Статья 'Экспорт высшего образования в России: обзор теоретических подходов и практических решений' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial collegium
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Sociodynamics
Reference:

Export of higher education in Russia: an overview of theoretical approaches and practical solutions

Mironova Svetlana Viktorovna

PhD in Sociology

Docent, the department of Humanities with the course of Clinical Psychology, Altai State Medical University

656038, Russia, Altaiskii krai, g. Barnaul, pr. Lenina, 40

sve14042009@yandex.ru
Timchenko Natal'ya Stanislavovna

Doctor of Sociology

Professor, the department of Humanities with the course of Clinical Psychology, Altai State Medical University

656038, Russia, Altaiskii krai, g. Barnaul, Lenina, 40

nattimchenko@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-7144.2020.11.33940

Received:

20-09-2020


Published:

07-12-2020


Abstract: This article examines the theoretical approaches towards definition and analysis of the concept of export of educational services that formed in the Russian scientific context: sociopolitical, economic, and demographic. Within the framework of economic approach towards analysis of the export of educational services, two author determines two aspects: macroeconomic and microeconomic. The author describes the integrated characteristics and interpretation of the content of export of educational services in the Russian scientific publications. The models of export of educational services: passive, active, and distance are determined. The criteria for the expansion of export of educational services are outlined. The article discusses the current practice of export of educational services established in the Russian higher education The results of the conducted theoretical analysis consists in a number of theses: 1) development of the category of the export of educational services as the basis for creation of theoretical models and technologies of practical implementation is absent; 2) the economically oriented instrumental assessment of the export of educational services is prevalent, which is not fully approved by educational organizations, since universities are not just dividends; 3) sociocultural experience and peculiarities of promotion the export of educational services in the countries of the former socialist camp can be useful; 4) the psychological-pedagogical component of the export of educational services  (evaluation of psychological factors for successful education of foreign students, methodological questions of teaching foreign students in Russian universities, etc.) is virtually left out.


Keywords:

education, higher school, educational services, export of educational services, education system, export models of educational services, export content of educational services, approaches to the analysis of the export of educational services, factors of development of export of educational services, practice of exporting educational services

This article written in Russian. You can find original text of the article here .


Теоретическое знание только тогда является таковым, когда оно системно, достоверно и адекватно отражает какую-либо предметную область, определенную сторону практики. В эпоху постмодерна наука все чаще интуитивно идет за практикой: с одной стороны, могут возникать проблемы внутри социальных процессов, с другой – есть нормативно-правовая база, регулирующая данные процессы вне контекста их реального бытия. При этом продуктивное решение проблем осложняется отсутствием в социальных науках (в частности, в социологии) теорий среднего уровня, которые, обобщая социальные факты, способны содержательно отразить саму сущность процессов. Подобного рода коллизия имеет место быть, когда речь идет об экспорте образовательных услуг в РФ (далее – ЭОУ). Современная наука рассматривает данный процесс с разных сторон. Этим объясняется актуальность нашего исследования.

Одним из векторов научного обобщения теоретических моделей и социальной практики при включении иностранных студентов в образовательное пространство нашей страны является ее анализ в социально-политическом ракурсе как инструмента мягкой силы [12, 59], как значимого средства для упрочения культурного и интеллектуального российского влияния в мировом масштабе [53]. Результирующей деятельности вузов, кроме подготовки специалистов высшей квалификации, интеллектуальной элиты, становится распространение русского языка и культуры, повышение международного влияния нашей страны на мировом рынке [12, с. 128].

Услуги образования начинают перерастать границы, определяя развитость и конкурентоспособность национальных образовательных систем. В настоящее время все больше стран включается в борьбу за субъекты образовательных услуг (студентов, аспирантов, стажеров и т.д.) [12, с. 129].Применительно к нашей стране данная проблема имеет геополитическое, стратегически важное значение, т.к. высшие учебные заведения рассматриваются как мощные «проводники» ценностей и влияния. В процессе получения образования, обучающиеся из других государств, посредством изучения языка принимающей стороны, знакомятся с ее культурным и научным достоянием. А после завершения образования, вернувшись на родину, они становятся эффективными проводниками языка и культуры той страны, где учились. Именно в высших образовательных учреждениях закладываются основы взаимной симпатии и диалога России с другими странами, научного и технического сотрудничества.

Вторым вектором рассмотрения данной проблемы является демографический подход. В последние годы в России из-за неблагоприятной демографической ситуации произошло резкое сокращение общего количества студентов. Согласно статистическим данным, количество студентов в нашей стране снизилось с 7050 тысяч в 2010 году до 5209 тысяч в 2014 году, в том числе студентов дневного отделения с 3074 тысяч до 2575 тысяч. С целью преодоления этой негативной тенденции была поставлена задача «принять комплекс мер, направленных на увеличение количества иностранных граждан, обучающихся в вузах Российской Федерации»[49; 30, с. 471]. Грамотный подход к решению данного вопроса способствует увеличению доходов стране-экспортеру, а также вовлечение в отечественную образовательную среду талантливых людей со всего мира[12, с. 128]. Здесь экспорт образования рассматривается как способ увеличения количества обучающихся за счет иностранных студентов в российских вузах. Что, в свою очередь, способно оказать позитивное воздействие на социальную ситуацию, включая сохранение научно-педагогического потенциала высшей школы, национальной системы профессионального образования в целом.

