Статья 'Основные направления концептуализации виртуальных социальных сетей в современной социально-гуманитарной науке' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial collegium
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Sociodynamics
Reference:

Main directions of conceptualization of virtual social networks within the modern social science and the humanities

Rudenkin Dmitry

PhD in Sociology

Docent, the department of Integrated Marketing Communications and Branding, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin

620144, Russia, Sverdlovskaya oblast', g. Ekaterinburg, ul. Chapaeva, 16, aud. 204

d.v.rudenkin@urfu.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-7144.2020.2.32262

Received:

24-02-2020


Published:

02-03-2020


Abstract: This article carries a theoretical-methodological character. The key goal consists in the revision of theoretical-methodological approaches f social science and the humanities towards analyzing virtual social networks. The author notes that currently within social science and the humanities has formed a strong contradiction between the growing relevance of studying virtual social networks and the absence of viable conceptual foundation for conducting such studies. An attempt is made to overcome such contradiction by referring to the analysis of established vectors of research of the virtual social networks for the purpose of systematization of inherent to them substantive peculiarities. Methodologically, the article is based on the analysis of most cited and resonant theoretical works dedicated to examination of the virtual social networks, published in Russian and foreign sources prior to writing this article. The author concludes that at least four main directions can be determined in the context of relevant research on virtual social networks: socio-philosophical, socio-psychological, communicative, and utilitarian. Despite the fact that these directions do not contradict each other, they suggest different perspective of studying the virtual social networks; therefore, it is difficult to build a holistic representation on the essence of such networks. The scientific novelty of this work is defined by a rare attempt to systematize the relevant scientific approaches towards analyzing the virtual social networks, and proposal of the original classification of such approaches that has not been previously described in the scientific literature.


Keywords:

Social networks, Internet, Virtual social networks, Social media, Theoretical analysis, Methodology analysis, Social networks theory, Digital society, Media theory, Digitalization

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение

Разработка теоретико-методологических подходов к исследованию виртуальных социальных сетей продолжает оставаться одним из наиболее запутанных и сложных вопросов социально-гуманитарной науки. Стремительное проникновение таких сетей в повседневную реальность жителей разных стран мира уже не раз подтверждалось как зарубежными исследователями [27], так и российскими [17], поэтому не удивительно, что вопрос об эффектах и рисках данного процесса поднимается в науке довольно регулярно [15]. Однако относительная новизна темы виртуальных социальных сетей для социально-гуманитарной науки и крайне высокая динамика развития подобных сервисов осложняют разработку полноценных концептуальных подходов, которые могли бы стать фундаментом исследований в соответствующей предметной области. Складывается противоречивая ситуация: социально-гуманитарная наука одновременно и проявляет акцентированный интерес к анализу виртуальных социальных сетей, и лишена проработанной исследовательской оптики, с помощью которой подобный анализ можно было бы реализовать. Один из перспективных шагов по преодолению этого противоречия связан с ревизией и систематизацией тех разрозненных наработок в области анализа виртуальных социальных сетей, которые сложились в социально-гуманитарной науке к настоящему моменту. Цель данной статьи заключается в выполнении именно такой теоретико-методологической работы. Обращаясь к анализу сложившихся наработок социально-гуманитарной науки в области описания виртуальных социальных сетей, мы намерены выявить их ключевые содержательные аспекты, а также проанализировать присущие им эвристические возможности и ограничения.

