Статья 'Реализация права на жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России' - журнал 'Урбанистика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Urban Studies
Reference:

Exercising the right to shelter for orphans and children abandoned by their parents in the Russian Federation

Vasil'eva Elena Yur'evna

Full State Counsellor 3rd Class of the Russian Federation, Government of the Russian Federation

123100, Russia, g. Moscow, nab. Krasnopresnenskaya, 2

vasileva.elena22@mail.ru
Frolova Elena Viktorovna

ORCID: 0000-0002-8958-4561

Doctor of Sociology

Professor, Department of Sociology, Financial University under the Government of the Russian Federation

129226, Russia, Moscow, Vilgelma Pika Street 4, office #1

efrolova06@mail.ru
Other publications by this author
 

 
Rogach Ol'ga Vladimirovna

ORCID: 0000-0002-3031-4575

PhD in Sociology

Associate Professor, Department of Sociology, Financial University under the Government of the Russian Federation

125993, Russia, g. Moscow, Leningradskii prospekt, 49

rogach16@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2310-8673.2020.1.31810

Received:

21-12-2019


Published:

09-04-2020


Abstract: The object of this research is the Russian practice of providing shelter to orphans and children abandoned by their parents. The authors examine such aspects of the problem as availability and capability of timely provision of shelter to orphans after release from orphanage, as well as mechanisms of exercising right to shelter for this social group. Special attention is given to the dysfunctions in the work of regional and municipal authorities regarding creation of environment enabling orphans to exercise such right. The information framework for this research consists of federal and regional normative-legislative acts, as well as information and analytical data forwarded by the regional authorities to the Accounts Chamber of the Russian Federation for the period of 2014-2019. A conclusion is made that the modern practice of providing shelter for orphans is a prerequisite for development of social injustice regarding families, in which parents diligently carry out their obligations, lead socially acceptable lifestyle, but are unable to provide their children with separate housing. The solution to this situation can come from creation of housing that cannot be privatized or be subject to alienation and made available for social renting.


Keywords:

orphans, social orphans, parental care, housing, premises, housing stock, social hiring, municipal authorities, municipal education, guardianship authorities

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение. Падение реальных доходов населения, социально-экономические проблемы российских семей влияет на увеличение числа детей-сирот. Широкая распространенность наркомании, алкоголизма, кризис семейных ценностей выступают ключевыми факторами, способствующими увеличению социального сиротства в российском обществе. Так, наиболее часто к помещению детей в детские учреждения (как детей, оставшихся без попечения родителей, так и детей, временно помещенных в детские учреждения по заявлениям законных представлений) приводит злоупотребление родителями алкоголем (40,4%), уклонение родителей от выполнения своих обязанностей (24,5%), тяжелое материальное положение (14,1%) [6].

По данным исследования «Сиротство в регионах Российской Федерации» [16], в абсолютных значениях 2017 году максимальное количество детей, нуждающихся в семейном устройстве, было зафиксировано в Красноярском крае (2214 детей в региональном банке данных), Приморском крае (2080 детей), Челябинской области (2037 детей). В относительных значениях наиболее сложная ситуация с количеством детей, которые нуждаются в устройстве в семьи, складывается в Еврейской автономной области (28% всех «сирот» области, или 1,02% всех детей в возрасте до 18 лет), в Магаданской области (36% всех «сирот», или 0,84% детского населения области), в Забайкальском крае (25% всех «сирот», или 0,64% всех детей края) и Республике Коми (24% всех «сирот»). Особенно неблагоприятна ситуация в Приморском крае: 24% сирот не устроены в семьи, и это значительное число детей в абсолютном выражении тоже (2080). Достаточно благополучна ситуация в республиках Северо-Кавказского федерального округа, в Республике Калмыкия, Ханты-Мансийском автономном округе, в которых доля детей-сирот и лиц из их числа, которые нуждаются в устройстве в семьи, составляет от 0 до 3%.

Следует отметить, что один из ключевых показателей Концепции государственной семейной политики в России на период до 2025 года - увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации. Наиболее благоприятная динамика устройства детей в семьи в Воронежской области (95,6%) и республиках Северо-Кавказского Федерального округа, где доля выявленных и устроенных в семьи детей может достигать 100%. Самые низкие значения показателя устройства детей в семьи — в Магаданской области (52,6%), Санкт-Петербурге (53,9%), Смоленской области (54,2%), Еврейской автономной области (59,6%). При этом максимальное число детей за 2017 год вернулись в кровные семьи, были усыновлены или устроены под опеку (попечительство) в Свердловской (1469 детей) и Московской (1448) областях.