Третьим вектором рассмотрения проблемы ЭОУ, доминирующим в научном дискурсе, является ее экономический анализ. Несмотря на то, что данная проблема включает в себя социально-политическую и демографическую компоненты, в работах отечественных исследователей ЭОУ позиционируется исключительно как экономическая категория, базовая для анализа социально-политического и демографического процессов[2;4;33;38; 41; 45;52; 53; 61].

С точки зрения экономического подхода образовательные услуги выступают основным продуктом образовательной сферы, а экспорт образования представляет собой «сложный симбиоз услуг и престижа» [38, с. 128].

Анализ работ отечественных исследователей позволяет говорить о наметившихся двух подходах к изучению ЭОУ как экономической категории: макроэкономический и микроэкономический.

На макроэкономическом уровне ЭОУ интерпретируется как фактор повышения конкурентоспособности отечественного образования в мировой системе образования и важный показатель экономического развития страны в целом [2, с. 9]. В рамках данного подхода субъектами рынка выступают национальные системы образования, которые рассматриваются с позиций конкурентоспособности и привлечения финансов в свою экономику[61, с. 221]. Поэтому для оценки эффективности экспорта образования высших учебных заведений используются количественные показатели его доходности и масштабов[45, с. 148-149]. Это позволяет им занимать достойное место в мировом рейтинге [2, с. 9]. Вместе с тем, экономическое измерение дополняется таким нематериальным параметром, как престиж: востребованные национальные системы образования занимают ведущие позиции в международных рейтингах.

На микроэкономическом уровне экспорт образовательных услуг рассматривается с точки зрения удобства и выгодности предоставляемых услуг для иностранных студентов и интерпретируется как наиболее важный фактор прибыли от вузов, привлекающих иностранных студентов и, следовательно, повышающих их престиж в глазах потенциальных студентов [33, с. 52].В данном подходе высшие учебные заведения интерпретируются как «образовательного рынка, которые обладают определенной автономией и способностью самостоятельно укреплять и расширять свои позиции на международном рынке университетов» [45, с. 148-149].Вузы должны стать субъектами рынка, производить образовательные услуги и получать прибыль за счет привлечения иностранных студентов, потребителей данных услуг. Что в конечном итоге позволит им стать «независимыми экономическими субъектами, а системе высшего образования – органичной частью экономики»[3, с. 107]. В «дорожную карту»образовательных учреждений включаются следующие целевые показатели: «количество иностранных студентов, обучающихся по очной и заочной формам в российских вузах и их зарубежных филиалах, количество молодых российских специалистов, работающих за рубежом, количество международных образовательных программ и проектов, а также доходы от оплаты за обучение иностранных студентов»[33, с. 52; 29, с. 76].Таким образом, в рамках экономического подхода экспорт образования рассматривается как глобальный бизнес, который нацелен на внедрение образовательных услуг для студентов из других стран, на извлечение выгоды и установление культурных и экономических связей.

Несмотря на то, что фокус рассмотрения экспорта образовательных услуг сформировался, очевидным является факт неопределенности самой научной категории. При научном осмыслении отечественные исследователи руководствуются определением, закрепленном в таком нормативно-правовом документе, как приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». В нем под ЭОУ понимается «обучение иностранных студентов в Российской Федерации, онлайн-обучение по российским образовательным программам (предоставление образовательных услуг образовательным учреждениям других стран через представительства и филиалы)». Также предложена трактовка данного понятия, с одной стороны, как «продвижение российских образовательных стандартов в других странах, что расширяет возможности государства в плане влияния на мировое образовательное пространство; с другой стороны, как оценка конкурентоспособности отечественного образования»[29, с. 75-76]. Стоит отметить, что неопределенность в понимании экспорта образовательных услуг свойственна не только для российского, но и для зарубежного научного сообщества [25, 58, 62-65].

Четкое понимание сущности проблемы, ее теоретическое осмысление инструментально значимо. Это позволит конкретизировать национальную стратегию в области экспорта образования и ответить на вопросы: как развиваться в данном направлении? По наметившимся общим траекториям, характерным для мировой образовательной системы, либо выбирать свой, особый путь, опирающийся на исторические и культурные особенности нашей страны [23;24]?

К настоящему времени в глобальном образовательном пространстве сформированы, как минимум, три модели экспорта образовательных услуг: активная, пассивная и дистанционная [5, с. 2]. Данные модели различаются по признаку пересечения национальной границы экспортером и по форме взаимодействия экспортера с импортером:

· Пассивная модель экспорта (открытие филиалов учебных заведений за пределами государства)

· Активная модель экспорта (академическая мобильность)

· Дистанционная модель экспорта (трансграничное образование).

В условиях пандемии коронавируса, происходит изменение соотношения данных моделей. Лидирующие позиции стала занимать дистанционная модель экспорта [43; 44; 46].

