Статья 'Правовая основа взаимодействия государственной власти и гражданского общества (на примере г. Санкт-Петербурга)' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial collegium
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Sociodynamics
Reference:

Legal framework of interaction between government authorities and civil society (on the example of Saint Petersburg)

Neznanova Violetta Sergeevna

PhD in Philosophy

Associate professor, Department of State and Municipal Administration, North-West Institute of Management branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

199178, Russia, g. Saint Petersburg, ul. Srednii Prospekt V.o., 57/43

vio.vita@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-7144.2020.6.33292

Received:

21-06-2020


Published:

28-06-2020


Abstract: The subject of this article is the process of interaction between the government and civil society. The goal is to prove that a promising legal framework for the development of dialogue between the government and civil society exists not only in Russia overall, but in separate regions as well. The author achieves the set goal by analyzing the evolution of civil society in Russia and understanding peculiarities of the process of interaction between the government and civil society in Saint Petersburg. The article leans on the data provided by the center “Strategy”, Civic Chamber of the Russian Federation, Civic Chamber of Saint Petersburg , “Center for the Development of Nonprofit Organizations”, etc. The scientific novelty consists in determination of peculiarities influencing the process of interaction between the government and civil society in Saint Petersburg. The main conclusion lies in the statement that Saint Petersburg has a decent legal and social framework for further advancement of interaction between the government and civil society: presence of normative legal base for regulating such interaction; presence of a relatively large number of registered nonprofit organizations in Saint Petersburg; active work of a number of nonprofit organizations reflected in mass media; existence of community boards on the territory of Saint Petersburg. Overall, Saint Petersburg offers all conditions for effective interaction between the government and civil society.


Keywords:

civil society, constitutional state, democracy, third sector, NPO, government, Public Chamber of the RF, Public Chamber of St. Petersburg, Center Strategy, non-profit sector

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Цель данной статьи - доказать, что в Санкт-Петербурге существует многообещающая правовая основа для развития некоммерческого сектора, опираясь на раннее проделанные мной и коллегами исследования и на данные центра «Стратегия», общественной палаты Российской Федерации., общественной палаты Санкт-Петербурга, «Центра развития некоммерческих организаций» и т.д Для исcледования был выбран Санкт-Петербург, так как этот город обладает особенностями, влияющими на взаимодействие государствeнной власти и третьего сектора:

1.ревальвированный уровень общественно-политической активности по сравнению с общероссийским уровнем как учреждений третьего сектора, так и жителей города, ориентированных на общественный контроль за деятельностью государственной власти;

2. признание большинством петербуржцев своей принадлежности к столице с уникальной культурой, которая порождает особый патриотизм по отношению к их малой родине;

3. сочетание ориентации на ценность личности как ведущей ценности, которая характерна для западноевропейской традиции, и высокий уровень коллективизма, который характеризует русский менталитет;

4. значительное представительство в органах государственной власти России уроженцев Санкт-Петербурга, что, однако, не дает преимуществ для социально-экономического развития города по сравнению с другими российскими территориями;

5. сосредоточить внимание на неформальных методах разрешения социально-экономических противоречий, которые, с одной стороны, позволяют формировать эффективные механизмы социального воздействия на государственную власть, в том числе эффективно действующих НКО, а с другой стороны, поддерживают разрешение этих противоречия вне правовых рамок. [7]

Понятие «гражданское общество» является одним из основополагающих в современной социальной философии, политологии, социологии, правоведение. В настоящее время проблемы некоммерческого сектора, которые связаны с индивидом, социальными группами, общественными формированиями и государством, представлены в центр внимания ученых, СМИ, публицистов, политиков. Концепция «гражданского общества», основанная на различных универсальных ценностях, становится все более инвариантной.

Развитие третьего сектора обеспечивает социальную справедливость, ведь именно развитие некоммерческого сектора играет важную роль в развитии правового государства - государства, которое обеспечивает верховенство закона, равенство граждан перед законом и судом, которое основано на принципе разделения властей, который позволяет большому количеству людей, принадлежащих к различным социальным сообществам, участвовать в управлении государством и участвовать в деятельности местных органов власти

Процесс взаимодействия некоммерческого сектора и государственной власти является основополагающим для совместного решения различного спектра социально значимых задач. Государственный сектор не может и не должен брать на себя решение всех социальных проблем общества. Вопросы, затрагивающие интересы жителей и общественных организаций или объединений в демократическом государстве, должны решаться государственными властями с участием соответствующих общественных объединений или организаций.