Обзор источников. Наибольшую сложность для детей-сирот представляет собой этап вхождения во взрослую жизнь. Большинство исследований подтверждают данный вывод, показывая, что выпускники интернатных учреждений имеют недостаточный уровень адаптации к самостоятельной жизни, отмечаются сложности в оценке своих финансовых возможностей, организации быта, социального взаимодействия, трудоустройства [2;19]. По мнению ученых, наиболее высокие риски характерны для первых этапов самостоятельной жизни выпускника интернатного учреждения, отсутствие фокусированных программ социально-психологической и педагогической поддержки детей-сирот в данный период является наиболее актуальной проблемой [12]. Несмотря на наличие государственных программ в сфере социально-экономической поддержки детей-сирот, ключевые проблемы их жизнедеятельности связаны с низким уровнем социальной адаптации и практикой отсутствия условий, необходимых для реализации их законодательно закрепленных прав [14]. В связи с чем, особую актуальность имеют гарантии и защита жилищных прав детей-сирот [8].

Дополнительным фактором риска выступает проблема обеспечения жильем. Жилье относится к базовым потребностям личности, является непременным атрибутом социального благополучия. Это связано с тем, что большую часть своего времени люди проводят в своих домах [32]. Достойные условия жизнедеятельности определяются не только наличием жилья, но и его качеством [33]. В своих исследованиях подчеркивает «встроенность» жилья в городское пространство, границы и диапазон воздействий таких факторов, как уровень развития социальной инфраструктуры, социально-экономический статус соседей и т.д. [30] В ряде исследований рассматривались взаимосвязи между психическим здоровьем выпускников интернатных учреждений и условиями жизни [28;29;34]; влиянием таких характеристик качества жилья, как: структурные дефекты, содержание, наличие удобств, а также уровень неудовлетворенности жильем [31]. Gifford R и Lacombe C. обнаружили, что качество жилья и качество соседства оказывают существенное влияние на социально-эмоциональное здоровье выпускников детских домов [32].

Следует отметить, что в современных российских условиях наиболее актуальной представляется проблема не столько оценки качества жилья, сколько его наличия и возможностей его своевременного предоставления детям-сиротам после выпуска из детских домов, так как это напрямую связано с реализацией их конституционных прав на жилище [9].

Анализ современной практики показывает, что обеспечение жильем детей-сирот требует разработки адекватных механизмов реализации их жилищных прав. Эксперты подчеркивают предельную недопустимость нарушений неотъемлемых прав детей-сирот на бесплатное жилье, формализацию практик предоставления государственной помощи [3]. Как подчеркивается в научных публикациях, сегодня особую актуальность приобретает поиск конструктивных механизмов защиты прав детей-сирот, в первую очередь, на жилье [7]. Следует отметить, что помимо данных точек зрения, сегодня в современных средствах массовой информации тиражируется «стереотипный образ выпускника детского дома, несамостоятельного и пассивного, «потребительски» настроенного к предоставляемым государством льготам и пособиям». [1]

Актуальным остается вопрос сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами. По мнению экспертов, рост количества выпускников детских домов, которые не смогли реализовать свое право на получение жилья, связан с утратой закрепленного за ними жилого помещения во время нахождения ребенка в интернатном учреждении по причине отсутствия эффективного контроля в данной сфере [18].

Большинство исследований проблем обеспечения жильем детей-сирот посвящено анализу нормативно-правовых норм, дисфункциям в сфере законодательства [11;13;17;10], исследованию пробелов федерального законодательства об исполнительном производстве, регламентирующих порядок предоставления жилых помещений.[3] Несмотря на высокую актуальность вопросов правоприменительной практики, недостаточно изученными остались аспекты, связанные с поиском альтернативных механизмов обеспечения жильем детей-сирот.