Экспорт образования находится под влиянием многих факторов, но основным среди них является экономический. В соответствии с трендами мировой политики в области образования, поменялся взгляд на образовательную систему в нашей стране. Изменения касаются содержательной интерпретации ее как отрасли, имеющей не только затраты, но и приносящей прибыль. Следовательно, образование должно работать на экспорт[37, с. 40] и приносить прибыль [30, с. 471] за счет обучения иностранных студентов, которые оплачивают образовательные услуги[61, с. 221].

На развитие экспорта образования определенное влияние имеют внешние и внутренние стимулы. Внешним стимулом является возможность государства оказывать влияния на мировое образовательное пространство [29, с. 75-76],[12, с. 128].Внутренним стимулом развития экспорта образования в нашей стране выступает повышение конкурентоспособности отечественного образования [29, с. 75-76], что является импульсом для национальной системы образования.

На уровне вуза это проявляется в становлении данных образовательных организаций системы высшего образования в «органичный элемент экономики, как независимых экономических субъектов» [4, с. 107]. Многие российские вузы заинтересованы в развитии экспорта образовательных услуг, рассматривают его в качестве приоритетного направления в своей деятельности, т.к. это позволят получать значительный доход, укрепляя позиции в рейтингах вузов на международном уровне. Государство поддерживает деятельность отечественных вузов в данном направлении с помощью различных инструментов государственной политики в области образования (например, выделяет целевые государственные гранты на развитие вуза) [45, с. 146-147].

Результативность экспортной деятельности вузов определяется влиянием различных факторов. К внешним факторам относятся нормативно-правовая база, определяющая условия осуществления образовательной деятельности вузов на международном уровне, условия конкурентной борьбы за субъекты образовательной деятельности на международном рынке образовательных услуг и др. [45]. К внутренним факторам, которые регулируются самими вузами, относят, прежде всего, «стратегические ориентиры в отношении экспорта образовательных услуг, имеющихся у вуза ресурсов, характеристики предлагаемых образовательных услуг и стратегии их продвижения [там же, с. 145].

Для привлечения иностранных студентов деятельность российских вузов направлена на создание условий для обучения и проживания с учетом потребностей и требований иностранных студентов (покрытие части расходов на обучение, запуск специальных стипендиальных программ, снижение расходов на проживание, медицинские услуги, транспортные расходы и т.д.) [4 с. 80-81]. Также для реализации данной цели предпринимаются шаги по корректировке «миграционных условий для пребывания иностранных студентов и правовых основ приема и обучения иностранных граждан и т.д. [30, с. 471-472].

Для регламентации экспортирования отечественного образования в нашей стране разработан ряд документов. Первым базовым документом по планированию и внедрению системы мер, направленных на содействие и развитие экспорта образовательных услуг в нашей стране, стала Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. (далее – Концепция) [31]. Основная цель ее реализации была направлена на повышение качества, привлекательности и конкурентоспособности российской системы образования на мировом уровне, а также увеличение российского ВВП [там же].

Следующим шагом в решении актуальной проблемы экспортирования образования стала разработка и реализация Правительством Российской Федерации в рамках национального проекта «Образование» (срок действия 01 января 2019 г. по 31 декабря 2024 г.) приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» Федерального проекта «Экспорт образования» (далее – Приоритетный проект) [47]. Цель его реализации (которая схожа с целью реализации Концепции) конкретизируется в основных задачах, а именно:

· разработка и внедрение целевой модели деятельности университета в направлении экспорта образования

· продвижение новых форм совместных образовательных программ в образовательном пространстве

· разработка университетских программ на английском языке

· разработка различных форматов онлайн-образования на иностранную целевую аудиторию

· внедрение образовательных туристических маршрутов

· проведение летних программ обучения для иностранных обучающихся и др.

Для дальнейшего достижения этой цели деятельность российских образовательных учреждений направлены на создание международных служб поддержки иностранных студентов, разработку совместных образовательных программ, а также на создание единого интернет-навигатора по российской системе образования (https://studyinrussia.ru/en) и брэндинг российской системы высшего образования за рубежом через мероприятия в зарубежных представительствах и рекламу в российских и зарубежных СМИ выступает одним из важных инструментов продвижения и популяризации стратегически важного направления развития отечественной образовательной системы [13, с. 142]. Все это, по мнению экспертов, позволит продвигать российское образование в мировом образовательном пространстве как одном из способов несырьевого экспорта [30, с. 471].

Лидерские позиции в глобальном образовательном пространстве удерживают США и Великобритания. Именно они в мировом масштабе определяют стратегии развития и правила для образовательных систем других государств. Вследствие реализации государственной стратегии, направленной на усиление позиции российских вузов в мировом образовательном пространстве, позиции нашей страны в этом отношении существенно улучшились. Результатом реализации такой политики стало повышение качества, доступности и привлекательности российского образования для иностранных студентов [30, с. 475].

Лидерами-поставщиками обучающихся на международный образовательный рынок последние три десятилетия являются азиатские страны (Китай, Республика Корея, Малайзия, Индия, Гонконг). Также существенно увеличился рост иностранных студентов из Таиланда, Индонезии, Сингапура, Пакистана и т.д. [5; 23].

