Статья 'Специфика ментальности жителей малых городов Сибири ' - журнал 'Урбанистика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Urban Studies
Reference:

Specificity of mentality of the residents of small cities of Siberia

Kovrigina Galina Dmitrievna

PhD in Philosophy

Docent, the Institute of Economics, Management and Law, Irkutsk National Research Technical University

664003, Russia, Irkutsk, Lermontova Street 83, office #245

kovrigina_gd@mail.ru

DOI:

10.7256/2310-8673.2017.4.24622

Received:

05-11-2017


Published:

16-01-2018


Abstract: The subject of this research is the mentality of the residents of small cities of Siberia. The author meticulously examines the residents of small cities of Irkutsk, Kemerovo, and Krasnoyarsk Regions, indicates the key features of the Siberian mentality justified by the historical and cultural traditions of the regions, as well as social and political processes that create the modern framework for the development of Siberian territories. The article refers to the basic part of the establishment of mentality, constant in time and space, and temporary local circumstances that emphasize certain peculiarities of Siberian mentality. The research involved 2,400 respondents in the age of 18-75, who have been residing in the small cities of Siberia (Zima, Shelekhov, Sayansk, Baykalsk, Yeniseysk, Zheleznogorsk, Sosnovoborsk, Uyar, Guryevsk, Kaltan, Myski, and Tayga) for five or more years. As the main conclusion, the author listed the following distinct features of mentality inherent to the residents of small cities of Siberia: values of territorial identity form the foundation of the mentality of Siberians; limited vertical mobility; manifestation of the traditional features of Russian culture (collectivism and paternalism); special attitude to the social institutions – government, religion, and family.


Keywords:

mentality, representation, regional identity, territorial identity, Siberia, region, social development, social dynamics, Siberian mentality, Siberians

This article written in Russian. You can find original text of the article here .
Актуальность изучения менталитета

Ментальность жителей малых городов складывается особым образом. Она зависит от социальных и исторических, культурных и экономических условий жизни жителей малых городов, их жизненных стратегий, повседневного пространства и иных условий, позволяющих создавать особую среду социального взаимодействия.

Менталитет позволяет особым образом воспринимать окружающую реальность, анализировать социокультурные и экономико-политические, демографические и иные сферы жизни через устоявшиеся и характерные для определённой местности установки и представления. Благодаря менталитету обеспечивается определенное социокультурное единство жителей локальной территории.

Малые города занимают 70% всех городов Российской Федерации, при этом в них сконцентрировано только 30% населения. Малые города имеют свою специфику, так как обладают ограниченным человеческим, территориальным, финансовым, инновационным и другими ресурсами. Но, благодаря социально-экономическому прогрессу, им ставятся задачи достаточно сложные (конкурентное выживание, адаптация к экономическим реформам и кризисным состояниям, моделирования социально-экономического поведения и прочее). Все это, заставляет вырабатывать уникальные стратегии социально-экономической и социокультурной адаптации, формировать и укреплять менталитет и особый характер, способный сохранить территорию и создать условия для полноценного социокультурного воспроизводства.

Изучение социокультурной ментальности жителей малых городов Сибири определяет особое пространство взаимодействия, которое уникально и неповторимо в каждый момент времени. Оно может стать точкой опоры для консолидации всей страны или моментом формирования социальной дезинтеграции и апатии, общественной девиации и дезадаптации как на локальных территориях, так и в целом в стране.

Теоретическая разработанность вопроса

Вопросы менталитета изучались разными учеными. Особое место менталитету отводится в трудах К.А. Абульхановой [1], Г.Г. Диллигенского [7], В.Г. Немировского [11] и других. Специфике российской ментальности посвящены труды А.С. Ахиезера [4], Т.И. Заславской [8], А.С. Панарина [12], В.И. Пантина [13] и других. Они позволили выявить исторические, религиозные и культурные особенности развития менталитета россиян, а также обозначить формы его развития в будущем. Особенности менталитета жителей крупных и малых городов рассматриваются в трудах Г. Зиммеля [9], Г.В. Акопова и Т.В. Ивановой [12, 13], где подчеркивается влияние объема территориальной общности на специфику мышления и восприятия информации жителей данной формальной или неформальной общности; также стоит выделить концепцию средовой маргинальности рассмотренную в работе В.Л. Каганского [10], которая конструируется благодаря проживанию в том или ином городе или районе города. Особое место жизни разных поколений в малых и крупных городах представлено в работах О.А. Полюшкевич [14,15], идеи территориальной идентичности на основе менталитета развиты в работах Ю.В. Борисовой [5,6] и М.В. Поповой [16,17], специфика социально-экономических условий развития территориальных общностей представлена в исследованиях В.А. Скуденкова [18, 19] и многих других.