Методология. Цель статьи – анализ проблем реализации прав на жилище выпускников детских домов в Российской Федерации, определение критериев обеспеченности жилым помещением детей-сирот, разработка возможных направлений улучшения ситуации с предоставлением жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Объектом исследования выступает российская практика обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан РФ. Предметом исследования выступают возможности и ограничения реализации жилищных прав детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей в современных российских условиях. Авторами подробно рассматриваются такие аспекты проблемы, как: наличие и возможность своевременного предоставления детям-сиротам жилья после выпуска из интернатных учреждений, механизмы реализации жилищных прав данной социальной группы. Особое внимание в исследовании уделялось дисфункциям в работе региональных и муниципальных органов власти в части создания условий для осуществления прав детей-сирот на жилище.

К информационной базе исследования были отнесены нормативно-законодательные акты, информационно-аналитические материалы, направляемые региональными органами власти в Счетную Палату Российской Федерации в 2019 году по вопросам предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, данные экспертных и аналитических исследований, размещенных в открытых источниках [20-27]. Авторами проведен анализ результатов экспертно-аналитических мероприятий и проверок Счетной палаты Российской Федерации за 2014-2019 годы [15]. В ходе работы над исследованием использовались методы анализа документов, анализа статистических данных, размещенные в открытом доступе на сайте Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [16]. Кроме того, в своей работе авторы использовали такие методы исследования, как: факторный и сравнительный анализ, обобщение, систематизация и группировка.

Новизна результатов исследования заключается в обосновании критериев обеспеченности жилым помещением детей-сирот, необходимых и достаточных для признания реализованным конституционного права на жилище; систематизации дисфункций, связанных с обеспечением права детей-сирот на получение жилых помещений на основе сравнительного анализа региональных практик по обеспечению детей-сирот жильем; обосновании альтернативного механизма обеспечения жильем детей-сирот на основе создания неприватизируемого и неотчуждаемого специализированного жилого фонда.

Результаты исследования.

Анализ статистических данных иллюстрируют недостаточный уровень эффективности государственных мер по обеспечению жильем детей-сирот. По данным Федеральной службы государственной статистики, только каждый десятый выпускник детского дома смог реализовать свое право на улучшение жилищных условий.

Рис. 1. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовавших свое право на улучшение жилищных условий, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (%)[16]

Консолидированный объем финансовых средств, выделяемых из федерального и региональных бюджетов, не позволяют обеспечить жильем всех нуждающихся детей-сирот. В настоящее время по данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее – ЕГИССО) на 16 декабря 2019 года 279 260 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в списке на получение жилого помещения. При этом у 191 004 человек это право возникло и на указанную дату не реализовано, из них 118 931 – сироты от 18 до 23 лет, 68 439 – сироты старше 23 лет, 3634 – полностью дееспособные возраста до 18 лет [21].

Реализация социальных мер по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует определения соответствующих критериев, которые могут быть рассмотрены как необходимые и достаточные основания для признания реализованным конституционного права данной социальной группы на жилое помещение. Создание условий для «осуществления права на жилище», в том числе поощрение жилищного строительства отнесено к полномочиям органов государственной власти и органов местного самоуправления. При этом малоимущим и социально уязвимым категориям гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Следует отметить, что федеральный проект «Жилье» национального проекта «Жилье и городская среда», подпрограмма «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей», а также иные программные и нормативно-правовые документы не имеют определения целевых индикаторов и показателей результативности в части обеспечения детей-сирот жилыми помещениями и не имеют цели 100%-го обеспечения жильем сирот.

Одним из требований законодательства об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями является предоставление им благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем и служат механизмом защиты права ребенка-сироты на владение и пользование жилым помещением от преступных посягательств третьих лиц. Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду. [5]

Особые условия и способы формирования специализированного жилищного фонда характерны для города Москвы. В данном субъекте Российской Федерации выделение помещений осуществляется из уже созданного жилищного фонда города. Формирование специализированого жилищного фонда для детей-сирот в Республике Тыва осуществляет только за счет строительства жилых домов, что с учетом короткого периода строительства в данном регионе, а также проблем качества строительства жилья, позволяет ежегодно обеспечить не более 17% от нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями сирот. [23]