Прежде чем перейти непосредственно к ревизии актуальных подходов социально-гуманитарной науки к концептуализации виртуальных социальных сетей, мы бы хотели пояснить один терминологический нюанс. Сложности концептуализации виртуальных социальных сетей в современной науке, по нашим наблюдениям, прослеживаются уже на уровне терминологии. В наиболее общем виде термин «виртуальная социальная сеть» обычно интерпретируется исследователями как система неиерархических связей, которые возникают между пользователями информационных сетей и воспроизводятся на базе специализированных ресурсов таких сетей, имеющих для этого подходящий функционал [20, с. 125]. Тем не менее, даже поверхностный анализ научной литературы показывает, что в этом значении нередко употребляются и иные термины: «социальные сети» [14] или «социальные медиа» [16]. Более того, встречаются и ситуации, когда в рамках одной и той же работы авторы периодически используют понятия «виртуальная социальная сеть» и «социальная сеть» как фактические синонимы [19]. Очевидно, что это разные по смыслу термины, и путать их – ошибка. Термин «социальная сеть» был введен в категориальный аппарат науки задолго до появления Интернета и традиционно применялся для описания любых форм неиерархических социальных связей [18, с. 125]. В свою очередь, «социальные медиа» в специализированной литературе описываются скорее как способ распространения информации, чем как система общения пользователей [10]. Использовать эти термины как синонимы «виртуальных социальных сетей» неверно: это родственные, но отнюдь не тождественные понятия. Вероятно, эта досадная терминологическая путаница – закономерное следствие относительной новизны темы, и прояснение четких границ между этими понятиями в будущем еще случится. Тем не менее, существование этой путаницы сейчас вынуждает нас в своем анализе обращаться к изучению не только тех источников, в которых обозначен прямой интерес именно к виртуальным социальным сетям, но и к тем работам, в которых соответствующая проблематика раскрывается через понятия «социальные сети» и «социальные медиа».

В основе текста этой работы лежит обзор актуальной теоретико-методологической литературы, посвященной концептуализации виртуальных социальных сетей в социально-гуманитарной науке. Опираясь в своей работе на такие общенаучные методы, как анализ, классификация и обобщение, мы намереваемся выявить и описать основные направления концептуализации виртуальных социальных сетей в современной социально-гуманитарной науке.

Сложившиеся векторы концептуализации виртуальных социальных сетей

Анализ актуальных теоретико-методологических работ, посвященных проблематике виртуальных социальных сетей, позволяет нам выделить как минимум четыре направления, которые с той или иной интенсивностью сейчас представлены в этой предметной области: социально-философское, социально-психологическое, коммуникативное, а также утилитаристское. Придерживаясь похожих взглядов на базовую сущность виртуальных социальных сетей, авторы, работающие в рамках каждого из этих направлений, делают акцент на специфических сторонах этого явления, поэтому обозначенные ими аналитические ракурсы оказываются несколько различными.

Рассмотрим подробнее каждое из упомянутых направлений.

1). Социально-философское направление. Эта теоретико-методологическая традиция берет начало от классических социально-философских и социологических трудов. Вероятно, именно по этой причине она появилась несколько раньше остальных и проявилась еще в трудах, написанных в начале 2000-х гг. Виртуальная социальная сеть осмысливается представителями данного направления как специфическая сфера коммуникации индивидов, которая способствует поддержанию между ними интенсивных неиерархических связей. Данная установка прослеживается во многих популярных научных работах, фокусирующихся на анализе виртуальных социальных сетей: в частности, именно такой подход прослеживается в работах М. Кастельса [8], А. Барда и Я. Зодерквиста [1], Б. Латура [11] и др. Несомненный эвристический потенциал такого понимания виртуальных социальных сетей – в его преемственности по отношению к прежним наработкам социально-гуманитарной науки: исследователи изначально опираются на классические социологические модели и прослеживают, как могут меняться эти модели из-за активного распространения неиерархических связей, которое происходит из-за стремительных темпов интернетизации общества. Тем не менее, такое направление концептуализации виртуальных социальных сетей все же имеет некоторые ограничения. В частности, проблема заключается в том, что сама по себе проблематика виртуальных социальных сетей рассматривается перечисленными авторами лишь как один из ключевых вопросов. Теоретики, которые работают в рамках этого направления, поднимат в своих трудах гораздо более глобальные вопросы, связанные с общими аспектами жизни сетевого общества. Поэтому в фокусе внимания сторонников этого направления чаще оказываются не сами виртуальные сети, а скорее контекст их возникновения и существования.