Труды Аристотеля, Цицерона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса и Ф. Энгельса служат теоретической и методологической основой для дальнейших научных исследований в области философского понимания феномена гражданского общества, под которым очень часто понималось все, что не есть гoсударство. [13]

Сегодня исследователи могут выделить шесть основных этапов развития гражданского общества в России. Первый этап связан с началом развития благотворительности в России, которое совпало с принятием христианства. Церковь стала ее основным учреждением, оказывая различную помощь своей пастве. Второй этап начинается во времена правления Петра I и характеризуется целенаправленным оказанием помощи нуждающимся и усилением влияния на государственный процесс. Третий этап начинается в период реформ 60-70-х годов XIX века, когда система регулирования благотворительной деятельности была передана в руки местного самоуправления в лице земств и городских советов. Четвертый этап, начался в конце XIX века, связан с быстрыми темпами развития благотворительных учреждений, полностью независимых от государственной власти. Пятый этап - советский период, когда элементы некоммерческого сектора (партии, профсоюзы, национальные контрольные комитеты, различные молодежные, ветеранские, женские и т. д. организации) были отождествлены с государством, обеспечивающим социальную справедливость и благотворительность. Шестой этап можно охарактеризовать как современный, который начался в 1992 году, когда доминирующей моделью является государство, в котором государство выступает в роли клиента для организаций, представляющих некоммерческий сектор. С одной стороны, это способствует развитию институтов гражданского общества (местного самоуправления, некоммерческих организаций (называемых НКО)), а с другой стороны, не обеспечивает полного контроля общества над государством. [2]

Для решения важнeйших социaльных задач значительную роль играют некoммерческие организации. Вопросы, затрагивающие проблемы граждан могут быть продуктивно решены властями в диалоге с соответствующими общественными объединениями или в консультации с ними. Необходимость взаимодействия государства и некоммерческого сектора обосновывается тем фактом, что государство и третий сектор имеют в значительной степени схожие интересы, функции, задачи. Основная причина необходимости диалога между государством и общественными организациями заключается в том, что большинство некоммерческих организаций создаются для решения тех же проблем, с которыми власти работают каждый день. Основными задачами государства и некоммерческого сектора являются забота о малообеспeченных, бoльных, социально неблагополучных жителей (города,района), помощь в воспитание и в образование детей и подростков, сохранение и развитие культуры, защита прав и свобод и многое другое, что не может быть предоставлено только государством или только на коммерческой основе. Намного эффективнее решать социальные задачи консолидировано, передавая решение значительной части сoциальных услуг третьему сектору .

В качестве примера целесообразно представить опыт Центра «Стратегия» как один из примеров продуктивного сотрудничества НКО с органами государственной и муниципальной власти. Центр стратегии - общественная организация, созданная в начале 1993 года группой депутатов городского совета и жителей города с активной социальной позицией. Целью центра является содействие формированию некоммерческого сектора, правопорядка, посредством реализации проектов и программ, направленных на развитие социального партнерства, ответственности органов власти и центров государственной политики. Центр «Стратегия» сформировался как активная научно-образовательная некоммерческая организация. Наряду с исследованиями, направленными на анализ процессов формирования структур третьего сектора, центр организует образовательные семинары, конференции, круглые столы., разработан ряд законопроектов по заказу Законодательного Собрания .

Основные программы центра: 1) «Региональный Омбудсмен и Права Человека» и Развитие института Уполномоченного по правам человека; 2) Интегральная программа «Развитие публичной политики и Центров публичной политики». С помощью программ Взаимодействие НКО и власти, Противодействие коррупции центром был создан проект «Усиление эффективности сотрудничества НКО с исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в процессе противодействия коррупции». Центр является примером сотрудничества и диалога власти и «третьего сектора». [12]

Так же стоит отдельно рассмотреть деятельность Общественной палаты Российской Федерации, которая была организована в соответствии с федеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации». Согласно закону, Общественная палата избирается каждые три года и осуществляет помощь во взаимодействие жителей с государственной власти и местным самоуправлением для сведений об интересах и проблем граждан, защиты их прав и свобод при формирoвании и реализации государственной политики.