Результаты региональных проверок позволили установить, что в проверяемый период приоритетным способом формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 48 субъектах Российской Федерации являлось приобретение жилых помещений на рынке вторичного жилья, в 16 регионах – участие в долевом строительстве жилых помещений, еще в 9-ти – строительство нового жилья. Согласно полученным в ходе проверок данным установлено, что на вторичном рынке жилья приобретено 51,7% от общего количества приобретенных для детей-сирот жилых помещений и 30,8% от общего количества жилых помещений, включенных в специализированный жилищный фонд для детей-сирот. [15]

Одновременно в Российской Федерации имеется свободный жилой фонд, который можно было бы использовать для обеспечения государственных гарантий по решению жилищных вопросов отдельных социальных категорий населения, в том числе детей-сирот. По данным Счетной палаты только у Минобороны России пустующий жилищный фонд составляет более 83,5 тыс. квартир. [22] Однако более точная и достоверная информация о наличии и объемах невостребованного жилищного фонда у федеральных, региональных и муниципальных властей отсутствует.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд имеет свою специфику. Так в отношении жилых помещений, которые приобретаются в специализированный жилищный фонд и приобретают статус муниципальной собственности, действует ограниченный режим использования. Такие жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем.

Однако на сегодняшний день российским законодательством определено, что в жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения. При этом в случае смерти ребенка-сироты, орган власти субъекта, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с указанными лицами, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Определение критериев обеспеченности жилым помещением детей-сирот, необходимых и достаточных для признания реализованным право на жилище предполагает необходимость соблюдения следующего требования: общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в одном многоквартирном доме, не может превышать 25% от общего количества квартир в указанном многоквартирном доме. Исключение составляют многоквартирные дома в населенных пунктах с численностью жителей менее 10 тыс. человек, а также многоквартирные дома, в которых общее количество квартир составляет менее десяти. [24]

Также целях реализации конституционного права на жилище органами местного самоуправления устанавливается средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, используемая при формировании муниципального специализированного жилищного фонда:

1) в отношении жилых домов и квартир, за исключением квартир в многоквартирных домах, со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию которых и до размещения извещения о проведении закупок прошло не более пяти лет;

2) в отношении квартир в многоквартирных домах, со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию которых и до размещения извещения о проведении закупок прошло не более пяти лет.

При расчете стоимости жилого помещения применяется средняя рыночная стоимость, установленная органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Как уже было сказано выше, жилые помещения приобретаются администрациями муниципальных образований в основном на рынке вторичного жилья. Однако согласно контрольным мероприятиям, проводимым субъектами Российской Федерации, установлено, что подавляющее большинство регионов и муниципальных образований испытывают трудности с приобретением жилых помещений для детей-сирот на вторичном рынке в виду отсутствия такового или его несоответствия санитарным и техническим требованиям.

Проведенные в ходе контрольных мероприятий обследования состояния квартир, выявили факты несоответствия фактического технического состояния квартир, заявленному техническому состоянию в муниципальных контрактах и другой документации; выявлены нарушения в области соответствия санитарным нормам и техническим характеристикам. Так, Контрольно-счетная палата Кировской области выявила покупку 131 квартиры для детей-сирот по ценам выше рыночных на общую сумму 30 млн руб. Из выданных квартир – 22 являлись аварийными.[25] В 270 квартирах, выданных детям-сиротам, получатели не проживают в связи с отсутствием в месте предоставления жилья работы, учебы. [23] В ходе проверок, проведенных в Смоленской области, выявлены случаи, когда детям-сиротам предоставлялись жилые помещения в многоквартирных домах, не имеющих центральной системы водоотведения. В ряде регионов имеют место практики приобретения жилых помещений, предназначенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сельских населенных пунктах с проблемами обеспечения трудовой занятости населения в связи с отсутствием градообразующих предприятий, слабо развитой социальной инфраструктурой. [26]

При этом следует принять во внимание, что даже в регионах, где ведется активное строительство жилья, существуют реальные ограничения для трудоустройства молодежи. Например, в Ростовской области в III квартале 2018 года уровень безработицы составил 5,0% (по данным Росстата). Таким образом, целесообразно проработать вопрос о разработке специальных мер по содействию миграции детей-сирот с их согласия в иную местность в целях получения образования, последующего трудоустройства и жилья. [23]

Наличие указанных неправомерных практик по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, актуализирует соблюдение прав ребенка-сироты на жилье, согласно закрепленным критериям качества предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, а именно: соблюдение строительных, санитарно-эпидемиологических и противопожарных требований, технических характеристик жилого помещения и пр., в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, а также степени пригодности для проживания в районах с развитой социальной инфраструктурой.

