Статья 'Личностные детерминанты субъективного благополучия, специфичные для студентов среднего (СПО) и высшего (ВПО) профессионального образования ' - журнал 'Психолог' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Psychologist
Reference:

Personality Determinants of Subjective Well-Being Specific for Students with Secondary and Higher Professional Education

Novgorodova Ekaterina Fedorovna

post-graduate student at Institute for the Humanities, Immanuel Kant Baltic Federal University

236016, Russia, Kaliningradskaya oblast', g. Kaliningrad, ul. Aleksandra Nevskogo, 14

39psych@gmail.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8701.2018.5.27688

Received:

14-10-2018


Published:

21-10-2018


Abstract: In her research Novgorodova analyzes psychological problems that may be encountered by young people (particularly students) and relate to the subjective well-being and personality factors. The researcher presents the results of her empirical research of correlational and causal connections between satisfaction with life, self-attitude and perfectionism based on the analysis of secondary and higher education students. The research involved 443 respondents. As a result of her research, Novgorodova has discovered statistically significant dependencies between such parameters as self-attitude and perfectionism on the one part and satisfaction with life on the other part. She differentiates predictors of subjective well-being depending on the kin dof education and builds the models of determinants of satisfaction with life that demonstrate the role of personality traits in the regulation of the cognitive component of the subjective well-being as it is felt by students from different organisational institutions. The author has used step-by-step causal analysis that allows not only to explain the areas and changes of the subjective satisfaction with life but also outline the promising areas and targets of psychological counselling for secondary and higher education students. The patterns discovered by the author would be of interest for practical psychologists and researchers who want to find out the cause of the low level of one's satisfaction with life. The author also discovered the interpersonal potential for optimisation and regulation of the quality of life of today's youth which creates the grounds for future experimental research. 


Keywords:

quality of life, subjective well-being, satisfaction with the life, self-attitude, perfectionism, regulation, professional education, predictor, mediating link, optimization

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Развитие современного человека протекает в условиях глобальных кризисов, систематически внося стрессовые переживания в жизнь отдельно взятого индивида, конкретного государства и мирового сообщества в целом. Эта пролонгированная ситуация нестабильности и стихийности повлекла за собой смещение фокуса внимания научного сообщества с объективных и неконтролируемых условий жизнедеятельности, на субъективные и регулируемые признаки, позволяющие обеспечить эффективную адаптацию. Очевидная невозможность оградить личность от возможных внешних угроз и опасностей обосновывает целесообразность верификации внутренних механизмов, обеспечивающих состояние спокойствия.

В связи с поиском новой концепции устойчивого прогрессивного развития цивилизации, особым трендом стало изучение качества жизни населения, а его улучшение становится главной мишенью социально-экономической политики разных стран. Более того, именно «качество жизни провозглашено общенациональной идеей, способной существенно изменить весь ход развития России в наступившем веке» [46, с. 3]. Эти обстоятельства во многом определили актуальность и интенсивную динамику научно-исследовательской деятельности в данной области.

Феномен «качество жизни» относительно недавно стал объектом заинтересованности мировых ученых (начиная с 50-х годов XX века), порождая новые направления междисциплинарных исследований и множество интерпретационных версий. На существование трудностей в операционализации данной научной категории указывал ряд ученых [6, 19, 29, 43, 61]. Тем не менее, качество жизни отражает интегральное благополучие индивида и проявляется «в субъективной удовлетворенности людей самим собой и своей жизнью» [46, с. 60]. Это обусловило возникновение новых терминологических единиц – «субъективное качество жизни» [7, 60] и «субъективное благополучие личности» [67, 72]. Именно последняя терминологическая категория открывает наибольшие возможности для мониторинговых замеров и прогнозирования изменений в отношении человека к своей жизни.

В настоящее время предприняты успешные попытки по дифференциации «субъективного благополучия» от смежных понятий [3, 10, 17, 39, 42, 44, 56, 67]. Также осуществляется толкование противоречивой сущности этого явления в рамках гедонистического (как стремление к наслаждению и избеганию страданий) и эвдемонистического (как стимула к реализации внутриличностного потенциала) подходов [9, 26, 27, 30, 44, 59]. Научно-исследовательский анализ структуры субъективного благополучия вскрыл тот факт, что «удовлетворенность жизнью» является его когнитивным компонентом [10, 72]. Для современной науки стало ясно, что показатель глобальной удовлетворенности жизнью демонстрирует степень согласованности желаний с возможностями, соответствие образа жизни индивидуальным ожиданиям личности.