2). Социально-психологическое направление. В русле тех исследований, которые опираются на эту теоретико-методологическую традицию, основной исследовательский фокус смещен на изучение особенностей сознания и психических реакций различных людей, пользующихся виртуальными социальными сетями. В логике этого направления выдержаны работы таких авторов, как Н. Джонсон и Х. Кин [24], М. Милхам и Д. Аткин [25], Е. П. Белинская и П. Ю. Прилуцкая [2], а также ряда других исследователей. В рамках такого направления к осмыслению виртуальных социальных сетей основной акцент делается на социально-психологических особенностях различных пользователей и факторах их восприимчивости к контенту, который тиражируется в таких сетях. Перспективность этого направления изучения виртуальных социальных сетей – в его тщательном и последовательном внимании к пользователю и его реакциям. С другой стороны, работам, которые придерживаются такого подхода к виртуальным социальным сетям, свойственен некоторый редукционизм: центральный фокус анализа в данном случае смещается с описания виртуальных социальных сетей в сторону диагностики и понимания специфических реакций пользователей. И хотя данный ракурс изучения виртуальных социальных сетей обладает большим потенциалом в изучении ряда специфических тем (таких, например, как киберсоциализация), у него все же есть ограничения.

3). Коммуникативное направление. Виртуальная социальная сеть в ракурсе этого направления рассматривается как особая коммуникативная среда, которая порождает своеобразный тип коммуникации между индивидами. Специфика коммуникации, которая происходит на базе таких сетей, заключается как раз в ее виртуальности, локализации общения в пространстве современных информационных ресурсов. О том, что такая коммуникация специфична, пишут как зарубежные исследователи [3, 22, 26], так и отечественные ученые [5, 7, 21]. Виртуальность коммуникации, которая происходит на подобных ресурсах в Интернете, рассматривается авторами подобных исследований как предпосылка повышения скорости и анонимности обмена информацией. Кроме того, внимание сторонников этого подхода привлечено и к феномену так называемого «User Generated Content» (UGC – контент, создаваемый пользователями сети) и его роли в коммуникации индивидов. Явное преимущество такого направления концептуализации виртуальных социальных сетей – в акцентированном внимании к их внутренней морфологии и принципиальном учете влияния виртуальности коммуникации на характер происходящего общения пользователей. Вместе с тем, сложность, заключается в том, что опора на коммуникативное понимание виртуальных социальных сетей смещает и сужает пространство их концептуализации: основной акцент делается именно на процессе обмена информацией, тогда как контекст этого обмена информацией остается скорее за рамками внимания.

4). Утилитаристское направление. Данный подход предполагает вторичное внимание к природе виртуальных социальных сетей и концентрацию на частных эффектах их социальной роли. Такой подход к виртуальным социальным сетям прослеживается в трудах многих зарубежных и отечественных исследователей, фокусирующихся на анализе практических направлений использования виртуальных социальных сетей для управления общественным мнением и запросами различных социальных групп [12, 23, 28]. В фокусе подобных исследований обычно оказывается прагматичная, сугубо утилитарная проблематика: перспектива использования виртуальных социальных сетей для профилактики деструктивных активностей (девиантных практик, преступности) или, наоборот, для стимуляции социально одобряемых активностей (таких, как ведение здорового образа жизни или занятия спортом). Характерно, что хотя в рамках таких исследований феномен виртуальных социальных сетей изучается относительно подробно, его четкая и однозначная интерпретация в работах данного направления чаще всего отсутствует. Виртуальные социальные сети трактуются авторами данного направления сугубо инструментально и понимаются как коммуникативная среда, которая интенсифицирует и ускоряет традиционные социальные процессы, открывая перспективные возможности для работы с общественным мнением. Явное преимущество такого подхода к концептуализации виртуальных социальных сетей – в его подчеркнутом прагматизме: опора на такой подход позволяет прослеживать конкретные эффекты, связанные с социальной ролью виртуальных социальных сетей, и опираться на понимание этих эффектов в управленческой практике. Проблема, однако, заключается в некоторой спекулятивности такого понимания виртуальных социальных сетей: опора на утилитаристскую концептуализацию позволяет понимать социальные эффекты и риски, связанные с виртуальными социальными сетями, но мало способствует пониманию природы самого этого феномена и факторов, которые на него влияют.

