Статья 'Значение архетипа «Ангел в смирительной рубашке» для понимания специфики современного русского социально-культурного пространства ' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial collegium
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Sociodynamics
Reference:

The value of the archetype "Angel in a straitjacket" for understanding the specifics of modern Russian social and cultural space

Gudkova Ekaterina Evgenjevna

student of the Department of Cultural Studies at Siberian Federal University

660049, Russia, Krasnoyarsk, prospect Svobodny, 82a

ee_gudkova@bk.ru
Sertakova Ekaterina Anatol'evna

senior lecturer, cultural studies department, Siberia Federal University

660041, Russia, Krasnoyarsk, Prospekt Svobodniy St., 79, office 4-52

sertakova_e@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-7144.2015.4.15060

Review date:

19-04-2015


Publish date:

21-04-2015


Abstract: The subject of the study are the structural elements of Russian socio-cultural space, manifested in works of art, including literature and film. The archetype of the "mad righteous" or "angel in a straitjacket" that originated long ago, is still important in modern Russian culture. The article presents some of the cultural transformation of the archetype.The appearance of the archetype in modern culture can be traced not only by the example of literary works, but also in the works of cinematic art, national cinema.The main methodological approach - the analysis of works of art, where the archetype of the "angel in a straitjacket" the most clear. Applied comparative-historical methods, methods of visual anthropological analysis. It can be concluded that the value of the archetype of the "mad righteous" in modern Russian culture defines it as the bearer of the "conscience of the people" and at the same time the image of the Russian mentality in its ideal form. As far as the manifestations of this archetype in modern art, it is not eradicated, but only gets a new face, but its function is now, perhaps, is more important than ever culturological mission - to save the mental and moral code of the Russian people.


Keywords: angel, craziness, Christianity, religion, archetypes, Russian culture, cultural space, social space, humility, cultural code
This article written in Russian. You can find full text of article in Russian here .

