Статья 'Служба школьной медиации как технология управления конфликтами в общеобразовательных учреждениях г. Барнаула: состояние и перспективы функционирования' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial collegium
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Sociodynamics
Reference:

School mediation service as a conflict resolution technique in public schools of Barnaul: state and prospects of functionality

Artyukhina Valentina Andreevna

PhD in Sociology

Docent, the department of Empirical Sociology and Conflict Resolution Studies, Altai State University

656049, Russia, Altaiskii krai, g. Barnaul, pr. Lenina, 61

a-walentina@mail.ru
Gorshunova Elizaveta Evgenievna

Specialist of the Center of Conflict Resolution Counseling, Altai State University

656049, Russia, Altaiskii krai, g. Barnaul, pr. Lenina, 61

gorshunovaliza@mail.ru
Kolyada Margarita Vladimirovna

Social Work Speialist, Regional Crisis Center for Men

656052, Russia, Altaiskii krai, g. Barnaul, ul. Georgiya-Isakova, 113e

margaritakolada@gmail.com
Kuzhim Natalia Viktorovna

Sepcialist on Educational and Methodological Work, Altai State University

656049, Russia, Altaiskii krai, g. Barnaul, pr. Lenina, 61

kuzhimnatascha@mail.ru
Other publications by this author
 

 
Latkina Anastasiya Dmitrievna

Laboratory Assistant, Empirical Research Laboratory, Altai State University

656049, Russia, Altaiskii krai, g. Barnaul, pr. Lenina, 61

ya.anastasiya-latkina@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-7144.2020.11.34498

Received:

30-11-2020


Published:

07-12-2020


Abstract: The subject of this article is the state and prospects of functionality of school mediation services in the system of modern Russian education. The object of this research is conflict resolution within the framework of educational institution. The article reviews the theoretical-methodological and cross-disciplinary analysis of conflict resolution in the system of modern Russian education. The increasing propensity towards conflict in school environment resulted in creation of school mediation/reconciliation service. School mediation in Russia is a new phenomenon and just started being established on the legal level. The phenomenon of mediation, its emergence and consolidation as the conflict resolution technique necessitations its further research and comprehension. Methodology of the conducted cross-disciplinary research on the state and prospects of functionality of school mediation services in Barnaul is based on the combination of quantitative (questionnaire, content analysis) and qualitative (expert interview, traditional document analysis) methods of acquisition and analysis of data. The article provides the results of research that allow revealing the specific characteristics of school conflicts and practice of their resolution. Based on the assessments and opinions of respondents, the authors determined the basic difficulties of implementation and functionality of school mediation services faced by the Barnaul schools, as well as developed a number of recommendations for their minimization.


Keywords:

mediation, school mediation, office of school mediation, education, institute of education, school, students, conflict, conflict management, interdisciplinary research

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение. В современных условиях развития социума наблюдается стремительный рост уровня напряженности и конфликтности во всех его сферах, в том числе в образовании. Несмотря на то, что многие исследователи определяют конфликт с точки зрения социальной патологии, он играет немаловажную роль в жизни как человека, так и общества в целом. В рамках института образования исследование конфликтов наиболее актуально, т.к. образовательная среда, особенно в школах, в силу взаимодействия между собой большого числа участников является наиболее подверженной к возникновению деструктивных ситуаций.

В связи с этим возникает необходимость создания в образовательных организациях специальных служб, способных снизить конфликтогенность и при этом оказать комплексную психологическую, социальную и юридическую помощь детям и подросткам. Данные службы получили название «службы школьной медиации/примирения» [3].

Теоретический аспект исследования. В данной статье объектом исследования выступает управление конфликтами в рамках института образования. Теоретико-методологическую основу исследования положила междисциплинарная концепция, заключающая в себе принципы общей теории конфликта и институционального подхода. Фактором повышенного внимания к изучению конфликтных ситуаций в России можно считать сущностные структурные и функциональные изменения в институте образования, приводящие к возникновению противоречий между инновационными и традиционными формами системы образования [5].

Особое внимание исследователей привлекает школьная среда и ее конфликтогенность. Школа способствует воспроизводству и усвоению социальных установок и ценностей, преемственности социально-культурного наследия у молодежи [9, с. 229]. Школа становится таким пространством, в котором заключен обширный спектр деятельности, что отражается на межгрупповом взаимодействии индивидов. Такое взаимодействие приводит к возникновению большого количества конфликтных ситуаций по различным основаниям, требующих индивидуального подхода в их решении.

Современное состояние школ обосновывает необходимость создания системы управления конфликтами в образовательных учреждениях. «Осознанное применение соответствующих методов и приемов позволяет сохранять и развивать совместные исследовательские проекты, трудовой коллектив образовательного учреждения; способствует повышению уровня конфликтологической компетентности» участников образовательного процесса [4, с. 77-78]. Под управлением конфликта в данной работе понимается сознательная деятельность участников конфликта или третьей стороны по отношению к нему (конфликту), осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения. Рассмотрением управления конфликтами в образовательных учреждениях, ее структуры и функций занималась И.В. Никулина. Структура системы управления конфликтами включает в себя такие элементы, как организационно-управленческое, технологическое и документационное обеспечение [8, с. 78]. Исходя из составляющих элементов системы, формируются ее основные функции: планирование, организация, мотивация, координация, контроль [8, с. 79].