Согласно федеральному закону №235-ФЗ от 23 июля 2013 года Общественная палата состоит из 168 членов, которые составляют 3 равнозначные группы. Это 40 граждан, которых указом утверждает Президент РФ; 85 представителей региональных общественных палат; 43 представителя общероссийских общественных объединений.

Для обеспечения независимой общественной экспертизы законопроектов, Общественная палата и Государственная Дума подписали Соглашение об информационном сотрудничестве. В 2009 г., благодаря поправкам в законодательство, был установлен порядок, в соответствии с которым социально значимые законопроекты в обязательном порядке проходят экспертизу Общественной палаты. Палата использует различные формы взаимодействия с гражданами: слушания, собрания, круглые столы, встречи, конференции и т. д. [10]

Палата Санкт-Петербурга принимает активное участие в подготовке законопроектов (разрабатывает предложения в области законодательства и социально-экономического развития Санкт-Петербурга, а также проводит общественную экспертизу проектов правовых актов и программ социально-экономического развития), укрепляет ценности идеи гражданского общества. Организует общественную работу для развития города (проводит общественные обсуждения, семинары, круглые столы и т.д.). Рассматривает обращения организаций, жителей и учитывает ( после их анализа) поступившие от них предложения. Ведет диалог с исполнительной властью. Обращается в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга с запросами. Регулирует создание, работу общественных советов при главах администраций районов Санкт-Петербурга. Содействует развитию патриотизма (участвует в награждении граждан, представляет Общественную Палату на федеральном уровне). Общественная Палата Санкт-Петербурга состоит из 8 постоянно действующих комиссий: 1) По научно-промышленной политике, развитию предпринимательства и инвестициям; 2) По развитию гражданского общества, связям с общественными организациями и взаимодействию со СМИ; 3) Комисcия по транспорту, дорожному хозяйству и городской инфраструктуре; 4) Комиcсия по культуре, установке памятников и рекламе; 5) Комисcия по взаимодействию с правоохранительными органами, силовыми структурами, судебно-правовой системой, ОНК и общественными советами силовых структур; 6) Комиcсия по оптимизации деятельности органов власти и управления Санкт-Петербурга и координации взаимодействия районных структур; 7) Комиcсии по социальным вопросам и здравоохранению; 8) Комиcсии по образованию. [11]

Коснувшись темы диалога между гражданским обществом и государственной властью в Санкт-Петербурге, также стоит упомянуть «Центр развития некоммерческих организаций». Межрегиональная благотворительная общественная организация «Центр развития некоммерческих организаций» осуществляет деятельность, направленную на развитие некоммерческих организаций, инициативных групп, благотворительных инициатив и помощи. Партнерами центра являются следующие государственные организации: 1) Общественная палата Российской Федерации; 2) Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию благотворительности и волонтерства; 3) Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга; 4) Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга; 5) Комитет здравоохранения Санкт-Петербурга; 6) Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга; 7) Центры здоровья; 8) Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга.

В НКО нуждаются и государство и бизнес, они дополняют их, создавая равнoвесие. Эффективно работающие и обеспеченные рeсурсами НКО нужны общeству, чтобы возникающие социальные вопросы решались силами гражданской инициативы. Государственная поддержка НКО обеспечивается с помощью системы дoгoворoв с участием НКО и оргaнов государственной влaсти Механизмами, обеспечивающими такое сотрудничество трех секторов, выступают конкурсные и грантовые программы, социальные форумы, содействие развитию фондов местного сообщества и др.

В Санкт-Петербурге действует достойная юридическая и социальная база для дальнейшего развития взаимодействия государственной власти и гражданского общества: наличие нормативной правовой базы, регламентирующей взаимодействие; наличие относительно большого количества зарегистрированных НКО в Санкт-Петербурге; активная деятельность ряда НКО, отражаемая в СМИ; наличие общественных советов, действующих на территории Санкт-Петербурга. Это можно рассмотреть на примере диалога НКО - Центра «Стратегия» и государственной власти, который свидетельствует о том, что в Санкт-Петербурге существует хорошая основа для дальнейшего развития взаимодействия власти и третьего сектора, что в будущем усилит авторитет властей, социальную ответственность коммерческого сектора, повысит социальную ответственность и активность горожан, консолидируют работу органов государственной власти, некоммерческого сектора и коммерческого сектора для достижения эффективных результатов в реализации городской социально-экономической политики и повышения качества и уровня жизни жителей Санкт-Петербурга, города федерального значения.

