Статья 'Транспорт в городе: организация безбарьерной и комфортной архитектурно-планировочной среды для маломобильных групп населения' - журнал 'Урбанистика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Urban Studies
Reference:

Transportation in cities: organizing accessible and comfortable architecture and planning environment for the mobility-impaired citizens

Pryadko Igor' Petrovich

PhD in Cultural Studies

Docent, political and social sciences department, Moscow State University of Civil Engineering

129337, Russia, Moscow, Yaroslavskoe Shosse st., 26

priadcko.igor2011@yandex.ru
Other publications by this author
 

 
Orlina Kristina Vadimovna

Assistant safety engineer, LLC "Efta" construction company.

129337, Russia, Moscow, Yaroslavskoe Shosse, 26.

orlinakristina@yandex.ru

DOI:

10.7256/2310-8673.2014.1.12517

Received:

23-09-2014


Published:

07-10-2014


Abstract: This article examines the current state of affairs regarding transportation accessibility for the mobility-impaired urban dwellers. The author evaluates the solutions applied by Moscow, Moscow Region's cities and other major Russian cities. Proper ramps and sidewalks are a priority to ensure access by the disabled and parents with baby strollers. The author points out that the absense of a unified strategy in this area results in severe complications for those that need accessible environment. As an example for the authorities, the author points out the "Reminder for architects" paper that was devised by Urban planning authorities of Chita. Issues of transportation for the mobility-impaired citizens, as the focus of this paper, are explored on the basis of media publications, surveys and urban planning documentation, focusing on three main topics: equipping public transport stops, commissioning new means of transportation that would accommodate mobility-impaired citizens, building roads and access points for the disabled. Analyzing the rich factual base and comparing the current state of affairs and project requirements in official documentation, the author concludes that, despite of all state standards of accessible environment planning, social infrastructure is still being built with little regard for the norms at large. It is possible to salvage the situation by implementing the «Tempus Project CENEAST: Reformation of the Curricula on Built Environment in the Eastern Neighbouring Area», developed by the political and social science department of Moscow State University of Civil Engineering into urban planning. The goal of the project is to reform the education of bachelors, specialists and magisters by introducing new modules, including environment modules aimed at the creation of biosphere-friendly space in cities, comfortable environment for the mobility-impaired.  


Keywords:

social policies, urbanism, comfortable environment, mobility-impaired population, urban space, transportation traffic, barrier-free environment, national security, the principle of compensation, megacities

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Одним из ключевых принципов социальной политики в современном устойчивом обществе является принцип компенсации, который призван обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом. Именно к числу социально незащищенных граждан, нуждающихся в социальной компенсации, относят представителей маломобильных групп населения. Такой компенсацией для них является безбарьерное пространство, выступающее необходимым условием удовлетворения их разных по степени значимости социальных нужд. Принцип социальной компенсации, как подчеркивают исследователи, «предполагает создание доступной сферы жизнедеятельности, предоставление льгот и соответствующего социального обслуживания» [23, с.30].

В настоящей статье в ходе обсуждения транспортных проблем маломобильных групп населения авторы рассматривают три темы: оборудование остановок, введение в эксплуатацию новых транспортных средств, учитывающих потребности маломобильных пассажиров, создание дорог и подъездных путей для инвалидов.

Начнем с определения терминов:

Инвалид – человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

Маломобильные группы населения – это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К категории маломобильных граждан могут быть отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п. Определения маломобильных групп, которые содержатся в нормативных документах, приведены в работе [3, с.146].

Безбарьерная среда в современной инфраструктуре – это здания и сооружения, в которых реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающих нормативным требованиям СНиП 35-01 (Подробнее см. [4],[22]).

Под разными углами зрения проблему безбарьерной среды обсуждают социологи, градопроектировщики, экономисты (см. [6, с.79 – 82],[10, с.47 – 51] [17] [18, с.235 – 238]). И действительно, эта проблема для современного мегаполиса приобрела особую актуальность. По самым скромным подсчетам, в РФ свыше 25 % населения относится к категории маломобильных граждан. Число инвалидов на сегодняшний день достигло 10% от общего количества людей, проживающих на территории страны. К тому же более одной десятой части столичных жителей страдают тяжёлыми физическими расстройствами [8].

Общественный транспорт Москвы – метро, автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутное такси – чаще всего не удовлетворяют необходимым потребностям людей с ограниченными возможностями. Многие инвалиды, хотя и имеют льготы на оплату проезда в общественном транспорте, не могут самостоятельно им пользоваться. Этому препятствуют ступени, отсутствие пандусов и поручней, подъемников, большое расстояние от платформы до входа в вагон, узкие двери и турникеты, отсутствие брайлевских, крупных и контрастных указателей и еще многого иного. В итоге поездка превращается в непрекращающееся мучение.