References
1.
Вдовушкина Н. С. ГЕРМЕНЕВТИКА КУЛЬТУРЫ РУБЕЖА ХХ-XXI ВЕКОВ: НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПРОЯВЛЕНИЙ АРХЕТИПОВ В КИНЕМАТОГРАФЕ ФАНТАСТИЧЕСКОГО ЖАНРА //Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. – 2007. – Т. 29. – №. 11. – С. 43-50.
2.
Воронкова Е. А. Юродство как транскультурный религиозный феномен : дис. – Дис.… канд. филос.
3.
Вьюнов Ю. А. Русский культурный архетип: страноведение России: характер, склад мышления, духовные ориентации. – Izd-vo" Flinta", 2005.
4.
Достоевский, Ф.М. Идиот. – М., 2004.
5.
Есаулов, И.А. Юродство и шутовство в русской литературе. Некоторые наблюдения // Литературное обозрение. 1998. − № 3. − С. 108-112.
6.
Иванов В. В. Достоевский и народная культура (юродство, скоморошество, балаган) : дис. – Л, 1990.
7.
Иванов С. А. Византийское юродство между Западом и Востоком: Опыт исторической характеристики //СПб.: Алетейя. – 1999. – С. 333-353.
8.
Ильбейкина М.И. Роль визуальной антропологии в социальном конструировании ценностей. Диссертация кандидата философских наук по специальности 09.00.13 – социальная филсоофия. – Красноярск, 2013.
9.
Ильбейкина М.И., Копцева Н.П. Визуальная антропология как актуальная область культурных исследований // Гуманитарные и социальные науки. – 2014.-№ 2. – С. 133-155.
10.
Карасик В. И. и др. КОНЦЕПТ “АНГЕЛ” В ТЕКСТОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ (ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД). – 2005.
11.
Карчевская К. С. Архетипы в кинематографе: культорологический анализ //Автореферат. Спб. – 2010.
12.
Квитко А. А. АРХИТЕКТУРНЫЕ МОТИВЫ КАК ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА «ГРАДА НЕБЕСНОГО» В ЖИВОПИСИ ИРКУТСКОГО ХУДОЖНИКА СЕРГЕЯ ЭЛОЯНА.
13.
Кистова А.В., Тамаровская А. Н. Произведения архитектуры и культурная идентичность // Современные проблемы науки и образования.-2014.-№ 4. – С. 497.
14.
Ковалевский И. и др. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской церкви. – Directmedia, 2013.
15.
Ковалевский В.А., Кирко В.И. Стратегическое управление региональным педагогическим университетом в условиях глобальных и локальных рисков // Современное образование. — 2015.-№ 2.-С.45-69. DOI: 10.7256/2409-8736.2015.2.14393. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_14393.html
16.
Козина, Т.Н. Христианские архетипы в русской ментальности (на материале художественно-литературной практики рубежа 1990-2000-х годов): автореф. дис. … доктора культурологии. 24.00.01 / Козина Татьяна Николаевна. − Саранск, 2012.
17.
Колесник М.А. Социологические исследования воображения в 30-е – 80-е гг. ХХ века. // NB: Проблемы политики и общества. — 2014.-№ 11.-С.45-61. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.11.1351. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_13517.html
18.
Копцева Н.П. Интеграция гуманитарного образования в Сибирском федеральном университете // Высшее образование сегодня. – 2007.-№ 4. – С. 6-8.
19.
Кузнецов А. Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование. – 1913.
20.
Либакова Н.М., Копцева Н.П. Формирование российской культурной идентичности в образовательной деятельности современного университета посредством изучения истории изобразительного искусства // Педагогика искусства. – 2012.-№ 4. – С. 7-29.
21.
Лузан В.С., Копцева Н.П. Моделирование культуры и культурной политики в русской философии конца XIX – первой трети XXI вв. // Философия и культура. – 2012.-№ 4. – С. 105-116.
22.
Маслий Е. В. Концептуальные смыслы юродство в религиозном дискурсе. – 2009.
23.
Никитина М.А., Пименова Н.Н. Образ жизни России XXI века на материале анимации студии «Мельница» // Электронный научно-практический журнал «Культура и образование». – 2014.-№ 2 (6). – С. 49.
24.
Панченко А. М. Юродство как зрелище //Вопросы истории русской средневековой литературы. – 1974. – С. 144-153.
25.
Пименова Н.Н., Середкина Н.Н., Копцева Н.П. Изучение декоративно-прикладного искусства и традиционных религий коренных малочисленных народов Севера как фактор формирования позитивной российской идентичности // Педагогика искусства. – 2013.-№ 2. – С. 15-30.
26.
Позднякова О.А., Резникова К.В. Особенности субъектов художественной кинокоммуникации // Современные проблемы науки и образования. – 2013.-№ 4. – С. 385.
27.
Разумовская В.А. Изоморфизм поэтического текста в условиях поэтики и перевода // Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2006.-№ 6-2. – С. 55-59.
28.
Розанова С. С. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА СОФИИ В ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЕ: АРХЕТИП И ЕГО ПЕРСОНИФИКАЦИИ //Власть. – 2010. – №. 5.
29.
Сахарова О. В. Стихотворение МЮ Лермонтова «Ангел» в свете православного вероучения о небесном воинстве //Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов. – 2013. – №. 8. – С. 151-153.
30.
Сертакова Е.А. Визуализация образа города и облика горожан в часовне Параскевы Пятницы в Красноярске // Урбанистика. — 2014.-№ 2.-С.50-64. DOI: 10.7256/2310-8673.2014.2.13271. URL: http://e-notabene.ru/urb/article_13271.html
31.
Ситникова А.А. К вопросу о методологии исследований культуры как социально-антропологической системы // Социодинамика. — 2015.-№ 1.-С.75-100. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.1.14237. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_14237.html