Следует подчеркнуть, что в данной работе мы принципиально воздерживаемся от претензий на разработку некой всеобъемлющей типологии направлений анализа виртуальных социальных сетей и описываем лишь одну из потенциально возможных классификаций. Поэтому очевидно, что представленный выше перечень направлений может быть как скорректирован, так и дополнен. Тем не менее, мы полагаем, что представленная выше типология аналитических направлений иллюстративна и довольно наглядно отражает состояние исследований в соответствующей предметной области. По крайней мере, в рамках актуальных эмпирических исследований мы прослеживаем опору на каждую из перечисленных аналитических традиций: и на социально-философскую [13], и на социально-психологическую [4], и на коммуникативную [9], и на утилитаристскую [6]. Поэтому мы полагаем, что по данной классификации подходов можно более или менее достоверно судить о том, как выглядят современные направления концептуализации виртуальных социальных сетей, и о том, какие аналитические возможности они открывают перед учеными.

Дальнейшие перспективы концептуализации виртуальных социальных сетей

Примечательный результат, к которому привел нас теоретико-методологический анализ, заключается в том, что в современной социально-гуманитарной науке сложились довольно разные векторы концептуализации виртуальных социальных сетей, каждый из которых обладает не только привлекательными аналитическими возможностями, но еще и рядом существенных ограничений. Наверное, можно даже говорить о том, что каждому из устоявшихся направлений анализа присущ некоторый редукционизм: все представленные аналитические векторы акцентируют внимание только на одних аспектах существования виртуальных социальных сетей и уделяют меньший интерес остальным. В сущности, сложившаяся полифония подходов к концептуализации виртуальных социальных сетей и приводит к возникновению противоречия между актуальностью исследований в данной предметной области и отсутствием устойчивого теоретико-методологического фундамента, на базе которого были бы возможны такие исследования. Сложившиеся подходы к концептуализации виртуальных социальных сетей не противоречат друг другу напрямую, но все же акцентируют довольно разные стороны существования изучаемого феномена, поэтому исследования, которые ведутся в этой предметной области, остаются эклектичными и плохо подвергаются комплексному обобщению. Иначе говоря, в актуальной литературе прослеживается как минимум четыре аналитических направления изучения виртуальных социальных сетей, каждое из которых изучает этот феномен со своих позиций. В результате представление о виртуальных социальных сетях как о комплексном и многогранном феномене выстроить сложно: в рамках каждого из нынешних направлений описать их сущность можно по-своему.

Сложившаяся ситуация обостряет запрос на разработку комплексного понимания виртуальных социальных сетей, которое смогло бы объединить разрозненные наработки в единую аналитическую модель. Наверное, с нашей стороны было бы не совсем правильно претендовать на разработку такого комплексного понимания в рамках ограниченного объема данной статьи. Решение этой задачи не входит в задачи этой работы и существенно отклонит ее текст от исходного замысла. Тем не менее, мы вполне можем обобщить те ключевые возможности и ограничения, которые сложились в рамках каждого из устоявшихся направлений концептуализации виртуальных социальных сетей в современной науке.

Проведенный анализ позволяет нам предположить, что комплексный подход к пониманию виртуальных социальных сетей именно как многогранного феномена должен сбалансировано учитывать как минимум четыре важных обстоятельства, каждое из которых уже отражено в рамках одного из существующих исследовательских направлений:

во-первых, виртуальная социальная сеть – такая же система неиерархических социальных связей, какой является любая другая социальная сеть;

во-вторых, в рамках этой системы коммуницируют конкретные пользователи, которым присущи специфические модели поведения и особенности мышления;

в-третьих, коммуникация на базе таких сетей происходит в виртуальном пространстве, и это накладывает на нее свой отпечаток;

в-четвертых, природа виртуальных социальных сетей делает их удобной площадкой для практической работы и управления общественным мнением.

Опираясь на результаты проделанной теоретико-методологической работы, мы полагаем, что сбалансированное внимание к каждому из этих аспектов позволит выработать более комплексное и многогранное определение виртуальных социальных сетей.