В крупных мегаполисах России с недавнего времени предпринимаются меры по созданию доступной среды для инвалидов. Важным направлением в работе с данной категорией людей является обеспечение им доступности социально значимых объектов: жилых домов, государственных и образовательных учреждений, больниц и т.д. Одним из этапов в создании максимальной доступности социальных объектов является их грамотное и комплексное оборудование вспомогательными средствами для людей с ограниченными возможностями. В Москве, например, уже имеются маршруты городского транспорта с подъемными устройствами. В Екатеринбурге, Воронеже и некоторых других городах действует социальное такси для данной категории горожан (служба «Инватаксити»). Но таких примеров немного, и даже в масштабах этих мегаполисов они явно не достаточны. Но от этого их значение становится не менее ценным, ведь обеспечение безбарьерной среды становится возможным только в условиях, когда общие нормативные документы подкрепляются инструкциями и распоряжениями, конкретизирующими и разъясняющими стратегию, отраженную в документации, а главное, когда нормативы подкрепляются конкретными действиями. Примером, свидетельствующим о том, что усилия в этом направлении могут быть не напрасны, является «Памятка архитектору», разработанная в Чите. Нормативные документы, помещенные здесь, учитывают такие требования, как обеспечение беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом, всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, обеспечение беспрепятственного передвижения по городу для маломобильных групп населения как пешком с помощью трости, костылей, кресла-каталки, так и с помощью транспортных средств (личных, специализированных и городских общественных) [11, с.33].

Именно для улучшения транспортной обстановки, как утверждают представители московского правительства, проводятся мероприятия по реконструкции Ленинского проспекта столицы. Но данная реконструкция затрагивает интересы значительной части жителей реконструируемого объекта. Недовольные проектом жители города выходят на митинги. Красноречивы плакаты, выносимые демонстрантами: «Нет губительной транспортной политике!», «Чем больше дорог, тем больше машин!» и др. По убеждению протестующих «проект, разработанный правительством Москвы, предполагает строительство тоннелей и эстакад, вырубку деревьев, ликвидацию наземных переходов, что затруднит перемещение привыкших к уже существующим маршрутам пенсионеров. Этот проект не решает проблемы загруженности дорог, зато создает новые. Условия жизни станут хуже, нас ждет постоянный шум и грязный воздух» [16, c.4]. Инициативные граждане предлагают собственный проект – запустить скоростной трамвай. Они собирают подписи, чтобы затем подать их в районную управу. К сожалению, конфликт между жителями проспекта и застройщиками далек от разрешения…

Если судить по сообщениям в СМИ, подобных проблем не возникает при реконструкции Дмитровского шоссе на участке от МКАД до границы города. При этом работы планируется завершить, как рапортует заместитель мэра столицы М. Ш. Хуснуллин, с двукратным сокращением сроков — за полтора года вместо трех. Такое ускорение крайне необходимо для развития транспортной инфраструктуры столицы. Реконструируемое шоссе для Москвы имеет стратегическое значение. Но главное: из выступлений московских чиновников следует, что на трассе предусмотрена выделенная полоса для общественного транспорта, пассажирами которого как раз и являются инвалиды и маломобильные граждане [26, с.5].

Важной компонентой создания безбарьерной среды для маломобильных групп является оборудование остановок. В различных районах Москвы и Подмосковья установлены кирпичные, бетонные или металлические остановки. Многие из них не благоустроены. Пенсионеры, инвалиды и дети, имеющие право на бесплатный проезд, расплачиваются за это тем, что мерзнут на холодном осеннем ветру, изнывают от палящего солнечного зноя. Более благополучна ситуация с оборудованием на остановках в подмосковных Мытищах. Вместе с тем многие остановки в этом районном центре анонимны. Журналист местной газеты пишет: «В нашем городе можно проводить соревнования по спортивному ориентированию и для этого совершенно не обязательно выбираться за городскую черту. Их можно проводить непосредственно на мытищинских улицах в поисках нужной остановки» [21, c.5]. Все это от того, объясняет автор, что на остановках либо вообще отсутствуют названия, либо они написаны мелким шрифтом, и прочитать их слабовидящим пассажирам не представляется возможным. Исчезают информационные таблички: старые демонтируются, а новые — не появляются. Это, напоминает журналист, нарушение правил перевозок пассажиров. Здесь должны быть указаны название остановки, информация о типе транспорта, расписание маршрутных средств [21, c.5].