В качестве компенсатора проблемы приобретения жилых помещений на вторичном рынке жилья предусмотрена возможность строительства новых жилых помещений для детей-сирот. В ряде муниципальных образований складывается практика строительства нового жилья для детей-сирот при одновременных мерах по покупке квартир на рынке вторичного жилья. [3] В целях соблюдения конституционных прав детей-сирот, при приобретении администрациями муниципальных образований квартир для данной категории лиц, приоритет отдается жилым помещениям по месту выявления и первичного учета сироты, включенного в список как нуждающегося в обеспечении жилым помещением. Для включения в список дети-сироты или их законные представители оформляют заявление о включении в список с указанием выбранного ими муниципального образования. Выбор муниципального образования может быть изменен один раз.

Еще одним критерием обеспеченности жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимым для признания реализованным конституционного права данной категории лиц на жилище, является своевременность предоставления жилых помещений из специализированного жилищного фонда. Однако в ходе анализа своевременности заключения договоров социального найма специализированного жилищного фонда установлено, что процедура оформления договоров найма в муниципальных образованиях занимает чаще всего весьма длительный период. [15] Следует подчеркнуть, что длительность процедуры оформления договоров найма влечет дополнительные расходы местных бюджетов на оплату коммунальных услуг пустующих жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. Региональные проверки также показали, что договора социального найма оформляются некачественно, отдельные положения договоров не соответствуют основным требованиям типовых договоров. [15]

Вместе с тем современное российское законодательство не предусматривает длительные сроки обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. [10] Приоритетным является принцип своевременности и, как следствие, отсутствия очереди среди детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в том числе посредством обеспечения возможности предоставления им жилых помещений по выбранному месту жительства и упрощения процедуры закупки жилых помещений у физических лиц на вторичном рынке жилья в целях предоставления их детям-сиротам.

Соблюдение данного критерия затруднено отсутствием информации о социальном портрете ребенка-сироты, что лимитирует практики закрепления данной категории лиц в тех муниципальных образованиях, где наблюдается более благоприятная ситуация для их трудоустройства по выбранному профессиональному профилю, наличие достаточного количества мест для обеспечения занятости данной категории лиц, получения профессионального образования, наличие близких родственников и пр. На сегодняшний день в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют сведения о семейном положении и составе семьи, месте временного проживания. Проверочные мероприятия показали широкое распространение практик, когда уполномоченные органы не имеют представление о местонахождении ребенка-сироты, что создает дополнительные административные барьеры и увеличивает количество очередников. [15] Кроме того, жилые помещения предоставляются детям-сиротам только в том регионе, в котором они поставлены на очередь без обеспечения надлежащего учета, имеющихся ограничений для их трудоустройства и социальной активности. Многие дети-сироты не обладают необходимой территориальной мобильностью. Наличие соответствующих сведений при предоставлении жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, позволило бы обеспечить учет потребностей данной категории лиц в дополнительных гарантиях на образование, достойный труд, медицинское и социальное сопровождение, а также социальную защиту в трудной жизненной ситуации.

В ходе осмотров приобретенных квартир на предмет их использования нанимателями в ряде случаев установлены факты злоупотребления правом на получение жилья для детей-сирот и лиц из их числа. В частности, осмотры выявили следующие нарушения:

1. часть квартир не используется: многие дети-сироты не регистрировались в полученных квартирах и не заселялись, в квартирах проживают посторонние лица;

2. в жилых помещениях (принадлежащих ребенку-сироте) проживают бывшие члены семьи, лица, утратившие право пользования жилым помещением, посторонние лица, граждане, нарушающие нормы жилищного законодательства и условия пользования жилым помещением;

3. имеет место фальсификация статуса ребенка-сироты в связи с лишением родительских прав по инициативе родителей с целью постановки на очередь детей как социальных сирот для получения жилья при наличии у родителей жилых помещений;

4. оформление опеки над детьми, оставшимися без попечения родителей, в субъекте Российской Федерации, отличном от места проживания детей, исключительно с целью получения в этом субъекте Российской Федерации жилого помещения. [27]

Обратим внимание, что предоставление детям-сиротам, из которых почти более 2/3 являются социальными сиротами, имеющими близких родственников, [6] жилых помещений с правом оформления в собственность, создает предпосылки социальной несправедливости по отношению к семьям, в том числе многодетным, в которых родители добросовестно исполняют свои обязанности, работают, ведут социальный одобряемый образ жизни, но не могут обеспечить отдельным жильем своих детей. Предоставление детям-сиротам жилья при осуществляемом порядке (с правом приватизации) ведет к социальной несправедливости.