Собрана доказательная база, демонстрирующая влияние ряда объективных переменных на переживание удовлетворенности от реализуемого образа жизни. К таким предикторам, прежде всего, относятся: половая принадлежность, возраст, семейное положение, образовательный уровень, социальный статус, материальный доход, состояние здоровья и территория проживания. Значительным прорывом стало обнаружение доминирующей роли субъективных признаков в регуляции удовлетворенности жизнью. В их числе такие личностные особенности, как: нейротизм, экстраверсия, внутренний локус контроля, адекватная самооценка, безусловное самопринятие, чувство собственного достоинства и др. Таким образом, отмечается не только сложность и многомерность социально-экономических предпосылок изменения оценок качества жизни, но и подчеркивается доминирующее влияние на данный процесс психологических причин [3, 7, 11, 19, 21, 28, 29, 33, 36, 37, 43, 52, 54, 67, 72].

Из этого следует, что особое значение приобретает выявление внутриличностных факторов, детерминирующих изменения в переживании удовлетворенности от жизнедеятельности. В этом контексте научная литература перманентно постулирует идею о том, что на субъективное благополучие личности оказывает влияние самоотношение [13, 14, 18, 23, 24, 25, 32, 38, 50, 52, 54, 63] и перфекционизм личности [1, 4, 5, 12, 16, 23, 36, 52, 53], однако эта версия нуждается в дальнейшей эмпирической верификации. В частности, необходимо уточнить какие из множества аспектов перфекционизма оказывают деструктивное влияние на удовлетворенность жизнью индивида и возможно ли при усилении позитивного образа Я нивелировать эту связь. Целесообразен единовременный учет этих личностных характеристик для выявления стабильности или изменчивости их роли в прогнозировании субъективного качества жизни современного человека.

Несмотря на то, что интерес ученых к проблеме регуляции субъективного благополучия личности закономерно интенсифицируется, остается ряд познавательных пробелов. В частности, до сих пор не очевидна связь качества жизни и образования индивида. Хотя «образованность» обеспечивает успешное решение жизненно важных задач [46, с. 85] и, как следствие, высокое качество бытия, отмечается разнонаправленное влияние образовательного уровня на степень удовлетворенности жизнью [8, 11, 31]. Большинство ученых выступают в пользу «буферной» роли профессионального образования [35, 40, 45, 57, 64, 65, 70], позволяющей обеспечивать высокий уровень удовлетворенности жизнью более образованного субъекта. Однако найдены и альтернативные сведения, указывающие на негативную связь между оценками качества жизни и уровнем учебно-профессиональной подготовки [5, 47]. В некоторых случаях образование вовсе не обладает потенциалом влияния на субъективное благополучие личности [41, 51, 66]. Таким образом, вопрос о роли профессионального образования в обеспечении качества жизни субъекта остается дискуссионным.

Существует несколько версий, объясняющих противоречивую связь между образованностью и удовлетворенностью от реализуемой жизнедеятельности, а именно: завышенные ожидания высококлассных специалистов от материального дохода и социального статуса [11, 28], особенности организации образовательной среды [22, 34, 48, 55, 66] и социокультурный контекст профессионального становления [8, 67, 69]. Очевидно, влияние образования на переживание индивидом собственного благополучия и удовлетворения детерминировано спектром культурологических, экономических и социально-психологических факторов.

Отдельно стоит отметить тот факт, что по сей день мало изучены детерминанты удовлетворенности жизнью, специфичные для людей, обладающих различным уровнем образовательной подготовки. Хотя научным сообществом ведется активная работа по выявлению опосредующих элементов, влияющих на оценки качества жизни населения разных стран [13, 14, 18, 21, 24, 25, 32, 52, 54, 68, 71], уделено явно недостаточно внимания роли образования в регуляции этого процесса. Несомненно, остаются важными попытки моделирования детерминант изменений в субъективном благополучии лиц, осваивающих образовательные программы разных ступеней.