Управление конфликтами включает в себя огромное количество технологий и механизмов. В современном обществе обороты развития набирает процедура медиации как одна из технологий управления конфликтными ситуациями. В настоящее время особенно актуальным становится внедрение медиации в образовательную среду. Под медиацией А.Ю. Коновалов подразумевает «процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт» [5, с. 17].

Оформление медиации как социального института и ее распространением во многих сферах современного российского общества и в сфере образования способствовало возникновению медиации. Это нововведение в общем смысле понимается как «способ разрешения противоречий в образовательном социуме с применением воспитательных, образовательных практик, а также непосредственным применением процедуры медиации» [10, с. 27]. В России создание и функционирование служб школьной медиации регулируется ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. [2]. Под службой школьной медиации в соответствующем нормативно-правовом акте понимается «объединение, сформированное в образовательной организации и призванное оказывать помощь всем участникам образовательного процесса в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций с помощью медиативного подхода, а также реализовывать восстановительный подход (практику) к конфликтам, асоциальному поведению, правонарушениям несовершеннолетних» [4, с. 8].

Основными признаками службы школьной медиации выступают: приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; организация школьных служб примирения, направленных на управление конфликтами в различных образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, оптимизацию отношений в образовательном учреждении; внедрение технологий восстановительного подхода; использование механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему; проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений [1, 7]. Функции службы школьной медиации условно можно разделить на основные, которые переплетаются с функционалом института образования, и дополнительные, которые формируются, исходя из того, что данные службы являются учреждением института образования. Перечислим функции службы школьной медиации: социализирующая, образовательная, адаптивная, воспитательная, восстановительная, профилактическая, просветительская.

Практический аспект исследования. Анализ научных работ по проблематике функционирования служб школьной медиации в России показал дефицит конкретных социологических и междисциплинарных исследований. В связи с этим возникает необходимость выявить в ходе исследования состояние и перспективы функционирования служб школьной медиации в системе современного российского образования.

В данной статье представлены результаты исследования, проведенного посредством экспертного опроса и анкетирования. Экспертами выступили директора школ, завучи по воспитательной работе, психологи и социальные педагоги. Анкетирование проходили учащиеся 7-11 классов. Всего в исследовании приняло участие 230 человек, из них 17 экспертов и 213 учеников.

Бланк экспертного опроса включал в себя 4 смысловых блока: общие вопросы, трудности внедрения служб школьной медиации, эффективность медиации в разрешении школьных конфликтов, рекомендации эксперта.

Бланк анкеты состоял из приветственного слова, «паспортички» и 4 смысловых блоков; специфика конфликтов и практика управления ими в барнаульских школах; оценка осведомленности учеников о школьной медиации; субъективные оценки учеников о преимуществах и недостатках школьной медиации; проблемы при реализации проекта школьной медиации на практике.

В результате анализа данных нами были получены следующие выводы:

Наиболее частым проявлением конфликтов в школьной среде являются либо ссоры/стычки без сильного проявления эмоций (45 %), либо острые споры (44 %). Такие полярно разные ответы могут быть связаны с весьма разнообразными причинами школьных конфликтов и тем, что психика школьников очень изменчива. Основными участниками школьных конфликтов, ученики, как и эксперты, выделили диады «ученик-ученик» - 84 % и «ученик-учитель» - 68 %. Такие ответы респондентов связаны с тем, что ученики и учителя являются субъектами образовательного процесса, которые постоянно вступают во взаимодействие друг с другом.

Эксперты также отмечают рост конфликтных ситуаций между родителями и школьной администрацией, учительским составом: «Часто мы сталкиваемся с недовольством родителей по поводу успеваемости своих детей, их оценивании и т.д. В таком случаем мы уже имеем конфликт в категории «родитель-учитель» или «родитель-ученик».

Как отмечают эксперты, особенностью конфликтов таких конфликтов можно считать их остроту. Рост противоречий между родителями и другими субъектами образовательного процесса может быть связан с тем, что в основном родители не вникают в произошедшую ситуацию и видят все «со своей колокольни», разжигая при этом конфликт еще больше.

В ходе исследования также выяснилось, что основной причиной конфликта «ученик–учитель», по мнению школьников, является непонимание между поколениями (41 %), а причиной конфликта «ученик-ученик» выступает личная неприязнь людей (60 %). Эксперты связывают причины школьных конфликтов с «особенностью подросткового развития»: максимализм, неустойчивость детской психики, желание привлечь к себе внимание, стремление быть лидером в группе.

Наиболее эффективными способами решения конфликта многие школьники отметили компромисс (62 %), поиск общего решения проблемы (50 %), избегание (49 %). Для экспертов в процессе управления конфликтами важно, помимо быстроты и локальности, найти индивидуальный подход к каждому из участников конфликта.

