Статья 'Динамически-процессный подход к исследованию психологии мотивации спортсмена' - журнал 'Психолог' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Psychologist
Reference:

Dynamic-procedural approach towards studying the athlete’s psychology of motivation

Svilina Ol'ga Alekseevna

Postgraduate student, the department of General Psychology, Kazan (Volga Region) Federal University

420111, Russia, respublika Tatarstan, g. Kazan', ul. Karla Marksa, 23/6

c.p@tatar.ru
Elshin Leonid Alekseevich

Doctor of Economics

Senior researcher at Center for Strategic Assessment and Forecasts of the Institute of Management, Economics and Finance, Kazan Federal University

420139, Russia, respublika Tatarstan, g. Kazan', ul. Ostrovskogo, 23/1

Leonid.Elshin@tatar.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8701.2020.5.34044

Received:

06-10-2020


Published:

22-10-2020


Abstract: Motivation is the crucial factor of athlete’s success at any stage of their career. However, it is not a static quality. Motivation is a dynamic substance that is adjusted under the influence of multiple factors. Therefore, an extremely important scientific and methodological task consists in identification of these factors for the purpose of alignment and adaptation of athlete’s motivation to the relevant conditions of external and internal environment. Along with the traditional components, such as focus on the problem-solving, ego, etc., the paramount component of athlete’s motivation is commercial, which is especially relevant in the modern consumer society and affects virtually all segments of social life. The examination of this component, its comparison with other factors of athlete’s motivation is a critical theoretical and practical problem. This article is dedicates to solution of the aforementioned questions. Through the prism of theory of goal achievement, as well as leaning on the dynamic-procedural approach, the author suggests the adjusted to current realias view upon the study of athlete’s motivation, its management in the course of his career, transition from one phase of professional growth to another. The suggested model is based on the approach that identifies the system of athlete’s n accordance with the ratio of the three indicated components (motivation in the sphere of ego, problem-solving and psychological proclivity towards receiving material incentives from sports (career), improvement of social status). Each of them defines the level of motivation, and their combination is the integral level of athlete’s motivation.


Keywords:

motivation, achievement of goals, consumer society, performance, psychological training, athlete, Sports psychology, work efficiency, psychological impact, The theory of goal achievement

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Мотивация спортсмена напрямую определяет его конечный результат, который добивается он и организационные структуры, определяющие и координирующие его профессиональное развитие. При этом крайне важно понимать и осознавать, что классические теории мотивации не могут универсальным образом использоваться во всех сферах жизнедеятельности человека. Это обусловлено различными целями и задачами, которые решает индивидуум в рамках конфигурирования мотивации своей деятельности в различных сферах, условиях и обстоятельствах. При этом роль психолога в этом процессе является существенной, если не сказать доминирующей. Не случайно область зарубежной и российской прикладной спортивной психологии активно развивается, спортсмены активно консультируются с психологами, терапевтами по спортивной психологии с целью выявления разнообразных причин эффективности их профессионального развития, важнейшей из которых является конечно же мотивация [1].

Солидаризируясь с позицией Ж. Дуда, Д. Тресаре [2] использование различных теорий в области оптимальной настройки мотивации спортсмена приводит к различным результатам в сфере повышения эффективности работы и преодолению трудностей и неудач. К примеру, Г. Робертс [3] предполагает, что цель достижения, атрибуция и самоопределение в мотивации спортсмена имеют крайне важное и актуальное значение для спорта. В то же время с точки зрения Д. Фелтца, С. Шорта, П. Суливана [4] самоэффективность спортсмена является, в дополнение к представленным трем направлениям в теории мотивации, важнейшим мотивационным фактором в спорте.

В целом необходимо отметить, что представленные четыре важнейших направления в области спортивной психологии являются доминирующими. Каждая из них определяет свой собственный набор мер психологического воздействия на спортсмена, с точки зрения оптимальной настройки его мотивационной системы факторов. Вместе с тем в настоящей статье рассматривается лишь одна из них – теория достижения целей. Это связано с рядом причин, важнейшая из которых – концентрация мысли на конкретном объекте исследования. Полагаясь на основные положения рассматриваемой теории в работе ставится основная цель - раскрыть и обосновать систему мотивационной настройки в условиях современного общественного уклада с учетом продвижения спортсмена по карьерной лестнице.