Изучая первоисточники по проблемам качества жизни учащейся молодежи, нами обнаружены некоторые различия в разработанности данного вопроса для студентов различных образовательных систем. Так, научно-исследовательская работа по выявлению факторов, регулирующих субъективное благополучие учащихся, наиболее интенсивно ведётся в образовательной среде высшей школы; значительно меньшее количество научных публикаций в данном контексте имеется для учащихся СПО [62].

Проведение фундаментальных исследований, вскрывающих психологические закономерности достижения и поддержания удовлетворенности жизнью, позволит не только смоделировать механизмы регуляции качества жизни студентов из разных образовательных систем, но и построить научно-обоснованные программы, способствующие оптимизации учебно-воспитательного процесса и благополучному протеканию индивидуальной жизненной траектории будущих профессионалов.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами было проведено эмпирическое исследование для моделирования детерминации субъективного благополучия российских студентов, приобретающих среднее профессиональное (СПО) и высшее профессиональное (ВПО) образование. Разрабатывались каузальные модели медиаторного опосредования удовлетворенности жизнью учащейся молодежи, включающие личностные особенности в качестве предикторов и медиаторов. Актуальность заявленной научной проблемы во многом определяется противоречием между важной ролью внутриличностных ресурсов, оптимизирующих субъективные оценки качества жизни, и недостаточной изученностью механизмов их воздействия.

Основная цель представленного исследования заключается в выявлении психологических механизмов, регулирующих степень удовлетворенности жизнью студентов, приобретающих разных уровень профессиональной подготовки (СПО и ВПО). Конкретными исследовательскими задачами являются: 1) анализ взаимосвязей между удовлетворенностью жизнью и параметрами самоотношения и перфекционизма; 2) обнаружение переменных, обладающих наибольшим потенциалом влияния на субъективное благополучие испытуемых; 3) моделирование регуляции субъективного благополучия будущих профессионалов, включающее опосредующие элементы (медиаторы связей). В ходе научно-исследовательской работы проверялись предположения о том, что: 1) параметры самоотношения опосредуют связь между признаками перфекционизма и общей удовлетворенностью жизнью, 2) психологические механизмы, лежащие в основе регуляции субъективного благополучия, специфичны для студентов, приобретающих различный уровень профессионального образования.

Были обследованы 443 студента в возрасте от 17 до 23 лет (M = 18.7, SD = 1.7). Среди них 217 человек приобретают среднее профессиональное (СПО) и 226 высшее профессиональное (ВПО) образование. Выборка включает 214 юношей (48.3 %) и 229 девушек (51.7 %).

Для изучения общей удовлетворенности жизнью применялась скрининговая “Шкала глобальной удовлетворенности жизнью” [72]. Респондентам предлагалось оценить по 10-бальной шкале степень своей удовлетворенности жизнью, что позволяет измерить когнитивный компонент субъективного благополучия.

Для оценки отношения к своему Я учащихся использовался “Опросник самоотношения” В.В. Столина и С.Р. Пантилеева. Данная методика отражает иерархическую структуру самоотношения, включающую три компонента разной степени обобщенности: глобальное самоотношение (чувство «за» или «против» собственного Я); самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий в отношении к своему “Я” (самоуверенность, отношение других, самопринятие, саморуководство / самопоследовательность, самообвинение, самоинтерес и самопонимание). Испытуемым предлагалось согласиться или не согласиться с каждым из 57 вопросов-суждений.

Для установления выраженности перфекционизма применялся “Опросник перфекционизма” Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогоровой. Данная методика включает 29 утверждений, которые распределены по пяти шкалам: восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания при постоянном сравнении себя с другими (выражает субъективное ощущение чрезмерной предвзятости окружающих); завышенные притязания и требования к себе (отражаетсклонность к постановке трудных целей и задач); высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс “самых успешных” (включает социальные эталоны); селектирование информации о собственных неудачах и ошибках (тестирует обеспокоенность негативным опытом); поляризованное мышление – “все или ничего” (склонность к дихотомии при планировании и анализе деятельности). Оценка ответов осуществляется по 4-бальной шкале Ликерта.

Статистическая обработка данных осуществлялась посредством пакета программ SPSS Statistics 19. Корреляционный анализ данных применялся с целью изучения взаимосвязей между переменными (коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Регрессионный анализ использовался для выявления предикторов (шаговый отбор) и посредников, участвующих в регуляции когнитивного компонента субъективного благополучия студентов (пошаговое введение предикторов с принудительным включением медиатора).