Второе место по количеству студентов, выезжающих для обучения на территорию иностранных государств, занимают арабские страны Ближнего Востока (ОАЭ, Кувейт, Марокко, Иордания, Алжир и т.д.) [там же].

Наиболее популярными учебными программами среди иностранных студентов, обучающихся за рубежом, являются бизнес и менеджмент, технические специальности, математика и компьютерная инженерия, естественные науки, общественные науки, медицина и здравоохранение. Также, кроме базового высшего образования, студентов привлекают зарубежные магистерские программы и обучение в аспирантуре.

Российское направление, наряду с азиатским, становится все более привлекательным для иностранных студентов. Как отмечают эксперты, «российские университеты начинают конкурировать на международном уровне, причем, не только центральные российские вузов, но и региональные»[30, с. 475]. В российских вузах наиболее востребованными направлениями подготовки для иностранных студентов являются «здравоохранение, экономика, управление, гуманитарные науки»[61, с. 223].

Данное направление деятельности российских вузов приближается к 10-летнему рубежу. Есть уже первые оценки его результатов. Исследователи отмечают, что для России более весомое значение приобрел социально-политический результат развития ЭОУ[5; 59]. Россия благодаря экспортированию своего образования впервые с 2016 году стала входить в топ 30-ти стран, оказывающих влияние на другие государства не «деньгами и оружием, а культурой и ценностями гражданского общества» [5, с. 5]. Предоставление образовательных услуг иностранным студентам является одним из важнейших инструментов «мягкой силы» государства. Так как, обучаясь в вузе, студенты не только получают знания по выбранным специальностям и направлениям подготовки, но и «формируют ценностные представления и взгляды, формируют ценный социальный капитал», что в конечном итоге обеспечивает более мощное, по сравнению с военным, влияние России на другие страны [12, с. 128]. Стоит отметить, что концепцию «мягкой силы» применительно к отечественному образованию использовали в нашей стране, начиная с 50-х годов ХХ столетия. По мнению исследователей, необходимо не отказываться от опыта Советского Союза, а использовать его в современной практике [54, с. 209]. Этот немаловажный аспект был акцентирован Президентом России В.В. Путиным в послании Федеральному Собранию. Он призвал «значительно нарастить экспорт образовательных услуг», т.к. «это очень серьезный инструмент укрепления культурного, интеллектуального влияния России в мире» [50].

Становится все более очевидным и то, что российской высшей школе «не свойственно восприятие своей деятельности через призму отраслевых экономических параметров, не говоря уже о категориях доходности и прибыли. В сфере интернационализации и международной деятельности вуза привлечение платных иностранных студентов рассматривается как задача второстепенная, значительно уступающая борьбе за позиции в рейтингах» [57, с. 24]. Поэтому при сопоставимой с ведущими странами экспортерами численности иностранных студентов поступлений от них в национальный бюджет оказывается существенно меньше. Менее половины студентов-иностранцев оплачивают свое обучение сами, большинство обучается на средства российского бюджета (квоты, стипендии и т. д.). Экономический уклон в подходах к экспорту образования оказался недолговечным.

Стоит подчеркнуть, что образование как социальный институт, в том числе и высшее, выполняя свое основное предназначение (профессиональная подготовка специалистов и бакалавров) не в меньшей степени важно и с точки зрения социализации молодого поколения. Ведь в процессе обучения у студентов происходит формирование мировоззрения, целостной картины мира. Это позволяет им в дальнейшем адаптироваться к социальным системам. При этом стоит учитывать, что инокультурные студенты включены в систему социально-культурных отношений той страны, где они обучаются в вузе. Поскольку они являются представителями других этнических, культурных и религиозных традиций, то с неизбежностью возникает проблема их социокультурной адаптации. «Экспорт образования – это не только и не столько возможность заработать деньги», сколько «один из сильнейших факторов межличностного общения, расширения культурных контактов» [10, с. 371-372]. Однако анализ российских источников литературы позволяет сделать вывод о том, что концептуально экспорт образования не включает это очень важный аспект в свое содержание.

Обобщенные характеристики и интерпретация содержания экспорта высшего образования в российских научных публикациях

Характеристика экспорта образовательных услуг

Содержание параметра

Задачи экспорта образовательных услуг

Социально-политическая задача

Повышение международного влияния России в мире [11, 40, 59]

Демографическая задача

Увеличение количества обучающихся в российских вузах за счет привлечения иностранных студентов из дальнего и ближнего зарубежья [12, 30]

Экономическая задача

Повышение конкурентоспособности отечественной системы образования и увеличение прибыли российскими вузами [4, 37, 38, 41, 42, 52, 53, 54, 61]

Сущность экспорта образовательных услуг и дифференциация по содержанию

Обучение иностранных студентов в российских вузах [1, 2, 3, 5, 7, 9, 10, 17, 20, 21, 27, 31, 33, 39, 49, 61]

Онлайн-обучение по российским образовательным программам [13, 29]

Продвижение российских образовательных стандартов [29, 45]