Обсуждение. Современная практика обеспечения детей-сирот жилыми помещениями дает основания полагать, что создание неприватизируемого и неотчуждаемого специализированного жилого фонда для предоставления жилья в социальный найм позволит устранить предпосылки для социальной несправедливости, а также оптимизировать процедуру предоставления жилого-помещения ребенку-сироте в том числе за счет уменьшения очередей на получение жилья. Опираясь на результаты исследования можно предположить, одним из вариантов решения проблемы может быть предоставление жилья из фонда специализированного жилого фонда исключительно на условиях найма, что создаст возможность маневра для улучшения жилищных условий как детям-сиротам, так и другим категориям граждан, нуждающимся в социальной защите (семьям с детьми, ветеранам, инвалидам). Создание неприватизируемого и неотчуждаемого специализированного жилого фонда для предоставления жилья в социальный найм требует изменения договора найма специализированного жилого помещения в части внесения положений об отсутствии срока истечения его действия. При этом, условие о вселении несовершеннолетних детей и супруга (супруги) в жилое помещение и включении указанных членов семьи в договор найма специализированного жилого помещения, представленного при жизни ребенку-сироте, не предусматривается. Обратим внимание, что указанная мера не противоречит конституционным правам граждан Российской Федерации в части реализации прав на жилище. Преимуществом закрепления за регионом или муниципальным образованием права владения жилым помещением (наличие неотчуждаемого статуса муниципальной собственности) и предоставление ребенку-сироте права пользования им без права передачи другим лицам может стать повышение сохранности муниципального жилого фонда и снижение издержек муниципального бюджета.

Выводы. Авторы, рассмотрев возможность своевременного предоставления детям-сиротам жилья после выпуска из интернатных учреждений, установили, что процедура оформления договоров найма в муниципальных образованиях занимает весьма длительный период времени. Указанное обстоятельство не только усугубляет ситуацию с реализацией жилищных прав детей-сирот, но и влечет дополнительные расходы местных бюджетов на оплату коммунальных услуг пустующих жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. Сравнительный анализ региональных практик заключения договоров найма и иных мероприятий по обеспечению детей-сирот жильем, показал, что единые подходы определении критериев, связанных с обеспечением права детей-сирот на получение жилых помещений, на сегодняшний день в регионах отсутствует.

Кроме того, анализ проблем реализации прав на жилище выпускников детских домов в Российской Федерации показал наличие ряда дисфункций в работе региональных и муниципальных органов власти в части создания условий для осуществления прав детей-сирот на жилище. В частности, на процедурном уровне включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд для детей-сирот имеет место несоответствие жилых помещений вторичного рынка жилья конкурсной документации, локализация жилищного фонда в отдалении от социальной инфраструктуры и пр.; на уровне составления списков детей-сирот, постановки их в очередь на получение жилища имеют место фальсификация статуса ребенка-сироты, нарушение сроков предоставления жилища и пр.; на уровне реализации сиротой права владения жилым помещением отмечаются нарушения санитарного состояния жилого помещения, неудовлетворительная адаптация сироты к самостоятельной жизни.

Изучив российскую практику обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей в части анализа возможностей и ограничений реализации жилищных прав данной категории граждан в современных российских условиях, авторами выделены критерии обеспеченности жилым помещением детей-сирот. В их числе:

1. Критерии качества предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда: соблюдение строительных, санитарно-эпидемиологических и противопожарных требований, технических характеристик жилого помещения и пр., в виде жилых домов, квартир (благоустроенных жилых помещений) применительно к условиям соответствующего населенного пункта, нормам предоставления площади жилого помещения, а также степени пригодности для проживания в районах с развитой социальной инфраструктурой, возможностью получения образования и дальнейшего трудоустройства.

