Статья 'Рецензия на монографию Рогач О.В. "Социальный капитал развития туристической привлекательности российских территорий".' - журнал 'Урбанистика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Urban Studies
Reference:

Peer review on the monograph of O. V. Rogach “Social Capital of the Development of Tourism Attractiveness of Russian Territories”

Frolova Elena Viktorovna

Doctor of Sociology

Professor, the department of Management and Administrative Governance, Russian State Social University

129226, Russia, g. Moscow, ul. V.pika, 4

efrolova06@mail.ru

DOI:

10.7256/2310-8673.2019.4.31373

Received:

15-11-2019


Published:

03-01-2020


Abstract: The author delivers an opinion on the scientific work “Social Capital of the Development of Tourism Attractiveness of Russian Territories” presented by O. V. Rogach in 2019. The monograph was prepared with the financial support from the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the scientific project No. 19-011-00565 “Interaction of the key actors of local communities for increasing tourism attractiveness of Russian territories: restrictions, resources and technologies of development”. The monograph contains theoretical and empirical results of the conducted research, which is of interest to a wide array of scholars, representatives of municipal administration, and other experts involved in the questions of development of social capital. Relevance of the raised in the monograph questions, low elaboration of the problems of converting social capital into the development of tourism attractiveness of municipal formations of Russia, form a broad range of questions for the scholars, the partial answers for which are given in this scientific publication. The novelty of the presented materials and conclusions is defined by the results of the original empirical research. The author’s ideas on the creative clusters, their capability of attracting tourist flow by offering the travelers a tourist product fused with authenticity of the local culture and traditions.


Keywords:

municipality, tourist attractiveness, social capital, social construction, social interaction, social resource, local community, municipal governments, city, social networks

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Рецензия

Тематика монографии О.В. Рогач «Социальный капитал развития туристической привлекательности российских территорий» отражает актуальные вопросы территориального развития [14]. Наличие в российских муниципальных образованиях острых проблем социально-экономического характера, низкая гражданская активность субъектов местных сообществ и их недостаточное представительство в выборе траекторий развития территорий, актуализирует поиск новых инструментов и форм социального взаимодействия населения [9, 10, 15]. В данном контексте актуальным представляется исследование социального капитала как предиктора, формирующего дополнительные возможности развития местных сообществ на основе идей солидаризации, кооперации и доверия.

Следует заметить, что идеи, изложенные в монографии, позволяют рассматривать вопросы, традиционно относимые к экономическому аспекту территориального развития (индустрия туризма, туристическая привлекательность и пр.), а также вопросы социального характера (социальный капитал местных сообществ, социальные взаимодействия и социальные сети) в единой аналитической рамке [14]. В работе немецкого социолога Р. Бахлайтнера «Социология туризма, или о социологии путешествий», отмечается что «массовый туризм стал обычной практикой современного общества и одновременно символом глобализации» [5]. Туристическая привлекательность все чаще транслируется через понятие инвестиционной привлекательности территории – совокупности признаков территориально-специализированной части национальной экономики, влияющих на целесообразность инвестиций в воспроизводственный процесс [6, 19]. Однако развертывание исследований по пути обоснования экономической целесообразности туристической привлекательности муниципальных образований, без учета социологической оценки процессов ее формирования, приводит к искажению в интерпретации данного понятия. Как подчеркивает в своей работе О.В. Рогач, чрезмерная акцентуализация проблематики туризма на хозяйственных и производственных вопросах, исключает из ракурса современных исследований социальный капитал как внутренний источник формирования туристической привлекательности территории [14].

Сравнение концепций социального капитала, представленных в работе [1, 7, 20, 21. 22], позволяет заключить, что общим тезисом, разделяемым сегодня в социологическом подходе, является не только установка на построение доверительных отношений, но и необходимость инвестирования в них, участия в социальном обмене. Наличие инвестиций (сопереживание, время или материальные блага) подкрепляется социальным признанием, что означает фактическое участие акторов в социальном капитале. Исходя из результатов, полученных в ходе проведенного автором анализа, можно предположить необходимость институционального подкрепления процессов формирования социального капитала как механизма снижения деструктивных проявлений: закрытость социального капитала, «нахлебничество» малоресурсных членов социальных сетей, сокрытие участниками потенциальных выгод от взаимодействия. Возможное страхование рисков потерь в социальном обмене через участие муниципальных органов власти в поддержании устойчивости социальных сетей, подкреплении межмуниципальных форм сотрудничества, может стать тем механизмом, который обеспечит развитие социального капитала не как побочного эффекта от взаимодействия представителей местных сообществ, а через подкрепление личной мотивации акторов социальной сети в получении дивидендов от общей «прибыли» муниципального образования.