Модели экспорта образовательных услуг

Пассивная модель

Открытие филиалов учебных заведений за пределами государства [5, 24, 34, 51]

Активная модель

Развитие академической мобильности

[5, 13, 14, 16, 18, 19, 26, 33, 36, 40, 49, 51, 57, 61]

Дистанционная модель

Трансграничное образование [5, 34, 35, 51]

Ценность экспорта образовательных услуг

Национальная институционализация образования

[12, 22, 26, 29, 32 , 50, 55]

Национальная система образования как открытая динамическая система

[10, 23, 29, 50, 56]

Государственная политика в области экспорта образовательных услуг

Меры поддержки образовательных учреждений

Целевые гранты на развитие образовательных учреждений [15]

Факторы развития экспорта образовательных услуг

Внутренние факторы

Ресурсное обеспечение вузом экспорта образовательных услуг [4, 24, 29, 45, 47, 60]

Стратегии продвижения предлагаемых образовательных услуг [45, 47]

Внешние факторы развития экспорта образовательных услуг

Нормативно-правовые условия ведения международной образовательной деятельности [4, 30, 31, 47, 48]

Климатические и социально-экономические условия проживания в стране, предоставляющей образовательные услуги [45]

Условия конкуренции на международном и национальных образовательных рынках [4, 8, 10, 28, 29]

Общим итогом теоретического анализа является следующий ряд тезисов:

1. Отсутствует разработка категории ЭОУ как основы для создания теоретических моделей и технологии практической реализации.

2. Преобладает инструментальная оценка ЭОУ с экономическим уклоном, что, в принципе, не вполне принимается образовательными организациями, т.к. вузы – это не только материальные девиденты.

3. Возможно, стоит учитывать социокультурный опыт и особенности продвижения ЭОУ в страны бывшего социалистического лагеря.

4. Практически не рассматривается психолого-педагогическая компонента ЭОУ (оценка психологических факторов успешного обучения иностранных студентов, методические вопросы обучения инокультурных студентов в российских вузах и т.д.)

