Статья 'Социально-психологические факторы формирования поликультурной идентичности иностранных студентов' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Policy of publication. Aims & Scope. > Editorial board > Council of editors > About the journal > Requirements for publication > Peer-review process > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal
MAIN PAGE > Back to contents
Psychology and Psychotechnics
Reference:

Social-psychological factors of formation of polycultural identity of foreign students

Larionova Anastasiya Vyacheslavovna

PhD in Psychology

Docent, the department of Genetic and Clinical Psychology, National Research Tomsk State University; Docent, the dpartment of Philosophy and Sociology, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics

36 Lenin Ave., Tomsk, Russia 634050

vktusur@mail.ru
Other publications by this author
 

 
Liventsova Evgeniya Yur'evna

PhD in Pedagogy

Docent, the department of General and Pedagogical Psychology, National Research Tomsk State University

634050, Russia, Tomskaya oblast', g. Tomsk, pr. Lenina, 36

evg.liv@mail.ru
Other publications by this author
 

 
Fakhretdinova Aleksandra Pavlovna

PhD in Pedagogy

Docent, the department of English Language for Faculties of Natural Sciences, Physics and Mathematics, National Research Tomsk State University

36 Lenin Ave., Tomsk, Russia 634050

maltsevaal@yandex.ru
Other publications by this author
 

 
Kostyukova Tat'yana Anatol'evna

Doctor of Pedagogy

Professor, the department of General and Pedagogical Psychology, National Research Tomsk State University

634050, Russia, Tomskaya oblast', g. Tomsk, ul. Pr. Lenina, 36

kostykova@inbox.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2020.4.34672

Received:

13-12-2020


Published:

20-12-2020


Abstract: This article describes the experience of studying social-psychological factors the impact the formation of polycultural identity of foreign students. The content of such concepts as “polyculturalism”, “ethnic identity” and “polycultural identity” is disclosed. The results of a series of research carried out in Tomsk in 2019-2020 are provided. A complete sample included 393 respondents (foreign students, Russian students, and educators of state universities of Tomsk). The following research methods were employed: questionnaire, interview, psychological assessment (method of ethnic identity of J. Finney and methodology of comprehensive examination of acculturation of J. Berry), statistical data analysis (descriptive statistics, frequency and correlation analyses). The scientific novelty of this work is defined by systemic approach towards determination of social-psychological factors (ethnic identity, attitude of accepting community, strategies of acculturation) that influence the formation of polycultural identity of foreign students, as well as the role played by each factor in the process of integration of migrants into the accepting society and its culture. The acquired results allow revealing the key barriers in the context of adaptation of educational migrants in the university, as well as making recommendations on their elimination. The authors establish correlation between the strategies of acculturation and the characteristics of ethnic identity of educational migrants, and determine the peculiarities of the attitude of accepting community towards educational migrants.


Keywords:

multiculturalism, foreign student, ethnic identity, heterostereotypes, acculturation strategies, adaptation, factors, host community, educational migration, universities

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Актуальность и цель исследования. Расширение поликультурных составляющих содержания высшего образования, повышение требований к овладению будущими специалистами мировым культурным наследием и иностранными языками становятся в настоящее время важными задачами мирового образования. Образовательная миграция в мире и в России, в частности, рассматривается как наиболее желательная среди других видов миграции. Иностранные студенты являются незаменимым связующим звеном в двусторонних отношениях стран и способствуют установлению доверия и налаживанию надёжных социально-экономических и политических связей. В процессе межкультурного взаимодействия иностранные студенты и принимающее население переосмысляют и свое окружение, и самих себя. Поликультурность в образовании подразумевает подготовку человека в образовательной организации к интеграции в культуру с целью последующей бесконфликтной идентификации личности в многокультурном обществе. В зависимости от эффективности протекания процесса вхождения в новую культуру иностранные студенты или развиваются, духовно обогащаясь, или испытывают неприятие, пассивное отторжение той культуры и тех традиций, которые являются значимыми для нового социального окружения. Таким образом, целью данного исследования являлось системное изучение социально-психологических факторов, оказывающих влияние на формирование поликультурной идентичности иностранных студентов.