Методика. Теория достижения цели вращается вокруг представления людей о том, что такое достижение цели, успех. Абсолютное большинство исследователей в области спортивной психологии [5, 6, 7, 8, 9, 10] склоняются к тому, что достижение цели в спорте выражается либо через эгоизм, либо через способность решения поставленных задач (также называемая производительностью и мастерством, способностью к обучению). В рамках первой концепции спортсмен чувствует себя успешным только в том случае, если он превосходит своего противника, независимо от того, как он это делает. В рамках второй – спортсмен испытывает успех, когда он делает все возможное или учится чему-то новому, вне зависимости от того, как он выступает на соревнованиях против соперника. В конечном итоге, его эффективные действия приводят к достижению результата, и он ощущает успех.

Когда люди ориентированы на эго, они воспринимают себя успешными, когда они работают лучше других (т. е. нормативный взгляд на успех). С другой стороны, люди, ориентированные на решение задач, рассматривают успех как самооценку. Иначе говоря, ориентированные на решение задач люди считают себя успешными, когда они прилагают все свои усилия, учатся чему-то новому, и/или достигают личных рекордов (вторая концепция теории достижения цели).

Таким образом, разница между двумя этими подходами заключается в том, что в первом случае наблюдается ориентация спортсмена на желание доказать окружающим свою состоятельность и исключительность (т. е. ориентация на эго), а во втором - желание доказать свою правоту, рост результатов в рамках поставленных задач (т. е. ориентация на задачи [11]).

На наш взгляд эти два направления не являются взаимоисключающими, то есть спортсмены могут иметь высокий уровень ориентации сразу на два рассматриваемых подхода. Другими словами, индивидуумы могут стремиться либо приблизиться к успеху, либо избежать неудачи (провала) в любом из вышеперечисленных видов целей. Соответственно представленную концепцию мотивации спортсмена через призму теории достижения целей можно представить в виде следующей графической схемы (Рисунок 1).

Избегание решения задач

Рисунок 1. Графическая интерпретация мотивации спортсмена через призму теории достижения целей (Модель 2х2) (Авторская интерпретация)

Представленная модель имеет четыре измерения целей, определяющих их валентность: стремление к решению задач / избегание решения задач / эго-подход / избегание эго-подхода [12, 13]

В соответствии с этой моделью, ориентация спортсмена на подход, характеризующийся стремлением подойти к успеху фиксируется в I-III квадрантах. В то же время квадрант IV модели отражает низкий уровень мотивации спортсмена, не стремящегося ни к эго, н к решению поставленных перед ним задач.

В квадрантах I, IV расположены мотивационные модели спортсменов, которые склонны к уклонению от самолюбия. Они считают себя успешными, если они не проигрывают противникам. Соответственно в квадрантах I, II расположены мотивационные модели спортсменов, которые склонны к решению задач, они являются успешными, когда они избегают сбоев, связанных с поставленными им задачами, или сбоев, связанных с связанных с собственными неудачами в решении поставленных ими самим себе задач.

Исходя из вышеизложенного может сформироваться мнение, в соответствии с которым спортсмены с высоким уровнем ориентации на эго ориентированы на победу любой ценой. Однако солидаризируясь с учеными, работающих по этой проблематике [5-13], разумный баланс все же необходим в целях максимально повысить уровень мотивационной активности спортсмена. При этом ориентация на самолюбие (эго) имеет ценность до тех пор, пока спортсмен имеет высокие результаты и на постоянной основе достигает успеха в соревнованиях над другими. Без такого баланса спортсмены, которые проигрывают в соревнованиях могут воспринять поражение как то, что они слабее, чем их соперник. Это, в свою очередь, может привести к снижению уверенности спортсменов и последующее снижение их самооценки. Между тем, наличие в мотивационной шкале спортсмена фактора «эго» обеспечивает ему восприятие поражения – как просто неудачу, что существенным образом может нивелировать негативные эффекты, описанные ранее в части снижения их самооценки.

Психологи, использующие данный теоретический подход в работе со спортсменами, могут им помочь переосмыслить или расширить диапазон восприятия понятия «успех». То есть, в дополнение к тому, чтобы рассматривать успех как победу, психотерапевты могут помочь спортсменам воспринимать успех дополнительными способами, например, как обучение, приобретение опыта и другое. Например, когда спортсмены выступают, демонстрируя при этом лучшие свои способности, приложили максимум усилий и проиграли противнику - психолог может научить спортсменов сосредотачиваться на саморефлексированном успехе (например, на достижении лучших личностных качествах, росте свей собственной производительности и эффективности в сфере способности обеспечить приложение максимальных усилий).