References
1. Abdurazakova Ya. M. Osnovy narashchivaniya eksporta obrazovatel'nykh uslug vysshego professional'nogo obrazovaniya // UEkS. 2013. №11 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-naraschivaniya-eksporta-obrazovatelnyh-uslug-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-1 (data obrashcheniya: 21.08.2020).
2. Ainalieva A.R. Inostrannye studenty v sisteme rossiiskogo vysshego obrazovaniya // Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2016. № 6 (61). S. 9-11.
3. Amirov R.A. Strategiya razvitiya vysshego obrazovaniya v Rossii // Vestnik NGIEI. 2019. №8 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-razvitiya-vysshego-obrazovaniya-v-rossii (data obrashcheniya: 21.08.2020).
4. Amirov R.A. Eksport obrazovatel'nykh uslug kak vazhneishii faktor povysheniya konkurentosposobnosti i ekonomicheskogo razvitiya strany // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2018. № 8. S. 71-81.
5. Analiticheskii obzor klyuchevykh problem eksporta otechestvennogo obrazovaniya (na russkom yazyke) // Tver', 2017. 36 s.
6. Aref'ev A.A. Tendentsii eksporta rossiiskogo obrazovaniya v 2005-2015 gg. // Vestnik rossiiskoi akademii nauk. 2016. T. 86. № 10. S. 902-908.
7. Aref'ev A.L. Eksport rossiiskogo obrazovaniya: osnovnye pokazateli i tendentsii // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010. № 1. S. 125-141.
8. Arzhanova I.V., Vorov A.B. Potentsial eksporta obrazovaniya vedushchimi rossiiskimi universitetami // Universitetskoe upravlenie. 2016. № 106 (6). S. 6-16.
9. Belyakov S.A., Krasnova G.A. Eksport vysshego obrazovaniya: sostoyanie i perspektivy v Rossii i mire // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2016. № 6 (106). S. 26-34.
10. Beresnev D.N., Zhalnin V.A., Slizovskii D.E. Politika RF po povysheniyu eksportnogo potentsiala sistemy obrazovaniya: riski i vozmozhnosti starta // Vestnik Rossiiskogo Universiteta Druzhby Narodov. 2017. T. 19. № 4. S. 366-378.
11. Bobylo A. M. Eksport rossiiskogo obrazovaniya kak instrument «myagkoi sily» Rossii: opyt NIYaU // Bol'shaya Evraziya: Razvitie, bezopasnost', sotrudnichestvo. 2019. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksport-rossiyskogo-obrazovaniya-kak-instrument-myagkoy-sily-rossii-opyt-niyau-mifi (data obrashcheniya: 21.08.2020).
12. Verevkin O.L. Ispol'zovanie potentsiala rossiiskikh vuzov dlya podgotovki inostrannykh studentov // Sotsiologicheskaya nauka i sotsial'naya praktika. 2017. № 3 (19). S. 126-144.
13. Glukhov A. P. Obrazovatel'nyi eksport v sisteme vysshego obrazovaniya: keis tomskikh vuzov // Vestnik TGPU. 2018. №7 (196). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-eksport-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya-keys-tomskih-vuzov (data obrashcheniya: 21.08.2020).
14. Golubeva T.A., Oleinikova O.N. Opyt internatsionalizatsii professional'nogo obrazovaniya i obucheniya Finlyandii // Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2019. № 4. S. 51-59.
15. Grinevich Yu. A., Kemaev K. V., Kemaeva M. V. Gosudarstvennaya politika Rossii v sfere mezhdunarodnogo obrazovaniya kak mekhanizm razvitiya real'nogo sektora ekonomiki // Vestnik NNGU. 2011. №5-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-rossii-v-sfere-mezhdunarodnogo-obrazovaniya-kak-mehanizm-razvitiya-realnogo-sektora-ekonomiki (data obrashcheniya: 21.08.2020).
16. Dedkova E. G., Gudkov A. A., Korostelkina I. A., Bykova E. V. Eksport obrazovaniya: vedushchie strany i vuzy // Vestnik Prikamskogo sotsial'nogo instituta. 2019. №1 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksport-obrazovaniya-veduschie-strany-i-vuzy (data obrashcheniya: 21.08.2020).
17. Dedkova E. G., Korostelkina I. A. Razvitie eksporta obrazovatel'nykh uslug v Rossii // Vestnik Prikamskogo sotsial'nogo instituta. 2018. №3 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-eksporta-obrazovatelnyh-uslug-v-rossii (data obrashcheniya: 21.08.2020).
18. Dement'eva S.V. Mekhanizm adaptatsii uchebnykh migrantov (v kontekste sotsiologicheskogo i filosofskogo analiza) // Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. 2008.T. 313. № 6. S. 158-164.
19. Dement'eva S. V., Giniyatova E. V. Uchebnaya migratsiya v tomskii politekhnicheskii universitet: mekhanizmy i praktiki effektivnoi adaptatsii // Izvestiya TPU. 2012. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-migratsiya-v-tomskiy-politehnicheskiy-universitet-mehanizmy-i-praktiki-effektivnoy-adaptatsii (data obrashcheniya: 21.08.2020). Dmitriev, 2013
20. Dudareva N. A. Internatsionalizatsiya rossiiskoi sistemy vysshego obrazovaniya: eksport obrazovatel'nykh uslug (po materialam Vserossiiskogo soveshchaniya prorektorov po mezhdunarodnoi deyatel'nosti, Moskva 2009) // Vestnik IGEU. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internatsionalizatsiya-rossiyskoy-sistemy-vysshego-obrazovaniya-eksport-obrazovatelnyh-uslug-po-materialam-vserossiyskogo (data obrashcheniya: 21.08.2020).
21. Dyatlova A.K. Inostrannye studenty v provintsial'nom universitete: struktura raboty i osobennosti kontingenta // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inostrannye-studenty-v-provintsialnom-universitete-struktura-raboty-i-osobennosti-kontingenta (data obrashcheniya: 21.08.2020).