Позитивны с точки зрения удовлетворения потребностей маломобильных групп поправки, которые внесены ГАИ в ПДД. Например, полиция предлагает обязать водителей тормозить перед зеброй, а велосипедистам ездить по переходам ([9],[13, С.6]).

Таким образом, проблем в крупных и средних городах с маломобильными категориями населения невероятно много, а решение их требует комплексного подхода.

Обратимся вначале к московским делам. Примером благоприятного изменения городской планировки стало появление новой пешеходной зоны в Кунцево. «Бульвар снабжен всем, чего не хватало местным жителям: пышными цветниками, ярким освещением, скамейками для отдыха». Префект Западного округа пишет: «Мы постарались сделать так, чтобы улица стала пешеходной и принесла удовольствие жителям… Мы облагородили также и соседнюю Полоцкую улицу» [7, c.5] (см. также [14, c.4]). Реконструкцию улиц проводили три с половиной месяца. Особенно рады были пенсионеры округа (об организации пешеходных зон см. [24] [25]).

К 1 ноября 2013 г. открылась пешеходная зона от станции метро «Новокузнецкая» через ул. Пятницкую, Клементовский переулок, Ордынский тупик, Лаврушинский переулок. Кадашевский переулок и Болотная также входят в эту зону. Продолжается реорганизация столичной сети парковок. Теперь для них предоставят территории закрываемых сельскохозяйственных рынков. Ощутимым подспорьем для маломобильных горожан должна стать замена частных маршруток рейсовыми автобусами, приспособленными для их нужд. [12, c.3]. К 2015 г. все автобусы и троллейбусы в Москве планируется сделать доступными для инвалидов-опорников. Об этом на заседании столичного правительства сообщил руководитель Департамента транспорта и связи Москвы Леонид Липсиц [см. 6].

В Санкт-Петербурге, в свою очередь, презентовали инновационную систему звукового оповещения для незрячих пассажиров общественного транспорта, не имеющую аналогов не только в России, но и в мире. Журналистам показали белую коробочку, чуть больше мобильного телефона, с динамиком, отверстиями для наушников и зарядного устройства, парой кнопок и переключателей. Когда автобусу, троллейбусу или трамваю остается до остановки 10 — 15 м, приемник начинает вибрировать и объявляет, например: «Низкопольный автобус три – три, к станции метро «Черная речка». То есть обозначает вид общественного транспорта, номер маршрута и направление движения. Сообщение повторяется до тех пор, пока владелец «Ориентира 1» (так именуется устройство) не отключит его специальной кнопкой. После этого он нажимает на устройстве кнопку «Вызов» и радиоинформатор над дверью автобуса начинает пищать, чтобы незрячий смог определить ее расположение. В это же время в кабине водителя загорается красная лампочка над табличкой «Внимание! Садится инвалид» и идет звуковой сигнал, чтобы тот был в курсе и при необходимости помог незрячему [19, с.28 – 30].

В Сочи в ноябре 2013 г. было закуплено 108 городских автобусов большой вместимости, оборудованных всеми устройствами для обеспечения их доступности инвалидам. Об этом глава города А. Н. Пахомов сообщил на пресс-конференции в Едином информационном центре 22 октября. Данное приобретение будет сделано в рамках реализации краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта». «В настоящее время на городских и пригородных маршрутах города Сочи работает 13 автобусов марки МАЗ-103 и МАЗ-106, оборудованных механическими аппарелями [Аппарель – пологая насыпь или наклонная платформа транспортных средств, предназначенная для погрузки техники, животных, инвалидов и др. в железнодорожный состав или на переправочное устройство – прим. И.П., О.К.]. Данные автобусы имеют соответствующие обозначения и места для крепления инвалидных колясок», – отмечает сочинский градоначальник[5].

Предсталяется интересным и западноевропейский опыт. Например, в Люксембурге разработчики французской автомобильной фирмы Induct представили роботизированный автобус Navia. Представленный вид транспорта способно перевозить не более 8 – 9 пассажиров. Но в отличие от обычных водителей робот-автобус никогда не попадает в опасные дорожные ситуации, поскольку объезжает все препятствия при помощи установленного на корпусе лазера и специальных датчиков [14, c.13].