Результаты. Предпринимая попытку развития представленной теории Эллиота – Макгрегора [13] достижения целей, а также опираясь на авторское видение целесообразно дополнить рассматриваемую теорию достижения целей в части третей составляющей мотивации спортсмена, опирающейся на психологическое стремление к получению экономических стимулов, обеспечивающих им необходимый социальный статус. В условиях потребительской системы экономических отношений, доминирующей в современном обществе, важным мотивационным фактором становится стремление и целеполагание личности к материальному вознаграждению. Это означает, что побуждением к деятельности является не только стремление личности продемонстрировать свое превосходство над соперником или стремление решить поставленные задачи, тем самым самоутвердится в социуме в целом или его отдельной группе, но и экономическая составляющая. Данное утверждение, на наш взгляд, является справедливым и для сферы спорта. Другими словами, важным мотивационным стимулятором для спортсмена может выступать размер вознаграждения, которое он получит в результате достижения поставленной цели (например, в результате победы в соревнованиях или выхода в следующую стадию спортивных игр и т.п.). То есть подход на стремление решения задач и/или реализация эго-подхода может быть вовсе не доминирующей в системе мотивации спортсмена. К примеру спортсмен может утратить высокую степень вовлеченности в спорт, однако значительные мотивационные стимулы в виде гонораров могут обеспечить высокую степень его стремления к подготовке к соревнованиям.

Вторит нашей позиции и взгляды ряда других ученых в области спортивной психологии [14, 15, 16]. К примеру, в работе Ловягиной А.Е., Волклва Д.Н., Ильиной Н.Л. и др. отмечается, что «в занятиях спортом на передний план часто начали выдвигаться коммерческие интересы» [14]. На наш взгляд, соотношение между тремя рассматриваемыми составляющими мотивации, обеспечивающими достижение цели, может меняться в результате эволюции определенных вех в спортивной карьере спортсмена и уровня его результативности. Таким образом важным методическим аспектом в системе изучения психологии мотивации спортсмена должен быть факт наличия учета его профессионального возраста и степени достигнутых результатов. В качестве гипотезы, нуждающейся в эмпирической проверке, выступает следующая позиция: молодые спортсмены, начинающие свой карьерный путь, в большей степени руководствуются эго-подходом, стремлением похвастаться и превзойти своих сверстников. Спортсмены среднего профессионально возраста, доказавшие свое превосходство, начинают все более ориентироваться на вторую мотивационную компоненту теории достижения целей – подход на решение задач. Наконец, спортсмены зрелого, с точки зрения спортивного карьерного роста, начинают все более ориентироваться на третью компоненту мотивации – ориентация на материальное и социальное стимулирование. Осознавая приближение заката карьеры, решив ранее многие задачи, не раз доказав свое превосходство над соперником, спортсмен начинает все более активно руководствоваться и, соответственно, мотивироваться в модели достижения целей материальной составляющей. Данный мотивационный фактор спортсмена, по мере его профессионального развития и поступательного движения по карьерной лестнице, начинает играть свою значимую и более заметную роль. Несомненно, данный подход требует своего эмпирического подтверждения и обоснования, чему и будет посвящены дальнейшие публикации автора. Вместе с тем, в качестве гипотезы можно выдвинуть предположение о том, что по мере продвижения по карьерной лестнице вперед у спортсмена трансформируется система мотивационных факторов. Условное представление рассматриваемой гипотезы представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Условная модель трансформации мотивационных факторов спортсмена по мере продвижения по карьерной профессиональной «лестнице» (в рамках теории достижения цели)

На рисунке 3 представлена очередная интерпретация излагаемого подхода, ориентированного на определение взаимосвязи между составом мотивационных факторов спортсмена и фазой развития его профессиональной карьеры. Интерпретацию рисунка можно представить таким образом: первая фаза «Эго» шкалы мотивации по мере продвижения по спортивной карьере переходит в фазу «Задачи», которая, в свою очередь, переходит в фазу «Материальные стимулы» в фазе зрелости профессионального развития спортсмена. При этом, несомненно, понимать буквально излагаемый подход было бы не верно. Несомненно, психологическая шкала мотивации спортсмена никогда не будет монотонной, однако превалирование/доминирование одной из компонент будет наблюдаться по мере достижения целей и перехода спортсмена из одной фазы спортивной карьеры в другую. Между тем данный межфазовый переход может иметь реверсивный характер, что, в свою очередь, будет определять формирование структурного состава мотивационной шкалы спортсмена. При этом следуем отметить, что под мотивационной шкалой спортсмена предлагается понимать набор динамически формирующихся стимулирующих факторов (эго, подход на решение задач, доминирующая ориентация на материальные стимулы) психологического порядка, определяющих эффективность (результативность) его деятельности. Различная комбинация и сочетание данных факторов, корректирующихся по мере перехода спортсмена из одной профессиональной фазы в другую, позволяет оценить уровень его психологической ориентации, обеспечивающей его профессиональную результативность.