22. Zhukov A.O., Skripachev V.O., Polushkovskii Yu.A., Razin'kova M.R., Bondareva M.K., Okunev E.V. Metodicheskie podkhody k informatsionnoi podderzhke otsenki kachestva eksporta rossiiskogo obrazovaniya // InternationalJournalofOpenInformationTechnologies. 2019. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-informatsionnoy-podderzhke-otsenke-kachestva-eksporta-rossiyskogo-obrazovaniya (data obrashcheniya: 21.08.2020).
23. Inozemtseva E.S. Mesto Rossii kak eksportera na mirovom rynke obrazovatel'nykh uslug // KE. 2009. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-rossii-kak-eksportera-na-mirovom-rynke-obrazovatelnyh-uslug-1 (data obrashcheniya: 21.08.2020).
24. Inozemtseva E.S. Mirovye lidery vneshnei torgovli na rynke uslug vysshego obrazovaniya: tekushchee sostoyanie i perspektivy // KE. 2013. №1 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovye-lidery-vneshney-torgovli-na-rynke-uslug-vysshego-obrazovaniya-tekuschee-sostoyanie-i-perspektivy (data obrashcheniya: 21.08.2020).
25. Israelyan E.V., Sokolov V. I. Kanada: «Myagkaya sila» kak osnova vneshnei politiki derzhavy «Srednego ranga» // Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kanada-myagkaya-sila-kak-osnova-vneshney-politiki-derzhavy-srednego-ranga (data obrashcheniya: 21.08.2020
26. Kemaev K. V. Povyshenie eksporta obrazovatel'nykh uslug: opyt NNGU im. N. I. Lobachevskogo // Vestnik NNGU. 2013. №3-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-eksporta-obrazovatelnyh-uslug-opyt-nngu-im-n-i-lobachevskogo (data obrashcheniya: 21.08.2020).
27. Klyachko T.L., Krasnova G.A. Eksport vysshego obrazovaniya: sostoyanie i perspektivy v mire i Rossii // Ekonomika nauki. 2015. T. 1. № 2. S. 102-108.
28. Kovalenko S. A. Priznanie inostrannogo obrazovaniya i kvalifikatsiikak klyuchevoi faktor razvitiya mezhdunarodnogo obrazovatel'nogo sotrudnichestva // Vestnik MGOU. Seriya: Istoriya i politicheskie nauki. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priznanie-inostrannogo-obrazovaniya-i-kvalifikatsiykak-klyuchevoy-faktor-razvitiya-mezhdunarodnogo-obrazovatelnogo-sotrudnichestva (data obrashcheniya: 21.08.2020).
29. Kolmagorova Yu. V., Vasil'eva I. S. Eksportnyi potentsial rossiiskoi sistemy vysshego obrazovaniya // KPZh. 2009. №11-12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksportnyy-potentsial-rossiyskoy-sistemy-vysshego-obrazovaniya (data obrashcheniya: 21.08.2020).
30. Komleva V. V. Protivorechiya internatsionalizatsii vysshego obrazovaniya // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protivorechiya-internatsionalizatsii-vysshego-obrazovaniya (data obrashcheniya: 21.08.2020).
31. Kontseptsiya eksporta obrazovatel'nykh uslug Rossiiskoi Federatsii na period 2011-2020 gg. // Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-eksporta-obrazovatelnyh-uslug-rossiyskoy-federatsii-na-period-2011-2020-gg (data obrashcheniya: 21.08.2020).
32. Kosevich A. V. Problemy eksporta rossiiskikh obrazovatel'nykh uslug v usloviyakh obostreniya mezhdunarodnoi konkurentsii // Vestnik ChelGU. 2011. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-eksporta-rossiyskih-obrazovatelnyh-uslug-v-usloviyah-obostreniya-mezhdunarodnoy-konkurentsii (data obrashcheniya: 21.08.2020).
33. Kostyukov A.L. Osobennosti eksporta rossiiskikh obrazovatel'nykh uslug // Kazachestvo. 2016. №7 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-eksporta-rossiyskih-obrazovatelnyh-uslug (data obrashcheniya: 21.08.2020).
34. Krasnova G.A. Novye tendentsii v eksporte mezhdunarodnogo obrazovaniya // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2015. № 2196. S. 27-34.
35. Krasnova G. A. Perspektivy prodvizheniya onlain-modeli eksporta rossiiskogo obrazovaniya v stranakh Afriki // Vestnik RUDN. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-prodvizheniya-onlayn-modeli-eksporta-rossiyskogo-obrazovaniya-v-stranah-afriki (data obrashcheniya: 21.08.2020).
36. Krasnova G. A. Eksport rossiiskogo obrazovaniya: mif ili real'nost' // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2013. №6 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksport-rossiyskogo-obrazovaniya-mif-ili-realnost (data obrashcheniya: 21.08.2020).
37. Kuz'menkov M.Yu., Levashenko A.D. Eksport obrazovatel'nykh uslug Rossiiskoi Federatsii// Rossiiskii vneshnepoliticheskii vestnik. 2018 № 4. S. 39-50.
38. Lifanova S. A. Obrazovatel'nye uslugi kak ekonomicheskii ob''ekt // JournalofSiberianMedicalSciences. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-uslugi-kak-ekonomicheskiy-obekt (data obrashcheniya: 21.08.2020).
39. Nefedova A.I. Masshtaby, struktura i tseli eksporta rossiiskogo vysshego obrazovaniya // Mir Rossii. 2017. T. 26. № 2. S. 154-174.
40. Nefedova A.I. Model' eksporta rossiiskogo vysshego obrazovaniya // EKO. 2017. №12 (522). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-eksporta-rossiyskogo-vysshego-obrazovaniya (data obrashcheniya: 21.08.2020).
41. Makarova M. V. Ekonomicheskaya effektivnost' eksporta rossiiskogo obrazovaniya v 2016-2018 godakh // Vek kachestva. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-effektivnost-eksporta-rossiyskogo-obrazovaniya-v-2016-2018-godah (data obrashcheniya: 21.08.2020).
42. Makashina O.V., Chistilina M.A. Analiz izmenenii, ozhidayushchikh vysshee obrazovanie v Rossii // Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet. 2012. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-izmeneniy-ozhidayuschih-vysshee-obrazovanie-v-rossii (data obrashcheniya: 21.08.2020).