Итак, стартовавшая в 2011 г. реализация Программы «Доступная среда» призвана восполнить пробелы в планировании общественного пространства, адаптировав его для всех без исключения категорий граждан. Однако создание комфортной среды для всех маломобильных групп должно стать не только предметом заботы властей, но и сферой приложения усилий самого гражданского общества (см. [2, c.1]). На комплексном решении проблем горожан настаивают социологи А. А. Болтаевский и Ю. Н. Токмакова в статье, посвященной проблемам создания комфортной архитектурно-планировочной среды в «Новой Москве» [1, c.239—245]. Но для такого решения необходимы самые серьезные изменения в сознании граждан. Проанализировав богатый фактический материал, сопоставив существующее положение вещей с требованиями нормативных документов, можно прийти к заключению, что, несмотря на имеющиеся ГОСТы по проектированию среды с учетом потребностей инвалидов и людей с колясками, объекты социальной инфраструктуры продолжают строиться с нарушениями установленных нормативов. Еще выходит на маршруты транспорт, не приспособленный к новым требованиям. В некоторых случаях оказывается недостаточен контроль местных органов власти за соблюдением правил по созданию среды обитания для маломобильных горожан. Положение может спасти широкое внедрение в практику градостроительства программ, разрабатываемых кафедрой политологии и социологии МГСУ в рамках проекта «Tempus Project CENEAST: Reformation of the Curricula on Built Environment in the Eastern Neighbouring Area». Проект направлен на реформирование учебных программ для бакалавров, специалистов, магистров путем разработки новых модулей, включая экологические, направленные на создание биосферно-совместимого пространства в мегаполисах, комфортных условий для маломобильных групп городского населения.