Понимание сущности «социального капитала» как консолидированного отражения индивидуальных ресурсов социальных акторов, которые конвертируются в сложившиеся социальные сети, согласно их пространственному расположению, институциональной устойчивости и нормативно-ценностному наполнению, может послужить методологической базой для более основательного его осмысления в рамках других исследований и теорий.

Автором делается интересное заключение, что сущность социального капитала имеет значительные расхождения с иными формами капитала, в виду его немонетарности, способности к самовозрастанию при увеличении частоты использования, учета радиуса доверия и качественных характеристик контактов социальных акторов. Вместе с тем, сущность социального капитала местных сообществ иллюстрируется способностью к накоплению и наследованию, ликвидностью и конвертируемостью [12, 13].

Особого внимания заслуживает рассмотрение институциональных факторов, определяющих специфику конвертации социального капитала местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований [4]. Автор делает заключение, что формальное институциональное подкрепление неформальных практик, обеспечивает повышение эффективности формальных институтов за счет включения населения в решение вопросов местного значения на основе развития идей социального партнерства, гражданской активности, роста уровня доверия населения к действиям местных властей. Научный и практический интерес представляет осмысление ожиданий и предпочтений российских туристов в рамках культурно-познавательных поездок по городам России. Эмпирические данные, полученные автором, иллюстрируют интересные закономерности и тенденции.

Представленные данные коррелируют с иными исследованиями проведенными в данной области П.Г. Можаевой, О.В. Лысиковой, Е.А. Воронцовой и другими учеными [11, 3, 8, 16]. Однако в монографии дано комплексное отражение влияния социально-экономических факторов на формирование туристического спроса и предложения через интенсификацию процессов социального взаимодействия представителей местных сообществ. Кроме того, раскрывается также новый тренд туристического поведения - потребность в визуализации, тиражирования «фотографируемых мест» в социальных сетях. В ходе проведенного исследования выявлены рассогласования в восприятии различными социальными группами российского общества культурно-познавательного туристического потенциала и туристских услуг в городах РФ. Характеризуя проблемы российской туристической действительности, Рогач О.В. фокусируется не столько на ограничениях развития туризма, сколько на ресурсах формирования конкурентоспособного туристского продукта.

Автор убедительно доказывает читателям, что социальный капитал местных сообществ может быть конвертирован в развитие туристической привлекательности территорий. Интерес представляют идеи автора о креативных кластерах, их способности привлечения туристских потоков, благодаря встроенности в структуру экономики впечатлений, возможности предложить путешественнику туристский продукт, обладающий аутентичными чертами местной культуры и традиций. Креативные кластеры рассматриваются автором в качестве драйвера продвижения конкурентоспособных туристских продуктов и услуг, привносящих в городскую среду практическое воплощение идей кооперации, солидаризации и гостеприимства. Обобщение отечественных и зарубежных практик конвертации социального капитала в развитие туристической привлекательности территорий позволило автору сформулировать ряд интересных выводов, имеющих не только практическую, но и научную значимость. Сделанные выводы дополняют исследования, проведенные Е.Е. Кабановой, А.А. Чернега, С.К. Волковым и некоторыми другими учеными [2, 17, 18].

В монографии представлен анализ специфики интеракции туристов и местных жителей, выделены траектории формирования социального капитала: траектория солидаризации (объединение отдельных представителей местных жителей и/или бизнес-структур в целях формирования линейки взаимосвязанных туристских продуктов и услуг); траектория индифферентности (когда местные жители не готовы нести индивидуальную ответственность за развитие туристского сектора или не связывают свой жизненный сценарий с туризмом); траектория отчуждения. Автор обосновывает вывод, что при активной поддержке местных властей будет преобладать возможность доминирования первой траектории формирования социального капитала местных сообществ.

Подводя итоги, хочется отметить, что формирование социального капитала местных сообществ, его конвертация в развитие туристической привлекательности территории относится к числу наиболее перспективных направлений исследований. Недостаточная теоретическая и методическая разработанность данной проблематики, ее актуальность и возрастающая практическая значимость обуславливают необходимость исследований в данном направлении. В данном контексте монография Рогач Ольги Владимировны представляется весьма своевременной. Представленная монография носит научно-практический и проблемный характер. Теоретические положения, авторская интерпретация результатов исследований обладают несомненной новизной, представляют интерес для широкого круга читателей.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.