Исследование осуществлялось на базе государственных университетов Томской области Сибирского региона России.Кейс Томска представляет исследовательский интерес, так как на территории города расположены шесть крупных государственных университетов. В вузах города Томска обучаются 11,7 тысячи иностранных студента (при общем населении города 580 000 человек) из 93 зарубежных стран – это около 20% от общего количества студентов (данные за 2020 год) [13].

Поликультурность – это «сохранение и интеграция культурной самобытности личности в условиях многонационального общества, что позволяет формировать толерантные отношения между различными национальностями, воспитывать культуру межнационального общения» (В.И. Матис) [11, с. 15]. Характеристика поликультурности может применяться по отношению к личности, обществу и образовательному процессу. Понятие «поликультурность личности» означает принятие человеком духовно-нравственных ценностей различных культур, этнического разнообразия народов, что способствует успешной интеграции человека в мировое культурное и образовательное пространство [2; 7].

В формировании поликультурности важную роль играет идентичность. Согласно модели двух измерений Berrу (1997) в этнически смешанной среде этническая идентичность формируется по одному из типов: идентификации со своей этнической группой (сегрегация); идентификации с чужой этнической группой (ассимиляция); идентификации со своей и другой этнической группой (интеграция) или маргинальной идентичности (отказ от идентификации со своей или другой этнической группой) [5; 14]. Lazić & Pešić(2016)исследовали национальную идентичность, которую рассматривали как совокупность культурных, аскриптивных (ascriptive) и гражданских компонентов [16].

Поликультурная идентичность базируется, прежде всего, на позитивной этнической самоидентификации и проявляется через эмоционально-ценностное отношение к многонациональной среде и активное взаимодействие с её представителями [8]. Формирование поликультурной идентичности будет зависеть от множества факторов (объективных и субъективных). A. Haenni Hoti, S. Heinzmann, M. Müller, A. Buholzer исследовали особенности взаимосвязей стратегий аккультурации студентов-мигрантов (итальянцы, португальцы и албанцы), их психосоциальной адаптации и успешностью в обучении на территории Швейцарии. В результате они подтвердили, что студенты-мигранты, ориентированные на интеграцию, лучше адаптировались в новой культуре. Кроме того, ими было установлено, что решающими факторами для эффективной психосоциальной адаптации и успеха в образовании являются качество социальных отношений, ориентация учебного заведения на поликультурное образование и тип образовательной системы [15].

На сегодняшний день в мире реализуется несколько адаптационных моделей к новым социокультурной и образовательной средам, направленных на преодоление различных видов барьеров, либо их комплекс: физиологический, психологический, эмоциональный, языковой, гендерный, социокультурный [1]. Скорость и эффективность протекания адаптационных процессов напрямую влияет на качество жизни и успехи в учебе иностранных студентов. По мнению И.О. Кривцовой, иностранные студенты, сталкиваясь с социально-психологическими, нравственными, этническими и религиозными барьерами, должны осваивать новые виды деятельности и формы поведения для эффективной адаптации [6]. Возникающие барьеры препятствуют «вхождению» в социум и культуру (языковой, межкультурный) чужой страны, что обуславливает трудности в учебе (академический) [3]. Так Н.К. Шлосберг предложил «переходную модель» социально-психологической адаптации студентов к университету. Под переходом он понимает процесс изменений в представлениях о себе и мире, в результате которого требуется соответствующее изменение в поведении и отношениях [17]. Под адаптацией автор понимает психологический процесс протекания перехода, результатом которого должно стать принятие перемен. Шлосберг выделил 4 фактора перехода: 1. Ситуация: восприятие и оценка перехода. 2. Поддержка: люди и средства, помогающие индивиду во время перехода. 3. Личность: социально-психологические особенности индивида. 4. Стратегия: действие или тактики, которые человек может применять для преодоления перехода [17; 4].