References
1. Boltaevskii A.A., Tokmakova Yu.N. Kontseptsii «Novoi Moskvy»: problemy i perspektivy// Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Tekhnika i tekhnologii. 2012. № 2-3. S. 239-245.
2. Vyrosli sugroby pod moim oknom // Nashi Mytishchi. №2(125). 26.01.2013 – 01.02.2013. S.1.
3. Davydova E.A. Malomobil'nye gruppy naseleniya v sovremennom megapolise // Sbornik dokladov nauchno-tekhnicheskoi konferentsii instituta fundamental'nogo obrazovaniya MGSU po itogam nauchno-issledovatel'skikh rabot studentov i molodykh uchenykh MGSU za 2009/2010 uchebnyi god. Tom 2 / pod red. I.P.Pavlyuchko, O.M.Byzovoi. M.: MGSU, 2010. S.145 – 154.
4. Dostupnost' zdanii i sooruzhenii dlya malomobil'nykh grupp naseleniya. SNiP 35-01-2001. UDK 721.183—056.266 (083.74). Aktualizirovannaya redaktsiya. Izdanie ofitsial'noe. M., 2012.
5. Itogami raboty za 2012 i s planami na 2013 god podelilsya glava goroda Sochi Anatolii Pakhomov. Informatsiya o podgotovke k KhKhII Olimpiiskim zimnim igram i KhI Paralimpiiskim zimnim igram v gorode Sochi [Elektronnyi resurs] // Edinyi informatsionnyi tsentr, 26.12.2012. Rezhim dostupa: http://www.infocenter2014.ru/sochi/
6. K 2015 godu vse avtobusy i trolleibusy v Moskve planiruetsya sdelat' dostupnymi dlya invalidov-opornikov. [Elektronnyi resurs] // Transportnyi server Moskvy, 20.02.2007. Rezhim dostupa: http://www.mosgortrans.net/news/6704-6704.html
7. Karpova R. Zhiteli Kuntsevskoi nagulyayutsya vdovol' // Metro [Stolichnaya utrennyaya gazeta]. 06.09.2013. S.5.
8. Kolichestvo invalidov v Rossii za polgoda snizilos' [Elektronnyi resurs] // RIA Novosti, 16.07.2013. Rezhim dostupa: http://ria.ru/search/?query=16.07.2013
9. Lazarev A. Vse opasnye pPerekrestki Podmoskov'ya oboruduyut svetoforami // Nashe Podmoskov'e. 17.07.2013. S.2.
10. Lamov I. F., Varfolomeev A. Yu., Popov A. N. Modernizatsiya krupnopanel'nykh zhilykh zdanii na severe s uchetom potrebnostei malomobil'nykh grupp naseleniya // Ekonomika i upravlenie. №10.SPb: Izdatel'stvo: Sankt-Peterburgskii universitet upravleniya i ekonomiki. 2009. S.47 – 51.
11. Leont'eva A.G. Pamyatka arkhitektoru // Materialy Chitinskogo mezhregional'nogo bezbar'ernogo foruma / avt.-sostaviteli—A.P.Martynov, S.A.Petrov / Chitinskaya regional'naya organizatsiya vserossiiskogo obshchestva invalidov. Chita: Palitra, IPBOYuL Stepanov M.A., 2008.
12. Marshrutki zamenyat avtobusami // Metro [Stolichnaya utrennyaya gazeta]. 4.12.2013. S.3.
13. Nenashevets M. GIBDD gotovit popravki // Metro [Stolichnaya utrennyaya gazeta] .18.09.2013. S.6.
14. Parol' V. I. Sotsialisticheskii gorod. Tallin: Valgus, 1982. Ch. 1.
15. Pertsova S. Robot budet propuskat' peshekhodov // Metro [Stolichnaya utrennyaya gazeta]. 30.04.2013. S.13.
16. Peshekhodnykh zon stanet bol'she // Metro [Stolichnaya utrennyaya gazeta]. 11.10.2013. S.4.
17. Posmitnaya L. Miting: Moskvichi protiv rekonstruktsii Leninskogo prospekta // Metro [Stolichnaya utrennyaya gazeta]. 08.04.2013. S. 4.
18. Pryadko I.P. Problems proektirovaniya zhilishchnykh modelei s uchetom sotsial'noi adaptatsii malomobil'nykh kategorii naseleniya k usloviyam zhizni v sovremennom gorode [Elektronnyi resurs] // Stroitel'stvo: nauka i obrazovanie. Vyp. 1. St. 1. Rezhim dostupa: http://www.nso-journal.ru
19. Pryadko I.P. Trebovaniya k arkhitekturno-planirovochnym resheniyam uchrezhdenii dosuga v svete problemy sotsializatsii i rekreatsionnykh potrebnostei malomobil'nykh grupp naseleniya megapolisa: sotsiologicheskii aspekt // Sotsial'nye i ekonomicheskie problemy gradostroitel'stva i arkhitektury. Trudy desyatoi Vserossiiskoi i vos'moi Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (19 – 21 aprelya 2011 goda, g. Moskva). M.: MGSU, 2011. S.235—238.
20. Raikhman V.M. Proekt «Govoryashchii gorod»: Kommunikativnaya sistema dlya informirovaniya i orientirovaniya invalidov po zreniyu // Sotsial'naya rabota.-2011.-№ 1.-S. 28-30.
21. Safronov K.E. Novoe nauchnoe napravlenie – ekonomika bezbar'ernoi sredy // Omskii nauchnyi vestnik / Omskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet. – 2011. – № 5. – S. 79 – 82.
22. Sergeev A. Bezymyannye ostanovki // Nashi Mytishchi. 02.06.2012 – 08.06.2012. S.5.
23. Stroitel'nye pravila Rossiiskoi Federatsii. Dostupnost' zdanii i sooruzhenii dlya malomobil'nykh grupp naseleniya. [Accessibility of buildings and structures for physically handicapped person]. SNiP 35-01-2001. UDK 721.183—056.266 (083.74). Aktualizirovannaya redaktsiya. [Elektronnyi resurs] // Rezhim dostupa: http://pandus.biz/data/uploads/Doc6.pdf
24. Kholostova E.I. Sotsial'naya politika i sotsial'naya rabota. M.: Izdatel'sko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i Ko», 2007.
25. Chikalina S.L., Fadeev D.S., Prokof'eva O.S. Praktika formirovaniya peshekhodnykh zon v tsentrakh krupnykh gorodov // Vestnik Irkutskogo Gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2013. №7(78). S. 100 – 104.
26. Chikalina S.L. Razrabotka metodiki obosnovaniya razmeshcheniya peshekhodnykh zon i granits zon uspokoeniya dvizheniya / Volgogradskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet. Irkutsk, 2007.
27. Shosse rastet // Metro [Stolichnaya utrennyaya gazeta]. 6.09.2013. S.5.
28. I. V. Fedyakin K voprosu ob ispol'zovanii zarubezhnogo opyta politiki razvitiya megapolisov v sovremennoi Rossii // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene.-2012.-4.-C. 107-113.
29. Kashkina E.V. K voprosu o sostoyanii detskogo dorozhno-transportnogo travmatizma i rol' Gosavtoinspektsii v ego preduprezhdenii // Politseiskaya deyatel'nost'.-2011.-6.-C. 56-61.
30. Boltaevskii A. A., Golofaeva S. N. Patriotizm i natsional'naya bezopasnost' Rossiiskoi Federatsii // Aktual'nye problemy sovremennoi nauki.-2012.-№ 2.-S. 110-112.
31. Pan'shin D.L. Nekotorye aspekty sovershenstvovaniya
administrativnogo zakonodatel'stva
v oblasti obespecheniya bezopasnosti
dorozhnogo dvizheniya:
poryadok proezda
peshekhodnykh perekhodov // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2013. - 7. - C. 705 - 708. DOI: 10.7256/1999-2807.2013.7.8860.

Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.