. Автором дизайн-проекта выступил ООО «Битмап» по заказу администрации города. Однако через несколько месяцев МУП «Пермгорэлектротранс» г. Перми, произведя закупку 65 дизельных и двадцати газомоторных автобусов, принял решение разместить на их бортах рекламу фестиваля «Пермский период. Новое время»: полигональный медведь и информация о фестивале в характерных красных и белых тонах. В пресс-службе администрации Перми на вопросы журналистов о причине такого решения были даны разъяснения, что голосование производилось только в качестве «примера», иллюстрирующего пожелания горожан. В настоящее время на городских маршрутах выполняют рейсы автобусы, оформленные и в пермском зверином стиле, и в стиле фестиваля «Пермский период. Новое время» (Рис. 8).

Рис. 8. Автобусы транспортной сети г. Перми.

Итак, несмотря на то, что пермский звериный стиль с его образами прочно вошел в визуальную среду Перми, его искусствоведческий потенциал не реализуется в фестивальном движении и массово-досуговой повседневности. Семантически целостный образ медведя в жертвенной позе в этой важной сфере культурного ландшафта города уступает изображению полигонального медведя, сравнительно недавно ставшего брендом туристической индустрии.

Представляется, что одним из прогрессивных путей разрешения рассматриваемой проблемы может стать органичное включение рассмотренных выше «носителей» стилизованных образов «медведя-жертвы» в общественные пространства для праздничных мероприятий. Для достижения этой задачи предлагается стилистическое преобразование такого важного объекта городской инфраструктуры как пешеходные улицы и бульвары. Важно связать архитектуру города тематически оформленными пешеходными маршрутами с целью придания визуального эффекта образам звериного стиля [5]. Оформление на постоянной или на временной основе (во время фестиваля, праздника) пешеходных улиц и новых пешеходных маршрутов в пермском зверином стиле придаст художественную выразительность уличной среде и оживит досуговую повседневность горожан. Поиски «пермского характера» продолжаются.

References
1. Vil'danov R. F., Mel'nichuk A. F. Vliyanie syuzhetov Sasanidskogo i Sogdiiskogo serebra na obrazy permskogo zverinogo stilya // Vestnik Permskogo universiteta: Istoriya. 2005. № 5. – S. 66–69.
2. Dianova Yu.V. Kreativnyi gorod. Organizatsiya ulichnogo prostranstva g. Permi v permskom zverinom stile. Itogi konkursa dizain-proektov po blagoustroistvu ulitsy Makarenko i peshekhodnoi chasti ulitsy Krupskoi Motovilikhinskogo raiona g. Permi: proektnye resheniya – Perm': Aster Didzhital, 2019. – 42 s.
3. Medved' v istorii kul'tury: [al'bom] / Pod obshch. red. B. A. Erenburga. Perm': Senator, 2017. – 199 s.
4. Oborin V.A. Drevnee iskusstvo narodov Prikam'ya. Permskii zverinyi stil'. Perm': Perm. kn. id-vo. 1976. – 190 s.
5. «Permskii proekt». Kontseptsiya kul'turnoi politiki Permskogo kraya / Avt. koll.: N.V. Gladkikh, E.V. Zelentsova, E.Kh Mel'vil' i dr.; Ruk. proekta E.V. Zelentsova. Perm': Agentstvo Tvorcheskie industrii, 2010. – 121 s.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.