Преодоление данных барьеров представляет собой сложный, многоаспектный, часто длительный процесс, связанный с переживанием иностранными студентами перемен. Кроме того, миграционные потоки оказывают влияние и на коренное население и, как показывает современная ситуация взаимодействия культур, становятся причиной развития негативных социальных феноменов (мигрантофобия, ксенофобия, экстремизм и т.д.). Поэтому исследование проблем образовательной миграции необходимо осуществлять в непрерывной оценке взаимодействия мигрантов и принимающего общества, взаимовлияния культур в контексте процесса транскультурации. Анализ отечественного и зарубежного опыта исследования различных аспектов проблемы образовательной миграции и принимающего общества позволил выделить наиболее значимые социально – психологические факторы, оказывающие влияние на формирование поликультурной идентичности иностранных студентов: этническая идентичность, отношение принимающего сообщества (гетеростереотипы) и стратегии аккультурации.

На рисунке 1 схематично представлены основные рассмотренные социально-психологические факторы влияния на формирование поликультурной идентичности иностранных студентов.

Рисунок 1. Схема социально-психологических факторов влияния на формирование поликультурной идентичности иностранных студентов

В настоящее время современная университетская наука и практика обладают возможностями для укрепления культурной идентичности образовательного мигранта – будущего выпускника, формирования готовности к диалогу культур при сохранении стержня ценностей национальной культуры, представляющих фундамент идентичности.

Методы и этапы исследования. Авторами статьи была проведена серия исследований в 2019-2020 г.г.среди иностранных студентов, принимающего населения и преподавателей Томска. Основные задачи исследования: 1. Выявить основные барьеры при адаптации образовательных мигрантов в вузе. 2. Выявить взаимосвязь стратегий аккультурации и характеристик этнической идентичности образовательных мигрантов. 3. Определить особенности отношения принимающего сообщества к образовательным мигрантам. Общая выборка исследования составила 393 респондента. Основными методами исследования выступили: анкетирование, интервью, психодиагностика, анализ данных.

Этап 1. Выявление основных барьеров при адаптации образовательных мигрантов в вузе.На первом этапе исследования было проведено анкетирование иностранных студентов и полуструктурированные интервью с участием профессорско-преподавательского состава университетов Томска. В анкетировании приняло участие 190 иностранных студента преимущественно из стран СНГ. Интервью было проведено с 11 преподавателями (средний стаж работы с иностранными студентами составил 8 лет).

В результате анкетирования иностранных студентов были выявлены следующие основные трудности в адаптации: 43% опрошенных указали на языковой барьер, 32% отметили погодные условия, 10% – культурные различия и правила обучения в университете, 8% обратили внимание на трудности в общении с преподавателями и местным населением, 6% – общение с одногруппниками, 5% отметили, что «скучают по дому», и лишь 6% студентов не испытывали каких-либо трудностей в период адаптации.

Далее было проведены интервью с преподавателями как одними из основных агентов адаптации иностранных студентов и носителями профессиональных знаний и культурных ценностей. В результате исследования были выделены следующие трудности в работе с иностранными студентами: языковой барьер (выделили 27% преподавателей), нежелание со стороны студентов идти на контакт (9%), низкая мотивация к обучению (9%), непонимание домашнего задания (9%).Для преодоления трудностей адаптации преподавателями были предложены такие способы повышения эффективности вхождения в социокультурную и образовательную среды как: организация дополнительных курсов по русскому и английскому языку, развитие этнокультурных компетенций преподавателей, просвещение иностранных студентов об особенностях российской культуры, развитие кураторства иностранных студентов на первичном этапе адаптации.

Этап 2. Выявление взаимосвязи стратегий аккультурации и характеристик этнической идентичности образовательных мигрантов. На следующей этапе было проведено психодиагностическое исследование с целью выявления взаимосвязи стратегий аккультурации и характеристик этнической идентичности образовательных мигрантов как важнейших социально-психологических компонентов адаптации. В качестве психодиагностического инструментария были использованы методика Дж. Финни для измерения выраженности этнической идентичности и этнической самоидентификации и методика Дж. Берри для измерения аккультурационных стратегий (сепарация, маргинализация, интеграция, ассимиляция). Для изучения гетеростереотипов в отношении принимающего населения был использован метод свободных ассоциаций. Выборку составили 173 иностранных студента из стран Центральной Азии и Китая.