2. Своевременность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, в том числе соблюдение процедуры включения жилого помещения в перечень жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. В целях соблюдения конституционных прав детей-сирот, при предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда для данной категории лиц, приоритет отдается жилым помещениям по месту выявления и первичного учета сироты, включенного в список как нуждающегося в обеспечении жилым помещением.

3. Сохранность жилища как гаранта соблюдения прав детей-сирот на имущество, полученное от умерших родителей и иных родственников, согласно действующему в Российской Федерации законодательству, а также соблюдение прав ребенка-сироты, в случае если проживание в ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным.

При этом механизмы реализации жилищных прав данной социальной группы предполагают передачу жилого помещения в собственность ребенка-сироты, после истечения срока действия договора найма специализированного жилого помещения. Однако подобного рода практика является предпосылкой развития социальной напряженности и социальной несправедливости по отношению к семьям, в том числе многодетным, в которых родители добросовестно исполняют свои обязанности, работают, ведут социальный одобряемый образ жизни, но не могут обеспечить отдельным жильем своих детей. Возможность перехода жилого помещения, выделяемого ребенку-сироте его ближайшим родственникам (супругу, детям), фальсификация статуса ребенка-сироты с целью улучшения своего жилищного положения создает неравные возможности для других социально уязвимых групп, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В качестве возможного направления улучшения ситуации с предоставлением жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей может стать переход на новый вид договоров, которые предполагают закрепление жилища в статусе региональной или муниципальной собственности, без права ее перехода в собственность ребенка-сироты. Создание неприватизируемого и неотчуждаемого специализированного жилого фонда позволит устранить предпосылки для социальной несправедливости. Заключение договора найма специализированного жилого помещения позволит обеспечить своевременное предоставление жилья детям-сиротам, соответствующее требованиям создания благоприятных и достойных условий жизни, на основе пожизненного найма жилища без права его передачи в собственность другому лицу (без права продажи, приватизации, передачи в наследство родственникам умершего ребенка-сироты, а также без права сдачи в аренду жилого помещения). Это создаст возможность маневра для улучшения жилищных условий как детям-сиротам, так и другим категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.