References
1. Neznanova V.S. Vzaimootnosheniya grazhdanskogo obshchestva i vlasti v Rossii v sotsial'no-istoricheskom kontekste/V.S.Neznanova//NTV SPbGPU. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki.-2015.-№1(215).-S.140-145
2. Tretii sektor i ego rol' v sotsial'noi zashchite naseleniya. URL: http://soc-work.ru/article/24 (data obrashcheniya: 30.06.2019).
3. O nekommercheskikh organizatsiyakh: feder. zakon ot 12.01.1996 № 7-FZ. URL: http://www.consultant.ru/ popular/nekomerz/ (data obrashcheniya: 10.05.2019).
4. Neznanova V.S. Rol' grazhdanskogo obshchestva v ekologicheskom vospitanii lichnosti rebenka/ V.S. Neznanova //Internet i tsifrovoe prostranstvo postmaterial'nye tsennosti molodezhi:Sbornik nauchnykh trudov/ pod.red. K.V.Sultanova.-SPb.,2018.-S.406-408.
5. Neznanova V.S. Rol' grazhdanskogo obshchestva v dukhovno-nravstvennom vospitanii detei / V.S. Neznanova //Istoricheskoe soznanie i postmaterial'nye tsennosti: Sbornik nauchnykh statei/ pod.red. K.V.Sultanova.-SPb.,2019.-S.484-486
6. Puyu Yu.V. V sbornike: Istoricheskoe soznanie i postmaterial'nye tsennosti sbornik nauchnykh statei po materialam XXVI Mezhdunarodnoi konferentsii "Rebenok v sovremennom mire. Formirovanie istoricheskogo soznaniya", Sankt-Peterburg, 17-19 aprelya 2019 goda. glavnyi redaktor i avtor-sostavitel' K. V. Sultanov; otvetstvennye za vypusk: I. B. Romanenko, A. A. Voskresenskii; chleny redkollegii: I. B. Romanenko, A. A. Gryakalov, Yu. V. Puyu, V. A. Rabosh, K. S. Pigrov, M. Yu. Puchkov. 2019. S. 58-61.
7. Neznanova, Violetta Sergeevna Problema vzaimodeistviya grazhdanskogo obshchestva i gosudarstvennoi vlasti : filosofskii analiz : avtoreferat dis. ... kandidata filosofskikh nauk : 09.00.11 Moskva 2018
8. Neznanova V.S.Ponyatie grazhdanskogo obshchestva v zapadnoevropeiskoi filosofskoi traditsii/V.S.Neznanova,Yu.V.Puyu// Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta .-2015.-№ 5 (46).-S.259-261.
9. Neznanova V.S.Sotsial'no-filosofskie faktory funktsionirovaniya grazhdanskogo obshchestva v usloviyakh globalizatsii /V.S.Neznanova //Nauchnoe mnenie.-2016.-№8-9.-S.125-129
10. Ofitsial'nyi sait Obshchestvennoi palaty Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs] // Rezhim dostupa: www.oprf.ru .-Zagl. s ekrana.-Na rus.yaz. Data:15.08.2019.
11. Ofitsial'nyi sait Obshchestvennoi palaty Sankt-Peterburga [Elektronnyi resurs] // Rezhim dostupa: http://palataspb.ru-Zagl. s ekrana.-Na rus.yaz. Data:15.08.2019.
12. Ofitsial'nyi sait Tsentra «Strategiya» [Elektronnyi resurs] // Rezhim dostupa: http://www.strategy-spb.ru/-Zagl. s ekrana.-Na rus.yaz. Data:15.08.2019.
13. Golovistikova A.N., Dmitriev Yu.A. Problemy teorii gosudarstva i prava. M.: Eksmo, 2005. 832 s.
14. Puyu Yu.V. Politicheskoe manipulirovanie: vchera, segodnya, zavtra // Filosofiya prava. 2011. № 1. S. 49-51
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.