Заключение

Подведем краткий итог проделанной работе. Ключевой импульс, вдохновивший нас на написание данной статьи, был связан со стремлением продвинуться в решении специфического противоречия, которое возникло между прогрессирующей актуальностью исследований виртуальных социальных сетей в современной социально-гуманитарной науке и зыбкостью того теоретико-методологического фундамента, на базе которого такие исследования возможно проводить. Для того чтобы продвинуться в преодолении этого противоречия, мы обратились к теоретико-методологической ревизии тех направлений анализа виртуальных социальных сетей, которые уже устоялись в социально-гуманитарной науке, для того, чтобы выявить их ключевые содержательные особенности, а также систематизировать информацию об их эвристических возможностях и ограничениях. Этот анализ позволил нам установить, что в современной социально-гуманитарной науке прослеживается как минимум четыре различных направления анализа виртуальных социальных сетей, каждое из которых делает акцент на отдельных аспектах существования этого феномена: социально-философское, социально-психологическое, коммуникативное и утилитаристское. И хотя между акцентами, которые обозначают все эти направления, отсутствуют какие-то острые противоречия, они все же фокусируются на разных сторонах вопроса, поэтому единый концептуальный фундамент изучения виртуальных социальных сетей на их основе выстраивается очень сложно.

В будущем такой единый концептуальный фундамент, вероятно, еще будет сформирован. Исследования виртуальных социальных сетей – новое и пока не до конца оформленное направление социально-гуманитарной науки, которое испытывает закономерные сложности с выработкой специфического категориального аппарата и формулировкой ясных аналитических моделей. Однако прогрессирующая актуальность исследований в этой области стимулирует активное развитие соответствующих научных разработок и благоприятствует совершенствованию используемой исследовательской оптики. Поэтому сомнений в том, что анализ виртуальных социальных сетей в будущем будет строиться на более сложных и комплексных аналитических моделях, у нас нет. Тем не менее, на данный момент мы можем лишь рассуждать о преимуществах и ограничениях уже существующих аналитических направлений и предполагать перспективные векторы дальнейшего развития исследований в этой области. И нам бы хотелось пригласить коллег к дальнейшей дискуссии по теме.