В результате корреляционного анализа данных были обнаружены взаимосвязи показателейшкалы «Интеграция» (Берри) и шкал методики Финни – «Этническая идентичность» (r=0,23) и «Выраженность когнитивного компонента» (r=0,27).Показатели шкалы «Маргинализация» (Берри) имеют отрицательные взаимосвязи со шкалами методики Финни – «Этническая идентичность» (r=-0,37), «Выраженность когнитивного компонента» (r=-0,39) и «Выраженность аффективного компонента» (r=-0,35). То естьиспользование стратегии аккультурации «Интеграция» взаимосвязано с переживанием личностью своей принадлежности к своему этносу, осознанием наличия типичных для его представителей качеств, отношением к этническим общностям, оценкой принадлежности к этносу, направленностью этнических стереотипов, этническими предпочтениями. А стратегия аккультурации «Маргинализация» взаимосвязана с отторжением личности от своего этноса, неоднозначным отношением к своей этнической общности и принадлежности к нему. Отсутствие связи со своей этнической общностью может быть следствием пребывания в чужой стране вдали от своей культуры и этнической группы. Кластерный анализ методом Варда (Ward`s method) позволил определить, что аккультурационную стратегию «Маргинализация» преимущественно используют студенты из Китая. Это может быть связано, с одной стороны, с потерей психологического контакта со своей культурой, а с другой стороны, неготовностью личности принять психологически очень сложную роль «Чужака» и нести ответственность за ее исполнение в инокультурном контексте.

На следующем этапе исследования стояла задача изучения гетеростереотипов китайских студентов к принимающему сообществу (русских студентов) через анализ содержания образа «русского». В результате контент-анализа образа русского было выделено 4 основных категории: «характерологические черты», «коммуникативные навыки», «внешность» и «другое». В категории «характерологические черты» преобладают особенности, отражающие силу национального характера (серьезный, упрямый, ловкий и т.п.), в категории «коммуникативные навыки» подчеркивалось гостеприимное и доброжелательное отношение местных, во внешних чертах преобладала эмоционально-оценочная характеристика внешности – красивые. В категорию «другое» вошли те качества, которые по содержанию не вошли ни в одну из выделенных категорий и не объединились в самостоятельную. В основном это были ассоциации с культурой и страной в целом (Пушкин, Красная площадь, снег). К отрицательным характеристиками были отнесены отдельные коммуникативные особенности принимающего населения и вредные привычки. Общий анализ ответов свидетельствует о преобладании позитивных характеристик в содержании этнических гетеростереотипов образа «русского» студентов из Китая.

Этап 3. Определение особенностей отношения принимающего сообщества к образовательным мигрантам. На данном этапе методами исследования были выбраны: анкетирование для определения трудностей в межкультурном взаимодействии, методика аккультурационных ожиданий принимающего населения Д. Берри [10] и методика свободного описания типичных черт иностранного студента для определения гетеростереотипов в отношении иностранных студентов. В выборку исследования вошли 192 студента томских вузов, идентифицирующих себя как «русские».

В результате анкетирования были выявлены следующие сложности в межкультурной коммуникации принимающего населения с иностранными студентами: языковой барьер (отметили 52%), культурные (отметили 10%), личностные особенности обоих групп (указали 6%).

По данным методики аккультурационных ожиданий Д. Берри для российских студентов свойственны следующие средние значения показателей по шкалам: «Ориентация на мультикультурную идеологию» (M=6,82), «Этническая толерантность» (M=4,22), «Установка на социальное равенство» (M=3,52). То есть для российских студентов характерна ориентация на мультикультурную идеологию, что, согласно теории Берри, является благоприятным для адаптации мигрантов, повышения чувства безопасности и благополучия, как принимающего населения, так и иностранных студентов [9]. Изучение гетеростереотипов позволило выявить тональность отношения принимающего населения к иностранным студентам. В целом местное население положительно воспринимает иностранных студентов, характеризуя их как «дружелюбных, чистосердечных, воспитанных, любознательных и т.п.». К отрицательным характеристикам были отнесены: «шумные, закрытые, не знающие русскую культуру».