43. Maksimova E.V. Vliyanie koronavirusa na ekonomiku Rossii // Nauchno-analiticheskii zhurnal Innovatsii i investitsii. 2020. № 4. S. 283-286.
44. Maksimova E.V., Morozov V.V. Covid-19 i globalizatsiya // Nauchno-analiticheskii zhurnal Innovatsii i investitsii. 2020. № 5. S. 86-90.
45. Melikyan A.V. Vnutrennie faktory rezul'tativnosti eksporta obrazovaniya v rossiiskikh vuzakh // Voprosy obrazovaniya. 2018. № 3. S. 146-179.
46. Pandemiya COVID-19: konets privychnogo mira? / A. V. Abramov, V. E. Bagdasaryan, S. O. Byshok, S. V. Volodenkov, D. G. Evstaf'ev, V. G. Egorov, N. A. Komleva, N. S. Kramarenko, A. V. Manoilo, O. M. Mikhailenok, A. I. Petrenko, V. F. Prokof'ev // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta (elektronnyi zhurnal). 2020. No 2. URL: www.evestnik-mgou.ru
47. Pasport proekta «Eksport obrazovaniya» (PRILOZhENIE k protokolu zasedaniya proektnogo komiteta po natsional'nomu proektu «Obrazovanie» ot 07 dekabrya 2018 g. № 3) // https://base.garant.ru/72192486/
48. Plan deyatel'nosti Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossiiskoi Federatsii na period s 2019 po 2024 god (utv. Miobrnauki Rossii 08.02.2019) // https://minobrnauki.gov.ru/common/upload/library/2019/02/Plan_deyatelnosti_2019-2024.pdf
49. Pogodaev N.P. Formirovanie lichnogo i sotsial'nogo kapitala studentami iz Tadzhikistana v Tomske: vozmozhnosti i bar'ery // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. № 436. S. 106-117.
50. Poslanie Prezidenta RF ot 12.12. 2013. ( O polozhenii v strane i osnovnykh napravleniyakh vnutrennei i vneshnei politiki gosudarstva) // http://www.kremlin.ru/acts/bank/38057
51. Rementsov A.N. Napravleniya eksporta obrazovatel'nykh uslug v vuze // Vysshee obrazovanie v Rossii. 201. № 11. S. 119-125.
52. Risin I.E. Ekonomicheskii analiz eksporta obrazovatel'nykh uslug // Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika. 2009. № 16 (145). S. 12-18.
53. Rodionov D. G., Kushneva O. A. Ukreplenie rynochnoi pozitsii rossiiskikh universitetov za schet eksporta obrazovatel'nykh uslug // Obshchestvo. Sreda. Razvitie (TerraHumana). 2014. №2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ukreplenie-rynochnoy-pozitsii-rossiyskih-universitetov-za-schet-eksporta-obrazovatelnyh-uslug (data obrashcheniya: 21.08.2020).
54. Rodionov D. G., Kushneva O. A., Rudskaya I. A. Rasshirenie eksporta obrazovatel'nykh uslug v Rossii: organizatsionnye i finansovye aspekty // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki. 2014. №4 (199). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rasshirenie-eksporta-obrazovatelnyh-uslug-v-rossii-organizatsionnye-i-finansovye-aspekty (data obrashcheniya: 21.08.2020).
55. Rodionov D. G., Yaluner E. V., Kushneva O. A. Gonka za liderom: pravitel'stvennaya programma «5-100-2020» // Vestnik LGU im. A.S. Pushkina. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gonka-za-liderom-pravitelstvennaya-programma-5-100-2020 (data obrashcheniya: 21.08.2020).
56. Rudakova O. V., Polyanin A. V., Marchenkova L. M. Rossiya na rynke mezhdunarodnogo obrazovaniya: mirovye reitingi // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. 2015. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-na-rynke-mezhdunarodnogo-obrazovaniya-mirovye-reytingi (data obrashcheniya: 21.08.2020).
57. Ruchkin A. B. Eksport rossiiskogo obrazovaniya v strany Afriki: vyzovy i resursy razvitiya // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksport-rossiyskogo-obrazovaniya-v-strany-afriki-vyzovy-i-resursy-razvitiya (data obrashcheniya: 21.08.2020).
58. Tagirova Sh.V., Krasnova G.A., Nitsevich V.F. Novaya Strategiya razvitiya eksporta obrazovaniya Soedinennogo Korolevstva Velikobritanii i Severnoi Irlandii // Uchenye zapiski OGU. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-strategiya-razvitiya-eksporta-obrazovaniya-soedinennogo-korolevstva-velikobritanii-i-severnoy-irlandii (data obrashcheniya: 21.08.2020).
59. Torkunov A.V. Obrazovanie kak instrument «myagkoi sily» vo vneshnei politike Rossii // Vestnik MGIMO Universiteta. 2012. № 4. S. 85-92.
60. Frolova O.A., Skorodulina E.Yu., Petrov I.E. K voprosu ob opyte i perspektivakh razvitiya eksportnogo potentsiala rossiiskoi sistemy vysshego meditsinskogo obrazovaniya // Smolenskii meditsinskii al'manakh. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-opyte-i-perspektivah-razvitiya-eksportnogo-potentsiala-rossiyskoy-sistemy-vysshego-meditsinskogo-obrazovaniya (data obrashcheniya: 21.08.2020).
61. Chapenko A.A. Analiz eksporta obrazovatel'nykh uslug Rossii na sovremennom etape // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2019. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-eksporta-obrazovatelnyh-uslug-rossii-na-sovremennom-etape (data obrashcheniya: 21.08.2020).
62. Export of Education by Finnish Universities of Applied Sciences publications of jamk university of applied sciences https://www.theseus.fi/bitstream/handle/10024/118723/JAMKJULKAISUJA2262016_web.pdf?sequence=1
63. Export education centerhttps://www.facebook.com/pg/eduexportcenter/posts/
64. Australia’s exports of education serviceshttps://www.rba.gov.au/publications/bulletin/2008/jun/pdf/bu-0608-2.pdf
65. Education export center https://www.eduexport.ru/
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.