Говоря об осведомленности учащихся о наличии и функционировании службы школьной медиации, результаты исследования показали, что большинство опрошенных не знают о такой технологии управления конфликтами, как медиация (52 %). Это может свидетельствовать о возможных трудностях, связанных с информированием субъектов образовательного процесса о службе школьной медиации.

На вопрос о наличии службы медиации в школе были получены следующие результаты: ответ «да» выбрали 72 %, а ответ «нет» предпочли 28 %. Судя по ответам на предыдущий вопрос, большая часть респондентов никогда не слышала о школьной медиации, но при этом знает о ее существовании у себя в школе. В связи с этим можно предположить, что большинство опрошенных знают о службе школьной медиации лишь как об одном из школьных подразделений, при этом не имея четкого представления о его деятельности. В свою очередь это может свидетельствовать о слабом функционировании службы в школе.

Для выявления субъективного мнения респондентов был задан ряд вопросов относительно преимуществ и недостатков медиации как технологии урегулирования конфликтов. В целом, число опрошенных, считающих, что служба школьной медиации играет положительную роль в их школе, составляет 86 % (сумма ответов «да» и «скорее да, чем нет»).

Положительными сторонами службы школьной медиации респонденты считают следующие: «решение проблемы мирным путем с помощью профессионала» отметило (77 %); «восстановление отношений и взаимопонимания между сторонами конфликта» (53 %). Из полученных результатов можно сделать вывод, что для респондентов приоритетным явилось то, что решение проблемы осуществляется мирным способом и то, что школьная медиация помогает восстановить отношения между конфликтующими сторонами для эффективного взаимодействия в будущем.

В качестве недостатков службы школьной медиации были отмечены «эффективность медиации во многом зависит от желания сторон пойти навстречу друг другу» (56 %) и «результат медиации во многом зависит от личности медиатора, его профессиональных навыков, опыта» (40 %). Следовательно, большинство респондентов связывают неэффективность школьной медиации с субъективными характеристиками как самого медиатора, так и конфликтующих сторон. Также 24 % опрошенных увидели в качестве одной из причин неэффективности службы «недоверие к медиации, поскольку это новое явление в обществе». Основываясь на этих данных, можно сделать вывод, что служба медиации требует особого внимания как со стороны самого специалиста (медиатора), так и со стороны школьной администрации.

Рассматривая сложности процесса внедрения служб школьной медиации в систему современного российского образования, необходимо обратить внимание на проблемы реализации проекта школьной медиации. Директора школ, завучи по воспитательной работе, школьные психологи и социальные педагоги сошлись в едином мнении, что современные школы не совсем готовы к процессу внедрения служб школьной медиации. И это проявляется в нескольких аспектах:

Во-первых, кадровый состав. Эксперты отмечают, что в школе не хватает людей, обладающих профессиональными навыками медиатора, которые бы занимались именно этой работой, а не совмещали работу медиатора с основными обязанностями. Тем самым, это во многом бы повысило эффективность работы благодаря освободившемуся для медиации времени.

Во-вторых, помещение. Во многих школах, со слов директоров и завучей, не хватает аудиторий даже для уроков, а медиация требует отдельного помещения, которое порой очень непросто найти.

В-третьих, для более эффективной работы службы школьной медиации нужны профессионально подготовленные кадры, которые умели бы правильно работать с подростками в школе.

Из всего выше сказанного следует отметить, что основными трудностями, с которыми столкнулись современные школы г. Барнаула, стали финансовые. Эксперты не раз подтвердили это своими комментариями, касающимися отсутствия финансирования и специальных помещений, а также возможности введения дополнительной должности в школе.

Проанализировав обнаруженные проблемы, нам удалось сформулировать рекомендации для их минимизации. Предложенные меры должны носить комплексный характер и содержать следующие пункты:

1. Информирование участников образовательного процесса о службе школьной медиации как о методе управления конфликтными ситуациями.

2. Повышение конфликтологической грамотности педагогов, учеников и их родителей.

3. Повышение конфликтологической компетентности у педагогов путем обучения, проведения специальных семинаров и тренингов.

4. Введение новых конструктивных методов управления конфликтами в виде тренингов, игр, используемых в школах.

5. Синтез традиционных способов управления конфликтами в процессе школьного обучения с современными медиативными технологиями.

6. Возможность бесплатной переквалификации педагогов для выполнения функций школьного медиатора.

7. Выделение финансовых средств на оборудование специального помещения для школьной службы медиации.

8. Закрепление должности медиатора на уровне штатного расписания школы.

Заключение. Дальнейшее развитие служб школьной медиации должно быть направлено на решение основных трудностей процесса их внедрения в образовательные учреждения: слабая информированность участников образовательного процесса о школьной медиации как технологии управления конфликтами и дефицит ресурсов: отсутствие финансирования для успешного внедрения служб школьных медиаций, нехватка аудиторий, отсутствие специалистов, обладающих профессиональными навыками медиатора.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.