Несмотря на достаточно разнообразную палитру изучения ментальности, данная проблема требует постоянного контроля и мониторинга, так ка не является статичной, а постоянно модернизируется под влиянием внешних и внутренних процессов социальной динамики. Благодаря новым условиям, закрепляются ключевые идеи ментальности определенной территории и формируются векторы изменчивых процессов и состояний, позволяющих выделять общие и локальные черты менталитета.

Характеристика исследования

В исследовании принимали участие жители Иркутской и Кемеровской областей, а также жители Красноярского края. Исследование проходило в 2017 году в малых городах Сибири: Зима, Шелехов, Саянск, Байкальск, Енисейск, Железногорск, Сосновоборск, Уяр, Гурьевск, Калтан, Мыски, Тайга.

Всего в исследовании приняло участи 2400 человек в возрасте от 18 до 75 лет. Все они проживают в малых гороха Сибири 5 и более лет.

Цель исследования – выявление особых черт менталитета жителей малых городов Сибири.

Анализ результатов исследования

В ходе исследования мы выявили несколько ключевых черт ментальности жителей малых городов Сибири, которые мы можем обозначить как «сибирская ментальность» (см. таблицу 1).

Таблица 1. Ценности территориальной идентичности (в%)

Характеристика

Жители малых городов

Иркутской области

Кемеровской области

Красноярского края

Я хочу остаться в своем городе

42

40

44

Я хочу уехать из своего города

37

40

35

Затрудняюсь с ответом

21

20

21

Как видно из таблицы 1, ценности территориальной идентичности, которые формируют основу менталитета Сибиряков, выражены достаточно сильно во всех изучаемых территориях. Важность принадлежности к определенной территории и установление связей с ней формирует базовую установку для всех рассматриваемых жителей малых городов Сибири. При этом, примерно такое же количество жителей малых городов хотели бы уехать из своего города.

Те, кто хотел бы остаться, опираются на социальную идентичность и чувство сопричастности. Например, «Я горд тем, что живу в Зиме, городе в котором жили мои предки» (М.А., 32 года), «Я из Елисейска, лучшего города Сибири» (Н.О., 40 лет), «Я из Тайги, города с таким сильным названием, я хочу, чтобы и мои дети тут росли» (Н.А., 29 лет).

Те, кто хотел бы остаться, опираются на экономическую и социально-профессиональную неудовлетворенность. Например, «Я хочу уехать из Саянска, горожане не имеют ни работы, ни зарплаты. Я хочу лучшего своим детям» (Т.О., 39 лет), «Что я могу дать своей семье в Железногорске? Ничего, крупные города – дают больше шансов» (Г.Д., 44 года), «Уяр – понемногу умирает, нет, тут живут люди, но перспектив у молодёжи нет, а у стариков и надежды нет» (Д.Г., 55 лет).

Таким образом, если повысится экономическая и социальная удовлетворенность, мы сможем говорить о том, что жители малых городов в целом довольны своей жизнью и не хотели бы что-либо менять. Более того, 20% затруднившихся с ответом входят как раз в ту группу людей, на кого можно влиять через реализуемые в регионе программы поддержки семьи, трудоустройства, развития инфраструктуры и так далее.

Еще одной чертой сибирской ментальности выступает «ограниченность вертикальной мобильности». Могут построить хорошую карьеру в своем городе 15% жителей малых городов Иркутской области, 10% Кемеровской области и 20% жителей Красноярского края. От 65% до 75% жителей малых городов рассматриваемых субъектов РФ не могут рассчитывать на достойную карьеру (см. таблицу 2).

Таблица 2. Возможности вертикальной мобильности (в%)

Характеристика

Ответ

Жители малых городов

Иркутской области

Кемеровской области

Красноярского края

Я могу простроить хорошую карьеру в своем городе

Да

15

10

20

Нет

75

70

65

Затрудняюсь с ответом

10

20

15

Я могу достойно зарабатывать и обеспечивать свою семью в своем городе

Да

20

15

25

Нет

70

65

60

Затрудняюсь с ответом

10

20

15

«А где у нас работать? Только на шахте прилично получают, но туда не всех берут, да и здоровья надолго не хватает» (Н.А., 26 лет), «Работа есть только в магазине, а покупать то продукцию кто будет и на что? А карьера есть только в областном центре, да может в Москве» (Н.О., 33 года), «Какая карьера? Устроиться бы куда-нибудь, а не пособие по безработице жить – вот это успех и есть» (И.Ю., 30 лет).

Могут достойно зарабатывать и обеспечивать свою семью 20% жителей малых городов Иркутской области, 15% Кемеровской области и 25% жителей малых городов Красноярского края.

«Обеспечить семью сразу всем необходимым простому человеку сразу нельзя. Да и во всю жизнь не смогут. Денег у нас нет. Хватает на то, чтобы выживать, а не жить» (Г.М., 44 года), «Зарабатывать столько, чтобы на все хватало? У нас в городе такое невозможно. Все мало получают» (С.С., 35 лет), «Достойно зарабатывать могут в Москве, а мы живем другими ценностями» (П.А., 46 лет).

