Статья 'Конфликтологическая грамотность населения Алтайского края: некоторые результаты социологического исследования' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial collegium
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Sociodynamics
Reference:

Conflict literacy of the population of Altai Krai: some results of sociological research

Degtyareva Polina Leonidovna

Associate of Nonprofit Partnership "Siberian Center of Mediation and Law"

656049, Russia, Altaiskii krai, g. Barnaul, ul. Proletarskaya, 139

polina-degtyaryova@mail.ru
Akhmedova Angelina Rustamovna

Associate of Nonprofit Partnership "Siberian Center of Mediation and Law"

656049, Russia, Altaiskii krai, g. Barnaul, ul. Proletarskaya, 139

axmedovaangelina@mail.ru
Ryzhova Ol'ga Andreevna

Associate of Nonprofit Partnership "Siberian Center of Mediation and Law"

656049, Russia, Altaiskii krai, g. Barnaul, ul. Proletarskaya, 139

olya.ryzhova.1999@mail.ru
Shcherbinina Alina Olegovna

Associate of Nonprofit Partnership "Siberian Center of Mediation and Law"

656049, Russia, Altaiskii krai, g. Barnaul, ul. Proletarskaya, 139

Scherbininalina@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-7144.2020.12.34531

Received:

03-12-2020


Published:

10-12-2020


Abstract: This article presents the results of sociological research dedicated to the assessment of conflict literacy of the population of Barnaul. Methodological framework is comprised of the key provisions of conflict paradigm, and definition of literacy as a structure that consists of the three interconnected elements: knowledge, skills and, competences. In the authors’ opinion, conflict literacy implies a combination of basic knowledge, skills and competences of population with regards to the mechanisms of constructive conflict resolution. For the assessment of conflict literacy, the authors used the following indicators: attitude towards emerging conflicts, information sources on competent conflict resolution, most acceptable methods of conflict resolution among the respondents, personal experience of respondents associated with insufficient knowledge on conflict resolution, evaluation of the level of knowledge and skills of population on conflict resolution, and the need for their improvement. The applied method is the mass survey of population in form of questionnaire. The acquired results demonstrate the low level of public awareness in the area of scientific fundamentals of efficient resolution of conflicts, and negative attitude of respondents towards conflicts. The majority of respondents assess their level of knowledge and competences in the area of conflict resolution insufficient, and would like to improve it. The conducted analysis underlies the formulation of recommendations in improvement of conflict literacy of population, which first and foremost include educational activities om conflict resolution provided by specialists either in-person or remotely  for population of various age groups.


Keywords:

conflict, conflictological literacy, knowledges, abilities, skills, behavior strategies, conflict resolution, attitude to conflicts, conflict settlement, conflictological paradigm

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Общество представляет собой сложную систему, включающую различные формы взаимодействия социальных субъектов, одной из которых является конфликт. Конфликтное взаимодействие существует во всех сферах общественной жизни и имеет ряд конструктивных и деструктивных последствий [3]. Наличие знаний в области эффективного конфликторазрешения и умение применять их на практике позволяет субъектам общественной жизни разрешать противоречия, возникающие в процессе их взаимодействия [11]. Важную роль в этом плане играет уровень конфликтологической грамотности населения.

Прежде чем приступить к анализу конфликтологической грамотности населения Алтайского края, считаем целесообразным дать определение понятию «конфликт». А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов под конфликтом понимают «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [1].

В «Словаре по конфликтологии» С. Б. Давлетчиной приводится следующее определение. «Конфликт – противоречие, столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения; разногласие внутри человека или между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, состоянием внутреннего дискомфорта или трудностями в установлении нормальных взаимоотношений» [4]. А. В. Дмитриев определяет конфликт как проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон [5].

Таким образом, под конфликтом чаще всего понимается противостояние, противодействие субъектов взаимодействия, вызванное существующими противоречиями в их интересах.

Конфликт как социальный феномен является предметом исследования многих научных дисциплин: экономики, социологии, юриспруденции, психологии, педагогики и других. Конфликтология является междисциплинарным знанием, объединившим в себе понимание причин, факторов, тенденций развития, последствий конфликтов, разработанных в перечисленных выше научных дисциплинах [7].

Под конфликтологической грамотностью принято понимать совокупность базовых знаний, умений и навыков населения в области механизмов конструктивного конфликторазрешения. Конфликтологическая грамотность проявляется, прежде всего, в повседневной жизни в процессе разрешения разных видов противоречий, возникающих при взаимодействии между субъектами общественной жизни [9]. В структуру конфликтологической грамотности входят знания, навыки и умения. Эти понятия тесно между собой связаны. Знания представляют собой информацию, которой индивид владеет на теоретическом уровне. Обычно, наличие каких-то теоретических знаний не является показателем того, что индивид сможет применить их на практике. Навыки как следующий компонент конфликтологической грамотности включают в себя способность человека осуществлять определенные действия. Для их получения необходимо повторять действия большое количество раз, чтобы сформировать привычку их осуществления [10]. Умения - это более сложное понятие, указывающее на совместное применение знаний и навыков для реализации конкретных задач. Умения приобретаются постепенно и подразумевают применение теоретических знаний на практике при уже выработанных навыках [8].