References
1. Abramov R.N., Antonova K.A. Regional'nye media o sotsial'noi adaptatsii vypusknikov detskikh domov: tematicheskii analiz publikatsii za period 2014-2015 gg. Zhurnal issledovanii sotsial'noi politiki. 2017. T. 15. № 3. S. 421-434.
2. Dutova O. V. (2013) Sotsial'naya adaptatsiya detei-sirot sredstvami sotsial'no-kul'turnoi deyatel'nosti. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, (6): 1
3. Verem'eva O.A. Nekotorye pravovye problemy predostavleniya zhil'ya detyam-sirotam // Voprosy nauki i obrazovaniya. 2019. №20 (67).
4. Emchenko L.Yu., Gus'kova V.A. Predostavlenie zhil'ya detyam-sirotam: problemy teorii i praktiki. V sbornike: sovremennaya nauka: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovatsii sbornik statei VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Penza, 2019. S. 217-222.
5. Zhilishchnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/
6. Issledovanie prichin sotsial'nogo sirotstva — zhiznennykh situatsii, kotorye privodyat k popadaniyu detei v detskie uchrezhdeniya Analiticheskii tsentr pri pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii, po zakazu Blagotvoritel'nogo fonda Eleny i Gennadiya Timchenko, 2019.
7. Kaimakova E.V., Kireeva A.I. Konstitutsionno-pravovoe soderzhanie prava na zhil'e detei-sirot (na primere zakonodatel'stva Kurskoi oblasti). Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya i pravo. 2015. № 3 (16). S. 36-43.
8. Kovaleva O.A. Problema predostavleniya zhil'ya detyam sirotam, na primere Orenburgskoi oblasti s 2010 goda. Nauchnaya perspektiva. 2015. № 6. S. 60-62.
9. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii, st. 4. chast' 3. // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399
10. Korotaeva E.G. Problemy normativno-pravovogo regulirovaniya predostavleniya zhilykh pomeshchenii detyam-sirotam i detyam, ostavshimsya bez popecheniya roditelei, v sub''ektakh Rossiiskoi Federatsii // Praktika ispolnitel'nogo proizvodstva. 2016. № 4. S. 50–64.
11. Mamaeva A. K. Uchastie detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei, v zhilishchnykh otnosheniyakh. Probely v rossiiskom zakonodatel'stve.Yuridicheskii zhurnal. 2009. № 4. S. 157-160.
12. Minochkina A.S. (2012) Povyshenie urovnya sotsial'noi adaptatsii detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei. Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, (4): 163–173.
13. Mochalova K.A. Osobennosti obespecheniya zhil'em detei-sirot // V sbornike: Pravo. Obshchestvo. Gosudarstvo Sbornik nauchnykh trudov studentov i aspirantov. Sankt-Peterburg.-2018.-S. 178-181.
14. Nikolaenko E.S. Problema obespecheniya zhil'em detei-sirot v Omskoi oblasti. Intellektual'nyi potentsial XXI veka: stupeni poznaniya. 2012. № 10-1. S. 145-148.
15. Otchet o rezul'tatakh ekspertno-analiticheskogo meropriyatiya «Monitoring effektivnosti raskhodovaniya sredstv byudzhetov byudzhetnoi sistemy Rossiiskoi Federatsii na predostavlenie zhilykh pomeshchenii detyam-sirotam, detyam, ostavshimsya bez popecheniya roditelei, i litsam iz chisla detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei, v 2016-2017 godakh i I polugodii 2018 goda» (198-199). Byulleten' Schetnoi palaty. 2019. №2 (fevral').
16. Ofitsial'naya statistika. Naselenie. Sem'ya, materinstvo i detstvo / Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki. URL: https://www.gks.ru/folder/13807 (data obrashcheniya: 8.12.2019).
17. Popov S.N. Praktika realizatsii konstitutsionnogo prava na zhilishche lits, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei: na primere Tyumenskoi oblasti // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo.-2017.-№ 25.-S. 107-112.
18. Ul'yanova I.I. Sovershenstvovanie protsedury regulirovaniya predostavleniya zhil'ya detyam-sirotam. V sbornike: Upravlenie innovatsiyami-2011 Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Pod redaktsiei R.M. Nizhegorodtseva. 2011. S. 419-422.
19. Shogenova F. Z., Khanieva Z. A., Shinakhova M. M. (2016) Problema sotsial'noi adaptatsii vypusknikov detskikh domov. Gumanitarii Yuga Rossii, (4): 286–29
20. Elektronnyi resurs: https://nuzhnapomosh.ru/research/2018/sirotstvo-v-regionakh-rf/
21. Elektronnyi resurs: http://www.egisso.ru/site/statistics/orphans
22. Elektronnyi resurs: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/36374
23. Elektronnyi resurs: http://audit.gov.ru/activities/bulleten/938/36043/
24. Elektronnyi resurs: https://kodeks.ru/news/read/ustanovleny-osobennosti-predostavleniya-jilyh-pomescheniy-detyam-sirotam
25. Elektronnyi resurs: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/35701
26. Elektronnyi resurs: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/28430
27. Elektronnyi resurs: https://www.irkproc.ru/qa/2603.html
28. Araya R, G L, Rojas G, Fritsch R. Education and income: which is more important for mental health? Journal of Epidemiology and Community Health. 2003; 57:501–505. [PubMed: 12821693]
29. Elliott M. The stress process in its neighbourhood context. Health and Place. 2000; 6:287–299. [PubMed: 11027954]
30. Evans G, Wells N, Moch A. Housing and mental health: a review of the evidence and a methodological and conceptual critique. Journal of Social Issues. 2003; 59(3):475–500
31. Evans G. The built environment and mental health. Journal of Urban Health. 2003; 80(4):536–555.[PubMed: 14709704]
32. Gifford R, Lacombe C. Housing quality and children’s socioemotional health. Journal of Housing andthe Built Environment. 2006; 21:177–189
33. Marais L.; Sharp C.; Pappin M.; Lenka M.; Cloete, J. ; Skinner D., Serekoane, J . (2013) Housing conditions and mental health of orphans in South Africa. Health & place. №2.-R.: 23-29
34. Mullick M, Goodman R. The prevalence of psychiatric disorders among 5–10 year olds in rural, urban and slum areas in Bangladesh. Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology. 2005; 40(8):663– 671. [PubMed: 16091858]
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.