Логическая последовательность исследования такова: сначала проведен корреляционный анализ удовлетворенности жизнью с показателями перфекционизма и самоотношения студентов, за­тем использовалась линейная регрессия для выявления личностных детерминант, участвующих в регуляции когнитивного компонента субъективного бла­гополучия личности (зависимая переменная).

РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате корреляционного анализа переживания удовлетворенности от жизни с параметрами самоотношения и перфекционизма учащихся различных образовательных систем обнаружен ряд статистически значимых взаимосвязей, представленный в табл. 1.

Таблица 1. Взаимосвязь личностных особенностей с удовлетворенностью жизнью учащихся различного образовательного уровня

Диагностируемые личностные особенности

Удовлетворенность жизнью

Студенты СПО

Студенты ВПО

Параметры самоотношения

S. Глобальное самоотношение

0.311**

0.261**

I. Самоуважение

0.256**

0.240**

II. Аутосимпатия

0.189**

0.147*

III. Ожидаемое отношение от других

0.219**

0.190**

IV. Самоинтерес

0.125*

0.036

1. Самоуверенность

0.234**

0.247**

2. Отношение других

0.146**

0.086

3. Самопринятие

0.184**

0.147*

4. Саморуководство

0.118*

0.124

5. Самообвинение

-0.169**

-0.129

6. Самоинтерес

0.120*

0.105

7. Самопонимание

0.200**

0.183**

Параметры перфекционизма

Общий показатель перфекционизма

-0.160*

-0.239**

Восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания (при постоянном сравнении себя с другими)

-0.171**

-0.221**

Завышенные притязания и требования к себе

-0.029

-0.116

Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс “самых успешных”

-0.220**

-0.186**

Селектирование информации о собственных неудачах и ошибках

-0.195**

-0.311**

Поляризованное мышление – “все или ничего”

0.066

-0.028

Примечание. * корреляция значима на уровне 0.05; ** корреляция значима на уровне 0.001.

Выяснилось, что среди учащихся среднего профессионального образования субъективные оценки качества жизни находятся в тесной связи абсолютно со всеми признаками самоотношения. Благополучие студентов ВПО индифферентней к их Я-концепции, но, тем не менее, выявленные корреляции сообщают о бóльшей удовлетворенностью жизнью студентов, характеризующихся положительными установками в адрес собственного внутреннего мира. Следовательно, увеличение позитивного отношения к своему Я сопровождается соответствующей оценкой реализуемой жизнедеятельности.

Параметры перфекционизма устойчиво проявляются в обеих подвыборках: удовлетворенностью жизнью негативно ассоциирована с убежденностью индивида в предвзятости окружающих, необходимостью соответствовать социальным эталонам и фиксированностью на негативном опыте. Итак, повышение озабоченности индивида по поводу безукоризненности закономерно приводит к снижению качества жизни.

Таким образом, положительное внимание к своему Я выступает катализатором субъективного благополучия, в то время как перфекционные установки блокируют достижение высокого качества жизни студенческой молодежи.

Демонстрируемые в табл. 1 взаимосвязи между измеряемыми признаками служат аргументом к дальнейшему использованию регрессионного анализа данных, позволяющего выявить предикцию личностных особенностей на переживание удовлетворенности жизнью студентов. Для отбора из большого количества предикторов небольшой подгруппы переменных, которые вносят наибольший вклад в вариацию зависимой переменной, применялся метод шагового отбора. В табл. 2 представлены итоги расчетов отдельно для представителей каждой из образовательных систем.

Таблица 2. Значимые детерминанты удовлетворенностью жизнью студентов, дифференцированные по образовательному признаку

Предикторы

β

t

p

Статистики модели

Студенты СПО

S. Глобальное самоотношение

0.230

2.963

0.003

R² = 0.187

F = 12.191

p = 0.000

Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс “самых успешных”

-0.228

-3.251

0.001

2. Отношение других

0.160

2.170

0.031

Студенты ВПО

Селектирование информации о собственных неудачах и ошибках

-0.264

-4.060

0.000

R² = 0.126

F = 16.008

p = 0.000

1. Самоуверенность

0.177

2.719

0.007

Примечание. β – стандартизированный регрессионный коэффициент; t – критерий Стьюдента, р – уровень значимости, R² – коэффициент множественной детерминации, F – критерий Фишера.