Социологическая оценка конфликтологической грамотности населения базируется на операционализации исходного понятия в разрезе знаний, умений и навыков [6]. Диагностика конфликтологической грамотности населения Алтайского края была осуществлена посредством массового опроса.

В рамках одного из этапов реализации проекта «Разработка и продвижение комплекса мер социального характера по снижению уровня социальной напряжённости и конфликтности населения в Алтайском крае в 2018-2020 гг.», проводимого при поддержке РФФИ, было проведено исследование по теме «Информированность населения Алтайского края о формах толерантного поведения в конфликтах и конструктивного конфликторазрешения в Алтайском крае». Массовый опрос населения (n=600) был проведен в августе 2019 года по репрезентативной квотной выборке. Параметрами квот выступили место жительство, пол и возраст респондентов.

Для измерения конфликтологической грамотности были использованы следующие показатели: отношение к возникающим конфликтам, источники информации о грамотном разрешении конфликтов, наиболее приемлемые для участников исследования способы разрешения конфликтов, личный опыт респондентов, связанный с нехваткой имеющихся знаний для разрешения конфликтов, оценка уровня знаний и умений населения в области разрешения конфликтов и необходимости повышения этого уровня. Основные результаты исследования будут представлены ниже.

Данные опроса показали отрицательное отношение населения к конфликтам. Так, на вопрос «Как Вы относитесь к возникающим в Вашей жизни конфликтам?» большинство респондентов ответили «скорее отрицательно» (40,0 %) и «отрицательно» (37,1 %). Можно предположить, что такое негативное отношение вызвано недостаточностью знаний в области конфликтологии у населения. В частности, субъекты социальной жизни, не обладая информацией о спектре возможных позитивных и негативных последствий конфликтов, не предполагают о возможных положительных функциях конфликтов: сигнальной, стабилизирующей, информационной, функции «оздоровления» отношений, функции ослабления психической напряженности и т.д.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос:

«При разрешении конфликтов, на что Вы в первую очередь ориентируетесь?»

(в процентах к числу ответивших)

альтернативы ответа:

%

на личный/житейский опыт

33,1

на интуцицию

12,2

на мнение близких людей

13,1

на социальные ценности и нормы

18,2

на действующее законодательство

11,6

на мнение авторитетных людей

7,2

на специальные знания в области конфликтологии

1,8

другое

0,9

затрудняюсь ответить

1,8

итого:

100

Данные таблицы 1 подтверждают наш вывод о низкой степени информированности населения в сфере научных основ эффективного конфликторазрешения. Лишь 1,8 % опрошенных при разрешении конфликтов ориентируется на специальные знания в области конфоиктологии. Причем, необходимо подчеркнуть, респонденты субъективно оценивают свои знания как недостаточные. Так, на вопрос «Оказывались ли Вы в ситуации, когда Вам было не достаточно имеющихся знаний для разрешения конфликтов?» 18,3 % респондентов дали ответ «определенно да», 38,5 % - «скорее да, чем нет». Таким образом, невысокая конфликтологическая грамотность среди большей части респондентов не только фиксируется в процессе исследования, но и осознается самими участниками.

На вопрос «Какой способ решения конфликта Вы считаете наиболее приемлемым?» ответы респондентов были распределены следующим образом. Самым популярным среди опрошенных оказался ответ «нахождение взаимного решения», в процентном соотношении он составил 42,3%. Ответ «компромисс» также удовлетворяет участников опроса, как способ решения конфликта (34,9%). В структуре способов конфликторазрешения самыми непопулярными мы можем считать «разъединение сторон» (9%), «силовой» (7,4%) и «отложенное решение» (2,6%). Эти данные позволяют понять, что большинство выбирает мирное разрешение конфликта, удовлетворяющее стороны. Но при этом многие не замечают разницы между этими двумя стратегиями. Компромиссное решение частично удовлетворяет интересы противоборствующих сторон, а взаимовыгодное – полностью, но на практике такое решение встречается очень редко.

Вопрос «Как Вы в целом оцениваете уровень знаний и умений населения в области конструктивного разрешения конфликтов?» показал нам, что половина опрошенных уверены внизком уровне знаний и умений населения в области конструктивного разрешения конфликтов (49,1%). Почти 10% опрошенных считают уровень знаний и умений населения в области конструктивного разрешения конфликтов «нулевым». Лишь 3% респондентов высоко оценивают собственные знания в сфере конфликторазрешения. Около 30% опрошенных считают, что население владеет навыками конфликторазрешения на среднем уровне. Вероятно, при ответе на данный вопрос респонденты полагались на свой прошлый опыт участия в конфликтных ситуациях. В таком случае, результаты могут свидетельствовать о неумении многих субъектов социальных взаимоотношений регулировать возникающие на практике конфликтные ситуации.