Ограниченность вертикальной мобильности приводит к противопоставлению жителей малых городов и крупных, особенно к противопоставлению с жителями Москвы. Эта тенденция является негативным сигналом социального раскола и дезинтеграции, когда жители городов считают, что у жителей столицы другие возможности и проблемы, которые недоступны им и наоборот.

Выраженность традиционных черт русской культуры (коллективизм и патернализм). Как видно из таблицы, жители малых городов в большинстве своем предпочитают не принимать решения самостоятельно и опираются на мнение большинства, а не на свое видение проблемы или ситуации (см. таблицу 3).

Таблица 3. Выраженность традиционных черт русской культуры (в%)

Характеристика

Ответ

Жители малых городов

Иркутской области

Кемеровской области

Красноярского края

Я смогу большего добиться при поддержке коллектива и семьи

Да

65

60

60

Нет

20

20

25

Затрудняюсь с ответом

15

20

15

Я смогу большего добиться при опоре на самого себя

Да

20

20

25

Нет

65

60

60

Затрудняюсь с ответом

15

20

15

Мне комфортно, когда за меня решают, как быть в определённой ситуации

Да

65

70

60

Нет

25

20

20

Затрудняюсь с ответом

10

10

20

Мне важно самому всегда принимать решения

Да

20

25

25

Нет

65

70

65

Затрудняюсь с ответом

15

5

10

«Я как и все. Зачем выделаться и лишнее внимание привлекать?» (М.А., 49 лет), «Я считаю, что решения принятые коллектива более верные, чем решения принятые индивидуально. Да и безопаснее, когда думают сообща» (Н.Н., 32 года), «Лучше, когда есть кто-то, кто лучше знает. Наше дело маленькое. Послушали и пошли выполнять» (С.Д., 37 лет).

Опора на решение коллектива или человека, который возьмет на себя ответственность, определяет жизненные ориентиры и установки населения, как быть и что делать зависит не от контекста, а от того, на кого можно переложить ответственность за свою жизнь, за жизнь своей семьи, за жизнь соседей и горожан на кого-то, является весомой чертой сибирской ментальности.

Особое отношение к таким социальным институтам как власть, религия и семья (см. таблицу 4).

Таблица 4. Отношение к различным социальным институтам (в%)

Характеристика

Ответ

Жители малых городов

Иркутской области

Кемеровской области

Красноярского края

Власть

Я уважаю и ценю власть

80

85

80

Власть далеко, на ее не ориентируюсь

15

10

20

Затрудняюсь с ответом

5

5

0

Религия

Верю в Бога и живу с ним

65

70

65

Не верю в Бога

20

25

15

Затрудняюсь с ответом

15

5

20

Семья

Это самое важное в жизни

80

75

85

Это не важный институт в жизни

20

20

10

Затрудняюсь с ответом

0

5

5

Большинство жителей малых городов Сибири живут традиционным укладом: уважают и ценят власть (80-85%), верят в Бога (65-70%), семью воспринимают как самый важный и ценный институт (75-85%). Это то, что консолидирует жителей Сибири в единую группу.

Можно говорить о политических потрясениях или экономических санкциях, они, безусловно, влияют на повседневную жизнь сибиряков, но внутренние ориентиры, связывающие их в единую социокультурную общность, строятся не на сиюминутной политике или экономике, а на глубинных связях и ориентирах, связывающих всех в единое пространство.

Социокультурная солидарность формируется на базе уникальных, характерных для определённой территории черт, связывающих жителей в единое социальное поле. Укрепление данного поля, ведет к усилению интеграции, расшатывание – наоборот, к дезинтеграции. Таким образом, задача местных органов власти – выявить мобилизующий потенциал развития данных территорий и разработать механизмы его усиления и развития.

Выводы

Ментальность жителей Сибири достаточно сложное и объемное явление. Данное исследование позволило выявить лишь общие черты, характерные для трех рассматриваемых территорий Сибири. Поэтому, необходимо дальнейшее детальное изучение данного процесса. Но уже сегодня можно утверждать, что существуют следующие уникальные черты ментальности жителей малых городов Сибири:

  • ценности территориальной идентичности формируют основу менталитета Сибиряков;
  • ограниченность вертикальной мобильности;
  • выраженность традиционных черт русской культуры (коллективизм и патернализм);
  • особое отношение к таким социальным институтам как власть, религия и семья.

Каждая из указанных черт формирует свое социальное пространство, через которое преломляются жизненные стратегии жителей малых городов. Благодаря им формируются в процессе социализации уникальные черты, характерные только для жителей рассматриваемых городов и закладывается уникальное социокультурное наследие всей Сибири. Это рождает основы «сибирского менталитета» как социокультурного явления, способного воспроизвести социокультурный потенциал России.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.