Результирующие модели достоверны (p = 0.000) и информативны, демонстрируют тот факт, что на переживание удовлетворенности жизнью респондентов влияют специфичные признаки. Коэффициенты детерминации, согласно исследованию, объясняют от 12 до 18 % дисперсии показателя субъективного благополучия. Иными словами удовлетворенность жизнью от 72 до 78 % случаев объясняется влиянием иных, неизвестных факторов. Фактически полученные модели детерминации обладают не слишком высокой объяснительной силой относительно оценки удовлетворенности жизнью респондентами. Но эти данные отражают специфические тенденции и существенные связи для объяснения природы субъективного благополучия студентов.

Регрессионная модель, характеризующая студентов средних учебных заведений, объясняет 18,7% вариативности зависимой переменной (в оставшихся 81,3% случаев выраженность глобальной удовлетворенности жизнью объясняется влиянием иных, неизвестных факторов). Тем не менее эти результаты позволяют рассуждать о том, что субъективное благополучие позволяют спрогнозировать: обобщенное положительное отношение к себе (β = 0.230), реалистичные собственные эталоны деятельности (β = -0.228) и уверенность в позитивном отношении со стороны социального окружения (β = 0.160). Результаты регрессионного анализа в университетской среде охватывают 12.6 % дисперсии. Здесь замечена большая удовлетворенность жизнью студентов при безоценочности к негативному опыту (β = -0.264) и уверенности в своих возможностях (β = 0.177). Эти данные позволяют сделать обоснованное предположение о том, что удовлетворенность жизнью проявляется определенным образом в конкретных психологических условиях, а именно: повышается при принятии себя, своего опыта и переживании релевантного отношения от других людей; понижается при самоотчуждении (убежденность в безупречности и необходимости соответствовать завышенным, зачастую мифическим внешним эталонам).

Целесообразно дальнейшее уточнение детерминации когнитивного компонента субъективного благополучия студенческой молодежи путем выявления элементов, влияющих на характер взаимосвязей предикторов и константы. Безусловным преимуществом выявления посредников причинных связей является возможность построения моделей, наглядно демонстрирующих и объясняющих механизмы регуляции изучаемых явлений. Так переменная-медиатор влияет на связь между предиктором и константой, уточняя как и почему возникают определенные эффекты [2]. Поскольку мы предполагаем, что удовлетворенность жизнью учащихся-перфекционистов не только связана с отношением к своему Я, но и зависит от него, далее были рассчитаны последовательные регрессионные модели [15], уточняющие, функционируют ли переменные самоотношения как медиаторы. Медиаторные модели рассчитаны с учетом образовательного уровня учащихся, итоги проиллюстрированы (рис. 1. и рис. 2.).

Рис. 1. Структурная модель медиаторного опосредования удовлетворенности жизнью студентов СПО.

Собственно анализ медиации выявил сле­дующее. Как и предполагалось, самоотношение опосредует влияние перфекционизма на субъективные оценки качества жизни среди учащихся СПО (рис. 1.). При этом посредническая роль отраженного отношения не подтвердилась. Результаты итоговой модели отвечают всем статистическим критериям значимого опосредующего эффекта. Во-первых, с ростом убежденности индивида в необходимости следовать выдающимся социальным эталонам ухудшается отношение к себе (путь а: β = -0.310, p = 0.000). Во-вторых, с интенсификацией позитивной Я-концепции усиливается удовлетворенность жизнью (путь b: β = 0.296, p = 0.000). В-третьих, при контроле переменной-медиатора “глобальное самоотношение” предикция перфекционного целеполагания на удовлетворенность жизнью ослабевает, что проявляется в абсолютной потере его воздействия (путь с’: β = -0.129, не значимо) по сравнению с коэффициентом непосредственного влияния (путь с: β = -0.220, p = 0.001). При этом важно отметить, что зафиксирован полностью опосредующий эффект. В совокупности эти наблюдения позволяют заключить следующее: зависимость переживания удовлетворенности своим образом жизни от потребности студента достигать успехов вслед за выдающимися персонами всецело определяется отношением к своему Я.