Выводы. Результаты, полученные в ходе комплексного исследования и проведенной работы, позволили сделать ряд следующих выводов:

1) Проблемы адаптации иностранных студентов в образовательной среде является одной из обсуждаемых проблем современного образования, которой посвящено множество исследований. Резюмируя собственный опыт и опыт коллег, к основным барьерам относятся: низкий уровень владения языком, психологическая готовность к новой социокультурной среде, отношение принимающего населения, межкультурная компетентность преподавателей и администрации вуза [3; 6; 12]. К первичным и обязательным мерам по преодолению проблем адаптации иностранных студентов относятся: развитие языковых навыков иностранных студентов и преподавателей, повышение квалификации преподавателей в области межкультурной компетентности, психологическое сопровождение иностранных студентов в период адаптации к новой социокультурной среде.

2) Изучение стратегий аккультурации и характеристик этнической идентичности иностранных студентов на примере студентов из Китая позволило определить личностные факторы, препятствующие адаптации студентов. Было обнаружено, что студентам из Китая свойственна стратегия аккультурации – «маргинализация», то есть отрицание собственных социокультурных ценностей и непринятие ценностей новой среды пребывания, но при этом с преобладанием позитивных гетеростереотипов в отношении принимающего населения. В такой период трансформации ценностно-смысловых ориентиров в новых условиях жизнедеятельности очень значима и эффективна социально-психологическая поддержка со стороны различных служб университета, нацеленных на решение проблем и оказание помощи в принятии новой культуры. Например, эффективным будет являться развитие системы волонтерских практик межличностного взаимодействия с иностранными студентами, тьюторских служб с этнокультурным содержанием, включение культурологических, страноведческо-этнографических дисциплин в программы обучения иностранных студентов, разработка подготовительных программ для поступления в российские вузы в дистанционной форме, внедрение профессиональных стажировок для иностранных студентов в организациях города и региона, что позволит студентам на практике продемонстрировать свои профессиональные и языковые компетенции, а также глубже погрузиться в чужую культуру с целью ее изучения.

3) Исследование особенностей отношения и аккультурационных ожиданий принимающего населения показало позитивную картину. В целом для принимающего населения Томского региона характерны положительные гетеростереотипы к иностранным студентам и ориентация на мультикультурную идеологию. Российские студенты нацелены на культурный обмен, проявляют интерес и активность в межкультурном взаимодействии, что является одним из факторов эффективности формирования поликультурного общества.

В заключение отметим, что для полноценной интеграции личности студентов-мигрантов в единое социокультурное пространство России, ее эффективной самореализации при сохранении органической духовной взаимосвязи с родной культурой, необходима модель, затрагивающая комплекс образовательных и адаптационных механизмов. В настоящее время благодаря исследованиям в области аккультурации и адаптации образовательных мигрантов к новым социокультурным условиям во многих вузах России разрабатываются специальные программы, нацеленные на решение проблем и оказание помощи в принятии новой культуры, но данная работа все еще носит локальный характер и нуждается в систематизации и развитии. Проблемы, которые существуют сегодня в выстраивании поликультурного образования, особо обострились в связи с изменениями в мире, связанными с пандемией COVID 19 и переходом на дистанционный формат обучения. Резкий перенос всего образовательного процесса в онлайн-формат потребовал переосмысления и переработки образовательных программ, механизмов организации внеучебной деятельности и пр. Добавились и новые проблемы, связанные с самой формой образования (изоляция, нехватка «живого» общения, цифровое неравенство, временной разрыв регионов и стран, а для иностранных студентов, невозможность уехать на родину или приехать на место обучения). Таким образом, сегодня огромное значение приобретает создание новых условий для эффективного межкультурного взаимодействия.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.