References
1. Bard A., Zoderkist Ya. Netokratia. Novaya pravyashchaya elita i zhizn' posle kapitalizma. – Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Stokgol'mskoi shkoly ekonomiki v Sankt-Peterburge, 2004. – 252 s.
2. Belinskaya E. P., Prilutskaya P. Yu. Vzaimosvyaz' virtual'nogo sotsial'nogo statusa i lichnostnykh osobennostei pol'zovatelei sotsial'noi seti instagram // Vestnik RGGU. Seriya: Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovanie. – 2019. – № 4. – S. 116–130.
3. Bol'ts N. Azbuka media / Per. s nem. L. Ionin, A. Chernykh. – M.: Evropa, 2011. – 136 s.
4. Voronin V. N., Iontseva M. V., Kerre M. S. Issledovanie aktsentirovannykh potrebnostei molodezhi, udovletvoryaemykh v srede virtual'nykh sotsial'nykh setei // Vestnik universiteta. – 2017. – № 11. – S. 180–188.
5. Gapich A. E. Rol' sotsial'nykh media i virtual'nykh kommunikatsii v rasprostranenii molodezhnogo protesta // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. – 2015. – № 12. – S. 224–226.
6. Igumnov S. A., Zaretskii V. V., Shamarova E. Yu. Virtual'naya sreda i sotsial'nye seti kak faktor vliyaniya na autodestruktivnoe povedenie podrostkov i molodezhi // Voprosy psikhicheskogo zdorov'ya detei i podrostkov. – 2018. – № 3. – S. 116–128.
7. Kaminchenko D.I. «Novye» sredstva massovoi informatsii i sotsial'nye media kak sub''ekt politicheskogo protsessa. – N. Novgorod: Nizhegorodskii gosudarstvennyi universitet im. N.I. Lobachevskogo, 2015, 247 s.
8. Kastel's M. Galaktika Internet: Razmyshleniya ob Internete, biznese i obshchestve. – Ekaterinburg: U-Faktoriya. – 2004. – 328 s.
9. Korshunova D. A. Virtual'nye gorodskie soobshchestva v sotsial'nykh setyakh kak odna iz form mediatsii v kul'turnom prostranstve goroda // Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke. – 2018. – № 1. – S. 199–207.
10. Kumpilov T. M. Sovremennye podkhody k issledovaniyu sotsial'nykh media // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Severo-Kavkazskii region. Obshchestvennye nauki. – 2019. – № 3 (203). – S. 13–16.
11. Latur B. Seti, obshchestva, sfery: Razmyshleniya odnogo iz sozdatelei aktorno-setevoi teorii // Sotsial'nye seti i virtual'nye setevye soobshchestva. Sbornik nauchnykh trudov. – M, 2013. – S. 70–75.
12. Lisina O. V. Konstruirovanie rossiiskoi molodezh'yu ZOZh-imidzha v setevom foto-servise Instagram: real'nye i virtual'nye zdorov'e sberegayushchie praktiki // // Upravlenie ustoichivym razvitiem. – 2016. – № 4. – S. 76–80.
13. Lopatinskaya T.D. Chelovek-tekhnogennyi v virtual'nom prostranstve sotsial'nykh setei // Filosofiya i kul'tura. – 2018. – № 6 (126). – S. 68–77.
14. Mal'tseva S. M., Balashova E. S., Egorova T. A. Sotsial'naya set' kak sredstvo udovletvoreniya potrebnostei cheloveka v usloviyakh virtual'noi real'nosti // Obrazovanie i nauka v sovremennom mire. Innovatsii. – 2019. – № 6 (25). – S. 87–93.
15. Mararitsa L. V., Titov S. M. Sotsial'nyi mir cheloveka v epokhu virtual'nykh sotsial'nykh setei // Informatsionnoe obshchestvo. – 2017. – № 2. – S. 30–36.
16. Pronkina E. S. Reprezentatsii lichnoi zhizni v sotsial'nykh media (na primere sotsial'noi seti Vkontakte) // Observatoriya kul'tury. – 2017. – № 4. – S. 404–410.
17. Reutov E. V., Reutova M. N. Sotsial'nye seti v real'nom i virtual'nom prostranstve mestnykh soobshchestv: granitsy peresecheniya // Vlast'. – 2017. – № 5. – S. 68–73.
18. Selezenev R. S., Skripak E. I. Sotsial'nye seti kak fenomen informatsionnogo obshchestva i spetsifika sotsial'nykh svyazei v ikh srede // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2013. – № 2(54). – S. 125–130.
19. Ustinkina K. G. Virtual'nye sotsial'nye seti kak ob''ekt izucheniya // Sotsiologiya nauki i tekhnologii. – 2016. – № 1(7). – S. 194–200.
20. Cherepanova T. V. Virtual'nye sotsial'nye seti kak fenomen sovremennoi kul'tury // Vіsnik marіupol's'kogo derzhavnogo unіversitetu. seriya: fіlosofіya, kul'turologіya, sotsіologіya. – 2012. – № 4. – S. 123– 128.
21. Chernykh A. Mir sovremennykh media. – M.: Izdatel'skii dom «Territoriya budushchego». 2007. – 312 s.
22. Eek-Karlsson L. Between responsibility and positioning: a study about young people’s interactions in social media. – Young . – 2018. – No 27(1). – pp. 1–17. – DOI:10.1177/1103308818761413
23. Jeske D., Shultz, K. Using social media content for screening in recruitment and selection: pros and cons // Work, Employment and Society. – 2015. – Vol. 30. No 3. – pp. 535–546. – DOI:10.1177/0950017015613746
24. Johnson N., Keane H. Internet addiction? Temporality and life online in the networked society // Time & Society. – 2015. – Vol. 26. No. 3. – pp. 267–285. – DOI: 10.1177/0961463x15577279
25. Millham M., Atkin D. Managing the virtual boundaries: Online social networks, disclosure, and privacy behaviors // New Media & Society. – 2018. № 1 (20). – pp. 50–67. DOI: 10.1177/1461444816654465
26. Papsdorf C. How the Internet automates communication // Information, Communication & Society. – 2015. Vol. 18. No. 9. – pp. 991–1005. – DOI: 10.1080/1369118x.2015.1008539
27. Pradeep, P. Sriram, S. The Virtual World of Social Networking Sites: Adolescents Use and Experiences // Psychology & Developing Societies. – 2016. – No. 28 (1). – pp. 139–159. – DOI: 10.1177/0971333615622911.
28. Ridout, B., Campbell, A. The Use of Social Networking Sites in Mental Health Interventions for Young People: Systematic Review // Journal of medical Internet research. – 2018. – Vol. 20. No 12. – pp. 122–244. – DOI: 10.2196/12244.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.