Рис.2. Структурная модель медиаторного опосредования удовлетворенности жизнью студентов ВПО.

Для контингента, обучающегося в высшей школе, обнаружена опосредующая роль перфекционизма в регуляции связи между отношением к себе и своей жизни, вопреки нашей гипотезе (рис. 2.). В итоговой каузальной модели фиксация на негативном опыте объясняет связь между уверенностью в себе и константой (“удовлетворенность жизнью”). Построение данного механизма детерминации демонстрирует частичный медиирующий эффект, так как вклад самоуверенности в прогнозирование субъективного благополучия ослабевает при учете концентрации индивида на совершаемых промахах (путь с: β = 0.247, p = 0.000; путь с’: β = 0.177, p = 0.007). Следовательно, оценки своей жизни студентами ВПО во многом предопределяются их отношением к себе (в форме самоуверенности) и к своему эмпирическому опыту (тенденция к самокритике на фоне неудач). Но в этой системе задействованы и другие, не диагностированные в данном исследовании, психологические признаки.

Хотя мировым научным сообществом неоднократно предпринимались попытки моделированиясубъективного благополучия среди учащихся, до сих пор отсутствовали модели его детерминации, единовременно учитывающие самоотношение и перфекционизм личности, приобретающей разный уровень профессиональной квалификации. Это определяет уникальность и научную новизну проведенного исследования.

В ходе проведенной работы были рассмотрены корреляционные и каузальные связи удовлетворенности жизнью и показателей самоотношения и перфекционизма на обширной выборке. Распределение испытуемых по уровню приобретаемого образования составило основные линии анализа и интерпретации данных. Обнаружены личностные детерминанты удовлетворенности жизнью, специфичные для студентов различных образовательных систем. Выявлены опосредующие элементы, оказывающие эффект медиации на оценки удовлетворенности своей жизнью студентов. Разработаны оригинальные модели, наглядно демонстрирующие механизмы связи между чертами личности и субъективным благополучием, отдифференцированные по образовательному признаку.

ОБСУЖДЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Современная система профессионального образования Российской Федерации продолжает коренным образом изменяться. Однако основной стратегической задачей и ведущей ценностью этого преобразования по-прежнему выступает идея гуманизации[58, 66], предполагающая не только комплексную специализированную подготовку учащихся, но и создание благоприятных условий для развития их личности. Сложившиеся требования к уровню профессиональной компетентности и личностной реализации студентов делают целесообразным изучение особенностей достижения и поддержания субъективного благополучия данного контингента.

Сегодня образование преимущественно ориентировано на раскрытие внутренних ресурсов субъектов учебного процесса и содействие их самостоятельному развитию с учётом интенсивно меняющихся жизненных условий. При этом вызывает сомнения, что организация учебно-воспитательного процесса радикально отличается в учреждениях различных образовательных уровней (в частности - среднее и высшее профессиональное). Так, в учреждениях ВПО пропагандируются субъект-субъектные отношения в системе «студент-преподаватель», учащимся предоставляется широкий спектр возможностей для самостоятельной реализации личностного потенциала, оказывается содействие в ситуациях проявления разумной инициативы, поддерживаются творческие проекты, обеспечиваются оригинальные способы профессионализации. Несколько иной подход воспитательных структур к студенческому сообществу СПО: усилия педагогов сосредоточены на выполнении учебных программ в полном объёме и соблюдении субординации, профессиональное становление осуществляется в строгом соответствии со стандартом, действующая система классного руководства свидетельствует о маргинальном положении студентов между миром самодостаточных взрослых и нуждающихся в опеке детей, в тоже время здесь предоставляются условия для осуществления творческих идей учеников [62]. Возможно, именно особенности генерального педагогического подхода к обучению в СПО и ВПО обуславливает выявленные нами механизмы детерминации удовлетворенности жизнью, специфичные для подвыборок. Представленные материалы содержат осмысление концептуальных противоречий в реализации гуманистического подхода к обучению в различных образовательных системах (СПО и ВПО), отражают неоднозначность стремления человека к гедонистической жизни.