Рисунок 3. Взаимосвязь между составом мотивационных факторов спортсмена и фазой развития его профессиональной карьеры (гипотеза)

Систематизируя выше сказанное целесообразно предложить усовершенствованную модель теории достижения цели, преобразовав ее из двухмерного пространства – в трехмерное. В ее основу заложен подход, идентифицирующий систему мотивации спортсмена на основе формирующегося соотношения трех рассматриваемых составляющих. Каждая из них определяет уровень мотивации, а их сумма – интегральный уровень мотивации спортсмена (Рисунок 3). Вопрос о соотношении этих факторов между собой на протяжении спортивной карьеры является очень важным, как с научной, так и с практической точек зрения. При этом следует отметить, что его решение является весьма нетривиальным и требует использования формализованных подходов к моделированию процесса.

Рисунок 4. 3D – модель теории достижения цели спортсмена (авторская интерпретация)

Выводы. Изучение соотношения между собой рассматриваемых факторов модели может сформировать и уточнить представления относительно доминирующих компонент в системе мотивации спортсмена. Это, в свою очередь, будет способствовать разработке мероприятий, направленных на построение процессов преодоления мотивационных преград и трудностей и разработке терапевтических методов постановки целей, когнитивной перестройке психологического мышления спортсмена в целях повышения его результативности.

References
1. Williams, J. M., & Straub, W. F. (2006). Sport psychology: Past, present, future. In J. M. Williams (Ed.), Applied sport psychology: Personal growth to peak performance (5th ed., pp. 1—14). New York: McGraw-Hill.
2. Duda, J. L., & Treasure, D. C. (2006). Motivational processes and the facilitation of performance, persistence, and well-being in sport. In J. M. Williams (Ed.), Applied sport psychology: Personal growth to peak performance (5th ed., pp. 57—8 1). New York: McGraw-Hill
3. Roberts, G. C. (2001). Advances in motivation in sport and exercise. Champaign, IL: Human Kinetics
4. Feltz, D. L, Short, S. E., & Sullivan, P. J. (2008). Self-efficacy in sport: Research and strategies for working with athletes, teams, and coaches. Champaign, IL: Human Kinetics
5. Ames, C. (1984). Achievement attributions and self-instructions under competitive arid individualistic goal structures. Journal of Educational Psychology, 76, 478—487.
6. Duda, J. L., & Nicholls, J. G. (1992). Dimensions of achievement motivation in school-work and sport. Journal of Educational Psychology, 84(3), 290—299.
7. Dweck, C. S. (1986). Motivational processes affecting learning. American Psychologist, 41, 1040—1048.
8. Dweck, C. S., & Leggett, E. (1988). A social-cognitive approach to motivation and personality. Psychological Review, 95, 256—273.
9. Maehr, M. L., & Nicholls, 3. G. (1980). Culture and achievement motivation: A second look. In N. Warren (Ed.), Studies in cross-cultural psychology (Vol. 2, pp. 221—267). New York: Academic Press.
10. Nicholls, 3. 0. (1984). Achievement motivation: Conceptions of ability, subjective experience, task choice, and performance. Psychologidd Review, 91, 328—346.
11. Hodge, K., & Petlichkoff, L. (2000). Goal profiles in sport motivation: A cluster analysis. Journal of Sport & Exercise Psychology, 22, 256—272.
12. Elliot, A. 3. (1999). Approach and avoidance motivation and achievement goals. Educational Psychologist, 34, 169—189.
13. Elliot, A. J., & McGregor, H. A. (2001). A 2 x 2 achievement goal framework. Journal of Personality and Social Psychology, 80, 501 5 19.
14. Psikhologiya fizicheskoi kul'tury i sporta : uchebnik i praktikum dlya SPO / pod red. A. E. Lovyaginoi. — M. : Izdatel'stvo Yurait, 2016. — 338 s. — Seriya : Professional'noe obrazovanie.
15. Psikhologiya sporta: ucheb. posobie / T. V. Ogorodova; Yarosl. gos. un-t im. P. G. Demidova. — Yaroslavl' : YarGU, 2013. — 120 s.
16. Psikhologiya sporta / pod red. Yu. P. Zinchenko, A. G. Tonevitskogo. — M. : MGU, 2011. — 113 s.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.