В свою очередь примерно половина респондентов считает свой уровень знаний и умений в области конструктивного разрешения конфликтов «средним» (47,9%), что указывает на промежуточный уровень осведомленности людей о конфликтологической грамотности между высоким и низким. Только 10,7 % считают, что обладают высоким уровнем знаний для конструктивного разрешения конфликта. Ответ «Я обладаю низким уровнем знаний и умений в области конструктивного конфликторазрешения» выбрало 23,7% участника опроса. Этот показатель в два раза выше, чем предыдущий. Только 4,1% респондентов считают свой уровень знаний и умений в области разрешения конфликта «нулевым». Стоит учесть, что оценочное мнение респондентов, безусловно, является субъективным. В современном обществе люди должны уметь конструктивно решать в конфликте и в идеале их уровень должен быть более 50%.

При анализе необходимости повышения конфликтологической грамотности мнение респондентов распределилось следующим образом. Более 60 % респондентов нуждаются в повышении собственной конфликтологической грамотности. Примерно 30 % считают, что им не нужно повышать конфликтологическую грамотность. Значит, в обществе есть необходимость в деятельности специальных центров и профессионально - обученных людях для преподавания населению основ конфликтологичсекой грамотности и конструктивного разрешения конфликта

Итак, конфликтологическая грамотность населения играет важную в практике конфликторазрешения и оказывает положительное влияние на взаимодействие субъектов в современном обществе. Теоретические знания и практические навыки и умения конфликторазрешения предоставляют субъектам общественной жизни возможность урегулирования конфликтов, возникающих в повседневной жизни [2]. Проведенное исследование фиксирует низкий уровень конфликтологической грамотности населения Алтайского края. В качестве мер по повышению конфликтологической грамотности населения можно предложить развитие различных видов информирования граждан по данной тематике. Оптимальным возрастом для специально-направленного изучения конфликтологической грамотности, по нашему мнению, можно считать школьный возраст, начиная с начальных классов. Для детей школа становится «вторым домом», где он проводит большую часть времени и очень важно, чтобы ребенок учился в благоприятной, бесконфликтной атмосфере. Классные руководители в дополнительные часы могут проводить уроки по конфликтологии для школьников разных возрастов.

Для молодых людей источником конфликтологической грамотности могут послужить онлайн-курсы, вебинары, созданные при участии специалистов-конфликтологов. Интернет предоставляет широкие возможности для самостоятельного получения конфликтологических знаний. Широкое распространение различных форм дистанционного обучения открывает возможности по внедрению конфликтологических дисциплин в учебеный процесс. Также для достижения цели повышения конфликтологической грамотности взрослого населения, считаем уместным открытие учебных классов при Центрах конфликтологии и медиации. Кроме того, целесообразным видится создание программ, осуществляющих информационную деятельность с помощью СМИ.

References
1. Antsupov,A.Ya. Konfliktologiya. Uchebnik / A.Ya. Antsupov, A.I. Shipilov. – M.: Piter, 2015. – 528 c.
2. Burlyaeva,V.A., Larskaya N.V., Solov'eva N.V. Razvitie konfliktologicheskoi gramotnosti studentov vuza [Elektronnyi resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-konfliktologicheskoy-gramotnosti-studentov-vuza (data obrashcheniya 17.11.2020).
3. Grishina,N.V. Psikhologiya konflikta / N.V. Grishina. – M.: Piter, 2008. –172 c.
4. Davletchina, S.B. Slovar' po konfliktologii / S.B. Davletchina. – Ulan-Ude :Izd-vo VSGTU, 2005. – 100s.
5. Dmitriev, A.V. Konfliktologiya: uchebnoe posobie/ A.V. Dmitriev. – M.:Gardariki, 2000. – 320 s.
6. Kibanov, A.Ya.Konfliktologiya: uchebnik / A.Ya. Kibanov, I.E. VorozheikinD.K. Zakharov. – M.: NITs Infra-M, 2014. – 301 s.
7. Zelenkov, M.Yu. Konfliktologiya: uchebnik / M.Yu. Zelenkov. – M.: Izdatel'sko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i K°», 2013. – 324 s.
8. Novosel'tsev V.I. Sistemnaya teoriya konflikta / V.I. Novosel'tsev, B.V. Tarasov. M.: Maior, 2011.-336 c.
9. Obolonskii Yu.V. Psikhologicheskaya real'nost' konflikta / Yu.V. Obolonskii, V.G. Zazykin. M.: Psikhoterapiya, 2013.-384 c
10. Svetlov, V.A. Vvedenie v edinuyu teoriyu analiza i razresheniya konfliktov / V.A. Svetlov. M.:Librokom, 2013. 304 c.
11. Utkin, E.A. Konfliktologiya. Teoriya i praktika / E.A. Utkin. – M.: Assotsiatsiya avtorov i pisatelei «TANDEM», EKSMOS, 2016. – 272 c.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.