По-настоящему актуальным направлением научных исследований является выявление детерминант, влияющих на изменение субъективного благополучия. При этом важно учитывать тот факт, что чрезмерно высокие оценки удовлетворенности жизнью являются фактором, угрожающим развитию личности и ведущим к ее стагнации [22, 37, 72]. Опасность кроется в том, что чем больше человек довольствуется своей жизнью, тем меньше у него желания в ней что-то менять и развиваться. Поэтому при построении коррекционных программ с учетом выявленных нами механизмов управления субъективным качеством жизни следует придать значение тому, что оптимальным для субъекта является умеренная выраженность явления. Это важно учитывать при последующей оценке эффективности психологической интервенции.

Итак, актуальные требования социальной сферы создают предпосылки для повышения эффективности профессионального образования средствами фундаментальной гуманизации всех сторон их личностно-профессионального развития. Существующие в России системы профессионального образования (среднее и высшее) по-разному реализуют эту идеологию. Проведённое нами исследование позволило обнаружить, что для студентов СПО и ВПО справедливы разные способы достижения и подержания субъективного благополучия. Для первых приоритетной зоной личностного роста является позитивное отношение к себе, а для последних – безоценочность в отношении негативного эмпирического опыта. Полученные данные в целом задают вектор преобразований образовательного процесса на широкое внедрение методов активного социально-психологического обучения, ориентированных на осознание своей субъектной роли в построении жизненного пути.

ВЫВОДЫ

1. Когнитивный компонент субъективного благополучия студенческой молодежи значимо коррелирует с личностными особенностями. При этом самоотношение выражает себя по-разному в самоотчетах учащихся ВПО и СПО: интенсивно ассоциировано с удовлетворенностью реализуемой жизнедеятельностью в академической среде СПО и несколько утрачивает свою роль в жизни студентов ВПО. Связь перфекционизма с качеством жизни, напротив, идентично проявляется в сознании учащихся, не зависимо от программы подготовки. Следовательно, параметры самоотношения можно отнести к динамичным факторам субъективного благополучия личности, а аспекты перфекционизма – к стабильным.

2. Структура предикторов глобальной удовлетворенности жизнью существенно варьируется для молодежи, получающей образование разного уровня. Так поддержка общего позитивного отношения к себе и другим, умение градуировано воспринимать общественные эталоны и способность к ассертивному поведению способствуют оптимизации качества жизни студентов средне-специальных учебных заведений; уважение к себе и безоценочное принятие эмпирического опыта являются благоприятной базой для достижения и поддержания субъективного благополучия лиц, обучающихся в университетах. Эти данные могут сообщать об особенностях социальной ситуации, складывающейся на разных ступенях образования, и указывать направление психолого-педагогической поддержки учащихся. Выявленные особенности также могут быть обусловлены спецификой условий, создаваемых в образовательном пространстве учреждений разных образовательных систем.

3. Вскрыты психологические механизмы регуляции субъективного благополучия студентов, включающие систему из трех переменных. Построение каузальных цепочек, включающих опосредование, позволяет констатировать, что приоритетной зоной развития для студентов СПО является отношение к собственному Я, а для учащихся ВПО целесообразно фокусировать внимание на принятии эмпирического опыта. В перспективе это может обеспечить процесс качественных преобразований в жизни и вручить авторство за свою биографию студентам.

4. Результаты исследования служат веским аргументом в пользу общей гуманизации образовательных услуг. Более того, полученные данные расширяют спектр понимания внутриличностных условий, необходимых для осознанных изменений в собственной жизни; позволяют углубить научные знания о возможностях человека в качестве субъекта своей жизнедеятельности; вскрывают психологические механизмы оптимизации субъективного благополучия; вносят разъяснения в вопросы саморегуляции качества жизни современной молодежи.

5. Открытые закономерности представляют потенциальный интерес для практического применения и вносят вклад в совершенствование психолого-педагогической работы. Обнаруженные механизмы детерминации переживания удовлетворенности от собственной жизни позволяют не только обоснованно прогнозировать психологические трудности российских студентов, но и четко устанавливать коррекционные задачи. Рационально акцентировать внимание на процессе принятия себя и своего опыта при сопровождении студентов. С большой долей вероятности это позволит учащимся достичь позитивной идентичности и аутентичности, что, как следствие, повысит общее качество жизни. Также полученные данные будут полезны при разработке учебных курсов по психологическим дисциплинам.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.