32.
Степанян К. Юродство и безумие, смерть и воскресение, бытие и небытие в романе «Идиот» //Роман ФМ Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. М. – 2001. – С. 137-163.
33.
Теория и практика прикладных культурных исследований: региональный проект. – Санкт-Петербург: Эйдос, 2011.
34.
Уваров М. С. Бинарный архетип. Эволюция идеи антиномизма в истории европейской философии и культуры //СПб.: изд-во БГТУ. – 1996.
35.
Хренов Н. Кинематографическая танатология //Отечественные записки. – 2013. – №. 5. – С. 56.
36.
Эдингер Э. Ф. Христианский архетип. Юнгианское исследование жизни Христа //М.: ИНФРА-М. – 2000.
37.
Эдингер Э. Эго и архетип //Пер. с англ.–М.: ООО" Пента График. – 2000.
38.
Экземплярский В. христианское юродство и христианская сила (к вопросу о смысле жизни) //христианская мысль. – 1916. – №. 3.
39.
Элтанг, Л. Побег Куманики. – М., 2009.
40.
Эстес К. П. Бегущая с волками: женский архетип в мифах и сказаниях. – София, 2011.
41.
Юнг К.Г. Архетип и символ. Электронное издание. Режим доступа: http://www.gebo-kolo.com/images/book/Carl_Gustav_Jung_Archetypes_and_symbols.pdf
42.
Юрков С. Е. Православное юродство как антиповедение //Он же. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI-начало ХХ вв.).–СПб. – 2003. – С. 52-69.
43.
Edinger E. F. Ego and archetype: Individuation and the religious function of the psyche. – 1973.
44.
Ivanova E.V. Modern Infernal Culture Hero as an Element of Religious Mythology // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2 (2013 6) 194-201.
45.
Jacobi J. Complex/archetype/symbol in the psychology of CG Jung. – Routledge, 2013. – Т. 21.
46.
Karlova O.A. “The Man of Screen”: Dream Architecture and Patterns of the Future // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 3 (2015 8) 494-506.
47.
Koptseva N.P. Cultural grounds of corruption in Russia // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 11 (2014 7) 1820-1836.
48.
Koptseva N.P. Orthodox Theology at Modern University: Main Approaches to University Curriculum // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 7 (2013 6) 1033-1037.
49.
Kovtun N.V. Gnostic Code in the Novel by L. Ulitskaya «Medea and Her Children» // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 9 (2012 5) 1343-1356.
50.
Libakova N.M., Sertakova E.A. The Method of Expert Interview as an Effective Research Procedure of Studying the Indigenous Peoples of the North // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1 (2015 7) 121-136.
51.
Neumann E. The great mother: an analysis of the archetype. – 1955.
52.
Razumovskaya V.A. Self-Translation as Science-Art: Joseph Brodsky Legacy // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2 (2014 7) 294-304.
53.
Reznikova K.V. “The Oera Linda Book” and “The Snow Queen”: Two Destinies of One Myth // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 1 (2015 8) 156-181.
54.
Savelieva E.N. Self-Determination of European Cinematographies: Basic Issues and Ways of Resolving Them // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 6 (2014 7) 951-958.
55.
Semyonova A.A. The Concept “State” in Local Culture of Krasnoyarsk: the Results of an Associative Experiment Based on the Method “Series of Thematic Associations» // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 11 (2011 4) 1526-1542.
56.
Seredkina N.N. Revisiting Methodological Principles of Cultural-Semiotic Approach in Studying Art of Indigenous Peoples of the North, Siberia and the Far East // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 8 (2014 7) 1342-1357.
57.
Sertakova E.A., Gerasimova A.A. Formation of the Russian Siberian Identity in the Wood Engravings of the Krasnoyarsk Craftsmen // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 12 (2011 4) 1719-1726.
58.
Stevens A. Archetype: A natural history of the self. – Routledge, 2013.
59.
Ward L. A. The archetype of the old salt: A hermeneutic study of western civilization's relationship with nature. – PACIFICA GRADUATE INSTITUTE, 2014.
60.
Кошман Л.В. Культурное пространство русского города XIX – начала XX вв. К вопросу о креативности исторической памяти. // Человек и культура. - 2013. - 2. - C. 42 - 115. DOI: 10.7256/2409-8744.2013.2.639. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_639.html
61.
Головушкин Д.А. История становления и развития русского православного обновленчества в начале XX века: новые подходы и новые источники (Рецензия на книгу: Балакшина Ю. В. Братство ревнителей церковного обновления (группа «32-х» петербургских священников, 1903–1907): Документальная история и культурный контекст. – М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2014. – 416 с.). // Genesis: исторические исследования. - 2015. - 1. - C. 197 - 207. DOI: 10.7256/2409-868X.2015.1.14032. URL: http://www.e-notabene.ru/hr/article_14032.html
62.
Козьякова М.И. культурный код в художественном дискурсе: европейское искусство на пути к модерну // Культура и искусство. - 2014. - 5. - C. 547 - 560. DOI: 10.7256/2222-1956.2014.5.12643.
63.
С.В. Сретенская О феномене понимания // Философия и культура. - 2010. - 7. - C. 31 - 37.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website